Научная статья на тему 'Стратегия инновационного пути развития экономики России'

Стратегия инновационного пути развития экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия инновационного пути развития экономики России»

и распространении пятого технологического уклада, особенно в гражданских отраслях.

В 90-е гг. в результате рыночных реформ государственно-централизованная инновационная система была демонтирована, а новая, адекватная регулируемой рыночной экономике не создана. Государство практически перестало поддерживать инновационные проекты. В условиях открытости экономики наукоемкая отечественная продукция вытеснялась с внутреннего и внешнего рынков. Многократно сократились число инноваций и доля инновационных продуктов в объеме производства. Наблюдался процесс технологической деградации экономики, сокращения доли пятого и четвертого технологических укладов, увеличения доли третьего и реликтовых укладов. Конкурентоспособность продукции и загрузка производственных мощностей резко упали. Происходили сокращение и старение научного и инженерно-конструкторского персонала, талантливая молодежь уходила в коммерческие виды деятельности или эмигрировала. Доля России на мировом рынке высоких технологий составила всего 0,3%, затраты на импорт технологий вдвое превысили доходы от их экспорта. В результате резкого сокращения машиностроения возросла зависимость страны от импорта инвестиционного оборудования, вычислительной техники, другой современной продукции.

С 1999 г. экономика России вступила в фазу оживления экономики. Вырос объем инвестиций, возобладала тенденция к экономическому росту, опережающими темпами увеличиваются денежные доходы и спрос населения. Однако благоприятствуют этому в основном внешние ценовые факторы; инновационные факторы практически не задействованы. Продолжается старение основных фондов; физический износ машин, оборудования, транспортных средств в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте превысил 60%. Сокращается доля государства в инвестициях и инновациях. Практически не вырос спрос на отечественную наукоемкую продукцию и изобретения; в 2002 г. всего 27% вновь созданных и 2,6% использованных передовых производственных технологий имели патенты на изобретения. Это обрекает продукцию производственных отраслей на неконкурентоспособность, вытеснение с внутреннего и внешнего рынков.

Государство оказалось перед необходимостью формирования долгосрочной инновационной стратегии.

В настоящее время достаточно четко вырисовываются два варианта содержания и механизма реализации перспективной стратегии социально-экономического и инновационно-технологического развития России. Одну из них можно назвать инерционнорыночной: она сформулирована в утвержденной Правительством России 15 августа 2003 г. Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.) [1]. Другая - стратегия инновационного прорыва -отражена в утвержденных Президентом РФ 30 марта 2002 г. «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», предусматривающих переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов [2], в установках Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ о повышении конкурентоспособности отечественной продукции и удвоении ВВП за десятилетний период, в материалах совместного заседания Совета безопасности, и Президиума Госсовета 24 февраля 2004 г.

Инерционно-рыночная стратегия отдает приоритет в осуществлении инвестиций и инноваций частному сектору, ориентирована на дальнейший отказ государства от поддержки инноваций, на опережающее развитие импорта, что приведет к дальнейшему вытеснению отечественной продукции с внутреннего и внешнего рынков. При таком подходе не могут быть обеспечены повышение конкурентоспособности отечественной продукции и высокие темпы экономического роста, освоение базисных инноваций. Страна окончательно окажется на периферии мирового научно-технологического пространства, превратится в объект эксплуатации мощных ТНК и рынок сбыта их продукции.

Стратегия инновационного прорыва строится на следующих принципах:

1. Инновационного обновления.

2. Неравномерно-циклическом построении инновационной экономики.

3. Науке и изобретениях.

4. Инвестициях в основной капитал.

5. Интеграционные механизмы.

Рис. 1. Структура механизма реализации стратегии инновационного прорыва

6. Основе партнерства государства, предпринимателей, творческих личностей и общества.

7. Выработке эффективного механизма реализации стратегии инновационного прорыва.

Стратегия инновационно-технологического прорыва вытекает из необходимости перехода к инновационному пути развития страны и ускорения темпов экономического роста на основе повышения конкурентоспособности отечественной продукции. Основные положения этой стратегии состоят в следующем.

• Государство и бизнес должны сконцентрировать инновационно-инвестицион-

ные ресурсы на узком поле стратегических инновационных приоритетов.

