1. Боди З., Мертон Р. Финансы. М.: Изд-во «Вильямс», 2007. 360 с.
2. Федеральная служба государственной статистики России: официальный сайт. Режим доступа: http://www.gks.ru/.
V.I. Belotserkovsky, V.Ya. Streshinsky
Research of prospects of the mechanism of use of merges and acquisition as market instrument of increase of efficiency of the Russian business
The mechanism of merges and acquisition as one of market instruments of regulation of processes of formation of effective economy can be realized at existence in national economy of necessary objective conditions. This article is devoted to the analysis of the objective conditions necessary for realization of the mechanism of merges and acquisition. Keywords: business, merges and acquisition, efficiency of functioning.
УДК 330 (075.8)
К.М. Щепакин, д-р техн. наук, профессор, (Россия, Тула, Тульский государственный университет);
Е.С. Щербакова, ст. преподаватель кафедры экономики, (84872)26-98-18, YS.Shcherbakova@gmail.сom, (Россия, Тула, НОУ ВПО ТИУБ им. Н.Д. Демидова);
И.В. Тарасова, канд. экон. наук, зав. кафедрой экономики, (84872)26-98-18, (Россия, Тула, НОУ ВПО ТИУБ им. Н.Д.Демидова)
СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Обоснована необходимость разработки стратегии инновационного развития Тульской области, приведены основные направления реализации стратегии инновационного развития.
Ключевые слова: система, инновационная стратегия, инновационная инфраструктура.
В настоящий момент в российской экономике накоплен значительный инновационный потенциал, который, однако, по многим причинам, не имеет адекватной своей реализации. В этих условиях для российского образования актуализируется функция реализации инновационных решений, связанная с механизмами распространения и реализации научных знаний для массового освоения инноваций, повышения уровня кодифицированного знания, приспособленного к коммерциализации, что, безусловно, требует пересмотра государственных и частных управленческих механизмов в национальной инновационной системе.
Состояние экономики страны в целом, а также отдельных ее отдельных регионов, задачи дальнейшего развития и модернизации увеличивают значимость активизации инновационной деятельности, формирования инновационного потенциала, позволяющего ускорить темпы экономического развития
на основе создания наукоемких производств. Способность генерировать, распространять и внедрять инновации является важнейшим фактором развития региона.
В настоящий момент не существует географических границ для новых плодотворных научно-технических идей и разработок. Однако устоявшимися являются понятия «стратегия инновационного развития региона», «региональная инновационная политика», «региональная инновационная система». Объективный характер существующих различий и вызываемые ими противоречия заставляют органы государственного управления и местные власти различного уровня дифференцировать подход к выбору инновационной политики, искать дополнительные резервы для интенсификации процессов регионального экономического развития. В данном направлении активно говорят об инновационном векторе развития регионов, построении и эффективном функционировании региональных инновационных систем.
Региональные инновационные системы дифференцируются в соответствии с несколькими основными принципами экономической системы региона.
В первую очередь речь идет о характере отраслевой специализации, т. е. о доминировании в регионе определенных сфер деятельности, будь то добыча сырьевых ресурсов или перерабатывающих отраслей. Еще одним характерным фактором развития региональных инновационных систем служит целевая направленность региональной инновационной системы.
Кроме того, инновационные системы можно классифицировать по типу объекта управления (его размер и уровень).
Метасистема
Рис. 1. Типы инновационной системы по типу объекта управления
Протосистема предполагает инновационное системное развитие отдельного индивида (получение определенных инновационных компетенций; приобретение наукоемких товаров и услуг и т. п.). Микросистема предполагает управление инновационной деятельностью отдельной организации. Уровень мезосистемы предполагает управление инновационной деятельностью, которая осуществляется группой предприятий. В рамках макросистемы осуществляется управление инновационной деятельностью на национальном уровне или на уровне государственных территориальных единиц (например края, области, республики).
Мегасистема включает управление инновационной деятельностью на межгосударственном уровне, осуществляемой транснациональными корпорациями. Мегасистема, разрастаясь до определенных размеров, трансформируется в мировую инновационную систему.
При всем многообразии особенностей региональная инновационная система выстраивается на системе базовых принципов, применимых к региональным инновационным системам любого региона, с целью решать следующие основные задачи: во-первых, использовать ресурсы региона для достижения стратегических национальных целей в области науки и техники; во-вторых, создать в регионе среду, способствующую росту инновационной активности предприятий; в третьих, разработка системы региональных приоритетов научно-технического развития; в-четвертых, создать инновационную инфраструктуру, соответствующую экономическим и социальным условиям конкретного региона.
