УДК 339.13 (571.53)
ВЛИЯНИЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «ВОРОТА БАЙКАЛА» © О.В. Чистякова1
Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.
Дана оценка перспектив развития туризма в Иркутской области. Определены направления развития туристско-рекреационной особой экономической зоны «Ворота Байкала». Произведена оценка влияния вступления России в ВТО на туристическую отрасль Иркутской области. Оценено влияние норм и правил Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) ВТО на деятельность туристско-рекреационной особой экономической зоны «Ворота Байкала».
Табл. 2. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: туризм; экология; рекреация; туристско-рекреационная особая экономическая зона; Всемирная торговая организация.
EFFECTS OF RUSSIA'S JOINING WTO ON ACTIVITIES OF TOURISM AND RECREATIONAL SPECIAL ECONOMIC ZONE "BAIKAL GATES" O.V. Chistyakova
Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, Russia, 664003.
The paper assesses the prospects of tourism development in the Irkutsk region. It determines development courses of the tourism and recreational special economic zone "Baikal Gates". The effect of Russia's entering WTO on the tourism industry of the Irkutsk region is estimated. The influence of norms and rules of the WTO General Agreement on Trade in Services (GATS) on the activities of the tourism and recreational special economic zone "Baikal Gates" is rated. 2 tables. 4 sources.
Key words: tourism; environment; recreation; tourism and recreational special economic zone; World Trade Organization.
Оценивая влияние вступления России в ВТО на развитие туризма в Иркутской области, прежде всего, определим текущее состояние развития туристической отрасли, а затем проанализируем, каким образом может отразиться на туристической отрасли и на ту-ристско-рекреационной особой экономической зоне «Ворота Байкала» вступление России в ВТО.
Следует отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция, согласно которой услуги, ранее являющиеся чисто национальными видами деятельности, стали международными, требующими согласования и поддержки на международном уровне, в том числе в рамках ВТО. Туризм является одной из таких отраслей. Это связано с происходящей в мире глобализацией, развитием коммуникационных технологий, созданием быстроходных видов транспорта. Сочетание данных факторов со стремлением большого числа людей путешествовать увеличивает долю продаж туристических услуг в мире.
Развитие туризма можно рассматривать как средство интенсификации региональной экономики. В настоящее время доля туристической отрасли в экономике Иркутской области довольно мала. Иркутская область по итогам 2010 года занимает 15 место в стране и 2 место среди регионов Сибирского федерального округа по количеству размещенных лиц в коллективных средствах размещения, впереди в Си-
бирском федеральном округе только Красноярский край, который в 2010-м году принял 777 тыс. туристов, а Иркутская область - 614 тыс. туристов [5]. Это свидетельствует о том, что уровень развития туризма в Иркутской области недостаточно высокий.
Однако необходимо учитывать и то обстоятельство, что официальная статистика несовершенна. Отчитываются по своей деятельности не все гостиницы и турбазы, поэтому реальные цифры могут быть значительно выше. В этой связи следует создать так называемый «барометр туризма» Иркутской области. Это новый и достаточно эффективный инструмент мониторинга за реальным состоянием дел в туристской отрасли, используемый WTO (Всемирной туристской организацией), многими туристскоориентирован-ными регионами и странами. В частности, «барометр туризма» предполагает добровольный отчет субъектов туристской деятельности в режиме on-line с целью оперативного и эффективного перераспределения туристских потоков.
Развитие туризма в Иркутской области должно исходить из того, что Байкал является объектом мирового наследия, стратегической ценностью России, а также глобальным источником пресной воды. В этой связи необходимо следить за состоянием экосистемы озера и развивать туризм, не наносящий вред Байкалу.
