Научная статья на тему 'Оценка инновационно-инвестиционной деятельности в регионе'

Оценка инновационно-инвестиционной деятельности в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
887
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИЙ / НОВОВВЕДЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / INNOVATION-INVESTMENT ACTIVITY / REGIONAL INNOVATION SYSTEM / INNOVATION / INNOVATION POTENTIAL / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Писаренко М. Ю.

Концепция региональных систем инноваций основывается на перспективе новшества, признавая вклад подсистемы производства знаний, регулирующего контекста и предприятий в инновационной работе области. В статье обосновывается важность оценки инновационно-инвестиционной деятельности для создания региональных систем инноваций, продвижения технологического развития экономики, более эффективной передачи знаний и создания конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Писаренко М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of regional innovation system builds upon prospective innovation and takes into account the subsystem generating the knowledge that regulates the context and enterprises in regional innovation activity. This article considers the importance of innovation-investment activity evaluation for the construction of regional innovation systems, technological development of the economy, more efficient knowledge distribution, and the formation of competitive advantages.

Текст научной работы на тему «Оценка инновационно-инвестиционной деятельности в регионе»

ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 332.01

М.Ю. Писаренко ОЦЕНКА

ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РЕГИОНЕ

Концепция региональных систем инноваций основывается на перспективе новшества, признавая вклад подсистемы производства знаний, регулирующего контекста и предприятий в инновационной работе области. В статье обосновывается важность оценки инновационно-инвестиционной деятельности для создания региональных систем инноваций, продвижения технологического развития экономики, более эффективной передачи знаний и создания конкурентных преимуществ.

The concept of regional innovation system builds upon prospective innovation and takes into account the subsystem generating the knowledge that regulates the context and enterprises in regional innovation activity.

This article considers the importance of innovation-investment activity evaluation for the construction of regional innovation systems, technological development of the economy, more efficient knowledge distribution, and the formation of competitive advantages.

Ключевые слова: инновационно-инвестиционной деятельность, региональные системы инноваций, нововведение, инновационный потенциал, конкурентоспособность.

Key words: innovation-investment activity, regional innovation system, innovation, innovation potential, competitiveness.

Управление инновационно-инвестиционной деятельностью в регионе является одним из основных средств обеспечения его эффективного развития, что связано с превращением инновационной деятельности в один из решающих факторов экономического роста. В последние годы концепция региональных систем инноваций развилась в широко используемую аналитическую структуру, создающую эмпирическую основу для выработки политики управления инновационной деятельностью. Но все же подходы, использующие эту структуру, остаются неоднозначными в таких ключевых вопросах, как территориальные параметры новшества, формы финансирования развития новшеств, роль институтов или институционального контекста в появлении и поддержании региональных систем инноваций.

Именно развитие концепций региональных систем инноваций привело к увеличению интенсивности международной конкуренции в глобальной экономике, выявлению недостатков традиционных региональных моделей развития и политики и появлению успешных групп фирм и отраслей промышленности во многих регионах мира. Одним из результатов было повторное открытие многими учеными важности регионального масштаба и специфичных региональных ресурсов для стимулирования развития технологий и конкурентоспособности в регионах. Инвестиционно-инновационные процессы могут привести к региональным конкурентным преимуществам, если они основаны на таких специализированных ресурсах, как трудовые, научные, социальные, культурные и др. Иными словами, региональное развитие основывается на способности к технологическим новшествам и «институциональном обеспечении». В литературе по региональным инновационным системам нет достаточно полного описания и анализа отношений между инновацией, обучением, производством и экономической деятельностью в регионах. Попытки объяснить социальные и институциональные условия развития региональной конкурентоспособности привели к появлению множества концепций регионального развития. Их популярность связана с тем, что регион считается самым оптимальным масштабом для исследования экономики, основанной на инновациях [5, c. 10].

Можно выделить три основных раздела теории, описывающей региональные системы инноваций:

1) взаимодействия между различными участниками в процессе инноваций, особенно между пользователями и производителями, а также между бизнесом и более широким исследовательским сообществом;

2) роль институтов технологического развития, степень их институциональной «вложенности» в систему производства;

3) социально-экономический эффект развития высокотехнологичных отраслей для экономики региона.

