Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 5 (2), с. 20-25
УДК 330.332.01
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2011 г. И.В. Антонова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
via90@yandex.ru
Поступила в редакцию 18.05.2011
Рассмотрены вопросы повышения инвестиционного потенциала Нижегородской области, выделены основные факторы, снижающие инвестиционную привлекательность региона, определены задачи инновационного развития области и методы государственной поддержки инноваций на региональном уровне.
Ключевые слова: инвестиционный потенциал, инновационное развитие, стратегия, государственная поддержка, региональная промышленная политика.
Одним из решающих условий развития российской экономики является рост объема инвестиций в различных отраслях народного хозяйства. Активизация инвестиционной деятельности способствует подъёму экономики, с помощью инвестиций создаются новые предприятия и, соответственно, дополнительные рабочие места, расширяются действующие производства, обеспечивается освоение и выход на рынок новых видов товаров и услуг. Исключительно высокая неоднородность инвестиционного пространства России является признанной и широко освещаемой особенностью современной российской экономики. Вместе с тем в работах, посвященных проблемам оценки степени благоприятности инвестиционного климата в регионах России, и по сей день остается нерешенным ряд важных вопросов, а именно:
- научное обоснование методических положений анализа и прогнозирования инвестиционной привлекательности регионов РФ как одной из интегральных характеристик инвестиционного климата различных субъектов Федерации;
- исчисление на основе целостной методики количественных уровней интегральной текущей и прогнозной инвестиционной привлекательности регионов РФ;
- комплексная количественная оценка инвестиционной активности в регионах РФ.
Региональные оценки состояния и тенденций инвестиционного климата определяются соотношением показателей инвестиционной активности и привлекательности регионов России.
Инвестиционный потенциал территории определяют:
- выгодное географическое положение;
- транспортная доступность;
- наличие достаточных и высокоэффективных природных ресурсов: сырьевых, топливноэнергетических, водных, лесных и др.;
- состояние окружающей природной среды;
- уровень развития производственной и социальной инфраструктуры;
- «цена» рабочей силы;
- наличие квалифицированных кадров, научно-техническая, проектная, образовательная база;
- уровень и качество жизни населения, емкость потребительского рынка;
- деловой климат: уровень деловой активности, уровень местного налогообложения, политика местной власти по отношению к бизнесу и другие факторы.
Региональные инвестиционные риски - неспецифические (некоммерческие) риски, обусловленные внешними по отношению к инвестиционной деятельности факторами регионального характера (регионального происхождения). К таким факторам относятся в первую очередь социально-политическая обстановка в регионе (в частности, отношение населения к процессам формирования рыночной экономики), состояние природной среды и др. Наличие региональных инвестиционных рисков определяет наличие вероятности неполного использования инвестиционного потенциала региона.
17 декабря 2010 года состоялся VIII Российский региональный конгресс «Региональные институты развития и инвестиционная привлекательность регионов: возможности, проблемы, практика», организованный рейтинговым
агентством «Эксперт РА». В рамках конгресса состоялось награждение победителей номинаций по итогам рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России 2009-2010 гг. Номинация «За минимальный инвестиционный риск» была присуждена главам исполнительной власти субъектов федерации, занявшим 16 первых мест в «Рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов» 2009/10 года по уровню интегрального инвестиционного риска (табл. 1) [1].
Таблица 1
Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов в 2009-2010 гг.
Место Субъект РФ
1 Липецкая область
2 Ростовская область
3 Воронежская область
4 Санкт-Петербург
5 Тамбовская область
6 Краснодарский край
7 Пензенская область
8 Ставропольский край
9 Калужская область
10 Волгоградская область
11 Белгородская область
12 Рязанская область
13 Москва
14 Ульяновская область
15 Республика Татарстан
16 Курская область
Нижегородская область входит в состав первой десятки регионов по рангу инвестиционного потенциала, с инвестиционным рейтингом «2В»: средний потенциал - умеренный риск. Наибольший инвестиционный потенциал - инновационный. Область занимает 24-е место по инвестиционному риску, наименьший инвестиционный риск - законодательный и финансовый. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings для Нижегородской области установило долгосрочный рейтинг в иностранной валюте и долгосрочный рейтинг в национальной валюте на уровне «BB-» и краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «B». Агентство Moody’s присвоило Нижегородской области долгосрочные кредитные рейтинги по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне «Ва2» с прогнозом «Стабильный». Присвоен также рейтинг по национальной шка-
ле «Aa2.ru». Выше кредитные рейтинги только у двух столичных городов: Москвы и Санкт-Петербурга.
