Научная статья на тему 'Развитие региональной инвестиционно-инновационной деятельности (на примере Республики Татарстан)'

Развитие региональной инвестиционно-инновационной деятельности (на примере Республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕЗО-УРОВЕНЬ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE POTENTIAL / MESO-LEVEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харисова Г. М., Бобкова А. А.

В статье рассмотрены теоретические аспекты инвестиционной привлекательности и инновационной деятельности регионов. Выявлены положительные и отрицательные стороны основных групп инвесторов при финансировании инновационной деятельности субъекта РФ, а также приведены методы привлечения инвестиций в инновационные проекты. Проанализированы возможные пути улучшения привлекательности инновационной системы Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of a regional investment and innovation activity (on the example of the Republic of Tatarstan)

Divided conditionally potential investors into three groups the state (Russia), foreign and Russian investors can make a conclusion that is preferable to focus on the domestic investors, the main proof of this is the coincidence of their interests with the interests of the company. As a result of the analysis of the factors contributing to the improvement of the investment attractiveness of the Republic of Tatarstan for implementation of innovations, it turned out that in the Republic pays great attention to the development of strategies of innovative development. Analyzing the innovation potential of the region, it is necessary to note, that the Republic of Tatarstan is a leader by the number of elements of infrastructure among the regions of the Volga Federal district (40 items), this, of course, a positive moment for a given subject. Priority directions of innovation policy of the Republic of Tatarstan the newest information technologies and systems (development of microelectronics), energy-saving technologies, innovative means of communication and transport, and others. The Republic of Tatarstan, of course, doesn’t need to spend huge efforts and means to improve the investment image due to the fact that the region is already visible on the background of other regions of Russia and in many spheres of economic life takes the leading positions. Nevertheless, in the Republic is conducted extensive work on the dissemination of information about the investment attractiveness of the region, its innovation potential. And finally, when considering such direction, as the systematic study and the implementation of the best international and inter-regional experience it can be noted that the Republic of Tatarstan is actively working in this direction.

Текст научной работы на тему «Развитие региональной инвестиционно-инновационной деятельности (на примере Республики Татарстан)»

УДК 332.1:330.322

Харисова Г.М. - кандидат экономических наук, доцент

E-mail: rida@mail.ru

Бобкова A.A. - аспирант

E-mail: alena_bobkova@bk.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Развитие региональной инвестиционно-инновационной деятельности (на примере Республики Татарстан)

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические аспекты инвестиционной привлекательности и инновационной деятельности регионов. Выявлены положительные и отрицательные стороны основных групп инвесторов при финансировании инновационной деятельности субъекта РФ, а также приведены методы привлечения инвестиций в инновационные проекты. Проанализированы возможные пути улучшения привлекательности инновационной системы Республики Татарстан.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инновационная

деятельность, инновационный потенциал, мезо-уровень.

Переход к инновационному пути развития страны является одним из высших приоритетов в России в области развития науки и техники, наряду с такими важнейшими направлениями политики государства, как повышение качества жизни населения, достижение экономического роста и т.д. Внедрение инноваций в хозяйственную жизнь организации или региона требует вложения финансовых средств в их разработку и освоение. Высокие конкурентные преимущества достигаются с помощью сбалансированности и взаимосвязи целей и задач инвестирования конкретных инновационных проектов. Рассматривая научную экономическую литературу, можно отметить, что большое внимание уделяется анализу мезо-уровня и внедрению инноваций во все сферы жизнедеятельности региона. В первую очередь, рассматривается специфика региона, выявляются конкурентные преимущества, ведется мониторинг и определяется рейтинг развития региона. В связи с этим возникает необходимость определения ресурсов территории и принятия необходимых мер по их рациональному использованию. Именно поэтому актуальным является изучение инноваций региона как необходимого инструмента, способного помочь региону выйти на инновационный путь развития.

