Научная статья на тему 'Интеграция науки и образования как ресурс инновационного развития регионального бизнеса'

Интеграция науки и образования как ресурс инновационного развития регионального бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
561
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / КЛАСТЕР / ИНФРАСТРУКТУРА / SCIENCE / EDUCATION / CLUSTER INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепакин К. М., Щербакова Е. С.

Определено место науки и образования в системе источников инновационного роста экономики российских регионов, раскрывается сущность образовательного кластера, принципы и возможности его создания, а также его место вусловиях инновационного развития Тульской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of science and education as a resource of innovative development of regional business

The article defines the place of science and education in the system of sources of innovative growth of Russian regions, is the essence of the education cluster, principles and possibilities of its creation, as well as its place in the innovative development of Tula oblast.

Текст научной работы на тему «Интеграция науки и образования как ресурс инновационного развития регионального бизнеса»

и рисков. Таким образом, стратегия перестает быть жестким планом и приобретает необходимую гибкость для того, чтобы деятельность региона оставалась успешной при различных вариантах развития будущего.

Библиографический список

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник ддя студ. вузов. 3-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2003.

2. Добрынин А.И. Региональные пропорции воспроизводства. Издательство Ленинского университета, 1977.

3. Орлов Б.П., Шнипер Р.И. Экономическая реформа и территориальное планирование. М.: Экономика, 1968.

I. Sychova, M. Panferova

Planning the feasibility of social and economic development of the region with scenario approach

We consider various concepts of the concept of region. The expediency of the scenario approach as a tool for strategic planning when considering the region as quasicompany.

Key words: the scenario approach, regional planning, strategy, region-quasistate, regionquasicompany.

УДК 336

K.M. Щепакин, д-р техн. наук, профессор, (Россия, Тула, Тульский государственный университет);

Е.С. Щербакова, аспирант, ст. преподаватель кафедры экономики, (84872)26-98-18, YS.Shcherbakova@gmail.com, (Россия, Тула, НОУ ВПО ТИУБ им. Н.Д. Демидова)

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРС ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БИЗНЕСА

Определено место науки и образования в системе источников инновационного роста экономики российских регионов, раскрывается сущность образовательного кластера, принципы и возможности его создания, а также его место в условиях инновационного развития Тульской области.

Ключевые слова: наука, образование, кластер, инфраструктура.

Задачи обеспечения инновационного развития экономики и формирования общества, основанного на знаниях, требуют изучения взаимодействия между различными институтами в сферах науки, образования и производства. Малые и средние предприятия, развитие которых связано с бы-

стрым освоением научно-технических достижений, составляют основу экономической жизни большинства промышленно развитых стран. Их влияние на формирование рынка труда побуждает власти заботиться об улучшении их инфраструктуры и условий деятельности, что позволяет снизить уровень безработицы и улучшить экономическую ситуацию.

Отметим, что в Тульском регионе в течение 2009-2010 гг. сложилась положительная динамика роста производственной составляющей в секторе малого и среднего предпринимательства, чему в определенной мере способствовала реализация мероприятий региональной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Тульской области на 2009-2012 годы» и антикризисных мероприятий. По предварительным итогам 2010 г. общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства в области составляет более 58 тыс. Средняя численность работающих на малых и средних предприятиях увеличилась и составляет более 130,7 тыс. чел. Общий оборот малых и средних предприятий в 2010 г. по предварительной оценке составит 160 млрд руб. Среди основных проблем, сдерживающих развитие данного сектора экономики, отмечены: низкая доля малого и среднего бизнеса в производственной и инновационной сферах, особенно среди молодежного предпринимательства, недостаточная эффективность системы информационного обеспечения предпринимательства, информированность по различным вопросам предпринимательской деятельности и законодательства, наличие дефицита профессиональных кадров для малых производственных предприятий и другие.

Успешное развитие малого бизнеса во многом обусловлено наличием эффективной инфраструктуры — сети организаций, предоставляющих предпринимателям комплекс услуг по различным направлениям их деятельности, включая информационные, образовательные, консультационные, маркетинговые, финансовые, имущественные и другие виды услуг.

Анализ развития малого и среднего предпринимательства в регионе позволил выявить основные принципы, необходимые к задействованию в развитии малого и среднего предпринимательства, включающие иннова-ционность, более эффективное использование уникальных способностей, знаний сотрудников, более гибкую оплату труда, а также преимущественную ориентацию на региональные источники сырья.

