Научная статья на тему 'Экономика промышленности: принципы управления долгосрочной стратегией развития'

Экономика промышленности: принципы управления долгосрочной стратегией развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
534
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / INDUSTRY / GOVERNMENT / INNOVATION / INVESTMENT / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербаков В.Н., Халидов Р.А.

В статье раскрываются ключевые проблемы управления развития промышленности, а также происходящие изменения в отраслевых комплексах с учетом выбора оценочных показателей технологического обновления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щербаков В.Н., Халидов Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL ECONOMICS: PRINCIPLES OF MANAGEMENT OF LONG-TERM DEVELOPMENT STRATEGY

The article describes the key management issues of industrial development, as well as the changes in the industry complexes with regard to the choice of performance indicators of technological renovation.

Текст научной работы на тему «Экономика промышленности: принципы управления долгосрочной стратегией развития»

В рамках государственной поддержки спроса на рынке жилья Рязанской области формируется и реализации мероприятий по стимулированию спроса на первичном рынке жилищного строительства, реализуются долгосрочные целевые программы Рязанской области: «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», «Долгосрочное ипотечное кредитование приобретения и строительства жилья на 2011-2015 годы», «Социальное развитие села Рязанской области в 2011-2013 годы».

Итак, если региональные власти окажут должную поддержку уже имеющимся организациям и объединениям, то в Рязанском регионе возможно создание инвестиционно-строительного кластера, объединяющего не связанные строительной отраслью компании, служащего основой повышения инвестиционной активности региона в целом.

Таким образом, кластеры в их организационно-экономическом взаимодействии играют большую роль в устойчивом развитии региона. Применение кластерного подхода предоставляет необходимые инструменты и методологию, позволяющие достигнуть расширенного развития малого и среднего предпринимательства. В настоящее

время в России нет форм организации управления, которые благодаря четко отлаженному механизму функционирования могли бы минимизировать риски инвестирования в инновационное развитие и обеспечить высокие темпы социально-экономического роста регионов и отраслей. Одним из механизмов реализации государственной экономической политики в мире стала кластерная политика.

Литература:

1. Интеграционные механизмы управления/ Кудрова Н. А., Орехов С. А. - Рязань.: ООО «Полиграфия», 2009. - 145 с.

2. Кудрова Н.А. Модель управления социально-ориентированными кластерными образованиями по уровням интеграции - Транспортное дело - 2011 - №8.

3. Кудрова Н.А. Применение кластерного анализа при оценке синергического эффекта в социально-ориентированных интегрированных образованиях - Инновации и инвестиции - 2011 - №1.

4. Сафронова А.А. Технико-технологические факторы инновационного развития хозяйствующих субъектов- Транспортное дело - 2006 - №12-III.

ЭКОНОМИКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ СТРАТЕГИЕЙ РАЗВИТИЯ

Щербаков В.Н., д.э.н., профессор, зав. кафедрой ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет»,

e-mail: sherbakov@mail.msiu.ru Халидов Р.А., соискатель ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет»

В статье раскрываются ключевые проблемы управления развития промышленности, а также происходящие изменения в отраслевых комплексах с учетом выбора оценочных показателей технологического обновления.

Ключевые слова: промышленность, управление, инновации, инвестиции, модернизация.

INDUSTRIAL ECONOMICS: PRINCIPLES OF MANAGEMENT OF LONG-TERM

DEVELOPMENT STRATEGY

Scherbakov V., Doctor of Economics, professor, head of the chair, Moscow State Industrial University Khalidov R., the applicant, Moscow State Industrial University

The article describes the key management issues of industrial development, as well as the changes in the industry complexes with regard to the choice of performance indicators of technological renovation.

Keywords: industry, government, innovation, investment, modernization.

Управление процессом развития промышленности с точки зрения обновления потенциала определяется тем или иным вариантом технико-технологических изменений, где ключевым фактором выступает уровень инновационности. В технологическом развитии промышленности существует два подхода: инерционный и инновационный.

