Научная статья на тему 'Создание системы делового и научного туризма: возможности и ресурсы университета'

Создание системы делового и научного туризма: возможности и ресурсы университета Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
534
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ / БУРЯТСКИЙ ГОСУНИВЕРСИТЕТ / НАУЧНЫЙ И ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / MICE-ИНДУСТРИЯ / REPUBLIC OF BURYATIA / BURYAT STATE UNIVERSITY / SCIENTIFIC AND BUSINESS TOURISM / MICE-INDUSTRY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пивоваров Александр Николаевич, Дашиев Александр Баирович

В настоящее время в мире успешно развивается MICE-индустрия. В статье рассматривается возможность включения университета в систему делового и научного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Пивоваров Александр Николаевич, Дашиев Александр Баирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A SYSTEM OF BUSINESS AND SCIENTIFIC TOURISM: UNIVERSITY POSSIBILITIES AND RESOURCES

At present MICE-industry is successfully developing throughout the world. In the article a possibility of university inclusion in a system of business and scientific tourism is considered.

Текст научной работы на тему «Создание системы делового и научного туризма: возможности и ресурсы университета»

УДК 338.48:001.8 © А.Н. Пивоваров, А.Б. Дашиев

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕЛОВОГО И НАУЧНОГО ТУРИЗМА: ВОЗМОЖНОСТИ И РЕСУРСЫ УНИВЕРСИТЕТА

В настоящее время в мире успешно развивается MICE-индустрия. В статье рассматривается возможность включения университета в систему делового и научного туризма.

Ключевые слова: Республика Бурятия, Бурятский госуниверситет, научный и деловой туризм, MICE-индустрия.

A.N. Pivovarov, A.B. Dashiev

FORMATION OF A SYSTEM OF BUSINESS AND SCIENTIFIC TOURISM: UNIVERSITY POSSIBILITIES AND RESOURCES

At present MICE-industry is successfully developing throughout the world. In the article a possibility of university inclusion in a system of business and scientific tourism is considered.

Keywords: Republic of Buryatia, Buryat State University, scientific and business tourism, MICE-industry.

Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Бурятия является туризм. За 9 месяцев 2013 года количество туристов, посетивших республику, составило 617 тысяч человек, что на 7,1% выше аналогичного периода прошлого года, объем платных услуг достиг 1 476,1 млн рублей. В структуре посещаемости наибольший удельный вес занимали страны Азиатско-Тихоокеанского региона - 64,8% (Монголия, Китай, Южная Корея, Япония и др.), страны Европы составили 10,2% (Германия, Франция, Великобритания, Италия), США - 3,1% [1]. Туристов, прежде всего, привлекает уникальность озера Байкал, признанного ЮНЕСКО Участком мирового наследия, а также этнокультурное своеобразие, многоконфессиональ-ность и толерантность республики, традиции восточной медицины. Наиболее популярными видами туристического показа считаются паломнический, событийный, этнокультурный. Объектами паломничества можно назвать Иволгинский дацан, с Драгоценным Нетленным Телом Хамбо-ламы XII Даши-Доржо Итигэлова. Дворец Бодхисаттвы Манжушри в Кяхтинском районе, который знаменит тем, что отсюда началось распространение Учение Будды 1-м хамбо-ламой Дамба-Даржа Заяевым по территории Российской империи. Лик божественной Янжимы в Баргузинском районе, дарующей материнство бездетным женщинам. К событийному туризму можно отнести празднование «Сагаалгана» - нового года по восточному календарю, музыкальный фестиваль «Голос кочевников». Посещение Эгитуйского дацана в Заиграевском районе и поселения старообрядцев в селе Тарба-гатай дают представление о культурно-хозяйственном и бытовом укладе восточных бурят и русских староверов.

В последнее время все большую популярность приобретает деловой туризм. Статистика показывает, что деловой туризм - наиболее перспективная и высокорентабельная отрасль туризма. Его доля в международном туристском обмене достигла 20 %.

Деловой туризм охватывает путешествия со служебными целями без получения доходов по месту командировки. Это поездки для участия в съездах, поездки сотрудников компаний (организаций) с деловыми целями либо организация корпоративных мероприятий, производственных семинаров и совещаний, ярмарок, выставок и международных салонов. Деловой туризм, как правило, осуществляется за счет организации, которая спонсирует поездку своего сотрудника, а не за счет его личных средств. Кроме того, турист и в деловой поездке остается туристом - приобретает сувениры, посещает экскурсии, различные развлекательные мероприятия и т. п.

Разновидностью делового туризма является научный туризм, связанный с организацией и проведением научных мероприятий: конгрессов, симпозиумов, семинаров.

