основные направления формирования стратегии инновационного развития и оценки инновационного
потенциала предприятий
С.н. яшин,
доктор экономических наук, заведующий кафедрой управления инновационной деятельностью
д.а. Корнилов,
доктор экономических наук, доцент
Е.И. ШАПКИн, кандидат экономических наук, доцент нижегородский государственный технический университет
им. Р. Е. Алексеева
На современном этапе развития рыночных отношений инновации являются признанным фактором экономического роста и повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. Вовлечение инновационных разработок в хозяйственный оборот способствует ускорению технологического развития промышленности, продвижению прогрессивной наукоемкой продукции, как следствие, обеспечивает эффективное стратегическое развитие предприятий. В современном российском обществе в складывающихся экономических, политических и социальных условиях особо пристальное внимание уделяется вопросам инновационного развития. Исследование современных тенденций перспективного развития хозяйственной деятельности и источников экономического роста свидетельствует о существенном усилении роли инноваций в стратегическом управлении предприятием.
В области инноваций, несмотря на актуальность вопроса формирования стратегии инновационного развития и оценки инновационного потенциала предприятий, остается много недостаточно изученных вопросов, например:
- взаимосвязь между нововведениями и конкурентоспособностью предприятий;
- оценка эффективности инновационного развития предприятий;
- взаимосвязь инновационной активности субъектов экономики с экономическим ростом;
- инновационный потенциал предприятий и его оценка;
- прогнозирование инновационных показателей.
Формирование стратегии инновационного развития предприятий требует разработки прогнозов на длительную перспективу. Для разработки обоснованной долгосрочной стратегии инновационного развития предприятий рассмотрим вопросы прогнозирования ключевых инновационных показателей, характеризующих инновационную активность в экономике России.
Прогноз в области инноваций на макроуровне в первую очередь должен базироваться на качественном анализе разработанных стратегий развития на федеральном и региональном уровнях, в том числе и инновационных стратегий, программ и других нормативных документов, направленных на поддержку инновационной активности.
На федеральном и региональном уровнях, особенно за последние три года, активно стали разрабатываться инновационные программы, стратегии, законы о поддержке инновационной деятельности. К основным причинам столь активной деятельности в этом направлении можно отнести: появление достаточных финансовых ресурсов вследствие благоприятной внешнеэкономической ситуации в отношении цен на нефть и профицитного бюджета РФ; технологическое отставание отечественных разработок по большинству перспективных направлений (оценивается приблизительно на 5 — 10 лет).
Проведем анализ наиболее значимых документов, утвержденных в РФ в сфере поддержки инновационной деятельности.
86
финансы и кредит
В утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р программе «Социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы)» раздел 12 посвящен формулировке стратегии развития науки и инноваций до 2010 г.
В качестве ключевой проблемы в сфере развития науки и инноваций указывается несоответствие области исследований и разработок потребностям предпринимательства и обеспечения национальной безопасности.
Основные цели стратегии по развитию науки и инноваций, сформулированные в программе:
- создание конкурентоспособного сектора исследований, а также разработок и условий для его расширенного воспроизводства;
- создание эффективной инновационной системы;
- ускорение модернизации экономики на основе технологических инноваций, удвоение числа промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации.
В соответствии с программой предполагается увеличение внутренних затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с 1,35 % валового внутреннего продукта в 2004 г. до 1,8 % валового внутреннего продукта к 2008 г. и до 2 % в 2010 г. Дополнительные финансовые средства пойдут на реализацию стратегий в области инноваций.
Основными направлениями реализации стратегии являются:
- развитие фундаментальной науки;
- создание системы технологического прогнозирования и «технологических коридоров»;
- реализация технологических проектов совместно с бизнесом;
- обеспечение конкурентоспособности сектора прикладных исследований и разработок;
- развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности;
- совершенствование механизмов поддержки экспорта наукоемкой продукции;
- создание технико-внедренческих зон;
- развитие инфраструктуры инновационной системы, включающее развитие сети технопарков, инновационно-технологических центров и бизнес-инкубаторов, создание центров трансфера технологий, развитие венчурного и посевного финансирования, создание системы государственной поддержки новых инновационных компаний на этапе старта, создание системы страхования рисков компаний на
начальных стадиях их развития при осуществлении технологических инвестиций; - поддержка воспроизводства кадрового потенциала науки, подготовка кадров для инновационной сферы при относительной стабилизации численности исследователей. По оценкам Правительства РФ, удельный вес инновационной промышленной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке в 2010 г. (15 %) возрастет в 3 раза по сравнению с показателями 2004г (5 %), а удельный вес инновационной промышленной продукции в экспорте промышленной продукции в 2010 г. по сравнению с показателями 2004 г возрастет с 6 до 20 %.
