Серия «Науки о Земле»
2010. Том 3, № 1. С. 80-89
Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
Иркутского
государственного
университета
И З В Е С Т И Я
УДК 379.851
Перспективы развития туризма в Иркутской области
М. В. Левашева (lemavlad@mail.ru)
Аннотация. Анализируется современное состояние и проблемы развития рынка туристских услуг. Выявляются факторы, ограничивающие приток туристов в Иркутскую область, рассматриваются перспективы реализации проектов особо экономических зон туристско-рекреационного типа.
Ключевые слова: туризм, рекреационный ресурс, рекреационный потенциал, продвижение турпродукта.
Введение
Современная социально-экономическая структура общества характеризуется усилением роли нематериальной сферы. Особенно активно развивается сектор услуг, вклад которого в ВВП неуклонно растет. На туризм в настоящее время приходится треть торговли мировыми услугами, 11 % мировых потребительских расходов, 7 % общего объема инвестиций, 5 % всех налоговых поступлений [1]. Во многих государственных программах социально-экономического развития территорий туризм занимает приоритетные позиции, так как оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики как транспорт и связь, торговля и строительство. Дело в том, что рекреация играет большую роль в поддержании уровня освоенности территории и организации рабочих мест. В Средней Европе, например, после утраты определенных производственных или сельскохозяйственных функций мелкие населенные пункты обретают новую жизнь в качестве рекреационных центров.
На этом фоне весьма скромно выглядят доходы от этой сферы в Иркутской области, несмотря на то что регион позиционирует себя как один из наиболее перспективных и привлекательных для инвестиций в эту отрасль. На данный момент доля туристских поступлений в валовом городском продукте составляет около 3 % [2]. Потенциал для роста есть. Только за период с 2004 по 2008 гг. совместными усилиями туристских организаций была поднята планка туризма в общем ВРП (валовом региональном продукте) региона с 1 до 3 % [8]. С учетом реализации проектов организации особо экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа предполагается увеличить долю туристских поступлений в ВРП до 10 %, т. е. приблизиться к мировым стандартам.
В данной работе выявляются факторы, ограничивающие приток туристов в Иркутскую область, анализируется современное состояние и проблемы развития рынка туристских услуг, рассматриваются перспективы данного направления.
Современные тенденции формирования
рекреационных потоков
Расширение сети туристских учреждений обусловлено, прежде всего, спросом на отдых. Специфика региона такова (суровые климатические условия, недостаточно развитая транспортная сеть и пр.), что основная часть предлагаемых туруслуг рассчитана на местное население (реализация в рамках недельного и квартального цикла рекреации). Не является исключением и побережье Байкала. По данным туроператоров около 70 % отдыхающих на озере - жители Иркутской области [8].
В отличие от пригородных рекреационных центров, формирование которых детерминируется транспортной доступностью, рекреационные районы международного и государственного значения при прочих равных социально-экономических условиях возникают на базе уникальных сочетаний рекреационных ресурсов, распространенных ограниченно.
Именно на этот статус претендуют районы области, имеющие выход к Байкалу: Иркутский, Слюдянский, Ольхонский. Приоритетным направлением является «развитие рекреационной специализации», ориентированной преимущественно на внешние потоки отдыхающих. Так, в Иркутском и Ольхонском районах разработаны долгосрочные комплексные программы по освоению рекреационных ресурсов территории.
Ориентируясь на развитие международного туризма и выявляя целевую аудиторию (основной сегмент потребления туруслуг), не стоит забывать о современных тенденциях формирования рекреационных потоков. Нередко туристский потенциал регионов завышен, так как учитывается ресурсная составляющая, а социально-экономические предпосылки организации отдыха, как составной части потенциала исследованы слабо.
Мировые тенденции формирования рекреационных потоков таковы, что доля внутрирегиональных поездок составляет 75 % в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а в Западной Европе возрастает до 90 %. Общий объем расходов на внутренний туризм в 5-10 раз превышает затраты туристов на международные поездки [1]. Большое значение имеет свободное время как фактор формирования направленности потоков. Так, дробление отпуска у европейцев приводит к тому, что они отдают предпочтения кратковременным турам выходного дня. Основную часть посетителей из Западной Европы в нашем регионе составляют студенческая молодежь и неработающие пенсионеры.
