Научная статья на тему 'Роль импортозамещения в развитии машиностроения'

Роль импортозамещения в развитии машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3410
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационно-техноло- гический потенциал / инновационно-насы- щенные инвестиции / импортозамещение / зарубежное машиностроение / innovative and technological potential / innovation-intensive investment / import substitution / efficiency of innovative activity / foreign engineering

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисов Владимир Николаевич, Почукаева Ольга Викторовна, Балагурова Евгения Александровна, Орлова Татьяна Григорьевна

Рассматриваются вопросы возможноговклада инновационного машинострое-ния в развитие экономики РФ. Проведенанализ существующего и перспективно-го инновационно-технологического по-тенциала отечественного машинострое-ния. Сформулированы варианты инно-вационного и инерционного функцио-нирования машиностроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисов Владимир Николаевич, Почукаева Ольга Викторовна, Балагурова Евгения Александровна, Орлова Татьяна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Import Substitution in the RF Engineering

The issues of possible contribution of innovative engineering to the development of the Russian economy are discussed. The analysis of existing and promising innovative-technological potential of the domestic engineering industry is fulfilled. Innovative options and inertial operation of the engineering are formulated.

Текст научной работы на тему «Роль импортозамещения в развитии машиностроения»

ОТРАСЛЕВЫЕ РЫНКИ И ИННОВАЦИИ

В-^- Борисов, О-В- ^очукаева, S.^.. Ъалагурова, ffl.'T- Орлова

РОЛЬ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ'

С середины 2014 г. экономика РФ столкнулась с трудностями, связанными с ограничениями на ввоз новых производственных технологий, особенно для развития высокотехнологичных отраслей, оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и крупных мегапроектов, например, по освоению Арктической зоны. Оставляя за пределами рассмотрения внутренние и внешние факторы, совместное воздействие которых породило проблему необходимости импортозамещения в сфере скрытых и воплощенных технологий, остановимся на вопросе инновационного развития обрабатывающих производств с использованием существующего потенциала импортозамещения.

Для действующей в России экономической модели был характерен постоянно увеличивающийся приток импортной продукции: за 2005-2013 гг. темп роста импорта промышленной продукции в три раза превысил темп роста экспорта [1].

Необходимость импортозамещения. Определяющим фактором эффективности функционирования передовых экономик является использование новых технологий. При этом развитие инновационно-технологического потенциала невозможно без развития производства, поскольку в нем формируется спрос на новые технологии, материалы, машины и оборудование, а также на квалифицированные трудовые ресурсы. Если же прирост экономики осуществляется за счет поставок импортного оборудования, то это приводит к сокращению инновационно-технологического потенциала, поскольку оказывается не востребован отечественный научный потенциал. Вместо полного

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 13-02-00245).

300

инновационного цикла инновационная деятельность сводится к его завершающим стадиям: освоению и коммерциализации [2].

Очевидно, что производственные инвестиции должны быть инновационно-насыщенными, т.е. с высоким уровнем инновационного компонента в составе инвестиций, способствующих развитию производства на основе новейших научных и технических достижений [3]. Этому должна способствовать генерация инновационного машиностроения в отечественной обрабатывающей промышленности - материальной основе перспективного импортозамещения.

Функционирование отраслей машиностроения, строительства и ОПК в перспективе будет определяться как объемами и структурой спроса на инвестиционные и потребительские товары, вооружение и военную технику, так и конкурентоспособностью их производств и продуктов. Из данных табл. 1 видно, что машиностроение РФ среди ведущих машиностроительных держав занимает предпоследнее место с долей собственного производства в 2,3%, тогда как машиностроение Китая очень существенно потеснило машиностроение США и ЕС. В течение 2000-х годов заметных изменений в машиностроении РФ не произошло.

Таблица 1

Распределение суммарной добавленной стоимости, создаваемой в машиностроении, по странам, %

Страна 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. (прогноз)

Бразилия 2,6 2,8 2,7 2,8

Китай 6,6 12,4 30,6 37,0

Индия 1,5 1,8 2,4 2,9

Япония 21,0 20,4 12,6 11,3

Россия 2,3 2,3 2,3 2,2

США 29,0 26,4 19,5 17,2

ЕС 27 37,0 34,0 29,9 26,6

ИТОГО 100 100 100 100

Источник: [27, р. 278].

В странах ЕС усилия направлены на новые производственные системы, в которые входят более дробные компоненты, определенные в США в качестве отдельных направлений в перечне приоритетов инновационного развития2.

2 Manufacturing the Future: the Next Era of Global Growth and Innovation. McKinsey Global Institute. 2012. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 20П.

301

Приоритеты инновационного развития в США:

• передовые системы мониторинга и контроля;

• разработка, синтез и производство передовых материалов;

• визуализация, информатика и цифровое производство;

• экологичное производство;

• нанопроизводство;

• производство гибкой электроники;

• биопроизводство и биоинформатика;

• аддититивные производства;

• оборудование для передового производства и тестирования;

• промышленная робототехника;

• передовые сборочные производства.

Традиционные направления развития (сборочные производства и промышленная робототехника) находятся в конце списка приоритетов. А возглавляют список системы контроля, новые материалы и информатика. Понятно, что новые материалы - одно из основных условий эффективного и экологичного промышленного освоения Арктической зоны.

