Научная статья на тему 'Выбор рациональных форм и методов управления в строительном производстве и повышение его конкурентных преимуществ'

Выбор рациональных форм и методов управления в строительном производстве и повышение его конкурентных преимуществ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
474
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / СТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюков Виталий Васильевич, Кирничный Владимир Юрьевич

Рассмотрены вопросы выбора рациональных форм и методов управления в строительстве и формирования стратегии повышения конкурентоспособности строительных организаций; показаны особенности развития их конкурентных преимуществ в инновационной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выбор рациональных форм и методов управления в строительном производстве и повышение его конкурентных преимуществ»

ваемых предприятий, что будет способствовать снижению издержек и более быстрому образованию ИХС.

Библиографический список

1. Веснин, В. Теория организации. Учебник для вузов / В. Веснин. - М.: «Велби», 2008. - 272 с.

2. Мочалин С. М., Чувикова В. В. О системе показателей оценки результативности взаимодействия предпринимательских структур в цепи поставки // Вестник СибАДИ, выпуск 4 (22) 2011. С. 77-82

3. Флаум, Л. Шаги к признанию / Л. Флаум. -Омск: Изд-во ОмГУ, 2002. - 274 с.

4. Фролов, С. Социология организаций: Учебник / С. Фролов. - М.: Гардарики, 2001. — 384 с.

5. Эйхлер Л. В. Формирование конкурентных преимуществ грузовых автотранспортных предприятий при реализации политики экономической интеграции // Вестник СибАДИ, выпуск 4 (22) 2011. С. 93-98

THE FORMATION OF AN INTEGRATED

BUSINESS STRUCTURE ON BASIS OF MERGING OF "OMASHKB" AND OAO "HIGH TECH"

T. V. Ivanova

In this paper identified and described the basic steps of forming an integrated economic structure. Built the project of forming an integrated structure based on structural-functional approach by assessing the feasibility of integration.

Иванова Татьяна Викторовна - Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), старший преподаватель кафедры «Общая экономика и право». Основное направление научных исследований: интеграционные процессы в оборонно-промышленном комплексе. Общее количество опубликованных работ: 21. e-

mail: [email protected]

УДК 65.05;711,424

ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЕГО КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

В. В. Бирюков, В. Ю. Кирничный

Аннотация. Рассмотрены вопросы выбора рациональных форм и методов управления в строительстве и формирования стратегии повышения конкурентоспособности строительных организаций; показаны особенности развития их конкурентных преимуществ в инновационной экономике.

Ключевые слова: форма и методы управления, инновации, конкурентные преимущества, предпринимательские структуры, строительство.

Введение

В настоящее время строительные организации сталкиваются со сложными проблемами, обусловленные усилием конкуренции, кардинальным изменением её природы под влиянием многих факторов - глобализации бизнеса, научно-технического прогресса, развития строительных технологий и обновления требований потребителей к соотношению цена-качество и др. В данных условиях возникает настоятельная потребность применения новых форм и методов управления строительной деятельностью, обеспечивающих успешную ее адаптацию к меняющейся внутренней и внешней бизнес - среде [5,6]. Для выработки системного подхода к решению проблем формирования устойчивых конкурентных преимуществ строительной организации становится важным осмысление сло-

жившихся концепций и возможностей их использования при обосновании выбора рациональных форм и методов управления строительным производством.

Теоретические исследования

Выработка успешной деловой стратегии строительной организации предполагает уяснение сложной взаимосвязи между результатами ее деятельности, характеризующие позиционирование данной организации в многомерном экономико-рыночном пространстве (с помощью различных показателей и рейтингов инновационной и инвестиционной привлекательности, конкурентных преимуществ, доли строительного рынка, стоимости организации, результативности, рентабельности и т.д.) в зависимости от состояния ее внутренней среды (оно может характеризоваться качественными и количественными оценками имеющихся

или контролируемых ресурсов - физического, организационного и социального капитала и др.).

