Научная статья на тему 'Стратегия инновационного развития туристической инфраструктуры территориальных образований'

Стратегия инновационного развития туристической инфраструктуры территориальных образований Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
603
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ / КОНЦЕПЦИЯ / СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ЗОНА / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Филин С. А., Гагарина Г. Ю.

В статье отмечается, что цели, выдвигаемые перед индустрией туризма государством и его субъектами, достигаются посредством реализации конкретных программ. Поэтому перед наукой о туризме ставится, в частности, задача разработки методологии и на ее основе целевых программ развития туристской инфраструктуры и системы прогнозирования и связанных с ней прогнозных показателей в сфере индустрии туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Филин С. А., Гагарина Г. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия инновационного развития туристической инфраструктуры территориальных образований»

1(232) - 2012

ТУРИСТШ-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ

УДК 338.48.02

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗБИТИЯ

ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАНИЙ

С. А. ФИЛИН, доктор экономических наук, вице-президент Е-mail: safilin@mail. ru Национальный фонд развития малого и среднего предпринимательства Г. Ю. ГАГАРИНА, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой национальной и региональной экономик Е-mail: galina_gagarina@mail. ru Российский экономический университет им. Г. Б. Плеханова

В статье отмечается, что цели, выдвигаемые перед индустрией туризма государством и его субъектами, достигаются посредством реализации конкретных программ. Поэтому перед наукой о туризме ставится, в частности, задача разработки методологии и на ее основе — целевых программ развития туристской инфраструктуры и системы прогнозирования и связанных с ней прогнозных показателей в сфере индустрии туризма.

Ключевые слова: индустрия туризма, мультипликативный эффект, концепция, система прогнозирования, туристическая инфраструктура, туристско-рекреационная зона, целевая программа развития.

Тенденции развития международного туризма носят позитивный характер: для развивающихся стран он становится источником как поступления иностранной валюты, так и организации новых рабочих мест. Почти все развивающиеся страны понимают целесообразность развития международного туризма. Индустрия туризма — сфера

предоставления услуг, масштабных с точки зрения аккумулированных ресурсов и значимых по их роли в социально-экономическом развитии региона и государства, специфичных по экономической природе и технологии. Она является специфичной «мультипликативной сферой»», оказывающей косвенное влияние на экономику государства и его регионов посредством стимулирования развития смежных с ней отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, социальной сферы, ин-дустрий размещения и развлечений, предприятий общественного питания, музейного дела и т. п. Сфера туризма стала крупнейшим работодателем, создавая новые рабочие места как в собственной инфраструктуре, так и в других отраслях национальной экономики через мультипликативный эффект. Развитию туризма сопутствует расширение и совершенствование инфраструктуры регионов, увеличение поступлений в государственные и местные бюджеты.

Благодаря этой особенности современная индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. По оценкам Всемирной туристической организации (ЮНВТО), в настоящее время вклад индустрии туризма:

— в общемировой ВВП — превышает 10 % (в 2008 г. — 9,9 %) [12];

— в мировую торговлю услугами — 32 %;

— в мировые инвестиции — 8 %;

— в решение проблемы трудоустройства — примерно каждое 20-е рабочее место;

— в мировые потребительские расходы — 11 %;

— в суммарные налоговые поступления — 10 %. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составляет 35 %, туризм использует до 7 % мирового капитала. В мировой индустрии туризма заняты более 200 млн чел., или 10 % мирового рынка занятости. В начале XXI в. мировая индустрия туризма вышла по доходности на 3-е место среди крупнейших экспортных отраслей после нефтяной и автомобильной промышленности [7]. Мировой опыт свидетельствует, что развитие туризма способствует благоустройству городов и населенных пунктов, повышению культуры обслуживания населения, решает проблему занятости (один турист может обеспечивать работой 6—8 чел.). По данным ЮНВТО, в ближайшие 10 лет рост туристического сектора составит 4—6 % в год [15] и к 2018 г. увеличится почти вдвое. Число работающих в сфере туризма с 8,4 % в 2008 г. увеличится до 9,2 % в 2018 г. Наиболее популярными видами туризма к 2020 г. будут:

— приключенческий;

— экологический;

— культурно-познавательный;

— тематический;

— круизы.

Степень экономического развития туризма в настоящее время оценивается удельным весом в ВВП страны и его долей в доходной части бюджета. Удельный вес сферы туризма в структуре национальных экономик большинства экономически развитых стран составляет 10—25 % от доходной части бюджета. Например, в Австрии 8,6 % в ВВП составляют прямые доходы от туризма и 15 % — доходы с учетом мультипликативного эффекта, в Хорватии — 8,5 и 19,0 % соответственно, в Испании — 6,8 и 18,2 %, в Болгарии — 4,1 и 14,5 %, во Франции — 4,1 и 10,9 %, в Канаде — 3,4 и 11,0 %, в

Великобритании — 3,4 и 9,1 %. В Италии до трети дохода формирует индустрия туризма. Для 83 % стран мира туризм является одним из пяти основных источников дохода, а для 38 % стран — главным источником дохода [9].

Эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) опубликовали рейтинг конкурентоспособности 139 стран в области туризма за 2010 г.: на 1-м месте — Швейцария, на 2-м — Германия, на 3-м — Франция, далее — Австрия, Швеция, США, Великобритания, Испания, Канада и Сингапур. Такие массовые туристические направления, как Турция и Египет оказались на 50-м и 75-м местах соответственно. Последние строчки в рейтинге занимают Ангола, Чад, Мавритания. Россия находится на 59-м месте, сохранив результат 2009 г.

Страны оценивались по 1 4 параметрам, включая уровень безопасности, экологическую ситуацию, инфраструктуру. По законодательству и госрегулированию Россия оказалась на 126-м месте, по качеству дорог — на 125-м, уровню безопасности — на 113-м, экологической устойчивости — на 98-м, инфраструктуре наземного транспорта — на 95-м, культурным ресурсам — на 35-м и по природным ресурсам — на 27-м месте.