Первый подход исходит из того, что рынок способен отобрать жизнеспособные структуры и предотвратить неэффективное использование накопленного потенциала. Такого рода ориентация резко снижает роль государства путем минимизации поддержки через инвестирование наукоёмкого производства мало контролируемого свободной конкуренцией и угнетающее существующее промышленное производство, не вписывающееся в систему нового обновления [4]. Более того, открытость экономики не позволяет создать благоприятные условия к переходу на новый технологический уровень, а ориентация на Запад разрушает существующие связи внутри самого промышленного комплекса.

Второй подход исходит из того, что инновационный прорыв обеспечивает обновление используемых технологий и производимой промышленной продукции как главного условия промышленного роста и удовлетворения растущих потребностей в промышленном производстве. В основе инновационно-инвестиционного варианта развития промышленности лежит наука и фундаментальные исследования по перспективным направлениям обновления потенциала промышленности.

Инновационно-технологический прорыв - это прорыв к выбору нового вектора промышленных преобразований в приоритетном направлении модернизационной политики, обеспечивая поддержку базовым отраслям, финансируя технологическое направление и

развивая новые формы регулирующего воздействия государства по формированию благоприятного климата.

В рамках инновационной модели развития промышленности можно рассмотреть индикаторы, представленные в таблице 1, отражающие рост валового внутреннего продукта, рост производительности труда и изменение энергоёмкости производства.

Исходя из этого, инновационный вариант развития российской экономики требует: повышения энергоэффективности промышленного производства; повышение качества промышленной продукции; повышение производительности труда: повышение уровня освоения передовых научно-технических разработок.

Таким образом, выполнение вышеперечисленных положений затрагивает новые инструменты научно-технического регулирования и реализацию национальных приоритетов по перспективным направлениям технико-технологического обновления промышленности.

Основными условиями формирования приоритетов научно-технической политики являются

- системный подход регулирования отраслевых и межотраслевых комплексов с критически устаревшим оборудованием;

- определение структуры приоритетов во формированию технических и технологических основ обновления;

- долгосрочный горизонт планирования при определении перечня приоритетов и задач технико-технологического обновления;

- сочетание долгосрочного и краткосрочного прогнозирования технико-технологических ориентиров обновления промышленности.

Реализация отмеченных приоритетов инновационного развития предполагает использования системы мер и инструментов, связанных с реализацией научно-технической политики [1]. Важным

Таблица 1. Индикаторы инновационной модели развития промышленности [2]

Годы 2007 2012 2015 2020 2030

Рост валового внутреннего продукта (ВВП), % 137138 к 2007 г. 164-166 к 2012 г. 160175 к 2020 г.

Рост производительности труда, % 140141 к 2007 г. 171-178 к 2012 г. 165176 к 2020 г.

Снижение энергоемкости ВВП, % 81-83 к 2007 г. 70-75 к 2012 г. 71-76 к 2020 г.

Доля валовой добавленной стоимости инновационного сектора в ВВП в % 10-11 17-20

Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации в % 8,5 40-50

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится в % 5,5 6-7 (2010 г.) 25-35

Увеличение экспорта машиностроительной продукции более чем в 6 раз

условием является использование нефинансовых инструментов поддержки со стороны государства.

С точки зрения повышения эффективности регулирующего воздействия по приоритетам технико-технологического обновления важная роль принадлежит механизму государственной поддержки, в рамках которого государственно-частное партнерство играет главную роль.

В рамках управления долгосрочной стратегией развития технической базы шестого технологического уклада весьма важным является сосредоточение инвестиционных вложений на системообразующих направлениях, по которым конкурентные преимущества отечественной промышленности всегда находились на передовом уровне.

Реализация данного направления в рамках государственно-частного партнерства позволит в относительно короткие сроки решить проблему долгосрочного обновления промышленности и сформировать базис для инновационного рывка. На рисунке 1 показаны направления, обеспечивающие создание новой технологической базы и решения задач технологической модернизации, включая механизмы финансирования, задействующие систему государственно-частного партнерства.

