'Ъорисов, 0.%. очукаева
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАШИНОСТРОЕНИИ: МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И ИЗМЕРЕНИЯ''
Основным фактором, определяющим активизацию инвестиционной деятельности в российском машиностроении, является рост спроса товарных рынков машиностроительной продукции. Инновационная и экспортная ориентация инвестиционной и производственной деятельности в отраслях машиностроения не находит должной поддержки государства и опирается преимущественно на собственные возможности предприятий. Высокая стоимость кредита, неустойчивость рубля снижают инвестиционные возможности и тормозят развитие отрасли. Однако даже в условиях ограничений, снижающих инвестиционную и инновационную активность машиностроительных предприятий, можно наблюдать, что, несмотря на низкие темпы обновления производственного аппарата и освоение новых видов выпускаемой продукции, эффективность функционирования машиностроения увеличивается. На рост эффективности указывают показатели, характеризующие производственную и финансовую деятельность в разрезе машиностроительных отраслей, производств и ключевых предприятий.
Общая характеристика динамики российского рынка продукции машиностроения представлена на рис. 12. После падения в 2009 г. выпуска продукции лишь в 2014 г. удалось достичь максимального для 2000-х годов уровня производства 2007 г.
Рост спроса в 2011-2013 гг. удовлетворялся преимущественно за счет импорта машинотехнической продукции. Основным фактором, вызвавшим резкое снижение объемов импорта продукции машиностроения, стало снижение спроса, что подтверждается
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках проекта № 16-02-00109 «Прогнозирование инновационной насыщенности инвестиций в машиностроении и ожидаемых эффектов в реальном секторе экономики РФ».
2 Рассчитано и построено по данным Росстата и ФТСРФ.
209
показателями динамики производства. Вместе с тем, в 20132015 гг. иа рынке машиностроительной продукции имело место импортозамещение: доля отечественной продукции в это время увеличивалась на 2-4% в год.
%
Рис. 1. Динамика физического объема продукции машиностроения на российском рынке: -О- производство; -■ - импорт; -а- экспорт
Импортозамещение в определенной степени обеспечено ростом качества выпускаемой продукции и освоением новых видов машин, оборудования и транспортных средств, но в значительной степени достигнуто за счет ценовой конкурентоспособности, росту которой способствовало снижение курса рубля.
Разработанные в [1-2] методы измерения влияния инновационного и инвестиционного факторов на функционирование отраслей, производств и предприятий позволяют получить количественные оценки воздействия этих факторов на динамику выпуска продукции, конкурентоспособность, эффективность производственной деятельности и формирование инвестиционных ресурсов для активизации инновационной деятельности [3]. Разработанный инструментарий позволил прогнозировать динамику развития производственной и хозяйственной деятельности в обрабатывающих отраслях на основе инновационно-технологических параметров [4].
Очевидно, что производственные инвестиции должны быть инновационно-насыщенными, т.е. с высоким уровнем инновационного компонента в составе инвестиций, способствующих развитию производства на основе новейших научных и технических достижений [5].
210
Использование показателя инновационной насыщенности инвестиций в качестве индикатора позволяет оценивать изменение приоритетных направлений инвестиционной деятельности и ослабление инновационно-технологической составляющей развития обрабатывающих отраслей. Сопоставление показателей по трем периодам (рис. 2) указывает на низкие темпы роста затрат на технологические инновации, по сравнению с ростом нефинансовых инвестиций. Снижение инновационной насыщенности инвестиций произошло во всех отраслях, в которых наблюдался рост нормы инвестиций. Отсюда следует вывод, что в обрабатывающих отраслях при существенном увеличении инвестиций происходит смещение приоритетов инвестиционной деятельности, снижающее значимость инновационно-технологического компонента.
%
60 50 40 30 20 10 -0
29,9
2001-2003
2006-2008 2011-2013 Период
50,5
33,0
24 7
17.2
Рис. 2. Инновационная насыщенность инвестиций: Ш машиностроение; Ш обрабатывающие производства
Рассчитано и построено по данным [6-11].
Темпы обновления производственно-технологической базы обрабатывающих отраслей, обеспечивающие рост объемов производства и конкурентоспособности продукции, могут быть достигнуты только в случае существенного увеличения инновационной насыщенности инвестиций.
Проведенные нами расчеты показали, что для обеспечения инновационно-технологического развития необходимо, чтобы инновационная насыщенность инвестиций составляла в высокотехнологичных отраслях не менее 50%, а в среднетехнологичных отраслях высокого уровня 45-48%.