В связи с развитием мирового туризма возрастает интерес к поиску путей эффективного развития этой отрасли и в России как со стороны государства, так и среди предпринимателей.

Россия в 2006 г. занимала 20 место (9 164 тыс. чел.) среди стран с наибольшим числом прибывающих туристов [15]. Согласно оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям (ВСТиП), доходы от туризма в наиболее благоприятном с точки зрения уровня доходов основной массы потенциальных пользователей туристских услуг в предкризисном 2007 г. в ВВП России с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7 %; число рабочих мест в туризме — 1 % от общей занятости, с учетом смежных отраслей — 5,7 %; инвестиции в основной капитал в индустрию туризма России — 12,1 % от общих инвестиций при годовом росте в 8,2 %. Однако хотя в настоящее время туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики России, он пока не стал высокодоходной индустрией и заметным источником дохода в бюджет страны: по доле туристского бизнеса в ВВП Россия в 2008 г. занимала 138-е место в мире, т. е. находилась в десятке наиболее отсталых по этому показателю стран [13]. Доход от туристской отрасли в России в 2010 г.

составил 900 млрд руб. (всего 2 % ВВП), несмотря на то, что наша страна обладает колоссальным природным и культурно-историческим потенциалом, с помощью которого реально развивать различные виды туризма: экологический, оздоровительный, экстремальный, бизнес-туризм, морские и речные круизы и т. д. [9]. Связано это в том числе с тем, что, по словам заместителя министра спорта, туризма и молодежной политики РФ Н. Назиной, расходы на развитие туризма в нашей стране составляют всего 3,5 млн евро в год (для сравнения: в Турции — 120 млн евро, в Греции — 114 млн, во Франции — 27,3 млн евро).

В настоящее время международный туризм признан инструментом экономики, применение которого наряду с доходами приносит стране также и проблемы: изменения в традиционных системах и природной среде. Правительства развивающихся стран при прогнозировании развития сферы туризма и планировании мер по ее продвижению должны принимать во внимание экономические, социальные и культурные потребности населения. Особое внимание необходимо уделять сохранению окружающей среды, являющейся базой индустрии туризма.

В развитии индустрии туризма в России также отмечаются негативные моменты:

— эта сфера не получила должного развития при наличии значительных по объему и разнообразию условий (в частности — исторических поселений), а также весьма высокого уровня культурно-исторической ценности туристских ресурсов в России;

— индустрия туризма в России с ее большим экономическим потенциалом не играет существенной роли в экономике и является существенным источником утечки валюты за счет широкомасштабного туризма россиян за рубежом и потенциального недополучения доходов в бюджет и ВВП в целом за счет недостаточного потока туристов из-за рубежа;

— при высоком мультипликативном эффекте индустрии туризма ее инвестиционная привлекательность в России низкая;

— при большом потенциальном объеме внутреннего туристического рынка удельный вес россиян, пользующихся туристическими услугами, незначителен, социальная функция данного рынка практически не реализуется, а социально ориентированный туризм не получил должного

развития и государственной поддержки;

— в России не сформирована целостная инвестиционная стратегия в сфере индустрии туризма;

— не выявлено ее воздействие на социальную и духовную сферы российского общества;

— значительная часть высококвалифицированной рабочей силы не востребована в полной мере на рынке труда в сфере индустрии туризма;

— отсутствует системное прогнозирование1 социально-экономических аспектов развития сферы индустрии туризма, являющееся комплексной междисциплинарной проблемой на стыке экономики, социологии, управления, информатики, права, политологии, психологии, географии, культурологии и других наук (в том числе прогнозирование комплексной макроэкономической и мультипликативной оценки эффективности сферы туризма и его роли и места в национальной экономике), а также учет и прогнозная экономическая оценка туристских ресурсов;

— неравномерное развитие туризма — лишь 20 % территории России используется для туризма;

— не разработаны критерии и порядок отнесения территорий к категории «историческое поселение», перечень исторических городов и сельских поселений отсутствует;

— инфраструктура туризма в России не отвечает принятым в мировой практике нормам и не развита: недостаточное количество гостиничных мест и несоответствие их структуре спроса (около 50 % гостиниц относятся к не-категорийным, в Москве сосредоточено более 50 % гостиничных мест, которыми располагает Россия, острая нехватка недорогих гостиниц) [13]; плохая транспортная инфраструктура, в том числе сопутствующая инфраструктура (нехватка мест общественного питания, индустрии развлечений, горнолыжных комплексов и других спортивных объектов, туристского

1В настоящее время исследования по прогнозированию сферы туризма проводятся, как правило, в соответствии со стандартом экономической оценки туристской индустрии (вспомогательный счет туризма), принятым в 2000 г статистической комиссией ООН, либо экспертным методом с привлечением ведущих специалистов в системе прогнозирования сферы туризма. Система вспомогательных счетов туризма дает возможность оценить влияние сферы туризма на другие отрасли экономики, связанные с туризмом и производящие необходимые туристской отрасли товары и услуги.

транспорта и др.). Все эти обстоятельства сдерживают рост туристских потоков даже в крупнейших туристских центрах — Москве и Санкт-Петербурге; — основными факторами, сдерживающим развитие туризма в России, по мнению экспертов ВСТиП, являются высокие цены на поездки по основным туристским направлениям, прежде всего на услуги транспорта (особенно в восточные регионы), на гостиницы и аналогичные места размещения.