Указанные выше принципы построения региональных инновационных систем применимы ко всем российским регионам, в том числе и Тульской области. Экономические возможности данного региона достаточно обширны, и это касается не только развития основных традиционных отраслей, но и отраслей, связанных с разработкой и производством в инновационной сфере.
В Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2028 г. миссия Тульской области сформулирована следующим образом:
«Тульская область — стратегический регион России с современной конкурентоспособной экономикой, функционирующей на базе высокой инновационной активности, в котором созданы идеальные условия для бизнеса, регион — комфортный для проживания, гостеприимный для туристов и открытый для инвестора».
Наиболее перспективным выходом из сложившейся социально-экономической ситуации является ввод сильной инновационной составляющей в модернизационный процесс и постепенный переход к инновационному типу развития.
Инновационный сценарий развития области предполагает наличие следующих необходимых факторов:
- создание базы генерирования инновационных продуктов (информационной, кадровой, образовательной, научной и внедренческой);
- рост инновационного спроса (наличие сфер деятельности, которые являются акцепторами инновационных продуктов);
- развитие инновационной инфраструктуры (специализированные предприятия и организации, обеспечивающие организационно-финансовые, информационные, патентно-лицензионные, маркетинговые и иные условия осуществления инновационной деятельности);
- разработка системы мер приоритетной поддержки инновационной деятельности;
- обеспечение необходимых объемов финансирования.
Можно выделить несколько основных направлений, на основе которых должно осуществляться планирование конкретной деятельности по реализации инновационной стратегии Тульской области:
1. Стимулирование существующих региональных компаний к использованию инноваций.
2. Стимулирование создания малых инновационных предприятий.
3. Создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций.
4. Повышение уровня инновационной культуры в регионе.
Активное использование инноваций существующими компаниями
обеспечит повышение их эффективности и конкурентоспособности, поможет компаниям ускорить свой рост, освоить новые рынки, создать новые рабочие места, что в конечном счете определяет экономическое развитие региона, рост налоговой базы, повышение качества жизни.
Данное направление обладает наибольшим потенциалом для достижения целей инновационной стратегии, позволяет в сравнительно короткие сроки получить результаты, поскольку использует ресурс действующих компаний и не требует затрат в создание нового бизнеса.
Основные ожидаемые результаты первого направления:
- обеспечение целенаправленности поддержки инновационной деятельности компаний;
- создание новых связей между высшей школой, научно-исследовательскими организациями и компаниями;
- значительные темпы роста выбранных компаний, вовлеченных в процесс реализации инновационной стратегии.
Рост конкурентоспособности и прибыли компаний, развитие новых малых инновационных предприятий, которые используют научно-технологический потенциал, — это реальная возможность для коммерциализации разработок научных организаций. Во-вторых, новые малые предприятия создают базу для будущего экономического потенциала региона. В-третьих, рост малых инновационных компаний создает новый имидж региона, экономическое развитие которого осуществляется за счет использо-
вания знаний. Кроме того, новые предприятия — это увеличение вклада в экономическое развитие — рост налоговой базы, создание новых рабочих мест. Основные задачи, решаемые в рамках данного направления:
- При участии органов государственной власти и местного управления, организаций инновационной инфраструктуры, руководства высших учебных заведений и научных организаций создать систему прединкуба-ционной подготовки предпринимательской проектов (проведение НИОКР на площадях и оборудовании организации НОК с последующей организацией малого предприятия).
- С помощью существующих компаний, организаций научно-образовательного комплекса, финансовых структур, организаций инновационной инфраструктуры при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления создать реально действующие инкубаторы бизнеса, предоставляющие начинающим компаниям помещения и консалтинговую поддержку.
- Подготовить и сформировать с помощью финансовых структур, частных лиц и организаций инновационной инфраструктуры при поддержке органов государственной власти сеть инвесторов для новых технологических компаний.
- Организация органами государственной власти конкурса создания новых технологических компаний.
- При поддержке органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций инновационной инфраструктуры создать систему продвижения продукции новых технологических компаний в России и за рубежом.
Цель создания эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций — создание эффективно работающей инфраструктуры, способствующей быстрому развитию инновационной деятельности в регионе.
Зарубежный опыт показывает, что инфраструктура поддержки инновационного бизнеса является реальным инструментом позитивного влияния власти на региональное экономическое развитие. Необходимость проработки данного направления обусловлено тем, что в Тульской области отсутствуют отдельные ключевые элементы инфраструктуры для поддержки инноваций; существующая инфраструктура для поддержки инноваций не полностью адаптирована к потребностям целевых групп; различные организации, ориентированные на экономическое развитие региона, не работают как интегральная инфраструктура, что ослабляет ее возможности.