Оценивая статистические данные показателей по Нижегородской области в период с 2005-го по 2010 год, можно констатировать следующее:
- доля инвестиций в основной капитал в ВРП увеличилась в 2 раза;
- индекс физического объема инвестиций в основной капитал снизился на 21%;
- объем предоставленных налоговых льгот и субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам (организациям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты) с 2007 года увеличился в 9 раз и составил 760 млн руб.;
- объем инвестиций в основной капитал увеличился в 2.7 раза и составил 172.3 млрд руб.;
- объем иностранных инвестиций увеличился в 4 раза и составил 434.7 млн долл.
Снижение показателя индекса физического объема инвестиций в основной капитал начиная с 2008 года связано с началом экономического кризиса: реальным снижением инвестиций в кризисный и посткризисный период и оттоком капитала из Российской Федерации и, как следствие, проблемами у предприятий обрабатывающей отрасли (удельный вес которых в показателе ИФО составляет 34%). Так, начиная с 2005 года по 2008 год данный показатель имел положительную динамику и составил по итогам 2007 года 127.3% к предыдущему году в сопоставимых ценах. Начиная с 2008 года происходит последовательное снижение ИФО (в 2010 году значение ИФО составило 82.1%).
В 2010 году в Нижегородской области начали производственную деятельность следующие предприятия, построенные за счет инвестиционных ресурсов:
- предприятие по производству автомобильных радиаторов и теплообменников ООО «ТРМ» (совместное предприятие «Т.РАД Ко, Лтд.», Япония, и «РМ-Системс», Россия; объем инвестиций - 736.5 млн рублей; количество создаваемых рабочих мест - 140);
- производство крепежных элементов для автомобилестроительных предприятий ООО «Флайг + Хоммель» (группа компаний «Флайг + Хоммель ГмбХ», Германия; объем инвестиций - 32 млн руб.; количество создаваемых рабочих мест - 30);
- вторая производственная линия ООО «Фройденберг Политекс»: производство нетканых полотен для дорожного и железнодорожного строительства («Фройденберг Политекс»,
Италия; объем инвестиций: 50 млн руб.; количество создаваемых рабочих мест: 7-15).
В настоящее время правительством Нижегородской области ведется планомерная работа по следующим инвестиционным проектам:
- первая очередь производства конструктивных элементов и компонентов ООО «Либхерр - Нижний Новгород» («Либхерр Ин-тернасиональ», Швейцария; объем инвестиций - 11.5 млрд рублей; количество создаваемых рабочих мест - 727; планируемый пуск в эксплуатацию: июнь 2011 г.);
- строительство предприятия по производству огнеупорных изделий ООО «Везувиус Волга» («Везувиус», Бельгия; объем инвестиций - 403 млн рублей; количество создаваемых рабочих мест - 80; планируемый пуск в эксплуатацию: 2012 г.);
- вторая производственная линия ООО «Ондулин - строительные материалы» («Онду-лин», Франция);
- строительство фабрики по производству целлюлозосодержащих волокон ООО «Йозеф Реттенмайер Рус Продуктион» («Йозеф Реттен-майер унд Зёне компани Кг+ГмбХ», Германия; объем инвестиций - 183 млн рублей; количество создаваемых рабочих мест - 30; планируемый пуск в эксплуатацию: 4 квартал 2011 г.);
- создание производства упаковки из стекла для фармацевтической продукции ООО «Шотт Фармасьютикал Пэккеджинг» на производственных площадях завода ООО «Фройден-берг Политекс», г. Заволжье, Городецкий район («Шотт АГ», Германия; объем инвестиций -500 млн рублей; количество создаваемых рабочих мест - 200; планируемый пуск в эксплуатацию: май 2011 г.).