Финансирование инновационных проектов является основополагающим фактором процесса коммерциализации результатов исследований и опытно-конструкторской деятельности. Инвесторы будут вкладывать свои средства только в объекты с высокой инвестиционной привлекательностью. Каждый из субъектов РФ имеет определенный инвестиционный климат. В большинстве случаев на региональном уровне понятия «инвестиционный климат» и «инвестиционная привлекательность» не разделяются, и в их содержание вкладывается один и тот же смысл. Известно, что под инвестиционным климатом (привлекательностью) понимается обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему [6]. Сферы инвестиций и инноваций тесно связаны между собой. Это доказывает и тот факт, что улучшению инвестиционной привлекательности региона способствует повышение уровня инновационного развития, и наоборот, для большего привлечения инвестиций именно в инновации нужно, чтобы регион был достаточно привлекателен для инвесторов вообще. В законодательстве России, несмотря на популярное обсуждение темы инновационного развития, пока нет четкого определения инноваций и инновационной деятельности, а внесенный в Госдуму 3 февраля 2011 г. законопроект «О господдержке

инновационной деятельности в РФ» возвращен субъекту права законодательной инициативы для выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы. Данный закон в настоящий момент не принят. Под инновационной деятельностью в вышеуказанном законопроекте понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности [3].

Для привлечения внимания инвесторов к конкретному субъекту РФ необходимо найти пути улучшения привлекательности региона. На наш взгляд, необходимо разделить инвесторов на три основные группы: это государство (Россия), иностранные инвесторы и российские инвесторы (обычно юридические лица), которые разделяются по некоторым признакам, таким как: предпочтения какому-либо региону, контроль за эффективностью вложенных средств, сумма возможного инвестирования и отношение к финансированию инновационной деятельности. Данное разделение представлено в таблице. Целесообразность разделения выявляет положительные и отрицательные стороны каждой группы инвесторов.

Таблица

Основные признаки разделения инвесторов по привлечению инвестиций в инновационные проекты

Признаки различия Г руппы инвесторов

Г осударство (Россия) Российские инвесторы Иностранные инвесторы

Предпочтения какому-либо региону Нет предпочтений Предпочтения отдаются ближайшим регионам или регионам с наивысшей привлекательностью (по российским стандартам) Предпочтения отдаются регионам с наивысшей привлекательностью (по международным стандартам)

Контроль за эффективностью вложенных средств Контроль практически не осуществляется Эффективность вложенных средств контролируется Осуществление контроля достаточно затруднительно

Сумма возможного инвестирования Сумма ограничена Сумма не ограничена, зависит от уровня компаний-инвесторов и их количества Сумма не ограничена

Отношение к финансированию инновационной деятельности Финансирование возможно, но сильно зависит от политико- экономических условий Финансирование возможно, но зависит от степени «продвинутости» инвестора и его информационной подготовленности Финансирование возможно, но предпочтения отдаются отдельным отраслям промышленности (например, сырьевым, перерабатывающим)

На наш взгляд, предпочтительнее ориентироваться на отечественных инвесторов, так как их интересы совпадают с интересами общества. Здесь как на начальном этапе происходит жесткий отбор объектов инвестирования, так и на протяжении всего процесса деятельности производится контроль за эффективностью вложенных средств. Тем более, в отличие от иностранных, отечественные инвесторы заинтересованы не только в получении прибыли, для них важен и социальный аспект, так как они являются частью гражданского общества. Но не стоит забывать и об иностранном финансировании: мы знаем, что инвесторы все-таки имеют одну цель - получить прибыль от своих вложений. Несмотря на то, что государство тоже заинтересовано в развитии регионов, оно не может играть