Приоритеты инновационного развития в ЕС3:

• новые производственные процессы;

• адаптивные и умные производственные системы;

• цифровое, виртуальное и ресурсоэффективное производстство;

• сетевое производство и динамичные производственные цепочки;

• человеко-центричное производство;

• производство, ориентированное на потребителя.

В настоящее время приоритеты в структурных сдвигах в продукции машиностроения совпадают для машиностроительных комплексов ЕС, США, Китая и Индии (в порядке убывания: электроника и приборы - общее машиностроение - транспортные средства). Эта тенденция доминирует в машиностроении ведущих стран потому, что в начале этой цепочки производятся наиболее наукоемкие и высокотехнологичные изделия и компоненты, которые в свою очередь во многом определяют конкурентоспособность конечной продукции машиностроения. Зависимость

3 The 2012 EU Industrial R&D Investment Scoreboard. EC. 2012. Study on the Competitiveness of the EU Mechanical Engineering Industry. EC 2012. FN97615-FWC Sector Competitiveness — Mechanical Engineering.

302

производства конечной продукции от импортных компонентов значительно снижает в ней долю добавленной стоимости, повышает риски конечного производителя в случае прекращения поставок комплектующих компонентов.

Для реализации этой структурной тенденции основой инновационно-технологического развития должно стать обновление производственного аппарата, начиная с цепочек, обеспеченных платежеспособным спросом «станкостроение, приборостроение и электроника - машиностроение - ОПК» и «станкостроение, приборостроение и электроника - машиностроение - ТЭК» [4].

Реализация этих приоритетов позволит в машиностроении РФ начать формирование структуры рынка, в которой импортная составляющая будет обеспечивать не более трети совокупного спроса на продукцию машиностроения. Такая структура рынка отвечает нормам технологической безопасности и обеспечивает воспроизводство технико-технологического потенциала экономики. При этом будет увеличиваться технологическая конкурентоспособность отечественных машиностроительных игроков.

В 2014 г. машиностроение РФ столкнулось с проблемой необходимого, вынужденного импортозамещения. В подобной ситуации внеэкономического разрыва международных кооперационных связей следует различать как срочное, вынужденное, так и развивающее импортозамещение. Развивающее импортозамещение предполагает концентрацию ресурсов на развитии научнотехнологического потенциала в связке с развитием ключевых предприятий ведущих отраслей. В этом случае речь идет об удовлетворении уже имеющегося платежеспособного внутреннего спроса в рамках инновационного развития, а не о срочном завоевании мировых рынков. Срочное, вынужденное импортозамещение в интересах национальной и технологической безопасности должно реализовываться в рамках конкретных инвестиционных проектов.

Использование значительного объема импортных компонентов снижает спрос на узлы и комплектующие отечественного производства и препятствует развитию комплекса структурообразующих отраслей машиностроения (станкостроения, электротехнической промышленности и приборостроения), увеличивает технологическую зависимость. Поскольку станкостроение выпускает продукцию двойного назначения, то технологическая зависимость растет и в ОПК.

303

Рассмотрим индикаторы импортозамещения [5, с. 61-67].

1. Показатель прироста доли рынка (Adi) характеризует прирост или снижение сектора продукции российского производства на внутреннем рынке в изучаемом или прогнозируемом периоде по сравнению с базисным:

Ad, = (1-^) _ (1_ S°),

Sit Si0

где Imit, Imi0, Sit, Si0 - импорт и спрос внутреннего рынка на продукцию i в периоде t и в базисном периоде.

Этот показатель-индикатор можно использовать для анализа как растущего, так и падающего рынков.

2. Показатель замещения растущего спроса (Z,) показывает, какая часть растущего спроса на продукцию обеспечивается ростом ее производства:

az, =-

AV -AEx,

as,

где (AV,) - прирост выпуска продукции i; (AEx,) - прирост экспорта продукции i; (AS,) - прирост спроса на продукцию i.

Этот показатель-индикатор целесообразно использовать тогда, когда векторы выпуска продукции и спроса внутреннего рынка имеют положительное направление. Для характеристики роста или снижения уровня конкурентоспособности продукции российских производителей показательна динамика этого индикатора. Оценка импортозамещения демонстрирует то, что потребность российских предприятий в производственном оборудовании в основном обеспечивалась увеличивающимся объемом импортной продукции (рис. 1). Импортная составляющая внутреннего спроса показывает место российской обрабатывающей промышленности в международном технологическом балансе и международном разделении труда.

Отрицательные значения прироста доли рынка показывают, что на быстро растущих рынках в настоящее время отрасли машиностроения не в состоянии обеспечить импортозамещение. Импортозамещение при этом трактуется как минимальный ориентир объема внутреннего платежеспособного спроса при реализации модернизационного развития. Импортозамещение не цель, а фактор развития, способствующий росту конкурентоспособности.

30 4

%

Рис. 1. Оценка импортозамещения на рынках продукции машиностроения в 2011 г.:

■ прирост доли рынка; Ш замещение растущего спроса

При инновационном развитии предполагается переток технологий из ОПК в гражданское машиностроение. Так, в работе [6, с. 56-57] для комплекса высокотехнологичных отраслей в составе ОПК предложена новая активная политика, целью которой «должна стать его интеграция с рядом гражданских подотраслей машиностроения и превращения его в «донора» передовых производственных технологий для российской промышленности».