Согласно заявлению Президента РФ Д. А. Медведева на заседании президиума Государственного совета РФ и президиума Совета при президенте РФ по культуре и искусству 18.09.2009, посвященном вопросам сохранения культурного наследия, богатейший туристский потенциал исторических городов России «используется слабо». Наше уникальное культурно-историческое наследие — 450 исторических городов и поселений — огромный ресурс для развития внутреннего и международного туризма. Согласно данным ВЭФ, Россия занимает 9-е место из 130 стран мира по числу культурных объектов, что создает огромные возможности для развития индустрии туризма. Но РФ значительно отстает от ведущих стран. Среди объективных причин — отсутствие необходимой инфраструктуры, финансирования, нехватка информации, плачевное состояние самих памятников. Главными ресурсами Президент РФ назвал государственно-частное партнерство и существующие нормативные возможности. Он напомнил, что по закону концессии могут возникать по 14 категориям объектов, в том числе — по объектам культуры. И ими надо пользоваться.

Тем не менее тенденции развития индустрии туризма в России как инструмента экономики носят позитивный характер. По оценкам ВСТиП, туристический рынок РФ в ближайшее десятилетие будет бурно развиваться, переживет бум инвестиций, войдет в тройку мировых лидеров по объемам капиталовложений в туристскую отрасль. Россия способна лидировать по среднегодовому росту капитальных инвестиций в сферу индустрии туризма (9,8 %). В итоге она превратится в один из ведущих центров международной индустрии гостеприимства [9]. По прогнозу ВТО РФ к 2020 г. может войти в первую десятку стран — самых популярных направлений туризма. При решении этих проблем, по расчетам российских специалистов и прогнозам ЮНВТО, туризм в России при его достаточной поддержке со

стороны государства мог бы приносить до 30 млрд долл. дохода ежегодно. Большинство специалистов сходятся во мнении, что наиболее перспективными видами туризма будут экскурсионный, этнографический и спортивный (экстремальный), в то время как наименее эффективными — курортный и религиозный туризм. Основой для эффективного развития экскурсионного туризма является присутствие значительного числа исторических и природных достопримечательностей как самое сильное преимущество российского туризма. Россия может привлечь туристов предложением необычных маршрутов и типов отдыха. В частности, эксперты журнала Forbes отмечают тур на «Полюс холода» в якутский поселок Оймякон, где была зафиксирована самая низкая температура в мире (—71,2°), поездку в Астраханскую обл. во время цветения лотоса, фототур в Заполярье (Ямало-Ненецкий автономный округ), экстремальную программу с посещением эпицентра взрыва Тунгусского метеорита в Красноярском крае, поездку по местам ГУЛАГа в Пермском крае, тур в алмазный карьер «Мир» в Якутии и др.

Наиболее перспективными являются международные туристские маршруты, связывающие два великих озера — Байкал и Хубсугул2, и «Великий шелковый путь», вписывающиеся в мировой процесс формирования единого азиатского туристского пространства. Они способны стать «локомотивными» туристскими проектами для России.

Объем финансовых поступлений в бюджет государства от туризма зависит в том числе от социально-экономического положения потенциальных потребителей туристских услуг, совокупности природных богатств страны (региона), объектов культурно-исторического наследия, а также методов экономической деятельности, используемых для организации системы туризма. Развитие индустрии туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления. Это позволяет государству решить вопрос о пополнении

2Высокогорное озеро Хубсугул расположено на севере Монголии в 20 км от границы с Россией на высоте 1 645 м над уровнем моря (1 188 м над уровнем Байкала). Недалеко от озера (на границе Монголии и России) находится самая высокая точка Восточного Саяна и всей Восточной Сибири — гора Мунку-Сардык (3 491 м над уровнем моря). Туристов на Хубсугул и в Прихубсугулье привлекают нетронутая природа, экзотичность ландшафтов, большое разнообразие флоры и фауны, обилие рыбы.

доходной части бюджетов всех уровней (туризм, являясь отраслью экономики, аккумулирует мощные финансовые потоки и вносит значительный вклад в региональную экономику, способствуя развитию региона и соответствующих муниципалитетов).

По мере перехода к постиндустриальному обществу значение услуг в целом и прежде всего туристских услуг будет возрастать. Технологический прогресс, рост уровня жизни и появление у населения большего количества свободного времени создают предпосылки для масштабного развития индустрии туризма, в то время как непрерывный процесс урбанизации, динамика и интенсивность современной жизни обусловливают постоянно растущие рекреационные потребности населения. Повышенный спрос на туристские услуги по сравнению со спросом на чисто материальные блага найдет отражение и в стоимости этих услуг (не случайно во многих странах с развивающейся и развитой экономиками норма прибыли в сфере рекреации и туризма выше, чем в сельском хозяйстве и добывающих отраслях).

Сфера индустрии туризма должна одновременно быть высокорентабельной и выполнять при этом важную социальную роль. Однако в настоящее время в этой сфере решается преимущественно экономическая задача, т. е. получение максимального дохода и пополнение за счет налогов доходной части бюджетов всех уровней. Такая чисто экономическая модель развития противоречит специфике и социальному назначению туризма. В данных условиях актуальной задачей в сфере туризма является разработка и внедрение на базе современной и научно обоснованной системы прогнозирования новых социально-экономических моделей развития индустрии туризма, в основу которых должен быть заложен принцип экономической эффективности в сочетании с реализацией присущих туризму социальных задач. При этом туристские услуги обязаны быть равнодоступны всем слоям населения: его экономически активной части — на рыночных условиях, а социально незащищенным категориям граждан — через новый экономический механизм так называемого социально ориентированного туризма. Отсюда необходимо совершенствование системы прогнозных показателей в сфере индустрии туризма, учитывающих роль ее социальной сферы, прогнозную экономическую оценку туристских ресурсов, комплексность макроэкономической

и мультипликативной оценки эффективности, а также роль и место туристической отрасли в национальной экономике и др.