Формирование конкурентных преимуществ строительной организации на основе совершенствования форм организации и методов строительства во многом связано со спецификой предпринимательской деятельности в сфере строительства и определяется особенностями отрасли, важнейшими из них являются следующие [3]: отсутствие серийного производства однотипной продукции (в отличие от промышленности) и, как следствие разнообразие возводимых объектов, многовариа-тивность технологических, организационных и управленческих решений; возведение на одной площадки различных типов зданий и сооружений, что обусловливает различный состав материальных ресурсов, необходимых для выполнения строительно-монтажных работ в зависимости от назначения сооружаемых объектов; изменение количества и ассортимента требуемых материалов, конструкций, изделий по отдельным периодам применительно к соответствующему этапу сооружения объекта; неравномерность объемов выполняемых строительных работ по периодам года под влиянием климатических условий, вследствие чего потребление материалов и изделий в течение года существенно различается; рассредоточение объектов строительства на большие расстояния от центра управления, что затрудняет обеспечение строек; изменение дислокации строительных организаций в связи с переходом строителей с одной площадки на другую, из-за чего требуется создавать временные складские помещения и изменять схемы доставки материальных ресурсов. В связи с этим рыночная стоимость и цена объекта строительства формируются под влиянием сложной совокупности природноклиматических, социально-экономических,

производственно-технологических и организационно-управленческих факторов.

В настоящее время важность решения проблемы поиска и реализации стратегически значимых резервов совершенствования форм организации и методов производства для предпринимательских структур сферы строительства существенно возросла в силу их высокой чувствительности к сложившемся в экономике изменениями, которые сопровождаются значительными структурными переменами на рынке строительной продукции и услуг. При этом усложнение процесса взаимодействия факторов деловой среды и возрастание неопределенности хода событий в будущем создаёт дополнительные трудности для выбора приоритетных направлений развития

форм и методов организации деятельности строительных предпринимательских структур, позволяющих выработать эффективный ответ на угрозы и вызовы нового периода. Вместе с тем, утвердившиеся на практике подходы и методы принятия стратегических решений не позволяют удовлетворительно решать проблемы повышения конкурентоспособности строительных организаций, не учитывают должным образом организационно-

технологические особенности строительного производства в современных условиях, что нередко приводит к стратегическим просчётам и негативно сказывается на результатах предпринимательской деятельности.

Следует учитывать, что формирования современных представлений об источниках и механизмах создания конкурентных преимуществ фирм связано с существенными изменениями, которые произошли во второй половине XX в., обусловили необходимость акцентирования внимания на важность адекватного решения вопросов стратегического планирования как ключевой функции управления и формирования конкурентных преимуществ организации в рыночных условиях. В 1970-1980-е годы происходила активная разработка теоретических и методологических основ стратегического планирования, публикуется немало специальных исследований и монографий за рубежом. Огромный вклад в становление и развитие этого раздела науки управления внесли Ф. Абраме, Р. Акофф, И. Ансофф, Дж Куинн, К. Эндрюс, М. Портер, Г. Хемел, Г. Минцберг, К. Хофер, Г. Штейнер, А. Томпсон и др.

В конце ХХв. доминирующую роль в обосновании источников и механизмов формирования устойчивых конкурентных преимуществ приобрели ресурсная теория и возникшая на ее основе концепция динамических способностей, составившие жизнеспособную альтернативу традиционным концепциям и стратегий фирм (школы проектирования и планирования и школы позиционирования). В первой половине 1990-х ресурсный подход оформился в особое направление теории стратегического управления и получил мощный импульс развития в фундаментальных работах Дж Барни, Р.Гранта, И. Дирекса, Д. Коллиза, К. Кула, С. Монтгомери, М. Петерафа, Р. Рамелта, Д. Тиса и др. Их объединяло понимание предпосылок анализа конкурентных преимуществ и принципов их достижения [4]. Главный тезис ресурсной концепции состоит в том, что присущая фирмам неоднородность может быть устойчивой ввиду обладания уникальными ресурсами и организационными способностями, которые являясь источниками экономиче-