С учетом представленных критериев реализация технологической модернизации должна: учитывать степень и уровень проявления нововведений в долгосрочном периоде; отвечать социально-экономическим принципам проводимых модернизационных преобразований; изменять уровни конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.

Рис. 1. Реализация технологической модернизации промышленности

К основным принципам регулирования модернизационной технологической политики относятся: увеличение финансирования инновационных проектов; создание инфраструктуры инновационной деятельности; кадровые программы развития.

Вариант инновационного прорыва предполагает ориентацию на пятый и шестой технологические уклады. В долгосрочном периоде развития экономики будет устойчивая тенденция к возрастанию примерно на 4% в год, причем этот рост будет происходить за счет энергоэффективного потребления и ввода энергетических мощностей к 2020 году до 200 млн. кВТ.

В среднесрочной перспективе такой вариант позволит повысить КПД на всех типах используемого технологического оборудования, включая экологическую составляющую. Долгосрочными задачами являются использование новых видов ядерного топлива и новых типов энергопроизводства (развития альтернативной энергетики). Например, в инновационно-прорывном сценарии потребление электроэнергии может составить:

- к 2020 - 1640 млрд. квт-ч.

- к 2030 - 12 150 млрд. квт-ч.

Ключевые задачи развития машиностроения заключаются в сохранении внутреннего рынка. Так, например, для развития транспортного сектора требуются новое освоение целевых программ иновационно-инвестиционного преобразования.

Особую роль отводится станкостроительному машиностроению, поскольку оно обеспечивает целостность технологического комплекса как по количественному составу, так и его качество. По оценкам экспертов более 95% парка станков в машиностроении укомплектовано физически и морально устаревшим оборудованием, к чему привел длительный спад производства в станкостроительной отрасли, не позволяющий осуществлять его обновление.

В рамках выделения приоритетных задач технико-технологического обновления, особое внимание заслуживают отрасли промышленности, продукция которых требуется для решения задач:

- технологическое обновление АПК;

- энергоэффективное потребление и ресурсосбережение;

- повышение эффективности развития и функционирования нефтегазового комплекса;

- развитие транспортной инфраструктуры.

Следует учитывать, что отечественное машиностроение сегодня находится в критическом состоянии. Отказ от использования импортного оборудования потребует более 20 млрд. долларов ежегодных инвестиций, а для обеспечения устойчивости машиностроения только до 2015 года требуется нового оборудования на сумму свыше 850 млрд. рублей.

Одна из главных целей технологического обновления промышленности - модернизация оснащения Вооруженных сил новыми типами, образцами и видами вооружения, специальной и военной техникой для сохранения статуса мирового лидера в области военно-технического производства.

В соответствии с программой модернизационных преобразований до 2025—2030 годов в числе доминирующих технологических направлений можно выделить:

- телекоммуникационные технологии, информационные, технологии моделирования и имитации;

- технологии управления физическими полями;

- новые материалы - создание керамики, композиционных материалов, материалов для микроэлектроники и др.;

- технологии направленной энергии;

- наноматериалы,нанотехнологии, наносистемная техника;

- технологии информационно-психологического, информационно-технического и психофизического воздействия.

Технологическое развитие машиностроительного комплекса связано прежде всего с сохранением мирового лидерства в области технико-технологического обновления по решению комплекса задач:

- повышение конкурентоспособности отечественных технологических комплексов двойного назначения;

- выбор эффективных ниш модернизационных преобразований, обеспечивающих устойчивое поддержание производств высокотехнологичного оборудования;

- целевая ориентация отечественного станкостроения, раскрывающая новые технологические возможности в тех сегментах рынка, где отечественная наука занимала лидирующие позиции;

- достижение технологического лидерства на открытых рынках высокотехнологичного оборудования.