В целом региональные инновационные системы не имеют общепринятых определений, но обычно понимаются как ряд взаимодействующих частных и общественных интересов, формальных учреждений и других организаций, которые функционируют согласно организационным и институциональным правилам и отношениям, способствующим появлению, использованию и распространению знаний. Основным фактором является то, что этот набор участников производит и распространяет системные влияния, которые поощряют фирмы развивать определенные формы капитала, социальные отношения, нормы, ценности и взаимодействия в пределах региона для укрепления его способности к технологическому, инновационному развитию и конкурентоспособности.

Анализируя развитие данной теории, можно выделить два главных типа посвященных ей работ. Первый тип — литература, рассматривающая новшества. Она основана на эволюционных теориях экономического и технологического изменения, посвящена системам инноваций, осмысливает новшество как эволюционный и социальный процесс. Новшество стимулируется и находится под влиянием многих факторов, внутрифирменных и внешних. Социальный аспект инноваций обращается как к внутреннему коллективному процессу обучения (например, производство, маркетинг, коммерциализация), так и к внешнему сотрудничеству с «поставщиками» знания, финансами, системой обучения и т.д.

Второй тип литературы рассматривает региональную экономику и фокусируется на объяснении социоинституциональной окружающей среды, где появляется новшество. С региональной точки зрения новшество ограничено местным масштабом и взаимосвязано с ним. Соответственно литература по региональной экономике должна учитывать значение пространственной концентрации институтов, создающих и распространяющих знания. Другими словами, региональная система характеризуется сотрудничеством в инновационной деятельности между фирмами и организациями, создающими и распространяющими знания, такими как университеты, различные учебные заведения, агентства, занимающиеся передачей технологий. Необходимо разработать системы взаимодействия фирм с институтами, генерирующими идеи и финансирующими развитие инноваций, при этом в центре внимания должны находиться отрасли промышленности, активность которых в бизнесе во многом зависит от инноваций (рис.).

Рис. Система регионального развития

В существующих моделях управление инновационной привлекательностью региона осуществляется с учетом трех групп факторов:

— факторы, отражающие потенциал территории региона, складывающийся из ресурсных, экологических составляющих и человеческого потенциала;

— факторы, характеризующие эффективность использования этого потенциала путем высокой производительности и рыночной активности;

— факторы, позволяющие оценить степень выраженности в регионе инновационной экономики, уровень развития современных технологий и качество инновационных решений.

На наш взгляд, данные факторы не в полной мере отражают уровень инновационного развития экономики региона. В условиях неопределенности, сопутствующей инновационной деятельности, возникает необходимость в разработке таких методов ее оценки, которые обеспечивали бы анализ процессов реализации нововведений.

Результативность инновационной деятельности напрямую зависит от того, насколько точно произведена оценка и экспертиза риска, а также от того, насколько адекватно определены методы управления им. Инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления предпринимательства, сопряжена с неопределенностью и связанным с ней риском. Поэтому этап построения системы управления рисками должен быть на первом плане в любой модели. От успешности решения данной задачи зависят результаты реализации всего инновационного проекта. Трудно предвидеть, какая инновация будет иметь успех на рынке, а какая не будет пользоваться спросом.

В связи с тем, что в данной работе инновационный потенциал рассматривается не только как возможность появления инновации, но и как возможность ее реализации, то он должен учитывать основные экономические характеристики: насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели.

Поэтому в качестве составляющих инновационной привлекательности регионов можно принять две основные самостоятельные характеристики: инвестиционный потенциал и риск.

Инвестиционный потенциал региона отображает ряд необходимых частных потенциалов (каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей):

— ресурсно-сырьевого (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);

— трудового (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);

— производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);

— инновационного (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);

— институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);

— инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);

— финансового (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);

— потребительского (совокупная покупательная способность населения региона).

