8. Харт Д.А. Инновационные кластеры: основные идеи. Режим доступа: http://www.innosvs.spb.ru.
9. Брижанъ А.В. Проблемы формирования инновационной модели экономического развития России // Проблемы управления экономикой в трансформируемом обществе: сб. ст. II Всерос. научно-практич. конф. Пенза, 2005.
10. http://ied.econ.msu.ru.
11. http ://proiects. innovbusiness .ru.
КV Losev
The essence of the concept of "innovation environment"
The paper details the concept of "innovation environment", described by its composition and structure, given the author's definition of innovation environment.
Key words: Innovative environment, definitional approach, the composition and structure of the innovation environment.
УДК 336
K.M. Щепакин, д-р техн. наук, профессор, (Россия, Тула, ТулГУ); Е.С. Щербакова, аспирант, ст. преподаватель кафедры экономики, (84872)26-98-18, [email protected], (Россия, Тула, НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д.Демидова)
ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОСНОВА РЕГИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Рассмотрены основные проблемы и перспективы трансформации инновационного и инвестиционного потенциала региона, роль инновационного и инвестиционного потенциала в развитии регионального инновационного предпринимательства
Ключевые слова: малое предпринимательство, инновационный потенциал, инвестиционный потенциал, инвестиционная привлекательность, инновационное предпринимательство.
Поддержка инновационного предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой. Одной из причин снижения эффективности инноваций в России является слабость правовой базы в области инновационного предпринимательства и недостаточный уровень государственной поддержки инновационных предприятий. Любой вид инновационной деятельности требует государственной поддержки и стимулирования. В развитых западных странах разра-
ботаны пути и формы, с помощью которых осуществляется поддержка инновационного предпринимательства.
Для успешной деятельности большое значение имеет инновационный настрой менеджмента всех уровней управления, нейтрализация сопротивления изменениям, стимулирование различных инициатив.
Степень инновационности регионального бизнеса тесно взаимосвязана с инвестиционной привлекательностью региона.
В инвестиционной среде региона действуют два разнонаправленных процесса, которые в каждый момент времени формируют инвестиционный климат и инвестиционную привлекательность региона, равновесное состояние этой системы характеризуется объемом поступающих инвестиций, которые обуславливают инвестиционную активность в социально-экономической системе региона (рисунок).
ё & я * Внешние, в том числе иностранные
5 а
и
I В
в
т Щ &
X &
га
ИНВЕСТИЦИОННАЯ
Инвестиционная политика
Инвестиционный климат
Инвестиционный потенциал Инвестиционный риск
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
Составляющие региональной инвестиционной среды
Потенциал инвестиционной привлекательности региона можно определить как совокупность объективных экономических, социальных и природно-географических свойств, обеспечивающих низкую вероятность полного или частичного недостижения результатов осуществления инвестиций и высокую интенсивность привлечения капитальных вложений в экономику региона. Можно воспользоваться более простым определением потенциала инвестиционной привлекательности как части инвестиционного потенциала, обладающей высокой привлекательностью для инвестора и низким риском использования. Оценку потенциала инвестиционной привлекательности предполагается осуществлять путем группировки приоритетных видов экономической деятельности на основе общеэкономической предпосылки притока капитала в виде возможности получения более вы-
сокого дохода. К приоритетным видам экономической деятельности относятся те, по которым предоставляется государственная поддержка.
Показатель инвестиционной привлекательности отражает экономическую эффективность инвестиций, поэтому необходимо учесть, что по международным стандартам в зависимости от показателя рентабельности социально-экономической системы можно выделить пять групп:
А — характеризуется очень высокой рентабельностью, превышающей нормативное значение в четыре и более раз (40-48 %);
В — характеризуется рентабельностью выше среднего, превышает норматив в два и более раз (20-24 %);
С — характеризуется нормативным уровнем рентабельности (10-
12 %);
И — характеризуется рентабельностью, которая ниже норматива в два раза (5-6 %);
Е — характеризуется очень низким уровнем рентабельности, ниже норматива более чем в два раза (менее 5 %).