ских рент, определяют конкурентные преимущества конкретных фирм. Принципиальная новизна ресурсной концепции состоит именно в определении условий, при которых фирмы имеют конкурентное преимущество в состоянии экономического равновесия. Временные преимущества фирм было легко объяснить на основе традиционной теории отраслевой организации как феномен неравновесия. Другим отличием ресурсного подхода является приоритет организационных, а не отраслевых причин (на чем настаивала школа позиционирования М. Портера) различий по показателю прибылей. Наконец, до ресурсной концепции исследователи исходили из упрощенных представителей о том, что фирма в рамках отрасли однородности с точки зрения ресурсов и стратегий и что ресурсы являются высокомобильными.

В исследованиях в рамках ресурсной теории делается акцент на том, что предпринимательские фирмы представляют собой портфели идиосинкразических и трудных для имитации активов и компетенций («ресурсов»). Как отмечает Д.Дж. Тис, в рамках этого подхода конкурентные преимущества в конкретный момент времени могут проистекать от владения редкими, но ценными и трудными для имитации активами, особенно ноу-хау [9]. Однако в быстроразвивающейся деловой среде, открытой для глобальной конкуренции и характеризующейся разбросанностью географических и организационных источников инноваций и производства, устойчивые преимущества требуют не только владения трудными для репликации (знаниевыми) активами. Они требуют также уникальных и трудных для репликации динамических способностей. Эти способности можно заставить непрерывно работать на создание, расширение, обновление, защиту и удержание уникальной и ценной базы активов компании. Для удобства анализа динамические способности можно подразделить на: (1) умение распознавать и формировать перечень возможностей и угроз; (2) умение использовать 1 возможности; (3) умение поддерживать конкурентоспособность через усиление, комбинирование, защиту и затем реконфигурирование нематериальных и материальных активов фирмы. Динамические способности включают в себя трудные для репликации способности фирмы, которые необходимы для адаптации изменяющихся возможностей спроса и технологии. Они также заключают в себе умение фирмы формировать экосистему, в которой она существует,

разрабатывать новые продукты и процессы, а также проектировать и внедрять жизнеспособные бизнес-модели. Предполагается, что отличное владение такими способностями «оркестрирования» является основой умения фирмы успешно осуществлять инновации и становиться обладателем достаточно высокой ценности для получения наилучших долгосрочных финансовых результатов. Отсюда следует тезис о том, что хотя долгосрочная результативность фирмы и определяется в некоторой степени тем, как (внешняя) бизнес-среда вознаграждает ее за накопленный багаж активов, тем не менее развитие и использование (внутренних) динамических способностей лежат в основе успеха и неудач фирмы.

Произошедшее на рубеже конца XX - начала XXI вв. кардинальное изменение природы, источников и механизмов формирования устойчивых конкурентных преимуществ предприятий, обусловили резкое усиление значимости предпринимательской деятельности, человеческих ресурсов и инноваций в хозяйственном развитии [1]. При этом внутриотраслевые различия в прибылях, вызванные появление инновационной ренты, стали преобладать над межотраслевыми. Многочисленные эмпирические исследования свидетельствуют о том, что свойственная предприятиям неоднородность, связанная с системными различиями в степени контроля над ресурсами в рамках стратегической перспективы, позволяет обладать устойчивыми конкурентными позициями за счёт использования уникальных ресурсов и организационных способностей и получать дополнительную прибыль. Защитными механизмами, способствующими извлечению экономической ренты в условиях равновесия являются факторы, затрудняющие копирование конкурентных преимуществ предприятия [4]. К таким механизмам изоляции относятся: отраслевые технические стандарты, уникальные комплиментарные активы, скрытые (непроявленные) знания (технологическое или управленческое ноу-хау), высокие издержки переключения на новых поставщиков и др. Особенно сильны защитные механизмы организационного происхождения (траектория развития фирмы и неопределенности причинно-следственных связей): в случае способностей, встроенных в управленческие рутины, процессы и культуру фирмы, то, что является отличительным, нельзя купить и продать, не приобретая саму фирму или одно или более её подразделений.