• Нужно создать достаточную законодательную базу, инфраструктуру, эффективные организационные формы, надежную кадровую составляющую.

• Государству необходимо взять на себя стартовое финансирование базисных инноваций в производственном секторе и обеспечение инноваций в нерыночном секторе, создать благоприятный инновационный кли-

мат, развивать венчурное финансирование малого и среднего инновационного бизнеса, поддерживать экспорт отечественной наукоемкой продукции и импортозамещение на отечественном рынке.

• Развивать стратегическое партнерство в инновационно-технологической сфере со странами СНГ, заинтересованными странами Востока и Восточной Европы и по освоению и распространению новых поколений техники (технологий) и по совместному освоению перспективных ниш на мировых рынках.

Инновационный путь развития России характеризуется как количественными, так и качественными факторами, которые будут определять это развитие на предстоящую половину столетия.

Стратегия инновационного прорыва опирается на имеющийся в стране задел фундаментальных, прикладных и опытноконструкторских работ и их дальнейшее развитие в условиях развертывающейся научной революции, на создание научных и конструкторских основ освоения поколений современных технологических укладов.

Россия не имеет возможности вести исследования чрезмерно широким фронтом. Предстоит проводить селективную научнотехническую политику, оказывая государственную поддержку прежде всего тем направлениям исследований, научным, инженерным и конструкторским школам, которые могут быть мировыми лидерами или находиться в составе лидеров, обеспечивая перспективную конкурентоспособность отечественной продукции в условиях глобализации и открытости экономики.

Потребность в инновационо-инвести-ционном обновлении устаревших, неконкурентоспособных основных фондов и продукции во много раз превышает ресурсы, которые государство и бизнес могут выделить на эти цели. Осуществить инновационное обновление на прежней технологической базе практически невозможно. Выход в том, чтобы осуществлять инновационное обновление на принципиально новой, ресурсосберегающей основе прежде всего тех отраслей и производств, где может быть обеспечена конкурентоспособность, расширение продаж на рынке, с тем чтобы использовать полученные дополнительные доходы для расширения фронта прорыва, модернизации отстающих

отраслей и производств. Для этого нужны обоснованно выбранные инновационные приоритеты, рассчитанные на 10-15 лет и периодически корректируемые.

При выборе системы приоритетов инновационно-технологического развития России на перспективу необходимо исходить из основных критериев:

• технологического уровня получаемых на основе инноваций и инвестиций товаров (услуг) и технологий, их принципиальной новизны и вытекающей из этого перспективной конкурентоспособности, соответствия последним поколениям пятого и первым поколениям шестого технологических укладов;

• технологических потребностей экономики России в перспективном периоде, возможностей освоить инновационной продукцией рыночные ниши на внутреннем и внешнем рынках, соответствие требованиям ускорения экономического роста, воспроизводства и улучшения человеческого капитала, экологического оздоровления;

• наличия заделов для инновационного прорыва, освоения базисных инноваций -результатов фундаментальных научных исследований, крупных отечественных изобретений, конверсионных технологий двойного назначения, научных и конструкторских школ мирового уровня, возможности обеспечения финансовыми ресурсами;

• социально-экономической эффективности инновационных программ и проектов, отвечающих приведенным выше трем критериям, перспективного объема реализации, массы и нормы прибыли, срока окупаемости для коммерческих инновационных проектов, а также величины иного полезного эффекта (социального, экологического, оборонного, управленческого) для инноваций в нерыночном секторе.

Указанные критерии используются совместно для интегральной оценки инновационных программ и проектов, проведения их инновационно-технологической экспертизы и отбора для государственной поддержки.

Указанные в п. 4.2 критерии следует использовать при определении приоритетных направлений развития науки, технологии и техники Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации.

Приоритетные направления и критические технологии федерального уровня долж-

ны отвечать указанным критериям и по возможности носить взаимосвязанный, комплексный характер, обеспечивая расширение фронта инновационного прорыва. Включение в перечень гарантирует государственную поддержку инновациям в той или иной форме. Перечни приоритетных направлений и критических технологий пересматриваются и уточняются каждые 4-5 лет. Инновационнотехнологические приоритеты могут конкретизироваться в федеральных округах и субъектах РФ с учетом их специфики.