В настоящее время в Нижегородской области создана современная инвестиционная законодательная база, отвечающая в полном объеме потребностям и интересам потенциальных инвесторов. Так, еще в 2004 г. был принят закон № 180-3 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области», который нацелен:
- на повышение инвестиционной привлекательности области в межрегиональном споре по привлечению инвестиций;
- на создание благоприятных условий для обеспечения защиты прав, интересов и имущества инвесторов;
- на понижение рисков инвестирования в реальном секторе экономики;
- на увеличение налогооблагаемой базы, сохранение старых и организацию новых рабочих мест;
- на совершенствование нормативноправовой базы инвестиционной деятельности.
Закон направлен на обеспечение инвестициями реального сектора экономики, так как именно сфера материального производства является «локомотивом» и основным источником доходов бюджета. Закон определяет правовые основы инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области, устанавливает методы государственной поддержки, порядок ее оказания органами государственной власти Нижегородской области. Впервые в российской практике в законе Нижегородской области о государственной поддержке инвестиционной деятельности сформулировано понятие государственной поддержки и законодательно установлены льготные условия для инвестирования на территории области. Особое внимание уделено законности соблюдения интересов инвесторов. В законодательстве области закреплено, что в течение срока действия инвестиционного соглашения субъект инвестиционной деятельности, реализуя приоритетный инвестиционный проект, не платит вводимые законами Нижегородской области новые налоги и сборы, для него не повышаются уже существующие налоговые ставки и сборы. Предусмотрено также, что закон не имеет обратной силы, а инвестиционные проекты сохраняют свою силу и неизменность условий. С целью раскрытия в полной мере потенциала региона в 2005 г. было образовано областное министерство инвестиционной политики. Правительством области разработана Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года, которая определяет ряд приоритетных направлений:
- первая группа отраслевых приоритетов: автомобилестроение, научно-образовательный комплекс и новая экономика, информационные технологии, пищевая промышленность, радиоэлектронная промышленность и приборостроение, химико-фармацевтическая промышленность;
- вторая группа отраслевых приоритетов: черная металлургия, топливная промышленность, авиастроение, химическая и нефтехимическая промышленность, туризм;
- третья группа отраслевых приоритетов: промышленность строительных материалов, медицинская промышленность, лесопромышленный комплекс и целлюлозно-бумажная промышленность, легкая промышленность, судостроение, сельское хозяйство [2].
К основным особенностям Нижегородского региона, снижающим инвестиционную привлекательность, следует отнести:
- отсутствие собственной сырьевой и достаточной энергетической базы и в то же время наличие материалоемкого и энергоемкого промышленного производства;
- чрезмерные масштабы развития отраслей военно-промышленного комплекса (ВПК) и связанная с ними структура капиталовложений;
- низкий уровень развития потребительского сектора экономики, недостаточная конкурентоспособность выпускаемых в области товаров народного потребления;
- исключительная степень монополизации производства значительной части продукции производственно-технического назначения;
- узкая специализация районов области на производстве промышленной или сельскохозяйственной продукции, значительная дифференциация районов по уровню социальноэкономического развития;
- низкий уровень производительности труда. В среднем по базовым секторам экономики Нижегородской области уровень производительности составляет сегодня около 6% от текущего уровня производительности в США. Такая ситуация обусловливает неспособность компаний платить высокую заработную плату и определяет неэффективную структуру занятости населения;
- недостаточная развитость транспортнологистической инфраструктуры;
- ограничения энергетической системы (неразвитость магистральных и распределительных сетей; высокая степень изношенности генерирующих мощностей; необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры подачи газа, недостаточная степень газификации северных районов области; большинство развивающихся предприятий области сталкиваются с трудностями и задержками в процессе подключения к энергосистеме; получение технических условий на выделение энергетических мощностей сопряжено со значительными сложностями и неоправданно высокими затратами).