Организация современной научно обоснованной системы прогнозирования экономического и социального развития сферы индустрии туризма как комплексной проблемы позволит повысить эффективность:

— разработки долгосрочных программ и приоритетных направлений развития;

— координации деятельности участников в рамках частно-государственного партнерства в осуществлении совместных программ развития материальной базы туризма, охраны окружающей среды, исторических и культурных памятников;

— обеспечения взаимодействия туристских компаний и объединений в проведении рекламно-информационной деятельности;

— координации программ в области подготовки кадров, научных исследований и маркетинга туристского рынка;

— разработки и реализации мероприятий по обеспечению личной и имущественной безопасности туристов;

— ведения лицензирования и сертификации в сфере туризма и гостиничного хозяйства;

— обеспечения координации ценовой политики на внутреннем и внешнем рынках;

— представления с участием других заинтересованных организаций интересов Российской Федерации в международных межправительственных организациях по вопросам туризма, подготовки проектов и реализации международных договоров в этой области;

— создания благоприятных условий для развития социального туризма, включая предоставление льгот и компенсаций.

Для решения данной проблемы необходима методология исследования прогнозных показателей и системы прогнозирования в сфере индустрии туризма. Такая методология, как учение о методах исследования прогнозных показателей и системы прогнозирования в сфере индустрии туризма, составляет совокупность взглядов, результат познания и осмысления практики, что позволяет создавать конкретные теоретические суждения о научном прогнозировании и связанных с ним процессах.

Как известно, большинство туристических центров России сосредоточено в Москве и Санкт-

Петербурге, так как эти города имеют известные достопримечательности и наиболее развитую в России инфраструктуру туризма. Также большой популярностью пользуются небольшие города центральной части РФ, знаменитые своей архитектурой, историей.

Сибирские города не обладают такой архитектурой и историей, не имеют развитой инфраструктуры туризма. Культурно-рекреационные ресурсы отдельного сибирского города не являются достаточно привлекательными и уникальными (за исключением озера Байкал3), чтобы желание их увидеть покрывало издержки путешествия из Европы в Сибирь (как известно, наиболее экономически привлекательной целевой аудиторией являются иностранные туристы, прежде всего европейские). Поэтому ожидаемые «вознаграждения», получаемые туристами от посещения сибирских городов, должны перекрывать издержки их доступности. Поэтому только туризм по ряду этих городов мог бы принести значительный эффект, что требует объединения усилий сибирских городов для формирования комплексного туристического продукта в креативно-культурном и рекреационном видах туризма.

Ресурсы, которые являются ключевыми для рекреационного туризма, делятся на природные и социокультурные. Последние включают в себя культурно-исторические объекты и явления и экономические (финансовые, инфраструктурные, трудовые) факторы. Сибирские города, где раньше других занялись разработкой собственных турпродуктов, осознали необходимость дополнения природных ресурсов социокультурными. Сеть творческих городов Сибири позволила бы составляющим ее звеньям обмениваться знаниями и опытом, популяризировать наиболее эффективную практику, создавая новые возможности в области инвестиций, трудоустройства, укрепления и развития собственной культуры и культурного туризма [14].

Креативно-культурный туризм имеет ценность не только сам по себе, но и обладает сильнейшим синергетическим эффектом при взаимодействии с экономическим развитием, основанным на въездном туризме, города и региона в целом. Такой туризм является взаимно-поддерживающим и вза-имоусиливающим с дизайном, модой, архитектурой, выставочно-ярмарочным бизнесом и главным образом — с культурой и креативным уровнем

3Самый большой по размерам участок в списке Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

достижений жителей города. Все они могут осуществляться эффективно, когда достаточно развиты и между ними налажено тесное взаимодействие. В свою очередь креативный уровень города и культура — это ключевая составляющая постиндустриальной (информационно- и наукоемкой) экономической активности. Креативно и культурно ориентированное развитие возникает как доминантная парадигма, интегрирующая символический и креативный элементы в важный аспект городской экономики. Оно нацелено на обеспечение городской отличительности, инновационности и высокой степени взаимодействия между локализованным индивидуальным и коллективным знанием и глобализированными рынками.

Развитие креативно-культурного туризма может иметь важные стратегические последствия для сибирских городов [11]:

1) повысится потенциальная возможность достижения целей, связанных с развитием данного вида туризма, общим развитием городской экономики и созданием инновационной среды в них;

2) активизируются другие сферы экономической активности вследствие мультипликационного эффекта;

3) повысится туристическая и инвестиционная привлекательность Сибирского региона в глобальной экономике.

В политике экономического развития России создание особых экономических зон (ОЭЗ) является одной из наиболее эффективных и перспективных форм международного сотрудничества. Они рассматриваются в качестве перспективной модели социально-экономического развития отдельных территорий, обладающих хорошими предпосылками для образования центров роста, как перспективный инструмент для решения стоящих перед ними задач по привлечению инвестиций, диверсификации, дальнейшему развитию экономического и научного потенциала и выводу российской экономики на инновационный тип развития. Благодаря отечественным и иностранным инвестициям ОЭЗ должны стать основным стимулом развития туризма, наукоемких производств, внедрения передовых технологий и выпуска товаров, конкурентоспособных на мировых рынках.

Создание в туристско-рекреационных ОЭЗ (ТРОЭЗ) и туристических кластерах сибирских регионов современных туристских комплексов с развитой инфраструктурой будет способствовать

увеличению туристического потока в эти регионы. Это приведет к созданию новых рабочих мест и пополнению региональных бюджетов. Например, Байкальский регион располагает неисчерпаемыми туристскими ресурсами, в особенности — природными, благодаря озеру Байкал, и является весьма перспективной территорией для развития российского и международного туризма. Число туристов в Байкальском регионе до мирового финансового кризиса ежегодно увеличивалось на 30 % [7].