Данная градация позволяет выделить группы видов экономической деятельности, которые характеризуются различной привлекательностью для инвестора. Вклад в потенциал инвестиционной привлекательности видов экономической деятельности необходимо определять с помощью коэффициентов, значения которых для целей конкретных исследований могут быть изменены.
По числу групп можно определить, что виды экономической деятельности, имеющие высокую привлекательность, должны иметь коэффициент равный 1; виды экономической деятельности, составляющие группу инвестиционной привлекательности выше среднего, — 0,8; для группы с нормальной привлекательностью — 0,6; для группы с привлекательностью ниже среднего уровня — 0,4 и для группы с низкой привлекательностью, ввиду ее наличия, принимается коэффициент 0,2.
Общая интегральная оценка потенциала инвестиционной привлекательности будет иметь следующий вид:
„„„ НаибП х 1 + ПВС х 0,8 + НормП х 0,6 + ПНС х 0,4 + НаимП х 0,2 1ПЛ0. /1Ч ПИП =--'---— х100%, (1)
5>ЭД
где ПИП — потенциал инвестиционной привлекательности региона, %; НаибП — наиболее привлекательные виды экономической деятельности, ед.; ПВС — виды экономической деятельности, привлекательность которых выше среднего, ед.; НормП — виды экономической деятельности с нормальной привлекательностью, ед.; ПНС — виды экономической деятельности, привлекательность которых ниже среднего, ед.; НаимП — наименее привлекательные виды экономической деятельности, ед.; ^ВЭД — общее число видов экономической деятельности согласно ОКВЭД, ед.
Оценка потенциала инвестиционной привлекательности дает возможность дифференцировать благоприятность инвестиционного климата, которая основывается на обобщающем критерии притока капитала — норме прибыли.
Структура потенциала инвестиционной привлекательности позволяет определить соотношение прямых и косвенных методов управления в отношении каждого элемента инвестиционной сферы в зависимости от его привлекательности.
Инвестиционный потенциал региона определяется воздействиями множества внутренних и внешних факторов, которые необходимо обязательно учитывать при прогнозировании, планировании и управлении региональным инвестиционным потенциалом. Целью управления инвестиционными процессами в регионе должно быть создание и скорейшее развитие ориентированного на реальный рынок платежеспособного спроса в том или ином секторе (существующем или новом), который сможет стать локомотивом экономики региона.
Инвестиционный потенциал представляет собой набор специфических для рассматриваемой страны или региона факторов, определяющих возможности и стимулы фирм к расширению масштабов деятельности на основе осуществления продуктивных инвестиций, создания рабочих мест и активного участия в глобальной конкуренции.
Потенциал инвестиций необходимо рассматривать не как механическую сумму ресурсов и возможностей их применения, а как особую комбинацию ресурсов, обладающую дополнительными преимуществами за счет эффекта синергизма. Инвестиционный потенциал включает производственный, финансовый, интеллектуальный, инновационный, иные потенциалы соответствующих групп ресурсов, определяющих направленность их использования. С целью определения эффективности, целесообразности и повышения качества управления инвестиционными процессами для каждого из участников, представляется целесообразным разграничить внутренний инвестиционный потенциал и потенциал привлеченных инвестиций.
В кризисных условиях объем внутренних и внешних источников инвестиций уменьшается, а в период подъема и оживления — увеличивается. Инвестиционный потенциал региона определяется рядом экономических показателей или агрегатов, от которых зависит величина капиталовложений. Несмотря на многообразие и неоднозначный характер действия, факторы можно классифицировать по трем основаниям: слагаемым инвестиционного потенциала, основным направлениям его обеспечения и путям реализации.