Есть и другие, более фундаментальные, причины, позволяющие понять современный механизм формирования туристских потоков. Основная доля иностранного туризма - это перемещения между государствами собственной социокультурной системы (СКС), например, между странами За-
падной Европы [4]. Громадное большинство туристических потоков ограничивается рамками своей СКС. Выход за ее пределы - явление необычное, никогда не носит массовый характер. Соответственно не стоит переоценивать потенциальные возможности иностранного туризма. Дело даже не в том, что тот или иной рекреационный район не располагает необходимой инфраструктурой и не в состоянии на высоком уровне обслужить большое число иностранных туристов; существуют ограничения принципиально иного характера. Основная причина заключается в следующем: СКС - это разные формы реальности и выход за их пределы в высшей степени сложен даже физически [4]. Он никогда не носит массового характера - это всегда приключение. Даже если западный турист останавливается в высококлассном отеле и получает качественное обслуживание, пересечение границ российской СКС весьма решительный шаг.
Подтверждением этому тезису являются результаты работы лаборатории социально-экономических исследований кафедры экономики Иркутского госуниверситета. Была выбрана тема «Образ России и Сибирского региона как фактор конкурентоспособности и привлекательности». Анализу специалисты подвергли англоязычный Интернет. С помощью автоматизированной методики на протяжении нескольких лет изучался большой массив текстов, фото- и видеоматериалов, которые выкладывали в сеть туристы, посетившие Россию и Сибирь [5]. Сравнивая образ Москвы с другими европейскими столицами, исследователи выяснили, что наша столица для иностранного туриста незначительно отличается, например, от Парижа, с тем лишь исключением, что имидж у Москвы более противоречив, чем у других столиц мира. Совершенно другой результат получили образы Сибири и Иркутска. Регион очень слабо представлен в Интернете. Единственный притягательный объект для массового туризма в России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, это Транссибирская магистраль. Многие туристы воспринимают поездку по железной дороге как аттракцион. Они едут на поезде через Россию, а дальше отправляются в Монголию и Китай. Поездка воспринимается как подвиг.
Отмечается, что восприятие Сибири постепенно меняется. Если раньше турист, посетивший регион, выглядел как дикарь, отчаянный смельчак, то в последнее время он - мудрый герой, а в текстах стала появляться тема самопознания. Сибирь стала восприниматься как территория, где обитает древняя мудрость [5].
Это является фактическим доказательством смены установок (мотивации поездок) иностранных туристов. По мере накопления туристского опыта поведение отдыхающих меняется, что приводит к изменению характера потребностей. Рассматривая шкалу рекреационных потребностей, где на первой ступеньке иерархии находится «расслабление», а на вершине -«саморазвитие», необходимо отметить, что большая часть населения нашей страны находится на первом этапе, и главной установкой при выборе места отдыха является «море - солнце - пляж», такова реальность. Данные
особенности необходимо учитывать, проводя сегментирование рынка туризма региона.
Несмотря на вышеизложенное следует отметить, что приток иностранных туристов в наш регион в последние годы возрастает. Управление по туризму министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области повышенную активность иностранных туристов связывают с участием туроператоров в международных выставках и расширением гостиничной базы. Отмечается, что 2008 г. в Иркутской области проходил в рамках общероссийских тенденций туристического рынка: на фоне некоторого уменьшения выездного увеличивался въездной и внутренний туризм [8]. В 2008 г. в регионе отдохнули 539,9 тыс. человек, что на 9,7 % больше, чем в 2007 г. Число иностранных туристов по сравнению с 2007 г. увеличилось на 9,1 % и составило 56,5 тыс. человек. Количество посетивших наш регион россиян выросло незначительно - на 1,5 %, до 483,4 тыс. человек.
Интересен факт изменения структуры иностранного турпотока: туристов из Германии, которые раньше были лидерами в этом сегменте (пять лет с 2000 по 2005 гг. приоритетные позиции занимали немецкие пенсионеры), приехало на 10 тыс. человек меньше, в то время как гостей из Китая было на 15 тыс. больше. Объемы потребления туруслуг, например, в 2008 г. увеличились почти на треть и составили порядка 7 млрд рублей.