большую роль в инвестировании в силу ограниченности возможных вложений и некой «безответственности» за их отдачу. Для государства все регионы нашей страны являются либо донорами, либо реципиентами. Поэтому развитие каждого региона, с одной стороны, для данного инвестора важно, но, с другой стороны, в интересах государства развитие всей страны, а какие из субъектов РФ будут отставать и какие лидировать - это уже вопрос второстепенный. Может быть, поэтому в нашем государстве не развита система поощрения - мы можем наблюдать частое и в значительно больших размерах финансирование регионов - реципиентов. На наш взгляд, финансирование конечно необходимо, но оно должно быть рациональным, то есть нужно финансировать не просто регион, а конкретные проекты, идеи, предложения, или поощрять достигнутые регионами высокие показатели и результаты. Здесь государство должно выступать больше как аппарат регулирования всех производимых процессов и страхования, а также поощрения инвесторов и инноваторов -именно поощрения за полученные результаты, которое можно производить, например, пропорционально показателям инновационной деятельности за прошлый период. Тогда регионы, имеющие высокий уровень инновационного развития, получат стимул к дальнейшему развитию, а регионы, имеющие низкую инновационную активность, избавятся, может быть, от привившейся к ним «голландской болезни», ресурсом в которой представляются бюджетные ассигнования в данные регионы.

К основным методам привлечения инвестиций в инновационные проекты относятся как известные (можно сказать, традиционные) методы, такие как: акционирование предприятия, кредитование, лизинг, венчурное финансирование, государственное финансирование, так и новые методы, к которым можно отнести форфейтинг, франчайзинг, спонсоринг и франдайзинг. Последние понятия распространены лишь в узких специализирующихся кругах, но эти методы также эффективны и, несомненно, могут быть использованы при привлечении инвестиций. Форфейтинг является операцией по трансформации коммерческого кредита в банковский. Понятие франчайзинг по сути означает систему договорных отношений между крупными и мелкими самостоятельными фирмами, при которой последние получают право на использование технологии производства, продажи товара или услуги известной фирмы, а также право пользования известным товарным знаком. В развернутом виде спонсоринг представляет собой подбор или организацию инновационного проекта, ведение и контроль события, проведение и/или контроль РЯ- и рекламной кампании, гарантированное осуществление проекта и учета интересов спонсора. Фандрайзинг - это целенаправленный систематический поиск спонсорских (или иных) средств для осуществления и поддержки проектов (в том числе инновационных) [1].

В региональном управлении для определения состояния и перспектив инновационного развития мезо-уровневой системы используют различные пути. Проанализируем возможные пути улучшения инвестиционно-инновационной привлекательности Республики Татарстан.

Национальную инновационную систему необходимо постоянно совершенствовать, иначе успешной конкуренции не достичь. В большинстве моделей таких систем основным «игроком» является государство. Для регионального развития соответственно важна политика властей на уровне субъектов РФ. Что касается инновационной деятельности, имеющей силу закона в Татарстане, на смену Республиканской программе развития инновационной деятельности на 2004-2010 годы пришла новая программа -Закон РТ от 2 августа 2010 г. № бЗ-ЗРТ «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан». Законом определяются цели, задачи и принципы инновационной политики, регулируются отношения, которые возникают при реализации мер государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Татарстан. Определены субъекты, содержание инновационной деятельности, а также требования, предъявляемые к инновационным проектам. Также в республике разрабатываются различные целевые инновационные программы [2].

В целом можно отметить, что в Республике Татарстан ведется последовательная и долгосрочная инновационная политика с четко сформулированными целями и задачами.

К факторам, способствующим успешному развитию инновационной системы региона, можно также отнести систематические усилия по налаживанию и укреплению

сотрудничества между частным, исследовательским и образовательным секторами. Здесь же можно отметить важность создания и развития программ коммерциализации инноваций. Развитию отношений между частным, исследовательским и образовательным секторами также способствуют технопарки и бизнес-инкубаторы, которые часто создаются на базе высших учебных заведений. В Татарстане всего 9 центров трансфера технологий, общее количество технопарков и бизнес-инкубаторов - 14. Также в Татарстане 9 органов координации инновационной деятельности (к ним относятся Центр энергосберегающих технологий РТ при Кабинете Министров Республики Татарстан, Общество изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан и другие), 6 венчурных фондов и 2 центра научно-технической информации (Татарстанский ЦНТИ, ФГУ «Татарстанский центр стандартизации, метрологии и сертификации»). Общее количество элементов инновационной инфраструктуры в регионах ПФО, в том числе и Республике Татарстан, на сентябрь 2012 года представлено на рис. [10, 11].