Одним из важнейших направлений повышения инвестиционной привлекательности региона в настоящее время является рост вложений в инновационное развитие, позволяющих внедрять в производство новые прогрессивные технологии, обновлять выпускаемую продукцию, осваивать новые рынки сбыта и обеспечивать постоянное увеличение доходности и рыночной стоимости предприятия. Тем самым увеличивается инвестиционная привлекательность бизнеса. Это объясняется диалектической взаимосвязью инноваций и инвестиций, заключающейся во взаимоусиливающемся синергетическом эф-
фекте, основанном на том, что увеличение инвестиций создает условия для инновационного развития, а оно, в свою очередь, повышает инвестиционную привлекательность региона, инициируя дальнейший приток средств.
Инновационная деятельность не просто затратна. Мало того что она предполагает высокую капиталоемкость на начальных этапах процесса, она в гораздо большей степени, чем другие направления бизнеса, сопряжена с риском. Полной гарантии благополучного результата в инновационном предпринимательстве нет. Об уровне риска свидетельствует тот факт, что из каждых десяти венчурных фирм успеха добиваются лишь одна-две. В Нижегородской области, как и в целом по России, за редким исключением, еще не сформировался высокотехнологичный бизнес, который демонстрирует спрос на новые технологии и научные исследования. Не много отраслей, в которых этот бизнес развивается, - атомная энергетика, 1Т-технологии. В данных обстоятельствах необходима государственная поддержка, которая должна заключаться в первую очередь в формировании правовой и организационно-экономической среды, содействующей повышению конкурентоспособности предприятий за счет внедрения наукоемких технологий. Правительство Нижегородской области делает определенные шаги в этом направлении. Правительством России одобрена государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Согласно этой программе такие технопарки в 2006-2010 годах создаются в семи регионах, в том числе в Нижегородской области. В настоящее время инфраструктура инновационного развития Нижегородской области представлена следующими организациями:
1. ГУ «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор»
2. Бизнес-инкубатор ООО «Опора»
3. ГОУ «Нижегородский научно-информационный центр»
4. Инновационно-технологический центр Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
5. Нижегородский научный центр РАН
6. Нижегородский областной центр новых информационных технологий (НОЦ НИТ)
7. Некоммерческое партнерство «Нижегородский региональный центр наноиндустрии»
8. Нижегородский инвестиционный центр энергоэффективности [3].
В области сформирован венчурный фонд для финансирования инновационных программ и
проектов малых предприятий научно-технической сферы, отобраны на конкурсной основе проекты. Финансовое обеспечение фонда состоит из средств областного бюджета, средств федерального бюджета, полученных по результатам конкурса Минэкономразвития РФ, и средств внебюджетных источников. Результатом формирования структуры рискового финансирования должны стать последовательная интеграция региональной инновационной системы в национальную, развитие межрегиональных связей и производственной кооперации субъектов инновационного бизнеса.
Одной из центральных проблем развития инноваций в Нижегородской области является отсутствие действенных экономических механизмов, стимулирующих коммерциализацию инновационных проектов. Эти проекты обладают более высокими рисками и более длительным сроком окупаемости, чем, например, сырьевой сектор экономики. Поэтому в решении проблемы привлечения инвестиционных потоков в инновации действенным игроком должно выступать региональное правительство, которое должно расширять преференции для бизнеса путем разделения рисков, устранения различных барьеров, уменьшения налоговой нагрузки и так далее.
В настоящее время существует ряд проблем, снижающих эффективность разработки и внедрения инновационных проектов:
- отсутствие у инноваторов опыта практического внедрения разработок и нацеленность авторов на «освоение» грантовых средств. Разработчики заинтересованы в научной идее проекта, а не в ее коммерческой составляющей;
- государственные грантовые программы обеспечивают проведение НИОКР, патентование продукта и создание опытного образца. Далее необходимы внебюджетные инвестиции, а частные инвесторы в Нижегородской области неактивны. Как следствие, большое количество инновационных разработок так и не попадают в промышленное производство;
- вопросы интеллектуальной собственности остаются нерешенными. Существует необходимость законодательно разрешить передачу прав авторам на существующие патенты, не имеющие стратегического значения для государства, оформление авторами прав на создаваемую ими в лабораториях НИИ и вузов интеллектуальную собственность.