Данное направление разрабатываемой стратегией инновационного развития Тульской области позволит создать при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления недостающие элементы инновационной инфраструктуры; при организационной поддержке органов государственной власти содействовать развитию внешних связей организаций инновационной инфраструктуры.
Целью повышения уровня инновационной культуры в Тульском регионе является максимально эффективное использование людских ресурсов для реализации различных направлений стратегии инновационного развития.
Основные задачи направления данного направления:
- Целевая подготовка кадров учреждениями ВПО И СПО кадров для растущих инновационных производств.
- Обучение в рамках учреждений ВПО высокопрофессиональных консультантов для организаций инновационной инфраструктуры с их стажировкой в России и за рубежом.
- Организация курсов для обучения персонала компаний. Создание органами государственной власти условий, стимулирующих участие биз-нес-сообщества в этом процессе.
- Организация учреждениями ВПО области обучения сотрудников средств массовой информации для обеспечения квалифицированной информационной поддержки реализации основных направлений инновационной стратегии.
- Повышение инновационной культуры на всех уровнях образования.
В результате реализации указанных мероприятий возможен рост числа организации, занимающихся инновационной деятельностью: к 2028 г. число таких организации в области обещает составить 100 единиц (рис. 2, 3).
,%___
11_I 7 I_I ^
Рис. 2. Доля лиц с высшим и средним профессиональным образованием
Рис. 3. Число организаций, занимающихся инновационной деятельностью
В соответствии с выбранным инновационным сценарием развития Тульской области прогнозируются более позитивные изменения в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, а также в сфере строительства.
В процессе реализации инновационной стратегии крупный, средний и малый бизнес Тульской области получит следующие преференции:
-привлекаются ресурсы (финансовых, интеллектуальных, человеческих и т. д.) для реализации инновационных проектов;
- создаются стартовые условия для малого инновационного бизнеса;
- развивается инфраструктура поддержки инновационного бизнеса;
- повышается инвестиционная привлекательность региона;
-растет количество разработанных новых технологий для потребностей бизнеса;
- повышаются возможности компаний для привлечения квалифицированных специалистов, а также возможности по переподготовке имеющихся трудовых ресурсов;
- улучшение экономической и социальной среды в регионе.
Уже в настоящее время в Тульской области сформировалась группа компаний, успешно функционирующих как на внутреннем, так и внешнем рынках. Данные компании используют потенциал региона, его трудовые и прочие ресурсы с целью создания и продвижения на рынки инновационной продукции, позволяющей ее потребителям решать комплексные производственные и инфраструктурные задачи.
Однако количество этих компаний незначительно, поскольку отсутствует системный подход к развитию инновационной составляющей региональной экономики, в связи с чем формирование основных направлений
стратегии инновационного развития региона можно считать одним из приоритетных шагов с целью совершенствования региональной инновационной системы Тульского региона.
Библиографический список
1. Монастырный Е.А. Методологическое обеспечение процессов формирование региональной инновационной системы // Инновации. 2006. № 8.
2. Национальные инновационные системы в России и ЕС / под ред. В.В. Иванова, Н.И. Ивановой, Й. Розебума, Х. Хайсберса. М.: ЦИПРАН РАН, 2006.
3. Санду И.С. Проблемы и стратегии формирования региональных инновационных систем. Режим доступа: http://www.vniiesh.ru/ ГНУ ВНИИЭСХ.
4. Ясин Е., Снеговая М. Роль инноваций в развитии мировой экономики // Вопросы экономики. 2010. № 9.
5. http://www.raexpert.ru.
K.M. Shchepakin, Y.S. Shcherbakova, I.V. Tarasova
The strategy of innovative development of Tula region as a factor in the development of regional innovation system
The article explained the concept and basic principles of the necessity of the development of the strategy of innovative development of Tula region, are the main directions of the strategy of innovative development.
Keywords: System innovation strategy, innovation infrastructure.
УДК 332.146:339.137.2
Г.С. Мигунова, канд. экон. наук, доцент, (4862) 474272, gal1975@orel.ru, (Россия, Орел, Филиал ФГБОУ ВПО «ВЗФЭИ» в г.Орле); Б.Н. Чернышев, д-р экон. наук, проф., (495) 7314106, bch05@rambler.ru, (Россия, Москва, ФГБОУ ВПО «ВЗФЭИ»)
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Рассматриваются вопросы формирования и реализации промышленной политики, а также причины неконкурентоспособности российской промышленности.
Ключевые слова: государственная промышленная политика, конкурентоспособность промышленности, конкурентная среда, концепции технологического роста, промышленная политика, промышленная стратегия.
Обеспечение стабильного развития и устойчивого экономического роста являются стратегической задачей нашего государства. В Посланиях