Таким образом, управление инвестиционным потенциалом региона возможно посредством воздействия на рост производительности труда, уровень налогообложения, динамику сбора налогов, уровень развития производственной и социальной инфраструктуры, наличие и стоимость рабочей силы, качество рабочей силы, степень монополизма в регионе, ско-
рость внедрения в регионе достижений научно-технического прогресса и льготы, предоставляемые инвесторам.
Решение проблем в области инвестиционно-инновационной деятельности на региональном уровне имеет чрезвычайно высокое значение для обеспечения экономического роста и тесно связано со многими аспектами функционирования экономических систем во всем мире.
Одним из приоритетных направлений государственной политики РФ в настоящее время является развитие малого и среднего бизнеса. Решение этой задачи требует создания благоприятных институциональных условий для интенсивного развития малого и среднего предпринимательства, которое в свою очередь способствует формированию рыночной структуры экономики, росту налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, обеспечивает занятость населения и насыщает рынок товарами и услугами. В связи с чем возникает необходимость исследования развития малого и среднего предпринимательства.
Происходит переоценка роли и места малого и среднего предпринимательства в экономике России. Возрастает потребность в развитии предпринимательства как основного фактора ускоренного социально-экономического развития региона. В связи с этим в России в последние годы предпринимаются существенные меры по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства.
По оценке самих предпринимателей области в числе проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на первом месте с большим отрывом недостаточность финансовых ресурсов. На сегодня в области сложилась система финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства. Разработаны соответствующие рыночным условиям механизмы финансовой поддержки предпринимателей, в том числе за счет средств бюджета области и федерального бюджета [1].
Успешное развитие малого бизнеса во многом обусловлено наличием эффективной инфраструктуры — сети организаций, предоставляющих предпринимателям комплекс услуг по различным направлениям их деятельности, включая информационные, образовательные, консультационные, маркетинговые, финансовые, имущественные и другие виды услуг.
Анализ развития малого и среднего предпринимательства в регионе позволит выявить основные принципы в развитии малого и среднего предпринимательства, включающие инновационность, более эффективное использование уникальных способностей, знаний сотрудников, более гибкую оплату труда, а также преимущественную ориентацию на региональные источники сырья.
Инновационное развитие представляет собой такой тип развития, в основе которого лежит целенаправленный процесс поиска, подготовки и реализации нововведений, позволяющих повысить эффективность функционирования общественного производства, увеличить степень реализации
и удовлетворения потребностей общества. Управление инновационным развитием предполагает знание особенностей содержания инновационных процессов, закономерностей протекания, критических областей, инструментов и пределов воздействия на них. В связи с этим прежде всего были уточнены классификационные признаки инноваций, разделяющие, в частности, инновации по сущностным характеристикам, инновационному потенциалу, глубине вносимых изменений, области приложения и т. д.
Инновационная система региона представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов — объектов инновационной деятельности, которые в процессе своей работы взаимодействуют друг с другом, формируют инновационное поле и требуют создания и постоянного обновления инновационной инфраструктуры региона.
Среди побудительных сил инновационной активности можно выделить внутренние и внешние мотивы. К внутренним относят необходимость замены технологии или оборудования, стремление группы талантливых инженеров реализовать свой творческий потенциал, стратегию завоевания определенного места на рынке и др. Однако внутренние факторы не всегда срабатывают. Так, крупные корпорации, добившиеся преобладания на рынке, мало заинтересованы в риске, связанном с инновациями. В данном случае решающими могут выступать факторы внешнего характера, основными среди которых выступают конкурентная среда хозяйствования и государственное регулирующее воздействие [2].
Инновационный потенциал представляет собой сложную многоуровневую характеристику, включающую набор целого ряда различных условий, возможностей и способностей экономической системы для осуществления инновационной деятельности. Поэтому предлагается определять инновационный потенциал региона состоянием ряда частных потенциалов: научного, интеллектуально-кадрового, технологического и маркетингового потенциалов.