Выпускники вузов сегодня оказались крайне востребованным «товаром». Опрошенные представители компаний единогласно говорят, что активно привлекают на работу молодых специалистов. Это объясняется как экономическим подъемом в стране, так и необходимостью компенсировать естественное выбытие опытных кадров. При этом нанимать молодых специалистов в последние годы стали не только компании из сферы торговли,

услуг, финансов, но и предприятия реального сектора. Последние опять начали привлекать молодых специалистов из профильных технических вузов, выпускники которых еще недавно редко находили себе работу по специальности. Работодатели говорят даже о конкуренции между компаниями, стремящимися взять на работу наиболее способную молодежь.

Особенности российской экономики, связанные с ее федеративным устройством, выделяют регион в самостоятельный объект исследования современной экономической науки. Регионы являются связующим звеном между федеральным центром и производственно-экономическими структурами на его территории. Значительная самостоятельность регионов в решении многих проблем, в том числе экономических, требует разработки стратегии и тактики своего развития, обеспечения согласованности действий с федеральным центром и эффективного участия во взаимодействии с предпринимательскими структурами. Все это требует формирования региональной социально-экономической политики, важнейшим элементом которой является инвестиционно-инновационная политика.

Интеграция образования, науки и производства приведет к повышению инновационного потенциала российской экономики. Цель осуществляемых в этой области национальных проектов и программ состоит в подъеме конкурентоспособности отечественных предприятий благодаря обучению их персонала передовым методам труда и интеграции между бизнесом и наукой. Процессы интеграции развиваются в определенных организационных формах, которые способны решать исследовательские, образовательные и производственные задачи, а также удовлетворять потребности работодателей в высококвалифицированных специалистах. Предпосылки развития интегративных комплексов в образовании, науке и бизнесе складываются из политических, нормативно-правовых, экономических и социально-культурных условий.

Экономическая основа такой интеграции представляет объединение ресурсов и механизмов научного и образовательного комплексов для получения народнохозяйственного и коммерческого эффектов. Структурная основа предполагает организационную интеграцию научных организаций и образовательных учреждений в единые научно-образовательные комплексы с целью оптимизации структуры науки и образования. Инновационная основа обеспечивает интеграцию инновационных потенциалов сферы науки и образования с целью активизации инновационной деятельности в российской экономике.

В настоящее время инвестиции в образование рассматриваются в качестве такого же источника экономического роста, как и другие виды вложения капитала. Государственные расходы консолидированного бюджета (включая и государственные внебюджетные фонды) на образование в Рос-

сии в 2008 г. составляли 4 % от ВВП. Среди стран-членов Европейского союза ниже доля расходов только у Греции, Румынии (3,5 %) и Словакии (3,8 %). Во всех остальных странах, включая и страны бывшего соцлагеря, они выше.

Серьезной проблемой повышения качества образования, соответствующего требованиям устойчивого инновационного развития, для нашей страны является сокращение численности молодежи возраста поступления в вузы. В 2006 г. число выпускников школ сравнялось с количеством мест на первых курсах вузов. Это может привести к следующим негативным последствиям:

- усилению конкуренции между учреждениями начального профессионального и среднего профессионального образования и вузами (при высокой ценности высшего образования не в пользу начального и среднего);

- снижению качества образования в вузах (принимать в вузы и дотягивать до выпуска будут всех, кто подаст заявление на поступление);

- несбалансированности в связи с этим и неэффективности использования трудовых ресурсов с высшим образованием там, где достаточно начального или среднего профессионального;

- неэффективности затрат на высшее образование (вложений в человеческий капитал) как федерального и региональных бюджетов, так и семей, снижения отдачи от этих вложений для общества и человека.

Достоверные данные о системе дополнительного профессионального образования в России сегодня отсутствуют, за исключением данных о повышении квалификации и переподготовке госслужащих и военных, увольняемых в запас. Отсутствие надежных статистических данных для мониторинга этой важнейшей сферы, обеспечивающей стабильность инновационного развития, мешает ее адекватной оценке. По косвенным данным можно судить о неудовлетворительном ее состоянии. Доля лиц, поступивших в вузы для получения второго высшего образования, в общем количестве зачисленных в нашей стране чуть выше 3 %. Доля расходов на образование работающих в общей сумме расходов на рабочую силу составляет около 0,03. В то же время можно утверждать, что уровень образования сам является стимулом к его постоянному повышению, основой стабильного инновационного развития.

