Научная статья на тему 'Концепция развития туризма в Байкальском регионе'

Концепция развития туризма в Байкальском регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
716
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЭКОЛОГИЯ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Самаруха Виктор Иванович, Чистякова Ольга Владимировна

Разрабатывается концепция развития туризма на Байкале. Обосновывается необходимость развития щадящего, экологичного, социально-ответственного туризма. Особое внимание уделяется созданию на Байкале туристско-рекреационных особых экономических зон. Рассматриваются возможности закрытия Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Обосновываются перспективные направления развития туризма на Байкале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with tourism development around Lake Baikal. The necessity of sparing, socially-responsible, ecological tourism is justified here. Particular attention is paid to the creation of tourist-recreational special economic zones in the Baikal region. We consider the possibility of closing of the Baikal Pulp and Paper Mill. The perspective directions for development of tourism on Lake Baikal are defined in the article.

Текст научной работы на тему «Концепция развития туризма в Байкальском регионе»

^ЖаучнО-Технические>ведомости>СПбГПу2-2'>2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Минаков, В.Ф. Модель интеграции аналоговых и дискретных показателей инновационных проектов [Текст] / В.Ф. Минаков, А.К. Сотавов, А.В. Артемьев // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Серия «Экономические науки». - 2010. - № 6 (112). -С. 177-186.

2. Велетминский, И. «Ангелам» прогресс не нужен [Текст] / И. Велетминский // Российская Бизнес-газета. - 2008. - № 683.

3. Экономика России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://т.'дак1ре^а.ог£;/'дак1/Экономика_России#.

D0.98.D0.BD.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D1.86.D0.B8.D0.

B8 - (Материал из Википедии).

4. Инновационная экономика [Текст] / под ред. чл.-кор. РАН А.В. Дынкина и д-ра экон. наук Н.И. Ивановой. - М.: Наука, 2004. - 352 с.

5. Минаков, В.Ф. Декомпозиция инновационных процессов в вузе [Текст] // В.Ф. Минаков, А.В. Ма-лышенко // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2004. - № 36. - С. 12-15.

6. Rogers, E. Diffusion of innovation [Text] / E. Rogers. - 5th Edition. - N. Y.: Free press, 2003. - 551 p.

УДК 339.13

В.И. Самаруха, О.В. Чистякова КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ

При разработке концепции развития туризма на озере Байкал необходимо исходить из того, что это озеро является объектом мирового наследия, стратегической ценностью России, а также глобальным источником пресной воды. В этой связи стоит задача сокращения антропогенного воздействия на озеро. Нужно отметить, что значительный урон экологии озера наносит ныне действующий ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» (ОАО «БЦБК»), а также неорганизованный туризм на его берегах. В этой связи приоритетной задачей является сохранение экологии озера путем развития цивилизованного туризма и закрытия БЦБК. Данные направления можно реализовать, развивая здесь туристско-рекреационные особые экономические зоны (ТР ОЭЗ).

Создание ТР ОЭЗ можно рассматривать как долгосрочные инвестиции в сохранение экологии озера, а также средство интенсификации региональной экономики, развития туристической отрасли в регионе.

В частности, создание туристско-рекреацион-ной особой экономической зоны «Ворота Байка-

ла» в Слюдянском районе будет способствовать поэтапному перепрофилированию и закрытию Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и формированию новой экономики моногорода Байкальска и окружающих его территорий. По прогнозам к 2026 г. туристический поток в зоне Байкальска может составить 500 тыс. человек в год, при этом предполагается создание около двух тысяч рабочих мест.

Байкальск имеет хорошие перспективы для развития туризма. Он обеспечен всей необходимой инфраструктурой: там есть сеть сертифицированных трасс и подъемников, квалифицированные инструкторы и лыжный патруль, прокат горнолыжного и сноубордического инвентаря, камеры хранения, спортивный магазин, охраняемая автостоянка, сеть 8кьбаров и ресторанов. Пропускная способность горнолыжного комплекса превышает 3500 человек в день. Это уже сложившееся туристическое направление, и его дальнейшее развитие требует закрытия ОАО «БЦБК», поскольку вместе они несовместимы. На наш взгляд, это лучший способ защиты озера Байкал от негативного воздействия данного

предприятия и вместе с тем решение проблемы безработицы в городе посредством развития туризма в регионе.