Формирование успешной стратегии развития форм организации и управления строительным производством предполагает поддержание сбалансированности параметров результативности и эффективности деятельности строительной организации. Достижение намеченной результативности ее деятельности определяются способностями создания инноваций, поиска новых предпринимательских возможностей, проактивного управления, ориентированного на удовлетворения рыночных ожиданий и меняющихся потребностей рынка. Эффективность деятельности строительной организации во многом связана с ее способностью рутинизировать процессы и процедуры, которые направлены на постоянное улучшение существующих продуктов, технологий и практики управления бизнесом. Одновременное поддержание параметров результативности и эффективности, предусматривает сбалансированное формирование процессов поиска нового и использования существующего, и является сложной задачей, так как ориентация на использование существующего часто вытесняет ориентацию на поиск нового. Соотношение между поиском нового и ориентацией на использование существующего может меняться в зависимости от стадии жизненного цикла организации. Так, на ранних его стадиях у строительной организации часто появляется настоятельная потребность ориентации на поиск нового, в то время как на более поздних его стадиях обычно возникает необходимость в формализации управления, создании необходимых управленческих рутин с целью использования накопленных знаний и постоянного улучшения существующей практики предпринимательства на основе инноваций.

Выбор рациональных форм и методов управления строительным производством предполагает обеспечение их соответствия конкурентной ситуации ресурсам и динамическим способностям строительного предприятия и может происходить путем подбора того или иного вида стратегии при возникновении реальной ситуации аналогичной типовой, а так же моделированием или построения нового способа действий с помощью интуитивных и эвристических приемов. Для решения количественных и качественных аспектов стратегических проблем часто требуется использовать гибридные модели, представляющие собой синтез формально-логических (традиционных) и логико-лигвистических процедур. Подходы к разработке стратегии предпринимательского управления должны соответствовать реальным политическим, экономическим

и социальным условиям, складывающимся в современной российской действительности, а также быть адаптированы к особенностям отрасли строительства, способствуя ее сбалансированному функционированию и развитию.

В настоящее время в рамках концепции динамических способностей не сложилось представление об едином списке динамических способностей и предлагается спектр качеств, различным образом характеризующих динамический потенциал организации: инновационная ориентация; предпринимательская ориентация; управление знаниями («поглощающая способность», организационное обучение и т.п.); способность «оркестрировать» активы; координационные способности и т.п. Важная роль среди этих качеств принадлежит поглощающей способности организации, для ее описания предложена концепция, в рамках которой предпринимаются попытки интегрировать такие современные направления менеджмента, как управление знаниями, концепция динамических способностей, теория организационного обучения, концепция «открытых инноваций». Поглощающая (абсорбционная) способность организации (absorptive capacity) характеризует ее способность осознавать ценность новой внешней информации, усваивать ее и применять в коммерческих целях. Строительные организации с высоким уровнем абсорбционной способности умеют сканировать внешнюю среду, распознать важные события и использовать их в своей деятельности. Поглощающая способность строительной организации предполагает наличие у нее способности к обучению. Эта способность может основываться на использование результатов исследований и разработок. Вместе с тем организации часто их проводят не только для создания новых знаний, но также для восприятия и использования знаний, созданных во внешней среде.

Для осуществления успешного управления строительным производством особое значение имеет использование проектного подхода, который выступает ключевым инструментом реализации стратегических целей и внедрения инноваций. Предпринимательский проект разрабатывается на основе стратегических приоритетов, предпринимательской идеи, а также анализ факторов внутренней среды, ближнего и дальнего окружения и включает в себя рад взаимосвязанных во времени этапов.