Запланировано увеличение числа создаваемых ежегодно элементов инфраструктуры национальной инновационной системы с 38 единиц в 2004 г. до 200 единиц в 2010 г.
В 2008 г., в результате реализации стратегии, ожидается увеличение доли инновационной составляющей в экспорте промышленной продукции и в объеме ее продаж более чем в 2 раза по отношению к показателям 2004 г., а в 2010 г. этот показатель увеличится более чем в 3 раза, в 2008 г. вырастет в 1,5 раза удельный вес инновационно активных предприятий, а в 2010 г. — в 1,8 раза.
Более подробно вопросы инновационного развития РФ сформулированы в «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», которая была утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1). Министерства образования и науки РФ.
В соответствии с паспортом стратегии выявлены основные проблемы, сформулированы цели, определены критерии и индикаторы достижения целей, а также спрогнозированы ожидаемые результаты.
В теоретическом аспекте для развития инновационной системы в РФ было рассмотрено несколько возможных концептуальных подходов: рыночный эволюционный, рыночный радикальный, институциональная «достройка», инновационно активный, «знание-активный».
В качестве выбора направлений решения проблем в сфере инновационной деятельности на период до 2015 г. в соответствии со стратегией выбраны два основных сценария: инерционный и активный.
Инерционный сценарий предполагает реализацию двух основных независимых направлений: широкомасштабная модернизация отраслей РФ на основе собственных исследований и разработок и на базе импортных технологий.
Целевые показатели и их значения
Целевой показатель 2004 г. Целевое значение на 2015 г.
Внутренние затраты на исследования и разработки, в % к ВВП 1,17 2,5
Удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки, %. 39,4 70,0
Удельный вес вузовского сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки,% 5,5 20,0
Удельный вес научных организаций, имеющих доступ в Интернет по выделенным каналам связи, % 33,9 100
Коэффициент изобретательской активности (число патентных заявок на изобретения, поданных российскими заявителями в стране, в расчете на 10 тыс. населения) 1,60 5,5
Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке, % 5,6 18,0
Удельный вес организаций предприятий промышленности, осуществлявших технологические инновации, в общем их числе организаций, % 10,5 20,0
Удельный вес предприятий, осуществлявших организационные инновации, в общем их числе, % 28,5 60,0
Активный сценарий рассчитан на решение проблемы инноваций сразу в нескольких сферах: усиленное развитие приоритетных направлений, создание эффективной инновационной инфраструктуры, широкая модернизация отраслей РФ.
К реализации в рамках разработанной стратегии принят активный сценарий. К основным рискам реализации активного сценария отнесены: неготовность или противодействие аппаратов федеральных органов; ухудшение макроэкономической ситуации, в том числе неблагоприятные изменения международной политической, экономической и технологической конъюнктуры; ошибки в прогнозе эффективности сектора исследований и разработок, а также в предпринимательском секторе к внедрению инноваций.
По оценкам Минобрнауки, лимитирующим фактором реализации данного сценария может стать готовность российских компаний к квалифицированному вхождению в технологические инвестиционные проекты и способность ежегодного освоения инвестиций на указанные цели в пределах 10 — 15 млрд долл. США.
Основные задачи, на решение которых направ -лена стратегия:
1) создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;
2) создание эффективной национальной инновационной системы;
3) развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок;
4) модернизация экономики на основе технологических инноваций.
В качестве критериев решения поставленных задач определены целевые показатели и их значения. Список целевых показателей разделен на четыре группы в зависимости от решаемой задачи. Наиболее значимые показатели приведены в таблице.
