12.4. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Царикаев Алан Юрьевич, заместитель начальника отдела обеспечения процедуры банкротства инспекции ФНС России № 6 по г. Москве
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена исследованию процесса формирования стратегии развития промышленных предприятий. При этом процесс формирования стратегии определяется как один из бизнес-процессов организации. Предлагаются критерии наиболее рационального формирования стратегии развития предприятий.
Ключевые слова: процесс, варианты, стратегия, предприятие, развитие
PROCESS OF FORMATION OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES
Tsarikaev Alan Jurjevich, the deputy chief of a department of maintenance of procedure of bankruptcy of inspection FNS of Russia № 6 in Moscow
Annotation: The article is devoted to research of process of formation of strategy of development of the industrial enterprises. Thus process of formation of strategy is defined as one of business - processes of the organization. Criteria of the most rational formation of strategy of development of the enterprises are offered.
Keywords: process, variants, strategy, enterprise, development
В связи с нарастающей конкуренцией на внутреннем рынке и интеграцией промышленных предприятий в мировое хозяйство в практике управления возрастает необходимость решения стратегических задач. В свою очередь возникает необходимость исследования методических подходов к формированию стратегии развития промышленных предприятий.
Промышленное предприятие в процессе развития находится в постоянном взаимодействии с другими хозяйственными субъектами, строит взаимоотношения со своим окружением: конкурентами, потребителями, поставщиками и пр. Каждая форма взаимоотношений элементов предприятия с элементами его окружения представляет собой стратегическую проблему, требующую изучения, адекватной теории для ее разрешения.
В числе различных способов управленческого воздействия на стратегические проблемы промышленных предприятий с целью их разрешения можно выделить систему взаимосвязанных функций стратегического менеджмента, целью которых является формирование стратегии развития: стратегический анализ, стратегический выбор, контроль реализации стратегии. Схема логики процесса формирования стратегии развития промышленных предприятий в условиях рыночной экономики показана на рис. 1.
Процесс формирования стратегии становится ключевым в планировании развития промышленных предприятий. Отдельные процедуры в процессе формиро-
вания стратегии пересматриваются, разрабатываются и внедряются новые.
Многообразие точек зрения на процедуры, составляющие процесс формирования стратегии и на саму сущность стратегии делает стратегическое управление актуальным во все времена и применимым в любой области социально-экономической деятельности.
Рис. 1. Схема логики процесса формирования стратегии развития промышленных предприятий
Процесс формирования стратегии можно определить как один из бизнес-процессов организации. В соответствии с определениями понятия бизнес-процесса, приводимыми в исследованиях отечественных и зарубежных авторов, можно сформулировать следующие определения процесса формирования стратегии развития.
Процесс формирования стратегии развития - это набор логически взаимосвязанных действий, выполняемых для достижения определенного «выхода» деятельности, являющегося стратегией развития предприятия1.
Процесс формирования стратегии развития - это структурированное конечное множество действий, спроектированных для производства специфической услуги (стратегии развития предприятия) для конкретного потребителя (руководства предприятий)2.
Процесс формирования стратегии развития - это систематизированное последовательное исполнение функциональных операций, которые дают специфический результат (в данном случае позволяют выбрать стратегию развития предприятия)3.
Процесс формирования стратегии развития не является действием, реализуемым реально в текущий момент времени, это всего лишь представление таких действий, абстракция, модель. Это представление действий может быть реализовано или нет4.
Таким образом, процесс формирования стратегии развития - это модель управленческих воздействий, состоящая из структурно взаимосвязанных процедур,
1 Стюарт Дж. Тренинг организационных изменений - СПб.: «Питер», 2001.
2 Davenport T.H., Short J.E. The New industrial Engineering: information Technology and Business Process Redesign // Sloan Management Review, 1990, (Summer), р. 11-27.
3 TeleManagement Forum. Telecom Operations Map. Evaluation Version 2.1. - Morristown, NJ: TMForum, 2000.
4 Рубцов С.В. Уточнение понятия "Бизнес - процесс" // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № б.
Царикаев СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ А.Ю.
выполняющих отдельные функции стратегического менеджмента с целью создания стратегии развития предприятия.
Стратегии также можно найти множество определений.
Например, широко известно определение стратегии Г. Минцберга5, представленное им в виде комбинации 5-ти "П":
стратегия - план действий;
стратегия - прикрытие, т.е. действия, нацеленные на то, чтобы перехитрить своих противников;
стратегия - порядок действий, т.е. план может быть нереализуем, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае;
стратегия - позиция в окружающей среде, т.е. связь со своим окружением;
стратегия - перспектива, т.е. видение того состояния, к которому надо стремиться.
Настоящий интерес представляет приведенное в одной из книг последних десяти лет по стратегическому менеджменту следующее определение стратегии: стратегия - это модель размещения ресурсов, которая позволяет организации улучшить результаты ее дея-тельности6.
