УДК 338.48.02; 796.5:658
ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ, ПОСЕЛЕНИЙ И ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН
Филин Сергей Александрович, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, вице-президент Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства, г. Москва, [email protected],
Гагарина Галина Юрьевна, профессор, заведующая кафедрой
Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Tourism development is accompanied by the expansion and strengthening of regional infrastructure, increase in proceeds to the state and local budgets. The implementing of target programs that are closely interlinked with the need for the development ofSiberian cities and tourist-recreation zones is necessary for tourism infrastructure development.
Развитию туризма сопутствует расширение и совершенствование инфраструктуры регионов, увеличение поступлений в государственный и местные бюджеты. Для развития туристской инфраструктуры необходима реализация целевых программ, тесно взаимоувязанных с потребностями в развитии сибирских городов и туристско-рекреационных зон.
Keywords: tourism infrastructure, tourism and recreation area, Siberian cities
Ключевые слова: туристская инфраструктура, туристско-рекреационная зона, сибирские города
Как известно, основой для эффективного развития экскурсионного туризма является присутствие значительного числа исторических и природных достопримечательностей как основное преимущество российского туризма. Однако сибирские города не имеют развитую инфраструктуру туризма, а культурно-рекреационные ресурсы, архитектура и история отдельного сибирского города не являются достаточно привлекательными и уникальными1, чтобы желание их увидеть компенсировало затраты путешествия из Европы в Сибирь (как известно, наиболее экономически привлекательной целевой аудиторией являются иностранные туристы, прежде всего европейские). Поэтому ожидаемые «вознаграждения», получаемые туристами от посещения сибирских городов, должны
1 За исключением озера Байкал (самый большой по размерам участок в списке Всемирного природного наследия ЮНЕСКО), «Полюс холода» в якутском поселке
Оймякон, где была зафиксирована самая низкая температура в мире (—71,20), фото-тур в Заполярье (Ямало-Ненецкий автономный округ), экстремальная программа с посещением эпицентра взрыва Тунгусского метеорита в Красноярском крае, тур в алмазный карьер «Мир» в Якутии, международные туристские маршруты, связывающие два великих озера — Байкал и Хубсугул, и «Великий шелковый путь» и некоторые др.
перекрывать издержки их доступности. Только организация единого тура по ряду этих городов могла бы принести значительный эффект, что требует объединения усилий сибирских городов для формирования комплексного туристского продукта в сфере, прежде всего, креативно-культурного и рекреационного видов туризма.
Ресурсы, являющиеся ключевыми для рекреационного туризма, делятся на природные и социокультурные. Последние включают в себя культурно-исторические объекты и явления, а также экономические (финансовые, инфраструктурные, трудовые) факторы. Сибирские города, раньше других занявшиеся разработкой своих турпродуктов, осознали необходимость дополнения природных социокультурными ресурсами. Сеть творческих городов Сибири позволила бы ее членам обмениваться знаниями и опытом, популяризировать наиболее эффективную практику, создавая новые возможности в области инвестиций, трудоустройства и укрепления и развития собственной культуры и культурного туризма [1].
Креативно-культурный туризм имеет ценность не только сам по себе, но и обладает сильнейшим синергетическим эффектом при
взаимодействии с экономическим развитием, основанным на въездном туризме, города и региона в целом, является взаимно-поддерживающим и взаимно-усиливающим с дизайном, модой, архитектурой, выставочно-ярмароч-ным бизнесом и, главным образом, с культурой и креативным уровнем достижений жителей города. Все они могут осуществляться эффективно, когда достаточно развиты и между ними налажено тесное взаимодействие. В свою очередь, креативный уровень города и культура — это ключевые составляющие постиндустриальной (информационно- и наукоемкой) экономической активности. Креативно- и культурно-ориентированное развитие возникает как доминантная парадигма, интегрирующая символический и креативный элементы в важный аспект городской экономики. Оно нацелено на обеспечение городской уникальности, инновационности и высокой степени взаимодействия между локализованным индивидуальным и коллективным знанием и глобализированными рынками.
Развитие креативно-культурного туризма может иметь важные стратегические последствия для сибирских городов [2, с. 307—311]:
1) повысит потенциальную возможность достижения целей, связанных с развитием данного вида туризма, общим развитием городской экономики и созданием инновационной среды в них;
2) активизирует другие сферы экономической активности вследствие мультипликативного эффекта;
3) повысит туристскую и инвестиционную привлекательность Сибирского региона в глобальной экономике.