На перспективу до 2030 г., исходя из структуры современного научно-технологического переворота, прогнозных технологических потребностей российской экономики, имеющегося задела и оценок эффективности, необходимо сконцентрировать ресурсы на следующей системе инновационно-технологических приоритетов:

• междисциплинарные фундаментальные исследования и долгосрочные прогнозы (человек и общество XXI в., формирование новой научной парадигмы; фундаментальные основы шестого технологического уклада и постиндустриального технологического способа производства; становление ноосферы и устойчивое развитие; долгосрочные прогнозы социально-экономического, научно-технического, инновационного и экологического развития мира и России);

• биотехнология и биомедицина (создание новых поколений лекарственных препаратов и пищевых добавок, сельскохозяйственных растений и животных, биотехнологических средств их защиты; извлечение полезных компонентов из руд биотехнологическими методами; использование биотехнологических методов в экологических целях);

• новейшие нанотехнологические и информационные технологии и системы (нанотехнологии, фотоника, оптоинформатика; программирование и моделирование; национальные информационные системы в области медицины, науки, образования, культуры, экомониторинг);

• энергосберегающие технологии и возобновляемые энергоресурсы (принципиально новые генераторы энергии и средства ее передачи, водородная и гелиоэнергетика; возобновляемые энергоресурсы; энергосбережение);

• принципиально новые материалы (композиты и пластмассы новых поколений; керамика; катализаторы; сверхтвердые и интеллектуальные материалы);

• системы машин и технологий новых поколений (КАЛС-технологии; робототехнические комплексы; гибкие производственные системы; лазерные, плазменные, мембранные технологии);

• новые поколения авиакосмических технологий, средств транспорта и связи (новые поколения космических и летательных аппаратов, систем связи, железнодорожного, водного, автомобильного транспорта, струнные транспортные сети);

• новые поколения оборонно-технических систем и средств безопасности (новые поколения вооружения, принципиально новые технологии двойного назначения).

При обосновании и корректировке перечня приоритетных направлений и критических технологий необходимо определить перспективные рыночные ниши, где инновации могут принести наибольший экономический, социальный и экологический эффект.

На перспективу до 2015 г. такими нишами являются:

• производство высококачественного, экологически чистого продовольствия на основе развития отечественного сельского хозяйства, возрождения агропромышленного комплекса, сокращение доли импорта и заполнение отечественными товарами основной части прироста спроса с увеличением объема реализации инновационных продовольственных продуктов к 2030 г. до 20-25 млрд. долл. (в ценах 2002 г.);

• возрождение легкой промышленности и поддержка импортозамещения; увеличение объема продаж тканей, швейных, трикотажных изделий и обуви до 40 млрд. долл. в 2030 г., из них не менее 15 млрд. долл. могут занять инновационные товары; расширение экспорта промтоваров в страны СНГ;

• восстановление отечественного производства медикаментов и лекарственных средств и проведение активной политики импортозамещения и удешевления лекарств, особенно для пенсионеров и детей;

• опережающее развитие производства на инновационной основе инвестиционного оборудования. При среднегодовых темпах роста инвестиций в 8% объем его реализации

на внутреннем рынке достигнет к 2015 г. превысит 150 млрд. руб., или более 50 млрд. долл.; более половины этого объема может приходиться на отечественное конкурентоспособное инвестиционное оборудование. Увеличение экспорта инвестиционного оборудования в страны СНГ, где наблюдается опережающий рост инвестиций;

• ускоренное развитие производства и экспорта высокотехнологичных товаров и у слуг, а также вооружений для обеспечения модернизации отечественной экономики на основе технологий пятого и шестого технологических укладов, а также реализация военной доктрины;

• прорыв в области энергетики позволит освоить новые, экологически безопасные источники возобновляемой энергии, значительно сократить удельную энергоемкость ВВП, радикально улучшить энергообеспечение ЖКХ и населения, повысить энергоотдачу, осуществить прорыв в производстве, передаче и потреблении энергии;

• модернизация транспорта, что имеет исключительное значение для России с ее огромной территорией. Предстоит осуществить в ближайшие годы технологическую реконструкцию транспорта на новейшей технологической основе, что открывает рыночную нишу для инновационных приоритетов (особенно транспортного машиностроения) и развития международных транспортных коридоров.