1Чистякова Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятий и предпринимательской деятельности, тел.: 89149427363, e-mail: [email protected]
Chistyakova Olga, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economy of Enterprises and Entrepreneurship, tel.: 89149427363, e-mail: [email protected]
Таким образом, развитие туризма на Байкале должно основываться на концепции создания экологических зон с условиями для комфортного отдыха с использованием только экологически чистых технологий. На наш взгляд, на Байкале следует развивать организованный, щадящий, экологичный, локальный туризм на сложившихся туристических направлениях, а также водный туризм в труднодоступные места, развивая данные направления, как альтернативу «дикому» туризму. Данные направления можно реализовать, развивая туристско-рекреационные особые экономические зоны (ТР ОЭЗ) на Байкале.
Развитие особых экономических зон туристско-рекреационного типа на Байкале позволит сформиро-
вать благоприятную среду для активного развития туристической отрасли; создать новые рабочие места в высокодоходном секторе экономики. Это позволит обеспечить рост уровня и качества жизни населения; приведет к росту инвестиционной привлекательности; позволит оптимально использовать богатый природно-ресурсный потенциал, что в целом улучшит состояние экономики Иркутской области. Кроме того, создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа на Байкале можно также рассматривать как долгосрочные инвестиции в сохранение экологии Байкала.
Касаясь истории создания ТР ОЭЗ «Ворота Байкала», отметим, что в феврале 2007 года было принято Постановление правительства РФ «О создании на территории Иркутского районного муниципального образования Иркутской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа». Затем долгое время выбиралось месторазмещение зоны. Рассматривалось несколько вариантов: п. Листвянка, Малое море, п. Большое Голоустное. В сентябре 2010 года Правительство РФ одобрило увеличение площади особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Иркутской области. В нее включили участки Слюдянского района, в том числе горнолыжный курорт «Гора Соболиная» и местность «Мангутай», с которых и было решено начать реали-
зацию проекта создания ТР ОЭЗ «Ворота Байкала». В настоящее время границы зоны расширены за счет включенных в нее поселков Листвянка, Култук, порт Байкал.
Развивая туристко-рекреационные особые экономические зоны на Байкале, необходимо ориентироваться на внедрение экологического, спортивного и экстремального туризма, которые наносят меньший вред природе и требуют меньше затрат на создание инфраструктуры, чем культурный и образовательный туризм.
Нами выявлены сильные и слабые стороны развития туристической отрасли в Иркутской области, представленные в табл.1.
Таким образом, Иркутская область имеет колоссальные возможности для развития туризма, данная отрасль является конкурентоспособной и перспективной.
Создание ТР ОЭЗ «Ворота Байкала» для Иркутской области является мощнейшим стимулом развития туризма как индустрии, реального увеличения числа рабочих мест, поступления налогов. Проект позволит создать в регионе туристические комплексы высокого класса, привлечь в эту отрасль инвесторов.
В отличие от двухсот существующих в настоящее время в России горнолыжных центров, расположенный на южном побережье Байкала курорт в Байкаль-ске имеет уникальную возможность функционировать круглогодично. Байкальск зимний знаменит горнолыжным курортом «Гора Соболиная». Визитной карточкой летнего Байкальска являются клубничные фестивали.
Инвестиционная привлекательность проекта создания ОЭЗ обусловлена предоставлением резидентам налоговых льгот: пониженной ставки налога на прибыль и налога на имущество организаций. Кроме того, резиденты освобождаются от уплаты земельного налога сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок, расположенный на территории ОЭЗ ТРТ.
Срок предоставляемых преференций резидентам увеличен с 20 до 49 лет. С января 2012 года вступили
Таблица 1
Сильные и слабые стороны развития туристической отрасли в Иркутской области
Сильные стороны Слабые стороны
-Байкал притягательный объект для туристов; -существует значительный внутренний и внешний спрос на отдых на Байкале; -наличие туристско-рекреационной особой экономической зоны «Ворота Байкала»; -возможности для развития массового зимнего туризма; -возможности для развития экологического, экстремального и спортивного туризма; -возможности для развития событийного и конгрес-сного туризма; -возможности для развития внутреннего регионального туризма; -возможности для развития въездного иностранного туризма, в т.ч. транзитного. -природно-климатические условия, влияющие на сезонность; -неразвитость туристической инфраструктуры: мест размещения, предприятий питания, торговли и бытового обслуживания, дорог, транспортных средств, инженерных коммуникаций, телекоммуникационных сетей; -неразвитость инфраструктуры морского туризма; -дефицит гостиничного фонда в сезон; -недостаточно развитая зрелищно-развлекательная инфраструктура; -высокая себестоимость туристических услуг; -высокие транспортные расходы на билеты до Иркутска; -высокие цены на отдых на Байкале; -отсутствие узнаваемого бренда Байкала.