В политике экономического развития России создание особых экономических зон (ОЭЗ)2 является одной из наиболее эффективных и перспективных форм международного сотрудничества и рассматривается в качестве
2 В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» ОЭЗ — это часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, создаваемая в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, развития транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. На территории Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ трех типов: промышленно-производственные особые экономические зоны, технико-внедренческие и турист-ско-рекреационные ОЭЗ.
перспективной модели социально-экономического развития отдельных территорий, обладающих предпосылками для образования центров роста, и перспективного инструмента для решения стоящих перед ней задач по привлечению инвестиций, диверсификации, дальнейшему развитию экономического и научного потенциала и выводу российской экономики на инновационный тип развития. Благодаря отечественным и иностранным инвестициям ОЭЗ должны стать основным стимулом развития туризма, наукоемких производств, внедрения передовых технологий и выпуска товаров, конкурентоспособных на мировых рынках.
Создание в туристско-рекреационных ОЭЗ (ТРОЭЗ)3 и туристских кластерах4 сибирских
3 Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 76-ФЗ ввел ТРОЭЗ, целью создания которых является развитие и эффективное использование туристских ресурсов в России, дополнил НК РФ, установив налоговые льготы для организаций, имеющих статус резидента ТРОЭЗ, определил порядок создания и прекращения функционирования ТРОЭЗ. Последние создаются на основании постановления Правительства РФ сроком на 20 лет на одном или нескольких участках территории России, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом ТРОЭЗ может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. Управление ТРО-ЭЗ осуществляют Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами и его территориальные органы. Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод (п. 2.1 ст. 10 Закона № 116-ФЗ). Какой-либо иной деятельностью резиденты ТРОЭЗ заниматься не вправе. Кроме того, им запрещено иметь филиалы и представительства за пределами ТРОЭЗ. Постановлениями Правительства России от 3 февраля 2007 года № 67—73 созданы 7 ТРОЭЗ в Краснодарском и Ставропольском краях, в Иркутской и Калининградской областях, в Республике Бурятия, в Республике Алтай («Алтайская долина»), в Алтайском крае («Бирюзовая Катунь»). Принятые федеральные законы и постановления создают правовые основы для улучшения инвестиционного климата и имеют важное значение для тех российских регионов, где имеется природно-ре-креационный, культурный, этнографический потенциал. Однако эта отрасль должна являться одной из приоритетных направлений социально-экономического развития также для субъектов РФ и администрация должна быть заинтересована в развитии индустрии туризма.
4 Кроме ТРОЭЗ, в России планируется создание 15—20 туристских кластеров (в том числе межрегиональных).
регионов современных туристских комплексов с развитой инфраструктурой будет способствовать увеличению турпотока в эти регионы и, как следствие, созданию новых рабочих мест и пополнению их бюджетов. Например, Байкальский регион располагает неисчерпаемыми туристскими ресурсами, в особенности природными, благодаря оз. Байкал и является весьма перспективной территорией для развития российского и международного туризма. Число туристов в Байкальском регионе до мирового финансового кризиса ежегодно увеличивалось на 30,0% [3, с. 25—30].
В настоящее время существенно повышается роль туристской инфраструктуры как фактора, определяющего развитие сибирских городов, исторических городов и поселений и ТРОЭЗ, занимающего значительное место в структуре всего воспроизводственного процесса в результате использования значительной части инвестиций и трудовых ресурсов, способствующего дальнейшему углублению общественного и международного разделения труда, усилению интеграционных процессов в мировом хозяйстве, что повышает нагрузку на базовые отрасли экономики. Туристская инфраструктура призвана обеспечивать функционирование сибирских городов, исторических городов и поселений и ТРОЭЗ, создавать необходимые условия для развития перспективного взаимодействия властных и предпринимательских структур в рамках государственно-частного партнерства [4, с. 87—91].
Например, Байкальский регион имеет слаборазвитую инфраструктуру и резко выраженную сезонность посещений, практически не разработаны туристские ресурсы севера и юго-запада региона [5, с. 73—78]. Поэтому в Байкальском регионе необходимо построить новые дороги, отремонтировать существующие магистрали, создать современный аэропорт, обеспечить надежное газо- и электроснабжение и т. п. На восточном берегу оз. Байкал предполагается развитие транспортной и энергетической инфраструктур. При создании в рамках ТРОЭЗ Байкальского региона для туристов и гостей базового уровня инфраструктры, отвечающей принятым в мировой практике нормам, в том числе сопутствующей и индустрии развлечений, путешествиям и отдыху на Байкале будут способствовать не только его неповторимая красота, но и комфорт. Индустрия туризма в Байкальском регионе может и должна стать
более доходной и значимой, чем традиционные для данной территории сырьевые отрасли промышленности — лесозаготовительная, горнодобывающая и электроэнергетика.