Реализация проекта создания ТР ОЭЗ «Ворота Байкала» предусматривает на первом этапе развитие участка «Гора Соболиная», площадь которого - 828,8 га. Участок предполагается обеспечить водо- и теплоснабжением, будут расширены западный и восточный склоны, построены подъездные дороги к горнолыжной базе, также предполагается строительство скоростной канатно-кресельной дороги и 14 гостиниц. На втором этапе проекта планируется организовать региональный центр подготовки спортсменов по зимним видам спорта в поселке Мангутай. На третьем этапе планируется реализовать проект экстремального и приключенческого туризма в поселке Большое Голо-устное.

Объем инвестиций в создание ТР ОЭЗ «Ворота Байкала» должен составить 8,5 млрд р., в том числе 2,25 млрд р. будет выделено из федерального и регионального бюджетов. Частные инвесторы должны вложить в создание туристической инфраструктуры 6,2 млрд р. [2].

Сегодня в ТР ОЭЗ «Ворота Байкала» зарегистрированы первые резиденты. В частности, ООО «Илим Байкал» намерена построить рядом с Байкальском крупный гостиничный комплекс «Центр активного отдыха», который будет включать 20 гостевых домов (на 6-12 человек каждый) и административно-гостиничный корпус (15 номеров на двух человек каждый). Инвестиции в проект составят 130,5 млн р. [5].

Компания «Гранд Байкал» намерена до 2015 г. инвестировать 1,23 млрд р. в развитие горнолыжного курорта «Гора Соболиная» для строительства двух подвесных канатно-кресель-ных дорог протяженностью 1,25 и 1,85 км, родельбана, детского центра и гостиницы на 60 номеров [2].

В перспективе планируется создать для туристов новый пересадочный комплекс, в состав которого войдут автобусный, железнодорожный и морской вокзалы.

Кроме того, сегодня также начаты работы по поиску термальных источников в Слюдян-ском районе с целью развития курортного

направления в данном регионе. Рассматривается проект строительства завода по розливу байкальской воды в поселке Култук. Реализация данных проектов также направлена на развитие перспективных экологических сфер деятельности и обеспечение занятости населения города Байкальска.

Важным направлением сохранения экологии озера является организация цивилизованного туризма, повышение культуры рекреации на озере Байкал, наведение порядка, прежде всего, в «диком» туризме, наносящем значительный ущерб озеру.

Существуют две основные позиции относительно размещения туристско-рекреационных зон на озере Байкал. Первый подход предполагает локализацию туризма в отведенных границах ТР ОЭЗ. Такая трактовка подразумевает создание локальных туристических комплексов высокого уровня. В частности, сегодня выделено два участка для размещения ТР ОЭЗ «Ворота Байкала» в поселке Б. Голоустное Иркутского района и Слюдянском районе в районе горы Соболиная, а также пять участков для создания ТР ОЭЗ «Байкал» в Республике Бурятия. Второй подход предполагает рассматривать озеро Байкал в целом как единый объект туризма.

По нашему мнению, превращать все озеро Байкал в объект туризма нельзя. Можно согласиться с предложением ученых Иркутского института географии СО РАН о создании новых принципов использования охраняемых природных территорий озера Байкал, которые предлагают выделять охраняемые территории и территории для ведения хозяйственной и туристической деятельности. Необходимо разработать правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне байкальской природной территории, которые позволят обеспечить контроль за состоянием экосистемы озера и развивать туризм, не наносящий вред озеру. При этом необходимо введение щадящих запретов на хозяйственную и туристическую деятельность в экологических зонах озера Байкал.

В дальнейшем можно ожидать введения более жестких запретов и ограничений на государственном уровне на хозяйственную, в том числе туристическую деятельность в акватории озера,

если оно будет отнесено к категории мировых объектов, терпящих экологическое бедствие. Это вполне вероятно, поскольку озеро Байкал внесено в список Мирового наследия ЮНЕСКО.

На наш взгляд, массовый туризм можно развивать в городе Байкальске (курорт «Гора Соболиная»), поскольку, во-первых, там есть для этого все возможности (инфраструктура, сложившийся туристический поток), во - вторых, это лучшая альтернатива ОАО «БЦБК». На остальной же территории массовый туризм развивать не следует, особенно в летнее время, так как возникает слишком большая нагрузка на природу.

Таким образом, на озере Байкал следует развивать организованный, щадящий, экологичный, локальный туризм на сложившихся туристических направлениях, а также водный туризм в труднодоступные места, развивая данные направления как альтернативу «дикому» туризму. При этом необходимо ориентироваться на внедрение экологического, спортивного и экстремального туризма, которые наносят меньший вред природе и требуют меньше затрат на создание инфраструктуры, чем культурный и образовательный туризм.