Полученные результаты необходимо закрепить. В этом направлении работают представители Сибирской Байкальской ассоциации туризма. В марте 2010 г. туристский продукт нашего региона был представлен на трех международных туристических выставках: в Берлине - 1ТВ, в Москве -М1ТТ, Интурмаркет. Состоялись так же переговоры и подписаны договоры с партнерами из Германии, Нидерландов, Бельгии, Франции, Финляндии, Швеции, Швейцарии, Китая, Кореи и Японии, США, Израиля. Планируется организация дополнительных авиалиний, так, достигнута договоренность о запуске авиарейса в августе 2010 г. по маршруту Мюнхен - Актюбинск - Иркутск [8].
Несмотря на эти положительные тенденции, не следует забывать об общих закономерностях формирования внешних рекреационных потоков. Регионы, которые сделали ставку на международный туризм и пытаются переориентировать свои рынки на западных туристов, ожидают разочарования. После краткой вспышки интереса количество туристов останется небольшим. Даже если инвестировать значительные средства и добиться исправления наиболее очевидных недостатков туристского сервиса (дис-комфортность среды в соответствии с западными стандартами, слабо развитая транспортная инфраструктура, как-то отсутствие удобной системы аренды автомобилей и плохое качество дорог, недостаток высококлассных гостиниц) это вряд ли кардинально изменит ситуацию.
Региональные проблемы развития туриндустрии
Анализируя особенности развития туризма в нашем регионе, можно выделить ряд ключевых проблем, решение которых позволит максимально реализовать рекреационный потенциал территории и значительно повысить долю турсборов в ВРП области.
В настоящее время одной из первоочередных проблем является тран-зитность потока туристов. Широко распространено мнение, что люди со всего мира едут к нам посмотреть Байкал, но реальная ситуация свидетельствует о другом. Туроператоры отмечают, что подавляющее большинство иностранных туристов (80 % интуристов со всей Европы и Америки) едут транзитом через Иркутск в Монголию и Китай [11]. Байкал пока не является объектом целенаправленного туризма. Чтобы изменить ситуацию, нужно гарантировать человеку развлекательную нагрузку как минимум на неделю. Пока на рынке услуг иностранным туристам предлагают только три полноценных дня. Первый - экскурсия по Иркутску, второй - выезд на Байкал с прогулкой на теплоходе и пикником на берегу озера, третий - поездка в Усть-Орду с ее переплетением элементов шаманизма, ламаизма и христианства. По статистическим данным за 2008 г. средняя продолжительность пребывания в Иркутской области иностранцев осталась прежней -два дня, в то время как соотечественники стали задерживаться в регионе на день дольше - пять дней вместо четырёх [2]. По мнению специалистов, даже при двойном увеличении срока пребывания доля турсборов в валовом городском продукте увеличится в 2-3 раза (сейчас она составляет около 3 %).
Вторая проблема - сезонность отдыха и, как следствие, высокая стоимость туров. Себестоимость турпутевки, которую составляет завышенная плата за аренду земли, затраты на содержание и благоустройство турбаз, транспортные расходы - по-прежнему останется высокой еще и потому, что у байкальских турбаз короткий сезон работы, как правило, это три (июнь - август), реже пять месяцев в году. Поэтому компании стремятся за этот короткий период поработать с максимальной отдачей. Отдых на Байкале такой же дорогой для населения центральных регионов России, как, например, поездка в Турцию или Египет. Усугубило ситуацию изменение законодательства. В мае 2007 г. была принята последняя редакция закона о финансовых гарантиях (поправки к закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). Согласно нововедениям туроператоры обязаны страховать выполнение контракта с туристами. Например, за период с июня по ноябрь 2007 г. общая сумма, которую иркутские турфирмы заплатили страховым компаниям, составила 5 млн рублей [6]. Областная администрация выделила на развитие туризма в 2007 г. примерно 18 млн рублей. Очевидно, что московским страховым компаниям перечисляется сумма, составляющая значительную часть всех средств, которые в Байкальском регионе выделяется на развитие этой отрасли. Таким образом, деньги, которые можно было использовать в продвижении регионального турпродукта на рынке услуг (информационный сервис), были направлены в Москву на становление системы страхования. Соответственно турист-
ские компании вынуждены были поднять цены на путевки, что негативно отразилось на состоянии отрасли.