С учетом сложившихся условий, а также происходящих изменений в отраслях промышленности сложно оценить вероятность наилучшего варианта технологического обновления, так как это связано не только с уровнем риска, но и с большой неопределенностью конструктивных изменений в модернизации отдельных производственных комплексов, включая станкостроительную отрасль как отрасль, производящую средства производства для обновления потенциала.

Например, технологическое обновление такой отрасли промышленности как ракетно-космическая корпорация, невозможно без участия непосредственно государства. Именно государство, его доминирующая роль в стратегическом модернизационном обновлении позволяет реализовать программу оборонно-промышленного комплекса. На сегодняшний день идет подготовка к модернизационным преобразованиям четырёх оборонных промышленных корпораций,

Таблица 2. Оценка достижимого уровня технико-технологического обновления

потенциала

Примечание: 1 — значительное отставание от Технологические направления мирового^ ^ оц— общее отставание,

Существую щий уровень 2015 г. (прогноз) 2025 г. (прогноз)

Системы навигации 1 3 3

Системы ретрансляции информации 1 3 3

Гидрометеорологические средства 1 3 3

Средства дистанционного зондирования Земли 2 3 3

Спутниковые системы связи и вещания 2 3 3

Средства геодезического и картографического обеспечения 3 3 3

Средства связи и боевого управления 2 о 5 3

Средства предупреждения о ракетном нападении 3 3

Средстве радиоэлектронной разведки 3 3

Комплексы оптико-электронного наблюдения 2 3

Средства многоцелевого радиолокационного наблюдения о 5 3

Средства наблюдения за морскими акваториями 2 3

некоторые достижения в отдельных областях; 3 — значительные достижения, приоритетные достижения в отдельных областях; 4 — высокий уровень развития, мировое лидерство.

48 ТЯАШРОЯТ ВиЗШЕББ Ш ЯШВТА | №6 2012 |

которые к 2020 году смогут выйти на самостоятельный путь технико-технологического обновления и будут на 100% обеспечивать выпуск промышленной продукции для решения стратегических задач оборонного и гражданского назначения.

Модернизация же непосредственно военного промышленного производства, к которому относятся космические технологии, инфраструктура и технологии управления требуют особой специфики преобразований в области внедрения новых технологий, технического и технологического перевооружения предприятий, оптимизация производства отрасли (таблица 2).

Инерционный варианте производства машиностроения к 2020 году увеличится до 80 % по отношению к уровню 2005 года, а рост объёмов производства будет обеспечен за счет:

- реализации целевых программ;

- технико-технологического обновления отрасли;

- создания крупных промышленных кластеров.

Инновационный же вариант развития машиностроения к 2020 году

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

будет характеризоваться трехкратным увеличением по отношению к уровню 2005 года. Такой рост производства будет обеспечен за счет:

- реализации целевых программ создания техники нового поколения;

- интенсификации технико-технологического обновления отраслевых и межотраслевых комплексов;

- обеспечения высокого уровня загрузки производственных мощностей;

- организационно-структурных преобразований и создания интегрированных структур;

- обеспечения реализации проекта перспективной пилотируемой транспортной системы;

- создания опережающего аппаратурного задела для промышленности нового технологического уклада.

Динамическое развитие технологии, науки и инноваций до 2020 года приведёт к качественным изменениям в инновационном преобразовании промышленности (таблица 3).

Регулирование инновационного обновления промышленности должно осуществляться с учетом следующих принципов:

- использование косвенного стимулирования освоения передовых технологий модернизационых преобразований путем налоговых инструментов, внешнеторговой, антимонопольной, амортизационной, патентной политики;

- использование прямого стимулирования освоения передовых технологий модернизационых преобразований путем распределение государством грантов, заказов, кредитов между приоритетными сферами научных разработок и исследований;

- формирование инновационного климата и обеспечение инфраструктуры разработок и исследований, включая лицензирование, патентование, стандартизацию, создание аналитических центров изучения опыта, сертификацию, подготовку прогнозов развития техники и технологий с последующим формированием системы приоритетов обновления потенциала промышленности.