Необходимо разработать долгосрочную программу освоения инновационных рыночных ниш на основе стратегических приоритетов, что является важнейшим фактором многократного увеличения доли инновационной продукции и ускорения темпов экономического роста.

Инновационная деятельность - подсистема развития рыночной экономики, отличающаяся прогностически-стратегическим

характером, высокой степенью неопределенности и риска. Она требует особого законодательного регулирования, формирующего благоприятный инновационный климат. Однако в России нет ни одного федерального закона, который регулировал бы этот сложнейший вид хозяйственной деятельности, а условия ее осуществления за последние годы ухудшились.

В ближайшие 2-3 года предстоит принять федеральный закон о государственном стимулировании инновационной деятельности и ряд реализующих его законодательных актов, а также внести поправки в действующее законодательство, с тем чтобы создать более благоприятные условия для осуществления базисных и улучшающих инноваций.

Основой для выработки инновационной стратегии и выбора приоритетов являются долгосрочные прогнозы научно-технического и инновационного развития. Необходимо ввести в практику разработку долгосрочных (на 20-30 лет) прогнозов научно-технологического и инновационного развития и его социально-экономических последствий, корректируя и продлевая прогнозы каждые 4-5 лет. Прогнозы должны разрабатываться на альтернативной основе учеными и специалистами (при государственном финансировании), публиковаться и дополняться отраслевыми и территориальными прогнозами.

На базе прогнозов разрабатываются долгосрочные (на 10-15 лет) и среднесрочные (на 3-5 лет) стратегические планы и программы развития науки, техники и технологий, направленные на освоение и распространение базисных инноваций как важнейшие составные части долгосрочных планов и среднесрочных программ социально-экономического развития страны. Долгосрочные стратегические планы корректируются и продлеваются каждые 4-5 лет, среднесрочные программы - ежегодно. Обобщающие показатели (индикаторы) стратегических планов рассматриваются и утверждаются законодательными органами, являются ориентирующими для частного сектора и обязательными для государственного сектора и органов исполнительной власти.

Долгосрочные научно-технические и инновационные прогнозы и стратегические планы служат исходной базой для выбора сравнительно узкого круга стратегических инновационных приоритетов, которые утверждаются и корректируются каждые 4-5 лет в виде перечней приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий и пользуются прямой и косвенной государственной поддержкой.

Стратегические приоритеты реализуются посредством государственных целевых научно-технических и инновационных про-

грамм, утверждаемых Правительством РФ, и важнейших инновационных проектов государственного значения. Указанные программы и проекты отбираются на основе независимой инновационно-технологической экспертизы и пользуются прямой (бюджетные ассигнования) и косвенной (налоговые и таможенные преференции) государственной поддержкой.

Финансирование государственных инновационных программ и проектов осуществляется на многоканальной основе при ведущей роли бюджетных ассигнований в стартовый период освоения базисных инноваций и преобладании внебюджетных инвестиций в период их распространения. Инновации в нерыночном секторе (оборона, управление, фундаментальная наука, культура, образование, здравоохранение, крупные экологические проекты государственного значения) осуществляются за счет бюджета развития, ассигнований на целевые инновационные программы и важнейшие инновационные проекты, специально созданных федерального и региональных инновационных фондов и других внебюджетных источников. Государство оказывает поддержку в создании и деятельности сети венчурных фондов, осуществляющих финансирование инновационных проектов малого и среднего бизнеса.

Для привлечения частных инвестиций и инноваций формируется высокотехнологичная биржа либо аналогичное подразделение Московской межбанковской валютной биржи. Осуществляется стимулирование привлечения иностранных инвестиций к проектам, реализующим стратегические инновационные приоритеты.

Для стимулирования инновационного освоения принципиально новой техники и технологии государство применяет налоговые и таможенные преференции: освобождение на нормативный период освоения принципиально новой продукции от налогов и таможенных платежей, исключение затрат на НИОКР и освоение инновационной продукции из налоговой базы, налоговые каникулы и т. п.