Существует два основных способа «выравнивания сезона»: развитие событийного и делового (конгрессно-выставочного) туризма. Именно с целью увеличить продолжительность сезона, задумывалась «Зимниада». В настоящее время она позиционируется как Международный Байкальский фестиваль зимних игр. Так, программа «Зимниады-2009» включала 42 мероприятия (от международного турнира по подледной рыбалке «Косоголь-ский ленок» на озере Хубсугул до «Зимней спартакиады народов Сибири» в Иркутске). Специалисты отмечают, что проблемы с продвижением данного турпродукта возникают уже на начальном этапе [8]. Необходимо заранее составлять программу мероприятий, так как иностранцы планируют отпуск за год, а в России последние каталоги с зимними программами презентуются на осенних выставках.
Наиболее перспективным для области является второе направление. В ряде государств, деловой туризм составляет основную статью доходов в этой сфере. Помимо того, что деловые туристы позволяют загружать гостиничную базу в межсезонье, подсчитано, что это самые прибыльные посетители, так как в расчете на день пребывания они в среднем тратят значительно больше средств, чем другие категории отдыхающих. Еще один положительный момент: в более 70 % организуемых мероприятий (выставках, конгрессах, конференциях и т. д.) число участников составляет от 100 до 500 человек. Иркутская область уже сделала первый шаг для развития этого направления, осенью в городе обычно проходит «Байкальский Экономический Форум» (БЭФ), который привлекает большое количество участников. Это один из крупнейших деловых форумов России, ключевое событие в экономической и политической жизни регионов Сибири и Дальнего Востока. V Байкальский экономический форум, прошедший в Иркутске в 2008, собрал более 2 500 человек.
Исторически сложилось так, что г. Иркутск в XVIII-XIX вв. являлся деловым и культурным центром Сибири и Дальнего Востока. Область занимает выгодное экономико-географическое положение, это трансграничный регион с высоким природно-ресурсным потенциалом, связующее звено между западными территориями страны и Дальним Востоком. На данном этапе наш город вполне может выполнять функции делового центра Азиатско-Тихоокеанского региона и вернуть утраченные позиции. Расширение сотрудничества с международными партнерами позволит привлечь эту категорию туристов. Весной 2010 г. была организована презентация Иркутской области в китайской провинции Ляонин. Один из итогов официального визита делегации - это договор о проведении в Иркутске в 2010 г. международного детского форума, в котором примут участие школьники из Китая, Японии, Южной Кореи. Поступили предложения от ряда компаний об участии в выставках, организуемых в Иркутске. ОАО «Сибэкспо-центр» и Ляонинская выставочная компания заключили договор о проведении летом 2010 г. выставки провинции в Иркутске [10]. В перспективе,
существует возможность проведения ежегодно до шести выставок различной тематики. Так, Комитет китайской международной выставки нефтяного и нефтегазового оборудования и технологий заинтересовался участием компаний из КНР в выставках «Техмашэкспо» и «Сибнедропользование».
Деловой туризм менее всего связан рамками определенных социокультурных образований и разрыв между внутренними и внешними потоками незначительный. Положительным моментом является и минимальная зависимость этого вида туризма от климатических условий. Суровый сибирский климат является фактором, ограничивающим развитие событийного отдыха в зимнее время.