в силу отдельные положения федеральных законов, направленных на совершенствование правового регулирования в сфере создания и развития особых экономических зон на территории РФ.
С пяти до десяти лет увеличен срок, в течение которого от налогообложения освобождается имущество, созданное или приобретенное для ведения деятельности в ОЭЗ. Кроме того, в федеральное законодательство введено понятие кластер ОЭЗ, включающий один или несколько типов зон, определенных правительством РФ. Для резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер, с 2012 года до 2023 года введена нулевая ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет. Дополнен перечень плательщиков, для которых с 2011 по 2019 год действуют пониженные тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды. В него включены организации и предприниматели, объединенные в кластер, заключившие соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в ОЭЗ.
Для развития туризма на Байкале, по нашему мнению, необходимо: решить проблему сезонности; продвигать зимний туризм; разработать и продвигать бренд Байкала; развить инфраструктуру туризма, в том числе зрелищную составляющую; развивать на Байкале туристический флот.
Определенное влияние на развитие туризма в Иркутской области окажет вступление России в ВТО. Нужно отметить, что при высокой самодостаточности современная российская экономика не может эффективно развиваться без активного взаимодействия с мировым рынком товаров, услуг и капиталов. Россия должна участвовать в определении правил поведения на мировом рынке, которые сегодня вырабатываются коллективно при решающей роли ВТО.
Главный принцип, закрепленный в соглашениях ВТО, - это принцип равенства всех инвесторов и производителей, в том числе иностранных и национальных, государственных и частных. После вступления России в ВТО этот принцип должен распространиться на большинство сфер хозяйственной деятельности. Соответственно любые меры господдержки и стимулирования почти во всех отраслях экономики (за исключением особо оговоренных в двухсторонних и многосторонних соглашениях) должны равным образом применяться или не применяться в отношении иностранных и национальных компаний.
Кроме того, подписанные при вступлении в ВТО международные договоры превалируют над национальными законами. В этой связи необходимо адаптировать национальное законодательство к нормам, принципам и режимам ВТО.
Основной упор при вступлении России в ВТО сделан на учете интересов экспортоориентированных отраслей российского бизнеса. Однако деятельность ВТО также регулирует торговлю услугами. Из всего круга проблем, с которыми может столкнуться Россия, присоединившись к ВТО, важнейший их комплекс сосредоточен в сфере торговли услугами. Одной из та-
ких проблем является проблема российского туристского бизнеса.
В результате исследования разработан перечень возможных преимуществ, появляющихся у предприятий туристической отрасли, и возможных угроз для осуществления их деятельности после вступления России в ВТО, представленный в табл. 2.
Важнейшими векторами развития туризма на Байкале являются развитие организованного внутрирегионального туризма, а также внешнего туризма из близлежащих регионов и транзитного иностранного туризма.
Относительно въездного туризма отметим. что целевыми потребителями туристских услуг на Байкале являются иностранные туристы из Европы, Австралии, Китая, Японии, а также туристы из центральных регионов РФ (прежде всего, Москвы и Санкт-Петербурга) с относительно высоким платежеспособным спросом. Далее следуют туристы из близлежащих сибирских регионов, которых привлекает относительная доступность Иркутской области для отдыха на Байкале. Целью управляющего воздействия является увеличение сроков пребывания туристов в Иркутской области.
