ВОПРОСЫ экономики
Карташов Константин Аркадьевич
преподаватель кафедры экономики, бухгалтерского учета и аудита Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Современное представление о роли и значении конкурентной стратегии предприятия
В статье рассматриваются теоретико-методические представления о сущности конкуренции и конкурентной стратегии, раскрывается роль конкурентной стратегии предприятия в современных условиях хозяйствования. Сформирован комплекс задач, способствующих эффективному развитию конкурентной стратегии организации.
Ключевые слова: стратегия, конкуренция, конкурентная стратегия, конкурентное преимущество.
К.А. Kartashov, Teacher of a Chair of Economics, Accounting and Audit of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected] The current view of the role and significance of competitive strategy
The article deals with theoretical and methodological understanding of the essence of competition and competitive strategy, explores the role of competitive strategy in the current economic conditions. Formed a set of tasks, contributing to the efficient development of the competitive strategy of the organization.
Key words: strategy, competition, competitive strategy, competitive advantage.
В последнее время стратегическому развитию предприятий, регионов, и страны в целом уделяется огромное внимание, о чем свидетельствуют многочисленные диссертационные исследования и значительное количество принятых нормативных актов. Следовательно, данная тема весьма актуальна как для теории, так и для практики. Хотя государством осуществляются различные проекты и программы по поддержанию национальных отраслевых предприятий, проблема остается нерешенной и требует дальнейшего теоретико-методического переосмысления.
Общеизвестно, что любая организация функционирует во взаимосвязи с внешней и внутренней средой, причем в постоянно изменяющихся рыночных условиях хозяйствования, поэтому субъекты экономики формируют свои конкурентные стратегии, чтобы эффективно осуществлять свою деятельность.
Прежде чем приступить к раскрытию роли и значения конкурентной стратегии предприятия в современных условиях, необходимо всесторонне рассмотреть такое многоаспектное понятие, как стратегия предприятия.
Многие ученые, такие как РЛ. Акофф, И. Ан-софф, Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Д. Лэмпел, Дж. Моклер, рассматривают стратегию как набор правил, способов достижения поставленных целей, как план, описывающий цели организации на перспективу (будущее видение, долгосрочные цели и планы), а также поведение и взаимодействие предприятий в конкурентной среде.
Придерживаясь данной методологической позиции, А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд рассматривают стратегию компании как комплексный план управления, способствующий укреплению положения предприятия на рынке и обеспечивающий координацию усилий, направленных на привлечение и удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей [1, с. 32]. О.С. Виханский, А.И. Наумов определяют стратегию как долгосрочную качественную составляющую («качественное» развитие организации), включающую сферы, средства и формы деятельности предприятия, а также системы эндогенных взаимоотношений внутри предприятия и позиции организации в экзогенной среде [2, с. 185-209]. Н.Н. Тренев представляет стратегию как качественную последовательность действий и состояний, использующихся для достижения целей предприятия [3, с. 27-59].
Интересно определение понятия стратегии, данное Л.И. Евенко, который рассматривает ее как четкое (конкретное) направление развития организации, основанное на динамике экзогенной среды, путем формулирования долгосрочных целей [4, с. 19-24].
Г.Б. Клейнер раскрывает содержание стратегии на основе трех подходов: 1) стратегия как способ реализации целей; 2) стратегия как элемент целевого пространства, предшествующий постановке целей и задач; 3) достаточно полный и непротиворечивый комплекс отдельных, но
306
общество и право • 2014 • № 1 (47)
взаимосвязанных стратегических решений. При этом стратегическое решение представляет собой такое решение, которое имеет кардинальный смысл для функционирования бизнеса и влечет за собой долговременные и неотвратимые последствия. Причем решения в отношении использования имеющегося потенциала относятся к тактическим, в отношении формирования потенциала - к стратегическим, в отношении формирования потенциала развития воспроизводственной базы - к суперстратегическим [5, с. 346-349].
Наибольшим содержательным значением обладают дефиниции, предложенные Л.И. Евенко и Г.Б. Клейнером. В них стратегия рассматривается как процесс разработки и реализации имеющихся или поиска перспективных ресурсов, направленных на достижение эффективного развития организации. Ценность данных определений характеризуется не только тем, что они рассматривают стратегию как способ или процесс разработки и реализации потенциальных и будущих ресурсов, но и тем, что в них подчеркивается зависимость эффективности развития от стратегического решения. Следовательно, стратегия - это непрерывный процесс, связанный с эффективным использованием имеющихся и потенциальных ресурсов, основанный на непротиворечивом комплексе отдельных, но взаимосвязанных стратегических решений, с учетом динамики внешней среды.
Подчеркнем, что заслуга Г.Б. Клейнера в данной области исследования значительна. Именно он детализировал содержание стратегии предприятия, предусмотрев выделение при этом целого ряда стратегий:
1. Товарно-рыночная стратегия (товарная и рыночная стратегия (маркетинговая стратегия, конкурентная стратегия на товарном рынке, стратегия ценообразования)).
2. Ресурсно-рыночная стратегия.
3. Технологическая стратегия.
4. Интеграционная стратегия.
5. Финансово-инвестиционная стратегия.
6. Кадровая стратегия.
7. Стратегия формирования корпоративной культуры.
8. Стратегия формирования внутренней институциональной среды и управление ее взаимодействием с внешней институциональной средой.
9. Стратегия приобретения, создания, аккумуляции и хранения знаний.
10. Стратегия управления процессами имитации поведения других компаний и собственного поведения.
11. Стратегия управления событиями.
12. Стратегия управления.
13. Стратегия реструктуризации [5, с. 354-355].
Отметим, что конкурентная стратегия предприятия не только является частью товарно-рыночной стратегии, но и используется при реализации других стратегий.