Рис. Общее количество элементов инновационной инфраструктуры в регионах ПФО

(на сентябрь 2012 г.)

Анализ инновационного потенциала Республики Татарстан показывает, что в данном регионе имеются предпосылки активизации инновационного процесса, проявляющиеся в значительном производственном потенциале, активной работе Казанского научного центра Российской академии наук, Академии наук Республики Татарстан, вузов, отраслевых НИИ, существующих элементах инновационной инфрастуктуры (ОАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея», Центр инновационных технологий, технопарки при КГТУ (КХТИ), КГТУ (КАИ) и др.). В Татарстане эффективно действуют особая экономическая зона «Алабуга», четыре индустриальных парка, технополис «Химград», девять технопарков и шесть инвестиционных и венчурных фондов. Вместе с тем наблюдается разобщенность в работе указанных структур, нет целевой ориентации в расходовании государственных средств на инновационные проекты. Все это приводит к разрыву непрерывной цепочки инновационного процесса [7, 10].

Таким образом, видно, что усилия по налаживанию и укреплению сотрудничества между частным, исследовательским и образовательным секторами в Татарстане имеют систематический характер. Это доказывает достаточно богатый в сравнении с другими субъектами РФ инновационный потенциал. На основе системного подхода появляется возможность обосновать и эффективно применять системные методы управления инновационной деятельностью в регионе.

Республика

Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика

Мордовия

40 Кировская область

Выявление и целевая поддержка важных для инновационно-технологического потенциала направлений - еще один ключ к успешному развитию инноваций в регионах. К числу приоритетов государственной инновационной политики РФ относятся федеральные целевые программы: «Национальная технологическая база», «Развитие электронной техники в РФ», «Развитие гражданской авиационной техники», «Информатизация РФ», «Технологии двойного назначения», «Развитие промышленной биотехнологии», «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности» и прочее [1].

Инновационное развитие предприятий региона - процесс достаточно сложный и требует мобилизации ресурсов: финансовых, материальных, информационных,

интеллектуальных, кадровых - для коммерциализации результатов научных исследований и разработок и продвижения инновационной продукции на рынок. Приоритетные направления, в которых будут вестись научно-исследовательские и опытноконструкторские работы в ближайшее время, определяет инновационный меморандум. В соответствии с этим проектом в Республике Татарстан заложено пять приоритетных направлений в области инновационной политики. Это развитие микроэлектроники, разработка информационных систем в области образования, науки, культуры, медицины, экологии, управления и безопасности. Также приоритетными направлениями в области инноваций являются энергосберегающие технологии и нетрадиционные энергоресурсы, разработка принципиально новых материалов, производственные технологии нового поколения, инновационные средства транспорта и связи [9]. Таким образом, в Республике Татарстан определены приоритетные направления, которые соответствуют приоритетам государственной инновационной политики РФ.

Разработчики новых продуктов - часто не только крупные финансово состоятельные организации, но и малые предприятия, и просто отдельные люди, и им нужна государственная поддержка инновационной деятельности. Государственная поддержка инновационной деятельности должна предоставлять возможность финансирования. Согласно Закону РТ от 2 августа 2010 г. № бЗ-ЗР «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан» государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться органами государственной власти Республики Татарстан в следующих основных формах: финансирование НИОКР, предоставление субъектам инновационной деятельности государственного имущества региона, предоставление специализированных и консультационных услуг. При этом финансирование осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан, а также за счет иных средств, не запрещенных законодательством. Также для регулирования инновационной деятельности, осуществляемой на территории республики, органы государственной власти субъекта могут использовать такие формы и методы, как предоставление субъектам инновационной деятельности льготных условий пользования государственным имуществом РТ, осуществление мер по популяризации научно-технической деятельности в Республике Татарстан в средствах массовой информации и т.д. [4, 9].