В Иркутской области значительную долю (61%) составляет внутренний региональный туризм. Кроме того, необходимо учитывать количество «диких» туристов, от которых территория также получает доходы. Они тратятся на дорогу, продукты, экскурсии.
Важным фактором является также то, что параллельно с ТР ОЭЗ «Ворота Байкала» в Республике Бурятия строится ТР ОЭЗ «Байкальская гавань». Если она заработает в полную силу, а динамика развития туристической отрасли в Иркутской области останется на прежнем уровне, то к 2019 году 60% туристического потока, возможно, уйдет на восточный берег Байкала.
Таким образом, на среднесрочную перспективу до 2019 года можно ожидать совокупный поток отечественных и зарубежных туристов на Байкал в количестве 2500 тыс. чел. в год, в том числе туристов из прилегающих к Байкалу территорий - 1700 тыс. чел., включая «диких туристов», туристов из других областей и зарубежных туристов - 800 тыс.чел.
С учетом функционирования ТР ОЭЗ «Байкальская гавань» туристический поток в Иркутской области при нормальном развитии событий может составить около 50% или около 1,25 млн чел. в год.
При неблагоприятном развитии событий, если доля Иркутской области составит 40%, туристический поток будет около 1 млн чел. в год.
При благоприятном развитии событий, если доля Иркутской области составит 60%, туристический поток будет около 1,5 млн чел. в год.
При этом объем инвестиций в создание ТР ОЭЗ «Ворота Байкала» составит 8,5 млрд руб. Из них 2.2. млрд.руб. - госинвестиции в создание инфраструктуры. Доли федеральной и региональной части в гос. инвестициях составляют по 50% [2].
Предполагается, что функционирование ТР ОЭЗ «Ворота Байкала» приведет к созданию 2000 новых
Таблица 2
БШОТ-анализ туристической отрасли Иркутской области в условиях вступления России в ВТО
Сильные стороны Слабые стороны
1. Возрастающий внутренний и внешний спрос на отдых в малонаселенных местах, сохранивших природную первозданность. 1. Неразвитость туристической инфраструктуры: мест размещения, предприятий питания, торговли и бытового обслуживания, дорог, транспортных средств, инженерных коммуникаций, телекоммуникационных сетей.
2. Потребность у туристов в ощущении национального колорита позволит местным компаниям выдержать конкуренцию. 2. Неразвитость инфраструктуры морского туризма.
3. Недостаточно развитая зрелищно-развлекательная инфраструктура.
4. Высокая себестоимость туристических услуг у национальных поставщиков услуг.
5. Высокие цены на отдых на Байкале.
6. Отсутствие узнаваемого бренда Байкала сдерживает поток иностранных туристов.
Возможности Угрозы
1. Приход иностранных операторов, которые будут вкладывать инвестиции в развитие туризма в Иркутской области, позволит улучшить туристическую инфраструктуру. 1. Российские туристические агентства могут не выдержать конкуренции и либо уйдут с рынка, либо станут агентами зарубежных компаний.
2. Произойдет рост качества услуг за счет внедрения зарубежных стандартов. 2. Возможны проблемы в гостиничном и ресторанном бизнесе, где местные фирмы могут не выдержать конкуренции по ценам и качеству услуг.
3. Возможно привлечение дополнительного потока туристов, клиентов зарубежных туроператоров, вышедших на туристический рынок Иркутской области.
4. Приход международной сети отелей будет способствовать развитию туристического бизнеса.
рабочих мест в туристической отрасли, а также 10 000 новых рабочих мест в смежных отраслях.
Темпы развития туризма в России, ее доля на мировом рынке импортеров услуг международного туризма, интересы российских предпринимателей, занятых в сфере производства и предоставления туристских услуг на международном и внутреннем рынке, зависят от условий, на которых РФ принята в ВТО.
При этом в рамках ВТО действует Генеральное соглашение о торговле услугами (General Agreement on Trade in Services или ГАТС), представляющее многосторонний свод принципов и правил международной торговли услугами, соблюдение которых обязательно для всех стран-членов ВТО.
