УДК 338.24
А.А.Фадеев
студент 5 курса Институт экономики и бизнеса, УлГУ Научный руководитель: С.В.Лапочкина
к.э.н., доцент Институт экономики и бизнеса, УлГУ г. Ульяновск, Российская Федерация
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Аннотация
В статье рассматриваются и обобщаются определения стратегии зарубежных и российских учёных. На основе рассмотренных определений формулируется определение стратегии развития хозяйствующего субъекта.
Ключевые слова
Хозяйствующий субъект, организация управления, стратегия развития
В последнее десятилетие корпоративная практика столкнулась с существенными изменениями внешних условий и трудностями корпоративного развития. [22; с.11] Россия вошла в ВТО и при всех её ограничениях и санкциях интегрируется далее в европейскую и мировую экономику. Это, по мнению многих аналитиков, обнажило многие проблемы корпоративной теории и практики отечественных хозяйствующих субъектов. [10; с.4]
В связи с этим, корпоративные теоретики и практики вынуждены, как никогда, переосмысливать казалось бы современные и эффективные подходы к формированию стратегии отечественных хозяйствующих субъектов различного уровня, с помощью которых можно было бы наращивать экономику предприятия и завоёвывать новые рынки сбыта.
Для субъектов различного уровня стал актуальным вопрос формирования новой стратегии развития, гарантирующей не только сохранение сфер и рынков деятельности в обострившейся конкурентной среде, но и внедрение новых, более гибких организационных технологий, форм и структур управления для адаптации хозяйствующих субъектов к современным реалиям и рынкам.
В корпоративной практике приходит понимание того, что организация управления хозяйствующим субъектом на основе старых алгоритмов, не адаптированных к современным изменениям, а так же построенным вне какой-либо структурированной, аналитически выверенной стратегической концепции развития хозяйствующего субъекта, потенциально бесперспективна и практически изживает свой ресурс.
Объектом исследования является «стратегия развития хозяйствующего субъекта».
Предметом исследования является стратегия развития хозяйствующего субъекта как практическая база для использования стратегии развития.
Задачей нашего исследования является обобщение подходов к определению стратегии развития хозяйствующего субъекта.
Под хозяйствующим субъектом, в научных исследованиях и законодательстве, понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. [26]
Понятие же «стратегии развития хозяйствующего субъекта» в теории и практике управления неоднозначно, несмотря на её значимость и важность в методическом плане. [16, с.16-20; 15, с. 33-43]
Значимость её предопределяется тем, что без выявления направления стратегии движения организации и цели стратегического планирования процесс достижения поставленных задач растягивается во времени и представляет собой в определённой мере хаотичное движение частей организации. [1, с. 71, 249-256]
По мнению одного из основоположников стратегического управления А. Чандлера стратегия это «определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей». [2]С точки зрения теоретических воззрений автора это определение стратегии, в русле школы конфигурации, как наиболее оптимальное распределения ресурсов в зависимости от целей и задач и исторического этапа становления предприятия (линейно-штабной, функциональный, холдинговый, дивизиональный). [9, с. 9-13]
И. Ансофф понимает стратегию как «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности»:
1. Правила и средства измерения настоящей и будущей деятельности компании. Их качество - цели, а желаемые количественные значения - задачи.
2. Правила разработки отношений компаний с внешней средой (товарно-рыночная стратегия):
• какие товары и технологии развивать,
• где и кому продавать продукцию
• как получить преимущество над конкурентами.
3. Правила установки отношений и процессов внутри организации - административная стратегия.
4. Правила определяющие текущие операции фирмы - «оперативная политика». [1, с.68]
Данное определение подразумевает раскрытие стратегии в соответствии с чёткими параметрами и экономическими показателями. Важно учесть, что в условиях рыночной экономики очень сложно учесть все возможные ситуации и соответственно определить для них однозначные решения, тем не менее, данное понимание стратегии получило большую популярность в российской теории и практике управления. В данный момент теоретические и практические разработки области школы планирования теряют свою популярность. [1; 9, с.16-24]
«Процесс принятия и оценки целого ряда взаимосвязанных решений, предваряющих определённую деятельность, которые определяют желаемое будущее состояние», такова стратегия Р. Акоффа. В сравнении с И. Ансовым она имеет более общее значение, но процесс разработки стратегии, это тот же детализированный и формализованный процесс планирования.[9, с. 27]
Профессор Л. Евенко в своём определении стратегии обобщает точки зрения Р. Акоффа и И. Ансофа и подчёркивает различия между ними, так стратегия - «это конкретизация пути развития предприятия исходя из динамики внешней среды посредством формулирования долгосрочных целей, поиска ресурсов для их планирования действий на перспективу». [10, с.97] Системообразующими стратегии являются «цели» и «действия» по их воплощению в «будущем» в зависимости от «ресурсов» и «окружающей среды».