Приведенное определение как нельзя точнее определяет современное понимание стратегии. Стратегия приобретает абстрактную сущность. Стратегией можно называть любые формы решения управленческих проблем. Стратегия становится чуть ли не панацеей от рыночных неудач: «Стратегию можно сравнить с нитью Ариадны, позволяющей среди множества решений в изменчивой картине повседневных экономических процессов находить такое, которое, несмотря на возникающие в последующем непредвиденные препятствия, приводит к ожидаемым результатам»7.
Об изменении, а точнее, о расширении сущности стратегии свидетельствует ряд исследований. Приведем, к примеру, разные понимания стратегии, опубликованные по результатам исследования, проведенного журналом "Эксперт, Северо-Запад"8:
Стратегия как альтернатива развития.
Стратегия как переосмысление своего бизнеса.
Стратегия как отказ.
Стратегия как системная интеграция.
Стратегия как согласование интересов сторон.
Стратегия как «цифра».
Стратегия как ответ на стратегический вызов.
Стратегия как ответ на «проклятые вопросы».
Стратегия как формирование желаемого будущего.
Стратегия как проект.
Стратегия как гибкая жесткость.
Стратегия как торжество здравого смысла.
Разнообразие точек зрения на сущность стратегии за сорокалетнюю историю существования стратегического менеджмента породило множество концепций формирования стратегии. Рассматривая их эволюцию, можно выделить следующие пять этапов изменения основных акцентов стратегического менеджмента:
5 Минцберг Г., Куин Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс: Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001.
6 Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика: Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Питер, 1999.
7 Жигун Л.А. 170 стратегий бизнеса. - Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2001.
8 Без выбора нет стратегии. «Эксперт, Северо-Запад». - № 43. -
18 ноября 2002 [Эл. ресурс ]. Режим доступа: http://expert.ru/
разработка стратегии по периодам ее реализации (1970-е гг.);
определение стратегических позиций (1980-е гг.);
управление на основе отбора выполняемых стратегических задач (1990-е гг.);
управление в условиях возрастающей неопределенности внешней среды (конец 1990-х гг.);
управление сетевыми образованиями (2000-е гг.).
Эволюция механизма стратегического управления связана с продолжающимся ростом нестабильности внешней среды. По мере повышения уровня нестабильности управленческая практика вырабатывала новые методы стратегического управления, регламентирующие деятельность организации. Чем более неопределенным представлялось будущее развитие, тем более сложными становились механизмы стратегического управления на промышленных предприятиях.
Исследование стратегий превратилось в зрелую область научных знаний, имеющую свою достаточно обособленную от других разделов теории менеджмента предметную область: проблему создания и поддержания конкурентных преимуществ, обеспечивающих недоступные соперникам ренты9. Выявление источников таких преимуществ и эффективных механизмов их достижения составляет предмет теории стратегического управления10.
Задача теории стратегического управления - ответить на нужды практики: «Что является источником конкурентных преимуществ?» и «Как их создать?».
Несмотря на достаточно широкий спектр теоретических и практических разработок в области стратегического управления, многие вопросы формирования стратегии развития предприятия достаточно дискуссионны. Например, в теории стратегического управления существуют две дихотомии: между процессом формирования и содержанием стратегий и между внутренними и внешними (относительно границ предприятия) источниками конкурентных преимуществ предприятий. Неопределенность внешней среды вносит в процесс формирования стратегии развития предприятия два дополнительных условия - это фактор времени и риска.
Первое противоречие заключается в выборе приоритета процессуального или содержательного аспекта стратегии развития предприятий. Ряд ученых предпочитают дескриптивный анализ того, как стратегии формулируются и реализуются (стратегический процесс). Другие стараются найти взаимосвязь между стратегическим выбором предприятий и результатами их деятельности (содержание стратегии).
Наиболее известная точка зрения по поводу второго противоречия состоит в том, что формирование стратегии развития промышленных предприятий строится на двух основополагающих подходах: первый предполагает учет ресурсных ограничений предприятия, второй - учет потребностей внешней среды11.
9 Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 2002.
10 Катькало В.С. Теория стратегического управления: этапы развития и основные парадигмы // Вестник СПбГУ. Сер. «Менеджмент». 2002. - Вып. 2.
— Бек Н.Н. Методы стратегического анализа: Материалы к лекциям и практическим занятиям. Ч. 3. - М.: ГУ-ВШЭ, 2003; Вихан-ский О.С. Стратегическое управление: Учебник. -2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Гардарики, 2002; Маркова В.Д., Кузнецова С.А.Стратегический менеджмент: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2003.
Динамичная природа предприятий, возрастающая неопределенность внешней среды и множественность концепций стратегии затрудняет введение одного универсального процесса формирования стратегии развития промышленных предприятий. Можно утверждать, что в теории стратегического управления является актуальной проблема разработки методических подходов к формированию стратегии развития промышленных предприятий, которые позволят устранить методические противоречия и обосновать связи между концепциями стратегии и потребностями практики стратегического управления.