Для представителей деловых кругов стран-членов ВТО ГАТС имеет большое значение в силу следующих причин:
- они получают возможность работать на иностранных рынках услуг на заранее известных условиях;
- имеют доступ к информации об условиях работы на иностранных рынках услуг;
- могут следить за изменением положения на рынках услуг других стран.
ГАТС определяет меры, которые страны-члены ВТО могут принимать в отношении торговли услугами. При этом под «торговлей услугами» понимается поставка услуги, включающая производство, распреде-
ление, маркетинг, продажу и доставку услуги. Понятие «услуга» включает любую услугу в любом секторе, за исключением услуг, поставляемых при исполнении государственными органами своих функций, т.е. не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с другими поставщиками услуг.
Услуги, на которые распространяется действие ГАТС, сгруппированы Секретариатом ВТО по 12 секторам: деловые услуги; услуги связи; строительные услуги и связанные с ними инжиниринговые услуги; дистрибьюторские услуги; услуги в области образования; услуги по защите окружающей среды; финансовые услуги; услуги по охране здоровья и социальные услуги; услуги в области туризма и услуги, связанные с путешествиями; услуги в области организации досуга, культуры и спорта; транспортные услуги; прочие услуги. Каждый сектор включает несколько подсекторов, всего их более 150. Таким образом, необходимо учитывать положения ГАТС при развитии рынка туристических услуг России.
Просматривая направления развития туризма в рамках ВТО, необходимо учитывать, что существуют принципиальные различия в регулировании торговли товарами и торговли услугами. Если внешняя торговля товарами регулируется в основном уровнем ставок таможенных пошлин, то в торговле услугами применяются инструменты внутреннего регулирования секторов услуг. Такое регулирование может осу-
ществляться для обеспечения надлежащего качества предоставляемых услуг; при необходимости защиты отечественных поставщиков услуг от иностранной конкуренции; для поддержания определенной структуры рынка.
При этом ГАТС различает четыре вида услуг [1]: трансграничное предоставление услуг, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие и присутствие физических лиц.
Трансграничное предоставление услуг означает «поставку» услуг с территории одного государства-члена ВТО на территорию другого государства-члена ВТО.
Потребление услуг за рубежом относится к таким ситуациям, когда потребитель услуг (например, турист) перемещается на территорию другого государства-члена ВТО с целью получения услуг.
Учреждение коммерческого присутствия означает, что поставщик услуг, являющийся гражданином государства-члена ВТО, устанавливает на территории другого государства-члена ВТО свое присутствие с тем, чтобы предоставить определенный вид услуг (например, отели).
Присутствие физических лиц представляет собой перемещение физических лиц - граждан одного государства-члена ВТО на территорию другого государства-члена ВТО для предоставления какого-либо вида услуг (например, туристские: экскурсионные, размещения и т.п.)
ГАТС во всех случаях признает право государств-членов самим регулировать предоставление услуг в соответствии со своей политикой и своим законодательством. Соглашение было создано для того, чтобы правила торговли услугами не содержали ненужных барьеров.
Основная идея ГАТС состоит в выработке и принятии многосторонних правил, направленных на либерализацию торговли услугами. Однако на практике большинство государств применяют различного рода ограничения для защиты интересов национальных поставщиков услуг. Именно ГАТС и устанавливает правила и процедуры применения допускаемых ограничений в торговле услугами.
В этой связи государства, присоединившиеся к ГАТС, принимают на себя обязательства, которые можно подразделить на две группы:
- общие обязательства, принимаемые государствами в безусловном порядке, в т.ч. режим наибольшего благоприятствования в торговле, борьба с недобросовестной конкуренцией, взаимное признание квалификации поставщиков услуг и др.;
- специфические обязательства, касающиеся конкретных условий доступа на рынок услуг конкретного государства, в т.ч. национальный режим и доступ на рынок.