В 2008 г. государственные расходы на здравоохранение и физическую культуру в России составили 3,7 % ВВП. Оплата населением медицинских и санаторно-оздоровительных услуг и его расходы на приобретение лекарств в 2008 г., по официальным данным, добавили только 1,6 % ВВП, что повысило общие затраты до 5,3 % ВВП. В США доля государственных и частных затрат на охрану здоровья в ВВП в 2007 г. составляла

16,2 % при значительном росте самого ВВП. В европейских странах, США и Японии каждый процент ВВП намного весомее, чем в России, так что абсолютная величина затрат на охрану здоровья в расчете на душу населения у них заметно выше, чем в России. Доля в 8-10 % ВВП, расходуемых на охрану здоровья (большей частью из государственных средств), — уровень, типичный сегодня для богатых европейских стран.

Политические условия реализуются на государственном уровне, выступают как актуализация потребности в изменении сложившихся и устойчиво сохранявшихся социальных практик. Такая потребность возникает в ответ на социальные изменения в мире: ускорение научно-технического прогресса, интенсификация процессов информатизации и т. д. Однако ее реализация требует целенаправленных усилий, которые должны быть предприняты, прежде всего, государственной властью.

В настоящее время на уровне регионов накоплен значительный опыт в разработке инновационной политики, набор предпринимаемых при этом действий достаточно стандартизован и единообразен. Данное обстоятельство обеспечивает формирование единого инвестиционного пространства на территории нашей страны и положительно влияет на ее инвестиционный климат. Однако исследования структуры инвестиционного климата выявили сильные отклонения в оценках инвестиционного климата регионов, что обусловлено их неравномерным развитием и обеспеченностью факторами производства. [1].

Необходимость устойчивого развития регионов, повышение социальных и экономических параметров развития территориальных систем хозяйствования требует учета интересов и обеспечения непротиворечивости условий функционирования отраслевых компаний, формирующих потенциал региона и во многом определяющих социально-политическую стабильность. Выработка региональной политики и стратегии регионов базируется на всестороннем анализе особенностей функционирования региональных компаний и непротиворечивости региональных и корпоративно-отраслевых стратегических целей. Приоритет развития подобных структур закреплен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

Одним из приоритетных направлений развития современного инновационного развития региона является интеграция науки и образования. Включение науки в активный процесс создания и передачи знаний способствовало бы решению задачи модернизации отечественного производства и переориентированию на экономику инновационного типа.

Под интеграцией понимается процесс объединения в целое каких-либо элементов, в результате которого возникают новые свойства. Под механизмом интеграции науки в региональную инновационную систему по-

нимается процесс взаимодействия и совокупность методов, способов и форм взаимодействия между образовательным элементом как генератором и производителем науки и другими основными элементами региональной инновационной системы.

Сегодня тема кластеров актуальна, поскольку кластеры стали эффективным инструментом развития отдельных территорий и регионов, что способствует повышению общенациональной конкурентоспособности. Одним из главных механизмов роста экономики страны должна стать четкая, сбалансированная программа развития инновационных кластеров. Идея кластеров, как средство обеспечения конкурентоспособности экономического развития регионов получила широкое развитие в последние два десятилетия практически во всех странах мира.

Поскольку экономическая политика, основанная на кластере, подразумевает достаточную автономию на региональном и местном уровне, то необходимо эти формы управления привести в соответствие с требованиями развития регионов. В настоящее время в России не разработаны методические основы формирования кластерной политики, не определены правовые и законодательные базы [1].

Кластер представляет собой сетевую структуру, пронизанную горизонтальными и вертикальными взаимосвязями между предприятиями основной отрасли и обслуживающими производствами, инфраструктурными услугами. Поэтому информационная система кластера должна иметь современную интегрированную базу данных с сетевыми технологиями, которые связывают действующих лиц, ресурсов и видов деятельности, которые объединяются вместе для развития, производства и продажи разнообразных типов товаров и услуг. Как показывает анализ, отечественные кластеры представляют не только научно-исследовательские центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и иные научно-исследовательские структуры, но и промышленные организации, имеющие специализации в наукоемких отраслях. Данная специализация с необходимостью определяет наличие в составе кластера, помимо промышленных предприятий и финансовых учреждений, центров обучения и инноваций, позволяющих использовать преимущества внутрифирменной иерархии и рыночного механизма. Это дает возможность быстрее и эффективнее распределять новые знания, научные открытия и изобретения.