Инновационно-технологический потенциал. В большинстве подотраслей и производств из числа работающих предприятий лишь единицы осуществляют инновационную деятельность. В высокотехнологичных отраслях это, как правило, крупнейшие предприятия, контролирующие 60-80% рынка выпускаемой продукции. В металлургии инновационно-активные предприятия контролируют 64% рынка. Только 11-12% предприятий осуществляют технологические инновации [7-10]. При этом разработку и производство принципиально новой продукции, а также внедрение принципиально новых технологических процессов осуществляют около 10% инновационно-активных предприятий, тогда как, например, в Японии и Германии таких предприятий примерно 35% [11, с. 18].

Большая часть предприятий обрабатывающей промышленности не инвестирует средства в модернизацию технико-технологи-

305

ческих ресурсов производства. Значит, когда мы говорим об инновационно-технологическом потенциале отрасли, то имеем в виду несколько ведущих предприятий. Остальные предприятия по мере сил осуществляют обеспечение производственного процесса ведущих предприятий комплектующими и полуфабрикатами. Качество этих изделий, произведенных на устаревшем оборудовании, часто ниже уровня, необходимого для конечной продукции (в том числе инновационной), выпускаемой ведущими предприятиями, что заставляет последних ориентироваться на импорт компонентной базы.

Показатель инновационной насыщенности инвестиций (соотношения затрат на технологические инновации и совокупного объема нефинансовых инвестиций) наиболее полно отражает тенденции развития инновационно-технологического потенциала обрабатывающих отраслей. Этот показатель имеет самый высокий уровень значений в тех отраслях, где инновационную деятельность осуществляют предприятия с наиболее высоким производственным потенциалом. Даже в тех случаях, когда инновационная активность крупнейших предприятий не слишком высока, все равно она может быть обеспечена только при масштабных (для данной отрасли) затратах на технологические инновации. Поэтому наиболее высокая инновационная насыщенность инвестиций характерна для машиностроения, металлургии и химической промышленности.

В периоды наиболее высоких темпов роста инвестиций, когда повышается инвестиционная активность неинновационных предприятий, совокупный отраслевой объем инвестиций увеличивается в том числе и за счет инвестиций, не связанных непосредственно с инновационной сферой, например, за счет затрат на строительно-монтажные работы. В такие периоды показатель инновационной насыщенности инвестиций снижается. Это показывает, что соотношение инновационных и неинновационных затрат изменяется за счет преимущественного увеличения инвестиций вне инновационной сферы, и темпы роста нефинансовых инвестиций опережают рост затрат на технологические инновации. Так, в начале 2000-х годов инновационная насыщенность инвестиций была существенно выше, чем в период высоких темпов роста инвестиций в 2005-2008 гг. (рис. 2).

Снижение инновационной насыщенности инвестиций в период повышения интенсивности инвестиционной деятельности характерно для всех обрабатывающих отраслей. В значительной степени это

306

объясняется тем, что инновационной деятельностью занимается небольшая часть промышленных предприятий. Поэтому в масштабах отрасли существенная часть совокупного объема инвестиций приходится на неинновационные предприятия, которые не осуществляют затрат на технологические инновации. Отсюда снижение отраслевого показателя инновационной насыщенности инвестиций.

%

Рис. 2. Инновационная насыщенность инвестиций в обрабатывающей промышленности

Источник: рассчитано и построено по данным [7-10; 12-13].

Рост производства в 2000-х годах сопровождался снижением научно-технического потенциала промышленности. За 10 лет количество научно-исследовательских институтов снизилось почти в полтора раза, а проектных и проектно-изыскательских организаций - в 2,4 раза. Рост отмечен только в сегменте конструкторских организаций, прирост которых за период 2000-2010 гг. составил около 14% [14, с. 160].

В среднем по обрабатывающей промышленности удельный вес инновационной продукции в выпуске составляет около 7%. Наиболее высокий выпуск инновационной продукции характерен для автомобилестроения, где удельный вес инновационной продукции в выпуске составляет 20-24%, в железнодорожном машиностроении этот показатель составляет 15-17%, в приборостроении - 10-15% [10]. Большая часть этой продукции является инновационной для предприятия, т.е. осваиваются виды продукции, которые уже выпускаются другими предприятиями в России или

307

за рубежом. В основном это продукция, выпускаемая по зарубежным технологиям, на зарубежном оборудовании. Оригинальная продукция, не имеющая аналогов, являющаяся российской разработкой, составляет в целом по обрабатывающей промышленности примерно 0,1% совокупного отраслевого выпуска. Максимальный показатель - 2,5-3% в приборостроении [10].

Низкие темпы обновления производственной инфраструктуры в ряде отраслей реального сектора снижают их конкурентоспособность не только на товарных рынках, но и на рынке труда. За последние три года имело место перемещение экономически активного населения из реального сектора в другие отрасли экономики. За 2000-е годы численность занятых в обрабатывающей промышленности снизилась на 20% [17-18].

Снижение доли занятых в промышленности характерно для крупнейших экономик мира. Однако там в основе этого процесса -высокие темпы роста производительности труда и перемещение трудоемких производств в страны с более низкой стоимостью рабочей силы. Так, с 2000 по 2010 гг. в Германии численность занятых в тяжелом машиностроении сократилась на 8%, в США - на 17%. В России этот показатель составляет 28% и, в значительной степени, обусловлен снижением объемов производства [16, с. 13].