Привлечение инвестиций является для всех субъектов РФ одним из главных направлений в стратегии социально-экономического развития. Чтобы инвесторы обращали внимание на инновационные проекты конкретного региона, необходимо улучшать инвестиционную привлекательность данной территории в целом, а также повышать уровень инновационного развития. Это тот фактор успешного развития региональной инновационной системы, который может быть изменен только в долгосрочной перспективе и зависит от многих моментов. Регионы в этом случае могут лишь посодействовать улучшению их инновационного и инвестиционного имиджа. Поэтому каждому региону, заинтересованному в повышении конкурентоспособности, имеет смысл направлять свои усилия и на создание и поддержание устойчивой репутации территории. Важным моментом здесь может стать формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов, в том числе посредством культурного составления каталогов предприятий, каталогов инвестиционных проектов и т.п.

Республика Татарстан - один из наиболее перспективных в экономическом отношении субъектов Российской Федерации. Экономический потенциал Республики огромен. Благоприятный инвестиционный климат сохраняется за счет стабильного

развития региона и постоянно совершенствующейся законодательной базы. Это позволяет рассчитывать на стабильный приток в Татарстан иностранных и отечественных инвестиций. Чтобы узнать информацию о данном регионе, можно использовать следующие источники: Общественно-политическая газета «Республика Татарстан», деловая электронная газета «Бизнес-Online», информационное агентство «Татар-информ», деловая газета «Время и деньги» и т.д. В республике ведется обширная работа по распространению информации об инвестиционной привлекательности региона, его инновационном потенциале. В качестве примера можно привести периодически проводимые мероприятия, в том числе Казанская венчурная ярмарка, основной целью которой является формирование имиджа Республики Татарстан как комфортной территории для построения и ведения инновационного технического бизнеса.

Республику Татарстан можно безоговорочно назвать одним из самых известных и привлекательных для инвестиций регионов страны, в том числе в инновационную сферу. О высоком уровне развития региона свидетельствует выбор столицы Татарстана в качестве места проведения таких грандиозных событий, как Универсиада-2013, чемпионат мира по футболу и т.д., частые визиты первых лиц страны в регион, и даже известность Казани в качестве третьей столицы России.

Последний фактор, способствующий успешному развитию региональной инновационной системы, - систематическое изучение и внедрение лучшего международного и межрегионального опыта. Что касается сотрудничества с отечественными партнерами, рассматриваемый регион активно работает в этом направлении. Президент Республики Рустам Минниханов является председателем Совета Ассоциации инновационных регионов России (АИРР). Руководство республики неоднократно заявляло, что для дальнейшего внедрения инноваций в различные отрасли экономики необходимы грантовая поддержка инновационных регионов и усиление межрегионального и межкластерного взаимодействия [5]. Кроме отечественных регионов Республика Татарстан уделяет серьезное внимание сотрудничеству с иностранными партнерами, в том числе и со Швецией, чья модель была заложена в основу первых татарстанских технопарков [8].

В современных экономических условиях все большее значение приобретает эффективное развитие мезо-уровня за счет выявления инновационно-инвестиционных возможностей региона и их применения. Экономический рост региона, уровень и качество жизни населения во многом определяются эффективностью научной и инновационнотехнологической деятельности. Региональные власти должны отслеживать, внедрять, управлять инновационными проектами в регионе для того, чтобы развитие региона было эффективным и в целом население получило от этого проекта определенное благо.

Список литературы

1. Василевская И.В. Экспертиза инновационных проектов. В кн.: Инновационный менеджмент. - М.: Изд-во «Инфра-М», 2005.

2. Закон Республики Татарстан от 2 августа 2010 г. № 63-3PT «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан».

3. Законопроект «О господдержке инновационной деятельности в РФ» (внесен в Госдуму 3 февраля 2011 г., возвращен субъекту права законодательной инициативы для выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы согласно протоколу № 270, пункт 48).

4. Загидуллина Г.М., Клещева O.A. Развитие инновационной инфраструктуры инвестиционно-строительного комплекса // Известия КГАСУ, 2011, № 2 (16). - С. 271-277.

5. Инновациям Татарстана необходима грантовая поддержка // Журнал «Бюджет», 2012, 20 августа.

6. Ковалев В.В., Иванов В.В., Лялин В.А. Инвестиции. 2 изд-е. - М.: Проспект. - 592 с.