В настоящее время существенно повышается роль туристической инфраструктуры как фактора, определяющего развитие сибирских городов, исторических поселений и ТРОЭЗ. Туристская инфраструктура занимает значительное место в структуре всего воспроизводственного процесса в результате использования значительной части инвестиций и трудовых ресурсов, способствует дальнейшему углублению общественного и международного разделения труда, усилению интеграционных процессов в мировом хозяйстве, что повышает нагрузку на базовые отрасли экономики. Туристическая инфраструктура призвана:

— обеспечивать функционирование сибирских городов, исторических городов, поселений и ТРОЭЗ;

— создавать необходимые условия для развития перспективного взаимодействия властных и предпринимательских структур в рамках государственно-частного партнерства [1]. Например, Байкальский регион имеет слаборазвитую инфраструктуру и резко выраженную сезонность посещений, практически не разработаны туристские ресурсы Севера и Юго-Запада региона [2]. В связи с этим требуется строительство новых дорог в Байкальском регионе, ремонт существующих магистралей, создание современного аэропорта, обеспечение надежного газо- и электроснабжения и др. На восточном берегу озера Байкал предполагается развитие транспортной и энергетической инфраструктур. При создании в рамках ТРОЭЗ Байкальского региона для туристов и гостей базового уровня инфраструктуры, отвечающего принятым в мировой практике нормам, в том числе сопутствующей и индустрии развлечений, путешествиям и отдыху на Байкале будут способствовать не только его неповторимая красота, но и комфорт. Индустрия туризма в Байкальском регионе может и должна стать более доходной и значимой, чем традиционные для данной территории сырьевые

отрасли промышленности — лесозаготовительная, горнодобывающая и электроэнергетика.

Поисковое направление в развитии сферы индустрии туризма состоит в исследовании таких проблем, как влияние научных открытий на создание новых технико-технологических средств ее обеспечения (например, яхтами, автобусами, морскими и речными судами, инвентарем, оборудованием), а также способы хозяйствования в сибирских городах, исторических городах и поселениях и ТРОЭЗ. Это необходимо для выявления перспектив совершенствования инфраструктуры туризма на данных территориях, учета имеющихся средств и ресурсов и сравнение эффективности их использования со средствами и ресурсами конкурентов.

Большую часть Байкальского региона занимают Витимский, Баргузинский, Байкало-Ленский, Байкальский заповедники, Прибайкальский и Забайкальский национальные парки (Иркутская область), Баргузинский государственный биосферный заповедник, Байкальский заповедник, Государственный природный заповедник «Джергинский», национальные парки «Забайкальский» и «Тункинский» (Республика Бурятия), а также ТРОЭЗ. Поэтому на хозяйственный комплекс региона ложится величайшая ответственность, связанная с сохранением уникальной экологической системы Байкала, что определяет особый режим природопользования и необходимость использования специальных режимов хозяйствования, включая:

— более совершенные очистные сооружения;

— внедрение систем оборотного водоснабжения;

— реконструкцию и модернизацию промышленного производства;

— разработку и внедрение экологически безопасных технологий;

— более высокие требования к размещению и функционированию производительных сил в регионе.

Все это может быть реализовано только при переходе экономики Байкальского региона на инновационный тип развития. Именно инновационные технологии позволяют обеспечивать безотходную утилизацию инновационно активными предприятиями ЖКХ бытовых и промышленных отходов как в местах размещения туристов и гостей и проживания постоянного населения этого региона, так и в промышленном производстве. Инновационно активные предприятия способны обеспечить специфическое

безотходное производство в Байкальском регионе. Например, варварская вырубка лесов в настоящее время приводит к высыханию или обмелению рек, питающих Байкал, и к массовому заражению здоровых лесных массивов вследствие того, что отходы лесозаготовок остаются на местах вырубки леса. Только инновационные технологии позволят использовать все отходы лесозаготовок вплоть до опилок (из них можно изготавливать комбикорм, пилеты, древесный уголь, фанеру и т. д.) и обеспечивать высадку молодняка из наиболее ценных пород деревьев на местах вырубки. Тем более что запрещать вырубку леса в ТРОЭЗ в принципе не целесообразно — необходимы очистка лесов от умерших и больных деревьев, бурелома и выращивание более ценных пород деревьев, прокладывание транспортной инфраструктуры для туристских маршрутов и т. п.

Также речь идет и о разработке полезных ископаемых в Байкальском регионе, приводящей, как правило, к уничтожению плодородного слоя почвы, долговременной и необратимой эрозии окружающего ландшафта. При использовании инновационных технологий нет необходимости полностью запрещать добычу полезных ископаемых в Байкальском регионе: эти технологии обеспечат по завершении такой добычи восстановление плодородного слоя и исключат его эрозию.

Поэтому переход экономик регионов, на территории которых расположены ТРОЭЗ, на инновационный тип развития гораздо более актуален с точки зрения возможности использования имеющихся в них природных ресурсов без ущерба для ТРОЭЗ, чем для экономик других регионов. Для Байкальского региона это актуально многократно, так как речь идет о сохранении мировой «жемчужины» — озера Байкал.

Возможно и межгосударственное сотрудничество в этой сфере. Например, правительство Монголии поставило задачу существенно повысить туристическую привлекательность своей страны и довести в ближайшие годы количество прибывающих туристов до 600 тыс. чел. [7]. Примерно 10 % из этого потока (60 тыс. чел.) обязательно посетят оз. Хубсугул, расположенное на севере Монголии. Половина из них (около 30 тыс.) потенциально готовы продолжить свое путешествие на озеро Байкал, протяженность маршрута до которого чуть более 200 км. Из оставшихся 540 тыс. чел. еще не менее 100 тыс. потенциально захотят посетить Байкал

через Кяхту и Улан-Удэ (протяженность маршрута от Улан-Батора около 700 км). Причем это главным образом обеспеченные туристы из США, Японии, Канады, Южной Кореи, Европы и др., которые поедут на Байкал только в случае, если им обеспечат проживание в комфортабельных типовых гостиницах (в настоящее время отсутствующих) и предоставят возможность безвизового перехода в обе стороны через монгольско-российскую границу.

Такое развитие российского и международного туризма положительно скажется на бюджетных доходах, социально-экономическом развитии и инвестиционной привлекательности Байкальского региона и востока России в целом.