Развитию делового туризма в Бурятии способствовали мероприятия, проведенные летом 2013 года в г. Улан-Удэ:

- Международный экологический форум «Экотуризм на Байкале +20», с более 200 участниками из 13 стран и 14 регионов Российской Федерации;

- Х выставка-ярмарка «Туризм и отдых в Бурятии», в котором приняло участие свыше 87 организаций сферы туризма и смежных отраслей Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края, г. Санкт-Петербурга и Китайской Народной Республики.

Развитие делового и научного туризма в Бурятии является очень перспективным, так как в последние годы в мире и в том числе и в Российской Федерации стало традицией проведение международных переговоров, конференций, отраслевых форумов, выставок за пределами столичных городов Москвы и Санкт-Петербурга. Появился интерес и к российским регионам с большими туристскими потенциалами: историческим прошлым, необычными природными ландшафтами, рекреационными зонами отдыха. Бурятия не стала исключением из этого правила со своим колоритом и национальной самобытностью. Позитивный фон Байкала придает этим меро-

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2/2014

приятиям необходимую непринужденность и ощущение отдыха. По данным Международной ассоциации конгрессов и съездов, за период 2002-2011 гг. количество ежегодно проводимых мероприятий в мире выросло и имеет тенденцию к неуклонному росту. Этим направлением делового туризма является MICE-индустрия (Meeting - встреча, Incentives - поощрительные поездки/туры, Conferences - рынок конференций, Events/Exhibitions -крупные региональные, национальные, глобальные мероприятия/выставки. В структуру рынка MICE-индустрии входят три основных участника: покупатели, поставщики и посредники рынка, непосредственно заинтересованные в предоставления бизнес-туристам услуг MICE [2].

Организаторами делового туризма чаще всего являются правительственные органы, деловые структуры, общественные организации. Научный туризм имеет четко выраженную специфику, и организаторами такого вида туризма могут быть только те организации, которые могут обеспечить высокий уровень содержательной части такого мероприятия.

По мнению автора, возникла необходимость создания специализированного подразделения по научному туризму в рамках Бурятского государственного университета. Юридической основой которого может явиться некоммерческое партнерство, что позволит привлечь к совместной деятельности внешних инвесторов на принципах государственно-частного партнерства при реализации некоторых проектов. Предлагаемое направление деятельности логически вписывается в стратегию университета, предполагающую развитие и укрепление связей с научными институтами мира и, прежде всего, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Стратегия развития Бурятского государственного университета нацелена на продвижение культурных ценностей России в международное образовательное пространство Центральной Азии и позиционирование российской модели университетского образования. Университетом заключены долговременные соглашения в области науки, образования с 22 университетами-партнерами из 10 стран мира [3].

В 2012 году Бурятский государственный университет посетило 6 официальных делегаций из различных международных и российских университетов и научных центров. В 2013 году университет принял уже более 16 официальных делегаций, не считая делегаций, прибывших отдельно по приглашению факультетов и кафедр. За этот же период в рамках взаимообмена прибыло более 246 человек, в том числе преподавателей - 11 человек, бакалавров, специалистов и магистрантов - 103 чел. аспирантов и стажеров - 66, слушателей курсов - 47, и др., которые нуждаются во внимании принимающей стороны [4]. Не менее важным аргументом в пользу создания такого подразделения является то, что это будет малое инновационное предприятие (МИП), что не противоречит ни требованию министерства образования и науки Российской Федерации, ни общей стратегии университета, избравшего инновационный путь развития.

Организационная деятельность по реализации научного туризма имеет следующие аспекты:

1. Экономический аспект: бюджет для их проведения (стоимость, финансирование, расходы по приему гостей).

2. Инфраструктура: помещения для проведения конференций, их обслуживание, гостиницы.

3. Психологические аспекты, маркетинг самих встреч: информация, общественные связи, оздоровительное и культурно-туристское обслуживание участников.

4. Аспекты обслуживания: гостиница, транспорт, ресторан, переводчики, гиды, визиты, встречи.

Университет обладает ресурсами, которые делают возможным развитие научного туризма своими силами.

Семь хорошо оснащенных учебных корпусов; пять комфортабельных общежитий; три столовых, в том числе с большим банкетным залом; транспортный отдел с легковым и автобусным парком разной вместимости; пансионат и спортивно-оздоровительный комплекс на озере Байкал; спортивно-оздоровительный лагерь «Олимп» на озере Щучье; дворец спорта «Труд»; стадион «Спартак».