Организационно-экономическое обеспечение реализации стратегических инновационных приоритетов осуществляется путем создания целевых оргструктур:

• консорциумов, холдингов, корпораций, стратегических альянсов по инновационным проектам и программам;

• территориальных зон инновационного освоения на базе наукоградов и технополисов;

• международных стратегических технологических альянсов и транснациональных корпораций для реализации межгосударственных инновационных программ и крупных проектов;

• сети инновационных центров, инкубаторов, центров трансферта технологий;

• формирования национальной, региональных и межгосударственных инновационных систем.

Кадровое обеспечение инновационных программ и проектов осуществляется на основе:

• расширения преподавания теории и механизмов инновационной деятельности в вузах, учреждениях переподготовки и повышения квалификации кадров, в академиях по переподготовке государственных служащих и менеджеров;

• подготовки специалистов по коммерциализации технологий и менеджеров инновационных проектов;

• целевого обучения кадров по инновационным программам и проектам;

• расширения издания учебников и учебных пособий по инновационной деятельности, создания специализированных образовательных сайтов (портала) Интернета.

Необходимо последовательно осуществлять в разных формах интеграцию образования, академической и отраслевой науки и производства по ключевым направлениям инновационного прорыва, что позволит привлечь талантливую молодежь к их осуществлению.

Разработка и реализация стратегии инновационного развития РФ на период до 2030 г. включают следующие этапы:

• 2004-2005 гг. - разработка, обсуждение и утверждение стратегии инновационного развития РФ на период до 2030 г.;

• 2005-2007 гг. - принятие пакета федеральных инновационных законов, разработка долгосрочного прогноза научно-технического развития на период до 2040 г., выбор инновационных приоритетов, утверждение скорректированного перечня приоритетных

направлений развития науки, техники и технологий и критических технологий, разработка стратегического плана инновационного развития до 2020 г., утверждение инновационных программ и проектов государственного значения;

• 2008-2015 гг. - реализация инновационных программ и проектов I очереди, разработка долгосрочного прогноза до 2050 г., стратегического плана инновационного развития до 2030 г. и пакета инновационных программ и проектов II очереди, ориентированных на распространение шестого технологического уклада;

• 2016-2030 гг. - реализация инновационных программ и проектов II очереди, разработка долгосрочного прогноза до 2060 г., корректировка стратегических приоритетов, разработка стратегического плана до 2050 г., целевых программ и проектов, ориентированных на распространение последних поколений шестого технологического уклада и формирование фундаментальных основ седьмого уклада.

Стратегия инновационно-технологического прорыва реализуется на основе взаимодействия и партнерства следующих социальных сил:

• государство принимает на себя разработку инновационной стратегии, выбор приоритетов, формирование стратегических планов, инновационных программ и проектов, осуществляет защиту интеллектуальной собственности, поддерживает экспорт инновационных продуктов и импортозамещение, развитие малого и среднего инновационного бизнеса, финансирует базисные и улучшающие инновации в государственном и нерыночном секторах экономики, создает благоприятный инновационный климат; реализация инновационной стратегии становится одной из важнейших функций приоритетов исполнительной власти;

• предприниматели всех форм собственности активно участвуют в реализации государственной инновационной стратегии, разрабатывают и осуществляют за счет собственных ресурсов корпоративную инновационную стратегию, производят и продают на внутреннем и внешнем рынках инновационные товары и услуги;

• научные и проектно-конструкторские организации осуществляют разработку и

корректировку долгосрочных научно-технических прогнозов, участвуют в выборе приоритетов, подготовке стратегических планов, а также в реализации инновационных программ и проектов, формируют научные и конструкторские школы;

• общественные научные, инженерные и молодежные организации и объединения, средства массовой информации принимают активное участие в выработке и проведении инновационной стратегии, пропаганде ее идей, осуществляют контроль гражданского общества за реализацией стратегических инновационных планов, программ и проектов.