В основе решения все этих проблем лежит разработка эффективной методологии исследования совершенствования инфраструктуры сибирских городов, исторических городов и поселений и ТРОЭЗ как одного из наиболее перспективных направлений в сфере индустрии туризма и системы прогнозирования в этой сфере, а также разработка и внедрение на ее базе современной и научно обоснованной системы новых социально-экономических моделей развития сибирских городов, исторических городов и поселений и ТРОЭЗ.

Причем здесь необходимо опираться на общую, специальную и частную методологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общая методология обеспечивает научно обоснованные представления об общих законах развития инфраструктуры и системы прогнозирования в сфере индустрии туризма, ее особенностях и составляющих компонентах, а также о месте и роли в ней инфраструктуры сибирских городов, исторических городов и поселений и ТРОЭЗ и прогнозных показателей. В ее основе должен быть системно-информационный подход (СИП) к пониманию сущности инфраструктуры и системы прогнозирования в сфере индустрии туризма. Данная методология исходит из информационности окружающего мира, в котором информация и знания находятся в непрерывном движении и развитии.

Современный уровень развития инфокоммуни-кационных технологий (ИКТ), их влияние на условия взаимодействия в инновационной экономике требуют разработки особого подхода к стратегическому управлению развитием инфраструктуры сибирских городов, исторических городов и поселений и ТРОЭЗ, новый методологический инструментарий, адекватно оценивающий характер инновационно-инвестиционного процесса и особенности его реа-

лизации в этой сфере. Все аспекты стратегического управления развитием инфраструктуры сибирских городов, исторических городов и поселений и ТРОЭЗ и вне ее (окружающая среда, другие социальные системы и сферы экономики) необходимо рассматривать во взаимосвязи друг с другом.

Сущность СИП применительно к сфере индустрии туризма базируется на приоритете информации и знаний и заключается в сравнении, анализе и синтезе этой сферы в целом как объекта исследования, а также связанных с ней инновационно-инвестиционных и социально-экономических процессов и всех аспектов управленческих взаимоотношений и взаимосвязи с внешними объектами и полями и внутренними элементами и полями на основе использования информационных связей, обеспечиваемых ИКТ и обеспечивающих интеграцию внутри системы, энергоинформационный обмен с внешней средой и адаптацию к ней посредством инноваций, генерируемых инновационно-инвестиционным процессом сферы индустрии туризма, а также ее субъектов, обеспечивающих развитие инновационного типа своей деятельности и сферы в целом.

Использование СИП в методологии исследования совершенствования инфраструктуры сибирских городов, исторических городов и поселений и ТРОЭЗ позволяет повысить эффективность и качество такого управления, более полно исследовать инновационно-инвестиционные процессы, обеспечить сбережение ресурсов как в этой сфере, так и в окружающей ее среде. Основной категорией СИП является функция инновационной системы, служащая основной методологией деятельности при развитии инфраструктуры сибирских городов, исторических городов и поселений и ТРОЭЗ, при выявлении роли и значения капитала знаний как основы в инновационно-инвестиционных процессах в этой области, обеспечивающей основную функцию развития и реакции на воздействия внешней среды субъекта сферы индустрии туризма инновационного типа и определяющей внутреннее содержание его деятельности.

Формирование методологии на основе общего СИП позволяет открыть новые пути исследований, познания основных процессов стратегического управления развитием инфраструктуры сибирских городов, исторических городов и поселений и ТРО-ЭЗ, основанные на новой совокупности основных принципов. К определяющим методологическим принципам системного подхода относятся:

1) целостность;

2) адаптивность;

3) управляемость;

4) оптимальность. При СИП добавляются:

— иерархично-сетевая структурность;

— нелинейный динамизм;

— самоуправление как высшая форма самоорганизации;

— информативность и когнитивность;

— многовариантность, предвидение, стратегич-ность как трансформирование принципов «иерархичность» и «структуризация»;

— динамизм;

— самоорганизация;

— открытость;

— множественность в системном подходе соответственно [10].

Рассмотрим некоторые из этих принципов подробнее.

Принцип иерархично-сетевой структурности. Повышение эффективности деятельности субъекта в сфере индустрии туризма, как правило, достигается координацией уровней иерархии, а также микро- и макромногомерных сетевых взаимоотношений и взаимосвязи как с другими внешними (по отношению к нему) и взаимодействующими с ним системами и полями, так и с окружающей средой с целью перехода к синергетическим принципам стратегического управления. Инновационная экономика характеризуется образованием нового системного уровня мирового хозяйства, где в качестве системообразующих единиц выступают транснациональные компании, банки и финансово-промышленные группы (ФПГ) как носители глобализации экономического пространства со своим мировым рынком и подсистемами международного разделения труда, формирующие виртуальный сетевой мир. К сетевым структурам относятся также национальные ФПГ и совместные предприятия. Только развитие стратегических сетей организации предпринимательства в сфере индустрии туризма и его взаимодействие с другими предпринимательскими структурами в данной и других сферах экономики, а также с потенциальными и реальными потребителями туристических услуг в виде франчайзинговых и инжиниринговых сетей, реинжиниринга, схем субконтракции, кластеров, аутсорсинга, сетевого электронного бизнеса на базе сети Интернет, виртуальных инновационных альянсов и сетей и т. п.

позволит выйти ей на качественно новый уровень интеграции инновационного типа всей предпринимательской среды. Поэтому управление развитием сферы индустрии туризма с использованием ИКТ и создание на их основе сетевой инфраструктуры в этой сфере будут способствовать более эффективному стратегическому управлению при реализации инновационных программ и проектов по развитию инфраструктуры сибирских городов, исторических городов и поселений и ТРОЭЗ, повышению на основе глобализации деятельности туристического бизнеса конкурентоспособности его субъектов.

