Научная статья на тему 'Анализ определений стратегии и ее место в системе функционирования предприятия. Разнообразие взглядов и подходов к стратегии'

Анализ определений стратегии и ее место в системе функционирования предприятия. Разнообразие взглядов и подходов к стратегии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12339
1180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИИ / СТРАТЕГИЯ КАК СИСТЕМА / ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ / CONCEPT OF STRATEGY / STRATEGY AS SYSTEM / DEFINITION OF STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумова Евгения Альбертовна

В статье рассматриваются различные подходы определения корпоративной стратегии. Автором предлагается свой взгляд на стратегию и ее виды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of definitions of strategy and its place in the system of functioning of the enterprise. A variety of sights and approaches to strategy

The different approaches of corporate strategy definition are considered in the article. The author offers a view on the strategy and its types.

Текст научной работы на тему «Анализ определений стратегии и ее место в системе функционирования предприятия. Разнообразие взглядов и подходов к стратегии»

УДК 005.21 ББК 60.823.1

АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ СТРАТЕГИИ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. РАЗНООБРАЗИЕ ВЗГЛЯДОВ И ПОДХОДОВ К СТРАТЕГИИ

Е.А. Наумова

В статье рассматриваются различные подходы определения корпоративной стратегии. Автором предлагается свой взгляд на стратегию и ее виды.

Ключевые слова: понятие стратегии, стратегия как система, определение стратегии

Понятие «стратегия» сформировалось относительно давно, с выхода работы американского экономиста А. Чандлера «Стратегия и структура». С тех пор возникло множество школ, подходов, определений, так или иначе характеризующих и трактующих это понятие, как инструмент управления предприятием, а также как область экономических исследований [1,2, 3,4, 6, 7, 10, 11,12]. Прежде чем приступить к анализу существующих определений стратегии, сделаем некоторое уточнение.

Если рассматривать стратегию предприятия как систему, то существует два альтернативных взгляда.

1. Стратегия является одним из плановых документов, объединяющих совокупность планов, каждый из которых определяет и раскрывает те или иные аспекты деятельности предприятия во времени, в пространстве и по функциям. В этом случае стратегия выступает как системосодержащее пространство и ее можно (и необходимо) рассматривать как систему, но она не является социально-экономической системой.

2. Стратегия рассматривается как многомерная система между составляющими и движущими силами стратегического процесса. В этом случае системосодержащее является совокупностью реальных и виртуальных состояний экономических явлений и образований. В соответствии с этим стратегия выступает как одна из социально-экономических систем.

Теперь вернемся к анализу определений стратегии. Несмотря на большой объем научной и учебной литературы по вопросам стратегии и стратегического планирования на микроуровне, однозначное и четкое определение стратегии и ее места в системе функционирования предприятия не сформировалось.

Первым дал определение стратегии американский профессор Альфред Чандлер. Он считает, что стратегия, должна «определять долгосрочные цели предприятия, а также намечать действия и размещать необходимые для решения поставленных задач ресурсы» [10, с. 980].

Американский исследователь Рассел Акофф не дал определения, непосредственно характеризую-

щего стратегию. В своих работах он раскрывает стратегию через категорию планирования, он считает, что это «...процесс принятия и оценки целого ряда взаимозависимых решений, предваряющих определенную деятельность..», которые определяют «... желаемое будущее состояние..» [2, с. 131-133].

Практически также определяет стратегию в своих работах его коллега Игорь Ансофф:

- «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности» [3, с. 68];

- «один из нескольких наборов правил принятия решения относительно поведения организации» [4, с. 159-160].

Этот набор правил включает следующие группы:

- правила или средства измерения текущей и перспективной деятельности фирмы. Качество их обычно называют целями, а желаемые количественные значения - задачами;

- правила, разработки отношений фирмы с внешним окружением: 1) какие товары (и технологии нк изготовления) требуют своего дальнейшего развития, 2) где, кому продавать продукцию, 3) как получить конкурентные преимущества. Данный набор правил составляет «стержень» товарнорыночных стратегий (так называемые стратегии бизнеса);

- правила, устанавливающие отношения и процессы внутренней среды фирмы, - административные стратегии;

- правила, определяющие текущие операции фирмы, - оперативная политика.