Региональная инновационная политика направлена на повышение технического уровня и конкурентоспособности производства, обеспечение выпуска инновационной продукции и высоких технологий на внутреннем и внешнем рынке, замещение импорта продукции на внутреннем рынке, активизацию экономического роста производства. Региональная инновационная политика по реализации научно-технических нововведений в приоритетных сферах производственно-хозяйственной и общественной деятельности должна быть построена на основе правовых, организационно -экономических мероприятий, активизации субъектов управления, инновационной деятельности, поиска источников инвестиций,
В региональном инновационном процессе одинаково заинтересованы и важны все три фактора — бизнес, муниципалитеты и органы государственной власти субъектов. Однако у них разные мотивы и возможности для такой деятельности. Компании в первую очередь заинтересованы в полу-
чении прибыли и без внешних побудителей не внедряют технические новшества. Особенно на Севере, где инновации достаточно дороги, а трудовые ресурсы пока относительно дешевы. Поселения по своему статусу и полномочиям не могут вкладывать средства, к тому же их не имеют, поскольку в подавляющем своем числе дотационны. В силу такой ситуации объективной доминирующей силой выступают именно регионы.
Для регионов с высоким уровнем диверсификации производства на первом месте стоит вопрос определения приоритетов. Региональные инновационные системы таких регионов обладают наиболее разветвленной структурой. Очевидно, что ресурсов даже самого крупного региона не хватит на развитие научно-технического потенциала всех отраслей на всех стадиях инновационного процесса. В процессе анализа конкурентоспособности инновационных компаний в регионах требуется определить инновационный потенциал и конкурентоспособность самого региона, в котором функционируют данные компании. Здесь важнейшую роль играет определение текущего состояния и потенциала внешней среды как важнейшего фактора влияния на инновационные стратегии отдельных компаний. Инновационные стратегии компаний зависят не только от конечных рынков сбыта инновационной продукции, но также и от прочих отраслей промышленности, потребляющих инновации в качестве «сырья» для выпуска собственной готовой продукции. Все это требует анализа как инновационного рынка региона в целом, так и общего развития промышленности, ее диверсификации и целевой направленности.
Одним из приоритетных направлений государственной экономической политики РФ в настоящее время является развитие малого и среднего бизнеса. Решение этой задачи требует создания благоприятных институциональных условий для интенсивного развития малого и среднего предпринимательства, которое в свою очередь способствует формированию рыночной структуры экономики, росту налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, обеспечивает занятость населения и насыщает рынок товарами и услугами. В связи с чем возникает необходимость исследования развития малого и среднего предпринимательства. Происходит переоценка роли и места малого и среднего предпринимательства в экономике России. Возрастает потребность в развитии предпринимательства как основного фактора ускоренного социально-экономического развития региона. В связи с этим в России в последние годы предпринимаются существенные меры по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Успешное развитие малого бизнеса во многом обусловлено наличием эффективной инфраструктуры — сети организаций, предоставляющих предпринимателям комплекс услуг по различным направлениям их деятельности, включая информационные, образовательные, консультационные, маркетинговые, финансовые, имущественные и другие виды услуг.
Анализ развития малого и среднего предпринимательства в регионе позволил выявить основные принципы, необходимые к задействованию в развитии малого и среднего предпринимательства, включающие иннова-ционность, более эффективное использование уникальных способностей, знаний сотрудников, более гибкую оплату труда, а также преимущественную ориентацию на региональные источники сырья.
Инновационное развитие представляет собой такой тип развития, в основе которого лежит целенаправленный процесс поиска, подготовки и реализации нововведений, позволяющих повысить эффективность функционирования общественного производства, увеличить степень реализации и удовлетворения потребностей общества. Управление инновационным развитием предполагает знание особенностей содержания инновационных процессов, закономерностей протекания, критических областей, инструментов и пределов воздействия на них.
Инновационная система региона представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов — объектов инновационной деятельности, которые в процессе своей работы взаимодействуют друг с другом, формируют инновационное поле и требуют создания и постоянного обновления инновационной инфраструктуры региона.