Так, Д. Аакер при определении конкурентной стратегии выделяет такие ее направления, как стратегии товарно-рыночного инвестирования, предложение потребительской ценности, активы и компетенции, функциональные стратегии и программы [6, с. 21]. Считаем, что данное определение больше относится к общей стратегии предприятия, а не к конкурентной стратегии, поскольку в него включены и финансово-инвестиционная, и ресурсно-рыночная стратегии, и стратегия управления.
Е.И. Мазилкина, Т.Г. Паничкина отождествляют конкурентную стратегию с позиционированием бизнеса, способствующим увеличению его потенциала до максимума и являющимся его основным отличием от конкурентов. Далее определяется цель конкурентной стратегии, заключающаяся в этичности отношений между конкурентами, а также достижении конкурентного преимущества на рынке, что создает тем самым среду лояльных покупателей [7, с. 100-103].
Н.А. Савельева под конкурентной стратегией понимала комплекс научно разработанных методических и управленческих решений, предусматривающих оптимальное удовлетворение потенциальных потребителей за счет завоевания лидирующих позиций на целевом рынке. Все это обеспечивается благодаря сформированным значительным конкурентным преимуществам [8, с. 69]. Конкурентная стратегия - стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ стратегической единицы бизнеса [8, с. 71].
На наш взгляд, наиболее детально суть конкурентной стратегии раскрывают Ш.М. Валитов и А.Р Сафиуллин, основывающиеся на конкурентном преимуществе и конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях хозяйствования [9, с. 29-30].
При раскрытии конкурентных преимуществ проводится комплексный экономический анализ для выявления реальных и потенциальных факторов, обеспечивающих конкурентоспособность предприятия в условиях неопределенности (в рыночных условиях, в условиях конкуренции).
В целом для формирования и развития эффективной конкурентной стратегии предприятий необходимы разработка и реализация следующих задач.
Повышение результативности формирования и поддержания конкурентных преимуществ за счет внутренних и внешних источников предприятия.
307
Данная задача является логическим истоком решения следующей задачи, связанной с повышением качества бюджетирования тактических и стратегических программ в области конкуренции.
В последнее время в экономических исследованиях по данной проблематике тактические и стратегические программы раскрываются сквозь призму качественно-количественной составляющей, что требует от организации повышения четкости и точности программирования, прогнозирования и планирования результатов деятельности в условиях конкурентной среды.
Решение следующей задачи эффективной конкурентной стратегии, на наш взгляд, архи-важно и объективно необходимо для повышения маркетинговой стратегии.
Эта задача обусловливает решение задач по повышению, формированию потребительской ценности выпускаемой продукции и созданию интенсивной составляющей конкурентоспособности предприятия. Считаем необходимым отметить, что конкурентоспособность предприятия не тождественна конкурентоспособности продукции предприятия, как предполагают многие молодые исследователи. Эффективность разработки и реализации одного товара не является показателем результативной деятельности предприятия в целом.
Из вышеизложенного вытекает следующая задача - разработка собственной методики оценки конкурентоспособности продукции и предприятия в целом, что вполне логично при всем имеющемся многообразии сфер деятельности и теоретико-методических подходов.
При повышении результативности предприятия на основе процессов демутуализации, слияний и поглощений, а также различных вариантов сотрудничества «стратегический провидец» должен учитывать все разнообразие рыночного механизма хозяйствования.
Следующая задача связана с повышением информационной безопасности и информационной эффективности предприятия и требует высококвалифицированных специалистов и информационной осведомленности организаций (применение последних инноваций в области техники и технологии). Отметим, что в некоторых сферах деятельности применение собственной методики оценки эффективности, конкурентоспособности и результативности деятельности предприятия и является инновацией.
Последняя из рассматриваемых, но не последняя по степени значимости задача - это задача формирования и развития добросовестной конкуренции на рынке.
Все вышеперечисленные задачи могут решаться как в комплексе, так и отдельно в зависимости от специфики деятельности предприятия. Но возникает объективный вопрос, связанный с предприятиями, выпускающими уникальную продукцию, а именно: необходимо ли решение данных задач предприятиям-монополистам, ведь они единственные? Ответ на этот вопрос очевиден: любое предприятие независимо от форм собственности, сфер и отраслей в процессе своей деятельности решает определенную часть представленных задач.
1. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. М., 2006.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2006.
3. Тренев Н.Н. Стратегическое управление. М., 2000.
4. Евенко Л.И. Стратегия в акционерном обществе //Журнал для акционеровъ. 1996. № 7.
5. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М, 2008.
6. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. СПб., 2011.
7. Мазилкина Е.И., Паничкина Т.Г. Управление конкурентоспособностью. М., 2009.
8. Савельева Н.А. Управление конкурентоспособностью фирмы. Ростов н/Д, 2009.
9. Валитов Ш.М., Сафиуллин А.Р. Управление конкурентными преимуществами при проведении промышленной политики. М., 2010.
1. Thompson A.A., Strickland A.J. Strategic management: concepts and situation analysis. M, 2006.
2. Vikhansky O.S., Naumov A.I. Management. M., 2006.
3. Trenev N.N. Stewardship. M., 2000.
4. Evenko L.I. Strategy in the company // Journal for shareholders. 1996. № 7.
5. Kleiner G.B. Enterprise strategy. M., 2008.
6. Aaker D. Strategic market management. SPb., 2011.
7. Mazilkina E.I., Panichkina T.G. Management of competitiveness. M., 2009.
8. Savelieva N.A. Management of competitiveness of the company. Rostov-on-Don, 2009.
9. Valitov S.M., Safiullin A.R. Manage competitive advantages in conducting industrial policy. M., 2010.
общество и право • 2014 • № 1 (47)
308