Социально-экономическая эффектив-

ность реализации стратегии инновационнотехнологического прорыва найдет выражение в:

• переходе к инновационному пути развития экономики страны на основе избранных приоритетов с созданием адекватной ему научной, законодательной и организационно-экономической базы, формированием благоприятного инновационного климата;

• достижении темпов прироста ВВП 6-7% среднегодовых в 2005-2010 гг. на основе распространения технологий пятого уклада и до 7-8% до 2030 г. в результате освоения и распространения высокоэффективных технологий шестого уклада, при замедлении темпов роста в периоды экономических кризисов;

• опережающем развитии экспорта и изменении его структуры в пользу готовой продукции, сокращении импорта продовольствия, продукции легкой промышленности, медикаментов, инвестиционного оборудования, транспортных средств за счет инновационного импортозамещения;

• повышении доли России в мировом высокотехнологическом рынке с 0,3% в 2000 г. до 1,5-2% в 2015 г. и 3-4% в 2030 г.;

• увеличении спроса экономики на результаты научных исследований и конструкторских работ, отечественные изобретения, формирование новых научных и конструкторских школ мирового уровня, повышении престижа научного и инженерного труда, сокращении оттока талантливой молодежи за рубеж и возвращении части ранее уехавших;

• существенном повышении реальных доходов населения и уменьшении их дифференциации, росте спроса на высококвалифицированный труд.

1. Российская газета. 2GG3. 2 сент.

2. Поиск. 2GG2. 19 апр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию i4.G3.2GG6 г.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМАТИКИ ИНВЕСТИЦИОННОГО АНАЛИЗА И ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ Д.С. Семилетов

Semiletov D.S. Urgency of the problems of investment analysis and project financing in Russia. The article motivates the urgency of the problems of investment analysis and project financing in Russia.

В 1990-х гг. Россия пережила острейший социально-экономический кризис. Сначала это был кризис трансформации экономики от планового хозяйства к рыночному, затем начали возникать кризисы уже чисто капиталистического типа. Каждое из этих потрясений вызывало глубокое расстройство финансов большинства предприятий страны независимо от той отрасли, к которой они относятся. Текущей задачей руководства предприятий было удержание хотя бы достигнутого уровня производства ценой мобилизации всех финансовых ресурсов. При этом инвестиционная деятельность отодвигалась на второй план, поскольку не способствовала сиюминутному выживанию предприятия. Соответственно ресурсы, предназначенные в норме для инвестиций, вовлекались в текущий хозяйственных оборот, уровень инвестиционной активности снижался.

В начале 2000-х гг. макроэкономическое положение стало стабилизироваться, возник устойчивый экономический рост, увеличивалась монетизация ВВП. Это, с одной стороны, расширило собственные инвестиционные ресурсы предприятий. С другой стороны, снижение процентных ставок и улучшение финансового положения организаций сделало более простым доступ к ресурсам, аккумулируемым банковской системой. Следствием указанных процессов стал рост инвестиций в основной капитал. Динамика этого процесса отражена в табл. 1, из которой видно, что за 2001-2005 гг. в реальном выражении инвестиционная активность в россий-

ской экономике возросла более чем в 1,5 раза.

Теперь, когда инвестиционный рост стал реальностью, особенную актуальность приобрели проблемы регулирования его финансирования. Мы имеем в виду недопущение создания на рынке финансирования инвестиций ситуации так называемого «мыльного пузыря». Такая ситуация может сложиться, когда на волне экономического бума кредитные организации выдают кредиты без глубокой проработки эффективности кредитуемых проектов, ориентируясь на хорошее текущее финансовое состояние предприятия. Однако проект может иметь малый запас финансовой устойчивости и при изменении конъюнктуры финансовых и товарных рынков имеет существенные шансы стать нерентабельным. Массовость таких явлений влечет за собой ухудшение финансового состояния банков. Именно поэтому мы утверждаем, что в период инвестиционного подъема кредитные организации, предоставляющие ресурсы для инвестиций, должны активнее использовать методы экономического анализа эффективности инвестиционных проектов.

Таблица 1

Динамика инвестиций в основной капитал в России в 2GG1-2GG5 гг., %

Темп роста инвестиций в основной капитал 2GG1 г. 2GG2 г. 2GG3 г. 2GG4 г. 2GG5 г.

За каждый год 8,7 2,8 12,5 1G,9 1G,7

Нарастающим итогом 8,7 11,7 25,7 З9,4 54,З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.