Поисковое направление в развитии сферы индустрии туризма состоит в исследовании таких проблем, как влияние научных открытий на создание новых технико-технологических средств ее обеспечения, например яхтами, автобусами, морскими и речными судами, инвентарем, оборудованием, а также способов хозяйствования в сибирских городах, исторических городах и поселениях и ТРОЭЗ. Это необходимо для выявления перспектив совершенствования инфраструктуры туризма на данных территориях, учета имеющихся средств и ресурсов и сравнение эффективности их использования со средствами и ресурсами конкурентов.
Большую часть в Байкальском регионе, например, занимают Витимский, Баргузинский, Байкало-Ленский, Байкальский заповедники, Прибайкальский и Забайкальский национальные парки в Иркутской обл., Баргузинский государственный биосферный заповедник, Байкальский заповедник, Государственный природный заповедник «Джергинский», Национальный парк «Забайкальский» и «Тункин-ский» в республике Бурятия, а также ТРОЭЗ. Поэтому на хозяйственный комплекс региона ложится величайшая ответственность, связанная с сохранением уникальной экологической системы оз. Байкал, что определяет особый режим природопользования и необходимость использования специальных режимов хозяйствования, включая более совершенные очистные сооружения, внедрение систем оборотного водоснабжения, реконструкцию и модернизацию промышленного производства, разработку и внедрение экологически безопасных технологий, более высокие требования к размещению и функционированию производительных сил в регионе. В свою очередь, туризм, наряду с доходами, приносит изменения в традиционные системы и природную среду, поэтому особое внимание должно уделяться сохранению окружающей среды, являющейся базой индустрии туризма.
Все это может быть реализовано только при переходе экономики Байкальского региона на инновационный тип развития. Именно инновационные технологии позволяют обеспечивать безотходную утилизацию инно-
вационно-активными предприятиями ЖКХ бытовых и промышленных отходов как в местах размещения туристов и гостей и проживания постоянного населения этого региона, так и в промышленном производстве. Инновационно-активные предприятия способны обеспечить специфическое безотходное производство в Байкальском регионе. Например, варварская вырубка лесов, зачастую имеющая место в регионе в настоящее время, приводит к высыханию или обмелению рек, питающих Байкал, и к массовому заражению здоровых лесных массивов вследствие того, что отходы лесозаготовок остаются на местах вырубки леса. Только инновационные технологии позволят использовать все отходы лесозаготовок, вплоть до опилок, из которых можно изготавливать комбикорм, пилеты, древесный уголь, фанеру и т. д., и обеспечивать высадку на местах вырубки молодняка из наиболее ценных пород деревьев. Тем более что исключить или запретить вырубку леса в ТРОЭЗ в принципе нецелесообразно вследствие необходимости очистки лесов от умерших и больных деревьев, бурелома, необходимости выращивания более ценных пород деревьев, прокладывания транспортной инфраструктуры для туристских маршрутов и т. п.
Речь идет и о разработке полезных ископаемых в Байкальском регионе, приводящая, как правило, к уничтожению плодородного слоя почвы и к дальнейшей долговременной и необратимой эрозии окружающего ландшафта, в том числе по завершении добычи полезных ископаемых. При использовании инновационных технологий нет необходимости полностью запрещать добычу полезных ископаемых в Байкальском регионе: эти технологии обеспечат по завершении такой добычи восстановление плодородного слоя и исключат его эрозию.
Поэтому переход экономик регионов, на территории которых расположены ТРОЭЗ, на инновационный тип развития гораздо более актуален с точки зрения возможности использования имеющихся в них природных ресурсов без ущерба для ТРОЭЗ, чем для экономик других регионов. Для Байкальского региона это актуально многократно, потому что речь идет о сохранении мировой «жемчужины» — оз. Байкал.