Российский ученый проф. Л.И. Евенко в своем определении как бы объединяет точки зрения Р. Акоффа и И. Ансофа и в то же время подчеркивает различия, определяет стратегию как «конкретизация пути развития предприятия исходя из динамики внешней среды посредством формулирования долгосрочных целей, поиска ресурсов для их достижения и планирования действий на перспективу» [9]. Таким образом, помимо правил и средств, которые определяют будущее состояние фирмы, он подчеркивает важность «вектора стратегии».

Управление социально-экономическими системами

Несколько иной подход к определению стратегию находит Майкл Портер. «Стратегия - это создание уникальной и выгодной позиции, предусматривающей определенный выбор видов деятельности» [15, с. 65]. М. Портер исходит из того, что предприятие для того, чтобы повысить эффективность и результативность своей деятельности, должно определиться с продуктами и рынками, и так их сочетать (разместить), чтобы получить конкурентные преимущества перед другими игроками. Другими словами, самым важным в стратегии он считает позиционирование на рынке.

В известном учебнике проф. Градова А.П. «Экономическая стратегия фирмы» стратегия рассматривается как способ достижения целей производственной системы [7]. В более позднем издании этой работы авторы под стратегией предлагают понимать «динамическую систему взаимоувязанных правил и приемов, с помощью которых обеспечивается эффективное формирование и поддержание в длительной перспективе конкурентных преимуществ фирмы на внутренних и внешних рынках индивидуальных и общественных благ» [8].

Авторы этого учебника переносят акцент на «систему правил и приемов», как это предлагали Акофф и Ансофф, а цели увязываются с конкурентными преимуществами, как это делает М. Портер. Необходимо уточнить, что не все правила и приемы могут быть отнесены к стратегическим. Также необходимо отметить, что конкурентоспособность предприятия - особенности и возможности, обеспечивающие преимущества в конкурентной борьбе с другими агентами рынка. Таким образом, используя это понятие, делается акцент на одну из сторон жизнеобеспечения предприятия - борьбы с другими предприятиями-производиелями. Здесь мы сталкиваемся с массой различных вариантов и нюансов, наконец, данное предприятие может быть монополистом. Но в конечном итоге - отношения между потребителем и производителем не менее важны и они должны развиваться.

В работе «Стратегический процесс...» Куин Дж.Б. определяет стратегию следующим образом: «это паттерн, или план, интегрирующий главные цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое. Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом на основе внутренней компетентности, предвидения изменений во внешней среде и учета возможных контрдействий оппонентов» [13, с. 23].

Таким образом, стратегия рассматривается как средство, позволяющее наиболее рационально и эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Гарантией реализации выбранной стратегии являются имеющиеся компетенции и знания организации. Куин выстраивает вектор стратегии - внутренние переменные фирмы её внешнего окружения.

Другой автор выше названной работы Г. Минцберг определяет стратегию как совокупность «пяти «П» [13, с. 33-43]:

- план - «стратегия есть план, некий вид сознательно и намеренно разработанной последовательности действий, путеводная линия (или ряд линий), которой придерживаются в конкретной ситуации»;

- прием - стратегия представляется как ловкий прием, хитрости, уловки, с помощью которых фирма обманывает своих конкурентов, а в некоторых случаях использует при заключении сделок;

- паттерн - «стратегия - и заранее продуманная, и выстраивающаяся по ходу развития событий

- есть некая последовательность в поведении»;

- позиция - «стратегия как позиция, а именно соотношение организации с ... «внешней средой». Согласно такому пониманию, стратегия становится опосредствующей силой, или «посредником», между организацией и внешней средой»;

- перспектива - «стратегия является перспективой, и суть ее определяется не только избранной позицией, но и укоренившимся способом восприятия мира. Есть организации, которые весьма внимательно относятся к рынку и выстраивают вокруг этого целую идеологию» - идеология, выстроенная вокруг рынка.

Определение стратегии как позиции и перспективы сочетаются с ее дефинициями как план и/или паттерна действий. Однако взаимосвязи между этими понятиями могут носить и более глубокий характер. Например, если одни рассматривают перспективу как план, другие предпочитают видеть в ней отправную точку для плана. Но понятие спонтанной стратегии предполагает, что схема возникает сама по себе, спонтанно, и опознается таким же образом. Она же может послужить отправной точкой для формального плана - возможно, в пределах некой общей перспективы.

