Научная статья на тему 'Проблемы формирования устойчивых конкурентных стратегических преимуществ организации в условиях риска'

Проблемы формирования устойчивых конкурентных стратегических преимуществ организации в условиях риска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / РИСК / КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ / STRATEGY / COMPETITIVE ADVANTAGE / STRATEGIC COMPETITIVE ADVANTAGE / RISK / COMMERCIAL ORGANIZATION / STABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рязанов И.Е.

В статье актуализируется природа конкурентных преимуществ коммерческой организации, их тесная связь со стратегией развития. Рассматривается структура конкурентных преимуществ, излагаются принципы их формирования в условиях риска. Систематизируются ограничения, которые препятствуют формированию стратегических конкурентных преимуществ организации, подчеркивается необходимость комплексного рассмотрения их природы. Результаты исследований могут быть использованы при формировании стратегии развития коммерческой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of creating a sustainable strategic competitive advantage of the organization in terms of risk

The article is updated, the nature of the competitive advantages of a commercial organization, their close relationship with the development strategy. The structure of the competitive advantages that outlines the principles of their formation in terms of risk. Systematized the limitations that prevent the formation of strategic competitive advantage of the organization, emphasizes the need for a comprehensive consideration of their nature. The research results can be used in the formation of strategy of development of the commercial organization.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования устойчивых конкурентных стратегических преимуществ организации в условиях риска»

New university

Economics & Law 2015. № 5 (51)

ISSN 2221-7347

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

УДК 65.011

И.Е. Рязанов*

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РИСКА

В статье актуализируется природа конкурентных преимуществ коммерческой организации, их тесная связь со стратегией развития. Рассматривается структура конкурентных преимуществ, излагаются принципы их формирования в условиях риска. Систематизируются ограничения, которые препятствуют формированию стратегических конкурентных преимуществ организации, подчеркивается необходимость комплексного рассмотрения их природы. Результаты исследований могут быть использованы при формировании стратегии развития коммерческой организации.

Ключевые слова: стратегия, конкурентное преимущество, стратегическое конкурентное преимущество, риск, коммерческая организация, устойчивость.

Глобальные изменения в мировой экономике последнего времени продемонстрировали слабую способность экономических систем разных масштабов и финансовой архитектуры адаптироваться к новым, более рисковым условиям хозяйствования.

Высокие издержки продолжающейся интеграции субъектов хозяйствования породили множество концептуальных противоречий, заставили усомниться в способности саморегулирования и доказали необходимость постоянного экономического вмешательства, финансового администрирования процессов рыночной циркуляции капитала, финансовых ресурсов и др.

Остановимся подробнее на влиянии происходящих изменений на одну из ключевых составляющих рыночной устойчивости организации, стабильности ее позиционирования, т.е. категории «конкурентные преимущества».

Руководство практически каждой коммерческой организации как минимум единожды оценивало свой рыночный потенциал, задумывалось над тем, способна ли компания своим существованием влиять на окружающую реальность, каковы ее возможности для сохранения и

© Рязанов И.Е., 2015.

DOI: 10.15350/2221-7347.2015.5

Рязанов Иван Евгеньевич - кандидат экономических наук, доцент, Московский гуманитарноэкономический институт.

21

Новый университет

Экономика и право 2015. № 5 (51)

ISSN 2221-7347

преумножения своих конкурентных преимуществ. Отсутствие способностей по формированию и поддержанию конкурентных преимуществ, как в текущей, так и в долгосрочной перспективе, естественным образом приводит к потере рыночных позиций, снижению возможностей саморазвития, коллапсу.

Поиск универсального подхода к формированию устойчивых конкурентных преимуществ в настоящее время активно продолжается. По мнению М.Е. Портера, конкурентные преимущества для каждой организации индивидуальны вследствие естественных различий в обеспеченности их ресурсами, технологиями, избранной стратегии развития и др. [5].

Существование конкурентных преимуществ предполагает наличие у компании потенциальных возможностей быть лучше своих конкурентов [4, 5]. В то же время конкурентное преимущество - это именно отличительный способ позиционирования организации на рынке с целью улучшения своих возможностей по сравнению возможностями конкурентов [7].

