УДК 336
К.М. Щепакин, д-р техн. наук, профессор, (Россия, Тула, Тульский государственный университет);
Е.С. Щербакова, ст. преподаватель кафедры экономики, (84872)26-98-18, У8.8ИсИегЬакоуа@цтаП.сот, (Россия, Тула, НОУ ВПО ТИУБ им. Н.Д. Демидова)
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Раскрывается сценарий инновационного развития российской экономики, выявлены критические проблемы инновационного развития, проанализирован инновационный профиль РФ и стратегические направления развития Тульской области.
Ключевые слова: экономический рост, инновационное развитие, стратегическое развитие, региональная инновационная система.
На современном этапе существования региональная экономика должна строиться на новой инновационной и инвестиционной стратегии развития, ориентированной на современные технологии, достижение коммерческого успеха и решение социально-экономических проблем.
Инновационно-инвестиционная деятельность в регионе строится на трех базовых элементах: развитии инновационной инфраструктуры, насыщении сферы инноваций высококвалифицированными кадрами, совершенствовании законодательной базы.
Инновационный путь развития России в целом и отдельных регионов требует создания эффективных механизмов формирования и распространения инноваций, а также управления инновационной и инвестиционной деятельностью. Проблемы становления инновационной экономики регионов связаны с необходимостью формирования эффективных региональных инновационных систем.
Имеются следующие общие черты, определяющие сущность системы инновационного развития территорий:
- система представляет собой совокупность институтов, инициирующих, создающих и распространяющих новые виды продукции и технологии;
- главным, определяющим в подсистемах, являются знания;
- система выполняет ряд функций: планирование, прогнозирование, координация, стимулирование и контроль, а также специфические функции: производство, генерация, распространение и использование знаний;
- необходимым условием существования системы является наличие связей и сложившихся типов отношений между элементами и подсистемами.
Региональная инновационная система является частью социально-экономической системы, в рамках которой она функционирует, откуда и поступает основной поток ресурсов, кроме того, непосредственно эффективная жизнедеятельность инновационной системы способствует активному экономическому росту, а значит, изменению качественных характеристик социально-экономической системы. С учетом этого, региональную инновационную систему можно подразделить на следующие подсистемы: производство знаний; распространение знаний (освоение); использование знаний и реализация их результатов; образование, подготовка и переподготовка кадров; поддержка знаний (регулирование, финансово-экономическое и нормативно-правовое обеспечение); подготовка и обеспечение инновационной восприимчивости; информационное обеспечение и подготовка научно-методической базы. Процесс формирования инновационной системы региона и его основные разделы представлен на рис. 1.
На современном этапе существования региональная экономика должна строиться на новой инновационной и инвестиционной стратегии развития, ориентированной на современные технологии, достижение коммерческого успеха и решение социально-экономических проблем.
Значительное число регионов уже активно участвует в процессах глобальной конкуренции за инновационный капитал. Однако в условиях повышающейся мобильности информации, капитала, эффективных исследователей конкуренция за «локализацию» инноваций на территории региона может быть успешной только при формировании благоприятной институциональной и бизнес-среды, социальной инфраструктуры, комфортных жилищных условий. Поэтому социально-экономическая политика субъектов РФ должна быть нацелена на инновации как на один из ключевых результатов деятельности органов власти региона.
В РФ разработана Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020».
В разработанном документе Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития — обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня.
ИННОВАЦИОННЫИ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА
Уровень образования кадоового состава
Уровень благосостояния населения оегиона
Уровень информационного обеспечения оегиона
Конкурентоспособность
Уровень развития региональном MHÓoacTDVKTV-
Ресурсы региона
Масштабы региональной деятельности и межрегиональные взаимосвязи
Финансовая (инвестиционная) составляющая региональной деятельности
Уровень ц^щество регио-
нально
управления
Результаты региональной деятельности
ИННОВАЦИОННО-НАУЧНАЯ СФЕРА
Образование Организации инфраструктур
Прикладная наука Фундаментальная наука
7Т
- Развитие инновационных производств;
- Инновационные продукты и услуги;
Новые формы управления, законодательные инициативы;
- Новые образовательные технологии; - Рост качества трудовых ресурсов;
- Научные знания, разработки, проекты;
- Ноу-хау, патенты, лицензии
Рис. 1. Модель формирования региональной инновационной системы
Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития. Формирование экономики лидерства и инноваций к 2020 г. отражено в следующих общих показателях:
- занятие существенной доли (в 5-10 %) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям;
- повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20 %);
- увеличение в пять-шесть раз д ли инновационн >й продукции в выпуске промышленно ти;
- увеличение в четыре-пя ь раз доли инновационно активных предприятий (с 9,4 до 40-50 %).