Важнейшее место в обязательствах принадлежит режиму наибольшего благоприятствования. Этот режим требует от государства предоставить каждому члену ВТО режим доступа на рынок услуг не хуже того, который оно предоставляет любому третьему государству, в том числе и не входящему в ВТО. В то же
время режим наибольшего благоприятствования предусматривает возможность исключений в его использовании. Это относится, прежде всего, к тем государствам, которые имеют двусторонние соглашения, предусматривающие более либеральные условия взаимной торговли услугами, которые не распространяются на все государства-участников ВТО.
Для того чтобы получить право на исключение из режима наибольшего благоприятствования в торговле определенными видами услуг, необходимо доказать соответствие таких изъятий положениям ГАТС, либо согласовать с государствами-членами ВТО перечень изъятий с указанием конкретных мер и государств, в отношении которых они будут применяться. Перечень изъятий необходимо зафиксировать в приложении к Протоколу о присоединении данного государства к ВТО.
К специфическим обязательствам относятся такие понятия, как национальный режим и доступ на рынок. Национальный режим означает, что иностранные поставщики услуг будут пользоваться такими же условиями доступа на рынок, как и национальные поставщики. Если государство имеет серьезные основания не предоставлять национальный режим по какому-либо сектору или виду услуг, то оно не должно включать их в перечень своих специфических обязательств или включить, но зафиксировать изъятие из национального режима. Если изъятия не зафиксированы в Протоколе о присоединении, национальный режим должен быть предоставлен по всем видам услуг.
Понятие «доступ на рынок» подразумевает совокупность мер регулирования, влияющих на условия предоставления услуг. Обязательства и ограничительные меры должны быть зафиксированы в перечне специфических обязательств. С точки зрения ГАТС, к ограничительным мерам относят: ограничение количества поставщиков услуг; ограничение объема торговли данным видом услуг; ограничение количества физических лиц, которые могут быть заняты в соответствующем секторе услуг; ограничение доли иностранного капитала.
Большинство государств, присоединяясь к ВТО, фиксируют в своем перечне специфических обязательств основные критерии их применения. Если же государство не зафиксировало в своем перечне специфических обязательств ограничений доступа на рынок, оно не сможет их применять.
Государства с федеральным устройством в своих перечнях специфических обязательств фиксируют особые меры, применяемые только на субфедеральном уровне. Общее требование ВТО в этой связи заключается в том, что меры федерального уровня должны единообразно осуществляться на всей территории государства.
Эта проблема актуальна и для России. После вступления России в ВТО субъект Федерации, например Иркутская область, может ввести какие-либо ограничения, отличные от федеральных мер, только если они зафиксированы в перечне обязательств России. Таким образом, России необходим селективный протекционизм, который должен сочетаться с поэтап-
ной либерализацией торговли туристскими услугами, то есть, укрепив конкурентоспособность этого важнейшего сектора экономики, следует переходить к этапу либерализации, когда акцент переносится на косвенные инструменты, а, возможно, и на скрытый протекционизм.
Вступление России в ВТО связано с необходимостью открытия туристского рынка для иностранных организаторов. С одной стороны, это может привести к негативным последствиям для российской туристской отрасли. В частности, крупные иностранные операторы придут на российский рынок с целью возмещения своих убытков в целом по миру, представляя на нем более качественные и менее дорогие туристские услуги. Можно прогнозировать, что российские туроператоры, ориентированные, прежде всего, на выездной туризм, будут вынуждены, не выдержав конкуренции, уйти с рынка или превратиться в их младших партнеров или агентов.
С другой стороны, иностранные операторы при определенных условиях, которые должны быть согласованы с ГАТС (льготные условия инвестирования, обязательное целевое финансирование объектов тур-индустрии и т.п.), будут вкладывать инвестиции в развитие инфраструктуры туризма в России, что будет способствовать развитию национального туризма. Это может послужить стимулом для привлечения клиентов (туристов) этих операторов в Россию. Такой подход позволит резко увеличить приток иностранных туристов в Россию и в Иркутскую область, что создаст дополнительные рабочие места, увеличит косвенные доходы от туризма в экономику России и Иркутской области.