Чтобы стратегический процесс был направлен на решение практических задач предприятия и не был чисто формальной процедурой, он должен соответствовать следующим критериям: быть простым и иметь обозримые результаты; включать только те управленческие процедуры, которые несут функциональную значимость; соответствовать особенностям управленческой системы промышленных предприятий. Для разработки рационального процесса формирования стратегии развития необходимо проанализировать существующие методические подходы и определить, обеспечивают ли они эффективную реализацию функций формирования стратегии предприятия.
Список литературы:
1. Без выбора нет стратегии. «Эксперт, Северо-Запад». - № 43. - 18 ноября 2002 [Эл. ресурс ]. Режим доступа: http://expert.ru/.
2. Бек Н.Н. Методы стратегического анализа: Материалы к лекциям и практическим занятиям. Ч. 3. - М.: ГУ-ВШЭ, 2003.
3. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. -2е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2002.
4. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика: Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Питер, 1999.
5. Жигун Л.А. 170 стратегий бизнеса. - Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2001.
6. Катькало В.С. Теория стратегического управления: этапы развития и основные парадигмы // Вестник СПбГУ. Сер. «Менеджмент». 2002. - Вып. 2.
7. Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 2002.
8. Маркова В.Д., Кузнецова С.А.Стратегический
менеджмент: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2003.
9. Минцберг Г., Куин Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс: Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001.
10. Рубцов С.В. Уточнение понятия "Бизнес - процесс" // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 6.
11. Стюарт Дж. Тренинг организационных изменений - СПб.: «Питер», 2001.
12. Davenport T.H., Short J.E. The New Industrial Engineering: Information Technology and Business Process Redesign // Sloan Management Review, 1990, (Summer), р. 11-27.
13. TeleManagement Forum. Telecom Operations Map. Evaluation Version 2.1. - Morristown, NJ: TMForum, 2000.
References:
1. Without a choice there is no strategy. « The expert, Northwest ». - № 43. - on November, 18 2002 [Эл. A resource]. A mode of access: http://expert.ru/.
2. Bek N.N. Methods of the strategic analysis: Materials to lectures and practical employment{occupations}. P. 3. - M.: SU-HSE, 2003.
3. Vihansriy O.S. Strategic management: the Textbook. - M.: Gardariki, 2002.
4. Dole P. Management: strategy and tactics. - SPb: Peter, 1999.
5. Zhigun L.A. 170 strategies of business. - Vladivostok, 2001.
6. Katkalo V.S. Theory of strategic management: stages of development and the basic paradigms // the Bulletin of St.Petersburg State University. Sulfurs. "Management". 2002. -Rel. 2.
7. Krainer S. The basic ideas of management. - M.: INFRA-M, 2002.
8. Markova V.D., Kusnetsjva S.A. Strategical management: the Rate of lectures. - M.: INFRA-M; Novosibirsk: the Siberian agreement, 2003.
9. Minsbarg G., Queen J^., Goshal S. Strategical process. -SP6.: Peter, 2001.
10. Rubtsov S.V. Specification of concept "Business - process" // Management in Russia and abroad. - 2001. - № 6.
11. Styuart J. Training of organizational changes - SP6.: "Peter", 2001.
12. Davenport T.H., Short J.E. The New Industrial Engineering: Information Technology and Business Process Redesign // Sloan Management Review, 1990, (Summer), р. 11-27.
13. TeleManagement Forum. Telecom Operations Map. Evaluation Version 2.1. - Morristown, NJ: TMForum, 2000.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Царикаева А.Ю. «Процесс формирования стратегии развития промышленных предприятий»
Рецензируемая статья посвящена весьма актуальной проблеме - исследованию процесса формирования стратегии развития промышленных предприятий. Промышленное предприятие в процессе развития находится в постоянном взаимодействии с другими хозяйственными субъектами, строит взаимоотношения со своим окружением: конкурентами, потребителями, поставщиками и пр. Каждая форма взаимоотношений элементов предприятия с элементами его окружения представляет собой стратегическую проблему, требующую изучения, адекватной теории для ее разрешения.
Процесс формирования стратегии становится ключевым в планировании развития промышленных предприятий. Отдельные процедуры в процессе формирования стратегии пересматриваются, разрабатываются и внедряются новые. Многообразие точек зрения на процедуры, составляющие процесс формирования стратегии и на саму сущность стратегии делает стратегическое управление актуальным во все времена и применимым в любой области социально-экономической деятельности.
В статье рассмотрены понятие и содержание процесса выбора стратегии промышленных предприятий.
Автором выделены критерии формирования стратегии развития промышленных предприятий. Подчеркивается, что для разработки рационального процесса формирования стратегии развития необходимо проанализировать существующие методические подходы и определить, обеспечивают ли они эффективную реализацию функций формирования стратегии предприятия.
Представляется, что статья может быть опубликована в журнале «Бизнес в законе».
Научный руководитель, профессор
д.э.н. С.В. Раевский