Точка зрения М. Портера разительно отличается от вышеперечисленных теоретиков стратегического управления. Стратегия - это «создание уникальной и выгодной позиции, предусматривающий определённый выбор видов деятельности» [20, с. 83]. Автор считает, что предприятие в целях повышения эффективности деятельности должно выявить преимущественно важные для него продукты и рынки, в сочетании которых возможно получить превосходство над конкурентами. [20, с.65-83]
Стратегию, как план выделяют А. А. Томпсон и А. Дж. Ш. Стрикленд, В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова, Е. Е. Вершигора, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Соответствующие учёные видят стратегию как:
• «план управления фирмой, направленный на укрепление позиций организации, удовлетворение потребностей ее клиентов и достижение определенных результатов деятельности» [24];
• «генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения. Это своего рода "нить времени", связывающая прошлое и будущее и одновременно указывающая путь к развитию» [13];
• «это общий всесторонний план достижения цели» [3];
• «детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей». [17]
Стратегия, является только направлением развития организации у А.Д. Гительмана и О.С. Виханского. Профессор А.Д. Гительман считает, что это «общее направление, генеральная линия развития». [5] О.С. Виханский приводит более развёрнутое определение, с выделением направления применимости стратегии: «долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям». [14]
Очень ёмко и в тоже время кратко сформулировал стратегию Ефремов В.С. Образ действий, обусловливающий вполне определенную и относительно устойчивую линию поведения производственно-коммерческой организации на достаточно продолжительном историческом интервале. Определение включает направление («образ действий»), план и правила («определённую и относительно устойчивую линию поведения»). [10]
Старовойтов М.К. и Фатхутдинов Р.А. обобщили определения стратегии, как плана и направления. По Старавойтову, стратегия - это «идеология развития, качественного конкретизирования в виде ориентиров и состояний компании, последовательности действий по их достижению в рамках сформированных целей». [18] Фатхутдинов Р.А. определил стратегию как «программу, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности». [23]
Наибольшее же количество определений, рассмотренных в нашем исследовании, стратегии повествует о стратегии, как о комплексе определённых мер.
Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский и Б. Б. Стародубцева определяют стратегию, как и правила («важные установки») составляющую основу стратегии школы планирования определённой И.Ансоффом, планы, направления деятельности («намерения»): «долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты». [21]
Туленков Н.В. ещё более дополняет определение стратегии «сферами» и «способами деятельности» и формулирует стратегию как на повышение способности предприятия к выживанию в конкретных условиях среды: «установленная на достаточно длительный период совокупность норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность предприятия, укрепляющих позиции на рынке, повышающих способность предприятия к выживанию в конкретной ситуации». [25] На наш взгляд, в данном определении есть несоответствие с фактами, так как не каждая стратегия обеспечивает повышение способности предприятия к выживанию, укреплению конкурентоспособности и его росту. В мире существует множество примеров, когда достаточно крупные компании и государства, разрабатывающие стратегию, шли к снижению роста.
У Волковой К.А., Дежкиной И.П. и Казаковой К.Х. учтено несоответствие определения стратегии Туленкова Н.В. со сложившимися фактами, потому стратегия сформулирована как «весь взаимосвязанный комплекс деятельности во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия по отношению к его конкурентам». Стратегия, по их мнению, обобщающая модель действий, необходимых для достижения
поставленных целей путем распределения ресурсов предприятия. [19]
Дойль П. обобщив понятия, счёл в отсутствии необходимости подачи в определении конкретных действий стратегии и определил стратегию, как «комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия и достижению долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках». [7]
Очень сходные определение с П. Дойлем, но более конкретное и определённое, с выделением чётких границ, дал Винокуров В.А. «Стратегия представляет собой систему управленческих решений, определяющих перспективные направления развития организации, сферы, форм и способов ее деятельности в условиях окружающей среды и порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей». В последнем определении учтена возможность постановки стратегии в случае кризиса организации, т.к. во время кризиса организации ставится первоначальная цель выхода из кризиса, и только затем «достижение конкурентных преимуществ». [4]
Наиболее общее и системное определение после систематизации всех методов формирования стратегии, дано Г. Минцбергом, как совокупность «пяти «П» [16]:
• план - «стратегия есть план, некий вид сознательно и намеренно разработанной последовательности действий, путеводная линия (или ряд линий), которой придерживаются в конкретной ситуации»;
• приём - стратегия представляется как ловкий приём, предпринимаемый с целью перехитрить соперника или конкурента;
• паттерн - «стратегия - и заранее продуманная, и выстраивающаяся по ходу развития событий - есть некая последовательность в поведении»; (в большинстве определений стратегии это называется «направление»)
• позиция - «стратегия как позиция», а именно соотношение стратегии организации, как посредника, между предприятием и внешней средой;
• перспектива - «стратегия является перспективой», как избранной позицией и устоявшимся восприятием мира. [15]
Рассмотрев все изложенные подходы к определению стратегии, можно поитожить, что стратегия это системная дефиниция. Попытки учёных определить однозначно стратегию как план, как правила и т.п. были в дальнейшем объединены в комплекс понятий.