В [1, 5] подчеркивается, что стратегическая стабильность коммерческой организации определяется ее ключевыми факторами успеха: стратегическими необходимостями и стратегическими силами (активы и компетенции), которые выступают основой успешной конкурентной борьбы.

Конкурентные преимущества определяются наиболее рациональным сочетанием трех факторов - издержек, качества и соответствия конкретным запросам покупателей. При этом формирование конкурентных преимуществ осуществляется путем сравнительного анализа всей цепочки создания ценности с цепочками создания ценностей конкурентов [6].

В [2] отмечается, что достижение конкурентного преимущества находится в тесной связи со стратегическим видением организации, взглядами руководства компании на долгосрочный курс ее развития.

На формирование конкурентных преимуществ организации влияют множество факторов, ограничений, которые, отталкиваясь от положений теории ограничений [3], целесообразно объединить в три группы: системные, ресурсные и технические.

Системные ограничения относятся к наиболее опасным вследствие низкой степени влияния поведения организации на рыночную систему, тогда как воздействие системы большего масштаба по отношению к ней априори проигнорировать невозможно. Внешняя среда выступает источником таких ограничений. Системные ограничения генерируют соответствующую группу рисков, которыми организация не может эффективно управлять, и вынуждена постоянно адаптироваться к ним.

Ресурсные ограничения относятся к категории прогнозируемых, а, следовательно, у организации существуют возможности администрирования, управления сопутствующими рисками, возникающими в процессе такого ресурсного маневрирования. Особенностью данной группы ограничений является то обстоятельство, что потребность в ресурсах (финансовых, трудовых, временных и др.) определяется самой организацией, избранным типом ее рыночного поведения, масштабами деятельности, отраслевыми особенностями и другими факторами.

Технические ограничения оказывают влияние на производственные процессы, их структуру, качество управления, технологический выбор, цикличность и др. составляющие производственной и экономической эффективности коммерческой организации.

Следует особо подчеркнуть, что достижение долгосрочных конкурентных преимуществ невозможно без сбалансированной политики управления совокупным риском, генерируемым соответствующей группой ограничений.

С практической точки зрения вести речь о конкурентных преимуществах считаем необходимым в неразрывной связи со стратегией развития коммерческой организации, которая по отношению к ее конкурентной позиции выступает неким показателем рыночного поведения, демонстрацией намерений по достижению долгосрочных целей своего развития.

Не секрет, что формирование долгосрочных конкурентных преимуществ требует значительного количества ресурсов, а ожидаемый эффект может быть существенно растянут во времени. При этом усилия руководства должны быть направлены на достижение долгосрочного полезного эффекта в будущем, даже в ситуации ущерба текущей эффективности.

22

New university

Economics & Law 2015. № 5 (51)

ISSN 2221-7347

Эффективное формирование устойчивых конкурентных преимуществ организации невозможно без наличия соответствующей стратегии развития организации как таковой. С точки зрения конкурентного и стратегического анализа, теории принятия управленческих решений, считаем уместным отождествлять понятия «конкурентные преимущества» и «стратегические конкурентные преимущества», придавая большую значимость последнему.

Таким образом, стратегические конкурентные преимуществ - наличие у организации способностей и одновременно возможностей по беспрепятственному достижению целей своего развития с минимальным уровнем риска и с максимальной экономической эффективностью.

С практической точки зрения, стратегические конкурентные преимущества коммерческой организации ориентированы на достижение, прежде всего, следующих финансовых и нефинансовых целей:

- улучшение рыночных позиций организации;

- рост стоимости организации;

- улучшение инвестиционных возможностей;

- наращивание финансовых ресурсов;

- достижение финансовой устойчивости;

- рост инвестиционной привлекательности и инновационной активности, потенциала и др.

С точки зрения структуры стратегические конкурентные преимущества целесообразно рассматривать как комплекс четырех связанных между собой элементов: базовых стратегических рыночных потребностей организации, ее стратегических способностей, стратегического потенциала, а также стратегических возможностей.