Величина риска показывает вероятность потери инновации и дохода от ее реализации. Выделяются следующие виды риска:

— экономический (тенденции в экономическом развитии региона);

— финансовый (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);

— политический (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, легитимность местной власти);

— социальный (уровень социальной напряженности);

— экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);

— криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений);

— законодательный (юридические условия в тех или иных сферах или отраслях, порядок использования отдельных факторов производства).

Для расчета инновационной привлекательности региона, помимо показателей инвестиционного потенциала и риска, необходимо добавить элемент, характеризующий уровень развития сотрудничества в инновационной деятельности между фирмами и организациями, создающими и распространяющими знания, финансирующими развитие инноваций и реализующими их в производстве:

I = 1п ■ К,

где I — показатель инновационной привлекательности региона;

Ы — показатель развития социоинституциональной окружающей среды региона;

К — показатель инвестиционной привлекательности региона.

Для оценки показателя развития социоинституциональной окружающей среды выбирается регион-лидер, имеющий максимальный значение показателя, которое принимается за 1. Далее относительно лидера соответствующие параметры других регионов пересчитываются в отношении по приведенной ниже формуле:

п 1п

1птах

Показатель инвестиционной привлекательности региона определяется по формуле:

К = k1 '(1 - k2 )>

где k1 — экономическая составляющая, в долях единицы;

k2 — рисковая составляющая, в долях единицы.

Экономическая составляющая представляет собой отношение прибыли от инвестиций к вложенным средствам:

к, =(ВРП ■ (1 - Д) ■(1 - Т) - И )/И,

где ВРП — валовой региональный продукт;

Д — дефицит бюджета, в долях единицы (отношение дефицита госбюджета к ВРП);

Т — средняя ставка налогообложения;

И — объем инвестиций.

Рисковая составляющая необходима для оценки уровня совокупного риска, должна включать как инвестиционные, так и инновационные риски и рассчитывается по следующей формуле:

n

Ё р ■ л

к2 = ^-----.

Ё j i

1=1

где n — число показателей;

pi — характеристика показателя;

ji — вес показателя.

Таким образом, инновационный потенциал региональной системы рассматривается как совокупная характеристика, отражающая способность объекта к созданию, внедрению и коммерциализации инноваций. Причем финансово-экономические, рисковые и институциональные составляющие являются важнейшими элементами инновационной экономики, именно они превращают новации в реальные проекты, чем обеспечивают технологический прогресс и рост региональной конкурентоспособности.

Влияние государства на развитие инновационных систем по-прежнему очень велико. Во всех странах государственные решения, влияющие на инновационную деятельность, планируются и осуществляются на национальном уровне, государство все еще выступает основной регулирующей и инициирующей силой.

Государственная поддержка в данной области может осуществляться в форме финансирования государственных программ, создания венчурных гарантийных фондов, грантовой поддержки инновационных производств, государственно-частного партнерства.

Необходимо государственное содействие системе оборота результатов интеллектуальной деятельности. Это предполагает стимулирование патентной активности и обеспечение последовательной защиты прав на продукты интеллектуальной собственности; инвентаризацию, оценку стоимости, оформление прав и учет продуктов интеллектуальной деятельности на государственных предприятиях, анализ возможностей их использования и разработку механизма использования. Особенно актуальной данная задача становится сегодня — в условиях динамичного сокращения списка стратегических предприятий и подготовки их к приватизации.

Список литературы

1. Олейник А.Н. Институциональная экономика: учебное пособие. М., 2006.

2. Портер М. Конкуренция. СПб., 2007.

3. Сурнина Н. М. Особенности формирования регионального имущественного комплекса // Российские регионы и центр: взаимодействие в экономическом пространстве: сборник трудов / под ред. Ю. Г. Липеца. М., 2000.

4. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М., 2005.

Об авторе

М. Ю. Писаренко — асп., РГУ им. И. Канта, pisarenko85@yandex.ru

Author

M. Pisarenko, PhD student, Department of Finance, Currency Circulation and Credit, IKSUR, pisarenko85@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.