На практике современные региональные кластерные системы в российском варианте представляют собой совокупность функционально и экономически взаимосвязанных предприятий на территории региона, выстроенных в единую цепочку производства. Причем данные предприятия, как правило, являются градообразующими или выполняют роль «скелета» экономики региона [2].

Результатом интеграции науки и образования в современных условиях является создание образовательного кластера. Дифференциация и индивидуализация профессионального образования являются предпосылкой интеграционных процессов, один из которых — формирование и развитие образовательных кластеров. В ближайшем будущем основную роль в обеспечении устойчивой конкурентоспособности национальной экономики будет играть именно кластерная политика развития [3]. Формирование и развитие региональных кластеров оценивается как важное конкурентное преимущество современной экономики, обеспечивающее реальный синер-гетический эффект, как основа регионализма в глобальной экономике.

Диверсификация образования позволяет учитывать потребности регионального рынка труда, создавать условия для подготовки творческого многофункционального и высокопрофессионального специалиста. Выявление предпочтений в профессиональной сфере и правильная профориентация способны помочь в решении проблемы насыщения рынка труда профессионалами, получающими образование и работающими в одной и той же профессиональной сфере. Структура образовательного кластера и его имплантация в систему инновационного развития региона представлена на рисунке.

Структура образовательного кластера в регионе

Идущие тенденции развития профессионального образования требуют разработки более совершенных способов регулирования рынка образовательных услуг. Существующая структура и качество профессиональ-

ного образования противоречат задачам социального и экономического развития как отдельных регионов, так и страны в целом.

Образовательный кластер определяет самостоятельность в выборе профессионально-образовательных программ, введение сквозных учебных планов, охватывающих основные направления и специальности подготовки кадров для региона. Однако, делая ставку на кластерное развитие, необходимо учитывать такие побочные явления, как возможность эффекта блокировки компаний (образовательных учреждений), угроза гиперспециализации кластера, а также излишняя ориентация на бренд кластера.

Таким образом, характер развития регионов в России обоснован интеграцией интересов отраслевых структур и основных субъектов регионального социально-экономического развития. В экономике региона роль кластеров чрезвычайно важна, поскольку промышленная структура подобных районов, как правило, характеризуется развитием отдельных предприятий, оставшихся от территориально-производственных комплексов. Ключ к успеху кластера — цивилизованная конкуренция, равнение на лидеров отрасли, получение поддержки от лидеров, административных ресурсов региона путем непосредственной активизации органов местного самоуправления. В период постиндустриальной экономики кластеры, в том числе и образовательные, выступают основой эффективного экономического развития территории регионов и способствуют эффективности развития государства в целом.

Инновационное развитие представляет собой такой тип развития, в основе которого лежит целенаправленный процесс поиска, подготовки и реализации нововведений, позволяющих повысить эффективность функционирования общественного производства, увеличить степень реализации и удовлетворения потребностей общества. Управление инновационным развитием предполагает знание особенностей содержания инновационных процессов, закономерностей протекания, критических областей, инструментов и пределов воздействия на них. В связи с этим, прежде всего, были уточнены классификационные признаки инноваций, в частности, разделяющие инновации по сущностным характеристикам, инновационному потенциалу, глубине вносимых изменений, области приложения и т. д.

Инновационная инфраструктура — комплекс организаций, способствующих осуществлению инновационной деятельности, обслуживающих инновацию и обеспечивающих условия нормального протекания инновационного процесса. Под инновационной инфраструктурой чаще всего понимается совокупность субъектов, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. В состав инновационной инфраструктуры входят технопарки, инновационнотехнологические центры,

бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и другие специализированные организации. В настоящее время в России зарегистрировано более 80 технопарков, еще больше — инновационно-технологических центров, более 100 центров трансфера технологий, 10 национальных инновационно-аналитических центров, 86 центров научно-технической информации, свыше 120 бизнес-инкубаторов, 15 центров инновационного консалтинга и другие организации инновационной инфраструктуры. Национальный информационно-аналитический центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем в настоящее время поддерживает информацию о 688 организациях инновационной инфраструктуры. [3].

Иннновационно-ориентированное профессиональное образование должно быть сопряжено с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и стратегиями социально-экономического развития регионов; базироваться на интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности при реализации основных образовательных программ различных уровней и дополнительных профессиональных образовательных программ; осуществляться не только на базе традиционных вузовских подразделений (кафедр, факультетов), но и в условиях новых типов организационных структур: научно-образовательных центров, базовых кафедр, инновационно-технологических центров, центров трансфератехнологий, бизнес-инкубаторов и др.