В мировой практике можно найти ряд замечательных примеров становления этой отрасли на базе низкого рекреационного потенциала. Агрессивный маркетинг - одна из причин успеха Сингапура - современного центра делового туризма. Страна ежегодно принимает около 6,5 млн иностранных гостей - в основном бизнесменов. При этом климатические условия изнурительные: средняя температура января составляет 25 °С, июля 27 °С, жарко и влажно, осадков выпадает всегда много до 250 мм в месяц, в межсезонье (весна и осень) на Сингапур обрушиваются мощные циклоны с ураганными ветрами (скорость ветра доходит до 267 км/ч) [9]. Природных достопримечательностей нет, историко-культурные объекты представлены единичными памятниками колониальной эпохи. В момент обретения независимости в 1959 г. Сингапур представлял собой бедную страну, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок. Стратегия экономического развития правительства строилась на превращении Сингапура в финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии, а также на привлечении иностранных инвесторов. Государство максимально реализовало единственный «ресурс» - выгодное географическое положение на пересечении морских торговых путей. Современная рекреационная инфраструктура была создана за последние 40 лет. В настоящее время индустрия отдыха и развлечений представлена в основном тематическими парками, т. е. искусственно созданными объектами показа.
Перспективы реализации проекта особо экономической зоны туристско-рекреационного типа
Большие надежды возлагались на государственные инвестиции в наш регион в связи с организацией особо экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа. Наряду с Алтайским краем, республикой Бурятией, республикой Горный Алтай и другими, область получила право формировать ОЭЗ, местом расположения которой был выбран поселок Большое Голоустное на побережье Байкала.
Представители турбизнеса достаточно критично отнеслись к перспективам развития ОЭЗ в Большом Голоустном. В частности, подчеркивалось, что существующие турпотоки не затрагивают эту территорию, и наиболее популярные туристские маршруты концентрируются в окрестностях Листвянки и на побережье Малого моря. Ряд специалистов полагает, что буду-
щая зона должна разместиться в Байкальске, Иркутске и лишь частично - в Большом Голоустном. Сосредоточивать денежные средства на одном участке нерационально.
Эти замечания были учтены, на данный момент разработан пакет документов (технико-экономическое обоснование) для включения в состав ОЭЗ туристско-рекреационного типа участков в Слюдянском и Ольхон-ском районах.
В случае реализации проекта в Слюдянском районе появится всесе-зонный горный курорт мирового класса. В Большом Голоустном возникнет рекреационный центр с разнообразным набором услуг, что в совокупности с уникальностью места будет привлекать в год до 80 тыс. туристов [3]. Перспективы Малого моря связаны с развитием курорта регионального уровня, основу которого составит комфортабельный малоэтажный гостиничный комплекс с набором качественных услуг размещения, питания и развлечений для активного отдыха на природе, а в будущем - для эко- и этнотуризма.
При реализации комплексного проекта по предварительным расчетам доля туризма в валовом региональном продукте региона может увеличиться до 10 %. Планировалось, что совокупная годовая выручка территорий составит к 2026 г. около 42 млрд рублей, это более чем в 10 раз превосходит аналогичный показатель Большого Голоустного в отдельности [3].
Основным нашим конкурентом в туристской сфере является республика Бурятия, и уже сейчас можно говорить о переориентации турпотоков. В связи с тем, что иркутские власти долгое время не могли определиться с местом под ОЭЗ, область значительно отстает по срокам реализации проекта. ОЭЗ Бурятии будет финансироваться быстрее и лучше, так как она более подготовлена.
Нерасторопность администрации в этом вопросе привела к печальному результату. Основная часть государственных инвестиций в 2009 г. была направлена на развитие только трех особых экономических зон туристско-рекреационного типа из семи. Пока активное строительство запланировано в Алтайском крае, республиках Алтай и Бурятия. Такое решение объяснили оптимизацией расходов. Сокращение финансирования привело к решению завершить те проекты, которые уже находятся в работе, а новое строительство пока не начинать. Проектирование остальных зон - в Калининградской и Иркутской областях, в Ставропольском и Краснодарском краях - не прекращается, но будет вестись за счет внебюджетных средств [7].
Учитывая кризисное состояние экономики, государство будет стремиться обеспечивать создание ОЭЗ за счет частных инвесторов. Таким образом, федеральная программа развития ОЭЗ туристско-рекреационного типа перешла в разряд региональных, и проблемы реализации проекта легли на плечи местных властей. Областная администрация делает попытки привлечения частных инвестиций. На презентации Иркутской области в провинции Ляонин в апреле 2010 г. китайским партнёрам была предложена совместная работа по созданию инфраструктуры в рамках ОЭЗ. Опыт
международного сотрудничества у иркутских туристских компаний уже есть. Активно ведется работа по проекту «Великий чайный путь», круг участников включает представителей Китая, Монголии, Бурятии и Иркутской области.