В России проблема нехватки рабочей силы носит актуальный характер [17]. Так, по расчетам авторов, реальный сектор экономики обеспечен трудовыми ресурсами только на 74%, а 20% рабочих мест в обрабатывающей промышленности остаются незанятыми [18-19]. В основе этой ситуации противоречие между низкой оплатой труда со стороны работодателей и высокими требованиями к уровню квалификации работников. Работодатели не могут платить более высокую заработную плату из-за низкой рентабельности производства и низкой ценовой конкурентоспособности продукции. Потенциальные работники не имеют необходимого уровня квалификации из-за отсутствия профессиональной подготовки и опыта работы.

При достаточном объеме инвестиций можно довольно быстро обновить производственный аппарат и увеличить производственные мощности. Но расширение производственных мощностей и повышение интенсивности использования оборудования столкнется с отсутствием квалифицированных кадров. И относится это не только к рабочим специальностям. Сейчас в значительной сте-

308

пени промышленные предприятия испытывают необходимость замещения должностей конструкторов и инженеров-технологов. Подготовка специалистов для работы на высокотехнологичных производствах является неотъемлемой частью инновационно-технологического развития. Ожидать быстрого роста объемов производства можно только при условии внедрения новых технологий, существенно повышающих производительность труда.

Однако существуют предпосылки для снижения потребности отраслей промышленности в трудовых ресурсах и даже для частичного высвобождения ныне работающих. Это неизбежно произойдет в том случае, если инвестиционная деятельность в промышленности останется на прежнем уровне. Поскольку уже сегодня импорт производственного оборудования весьма велик и продолжает расти, в ближайшее время возникнет спрос на запасные части к импортному оборудованию. Потребность в запасных частях и комплектующих к импортному оборудованию будет расти пропорционально увеличению его доли в производственном аппарате отраслей промышленности. Сейчас выпуск запасных частей к отечественному оборудованию, находящемуся в эксплуатации, составляет значительную часть в объеме производства машиностроительных предприятий. В условиях роста импорта оборудования и увеличения его удельного веса на промышленных предприятиях, потребность в запасных частях к отечественному оборудованию будет снижаться. Причем это может произойти очень быстро, поскольку отечественное оборудование уже в значительной степени изношено. Эта ситуация может привести не только к высвобождению трудовых ресурсов, но и к закрытию части предприятий, что отрицательно отразится на социальноэкономическом положении регионов. Кроме того, прекращение производства запасных частей и комплектующих приведет к снижению спроса на продукцию смежных отраслей промышленности.

Основой развития экономики является рост технологического и интеллектуального потенциалов. В настоящее время факторы развития этих потенциалов не действуют. Крупные инновационноактивные предприятия уже не могут быть «генератором» роста и развития для смежных производств. Многие ведущие предприятия в большей степени ориентированы на международную кооперацию, нежели на межотраслевые связи с российскими предприятиями. Без государственной поддержки предприятия среднего звена не смогут

309

удержаться на внутреннем рынке. Сокращение числа промышленных предприятий приведет к снижению спроса российского рынка на продукцию производственно-технического назначения, к снижению занятости населения и снижению социально-экономических показателей развития регионов и страны в целом.

Макроэкономический потенциал импортозамещения. Низкая эффективность производства в обрабатывающей промышленности оказывает негативное влияние на формирование макроэкономических показателей. В первой половине 2000-х годов наблюдался рост вклада обрабатывающей промышленности в формирование валовой добавленной стоимости. Наиболее высокого уровня удалось достичь в 2005 г. В дальнейшем этот показатель снижался.

Это явление отражает структуру формирования российского ВВП - доля материальных благ имеет тенденцию к снижению, вклад услуг, имеющих наибольшую социальную значимость -услуги образования, здравоохранения и ЖКХ - остается на неизменном и довольно низком уровне. Рост ВВП в основном обеспечивается за счет роста рентабельности услуг спекулятивного характера, предоставляемых сектором операций с недвижимостью, а также финансовым сектором, при низком уровне добавленной стоимости в продукции большинства отраслей промышленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Серьезной угрозой обрабатывающей промышленности является исчерпание трудовых ресурсов необходимого уровня квалификации. В обрабатывающей промышленности предприятия обеспечены трудовыми ресурсами только на 70-80% [19]. Предприятия нуждаются в рабочих высокой квалификации, в конструкторах и технологах практически во всех отраслях. В наибольшей степени снижение численности затронуло высокотехнологичные отрасли. В машиностроении и в химической промышленности численность ППП снизилась на 30% [15]. Тем не менее, машиностроение среди отраслей промышленности обеспечивает наибольшую занятость населения (рис. 3). Работа на технологически сложных производствах требует от работников машиностроения специальной подготовки. Промышленные предприятия в совокупности с отраслевыми научными подразделениями аккумулируют значительную часть интеллектуального потенциала страны.

Отраслевые рынки продукции обрабатывающей промышленности весьма не однородны по структуре (рис. 4).

310

Машиностроение

Металлургия

Химическая промышленносоь

Промышленность строительных материалов

Деревообрабатывающая

пр^омышленнонть

Пищевая промышленность

ДруДие отрасли

%

0 5 10 15 20 25 30 35 40

Рис. 3. Структура занятости в обрабатывающей промышленности Источник: построено по данным [18].