211
Оценивание эффектов, получаемых от инвестиционной деятельности, направленной на инновационно-технологическое обновление производственного аппарата и увеличение инновационного компонента в структуре выпускаемой продукции, проведено по следующим показателям: (1) конкурентоспособность продукции; (2) производительность труда; (3) ресурсосбережение. Эти показатели положены в основу построения интегральных оценок эффективности функционирования отраслей машиностроения.
Для оценки эффективности инвестиционной и инновационной деятельности по конкурентоспособности продукции отечественного машиностроения применяются показатели динамики экспорта и импортозамещения.
Основным показателем роста конкурентоспособности на инновационной основе является экспорт. Если в 2005-2008 гг. высокие темпы роста экспорта в основном определялись низким уровнем показателей базового периода, то в 2013-2015 гг. рост экспорта определялся конкурентоспособностью и в 2015 г. достиг максимального уровня за рассматриваемый период (см. рис. 1). В целом по машиностроению прирост экспорта за период 20052015 гг. составил 55% (в 2013-2015 гг. - 23%). Отметим, что темпы роста экспорта опережали темпы роста производства на протяжении всего рассматриваемого периода, что свидетельствует об увеличении доли экспорта в объеме выпускаемой продукции.
Экспортные поставки имеют большое значение для подержания производства при падающем внутреннем рынке. Диаграмма (рис. 3) показывает, что в условиях снижения спроса в 2014 г. удельный вес экспорта в выпуске существенно увеличился по сравнению со среднегодовыми показателями 2008-2014 гг. в отраслях, для которых характерна высокая степень ориентации на экспорт.
В экспорториентированных отраслях машиностроения экспортная выручка предприятий является основным источником формирования инвестиционных ресурсов. Так, в станкостроении инвестиции в основной капитал в последние годы практически полностью финансируются за счет собственных средств предприятий3.
Инвестиционное оборудование является крупным и наиболее устойчивым компонентом в структуре российского экспорта продукции машиностроения (табл. 1). Так, в 2014 г. при резком снижении цен на продукцию машиностроения (индекс цен
3 См. ф. П-2 Росстата.
212
составил 88%) объем экспорта инвестиционного оборудования увеличился на 24 проц. п.
Кузнечно-прессовое оборудование Авиационная и космическая техника
Грузовые вагоны
Машины для добычи полезных ископаемых и строительства
Турбины и двигатели Металлорежущие станки
49,5
Рис. 3. Удельный вес экспорта в производстве за 2008-2014 гг. ( ЕЗ ) и 2014 г. ( 0 ), %
Таблица 1
Стоимостная структура экспорта продукции машиностроения, %
Показатель 2005 г. 2010 г. 2014 г. Среднегодовая структура в 2005-2014 гг.
Гражданское машинострое-
ние, всего 100 100 100 100
Производство машин и обо-
рудования 34 29 35 32
Производство электрообору-
дования, электронного и
оптического оборудования 21 20 24 22
Производство транспортных
средств и оборудования 45 51 41 46
Источник: рассчитано по данным [12].
Рост физического объема экспорта продукции машиностроения в 2014 г. полностью определяется ростом экспорта инвестиционного оборудования, поскольку на всех остальных рынках машиностроительной продукции наблюдалось снижение экспортной составляющей.
Для оценки конкурентоспособности в разрезе машиностроительных производств рассчитаны показатели зависимости от импорта
213
(доли внутреннего рынка, замещения растущего спроса, зависимости от импорта компонентов) и доли экспорта в объеме производства.
Для оценки зависимости от импорта рассчитываются удельные веса импорта в структуре спроса внутреннего рынка на готовую продукцию и импорта в объеме спроса на компоненты, необходимые для ее производства (^1тЬ цШ(сотр)У
=1т1(Сотр)/Мг1,
где 1т7 - объем импорта готовой продукции 7; - спрос на готовую продукцию 7; 1тг(Сотр) - объем импорта сырья, материалов и комплектующих для производства продукции 7; Мг7 - общие затраты на сырье, материалы и комплектующие для производства продукции 7.
В обрабатывающих отраслях широко используются импортные компоненты производства. Когда выпускаемая продукция ориентирована преимущественно на потребительский спрос, то ценовая политика и быстрая оборачиваемость денежных средств обеспечивают высокую рентабельность производства. Когда же выпускается продукция с высокой насыщенностью рынка или продукция производственно-технического назначения, то использование импортных компонентов не компенсируется фактором цены и значительно снижает рентабельность производства.
Чем выше объем используемых импортных компонентов производства, тем больший удельный вес материальных затрат в структуре себестоимости. В условиях высокой конкуренции на рынке для поддержания ценовой конкурентоспособности отечественные производители вынуждены ограничивать рост цен. Отсюда низкая рентабельность и даже убыточность сборочных производств. Около половины автомобильных заводов, специализирующихся на промышленной сборке, убыточны. В автомобилестроении самый низкий среди обрабатывающих производств уровень добавленной стоимости в выпуске - в 2,5-3 раза ниже, чем в других отраслях машиностроения.