Разработка и реализация предпринимательского проекта в сфере строительства являются весьма сложным и многомерным процессом. Для системного описания данного процесса требуется использовать разнооб-

разные показатели: абсолютные и относительные; интегральные и частные; качественные и количественные; натуральные, временные и стоимостные; фактические и нормативные (эталонные); социальные, экономические, финансовые, технологические, экологические; ресурсно-затратные и рыночно-продуктовые; показатели осуществления всего цикла проекта и отдельных этапов и др.

При оценки и выборе предпринимательского проекта в строительстве важно учитывать влияние разнообразных факторов, характеризующих: стратегическую значимость проекта; вид объекта строительства; характер эффекта проекта (коммерческий, социальный, экологический и т.д.); масштабы проекта; срок реализации проекта; особенности местоположения объекта; способы строительства; формы финансирования; вид денежного потока; применение инноваций в проекте (технологических, управленческих, экономических, социальных, экологических); рыночные особенности проекта; тип предполагаемых доходов; характер конкуренции на рынке; тип взаимосвязи с другими проектами: независимый, альтернативный, комплиментарный, замещающий; уровень риска.

Создание эффективной системы организации и управления ресурсами и способностями строительной предпринимательской структуры предполагает формирование связанного с реализацией проекта набора методов и инструментов достижения его цели, учитывающих особенности формирования системных эффектов при различной комбинации разных видов активов. Для коспециализиро-ванных активов строительной организации их совместное использование увеличивает создаваемую ими ценность. При этом коспециа-лизация часто приводит к формированию «узкого рынка» (thin market), к обусловленным наличием специфичности активов, которые не могут быть легко куплены на рынке. Использование внешних выгод коспециализации может быть получено за счет создания кооперационных форм деятельности независимых строительных организаций [2,6,8]. Коспециа-лизация позволяет предлагать дифференцированные строительные услуги и продукты, создавая и уникальные условия для присвоения предпринимательской ренты.

В рамках сложившихся подходов по проектному финансированию строительства объектов выработан определенный набор инструментов и правил принятия оптимального решения на основе инвестиционных критериев с использованием метода дисконтирования и установления денежных потоков и неопре-

деленности и /или риска. Однако важно адекватно оценить взаимозависимость между денежными потоками и изменением затрат с учетом наличия множества взаимосвязанных возможностей коспециализации материальных и нематериальных активов строительной организации. Проблема состоит в том, что рентабельность одного из коспециализиро-ванных активов обычно не может быть точно выделена и измерена, это обусловливает ограниченность традиционных подходов и инвестиционных критериев, которые не позволяют учитывать такие особенности нематериальных активов как коспециализвация, необратимость и альтернативные затраты [9]. Использование эффекта возрастающей отдачи предполагает осуществление выбора сбалансированного портфеля инвестиционных проектов, который отличается от выбора исключительно традиционными финансовыми инструментами и основан на адекватном сравнении эффектов в контексте реализации инноваций, динамики рыночного спроса и реакции конкурентов во времени, а также возможностей реального обесценивания тех или иных активов под влиянием социально-экономических и организационно-технологических изменений.

Одним из наиболее сложных аспектов стратегического управления строительной организацией является адекватный учёт фактора времени, что предполагает переход от реактивной к проективной модели поведения предприятия, позволяющей «конкурировать за будущее» на основе опережающего создания и развития уникальных ресурсов и способностей [1]. В связи с этим для успешного решения проблемы взаимодействия внутренней среды бизнес-структур с внешней средой важным становится разграничение их неизменных и меняющихся компонентов, компетенций и динамических способностей предприятия. Как свидетельствует мировая практика, реализация эффективных форм организационного обучения является важнейшим фактором успешной конкуренции почти во всех сферах предпринимательской деятельности, позволяющим даже в сферах с низкой скоростью перемен, интегрировать, создавать и менять конфигурацию своих компетенций, систематически генерируя и модифицируя свои операционные рутины. Выработка адекватной стратегии инновационно-

технологического развития строительной организации предполагает целостное осмысление проблем формирования конкурентных преимуществ на основе преодоления односторонней интерпретации значимости факторов внутренней и внешней бизнес - среды.