Стратегия иннов ционного развит [я Росси йской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 202)» содержит конкретные целев ые индикаторы реализации поставл нных за ач.
Современный инновацион шй про иль РФ редставлен на ри ;. 2.
Рис. 2. Иннова ционный профиль России
Стратегия иннов ционного развит 1я Росси йской Федерации на период до 2020 г. содерж 1т разде «Иннов щионная политика на рег ональ-ном ровне». В качестве осно ных инструмент >в реализации политики инновационного развития на ре иональн ом уровне будут реализовываться следующие меры:
- регулярная разработка и реализация пр )грамм развития конкуренции субъектов Росс шской Федераци с;
- предоставление субсидий организациям алого и среднего бизнеса на цели активизации иннова ионной деятельн >сти, в т м числе оплату прикладных НИОКР, и нжиниринговых слуг, проведение маркети нговых исследований, патенто ¡ания, се ртифика [ии выпускаемой продукц ш, выхода 1а внешние рынк [, субсидирование процентных ставок по кредитам
через региональные программы поддержки малого бизнеса. Наращивание доли расходов таких программ, направляемых на поддержку инновационного малого бизнеса, до 40-50 % в течение следующих трех лет;
- предоставление финансовой и имущественной поддержки созданию и развитию объектов инновационной инфраструктуры, включая бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, центры коллективного пользования оборудованием, центры прототипирования и дизайна, региональные венчурные фонды, технологические музеи, ориентированные на молодежь и стимулирующие интерес к техническому образованию;
- стимулирование производства инновационной продукции в рамках закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд;
- реализация программ инновационного развития государственных и муниципальных учреждений, компаний с преобладающим участием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- предоставление льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на недвижимое имущество организаций;
- поддержка образовательных программ системы основного и дополнительного образования, обеспечивающих развитие кадрового потенциала инновационной деятельности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности, включая привлечение прямых иностранных инвестиций, развитие кооперационных связей в сфере высоких технологий;
- содействие формированию культуры инноваций в обществе и повышению престижа инновационной деятельности.
Значительное число регионов уже активно участвует в процессах глобальной конкуренции за инновационный капитал. Однако в условиях повышающейся мобильности информации, капитала, эффективных исследователей конкуренция за «локализацию» инноваций на территории региона может быть успешной только при формировании благоприятной институциональной и бизнес-среды, социальной инфраструктуры, комфортных жилищных условий. Поэтому социально-экономическая политика субъектов РФ должна быть нацелена на инновации как на один из ключевых результатов деятельности органов власти региона.
Тульская область по инновационному потенциалу занимает 16-е место в России и 4-е место в ЦФО после Москвы, Московской и Воронежской областей.
Основные индикаторы прогнозных экономических показателей развития Тульского региона приведены в табл. 1-2.
Таблица 1
Индикаторы экономического развития Тульской области
Целевой индикатор 2006 год 2010 год 2028 год
Рост объема ВРП на душу населения, раз 1,0 1,8-2,0 6-7
Доля инвестиций в ВРП, проценты 16,8 19-21 24-26
Объем поступлений в консолидированный бюджет области на 1 жителя, число раз 1 1,8-2,0 6-7
Удельный вес убыточных крупных и средних предприятий, % 35,3 30 10
Доля занятых в малом предпринимательстве в численности занятых в экономике области, 12,9 15,7 37,3
процентов
Доля продукции и услуг малого бизнеса в ВРП области, процентов 12,4 30 40
Таблица 2
Индикаторы инновационного развития Тульской области
Целевой индикатор 2006 год 2010 год 2028 год
Доля лиц с высшим и средним профессиональным образованием в общей численности занятого населения 51,8 Не менее 55 Не менее 60
Доля лиц с высшим профессиональным образованием в общей численности занятого насе- 18,6 Не менее 20 Не менее 25
ления
Число учащихся средних профессиональных и высших учебных заведений на 1000 жителей области 51,8 60-70 100-110
Число организаций, выполняющих исследования и разработки, единиц 22 30 70
Удельный вес инновационной продукции в ВРП региона 2,1 3,5 15
В основном стратегическом документе развития экономики Тульской области «Стратегия социально-экономического развития Тульской области до 2028 года» выбран инвестиционно-инновационный вариант развития экономики региона.