Таким образом, стратегия развития хозяйствующего субъекта — это системное изменение организации, структуры предприятия на некоторый долгосрочный период, представляющий совокупность действий, правил, планов и приёмов, работающих в одном общем направлении, для цели развития организации.
На наш взгляд, в формировании стратегии должны учитываться все возможные подходы, в зависимости от внешней и внутренней ситуации хозяйствующего субъекта, игнорирование одних направлений и возвеличивание других может привести к критичным последствиям в функционировании хозяйствующего субъекта вплоть до его банкротства и расформирования. Данный вывод подтверждается формированием с начала 2000-х годов динамической теории стратегического управления. [10, с. 24]
Список использованной литературы:
1. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ./Науч. ред. и автор предисл. Л. И. Евенко. - М.: "Экономика", 1989. 519 с.
2. Алтухов П.Л. Методические положения по выбору стратегии управления развитием предприятия //Вестник Саратовского государственного университета. - 2008. №4. Том 1.
3. Вершигора Е Е. Менеджмент: Учеб. Пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 283 с.
4. Винокуров, В. А. Организация стратегического управления на предприятии / В. А. Винокуров. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996 . - 160 с.
5. Гительман А. Д. Преобразующий менеджмент: лидерам реорганизации и консультантам по управлению: Учеб. пособие - М.: Дело, 1999. - 496 с.
6. Гудков, И.Б. Стратегия и структура корпорации / Гудков И.Б. - М.: Дело, 2006. - 320 с.
7. Дойль, Питер. Менеджмент: стратегия и тактика: ["Лучшая кн. по менеджменту в Европе"] / Питер Дойль; [Пер. с англ. Т. Карасевич и др.]. - СПб. и др. : Питер, 1999. - 559 с.
8. Евенко Л.И. Стратегия в акционерном обществе // Журнал для акционеров. 1996. №7.
9. Катькало В.С. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка // Российский журнал менеджмента. - 2003. №1. - с. 7-30.
10. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления: Автореф. на дис. ... д-ра эконом. наук. М., 1994. - 46 с.
11. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления: Дис. ... д-ра. эконом. наук. Санкт-Петербург. 2007. - 581 с.
12. Кукушкин С.Н. Стратегия управления по А.В. Суворову [Электронный ресурс]: монография/ Кукушкин С.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Палеотип, 2012.— 116 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10253.— ЭБС «ШЯЬоок^», по паролю
13. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 288 с.
14. Менеджмент: учебник / Виханский О.С.. Наумов А. И. - 5-е изд. стереотипн. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014. 576 с.
15. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.
16. Минцберг Г. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. - М.: Питер, 2000. 336 с.
17. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л.И. Евенко. - Москва.: Дело, 1997. - 704 с.
18. Оценка организации (предприятия, бизнеса): учебник/ А.Н. Асаул [и др.]. - СПб.: Институт проблем экономического возрождения, 2014.— 480 с.
19. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции / Волкова К.А., Сергеева И.А., Дежкина И.П., Казакова Ф.К. - М.: Экономика: НОРМА, 1997. - 526с.
20.Портер М. Конкуренция.:Пер. с англ.: Учеб. пос. - М.: Издательсткий дом «Вильямс», 2001. - 495 с.
21. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь [Электронный ресурс] / Райзберг Б.А. [и др.]. - Электрон. текстовые дан. - Москва: 2-е изд., испр., 1999. - Режим доступа: http://enbv.narod.ru/text/Econom/ses/index.html, свободный.
22. Сироткин С.А. Кельчевская Н.Р. Стратегический менеджмент на предприятии: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. 246 с.
23. Стратегический менеджмент: учебник / Фатхутдинов Р. А. - 7-е изд. испр. и доп. М.: Дело, 2005. - 448 с.
24. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. 576 с.
25. Туленков В.Н. Введение в теорию и практику менеджмента [Электронный ресурс] / Туленков В.Н. -Электрон. текстовые дан. - Киев: 1998. - Режим доступа: http://www.libok.net/writer/2893/tulenkov_n_v, свободный.
26. ФЗ №135 от 26.07.2006 «О защите конкуренции»
© Фадеев А.А., Лапочкина С.В., 2015