Машиностроение Металлургия Химическая промышленность Деревообрабатывающая промышленность Промышленность строительных материалов Легкая промышленность Пищевая промышленность

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

Рис. 4. Структура российского рынка продукции обрабатывающих отраслей:

0 отечественная продукция; ШИ импорт

Источник: рассчитано и построено по данным [15; 20].

Наряду с отраслевыми рынками, в значительной степени обеспеченными отечественной продукцией (металлопродукция, строительные материалы, продукция пищевой промышленности), существует высокая зависимость от импорта по важнейшим видам товаров как производственного назначения, так и для потре-

311

бительского рынка. Прежде всего, это относится к рынку машинотехнической продукции, где высокая зависимость от импорта наблюдается и по оборудованию инвестиционного назначения, и по продукции для потребительского рынка.

Такая структура на отраслевом рынке машинотехнической продукции сформировалась в период позитивной динамики производства в машиностроении. Во второй половине 2000-х годов ежегодные темпы прироста выпуска продукции составляли 1626% [15]. Однако темпы роста спроса на продукцию машиностроения значительно опережали возможности российских машиностроительных предприятий наращивать объемы производства. Темпы роста импорта машинотехнической продукции опережали темпы роста выпуска по большей части товарных групп.

Фактором, способным оказать существенное влияние на рост объемов производства, является инновационно-технологическое обновление производственного аппарата обрабатывающих производств. Развитие производственного потенциала способствует росту конкурентоспособности продукции и укреплению финансового состояния предприятий. Обновление производственно-технической базы реального сектора увеличивает емкость внутреннего рынка инвестиционного оборудования. Рост инвестиций в основной капитал и увеличение их инновационной насыщенности обеспечит и рост спроса на НИОКР.

Однако это возможно только в условиях модернизации российского машиностроения. Без роста инновационно-технологического потенциала машиностроения оборудование для реального сектора экономики будет закупаться за рубежом и механизм межотраслевых связей не будет задействован. Освоение новых прогрессивных видов продукции создаст предпосылки для импортозамещения и роста конкурентоспособности на внешнем рынке. В противном случае экспорт российских товаров будет по-прежнему ограничен сырьем и продукцией низких переделов.

Главным фактором развития ныне является модернизация производственной, энергетической и транспортной инфраструктуры экономики. Проведение масштабной модернизации отраслей реального сектора экономики требует значительного объема капиталообразующих инвестиций. В этом случае модернизация реального сектора приведет в действие три основных взаимодействующих компонента, настраивающих экономику на рост и развитие.

312

Во-первых, инвестиции в обновление производственного аппарата отраслей реального сектора увеличат спрос на инвестиционное оборудование. В зависимости от наполнения рынков инвестиционного оборудования отечественным или импортным оборудованием в большей или в меньшей степени будет инициировано инновационно-технологическое развитие отраслей машиностроения.

Во-вторых, инвестиции в инновационно-технологическое обновление производственного аппарата отраслей машиностроения, выпускающих инвестиционное оборудование, будут способствовать росту конкурентоспособности отечественной продукции. Чем выше будет уровень инновационной насыщенности инвестиций, тем выше будут темпы роста конкурентоспособности, что в свою очередь должно обеспечить высокий уровень импортозамещения. Рост объемов производства инвестиционного оборудования вызовет увеличение спроса на продукцию производственнотехнического назначения, что создаст условия для роста производства в сопряженных отраслях обрабатывающей промышленности.

В-третьих, развитие и модернизация обрабатывающих отраслей инициирует рост спроса на услуги непроизводственной сферы экономики. Наиболее важным и перспективным является взаимодействие отраслей промышленности с секторами науки и образования, способствующее росту интеллектуального потенциала.

Более высокие темпы освоения новых технологий и прогрессивной техники смогут обеспечить существенные сдвиги в повышении эффективности хозяйственной деятельности в отраслях машиностроения и укрепить позиции машинотехнической продукции на внутреннем рынке. Особое значение имеет расширение парка новой техники, поскольку это позволит существенно увеличить объемы выпуска продукции.

Количественные оценки импортозамещения. Численные характеристики соотношения между экспортом и импортом некоторых важнейших машиностроительных продуктов приведены в Приложении 1 и 2. Внутренний спрос и импортозамещение - это основные факторы роста инновационного машиностроительного производства. Степень воздействия этих факторов зависит от инновационной активности в машиностроении и отраслях-потребителях инвестиционного оборудования. Спрос на инвестиционную технику является следствием развития производственно-технической базы отраслей реального сектора. Импортозамещение становит-

313

ся возможным в результате инновационно-технологи-ческого развития отраслей машиностроения, формирующего уровень конкурентоспособности российского инвестиционного оборудования, необходимый для обеспечения структуры внутреннего рынка на уровне, соответствующем технологической безопасности.

Модернизация машиностроения становится возможной при объемах инвестиций, обеспечивающих темпы ввода нового оборудования с коэффициентом обновления равным 10%. В этом случае средний возраст оборудования в среднесрочном периоде может составить, в зависимости от темпов выбытия, 8-8,5 лет. При этом доля устаревшего оборудования будет существенно ниже других возрастных групп, а в долгосрочном периоде оборудование старше 20 лет будет полностью выведено из активной части основных фондов. Эти оценки, конечно, должны корреспондировать с прогнозами соответствующих рынков машиностроительной продукции. Ряд примеров прогнозных оценок рынков машиностроительной продукции приведен в табл. 2.