Примером развития экологического туризма является работа волонтеров международной общественной организации «Большая байкальская тропа» [4]. В настоящее время ими построено и обустроено более 500 км троп (планируемая длина 1800 км) для безопасного и надежного пешеходного передвижения туристов с минимальным воздействием на экосистему озера.

Таким образом, развитие туризма на озере Байкал должно основываться на концепции создания экологических зон с условиями для комфортного отдыха с использованием только экологически чистых технологий.

По нашему мнению, на территории Байкальского региона следует создавать локальные зоны отдыха туристско-рекреационного типа на сложившихся туристических направлениях в том числе в городе Байкальске, в поселке Мангутай Слюдянского района, на острове Ольхон, на Малом море, в поселках Листвянка и Большое Голоустное Иркутского района. На остальной же территории следует развивать

однодневные экскурсии водным транспортом в интересные труднодоступные места.

На озере Байкал также следует развивать социально-ответственный туризм. Принципы, формирующие понятие «социально-ответственный туризм», изложены в Кейптауновской декларации 2002 г. Согласно данной декларации социально-ответственный туризм предусматривает минимизацию негативных экономических, экологических и социальных последствий, генерирует более высокую экономическую выгоду для местного населения, качественно повышая благосостояние принимающих сообществ, улучшает условия работы и доступ к ней местному населению; вносит положительный вклад в сохранение разнообразия природного и культурного наследия, обеспечивает более значимые и приятные впечатления для туристов посредством установления прямых контактов с местным населением, более глубокое понимание вопросов местной культуры, социальных и экологических аспектов, строится на принципе взаимоуважения культур.

Сегодня принципиально важно, чтобы создаваемые на озере Байкал ТР ОЭЗ учитывали вышеизложенные принципы, были гармоничны по отношению и к озеру, и к местному населению. При этом необходимо иметь в виду, что озеро Байкал является сакральным местом для коренных сибирских народностей - бурят, эвенков да и для многих русских сибиряков тоже. Поэтому в ряде случаев наблюдается негативное отношение к туристам, приезжающим отдыхать в удаленные поселки на байкальских берегах и ведущих себя неподобающим образом.

В этой связи предлагаем толковать понятие туристско-рекреационной ОЭЗ на озере Байкал как территории развития социально-ответственного, щадящего, экологичного цивилизованного туризма, который предполагает бережное отношение к живой и неживой природе, культуре и традициям местного населения. Развитие ТР ОЭЗ предусматривает создание благоприятных экономических условий и будет происходить за счет государственно-частного партнерства. При этом инфраструктурную составляющую - дороги, электро- и водоснабжение следует создавать

за счет государства, а строительство туристических объектов - за счет частных средств.

Нужно отметить, что озеро Байкал является привлекательным туристическим объектом в силу следующего:

- экзотическая природа, чистая вода, простор и красота;

- место, где исполняются мечты. Озеро Байкал вошло в десятку таких мест России и заняло вторую строчку рейтинга;

- это место, наполненное очень сильной энергетикой. Существует гипотеза, что горы вокруг озера - это своеобразные антенны, принимающие энергию из космоса, а вода озера впитывает в себя эту энергию. Таким образом, озеро представляет собой гигантский аккумулятор, заряжающий людей, посетивших его, положительной энергией.

Вместе с тем можно выделить ряд факторов, осложняющих развитие туризма на озере Байкал. Прежде всего, это природно-климатические факторы, такие как сезонность, объективно ограничивающая рост туристического потока. Тепло на озере, в силу короткого лета, с середины июля по конец августа, т. е. всего полтора месяца. При этом на озере из-за холодной воды мало пригодных для купания мест, т. е. реализация, к примеру, турецкой или египетской модели пляжного туризма практически невозможна.

Желающих отдыхать на озере зимой при существующих в настоящее время условиях не так много. В этой связи необходимо пропагандировать здоровый образ жизни и развитие зимних видов спорта, а также развивать зимнюю туристическую инфраструктуру. Именно зимний туризм, при условии его удачной раскрутки в России, а также в странах АТР (и прежде всего, в Китае), может стать стратегическим преимуществом Байкальского региона.

Недостаточное развитие туристической инфраструктуры: мест размещения, предприятий общественного питания торговли и бытового обслуживания, дорог, транспортных средств, инженерных коммуникаций, телекоммуникационных сетей сдерживает развитие туризма. Особую проблему составляет также нехватка специалистов, обладающих знаниями и навыками, необходимыми в индустрии туризма.

Проблему составляет и дефицит гостиничного фонда в сезон. При этом закрыть гостиничную брешь в наиболее посещаемых местах помогает малый бизнес. Семейные гостиницы обычно рассчитаны на прием 10-20 туристов. Они также обеспечивают туристов питанием и организуют экскурсии.