По итогам сравнения выбранных показателей за 2002 — 2004 гг. Россия в среднем отстает от ЕС и таких зарубежных стран, как США, Япония, Германия, Республика Корея, на 50 % и более. По итогам реализации стратегии предполагается, что РФ к 2015 г. достигнет среднего уровня рассматриваемых показателей по этим странам в 2002 — 2003 гг.
Кроме федеральных программ в области разработки долгосрочной инновационной стратегии РФ имеются авторские предложения. Например, группа авторов1 разработала проект стратегии инновационного развития РФ на период до 2030 г., который содержит шесть основных разделов:
1. Необходимость, цели и содержание долгосрочной инновационной стратегии.
2. Научные основы и исходные положения стратегии.
3. Научный и изобретательный задел для инновационного прорыва.
4. Стратегические приоритеты инновационного прорыва.
5. Механизм реализации стратегии инновационного прорыва.
6. Этапы и эффективность реализации стратегии инновационного проекта.
Проект стратегии инновационного развития является частью книги «Россия 2050. Стратегия инновационного прорыва», в которой также при-
1 Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Россия 2050. Стратегия иннова-
ционного прорыва. М.: «Экономика», 2005. 621 с.
веден прогноз инновационного развития России до 2050 г. с учетом мировых тенденций2.
Рассмотрим наиболее интересные и важные направления указанного проекта.
Во-первых, в проекте стратегии во внимание принимается процесс глобализации и формирования постиндустриального общества, закономерности цикличного развития науки, техники и экономики в свете краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных (кондратьевских) и сверхдолгосрочных (цивилизационных) циклов, а также периодической смены моделей техники и модификаций технологий, поколений техники (технологий), технологических укладов и технологических способов производства.
По мнению авторов, в первые десятилетия XXI в. в мире произойдет глубокий научно-технологический переворот, будет сделана масса «... открытий и крупных изобретений, создающих принципиально новые возможности и пути удовлетворения потребностей человека в энергии, материалах, продуктах, технологических системах, рациональной коэволюции природы и общества, новых эффективных формах организации производства и управления».
В настоящее время состояние экономики определяется как переходное «. от повышательной к понижательной фазе современного пятого кондратьевского цикла и адекватного ему технологического уклада и начала подготовки к освоению первых поколений шестого уклада, который будет определять конкурентоспособность товаров и услуг на мировых рынках в 20 — 40-е гг. XXI в.».
Процесс перестройки экономики может сопровождаться кризисами и ужесточением конкуренции.
В настоящее время очевидно отставание России от передовых стран в сфере научно-технических достижений, что отчасти связано с процессом экономической перестройки, происходившей в стране в 1990-е гг. Отсутствие государственной поддержки науки на фоне общего спада промышленного производства, утечки кадров и научных разработок за границу существенно снизило конкурентоспособность страны.
Анализ структуры производства РФ в 2005 г. показывает, что доля отраслей, добывающих и производящих сырье и материалы, составляет 2/3, а доля отраслей, производящих товары и услуги, всего 1/3. Все большая открытость экономики, а также плани-
2 Авторы прогноза д. э. н., проф., академик РАЕН Ю. В. Яко-вец, д. э. н., проф., член-корр. РАН Б. Н. Кузык, д. э. н., проф., академик РАЕН В. И. Кушлин.
руемое вступление России в ВТО приводят к сокращению инновационной продукции в общем объеме производства за счет ее вытеснения импортной продукцией и продукцией сырьевого комплекса.
«Доля России на мировом рынке высоких технологий составила всего 0,3 %, затраты на импорт технологий вдвое превысили доходы от их экспорта. В результате резкого сокращения машиностроения возросла зависимость страны от импорта инвестиционного оборудования, вычислительной техники, другой современной продукции. физический износ машин, оборудования, транспортных средств в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте превысил 60 %» 3.
Во-вторых, авторами проекта «Стратегии» сделан прогноз технологических сдвигов в мировой экономике и рассмотрены характерные особенности шестого технологического уклада. По мнению авторов, шестой технологический уклад будет связан с освоением и развитием ряда ключевых направлений до середины XXI в., а именно:
- нанотехнологии и телекоммуникационные технологии;
- биотехнологии и здравоохранение;
- энергетическая революция и переход к возобновляемым источникам энергии;
- новые поколения материалов;
- экологически чистый транспорт и аэрокосмические технологии.