Принцип нелинейного динамизма. При развитии и продвижении системы к стратегической цели возможно появление управляющих воздействий на систему, которые могут вызвать изменение ее параметров, угрожающее существованию системы. Вследствие высокой динамики факторов внешней среды сферы индустрии туризма, в том числе изменений конъюнктуры рынка туристических услуг (например, из-за революций и напряженной обстановки в ряде арабских стран — местах традиционного туризма), инвестиционного и других рынков (например, из-за финансово-экономического кризиса) даже наиболее эффективные управленческие решения, связанные с развитием этой сферы, успешно реализованные в предшествующем периоде, не всегда эффективно могут быть вновь использованы в будущем.

Меняются со временем и внутренние условия функционирования субъекта в сфере индустрии туризма. Поэтому эффективный субъект в этой сфере должен быть динамичным, оперативно выбирать оптимальную ответную реакцию, способствующую достижению его целей, адаптироваться и оперативно реагировать на воздействия факторов внешней среды и связанные с этим риски посредством систем стратегического управления развитием инфраструктуры сибирских городов, исторических городов и поселений и ТРОЭЗ, которые должны своевременно учитывать изменения инвестиционных ресурсов, темпов экономического развития, объема ВВП, форм организации финансовой, инновационно-инвестиционной деятельности и других параметров субъекта в этой сфере, оценивать их значение и последствия и предотвращать возникновение режимов функционирования, грозящих его существованию.

Все эти процессы сложны, изменения идут наряду со стратегическим управлением развитием инфраструктуры сибирских городов, исторических городов и поселений и ТРОЭЗ одновременно и в

других сферах (социальной, экономической, безопасности и т. д.). Научно обоснованный анализ этих процессов позволяет предвидеть отклонения системы стратегического управления развитием инфраструктуры сибирских городов, исторических городов и поселений и ТРОЭЗ от равновесного состояния и предусмотреть необходимые меры по обеспечению ее экономической безопасности.

Принцип самоуправления. Система стратегического управления развитием инфраструктуры сибирских городов, исторических городов и поселений и ТРОЭЗ при определенных условиях может относиться к классу самоорганизуемых с высокой степенью согласования деятельности элементов и подсистем с интересами целого. В основе этого принципа заложена присущая открытым социально-экономическим системам (ОСЭС главным образом инновационного типа) способность к самоорганизации вследствие эффективного стратегического управления, управления капиталом знаний и рисками в ОСЭС, проявляющаяся в критических точках ее развития. Однако это свойство предполагает достижение определенного минимального уровня социально-экономического развития (при критических значениях управляющих параметров) системы, находясь на котором она может воспринимать и реализовывать новые формы организации (самоорганизации), порождая новые, ликвидируя или реконструируя прежние универсальные или специализированные связи и элементы. Более высокой формой самоорганизации субъекта в сфере индустрии туризма являются качественные улучшения в эффективности ее стратегического управления, выражающиеся в качественном улучшении ее организационной структуры и связях между составляющими его элементами, обеспечивающих его переход на уровень самоуправления. Поэтому большое значение для функционирования субъекта в сфере индустрии туризма имеет обратная связь.

Принцип информативности и когнитивности. Эффективность информационного обеспечения4 и уровень знаний, используемых в качестве капитала в субъекте сферы индустрии туризма, отражают уровень его развития инновационного типа, степень интеграции и эффективность управления его развитием. Информационное обеспечение, включая обеспечение

4Информационное обеспечение вида деятельности — это концепция, методы и средства, механизмы и технологии переработки информации, необходимой для принятия решений в области этой деятельности.

знаниями, деятельности в этой сфере базируется в основном на социально-экономической информации, имеющей высокие требования по организации, достоверности, оперативности, упреждаемости, актуализации, содержанию, форме и механизму формирования потоков информации. От него в значительной мере зависят структура, инновационное, техническое, кадровое, финансовое и иное ресурсное обеспечение деятельности в сфере индустрии туризма как технологии по трансформации информации в интересах этой деятельности. Особое значение имеют системно-аналитическая переработка информации, ее прогнозный анализ для применения «информации к информации» и получения знаний, необходимых для принятия управленческих решений. Без этого в условиях инновационной экономики система стратегического управления развитием инфраструктуры сибирских городов, исторических городов и поселений и ТРОЭЗ начнет функционировать без адекватной обратной связи и будет обречена на быстрое «затухание» и разрушение. В свою очередь эффективность деятельности в сфере индустрии туризма является определяющей и приоритетной как для используемых концепций и механизмов информационного обеспечения, получения и капитализации знаний, так и для эффективного развития инновационного типа субъекта в этой сфере.

Принцип многовариантности, предвидения, стра-тегичности. Определяет необходимость рассмотрения стратегического (включая оперативно-тактический) этапа жизнедеятельности инновационной системы. Планируя свои действия, любой субъект сферы индустрии туризма для обеспечения своей эффективности неизбежно должен предвидеть, прогнозировать результаты в виде реакции, поведения объекта управления. Научное предвидение включает прогнозирование и стратегическое планирование. Прогнозирование социально-экономического развития определенной территории должно осуществляться в контексте планирования своей деятельности субъектами в сфере индустрии туризма, влияющими на социально-экономические процессы. Стратегическое управление, инвестиционно-инновационный процесс, связанные с развитием инфраструктуры сибирских городов, исторических городов и поселений и ТРОЭЗ, предполагают обязательную (возможную) вариативность при разработке управленческих решений. Потенциально возможные альтернативные управленческие решения и выбор предполагают определенную вероятность их реализации, величина которой зависит от информационной обеспеченности, знаний (от суммы предшествующих

информации и знаний) и риск-менеджмента, а также наличие критериев оптимальности этого выбора, определяемых инвестиционно-инновационной идеологией, стратегией и политикой субъекта в этой сфере5.

Появляется возможность повышения степени вероятности реализации соответствующего критериям оптимальности выбора стратегического управленческого решения развитием инфраструктуры сибирских городов, исторических городов и поселений и ТРОЭЗ в рамках предвидения посредством использования в качестве целенаправленного воздействия информационного обеспечения, знаний и риск-менеджмента, оказывающих воздействие на инновационную систему по определенной программе, для снижения неопределенности выбора (снижения энтропии субъекта в сфере индустрии туризма). Здесь СИП переходит в системно-когнитивный подход, предполагающий возможность повышения вероятности реализации оптимального сценария будущего.