Проблемой байкальского туризма является также высокая себестоимость туристических услуг (действуют высокие цены на строительство и покупку баз отдыха, дорого стоит электричество, вырабатываемое на турбазах дизельными генераторами и т. д.). В результате можно констатировать низкое качество обслуживания туристов при высоких ценах. Здесь же можно отметить и высокие цены на авиа- и железнодорожные билеты для жителей других регионов России и иностранных туристов, что делает для них более предпочтительным отдых в других регионах. Однако можно согласиться с мнением специалистов, что цена байкальского отдыха сдерживает рекреационную нагрузку и задает особый «формат клиента»: на озеро Байкал едут те, кому это действительно интересно.

По нашему мнению, можно выделить два основных направления развития туризма на Байкале: въездной туризм (зарубежные туристы и туристы из регионов России) и внутренний региональный туризм.

Относительно первого необходимо отметить, что здесь перспективно развитие зимнего спортивного (горнолыжного) туризма, а также развитие событийного и конгрессного туризма. Потенциал для развития конгрессного туризма в регионе есть, в частности здесь проводится Байкальский экономический форум, хотя сегодня, к сожалению, это разовое мероприятие. Его регулярность (раз в месяц) может иметь успех при активизации сотрудничества Иркутской области со странами АТР.

На озере Байкал также следует развивать и далее событийный туризм: спортивный, культурный. Сегодня с этой целью в регионе организуется Зимниада, проводятся «клубничные фестивали», «День омуля» - ценной промысловой байкальской рыбы; также необходима организация массовых народных гуляний в Новый год, Рождество, Масленицу, Троицу и другие праздники.

^ЖаучнО-Технические>ведомости>СПбГПу2-2'>2

Нужно отметить, что сегодня доля зарубежных туристов не превышает 10 %. При этом у озера есть важное преимущество: город Иркутск стоит на Транссибирской магистрали и может принимать транзитных туристов, которые следуют из Европы в Монголию или Китай, последние инвестируют громадные средства в привлечение интуристов, и Байкальский регион должен этим воспользоваться. Однако прием транзитных пассажиров зависит от широты транспортных коридоров и эффективности организации пассажиропотоков. Нужно отметить, что в сезон достаточно сложно купить билеты из Иркутска в Улан-Батор или Пекин. Эта проблема требует конструктивного решения путем организации в сезон дополнительных прицепных вагонов и др.

Транзитные туристы, которые останавливаются на озере проездом в Монголию, Китай или Японию, обычно задерживаются в Иркутске на два дня, реже - на более длительный срок. Один день тратят на осмотр достопримечательностей города Иркутска, остальное время - на посещение озера. При этом для большинства иностранцев путешествие в Россию - это не отдых, им нужен познавательный туризм, в том числе этнический, подчеркивающий красоту природы и местные культурные особенности.

Вместе с тем нужно отметить, что на 01.01.2012 г. численность населения Иркутской области составляла 2 424 456 человек [1], из которых ежегодно посещающих озеро - более 70 %, преимущественно «диким» способом. Таким образом, на сегодняшний день 90 % туристов в этой зоне - россияне. В сложившейся ситуации имеет смысл развивать на озере Байкал внутренний региональный туризм, переводя его из «дикого» состояния в цивилизованное русло. Необходимо создать условия, для того чтобы приезжий из Прибайкалья или соседних регионов мог приятно отдохнуть на туристических базах или обустроенных территориях на берегах озера. Следует также развивать туризм выходного дня и активные виды туризма - пешие походы, конные путешествия, дайвинг, параплай-нинг, а также зимние виды отдыха - тюбинговые и лыжные трассы, возможность покататься на

лошадях, собачьих упряжках, переходы по льду озера и др.

Таким образом, для развития туризма на озере Байкал необходимо, по нашему мнению: 1) решить проблему сезонности; 2) продвигать зимний туризм; 3) разработать и продвигать брэнд озера; 4) развивать инфраструктуру туризма, в том числе зрелищную составляющую; 5) развивать на озере туристический флот.

Следует отметить, что первостепенной задачей является увеличение туристического потока в низкопосещаемый сезон: с сентября по май. Увеличение продолжительности туристского сезона в регионе возможно за счет развития зимних видов отдыха, в том числе горнолыжного, экстремального, приключенческого туризма, и в этой связи важнейшее направление - развитие зимнего туризма в городе Байкальске.