Для этого требуется обеспечить удовлетворительное совмещение подходов, сложившихся в рамках ресурсной и рыночной концепций, в зависимости от ситуационных контекстов на основе динамического анализа траектории движения предприятия и различных вариантов изменения рыночного пространства деловой активности во взаимосвязи с организационными инновациями.

При анализе процессов позиционирования строительной организации и выборе адекватных критериев позиционирования на рынках строительной продукции важно учитывать, что, во-первых, кратко- и долгосрочные перспективы роста в различных сегментах рынка могут не совпадать (в том числе - быть противоположными). Во-вторых, в условиях насыщения спроса и наличия острой конкуренции позиция организации зависит часто не столько от занимаемой рыночной доли, сколько от качественных параметров строительной продукции и качества услуг. В связи с этим следует применять соответствующие критерии позиционирования строительной организации. Так, в настоящее время вместо показателя относительной доли рынка, обычно важно использовать обобщённый критерий конкурентного статуса, а взамен темпов роста спроса - аналогичный по степени обобщения параметр привлекательности рынка. Привлекательными являются компактные наборы критериев позиционирования типа матрицы БКГ, которые можно модифицировать. Так, при насыщенном спросе вместо относительной доли рынка можно использовать признак сравнительного преимущества строительной продукции и услуг. Наряду с показателем темпа роста спроса целесообразно применять отраслевую норму прибыли, интенсивность конкуренции, уровень цен и др. При оптимальном значении рыночной доли вступает в силу установка её сохранения. Если рыночная доля меньше оптимальной величины, у строительной организации существуют две стратегические возможности: увеличения доли рынка или ухода с него. Кроме того, стратегии расширения доли рынка могут подразделяться на продуктовые инновации, инновации в расширение строительного производства и в продвижение продукции.

Одним из важнейших факторов выбора рациональных форм и методов управления является размер строительной организации. Доминирующей стратегией организации деятельности крупных компаний можно считать стратегию, позволяющую получать положительные эффекты масштабов. Средние по размерам строительные организации обычно

могут успешно функционировать, если будут придерживаться специализации, при этом они могут выбрать один из четырех видов стратегии роста: сохранения; «поиска захватчика»; лидерства в нише; выхода за рамки ниши. В конкурентной борьбе с крупными компаниями мелкие строительные организации могут использовать свои главные преимущества: гибкость и мобильность. Смысл стратегии малых предприятий состоит в том, чтобы наилучшим образом использовать свои преимущества: деятельность в сферах, традиционно обслуживаемых только малым бизнесом; стратегию копирования; стратегию оптимального размера, которая заключается в освоении мелкомасштабных и специализированных рынков; стратегию использования преимуществ крупной фирмы (мелкое предприятие сотрудничает с крупным на условиях франчайзинга)[2]. Конкретные виды стратегических установок различаются целями и способами реализации. Выбор действий всегда предполагает оценку как внешних шансов и угроз, так и внутренних возможностей строительной организации.

Для успешного технологического развития строительной организации и применения конкурентоспособных методов строительства важно задействовать все инновационные источники, обусловленные эффектами пространственной близости научно-

исследовательских, образовательных и проектных организации и иных структур. Формирование инновационной кооперации будет способствовать вовлечению в инновационную систему все новых участников, обеспечивая необходимое сочетание коммерческих интересов, достижение тактических и стратегических целей модернизации строительного производства [5,6].

Для активизации процессов трансфера знаний и технологий требуется разработка программы инновационных изменений в строительной организации, системно увязанной с основными составляющими комплексной программы ее развития и включающая в себя инновационные проекты, согласованные по ресурсами, срокам стадиям реализации. Данные проекты смогут различаться по характеру целей, уровню решения задач, ввиду инноваций и период осуществления.