Важным условием построения интегрированных научно-образовательных структур является выбор системообразующего фактора, способного объединить в целостное единство компоненты системы, стимулировать целостное направление деятельности — вектор развития системы, сохранить определенную и необходимую степень свободы ее компонентов, обеспечить саморегуляцию новой системы и ее саморазвитие. Таким системообразующим фактором является научно-образовательный кластер.

Инфраструктура образовательной деятельности кластеров включает факультеты, профильные кафедры, базовые кафедры, филиалы кафедр и другие структурные подразделения, обеспечивающие непрерывную подготовку рабочих, инженерных, научных и научно-педагогических кадров по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в соответствии с профилем кластера.

Инфраструктура научной деятельности кластеров включает научно-исследовательские лаборатории в вузе, центры коллективного пользования уникальным оборудованием, профильные интегрированные научно-образовательные центры (НОЦ). Фундаментальные и прикладные научные

исследования проводятся в кластерах в рамках созданных в вузе ведущих научных школ по приоритетному научному направлению кластера.

Инновационная деятельность научно-образовательных кластеров предусматривает создание распределенного инновационного пояса (технопарков, инновационно-технологических центров, центра трансфера технологий, бизнес-инкубатора) и эффективной системы коммерциализации научных результатов. Она включает информационно-организационное и техническое сопровождение научно-исследовательских разработок, выполняемых в структурных подразделениях кластеров, продвижение научно-технических разработок и технологий на российский и международный рынки, содействие социально-экономическому развитию региона, привлечение финансовых ресурсов к проводимым в профильных интегрированных научно-образовательных центрах кластера фундаментальным и прикладным научным исследованиям, а также правовую защиту коммерчески значимых результатов интеллектуальной деятельности научных школ кластеров.

Кластерная структура позволяет оперативно реагировать на изменения внешней актуальной среды и отражать их в основных направлениях деятельности, используя ресурсы всех структурных элементов, входящих в подсистемы образовательной, научной и инновационной деятельности, а также внешние ресурсы (государственное финансирование, ресурсы предприятий и организаций-стратегических партнеров и др.)

Таким образом, принципиальное отличие ситемы научно-образовательных кластеров от других типов интегрированных научно-образовательных систем заключается в неформальном объединении четырех инновационных составляющих: в сфере образовательной, научной, инновационной деятельности и менеджмента, позволяющих достичь синер-гетического эффекта в научно-инновационной и инновационно-образовательной деятельности.

Библиографический список

1. Ванюрихин Г., Закиров М. Научно-образовательные кластеры и информационные технологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.samupr.ru/msu-innovacii/nauchno-obrazovatelnye-klastery-i-informacionnye-texnologii/.

2. Завалько H.A. Интеграционный процессы в цепочке «Наука, высшее профессиональное образование, производство» как основа формирования эффективного механизма подготовки конкурентоспособности специалиста [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/345/image/345-149.pdf.

3. Синяева О.А. Региональная кластеризация-механизм создания инвестиционно привлекательной территории региона // Самоуправление. 2010. № 2. С. 32-35.

KM. Shchepakin, Y.S. Shcherbakova

Integration of science and education as a resource of innovative development of regional business

The article defines the place of science and education in the system of sources of innovative growth of Russian regions, is the essence of the education cluster, principles and possibilities of its creation, as well as its place in the innovative development of Tula oblast.

Keywords: Science, education, cluster infrastructure.

УДК 336.77

В.Г. Садков, д-р экон. наук, проф., научный руководитель кафедры «Государственное управление и финансы», (4862) 421105, guif@ostu.ru, (Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК»); A.B. Калмыков, аспирант, 89107475108, kvtad@ya.ru, (Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Представлены методические рекомендации по применению методов прогнозирования применительно к рискам возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Более подробно рассмотрена экономико-статистическая модель для прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в основе которой лежит учет износа основных фондов источников чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: прогноз, чрезвычайная ситуация, экономико-статистические модели, ущерб.

Трансформация общественно-экономических отношений, произошедшая в России в последние десятилетия, привела одновременно к увеличению количества аварий и техногенных катастроф. Это обусловлено как физическим износом основных фондов, так и снижением технологической дисциплины, снижением ответственности и квалификации персонала. Дальнейшее ослабление внимания общества и государства к этой проблеме может привести (и уже приводит) к резкому нарастанию негативных тенденций и увеличению рисков техногенных катастроф. Блокирование нега-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.