Благоприятный для технологических инноваций «климат» должен обеспечивать как поддержку предпринимателей-инноваторов, так и создание за государственный счет и силами
государственных организаций специальной инфраструктуры для малого инновационного бизнеса, для горизонтальной и вертикальной передачи новых технологий и др., то есть развития государственно-частного партнерства. Государственно-частное партнерство является важным направлением развития инновационной экономики. Его механизмы особенно актуальны в условиях финансово-экономического кризиса -когда частные капиталовложения сокращаются, государственный сектор может выступить в качестве стабилизирующего фактора. В данном контексте государство является не только партнером, располагающим значительными ресурсами, но и организатором, регулятором и заказчиком инновационных взаимодействий. Таким образом, появляется возможность создать устойчивый инновационно-инвестиционный механизм, отвечающий экономическим и социальнополитическим вызовам современности [4].
Создание государственно-частного партнерства обеспечит:
1) повышение технологического, имущественного и финансового потенциала организаций;
2) повышение эффективности управления государственным имуществом в области науки и инноваций, осуществление государственных расходов с большей эффективностью, обеспечение конкурентоспособности инновационного сектора;
3) стимулирование сближения фундаментального и прикладного компонентов в экономике и образовании.
Для дальнейшего развития инновационной деятельности на промышленных предприятиях области необходимо решение научной задачи по модификации существующих методов инвестиционной оценки и выработке практических рекомендаций по их использованию. Это поможет решить проблему адаптации предприятий к изменяющимся факторам внешней среды и, как следствие, проблемы обеспечения их инновационного развития.
В рамках решения данной задачи необходимо классифицировать существующие организационно-экономические механизмы инвестирования инноваций. Классификация этих механизмов с точки зрения особенностей организации и финансирования инновационных инвестиций представляет особый интерес в плане решения проблемы минимизации уникальных инновационных рисков.
Одной из главных проблем развития инновационной активности промышленных предприятий является вопрос управления инвести-
циями в инновации на основе воздействия на уровень специфических инновационных рисков. Путём использования различных инструментов управления проектными рисками можно воздействовать на их размеры (минимизировать и оптимизировать), тем самым непосредственно влиять на степень инвестиционной привлекательности инновационных проектов и обеспечивать реальную возможность их финансирования. Научно обоснованные методы прогнозирования и механизмы финансирования инновационных проектов, контрактные отношения, организационные формы и т.д. способны обеспечивать дополнительную информацию, устанавливать гарантии наступления определённых событий и создавать необходимые стимулы, тем самым снижая трансакционные издержки (издержки управления проектами) и воздействуя на величину риска. Представляется, что именно это позволяет еще на стадии разработки инно-
вационных проектов повышать степень их инвестиционной привлекательности и открывать практическую возможность их финансирования.
Список литературы
1. Журнал «Эксперт» http://expert.ru/
2. Министерство инвестиционной политики Нижегородской области http://www.mininvest.ru/
3. Сайт Правительства Нижегородской области http://www.government-nnov.ru/
4. Иванов В.С. Государственно-частное партнерство как фактор государственной поддержки инновационного развития региона и предприятий / Ав-тореф. дис. ... канд. эк. наук. СПб., 2009.
5. Валинурова Л.С. Управление инвестиционной деятельностью. М.: КНОРУС, 2005. 384 с.
6. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Инвестиционный анализ: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2000. 286 с.
7. Киселева Н.В. Инвестиционная деятельность: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2005. 432 с.
PROBLEMS OF INCREASING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS AND INNOVATION DEVELOPMENT OF THE NIZHNI NOVGOROD REGION
I.V. Antonova
This article discusses some questions of increasing the investment potential of the Nizhni Novgorod region, highlights the main factors that reduce the investment attractiveness of the region, and identifies the tasks of the region's innovative development and the methods of state support of innovations at the regional level.
Keywords: investment potential, innovative development, strategy, state support, regional industrial policy.