Кроме того, на озере Байкал следует развивать инфраструктуру туризма. Это дороги и транспорт, водоснабжение и другие системы жизнеобеспечения. Это кафе, рестораны, магазины, прачечные. Это телекоммуникации и связь. Необходимо активное развитие малых гостиниц, квартир гостиничного типа, а также строительство современных отелей, в том числе иностранными отельерами. В частности, в 2011 г. в Иркутске введен в эксплуатацию отель международной гостиничной сети «Courtyard by Marriott». В 2013 г. планируется строительство трехзвездочного отеля «Ibis» гостиничным оператором Accor Group. Ведутся переговоры о строительстве пятизвездочного отеля «Kempinski». Приход в Иркутск международной сети отелей будет способствовать развитию туристического бизнеса в регионе.

Необходимо также развитие зрелищно-развлекательной инфраструктуры. В частности, в Листвянке планируется строительство нового музея и аквариума совместно с возведением единого комплекса Международного центра водных ресурсов ООН. При этом планируется использовать новейшие технологии, в том числе теплонасосы, которые позволяют сокращать расходы на электроэнергию в 4-5 раз, а также солнечные бойлеры для отопления и нагрева воды.

Важное значение имеет развитие туристического потенциала Кругобайкальской железной дороги (КБЖД), которая проходит вдоль южной оконечности озера Байкал от станции Слюдянка до станции Порт Байкал и представляет собой живописную достопримечательность Прибайкалья и уникальный исторический и инженерно-технический объект мирового уровня. На поддержание проекта развития Кругобайкальской железной дороги в 2010-2011 гг. ВСЖД направлено около 30 млн р. В марте 2012 г. ОАО «РЖД» туристический потенциал Кругобайкальской железной дороги представлен на международной выставке в Париже [3].

Туризм на Байкале обычно начинается с города Иркутска. Для развития туризма необходимо реконструировать (а лучше - построить новый) аэропорт за чертой города, а также создавать «туристические магниты» - точки притяжения туристов: в городе - развивать и тиражировать опыт воссоздания старых кварталов, к примеру 130 квартала «Иркутская слобода», ставить новые памятники; на озере -организовывать Зимниады, фестивали, праздники и др., повышать уровень комфорта пребывания туристов.

При создании туристско-рекреационной зоны нужно учитывать информационную составляющую. Необходимо создание грамотной РЯ-кампании для продвижения турпродуктов, одной из задач которой является продвижение бренда озера Байкал. Причем бренд - это восприятие и причина для выбора, а брендинг -это процесс осознанного управления восприятием людей. Развитие рынка туристических услуг на озере Байкал выгоднее конкуренции за долю на маленьком рынке, поэтому необходимо объединение усилий всех заинтересованных сторон по формированию и продвижению этого брэнда. Его следует создавать «снизу», через

продукты и проекты, интересные целевым аудиториям. Также необходима полномасштабная кампания по продвижению бренда озера Байкал на федеральном и международном уровнях.

Особое внимание здесь следует уделить развитию туристического флота. Для этого в Иркутской области планируется реализовать программу государственно-частного партнерства. В развитие флота и строительство судов для перевозки туристов готова вкладывать деньги компания «Метрополь». Планируется построить причалы в Куркутском заливе, на Малом море, в Тальцах, в поселке Бугульдейка, в поселке Б. Голоустном и др. Это позволит обеспечить безопасность судоходства на озере Байкал и также будет способствовать развитию флота. Создание туристического флота позволит открывать туристические маршруты в интересные и недоступные уголки озера, при этом будет исключен вред экологии строительством дорог и прочих дорогостоящих коммуникаций. Стоимость туров при этом будет ниже, чем при их организации автомобильным транспортом.

Таким образом, концепция туризма в Байкальском регионе должна основываться преимущественно на развитии щадящего, экологичного, локального, а также массового зимнего спортивного (горнолыжного) туризма. При этом важнейшие векторы развития - организация внутрирегионального туризма, внешнего туризма из близлежащих регионов и транзитного иностранного туризма.

Печатается при финансовой поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты стратегического управления социально-экономическим развитием Сибирского региона при переходе на инновационную модель экономики», выполняемого в рамках АВЦП Россобразования «Развитие научного потенциала высшей школы 2010-2011».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. иЯЬ: http://irkutskstat.gks.ru/digital/region1/DocLib/ number.htm

2. иЯЕ: http://grandbaikal.ru/news/461.html

3. иЯЕ: http://subscribe.ru/catalog/rss.180921

4 иЯЕ: http://www.greatbaikaltrail.org/ 5. ИЯТ: http://www.oao-oez.ru/for_media/ official-1уШ=282224

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.