Таблица 2

Прогноз развития отраслевых рынков, %

Показатель Темп роста выпуска продукции, (базисный период = 100%) Импортозамеще растущего сп| ние (замещение роса >100%)

Среднесрочный Долгосрочный Среднесрочный Долгосрочный

Энергетическое оборудование 184 375 33 124

Горнодобывающее оборудование 175 360 33 112

из него экскаваторы 165 350 38 140

Подъемно-транспортное оборудование 137 325 29 190

Металлургическое оборудование 170 265 27 150

Оборудование для химического производства и нефтегазопереработки 215 415 30 110

из него буровое 214 300 70 130

Развитие машиностроения в средне- и долгосрочной перспективе будет определяться динамикой инвестиций в обновление основного капитала в отраслях реального сектора экономики и конкурентоспособностью отечественной инвестиционной техники на внутреннем российском рынке. Инвестиционная активность в отраслях-потребителях машин и оборудования будет формировать спрос

314

российского внутреннего рынка. Инвестиционная активность в отраслях машиностроения обеспечит рост конкурентоспособности и развивающее импортозамещение. При этом при развитии внутреннего рынка машиностроительной продукции функционирование машиностроения инновационного типа будет опираться на взаимосвязи со сферой НИОКР отечественной промышленности и генерировать мультипликативный спрос на инвестиционное оборудование.

Импортозамещение и сердцевинные отрасли машиностроения. При производстве металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования используется значительный объем импортных компонентов производства (рис. 5). Это снижает спрос на узлы и комплектующие отечественного производства и препятствует развитию комплекса структурообразующих отраслей машиностроения (станкостроения, электротехнической промышленности и приборостроения), увеличивает технологическую зависимость от зарубежных компаний. Поскольку станкостроение выпускает продукцию двойного назначения, то технологическая зависимость растет и в ОПК.

Доля импортных узлов и деталей в компонентной базе

Стоимость импортных комплектующих в выручке от продаж

Рис. 5. Оценка степени зависимости производства станочного оборудования от импортных комплектующих

Источник: рассчитано и построено по данным [15; 20].

Обеспечение компонентной базы производства на основе отечественных НИОКР относится к приоритетам инновационного развития промышленности: «Очень важным показателем инновационного развития производства служит качественное определение содержания инженерной и научной работы и доля импортных комплектующих, узлов и деталей машин в готовом изделии. Если эта доля возрастает, то автоматически снижается технологический уровень национального производства» [21, с. 36].

315

На товарных рынках электрооборудования, приборостроения и транспортных средств произошло значительное снижение показателя замещения растущего спроса. По электрооборудованию замещение снизилось в 3,8 раза, по транспортному машиностроению - в 2,5 раза. В приборостроении имело место снижение объемов производства, поэтому показатель замещения исключен. Сектор российских производителей в 2008 г. сократился на всех рассматриваемых товарных рынках. Отрицательные значения прироста доли рынка показывают, что на быстро растущих рынках в настоящее время отрасли машиностроения не в состоянии обеспечить импортозамещение.

Без позитивного изменения в качестве производственных технологий в этих отраслях невозможно устойчивое, долговременное инновационное развитие машиностроения в целом и взаимосвязанных с ним отраслей, поставляющих в машиностроение ресурсы и закупающие у него продукцию.

Развитие высокотехнологичного станкостроения также является необходимым условием технологической безопасности. Это связано с особенностями функционирования мирового рынка высокотехнологичного станочного оборудования, так как эта продукция относится к технологиям двойного назначения, и ее оборот на мировом рынке связан с системой ограничений по целям использования. Этот фактор существенно снижает эффективность создания совместных с иностранными компаниями сборочных станкостроительных предприятий [22]. Металлообрабатывающее оборудование двойного назначения, поставляемое из стран Западной Европы, США и Японии, оснащено специальными датчиками, позволяющими следить за его перемещением Импортные компоненты производства, используемые в отечественном станкостроении, также относятся к технологиям двойного назначения. Напряженность ситуации, связанной с импортом станков, усугубляется тем, что до 70% компонентов, используемых при производстве в отечественном станкостроении, приобретается за рубежом [23-24].

Использование значительного объема импортных компонентов производства порождает ряд факторов, негативно влияющих на эффективность функционирования предприятий:

• использование в производстве импортных компонентов снижает рентабельность производства станкостроительных предприятий;

316

• рост импорта компонентов производства снижает межотраслевую эффективность и препятствует развитию структурообразующих отраслей машиностроения: станкостроения, электротехнической промышленности и приборостроения.

Повышение конкурентоспособности на внутреннем рынке, обеспечение интенсивного импортозамещения в сегментах рынка обрабатывающих центров и станков с ЧПУ - необходимое условие развития российского станкостроения. Замещение импортного оборудования на внутреннем рынке - это не только фактор развития структурообразующей отрасли машиностроения, но и необходимость повышения уровня технологической безопасности.

Приборостроение - совокупность высокотехнологичных производств, выпускающих продукцию для отраслей экономики, ОПК и потребительского рынка. Производство приборов и аппаратов для машиностроения, а также компонентов машинотехнической продукции определяет принадлежность приборостроения к структурообразующим отраслям, через которые происходит распространение новых технологий в машиностроительные отрасли и через машинотехническую продукцию в другие отрасли экономики. Приборостроение - самая наукоемкая отрасль и ее инновационно-технологический уровень в значительной степени определяет развитие инновационной сферы промышленности.