По мнению разработчиков Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года4, наиболее динамичный рост в следующие 20 лет прогнозируется в высокотехнологических отраслях, таких как информационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии, товары и услуги для здоровья. Наиболее конкурентоспособными в перспективе будут регионы и страны, способные формировать, развивать и удерживать квалифицированные человеческие ресурсы, а также обладающие развитым научно-производственным комплексом с высоким инновационным потенциалом.
Динамика развития основных цивилизаций (Североамериканская, Западноевропейская, Восточноевропейская, Евразийская, Японская, Китайская, Буддийская и др.) и прогноз их развития представляют собой экспертную оценку авторов в виде принадлежности цивилизации к тому или
3 http://www. ШсШэ. ткеа. ги/епещейка/Мех. php-id=67.htm: «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 года (проект)».
4 Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года
принята на заседании регионального правительства 21 марта 2006 г.
иному укладу. Экспертные оценки основываются как на количественных, так и на качественных показателях развития цивилизаций.
Аналогичный анализ динамики и прогноз по двум сценариям: инерционному и инновационному — сделан для РФ как составной части Евразийской цивилизации.
По мнению Б. Н. Кузыка и Ю. В. Яковца, определены наиболее перспективные направления для России до 2015 г.:
• производство высококачественного, экологически чистого продовольствия;
• возрождение легкой промышленности;
• восстановление отечественного производства медикаментов и лекарственных средств;
• опережающее развитие производства на инновационной основе инвестиционного оборудования;
• ускоренное развитие производства и экспорта высокотехнологичных товаров и услуг;
• прорыв в области энергетики;
• модернизация транспорта.
Ряд направлений совпадает концептуально со стратегиями развития, определенными в программе «Социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы)», например в области оборонно-промышленного комплекса, агропромышленного комплекса, транспорта, энергетики.
Авторами также сформулированы основные направления стратегии инновационно-технологического прорыва, а также сделаны расчеты по двум сценариям: инерционному и на основе воспроизводственно-цикличной макромодели, которая предполагает развитие модели межотраслевого баланса.
Для реализации инновационно активного или инновационно прорывного сценария развития России в первую очередь необходимо повысить инновационную активность на всех уровнях управления. На данный момент Россия существенно отстает по этому показателю от экономически развитых стран.
При оценке инновационной активности можно использовать методики, базирующиеся на определении по каждому показателю (индикатору) пороговых значений для характеристики степени кризиса (экономической безопасности) анализируемого объекта5.
Основные показатели, характеризующие степень инновационной активности на уровне
5 Экономическая безопасность России: О бщий курс: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. 896 с.
региона: число новшеств и разработок инновационной продукции, степень их востребованности; стоимость готовой инновационной продукции или ее доля в общем объеме, доля экспорта высокотехнологической продукции промышленности, импорт технологий и специалистов, затраты на новые исследования и разработки, количество патентных поверенных, темпы развития инфраструктуры и трансфера технологий и т. д.
Отдельно следует выделить группу показателей, связанных с динамикой официально зарегистрированных объектов промышленной собственности: изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, товарных знаков, программ ЭВМ и баз данных и т. д., а также число поданных патентных заявок, количество зарегистрированных лицензионных договоров на передачу прав по объектам интеллектуальной собственности, число действующих патентов и т. д.
По данным Роспатента, изобретательская активность в Российской Федерации за период 2000 — 2006 гг. увеличивается в среднем на 3 % в год по количеству заявок. Динамика заявок на полезные модели — положительная на протяжении 2000 — 2006 гг., а вот по остальным видам промышленной собственности в зависимости от года наблюдались спады и подъемы изобретательской активности.
При формировании среднесрочной или долгосрочной стратегии всегда составляется набор решаемых задач и определяются критерии (показатели), которые характеризуют степень достижения поставленных задач и стратегии в целом. Для инновационных стратегий в качестве одного из основных комплексных критериев как на стадии формирования стратегий, так и при оценке эффективности результатов стратегий, выступает инновационный потенциал. В научной литературе представлено значительное количество различных методик оценки инновационного потенциала, относящихся к стране, региону (области, территории), отрасли, предприятию. Набор показателей, предлагаемых для оценки инновационного потенциала, способов их расчета и учета, различается в зависимости от объекта оценки и автора методики6,
6 Краюхин Г. А., Щайбакова Л. Ф. Закономерности и тенденции инновационных процессов. СПб., 1995.