Базовая рыночная конкурентная потребность коммерческой организации - это спровоцированный внешней средой комплекс ее собственного «ресурсного восприятия» и сформированный на его основе потенциал позиционирования по отношению к другим участникам рынка. Стратегические способности организации - комплекс умений и навыков достижения целей с точки зрения менеджмента. Стратегический потенциал - ее ресурсы и ценности в любой форме. Стратегические возможности - это ее рыночные перспективы по достижению целей, наращиванию ресурсов, росту стоимости и т.д.

Следует особо подчеркнуть, что ядром стратегических конкурентных преимуществ полагаем считать оцениваемый ею самостоятельно или сформированный в результате сравнительной оценки, выполненной другими организациями, стратегический потенциал.

Таким образом, понимание сущности стратегических конкурентных преимуществ позволяет сформировать следующие принципы их формирования в условиях риска.

Прежде всего, необходимо стремиться к сбалансированному управлению индикаторами (показателями) достижения стратегических конкурентных преимуществ. Так, например, ориентация на более широкий размах волатильности того или иного ключевого рыночного показателя позволяет снизить негативный эффект рыночных ожиданий.

Важным аспектом достижения стратегических конкурентных преимуществ коммерческой организации выступает диверсификация, которая в условиях риска становится еще более затратной по сравнению со стабильными условиями хозяйствования. Поэтому необходимо концентрировать ресурсы по ключевым направлениям развития и стремиться к постоянной их оптимизации.

Взвешенное принятие управленческих решений в области финансирования своей деятельности, связывание таких решений с рыночной стратегией развития, позволит снизить непроизводительные расходы организации, сохранить ее финансовый потенциал, повысить их реалистичность.

Более пристальное внимание к персоналу, как «ключевому ресурсу» организации, способствует сохранению накопленного научного потенциала, заданного темпа инновационной активности компании. При наличии сбалансированной системы мотивации персонала эффективность достижения стратегических конкурентных преимуществ, особенно в условиях риска, существенно возрастает.

23

Новый университет

Экономика и право 2015. № 5 (51)

ISSN 2221-7347

Наличие долгосрочной стратегии развития, в которой цели четко сформулированы, а ее основные концептуальные положения органично сочетаются с направлениями достижения стратегических конкурентных преимуществ и не противоречат последним, позволяет создать необходимый ресурсно-управленческий фундамент долгосрочной устойчивости коммерческой организации.

Таким образом, краткое рассмотрение природы стратегических конкурентных преимуществ через призму стратегического рыночного управления и системного анализа, позволяет качественным образом улучшить сущностное их понимание, повысить степень их достижимости в условиях риска.

Библиографический список

[1] Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. Изд. 7-е. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. -СПб.: Питер, 2007. - 496 с.

[2] Богуславская С.Б. Системное стратегическое управление компанией: подходы и этапы постановки. - СПб.: ИПУ, 2011. - 170 с.

[3] Детмер У. Теория ограничений Голдратта: Системный подход к непрерывному совершенствованию. Пер. с англ. Изд 2-е. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 444 с.

[4] Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Экономисту 2002. - 416 с.

[5] Портер Е. М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов; Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 454 с.

[6] Смирнова Н.К., Фомина А.В. Реализация стратегий компаний: от простого к сложному [Электронный ресурс] Бератор-Паблишинг, 2008. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[7] Флейшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / К. Фляйшер, Б. Бенсуссан. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 541 с.

kkk

UDC 65.011

I.E. Ryazanov

THE PROBLEM OF CREATING A SUSTAINABLE STRATEGIC COMPETITIVE ADVANTAGE OF THE ORGANIZATION IN TERMS OF RISK

The article is updated, the nature of the competitive advantages of a commercial organization, their close relationship with the development strategy. The structure of the competitive advantages that outlines the principles of their formation in terms of risk. Systematized the limitations that prevent the formation of strategic competitive advantage of the organization, emphasizes the need for a comprehensive consideration of their nature. The research results can be used in the formation of strategy of development of the commercial organization.

Keywords: strategy, competitive advantage, strategic competitive advantage, risk, commercial organization, stability.

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.