Возможно и межгосударственное сотрудничество в этой сфере. Например, Правитель-
ство Монголии поставило задачу существенно повысить туристскую привлекательность своей страны и довести в ближайшие годы количество прибывающих туристов до 600 тыс. человек [3]. Примерно 10% из этого потока (60 тыс. человек) обязательно посетят оз. Хубсугул, расположенное на севере Монголии. Половина из них (около 30 тыс. человек) потенциально готовы продолжить свое путешествие на оз. Байкал, протяженность маршрута до которого чуть более 200 км. Из оставшихся 540 тыс. чел. через Кяхту и Улан-Удэ (протяженность маршрута от Улан-Батора около 700 км) еще не менее 100 тыс. туристов потенциально захотят посетить Байкал. Причем это, главным образом, обеспеченные туристы из США, Японии, Канады, Южной Кореи, Европы и др., которые реализуют свою поездку на Байкал только при наличия 4*—5* типовых гостиниц (в настоящее время отсутствующих) и при обеспечении безвизового перехода в обе стороны через монгольско-российскую границу для таких туристов.
Указанное развитие российского и международного туризма положительно скажется на бюджетных доходах, социально-экономическом развитии и инвестиционной привлекательности Байкальского региона и востока России в целом.
Для решения вышеназванных проблем необходимы целевые программы развития туристской инфраструктуры в историко-культурных центрах России, в малых и средних исторических городах и поселениях, в сибирских городах и ТРОЭЗ, перспективных для привлечения туристов, предусматриваюшие формирование культурно-туристских зон, включающих как неповторимую красоту объектов природы, памятники архитектуры, истории и культуры, так и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания (создание, прежде всего, 4*—5* типовых, а также малых и средних гостиниц и других мест размещения применительно к российским условиям), питания, развлечений, информационного обслуживания и др. Особенностью таких зон является их использование как туристами, так и местным населением, что особенно важно для социально-экономического развития, в первую очередь, малых и средних исторических городов и поселений и ТРОЭЗ. В рамках реализации таких федеральных и региональных социально-экономических программ необходимо совершенствование законотворческой деятельности,
развивающей туристскую инфраструктуру и системы ее прогнозирования.
Организация современной научно-обоснованной системы прогнозирования экономического и социального развития туристской инфраструктуры позволит повысить эффективность:
— разработки долгосрочных программ и приоритетных направлений развития туристской инфраструктуры;
— координации деятельности участников в рамках частно-государственного партнерства в осуществлении совместных программ развития материальной базы туристской инфраструктуры, охраны окружающей среды, исторических и культурных памятников;
— обеспечения взаимодействия туристских компаний и объединений в проведении рекламно-информационной деятельности;
— координации программ в области подготовки кадров, научных исследований и маркетинга туристского рынка;
— разработки и реализации мероприятий по обеспечению личной и имущественной безопасности туристов;
— ведения лицензирования и сертификации в сфере туризма и гостиничного хозяйства;
— обеспечения координации ценовой политики услуг туристской инфраструктуры на внутреннем и внешнем рынках;
— представления с участием других заинтересованных организаций интересов России в международных организациях по вопросам туризма, подготовки проектов и реализации международных договоров в этой области;
— создания благоприятных условий для развития социального туризма, включая предоставление льгот и компенсаций. Необходимо также совершенствовать систему прогнозных показателей в сфере индустрии туризма, учитывающих роль ее социальной сферы, прогнозную экономическую оценку туристских ресурсов, комплексность макроэкономической и мультипликативной оценки эффективности, роль и место туристской отрасли в национальной экономике и др.
Литература
1. Russo A., Borg J. New culture-oriented economic development trajectories: the case study of four Dutch cities [Электронный ресурс] // 1998—2005 Carlo Busetto. URL: http://www.dse.unive.it/pubblicazioni (дата обращения: 20.07.2006).
2. Метелева Е.Р. Креативные и культурные индустрии как основа развития туризма в Сибирском регионе.
3. Суходолов А.П., Бережных В.В. Перспективы российско-монгольского сотрудничества в сфере международного туризма в Байкальском регионе (на примере туристского маршрута Байкал-Хубсугул) / Проблемы коммерциализации научных исследований как основы модернизации экономики региона. Инновационные направления развития малого и среднего предпринимательства: Материалы межжд. науч.-практ. конф., 20—22 мая 2010 года. Ч. 1 / Под науч. ред. В.И. Самарухи. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010.
4. Бубаева Т.Ю. Государственно-частное партнерство в создании инфраструктурных объектов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.
5. Кулаков В.В. Налогообложение в туризме: теория и практика / Проблемы коммерциализации научных исследований как основы модернизации экономики региона. Инновационные направления развития малого и среднего предпринимательства: Материалы межд. науч.-практ. конф., 20—22 мая 2010 года. Ч. 2 / Под науч. ред. В.И. Самарухи. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010.