Важным направлением активизации инновационно-инвестиционных процессов является применение института государственночастного партнерства (ГЧП), который является продуктивным инструментом привлечения и использования ресурсов государства и бизнеса для реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре от-

раслей экономики и НИОКР. Для этого могут применяться разные виды соглашений между государством и бизнесом: сервисный контракт; управляющий контракт; аренда и временная передача прав; концессионное соглашение; акционирование, долевое участие частного капитала в государственных предприятиях (совместные предприятия) [7]. В нашей стране наиболее распространены следующие формы ГЧП: заключение договоров о реализации проектов, в которых в качестве равноправных партнеров (каждый со своим вкладом в проект) участвуют структуры государственной (или муниципальной) власти и частные компании; представление государственной поддержки реализуемых частным бизнесом проектов в стратегических направлениях или на определенных территориях; создание хозяйствующих обществ со смешанным (государственным и частным) капиталом; сотрудничество государства и бизнеса в развитии социальной сферы.

Заключение

Происходившие в условиях восстановительного роста изменения в российской экономике способствовали формированию предпосылок её перехода к качественно новому этапу развития и сопровождались усилением влияния на деятельность строительных предпринимательских структур различных факторов, связанных с возрастанием роли инноваций, трансфера знаний и технологий, конкурентной борьбы и предпринимательских рисков. В связи с этим повышается значимость решения проблемы применения строительными предпринимательскими структурами более эффективных форм организации и методов строительства, соответствующих меняющимся социально-экономическим условиям и способствующих созданию инновационной ренты на основе развития и реализации конкурентных преимуществ. Формирование конкурентной стратегии строительной организации требует реализации проактивного системно-динамического подхода. При этом особое значение приобретают организационноуправленческие факторы, процессы организационного обучения, формирование ключевых компетенций, способности выстраивания в бизнес-системы и максимальной реализации потенциала нематериальных активов.

Библиографический список

1. Бирюков В. В. Производительность хозяйственных систем и модернизация промышленного производства//Вестник СибАДИ.-2012.-№1 (23).

2. Бирюков В. В., Романенко Е. В. Институт и институционально-эволюционная парадигма развития малого предпринимательства // Омский научный вестник.- 2012.-№1.

3. Иванова О. Формирование стратегии в

сфере строительства: методические основы

//Проблемы теории и практики управления.- 2012.-№6.

4. Катькало В. С. Методологические особенности и приоритеты развития ресурсной концепции стратегического управления // Экономическая наука современной России. - 2003. - № 2.

5. Кирничный В. Ю. Совершенствование технологий и методов строительного производства в условиях создания инновационного кластера //Вестник СибАДИ.- 2012.-№5.

6. Кирничный В. Ю., Бирюков В. В. Технологическое развитие строительного производства и совершенствование методов строительства в регионе // Вестник СибАДИ.- 2012.-№6.

7. Манько Н. Инновационные проекты: использование государственно-частных партнерств //Проблемы теории и практики управления.- 2012.-№6.

8. Плосконосова В. П. Романенко Е. В. Деловая среда развития малого предпринимательства и формирование источников предпринимательской ренты // Вестник СибАДИ.-2012.-№1.

9. Тис Д. Дж. Выявление динамических способностей: природа и микрооснования (устойчивых) результатов компании// Российский журнал менеджмента.- 2009.-Т.7.- №4.

CHOICE OF RATIONAL FORMS AND MANAGEMENT METHODS IN THE CONSTRUCTION OF PRODUCTION AND INCREASE ITS COMPETITIVE ADVANTAGES

V. V. Biryukov, V. Y. Kirnichny

The problems of rational choice of forms and methods of management in the construction and formation of strategies to improve the competitiveness of construction companies and shows the features of their competitive advantage in the innovation economy.

Бирюков Виталий Васильевич - доктор экономических наук, проф., проректор по научной работе Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основные направления научных исследований: экономика и управление народным хозяйством, организациями сферы строительства и транспорта; экономики и предпринимательства. Общее количество опубликованных работ: более 180. E-mail:

prorector_nis@sibadi. org

Кирничный Владимир Юрьевич - доктор экономических наук, проф., ректор Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основные направления научных исследований: организация и технология строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.