Методы измерения инновационного потенциала малых и средних предприятий. СПб. 2003. 79 с. // http://www. rcsme. ги.
Трифилова А. А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. М.: Финансы и статистика, 2005. 304 с.
Гурков И. Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность развития российских предприятий. М.: ТЕИС, 2003. 236 с.
Янсен Ф. Эпоха инноваций / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. XII. 308 с.
Очень популярными являются методики, базирующиеся на экспертных (балльных) оценках и имеющие качественный характер7,
Все показатели, характеризующие инновационный потенциал на уровне региона, можно разделить на несколько основных групп:
кадровые показатели: численность студентов, работников НИИ и научных организаций, кандидатов, докторов наук на 1 000 человек населения; уровень образованности населения, выпуск специалистов и т. д.;
развитие научной инфраструктуры и государственной поддержки: количество НИИ, вузов, бизнес-инкубаторов, технопарков, венчурных фондов, патентных отделов; система финансирования науки и государственная поддержка (налоговые льготы), степень информационного развития и поддержки и т. д.;
общие показатели: экспорт товаров и услуг, доля стран в мировом экспорте, ВВП на душу населения (долл. США), инвестиции в основной капитал (млрд руб.), привлечение иностранного капитала, объем производства промышленной продукции, уровень рентабельности продукции, коэффициент обновления оборудования, степень износа оборудования, золотые (финансовые) запасы, наличие природных ресурсов, развитость малого бизнеса, наличие дешевой рабочей силы и т. д.
На уровне промышленного предприятия при оценке общего его потенциала рассматривают несколько составляющих, например: кадровый, производственно-технологический, научно-технический, финансово-экономический, организационно-управленческий. По каждой составляющей определяются основные элементы, каждый из которых в свою очередь может включать один или несколько показателей.
Аналогично проводится оценка инновационного потенциала, только в качестве основных критериев выступают инновационные показатели, характеризующие каждую из составляющих общего потенциала промышленного предприятия. Критерии могут быть укрупненными или более детали-
7 Управление инновациями: в 3 кн. Кн. 1. Основы организации инновационных процессов: Учеб. пособие / А. А. Харин, И. Л. Коленский; Под. Ред. Ю. В. Шленова. М.: Высш. шк., 2003. 252 с.
Van Der Ven A., Angle H., Poole Ä(Eds.), Research in the Management of Innovation: The Minessita Studies, Vallinger, 1989.
Figueroa E., Conceicao P. Rethimking the Innovation Process in Large Organizations: A Case Study of 3N // Journal of Engineering technology Management, 17 (2000), 93 - 109.
зированными, но, главное, определить ключевые показатели для данного предприятия, рост которых стимулирует рост его инновационной активности. Например, укрупненно все показатели можно разбить на пять групп:
1. Кадровый потенциал: уровень мотивации персонала к проведению инновационной деятельности, оценка квалификации и производственного потенциала кадров, качество системы подготовки и переподготовки кадров.
2. Производственно-технологический потенциал: обновление производственных фондов, производство новых видов продукции и повышение конкурентоспособности, реализация инновационной продукции, производительность труда.
3. Научно-технический потенциал: управление интеллектуальной собственностью, проведение научных исследований, уровень разработки новых наукоемких технологий.
4. Финансово-экономический потенциал: стандартные показатели финансовой устойчивости, ликвидности, прибыли, рентабельности и деловой активности, а также набор показателей, характеризующих прибыльность инноваций.
5. Организационно-управленческий потенциал: инновационная инфраструктура, эффективность менеджмента, маркетинговые стратегии управления инновациями, организация финансирования инноваций.
Часто к основным блокам показателей при оценке инновационного потенциала относятся научно-технический и кадровый. Среди количественных показателей этих блоков, наиболее полно отражающих именно состояние инновационной активности, следует выделить: число зарегистрированных на предприятии объектов интеллектуальной собственности; количество объектов интеллектуальной собственности, доведенных до внедрения; число договоров промышленного предприятия с организациями научно-технического комплекса; количество купленных/проданных лицензий на объекты интеллектуальной собственности; число разработанных на предприятии новых промышленных технологий.