Среди побудительных сил инновационной активности можно выделить внутренние и внешние мотивы. К внутренним относят необходимость замены технологии или оборудования, стремление группы талантливых инженеров реализовать свой творческий потенциал, стратегию завоевания определенного места на рынке и др. Однако внутренние факторы не всегда срабатывают. Так, крупные корпорации, добившиеся преобладания на рынке, мало заинтересованы в риске, связанном с инновациями. В данном случае решающими могут выступать факторы внешнего характера, основными среди которых выступают конкурентная среда хозяйствования и государственное регулирующее воздействие [2].
Региональная инновационная политика направлена на повышение технического уровня и конкурентоспособности производства, обеспечение выпуска инновационной продукции и высоких технологий на внутреннем и внешнем рынке, замещение импорта продукции на внутреннем рынке, активизацию экономического роста производства. Региональная инновационная политика по реализации научно-технических нововведений в приоритетных сферах производственно-хозяйственной и общественной деятельности должна быть построена на основе правовых, организационно-экономических мероприятий, активизации субъектов управления, инновационной деятельности, поиска источников инвестиций.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что в региональном инновационном процессе одинаково заинтересованы и важны все три фактора — бизнес, муниципальные власти и органы государственной власти субъекта федерации. Однако у них разные мотивы и возможности для
такой деятельности. Компании в первую очередь заинтересованы в получении прибыли и без внешних побудителей не внедряют технические новшества. В силу такой ситуации объективной доминирующей силой выступают именно регионы [3].
Для регионов с высоким уровнем диверсификации производства (в том числе и для Тульской области) на первом месте стоит вопрос определения приоритетов. Региональные инновационные системы таких регионов заведомо должны обладать наиболее разветвленной структурой. Очевидно, что ресурсов даже самого крупного региона не хватит на развитие научно-технического потенциала всех отраслей на всех стадиях инновационного процесса.
В процессе анализа конкурентоспособности инновационных компаний в регионе требуется определить инновационный потенциал и конкурентоспособность самого региона, в котором функционируют данные компании [4].
Здесь важнейшую роль играет определение текущего состояния и потенциала внешней среды как важнейшего фактора влияния на инновационные стратегии отдельных компаний. Инновационные стратегии компаний зависят не только от конечных рынков сбыта инновационной продукции, но также и от прочих отраслей промышленности, потребляющих инновации в качестве «сырья» для выпуска собственной готовой продукции. Все это требует анализа как инновационного рынка региона в целом, так и общего развития промышленности исследуемого региона, ее диверсификации и целевой направленности.
Рассматриваемые в рамках рейтинга инновационной активности регионов критерии разделены на три основные группы, соответствующие основным сегментам инновационного развития: среда для развития инноваций; производство и использование инноваций, правовая среда.
Согласно данному рейтингу Тульская область отнесена к регионам со средней инвестиционной активностью и имеет рейтинг 92.
Безусловное достоинство Тульской области — дифференцированная экономика, в которой важнейшая роль принадлежит промышленности: машиностроению и металлообработке, военно-промышленным и химическим предприятиям, черной металлургии, производству строительных материалов, которые, вместе взятые, обеспечивают выпуск 86 % промышленной продукции региона.
С точки зрения отраслевой специализации в экономике Тульской области преобладают перерабатывающие производства, а также сельское хозяйство.
Это, несомненно, дает возможности для формирования в регионе качественной инновационной базы, нацеленной на обслуживание данных перерабатывающих отраслей. Более того, наметившееся развитие в России сельского хозяйства и его государственная поддержка также позволяют
рассчитывать на благоприятные возможности региональных компаний создании и реализации инновационной продукции для данной сферы.