Базовым условием является концентрация инновационного потенциала на производстве конкурентоспособной промышленной станкостроительной продукции оборонного назначения, что станет основой переориентации экономики к новому технологическому укладу.

Инновационное обновление, проводимое в таких рамках, позволяет обеспечить направленность модернизационного процесса в строгом соответствии с принципом высокой эффективности, высокого качества и высокой конкурентоспособности.

Включение инновационной составляющей, способствует практической реализации преимуществ высокотехнологичных и наукоёмких разработок, от которых организационно-экономическая основа повышает уровень эффективного потребления ресурсов и обеспечения конкурентоспособности.

В целях интенсификации технико-технологического обновления потенциала промышленности необходима государственная поддержка, включающая принципы самообеспечения при использовании внутренних резервов, научно-технического и кадрового потенциалов, а также разработка прорывных стратегий, учитывающих современный уровень и перспективы мировой науки и технологий.

Управление развитием промышленности на основе инновационного механизма обновления технико-технологического потенциала создаёт предпосылки подъема отраслей машиностроения и как результат ускоренного перехода к технологиям шестого уклада. Определяющую роль, как показал опыт 20-30 годов, играет не только наука и производство сами по себе, а то как организован процесс освоения и внедрения разработок научно-технического характера. Именно правильная организация и потребности времени того периода позволили в кратчайшие сроки провести масштабную модернизацию и совершить технологический переворот во всем народнохозяйственном комплексе, войдя в кратчайшие сроки в число передовых мировых держав.

Сегодня такой скачок может быть обеспечен на основе использования качественно новых и нетрадиционных форм организации управления всем комплексом промышленности, в которые должны войти роботостроение, телекоммуникации, информационные услуги, производство и переработка газа, новые источники энергии и тепла, биотехнологии и генная инженерия.

Новые технологии являются основным ресурсом технологической и экономической безопасности, и требуют государственной поддержки на основе госзаказа, прав собственности, финансовой стабилизации и финансового обеспечения [3]. Важной особенностью должна выступать проводимая политика коммерциализации отечественных технологий с минимальным уровнем риска и безопасности для национальных интересов страны.

Политика государственной поддержки в области регулирования развития механизмов технико-технологического обновления промышленности тесным образом должна быть связана с инновационным механизмом регулирующей роли государства, основной целью которого является повышение технологического уровня отечественного машиностроительного комплекса, раскрывающего ресурсные возможности активизации промышленности с учетом научно-интеллектуального потенциала всех отраслей структурно связанного производства, включая военные, промышленные и общественные приоритеты.

Литература:

1. Амосов А.И. У России есть еще шанс до 2017 года: что дальше - начало развития или конец цивилизации - М.: ООО «ЛЕНАНД», 2011

2. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия 2050. Стратегия инновационного прорыва - М.: Экономика, 2005

3. Ленчук Е. Б., Власкина Г. А. Инвестиционные аспекты инновационного роста: Мировой опыт и российские перспективы - М.: Книжный дом "Либроком", 2009

4. Новицкий Н.А. Инновационная экономика России: Теоретико-методологические основы и стратегические приоритеты. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009

Таблица 3. Показатели развития технологии, науки и инноваций

Показатели 2010 2015 2020

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме товаров, работ, услуг организаций промышленного производства 6,3% 8,7% 10,5-11,0%

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг организаций высокотехнологичных отраслей в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства 0,40% 0,55% 0,6-0,65%

Удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров 0,64% 2,00% 2,5-3,0%

Удельный вес организаций предпринимательского сектора науки в объеме внутренних затрат на исследования и разработки 67,6% 70,0% 72,0-75,0%

ТЯАШРОЯТ ВШШЕВВ Ш ЯШВТА | №6 2012 | 49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.