Выводы
1. При реализации туристского потенциала территории необходимо учитывать современные тенденции формирования рекреационных потоков, в частности, значительное преобладание внутрирегиональных поездок. Районы, которые сделали ставку на международный туризм и пытаются переориентировать свои рынки на западных туристов, ожидают разочарования. После краткой вспышки интереса количество туристов останется небольшим. Даже если инвестировать значительные средства и добиться исправления наиболее очевидных недостатков туристского сервиса это вряд радикально повлияет на мотивацию туристов при выборе мест отдыха.
2. Необходимо развивать альтернативные виды туризма, которые в меньшей степени зависят от фактора сезонности и ежегодных колебаний цен на туруслуги. Деловой туризм - самое перспективное направление, так как, помимо прочего, менее всего связан рамками определенных социокультурных образований и разрыв между внутренними и внешними потоками незначительный.
3. Туристский потенциал Иркутской области на данный момент, в лучшем случае, реализован на 30 %. Перспективы, как отмечалось выше, связаны с развитием событийного и, преимущественно, делового туризма. Свою лепту внесет популяризация турпродукта региона на рынке услуг. Кардинально изменить ситуацию (повысить долю туризма в ВРП с 3 до 10 %) может частное инвестирование проектов ОЭЗ туристско-рекреационного типа. В конечном итоге все это определяется активной позицией местных властей и энтузиазмом профессиональных участников рынка.
Список литературы
1. Александрова А. Ю. Международный туризм / А. Ю. Александрова. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 470 с.
2. Лисовская Л. Вектор турпотока [Электронный ресурс] / Л. Лисовская. -Режим доступа: http://baikalarea.ru/turizm/vektorturpotoka.htm.
3. Материалы V Байкальского экономического форума. Проблемы охраны озера Байкал и рационального природопользования на Байкальской природной территории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fin.admirk.ru/sites/baikal /news/ publications/ detail.php?ID=98988.
4. Николаенко Д. В. Рекреационная география / Д. В. Николаенко. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 288 с.
5. Орлова Е. Байкал за колючей проволокой. И другие варианты развития туристического бизнеса [Электронный ресурс] / Е. Орлова. - Режим доступа: http ://baikalarea.ru/turizm/ zakolprovolokoy.htm.
6. Перевозников С. На Байкале нужно развивать приключенческий туризм [Электронный ресурс] / С. Перевозников. - Режим доступа: http://baikalarea.ru/ Шп7т/рпкИип7т^Ш.
7. Петров А. Региональный мониторинг. Иркутская область в апреле 2009 [Электронный ресурс] / А. Петров. - Режим доступа: http://monitoring.carnegie.ru/ 2009/05/irkutsk/petrov-april-2009.
8. Сибирская Байкальская ассоциация туризма (СБАТ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sbat.info/2009-2010.
9. Сингапур. Достопримечательности Сингапура [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://dreamvoyage.ru/publ/1-1-0-44.
10. Трифонова Е. Контракт с Поднебесной [Электронный ресурс] / Е. Трифонова. - Режим доступа: http://www.vsp.ru/economic/2010/04/30/500838 .
11. Шпикалов В. АИФ в Восточной Сибири. Интурист будущего - китаец [Электронный ресурс] / В. Шпикалов. - Режим доступа: http://news.babr.ru/ ?ГОБ=25114.
Prospects of development of tourism in Irkutsk area
M. V. Levasheva
Annotation. The modern condition and problems of development of the market of tourist services is analyzed. The factors limiting inflow of the tourists in Irkutsk area come to light the prospects of realization of the projects of especially economic zones of a tourist-recreational type are considered.
Key words: tourism, recreational resources, recreational potential, promotion of tourist products.
Левашева Марина Владимировна кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры физической географии и геоэкологии
Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: (3952) 52-10-94