Научная статья на тему 'Интегрированные научно - образовательные структуры в условиях инновационного развития регионов'

Интегрированные научно - образовательные структуры в условиях инновационного развития регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КЛАСТЕРНАЯ СТРУКТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепакин К. М., Щербакова Е. С.

Рассмотрены основные проблемы и перспективы интеграции науки и предпринимательства в условиях инновационного регионального развития, роль образования вразвитиирегионального инновационного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED ACADEMIC STRUCTURE IN TERMS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONS

The main problems and prospects of integration of science and enterprise in the innovation of regional development, the role of education in promoting regional innovation business.

Текст научной работы на тему «Интегрированные научно - образовательные структуры в условиях инновационного развития регионов»

Библиографический список

1. Абдикеев Н.М., Тихомиров Н.П., Тихобаев В.М. и др. Интеллектуальный анализ динамики бизнес-систем. М.: ИНФРА-М, 2010. 320 с. (Научная мысль).

V.M. Tikhobaev

TWO-LEVEL MANAGEMENT RELATIONS MEZHPRODUKTOVYH

It's investigated opportunities to improve management in a hierarchical system due to the three principles: the interindustry balance; management by deviation in the real time; the technological homogeneity of the products.

Key words: a hierarchical system, an interindustry balance, management by deviation, the technological homogeneity, system dynamics.

УДК 336

K.M. Щепакин, д-р техн. наук, профессор, (Россия, Тула, Тульский государственный университет);

Е.С. Щербакова, аспирант, ст. преподаватель кафедры Экономики, (84872)26-98-18, YS.Shcherbakova@gmail.ru, (Россия, Тула, НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д. Демидова)

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Рассмотрены основные проблемы и перспективы интеграции науки и предпринимательства в условиях инновационного регионального развития, роль образования в развитии регионального инновационного предпринимательства.

Ключевые слова: инновационное развитие, инновационная активность, инвестиционная привлекательность, инновационное предпринимательство, кластерная структура, профессиональное образование.

Инновационное развитие представляет собой такой тип развития, в основе которого лежит целенаправленный процесс поиска, подготовки и реализации нововведений, позволяющих повысить эффективность функционирования общественного производства, увеличить степень реализации и удовлетворения потребностей общества. Управление инновационным развитием предполагает знание особенностей содержания инновационных процессов, закономерностей протекания, критических областей, инструментов и пределов воздействия на них. В связи с этим прежде всего были уточнены классификационные признаки инноваций, в частности разде-

ляющие инновации по сущностным характеристикам, инновационному потенциалу, глубине вносимых изменений, области приложения и т. д.

Инновационная система региона представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов — объектов инновационной деятельности, которые в процессе своей работы взаимодействуют друг с другом, формируют инновационное поле и требуют создания и постоянного обновления инновационной инфраструктуры региона [1].

Среди побудительных сил инновационной активности можно выделить внутренние и внешние мотивы. К внутренним относят необходимость замены технологии или оборудования, стремление группы талантливых инженеров реализовать свой творческий потенциал, стратегию завоевания определенного места на рынке и др. Однако внутренние факторы не всегда срабатывают. Так, крупные корпорации, добившиеся преобладания на рынке, мало заинтересованы в риске, связанном с инновациями. В данном случае решающими могут выступать факторы внешнего характера, основными среди которых выступают конкурентная среда хозяйствования и государственное регулирующее воздействие [2].

Инновационный потенциал представляет собой сложную многоуровневую характеристику, включающую набор целого ряда различных условий, возможностей и способностей экономической системы для осуществления инновационной деятельности. Поэтому предлагается определять инновационный потенциал региона состоянием ряда частных потенциалов: научного, интеллектуально-кадрового, технологического и маркетингового потенциалов.

Региональная инновационная политика направлена на повышение технического уровня и конкурентоспособности производства, обеспечение выпуска инновационной продукции и высоких технологий на внутреннем и внешнем рынке, замещение импорта продукции на внутреннем рынке, активизацию экономического роста производства. Региональная инновационная политика по реализации научно-технических нововведений в приоритетных сферах производственно-хозяйственной и общественной деятельности должна быть построена на основе правовых, организационно-экономических мероприятий, активизации субъектов управления, инновационной деятельности, поиска источников инвестиций.

Инновационное развитие представляет собой такой тип развития, в основе которого лежит целенаправленный процесс поиска, подготовки и реализации нововведений, позволяющих повысить эффективность функционирования общественного производства, увеличить степень реализации и удовлетворения потребностей общества. Управление инновационным развитием предполагает знание особенностей содержания инновационных процессов, закономерностей протекания, критических областей, инструментов и пределов воздействия на них. В связи с этим, прежде всего, были уточнены классификационные признаки инноваций, в частности разде-

ляющие инновации по сущностным характеристикам, инновационному потенциалу, глубине вносимых изменений, области приложения и т. д.

Инновационная инфраструктура — комплекс организаций, способствующих осуществлению инновационной деятельности, обслуживающих инновацию и обеспечивающих условия нормального протекания инновационного процесса. Под инновационной инфраструктурой чаще всего понимается совокупность субъектов, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. В состав инновационной инфраструктуры входят технопарки, инновационнотехнологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и другие специализированные организации. В настоящее время в России зарегистрировано более 80 технопарков, еще больше — инновационно-технологических центров, более 100 центров трансфера технологий, 10 национальных инновационно-аналитических центров, 86 центров научно-технической информации, свыше 120 бизнес-инкубаторов, 15 центров инновационного консалтинга и другие организации инновационной инфраструктуры. Национальный информационно-аналитический центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем в настоящее время поддерживает информацию о 688 организациях инновационной инфраструктуры [3].