Как правило, перспективы организации берутся из прошлого опыта. В период своего становления организация апробирует различные паттерны и, в конце концов, консолидируется вокруг того, который оказывается действенней. Иными словами, у организации есть свой «характер», как у человека -присущие ему черты. Взаимодействуя с миром, они находят «свое лицо» через внутренние навыки и склонности. Таким образом, схема может стать отправной точкой для выстраивания перспективы.

Согласно мнению Г. Минцберга, мы можем стратегию представить как сумму знаний и опыта, усилий, в том числе организационного - то есть компетенций. В то же время стратегия есть искусство, и стратегия является идеологией, мировоззрением предприятия.

В другой работе коллектива авторов с участием Г. Минцберга, основываясь на лингвистическом анализе и классификации случаев употребления понятия стратегии, они предлагают «пятислойное» определение стратегии, которое выражается сле-

Наумова Е.А.

Анализ определений стратегии и ее место а системе функционирования предприятия...

дующим образом: стратегия - это план, сочетающий описание целей предприятия в виде перспектив его рыночной позиции и внутреннего состояния, а также принципов или моделей поведения, которых придерживается предприятие на пути к достижению этих целей [14].

Томпсон и Стрикленд дают несколько определений стратегии. В одной из своих работ они характеризуют ее «как план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей» [16, с. 11]. В этой же работе, стратегия определяется - «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности» [16, с. 565]. В более поздней своей работе эти же авторы характеризуют стратегию следующим образом - «комбинация методов конкуренции и организации бизнеса, направленная на удовлетворение клиентов и достижение организационных целей» [17, с. 32]. Что авторы понимают под «стратегическим», неясно, ведь речь идет о существующих клиентах и их определенных потребностях.

Профессор О.С. Виханский дает следующее определение: «Стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы деятельности организации, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям» [5, с. 62].

Тренев Н.Н. в учебном пособии «Стратегическое управление» определяет стратегию как «качественная последовательность действий и состояний, которые используются для достижения целей предприятия» [18]. Подобный подход используется и в других учебных изданиях.

Несколько иначе рассматривает связь между стратегией и целями Дж. Моклер: «Стратегия предприятия - это долгосрочные цели и планы, формулируемые для обеспечения эффективного воздействия предприятия со своим конкурентным окружением» [19].

Все разнообразие взглядов и подходов к стратегии рассматривается в работе под названием «Школа стратегий», написанной Г. Минцбергом, Б. Альстрэндом Д. и Лэмпелом. В этой работе приводятся десять школ, которые с различных сторон характеризуют стратегию.

В своей работе «Стратегия предприятия» проф., член-корреспондент РАН Клейнер Г.Б. отмечает: «В самом общем смысле стратегия предприятия как один из видов программно-целевого описания является частью целевого пространства предприятия. Различие в известных подходах к ее определению заключается в установлении ее положения в этом пространстве по отношению к другим его элементам - миссии, целям, задачам» [12].

Категория «стратегия предприятия» многогранна, что показывает анализ ее определения и положений различных стратегических школ. Кон-

цепция «стратегия предприятия» многогранна, как и сама концепция «предприятия». В зависимости от целей анализа, ситуации, целей самого предприятия и интересов и ожиданий различных лиц мы можем выбирать ту или иную концепцию как стратегии, так и предприятия, а также сгруппировать различные модели того и другого (элементы моделей).

Все определения стратегии мы можем сгруппировать следующим образом:

- по отношению к целям стратегия выполняет инструментальную роль и ее необходимо рассматривать как способ достижения целей;

- стратегия является элементом целевого пространства, и в ней свое отражение находят 1) общий взгляд на предназначение предприятия и 2) конкретные целевые установки;

- достаточно полный и непротиворечивый комплекс отдельных, но взаимосвязанных решений на перспективу.

Из проведенного анализа мы можем сделать несколько выводов.

1. Необходимо различать стратегию предприятия, стратегию управления и стратегию деятельности (бизнеса) (см. рисунок). Стратегия предприятия вырабатывается его основателем (чаще всего неосознанно) на весь жизненный цикл существования. Эта стратегия неструктурированна, неформализо-вана. Практически она близка стратегии предпринимательства и выполняет следующие функции:

- инновационная - формирование нового спроса на основе новых продуктов и технологий, организационных форм производства и сбыта продукции;

- освоение (создание) новых рынков - предпринимательство является наиболее эффективным процессом в освоении (создании) новых рынков;

- минимизация затрат - создание и освоение новых процессов и форм позволяет снижать издержки на традиционную и новую продукцию. Предприятие тем самым не только закрепляет свои позиции на рынке, но получает конкурентное преимущество.