Ведущая роль приборостроения в инновационно-технологическом развитии промышленности, в обеспечении обороноспособности, технологической и экономической безопасности определяет опережающий характер развития отрасли в мировом промышленном производстве [25]. Для отечественного приборостроения характерно отставание темпов роста от средних по машиностроению в период 2007-2011 гг. на 2-11 проц. п. Это пред-определяет рост зависимости от импорта компонентов, необходимых для комплектации машинотехнической продукции и приборов автоматизации и контроля производства. В структуре машиностроительного производства продукция приборостроения составляет около 14%, в структуре экспорта - 12%, а в структуре импорта - 20%.

В приборостроении, также как и в других отраслях машиностроения, спрос существенно опережает внутреннее производство и в значительной степени обеспечивается импортной продукцией. Объемы поставок из-за рубежа превышают выпуск отечественных предприятий.

317

«Радиоэлектронная промышленность России во многом определяет экономическую, военную, технологическую и информационную безопасность нашей страны. Она является одной из самых высокотехнологичных отраслей промышленности и по величине добавленной стоимости превосходит автомобильную и авиационную отрасли» [26, с. 81]. Наиболее конкурентоспособными видами продукции российского приборостроения на внешнем рынке является радиолокационная и радионавигационная аппаратура. По этому виду продукции сохраняется положительное внешнеторговое сальдо. Темпы роста экспорта в 2010-2012 гг. опережали темпы роста импорта [26, с. 85].

Особенно важна для перспективного периода связь машиностроения с производством конструкционных материалов. Последнее должно быть готовым к вызовам, которые предъявляет мировой технологический прогресс в сфере материальновещественного обеспечения воспроизводственных процессов в экономиках мира [27, р. 207, 208-211]. Отечественные производства конструкционных материалов, как убедительно показано в работе [28], для соответствия мировым трендам технологического развития и повышения собственной перспективной конкурентоспособности должны решить ряд нелегких проблем институционального и организационного характера. Без решения накопившихся проблем, связанных с бесперспективностью сформировавшейся на начальных этапах перехода к рынку ресурсноэкспортной модели экономики, вряд ли возможно эффективное решение насущных крупных народнохозяйственных задач (развитие инфраструктуры, хозяйственное освоение Арктики и др.).

Влияние фактора конкурентоспособности, способствующего расширению сегмента российского инвестиционного оборудования на внутреннем рынке, будет ощутимо только при инновационном развитии. При этом следует отдавать себе отчет в том, что влияние конкурентоспособности на рост производства в наибольшей степени проявится в средне-, а не в краткосрочной перспективе. В то же время в условиях инновационного развития следует ожидать высокой степени влияния фактора развивающего импортозамещения, которое может проявиться по указанным выше цепочкам уже в краткосрочной перспективе.

Реализация инерционного варианта функционирования в целом исключает воздействие фактора конкурентоспособности.

318

Низкие темпы снижения удельных затрат будут препятствовать сохранению даже ценовой конкурентоспособности. Следовательно, выбор инерционного вектора и характерное для него снижение конкурентоспособности не позволяют рассчитывать на использование потенциала развивающего импортозамещения. Поэтому весьма вероятно, что максимально возможный инерционный выпуск инвестиционного оборудования не будет востребован российским рынком из-за низкой конкурентоспособности по сравнению с импортным оборудованием. В этом случае объемы производства в долгосрочном периоде существенно снизятся.

При реализации идеологии неавтаркичного, эффективного импортозамещения в средне- и долгосрочной перспективе инновационный вектор развития будет способствовать формированию структуры рынка, в которой импортная составляющая будет обеспечивать не более трети совокупного спроса на продукцию машиностроения (рис. 6). Такая структура рынка отвечает нормам технологической безопасности, обеспечивает воспроизводство технико-технологического потенциала экономики и способствует формированию условий для развития научно-производственного потенциала.

Рис. 6. Структура российского рынка инвестиционного оборудования в долгосрочном периоде:

И импортная продукция; отечественная продукция

При инерционном развитии темпы обновления производственного аппарата не смогут обеспечить спрос внутреннего рынка инвестиционного оборудования ни по объему, ни по уровню конкурентоспособности. Поэтому, даже при инерционном росте спроса реального сектора на производственное оборудование, на протяжении

319

всего прогнозируемого периода будет продолжаться монотонный рост доли импортной продукции на российском внутреннем рынке.

Если прогнозируемые объемные показатели выпуска продукции и могли бы обеспечить при инерционном функционировании промышленности примерно половину спроса внутреннего рынка, то по другим направлениям работы на рынке инвестиционного оборудования, например, по предоставлению льготных условий оплаты, конкурентоспособными окажутся лишь ведущие предприятия машиностроения. При инерционном развитии можно ожидать снижения числа предприятий машиностроения и существенного увеличения импортного оборудования, не лучшего по технологическому составу, на российском внутреннем рынке.

Рост удельного веса импорта на российском рынке инвестиционного оборудования при инерционном развитии, главным образом, будет зависеть от вектора развития отраслей-потребителей. При минимальных темпах обновления производственного аппарата в отраслях-потребителях доля импорта в средне- и долгосрочном периодах составит примерно 55-60%. При развитии отраслей-потребителей более высокими темпами импортное оборудование будет доминировать на российском рынке, и его доля едва ли будет составлять менее 75-80%. Таким образом, инерционное развитие приведет к снижению востребованности российского инвестиционного оборудования, что неизбежно вызовет снижение объемов производства, соответствующее снижение инвестиционной активности и приведет к деградации отраслей машиностроения.