Специальная методология позволяет формулировать законы и закономерности, относящиеся к особенностям формирования, развития и функционирования инфраструктуры сибирских городов, исторических городов и поселений и ТРОЭЗ, а также системы прогнозирования и связанных с ней прогнозных показателей в сфере индустрии туризма. Эта методология дает возможность применять соответствующие методы, принципы, методики, инструменты и приемы для определения конечных результатов исследований.

Специальная методология исследования развития инфраструктуры сибирских городов, исторических городов и поселений и ТРОЭЗ и системы прогнозирования в сфере индустрии туризма должна базироваться на документах [3, 4, 5, 6, 8, 11], а также на концепции федерального законодательства о долгосрочном прогнозировании, стратегическом и индикативном планировании и национальном программировании и Федеральной целевой программе развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011—2016 гг., предложенной Министерством

5Связано это с тем, что в точке бифуркации инновационная система утрачивает свойства авторегулирования и на ее переход на одну из альтернативных траекторий развития важное значение оказывают целенаправленные воздействия, которые посредством экзогенных отрицательных обратных связей корректируют движение системы и повышают вероятность ее перехода в направлении желаемой траектории. После прохождения некоторого критического состояния свойства авторегулирования восстанавливаются в системе, режим ее движения становится устойчивым, приобретая свойства аттрактора.

спорта, туризма и молодежной политики РФ. Указанная программа определяет механизмы поддержки предпринимательства в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности. Основным механизмом государственной поддержки должно стать льготное налогообложение для предприятий индустрии туризма. Также программа обязана определять способ реализации государственного механизма регулирования и финансирования в сфере туризма. В частности, в рамках этого документа планируется инвестировать в развитие туристической отрасли 350—390 млрд руб., из них 96 млрд — из федерального бюджета, 25 млрд—из региональных бюджетов, остальное — частные инвестиции (на каждый 1 руб. из федерального бюджета должно быть привлечено 2,9—3,2 руб. инвестиций) в развитие инфраструктуры и активное продвижение российских туристских услуг в различных видах туризма (круизный, пляжный, познавательный и др.). Реализация программы создаст условия для дополнительного привлечения 11,5 млн российских и 2,3 млн иностранных туристов. При этом появится более 1 млн рабочих мест. Увеличение туристского потока будет способствовать росту доходов от туристской деятельности более чем в 2,5 раза к уровню 2010 г.

Целевые программы развития туристической инфраструктуры в историко-культурных центрах России, малых и средних исторических городах и поселениях, сибирских городах и ТРОЭЗ, перспективных для привлечения туристов, должны предусматривать формирование культурно-туристских зон, включающих как неповторимую красоту объектов природы, памятники архитектуры, истории и культуры, так и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания и др. Особенностью таких зон является их использование как туристами, так и местными жителями, что особенно важно для социально-экономического развития в первую очередь малых и средних исторических городов и поселений и ТРОЭЗ. Таким образом, целевые программы развития туристической инфраструктуры должны быть тесно взаимоувязаны с потребностями в развитии сибирских городов, малых и средних исторических городов и поселений и ТРОЭЗ. В свою очередь в рамках реализации федеральных и региональных социально-экономических программ необходимо совершенствование законотворческой деятельности, развивающей туристическую инфраструктуру и систему ее прогнозирования.

Список литературы

1. Бубаева Т. Ю. Государственно-частное партнерство в создании инфраструктурных объектов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Инновационные направления развития малого и среднего предпринимательства: материалы Международной научно-практической конференции / под науч. ред. В. И. Самарухи. Иркутск: Изд. БГУЭП. 2010.

2. Кулаков В. В. Налогообложение в туризме: теория и практика. Проблемы коммерциализации научных исследований как основы модернизации экономики региона. Инновационные направления развития малого и среднего предпринимательства: материалы Международной научно-практической конференции / под науч. ред. В. И. Самарухи. Иркутск: Изд. БГУЭП. 2010.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года («Стратегия-2020»): утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

4. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: Федеральный закон от 05.02.2007 № 12-ФЗ.

5. О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.06.2008 № 108-ФЗ.

6. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-Ф3.

7. Суходолов А. П., Бережных В. В. Перспективы российско-монгольского сотрудничества в сфере международного туризма в Байкальском регионе (на примере туристского маршрута Байкал-Хубсугул). Инновационные направления развития малого и среднего предпринимательства: материалы Международной научно-практической конференции / под науч. ред. В. И. Самарухи. Иркутск: Изд. БГУЭП. 2010.

8. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года и план мероприятий по ее реализации: утверждена приказом Федерального агентства по туризму от 06.05.2008 № 51.

9. Ултургашева О. Г. Перспективы развития туризма в Республике Хакасия. Инновационные направления развития малого и среднего предпринимательства: материалы Международной научно-практической конференции / под науч. ред. В. И. Самарухи. Иркутск: Изд. БГУЭП. 2010.

10. Филин С. А. Теоретические основы и методология стратегического управления инновационным развитием: монография. Тула: Изд. ТулГУ. 2010.

11. Федеральная целевая программа «Развитие историко-культурных зон в России (2010—2013 гг.)». URL: http://fcp. economy. gov. ru.

12. World Travel & Tourism Council. 2008. URL: // http:// www WTTC. trave.

13. Tourism and travel economic research. Russia. 2008. URL: //http://www. WTTC. travel.

14. Russo A., Borg J. New culture-oriented economic development trajectories: the case study of four Dutch cities. 1998—2005. Carlo Busetto. URL: http://www. dse. unive. it/ pubblicazioni.

15. URL: http://www. unwto. org/index_r. php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.