Таким образом, вступление России в ВТО может оказать как отрицательное, так и положительное влияние на развитие туризма в Иркутской области. Приход иностранных туристических компаний может вывести туристический бизнес на новый качественный уровень. При этом могут пострадать структуры туроператорского бизнеса, ориентированного на выезд, а также внутренние туристические компании, ориентирующиеся на въездной туризм ввиду их неконкурентоспособности.
Важной проблемой для Иркутской области является то, как отразится на туристско-рекреационной особой экономической зоне «Ворота Байкала» вступление России в ВТО. Несомненно, деятельность особых экономических зон с законодательной точки зрения России придется приводить в соответствие с правилами ВТО и недавно принятыми федеральными законами.
В соответствии с ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» N 116-ФЗот 22 июля 2005 года [3] особая экономическая зона - это часть определенной территории России, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Как раз из-за свободной таможенной зоны, несовместимой с принятыми странами-участницами ВТО правилами, и возникает сегодня двоякое толкование
законодательства. Проблема в том, что сегодня при вывозе иностранных и российских товаров (продуктов их переработки), помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, за пределы ОЭЗ ввозные таможенные пошлины не взимаются, а вывозные - подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта. Если иностранные товары ввозятся резидентом ОЭЗ на территорию особой экономической зоны и на них распространяется режим свободной таможенной зоны, ввозная пошлина и НДС не уплачиваются.
Что происходит с экспортной продукцией стран-участниц ВТО в России? Таможенные ставки на товары должны быть существенно снижены, а в ряде случаев РФ обязуется снизить до нуля равными ежегодными долями ставки таможенных пошлин на определенные товары в течение трех лет после присоединения к ВТО. При экспорте российских товаров такие же положения действуют и для России. Получается, что действующий сегодня статус ОЭЗ противоречит требованиям ВТО, так как нарушается принцип равноправия сторон, принятый странами-участницами. Однако противники такой точки зрения упирают на то, что членами ВТО являются страны, которым удалось на своей территории сохранить свободные экономические зоны, некий прототип наших ОЭЗ, в том числе Китай, Израиль, Словения, Тайланд, Аргентина, Румыния. Они активно используют налоговые и таможенные льготы.
Это предусмотрено, в частности, Соглашением о субсидиях и компенсационных мерах, которым разрешен порядок «легальной» поддержки неблагополучных в социально-экономическом отношении регионов. То есть теоретически можно найти предлог и применить к ряду ОЭЗ положения указанного соглашения, которое так же, как и Соглашение об учреждении ВТО, действует с 22 августа 2012 года для России.
Согласно Налоговому кодексу РФ резидентам ту-ристско-рекреационных ОЭЗ предоставляется ряд дополнительных гарантий и налоговых льгот. Кроме этого, согласно ст. 38 Закона № 116-ФЗ в течение срока действия соглашения в отношении резидентов ОЭЗ не применяются нормативные правовые акты, ухудшающие положение этих налогоплательщиков.
Нужно отметить, что поддержка российских компаний и предприятий через механизм особых экономических зон может быть реализована не только путем таможенного регулирования, но и с помощью налогово-бюджетного регулирования, которое не подпадает под условия присоединения к ВТО. В частности, поправки в закон N 116-ФЗ [4], вступившие в силу с 1 января 2012 года, позволяют, не нарушая правил ВТО, совершенствовать механизмы налогового и таможенного регулирования, применяемые в особых экономических зонах.
Кроме того, вопрос о будущем особых экономических зон в связи со вступлением в ВТО нужно рассматривать еще в одной плоскости. Россия нуждается в качественных механизмах регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности на своей территории. При этом необходимо разумно подхо-
дить к отдельным территориям и регионам с учетом их географического, климатического, экологического, этнического и культурного положения. Одной из задач создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа является стимулирование социально-экономического развития субъектов федерации, в первую очередь тех территорий, где развитие других сфер и отраслей невозможно либо малоэффективно. Вытянуть подобные регионы как раз и призваны особые экономические зоны туристско-рекреационного типа, где будут массово и в ускоренном порядке строиться объекты транспортной и инженерной инфраструктуры, создаваться новые рабочие места.