Реализация концепции развивающего импортозамещения позволит существенно улучшить структуру внутреннего рынка продукции машиностроения. Следовательно, альтернативы модернизации машиностроения на основе инновационного развития для РФ не существует.

Литература и информационные источники

1. Почукаева О.В. Влияние инновационно-технологического фактора на инновационное развитие //Научные труды ИНП РАН. М.: МАКС Пресс, 2014. С. 245-263.

2. Борисов В.Н., Почукаева О.В. Инновационное развитие машиностроения // Проблемы прогнозирования. 2013. № 1. С. 38-51.

3. Балагурова ЕА, Борисов В.Н., Орлова Т.Г., Почукаев К.Г. Учет инновационной функции машиностроения в прогнозно-аналитических построениях модернизаци-онного развития //Научные труды ИНП РАН. М.: МАКС Пресс, 2014. С. 264-278.

320

4. Borisov V.N., Pochukaeva O. V. Innovative Machine Engineering as a Factor of Developing Import Substitution // Studies on Russian Economic Development. 2015. Vol. 26. No. 3, pp. 225-232.

5. Фролов И.Э., Ганичев Н.А., Кошовец О.Б. Долгосрочный прогноз производственных возможностей высокотехнологичных отраслей экономики РФ //Проблемы прогнозирования. 2013. № 3. С. 48-57.

6. Национальные счета России в 2005-2012 годах. Стат. сб. М.: Росстат, 2013. 363с.

7. Индикаторы инновационной деятельности. 2004. Стат. сб. М.: Госкомстат России, ГУ-ВШЭ, 2004. 486с.

8. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Стат. сб. М.: Росстат, ГУ-ВШЭ, 2009. 486с.

9. Индикаторы инновационной деятельности: 2011. Стат. сб. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2011. 430с.

10. Индикаторы инновационной деятельности: 2013. Стат. сб. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2013. 472с.

11. Российский инновационный индекс/Подред. ЛМ. Гохберга. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2011. 84с.

12. Российский статистический ежегодник. Стат. сб. М.: Госкомстат, 1994-2004.

13. Российский статистический ежегодник. Стат. сб. М.: Росстат, 2005-2013.

14. Миндели Л.Э., Хромов Г.С. Научно-технический потенциал России /Л.Э. Миндели, Г.С. Хромов. Центр исслед. и статистики науки. М.: ИПРАН, 2012. Ч. 2. 280с.

15. Промышленность России. Стат. сб. М.: Росстат, 2005-2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Кондратьев С. Модернизация человеческого капитала // Объединенное машиностроение. 2012. № 1. С. 12-18.

17. Korovkin A.G., Dolgova I.N., Korolev I.B. Labor Shortage in the Russian Economy: A Macroeconomic Estimate //Studies of Russian Economic Development. 2006. Vol. 17. № 4.

18. Труд и занятость в России. Стат. сб. М.: Росстат, 2011. 637с.

19. Труд и занятость в России. Стат. сб. М.: Росстат, 2013. 661с.

20. Таможенная статистика внешней торговли РФ. Годовой сборник. М.: ФТС России, 2004-2012.

21. Сухарев О.С. О приоритетах инновационного развития экономики // Инвестиции в России. 2010. № 8. С. 31-36.

22. Григорьев С.Н. Отечественное станкостроение как инструмент модернизации и развития машиностроительного производства // Технология машиностроения. 2012. № 1. С. 22-26.

23. Станкостроение в России: состояние, тенденции и перспективы. Режим доступа: www.machportal.ru/machinery_russia-15488.aspx

24. Чечкин Е. Искусственное дыхание //Эксперт-Урал. №36 (569). 9 сентября 2013. URL: http://www.expert-ural.com/1-617-12681/

25. Якунин А.С. Актуальные вопросы развития радиоэлектронной промышленности //Электронная промышленность. 2013. № 4. С. 3-14.

26. Авдонин Б.Н., Батьковский АМ., Божко В.П. Развитие радиоэлектронной промышленности России в 2008-2012 годах //Вопросы статистики. 2013. № 10. С. 81-86.

27. Study on the Competitiveness of the EU Mechanical Engineering Industry. EC 2012. FN97615-FWC Sector Competitiveness-Mechanical Engineering. 320р.

28. Устинов В.С. Перспективы развития российской металлургии на отечественной машиностроительной базе // Научные труды ИНП РАН. М.: МАКС Пресс, 2011. С. 278-295.

321

Приложение 1

Коэффициент покрытия импорта экспортом на рынке машиностроения

(соотношение экспорта и импорта на внутреннем рынке)

Паровые турбины Котлы

Оборудование для добычи нефти и газа

Горнодобывающая и строительная техника

Металлургическое оборудование

Источник: рассчитано по данным [19].

322

Приложение 2

Коэффициент покрытия импорта экспортом на рынке транспортного машиностроения (соотношение экспорта и импорта на внутреннем рынке)

Авиационное и космическое машиностроение

Автомобилестроение

Железнодорожное машиностроение

Судостроение

Источник: рассчитано по данным [19].

323

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.