Иннновационно-ориентированное профессиональное образование должно быть сопряжено с концепцией долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации и стратегиями социально-экономического развития регионов; базироваться на интеграции научной, образовательной и инновационнойдеятельности при реализации основных об -разовательных программ различных уровней и дополнительных профессио -нальных образовательных программ; осуществляться не только на базе традиционных вузовских подразделений (кафедр, факультетов), но и в условиях новых типов организационных структур: научно-образовательных центров, базовых кафедр, инновационно-технологических центров, центров трансфе-ратехнологий, бизнес-инкубаторов и др.

Важным условием построения интегрированных научно -образовательных структур является выбор системообразующего фактора, способного объединить в целостное единство компоненты системы, стимулировать целостное направление деятельности — вектор развития системы, сохранить определенную и необходимую степень свободы ее компонентов, обеспечить саморегуляцию новой системы и ее саморазвитие. Таким системообразующим фактором является научно-образовательный кластер.

Инфраструктура образовательной деятельности кластеров включает факультеты, профильные кафедры, базовые кафедры, филиалы кафедр и другие структурные подразделения, обеспечивающие непрерывную подготовку рабочих, инженерных, научных и научно-педагогических кадров по приори-

тетным направлениям развития науки, техники и технологий в соответствии с профилем кластера.

Инфраструктура научной деятельности кластеров включает научно-исследовательские лаборатории в вузе, центры коллективного пользования уникальным оборудованием, профильные интегрированные научно-образовательные центры (НОЦ). Фундаментальные и прикладные научные исследования проводятся в кластерах в рамках созданных в вузе ведущих научных школ по приоритетному научному направлению кластера.

Инновационная деятельность научно-образовательных кластеров предусматривает создание распределенного инновационного пояса (технопарков, инновационно-технологических центров, центра трансфера технологий, бизнес-инкубатора) и эффективной системы коммерциализации научных результатов. Она включает информационно-организационное и техническое сопровождение научно-исследовательских разработок, выполняемых в структурных подразделениях кластеров, продвижение научно-технических разработок и технологий на российский и международный рынки, содействие социально-экономическому развитию региона, привлечение финансовых ресурсов к проводимым в профильных интегрированных научно -образовательных центрах кластера фундаментальным и прикладным научным исследованиям, а также правовую защиту коммерчески значимых результатов интеллектуальной деятельности научных школ кластеров.

Кластерная структура позволяет оперативно реагировать на изменения внешней актуальной среды и отражать их в основных направлениях деятельности, используя ресурсы всех структурных элементов, входящих в подсистемы образовательной, научной и инновационной деятельности, а также внешние ресурсы (государственное финансирование, ресурсы предприятий и организаций-стратегических партнеров и др.).

Таким образом, принципиальное отличие системы научно-образовательных кластеров от других типов интегрированных научно -образовательных систем заключается в неформальном объединении четырех инновационных составляющих: в сфере образовательной, научной, инновационной деятельности и менеджмента, позволяющих достичь синергетиче-ского эффекта в научно-инновационной и инновационно-образовательной деятельности.

Библиографический список

1. Андреев Ю.Н. Сопоставление научно-технического потенциала и инновационной деятельности регионов России // Наука и инновации в регионах России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://regions.extech.ru/publication/index.php.

2. Зернов В. Высшее образование как ресурс инновационного развития России // Высшее образование в России. 2008 № 1. С. 12-22.

3. Наука и инновации в регионах России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://regions.extech.ru/publication/index.php.

K.M. Shchepakin, Y.S. Shcherbakova

Integrated academic structure in terms of innovative development of regions The main problems and prospects of integration of science and enterprise in the innovation of regional development, the role of education in promoting regional innovation business.

Keywords: innovative development, innovation activity, investment attractiveness, en-trepreneurship, cluster structure, professional education.

УДК 338.23

Ю.Г. Тарасова, аспирант экономического факультета, (917) 664 7488, Cheby2009@rambler.ru, (Россия, Чебоксары, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия)

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Обоснована необходимость совершенствования государственной поддержки малого бизнеса.

Ключевые слова: государственная поддержка, совершенствование, зонирование, анализ, территориально-производственный комплекс, стратегия.

Одной из ключевых проблем низких темпов становления и развития малого предпринимательства на муниципальном уровне является отсутствие у органов местного самоуправления понимания того, какие технологии управления данным сектором экономики использовать [1]. Это ведет к разногласиям между государством и бизнесом, что тормозит социально-экономическое развитие территории. Одной из наиболее часто используемых технологий управления малым предпринимательством является местная про -грамма поддержки малого бизнеса. Однако анализ этих программ свидетельствует о том, что в них присутствуют существенные недостатки [2].

Стратегию экономического развития Чувашской Республики можно определить следующим образом — содействие превращению Чувашии в инновационный, конкурентоспособный, процветающий регион, с растущей экономикой, обеспечивающей постоянный рост качества жизни. Стратегия базируется на реализации совокупности взаимоувязанных стратегических целей и задач.

По мнению автора, необходимо выполнить следующую последовательность шагов для разработки стратегии становления и развития малого предпринимательства:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.