В университете имеется двенадцать факультетов; семьдесят семь кафедр; три научных центра: Евразийского сотрудничества, стратегических востоковедческих исследований и изучения иностранных языков; 1100 преподавателей, в том числе 180 докторов наук и профессоров, 575 кандидатов наук и доцентов [3]. В институтах и факультетах университета обучают студентов по 43 специальностям высшего профессионального образования и 7 среднего. Так, Институт экономики и управления готовит специалистов в области туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса. Восточный институт, Институт филологии и массовых коммуникаций готовят гидов-переводчиков со знанием иностранных языков для обслуживания туристов из европейских и азиатских стран. Обширный тематический арсенал и хорошая теоретическая подготовка позволяет проводить экскурсии на достаточно высоком профессиональном уровне. Студенты факультета физической культуры, являясь специалистами по спортивному, экстремальному и экологическому туризму, могут провести тур не только по Большой Байкальской тропе, но и по другим природным достопримечательностям республики. Эксклюзивную сувенирную продукцию с национальными декоративными элементами обеспечит кафедра технологии и предпринимательства физико-технического факультета. Медицинский факультет может предложить консультирование туристов, желающих пройти не только медицинское обследование, но и курс лечения с использованием методик восточной медицины на курортах Аршан и Горячинск.

Задачами подразделения будет не только организация конференций и других научных мероприятий, но и обеспечение полного комплекса сопутствующих мероприятий: заказ авиабилетов, номеров в отеле, прием деле-

гаций из разных стран, включая визовую поддержку и транспортное обслуживание; организация экскурсионных мероприятий и т.п.

Так как это подразделение является структурной частью университета, его задачами будет также:

• привлечение студентов и магистрантов к этой работе в целях получения практических навыков, возможности расширения своего кругозора и речевой практики при работе с иностранными туристами;

• проведение ознакомительных и преддипломных практик и написание реальных выпускных квалификационных работ, полезных в практической деятельности подразделения;

• перспектива трудоустройства выпускников университета, показавших способности к туристической деятельности.

• приток внебюджетных финансовых поступлений в университет.

Финансирование деятельности подразделения может осуществляться согласно положениям федерального закона «О некоммерческих организациях № 7- ФЗ от 12 января 1996 г.

а) источники финансирования: регулярные или единовременные поступления учредителей; вступительные и членские взносы (если есть членство); добровольные взносы и пожертвования; выручки от реализации товаров, работ, услуг; доходов от деятельности коммерческих организаций, учредителем которых является данная некоммерческая организация; доходы от собственности, в т. ч. по ценным бумагам и вкладам; другие источники (кредиты, займы).

б) направление доходов от коммерческой деятельности: уставная деятельность; международная деятельность; содержание штатов; выполнение программ и мероприятий, на которые поступили средства целевого финансирования; финансирование предпринимательской деятельности в разрешенных пределах; капитальное строительство и ремонт и др.

В нынешних непростых экономических условиях с крайне ограниченным бюджетным финансированием принцип государственно-частного партнерства как никогда необходим и им надо умело воспользоваться. Это позволит снизить бюджетную нагрузку на университет; решить вопрос с улучшением материально-технической базы объектов туристской направленности: общежитий - переоборудовав часть из них в гостиничные номера; зон отдыха и в первую очередь пансионата на озере Байкал, доведя эти объекты по комфортности и удобству до уровня лучших мировых стандартов.

Есть твердая уверенность, что бизнес республики хорошо представляет коммерческое преимущество от такого партнерства и готов вкладывать свои финансы, полагаясь, во-первых, на авторитет и уважение Бурятского государственного университета, пользующегося хорошей репутацией как у властных структур, так и у предпринимательского сообщества республики.

Деловой туризм - внешний и внутренний - один из главных показателей уровня экономического развития страны. Происходит глобализация - стирание границ между государствами и образование единого экономического пространства, и деловой туризм играет при этом далеко не последнюю роль. Эксперты считают деловой туризм одной из самых быстроразвивающихся отраслей мирового хозяйства: к 2020 году количество деловых поездок должно увеличиться в три раза.

А активная научная деятельность - один из главных показателей развития университета. Предлагаемое к созданию подразделение по научному туризму, на наш взгляд, позволит повысить научный рейтинг университета, даст возможность преподавателям и сотрудникам университета напрямую обмениваться информацией с зарубежными коллегами, эффективным способом накапливать профессиональный опыт, поможет в поиске новых партнеров для участия в международных программах.

Литература

1. Максанова Л.Б.-Ж. Туризм в Бурятии: итоги и новые задачи // МК в Бурятии. - 2013. - 4-11 дек. - С. 9.

2. International Tourist Arrivais back at 2008 precrisis peak level // UNWTO World Tourism Barometer. - 2012. URL: http://www.unwto.org/.

3. URL: http://www.bsu.ru

4. Данные отдела международных связей Бурятского государственного университета.

5. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7- ФЗ от 12 января 1996 г.

Пивоваров Александр Николаевич, кандидат экономических наук, профессор кафедры ГМУ Бурятского государственного университета, e-mail: [email protected]

Дашиев Александр Баирович, ассистент кафедры спортивных дисциплин Бурятского государственного университета; тел.: 89021642890.

Pivovarov Alexander Nikolaevich, candidate of economic sciences, professor, department of state and municipal administration, Buryat State University.

Dashiev Aleksandr Bairovich, teaching assistant, department of sports disciplines, Buryat State University. Tel.: 89021642890.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.