Выбранное направление должно содержать несколько реализуемых мероприятий: использование конкурентных преимуществ Тульской области (сильная наука и знания, способность использовать знания в целях экономического развития) для привлечения инвестиций в регион. Основные задачи реализации направления:
- практическая бизнес-поддержка научных направлений мирового уровня (маркетинг, образовательные технологии и др.);
- поддержка создания совместных предприятий;
- поддержка создания и развития объединенных (реальных и виртуальных) научных полюсов различных направлений мирового уровня в Тульской области;
- создание специализированного агентства, ориентированного на осуществление стратегического регионального маркетинга Тульской области;
- консолидировать ресурсы для осуществления квалифицированной поддержки за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования;
- осуществить подбор и подготовку консультантов, способных вести диалог и профессионально работать с компаниями;
- обеспечить независимый мониторинг результатов.
Разработка и развитие инфраструктуры, способной предоставить реальную и конкретную поддержку для бизнеса и научного сообщества Тульского региона.
Основные задачи реализации направления:
- обучить персонал организаций инфраструктуры, ориентируясь на высокие стандарты подготовки;
- сформулировать для организаций инфраструктуры конкретные и измеримые цели и задачи с точки зрения инновационной стратегии, которые совпадают с миссией и возможностями этих организаций;
- разработать план по формированию недостающих элементов инновационной инфраструктуры;
- содействовать развитию связей между подобными организациями за пределами Тульской области;
- обеспечить независимую регулярную (ежегодную) оценку деятельности инфраструктуры в Тульской области.
От творческого потенциала — к высокому уровню образования и инновационной активности населения.
Направление предусматривает несколько составляющих.
Усиление умения и навыков различных руководителей и специалистов (органы власти, организации инфраструктуры, научные организации, компании, потенциальные предприниматели и др.), вовлеченных в реализацию различных направлений инновационной стратегии.
Основные задачи реализации направления:
- продвижение инновационной культуры в регионе;
- реализация проектов обучения и повышения квалификации персонала;
- содействие в развитии и распространении предпринимательской культуры.
Создание условий для роста новых малых инновационных, технологически ориентированных предприятий, в том числе выделяющихся из научных организаций.
Основные задачи реализации направления:
- ввести в основных учебных заведениях региона обязательные курсы по предпринимательству, использующие форму мастер-классов успешных предпринимателей;
- инициировать конкурсы (1-2 в год) стартовых малых инновационных предприятий;
- поддержать продвижение наиболее перспективных малых инновационных предприятий в России и за рубежом.
K.M. Shchepakin, Y.S. Shcherbakova
The article reveals scenario of innovation development of the Russian economy, revealed the critical problems of innovative development, analysed the innovative RF, analyzed the strategic directions of development in Tula region.
Keywords: economic growth, innovative development, strategic development, regional innovation system.
УДК [332.14:001.895] (470.319)
Л.В. Мазур, старший преподаватель, (4862) 71-49-14, [email protected], (Россия, Орел, ОФ РАНХГС)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ
Обоснована необходимость создания фонда развития инноваций в рамках реализации региональной инновационной антикризисной программы в целях стимулирования инновационной деятельности в регионе, направленной на активизацию и стимулирование реального сектора экономики Орловской области, в целях увеличения налоговой составляющей регионального бюджета.
Ключевые слова: инновации, фонд развития инноваций, региональная инновационная антикризисная программа, реальный сектор экономики, налоговые доходы регионального бюджета.
Основные показатели социально-экономического развития Орловской области за 2008-2011 гг. свидетельствуют о селективных мерах поддержки реального сектора экономики, которые не принесли положительного эффекта. Самым существенным недостатком является отсутствие связи со стратегией долгосрочного регионального социально-экономического развития, прежде всего с инновационным развитием. Необходимо не только в данном случае использовать высокотехнологичные производства, но самое главное применять новые знания и технологии и глубинное проникновение их в технологические процессы. Таким образом, региональные ан-