Несмотря на значительное количество отечественных и зарубежных работ, посвященных инновационному развитию экономических систем, отсутствует единогласие в формировании комплекса ключевых инновационных показателей деятельности хозяйствующего субъекта. Проведенные исследования показали, что одна из самых популярных групп показателей оценки
инновационной деятельности является группа, связанная с определением количества официально зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности.
Прогноз этих основных показателей, характеризующих активность в сфере регистрации объектов интеллектуальной собственности, может быть сделан на основе их тенденции или на основе качественного анализа, в частности на основе корреляционного анализа.
Динамика отдельных показателей регистрации объектов интеллектуальной собственности имеет нестабильный характер. Для выявления причин колебания показателей инновационной активности на макроуровне был проведен факторный корреляционный анализ. В качестве ключевых факторов при анализе использовались такие макропоказатели, как: конечное потребление, цена на нефть, государственные социальные расходы, обслуживание государственного долга, совокупные доходы населения, ВВП, балансовая стоимость основных фондов (ОФ) РФ, степень износа ОФ, инвестиции в основной капитал РФ, объем промышленного производства (ПП) РФ, сальдированный финансовый результат по отраслям экономики РФ.
Анализ составленной корреляционной матрицы позволяет сделать вывод, что наблюдается взаимозависимость показателей макроуровня и большинства показателей инновационной активности: заявками на изобретения, регистрацией товарных знаков, программ ЭВМ, баз данных, топологий интегральных схем, договоров по уступке патентов. Выявленные связи между показателями дают возможность применить механизм адаптационного управления инновационной активностью на макроуровне.
Эффективное использование интеллектуальной собственности, а в частности отечественных изобретений, позволит повысить конкурентоспособность не только новой продукции, но и отраслей, комплексов, страны в целом.
По мнению авторов книги «Россия 2050. Стратегия инновационного прорыва», изобретения являются важнейшей составной частью интеллектуального богатства страны, поэтому для улучшения их использования необходимо:
- провести инвентаризацию фонда отечественных изобретений;
- предусмотреть меры по использованию и внедрению крупнейших изобретений;
- содействовать повышению изобретательской активности;
- оказывать государственную поддержку при патентовании значимых изобретений в России и за рубежом;
- обеспечить эффективную защиту российской интеллектуальной собственности;
Таким образом, вопросы стратегического выбора направления развития России на мировой арене осознаются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. В областях и регионах составляются стратегии развития на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Особенно большое внимание в разрабатываемых стратегиях уделяется инновационным аспектам. Составляются инновационные стратегии развития на уровне РФ и отдельных хозяйствующих субъектов. Отдельно формируются законы, постановления и программы в области поддержки и реализации инновационных стратегий.
Одной из ярко выраженных и устойчивых негативных тенденций инновационной деятельности в России является низкая отдача от инноваций.
Проведенный анализ стратегий и законодательных актов, регулирующих инновационную деятельность, показал, что в настоящее время одной из приоритетных задач российской экономики является ускорение экономического роста и повышение конкурентоспособности Российских предприятий. Несмотря на наличие ряда проблем в регионах и в стране, важнейшим фактором роста признано именно инновационное развитие экономических субъектов, которое невозможно без освоения наукоемких технологий и внедрения инновационных разработок в промышленность. Поэтому именно на эти цели необходимо направить имеющиеся финансовые резервы, образовавшиеся за счет благоприятной конъюнктуры на рынке топливно-энергетических ресурсов.
Состояние РФ в сфере инновационной активности по большинству показателей значительно хуже, чем в передовых развитых странах. Динамика ряда показателей имеет хаотичных характер, что говорит об отсутствии стабильности в сфере инновационной активности.
Проведенный анализ в рамках федеральных, региональных программ и стратегий позволяет наметить положение РФ и ее регионов в перспективе, а также выявить ключевые факторы и рычаги для управления развитием предприятий.
Темпы инновационного развития предприятий определяются ресурсными возможностями экономической системы для проведения инновационной деятельности и имеющимся инновационным потенциалом.