Несмотря на изменение числа предприятий, структура распределения их по видам экономической деятельности является достаточно устойчивой. Наиболее привлекательной для малого бизнеса является сфера торговли, включающая в себя деятельность организаций торговли и предприятий по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов и бытовых изделий (39,0 % от общего количества МП). Значительное количество малых предприятий насчитывается в сфере операций с недвижимым имуществом (18,4 %), в строительстве (12,3 %), на обрабатывающих производствах (11,8%).
Однако по-прежнему остается актуальным вопрос о стимулировании развития малого предпринимательства. Эта проблема может быть решена посредством разработки и принятия долгосрочных региональных целевых программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Данные программы должны обеспечить решение следующих задач: стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства в реальном секторе экономики путем развития системы финансовой поддержки, оказание имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства путем создания сети бизнес-инкубаторов, создание общедоступных региональных информационных ресурсов в сфере малого и среднего предпринимательства, повышение эффективности мер, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях, стимулирование вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность.
Особое место занимает сопровождение процесса имплантации технологических новшеств в управленческую, информационную, производственную структуру предприятия-реципиента. Кроме того, быстро изменяющаяся внешняя среда увеличивает потребность в дальнейшем продвижения информационных технологий. Потребности инновационного бизнеса, в том числе и малого, постоянно управляют требованиями к новым возможностям информационных технологий. Д. Роккарт и Д. Шот [5] указывают, что все более продвинутые информационные технологии используются все более сложными видами инновационной деятельности на региональном уровне, чтобы превзойти конкуренцию на уровне малого и среднего бизнеса. Тульская торгово-промышленная палата задействовала информационную инфраструктуру региона для поиска новых партнеров, предлагаемой сетью Евро Инфо Корреспондентских Центров (Enterprise Europe Network) для налаживания деловых контактов со своими европейскими коллегами. В Тульской области функционирует Евро Инфо Корреспондентский Центр Тульская область. Обратившись в региональный Евро Инфо Корреспондентский Центр, компания получает возможности доступа к международной базе данных европейских компаний, интересующихся
поиском зарубежных партнеров, системе Интранет, благодаря которой в режиме online возможен обмен информацией с другими Евро Инфо Центрами по всему миру. В сети происходит обсуждение новостей, анонсируются различные бизнес-мероприятия, выкладываются документы ЕС и РФ, касающиеся программ поддержки бизнеса.
Необходимым шагом является также создание и функционирование в регионе системы гарантирования обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства по кредитам банков.
Для эффективного развития инновационной составляющей экономики любого региона, включая и Тульскую область, требуется делать упор не только на развитие крупных инновационно-ориентированных компаний, но и на представителей малого и среднего бизнеса. Эти компании представляют собой наиболее перспективный слой инновационного предпринимательства, способный динамично развиваться, производить требуемые региону товары, обеспечивать рабочими местами научно-исследова-тельские кадры, а также выступать в роли партнеров для более крупных региональных компаний.
Библиографический список
1. Круглов В.Н., Крутиков В.К. Региональная инвестиционная политика: проблемы перспективы. Калуга; Изд-во «Эйдос», 2008. 200 с.
2. Матвеева М.А. Механизмы управления инновационной деятельностью в экономических системах (( Управление экономическими системами: электрон, науч. журн. / Кисловодский институт экономики и права. Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов, 2006. № 3(06).
3. Свечникова Н.Ю. Сравнительный анализ регионов Российской Федерации по уровню развития малого предпринимательства // Вестн. молодых ученых Самар. гос. экон. ун-та. Самара, 2007. № 2(16). С. 161-165.
4. Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 7.
5. Rockart, J.F. & Short, J.E., "IT in the 1990s: Managing Organizational Interdependence," Sloan Management Review, (Winter 1989), 7-17.
K.M. Shchepakin, YS Shcherbakova
Investment potential as the basis of the innovation of régional innovation enterprise
The main problems and prospects of transformation of innovation and investment potential of the région, the rôle of innovation and investment potential in the development of régional innovation entrepreneurship.
Keywords small business, innovation capacity, investment potential, investment attraction, innovation entrepreneurship.