В этой связи, нужно использовать возможности заключения между Россией и странами - членами ВТО специального соглашения по особым экономическим зонам в определенных областях страны, как это делает Ирландия (свободная экономическая зона «Шеннон»). В частности, желательно заключение подобных договоренностей по туристско-рекреационным особым экономическим зонам России, в том числе по ТР ОЭЗ «Ворота Байкала».
Таким образом, для уменьшения негативного влияния на туристическую отрасль Иркутской области и, в частности, на ТР ОЭЗ «Ворота Байкала» после вступления России в ВТО необходимы следующие меры:
1. Необходимо использовать механизм ГАТС ВТО,
т.к. ГАТС определяет меры в отношении торговли услугами, в т.ч. туристическими.
2. Необходимо оговорить общие и специфические условия в протоколе о присоединении к ГАТС, т.к. ГАТС устанавливает правила и процедуры применения допустимых ограничений в торговле услугами.
2. Обязательства и ограничения должны быть зафиксированы в перечне специфических обязательств ГАТС, в частности необходимы изъятия по туристической отрасли.
3. Необходимо заключить Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах, которое позволит оказывать легальную поддержку регионам, в т.ч. Иркутской области.
4. Необходимо оказывать поддержку компаниям туристической отрасли не только путем таможенного регулирования, но и с помощью налогово-бюджетного регулирования, которое не подпадает под ВТО. Это позволит совершенствовать механизмы налогового и таможенного регулирования, применяемые в особых экономических зонах, не нарушая правил ВТО.
5. Необходимо заключить специальное соглашение между Россией и ВТО по туристско-рекреационным особым экономическим зонам внутри страны, в т.ч. по ТР ОЭЗ «Ворота Байкала», чтобы иметь возможность сохранить и развивать эти инфраструктурные объекты для развития Иркутской области.
Библиографический список
1. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) [Электронный ресурс] URL: http://www.vneshmarket.ru/ content/document_r_C7EAC6C3-50D8-4886-81 E7-B189B002A410.html
2. Игорь Шувалов оценил перспективы «Горы Соболиной» [Электронный ресурс] URL: http://grandbaikal.ru/news/461.html
3. Об особых экономических зонах в Российской Федерации. ФЗ РФ от 8 июля 2005г. [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LA W&n=123058
4. Федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации от 17 ноября 2011г. [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=122461
5. Что год грядущий нам готовит? О туризме в Иркутской области в уходящем и в будущем году. [Электронный ресурс] URL: http://www.pribaikal.ru/events-tourism/article/ 12277.html
УДК 658
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ С РИСК-МЕНЕДЖМЕНТОМ, ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ И ДИНАМИКИ КАЧЕСТВА ОБЪЕКТОВ
© А.Н. Шулешко1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
В статье приводятся пути по совершенствованию действующих и разрабатываемых систем менеджмента качества с использованием риск-менеджмента. Перечислены базовые факторы риск-менеджмента. Показаны основные бизнес-риски и динамика их изменения. Представлены ключевые направления интеграции риск-менеджмента в систему управления организацией. Обоснованы преимущества риск-менеджмента, которые состоят в снижении фактора неопределенности при осуществлении предпринимательской деятельности, использовании перспективных возможностей улучшения, повышении качества планирования и росте эффективности деятельности, экономии ресурсов и др. Ил. 2. Табл. 1. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: риск; управление качеством; управление организацией; риск-менеджмент; бизнес-риски.
1Шулешко Александр Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры управления качеством и механики, e-mail: [email protected]
Shuleshko Alexander, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Quality Management and Mechanics, e-mail: [email protected]