7. Регионы России: социально-экономические показатели, 2010. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2011.

8. Программа «Инвестиционная привлекательность российских регионов», опубликованная на сайте Фонда поддержки и развития регионов. URL: htpp://www.regionalrussia.ru (дата обращения: 26.09.2012).

9. Официальный сайт Министерства юстиции Республики Татарстан. URL: htpp://www.minjust.tatarstan.ru (дата обращения: 26.09.2012).

10. Портал «Инновации и предпринимательство». URL: htpp:// www.innovbusiness.ru (дата обращения: 27.09.2012).

11. Харисова Г.М. Развитие инновационной структуры Республики Татарстан // Известия КГАСУ, 2010, № 2 (14). - С. 360-365.

Kharisova G.M. - candidate of economical sciences, associate professor

E-mail: rida@mail.ru

Bobkova A.A. - post-graduate student

E-mail: alena_bobkova@bk.ru

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya St., 1

The development of a regional investment and innovation activity (on the example of the Republic of Tatarstan) Resume

Divided conditionally potential investors into three groups - the state (Russia), foreign and Russian investors can make a conclusion that is preferable to focus on the domestic investors, the main proof of this is the coincidence of their interests with the interests of the company.

As a result of the analysis of the factors contributing to the improvement of the investment attractiveness of the Republic of Tatarstan for implementation of innovations, it turned out that in the Republic pays great attention to the development of strategies of innovative development. Analyzing the innovation potential of the region, it is necessary to note, that the Republic of Tatarstan is a leader by the number of elements of infrastructure among the regions of the Volga Federal district (40 items), this, of course, a positive moment for a given subject. Priority directions of innovation policy of the Republic of Tatarstan - the newest information technologies and systems (development of microelectronics), energy-saving technologies, innovative means of communication and transport, and others. The Republic of Tatarstan, of course, doesn't need to spend huge efforts and means to improve the investment image due to the fact that the region is already visible on the background of other regions of Russia and in many spheres of economic life takes the leading positions. Nevertheless, in the Republic is conducted extensive work on the dissemination of information about the investment attractiveness of the region, its innovation potential. And finally, when considering such direction, as the systematic study and the implementation of the best international and inter-regional experience - it can be noted that the Republic of Tatarstan is actively working in this direction.

Key words: investment attractiveness, innovative activity, innovative potential, meso-level.

References

1. Vasilevskaya I.V., Examination of innovative projects, «Innovative management», Publishing house «Infra-M», 2005.

2. Law of the Republic of Tatarstan from August 2, 2010. № 63-PFA «On innovational activities in the Republic of Tatarstan».

3. The bill «On state support of innovative activity in the Russian Federation» (introduced by the state Duma on February 3, 2011. returned to the subject of the right of legislative initiative for the implementation of the requirements of the Constitution of the Russian Federation and the Rules of the State Duma under the Protocol № 270, paragraph 48).

4. Zagidullina G.M., Klescheva O.A. The development of innovation infrastructure of investment-building complex // News of the KSUAE, 2011, № 2 (16). - P. 271-277.

5. The Innovations of Tatarstan is necessary grant support, the magazine «Budget», 2012, 20 august.

6. Kovalev V.V., Ivanov V.V., Lyalin V.A. Investments. 2 Izd-e. - M.: Prospekt. - 592 p.

7. Regions ofRussia: socio-economic indicators, 2010, Statistical collection. -M.: Rosstat, 2011.

8. The program «Investment attractiveness of Russian regions», published on a site of Fund of support and development of regions. URL: http://www.regionalrussia.ru (references date: 26.09.2012).

9. Official site of the Ministry of justice of the Republic of Tatarstan. URL: http://www.minjust.tatarstan.ru (references date: 26.09.2012).

10. Portal «Innovation and entrepreneurship». URL: http://www.innovbusiness.ru

(references date: 27.09.2012).

11. Kharisova G.M. Development of innovative infrastructure of the republic of Tatarstan // News of the KSUAE, 2010, № 2 (14). - P. 360-365.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.