Стратегия управления. Это инструмент реализации стратегии предприятия. Она определяется и разрабатывается непосредственно менеджментом предприятия на срок от 3 до 5 лет. Если стратегия предприятия (предпринимательства) определяет жизненный цикл предприятия, то стратегия управления, реализуя стратегию предприятия, обеспечивает его жизнестойкость и развитие.

Стратегия бизнеса (деятельности). Данная стратегия разрабатывается для конкретного вида деятельности (бизнеса) фирмы. Если фирма осуществляет только один вид деятельности, в этом случае стратегия бизнеса и стратегия управления будут совпадать. Если фирма осуществляет несколько видов деятельности, и эти виды деятельности организационно закреплены за отдельными подразделениями (филиалы, продуктовые отделения, дивизионы, департаменты и т. д.), в этом случае стратегия

Управление социально-экономическими системами

управления осуществляет фактически функции субъекта управления, а стратегия (стратегии) бизнеса - роль объекта управления.

< гра

Организационные

цели

Пирамида стратегий

2. Другой важный вывод в следующем. Любая стратегия имеет два направления:

- первое направление - развитие рынка, на котором осуществляется деятельность фирмы. Данное направление может реализовываться через следующие субстратегии - маркетинга, ценообразования, инвестиций и др.;

- второе направление - развитие элементов внутренней среды предприятия. В этом направлении могут быть задействованы такие субстратегии -кадровые, НИОКР, операционные и т. д.

Литература

1. Акофф, Р. Планирование в больших экономических системах / Р. Акофф. - М.: Советское радио, 1972.

2. Акофф, Р. Акофф о менеджменте / Р. Акофф; пер. с англ. под ред. Л.А. Волковой -СПб.: Питер, 2002. - 448 с.

3. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. -М.: Экономика, 1989. - 519 с.

4. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - СПб.: Питер Ком, 1999. -416 с.

5. Виханский, О.С. Стратегическое управление /О.С. Виханский. - М.: Изд-во МГУ, 1995.

6. Глин, Д. Стратегия бизнеса / Д. Глин, В. Маркова, Д. Перкинс. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1996.

7. Градов, А.П. и др. Экономическая стратегия фирмы / под ред. проф. А.П. Градова. - СПб.: Специальная литература, 1995.

8. Градов, А.П. и др. Экономическая стратегия фирмы / подред. проф. А.П. Градова. - СПб.: Специальная литература, 2003. - С. 26.

9. Евенко, Л. Стратегия в акционерном обществе/ Л. Евенко //Журнал для акционеров. - 1996. -№ 7.

10. Карлофф, Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы /Б. Карлофф. - М.: Экономика, 1991.

11. Кинг, У. Стратегическое планирование и хозяйственная политика / У. Кинг, Д. Клиланд. -М.: Прогресс, 1982.

12. Клейнер, Г.Б. Стратегия предприятия / Г.Б. Клейнер. - М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2008.

13. Минцберг, Г.Стратегический процесс / Г. Минцберг, Дж.Б. Куин, С. Гошст; пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2001. -688 с.

14. Минцберг, Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Алъстрэнд, Д. Лэмпел. - СПб.: Питер, 2000.

15. Портер, М. Конкуренция: уч. пос.: пер. с англ. / М. Портер. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. - 495 с.

16. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализация стратегии / А.А. Томпсон, АДж. Стрикленд. - М.: ЮНИТИ, 1998.

17. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. - М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2003.

18. Тренев, Н.Н. Стратегическое управление / Н.Н. Тренев. -М.: ПРИОР, 2000.

19. Mockler, R.J. Strategic Management: An Integrative Context-Specific Process / R.J. Mockler. - Har-risburg-London: Idea Group Publishing, 1992. - P. 3.

Поступила в редакцию 15 октября 2010 г.

Наумова Евгения Альбертовна. Кандидат экономических наук, руководитель отдела продаж в РФ в ЗАО «Лаборатория Касперского». Область научных интересов - стратегия управления предприятием информационной сферы.

Naumova Evgeniya Albertovna is Candidate of Economic Science, head of sales department in the Russian Federation in Close Joint-Stock Company «Kaspersky Lab». Research interests: management strategy of an enterprise of information sphere.

E-mail: evgeniyanaumova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.