Оценка замещения растущего спроса (ЛД) показывает, какая часть растущего спроса на продукцию обеспечивается ростом ее производства:
ЛД1=(ЛУ1-ЛЕх1)/Л«1 где ЛУ] - прирост выпуска продукции 7; ЛЕх7 - прирост экспорта продукции 7; Л« - прирост спроса на продукцию 7.
Этот показатель-индикатор целесообразно использовать тогда, когда векторы выпуска продукции и спроса внутреннего рынка
214
имеют положительное направление. Для характеристики роста или снижения уровня конкурентоспособности продукции российских производителей показательна динамика этого индикатора.
Оценки, приведенные в табл. 2, указывают на рост конкурентоспособности продукции машиностроения.
Таблица 2
Показатели конкурентоспособности продукции машиностроения (по фиксированному курсу доллара 2005 г.), %
Показатель 5 о о оп
20 20 20 20 20 20
Доля отечественной продукции на внут-
реннем рынке
гражданское машиностроение, всего 52,0 53,1 49,7 51,8 54,5 58,4
производство машин и оборудования 44,1 44,4 42,1 39,4 40,1 42,5
производство электрооборудования, элек-
тронного и оптического оборудования 51,8 52,6 51,7 49,5 51,0 55,9
производство транспортных средств и
оборудования 63,6 61,8 58,9 61,9 63,9 66,1
Замещение растущего спроса
гражданское машиностроение, всего 35,0 56,1 41,4 71,0 * *
производство машин и оборудования 41,0 43,2 35,6 0,3 * *
производство электрооборудования, элек-
тронного и оптического оборудования 40,4 55,7 47,3 33,1 * 182,9
производство транспортных средств и
оборудования 33,1 62,4 53,5 82,1 83,1 *
Зависимость от импорта компонентов
гражданское машиностроение, всего 12,1 24,5 29,8 33,3 34,0 37,7
производство машин и оборудования 13,0 20,5 25,7 29,3 30,1 42,8
производство электрооборудования, элек-
тронного и оптического оборудования 12,3 23,3 23,4 25,0 24,1 22,0
производство транспортных средств и
оборудования 10,7 28,4 36,8 41,1 42,6 40,9
Доля экспорта в объеме производства
гражданское машиностроение, всего 10,0 9,4 8,1 7,2 7,4 8,1
производство машин и оборудования 7,5 5,3 4,8 4,8 4,6 5,3
производство электрооборудования, элек-
тронного и оптического оборудования 6,5 4,2 4,8 4,5 4,5 5,2
производство транспортных средств и
оборудования 13,4 12,8 11,0 9,6 10,0 10,8
* Снижение спроса.
Источник: Здесь и далее таблицы рассчитаны по данным [12-14].
Импортозамещение в целом по машиностроению в значительной степени было обеспечено за счет производства транспортных средств и оборудования, т.е. преимущественно за счет производ-
215
ства легковых автомобилей, которое является крупнейшим компонентом отрасли (до 30% совокупного выпуска). Это означает, что эффективность, оцененная через импортозамещение, достигнута в основном за счет развития сборочных производств. Иными словами, основным фактором роста эффективности здесь являются иностранные инвестиции, для которых характерна низкая инновационная насыщенность. Технологические инновации, положенные в основу развития таких производств, являются новыми только для внутреннего рынка и не обладают потенциалом инновационно-технологического роста.
Замещение растущего спроса в целом по машиностроению к 2012 г. увеличилось более чем в два раза по сравнению с 2005 г. В 2013-2014 гг. замещение растущего спроса отсутствовало как явление, поскольку на большинстве рынков машиностроительной продукции наблюдалось снижение спроса. Из полученных оценок отметим крайне низкий показатель замещения в производстве машин и оборудования в 2012 г. Прирост импорта машин и оборудования в этом году составил 12% при росте спроса на 7%, а прирост экспорта составил 45% при приросте спроса в 5,5%. Таким образом, главным фактором снижения импортозамещения стала экспортная ориентация производителей. Отметим, что это - максимальный прирост экспорта в 2005-2014 гг. До этого наиболее высокая динамика экспорта машин и оборудования наблюдалась в 20072008 гг., когда прирост экспорта составил соответственно 19 и 22%.
В производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования в 2014 г. имело место существенное замещение импорта отечественной продукцией, которое превысило собственно прирост спроса, на что также указывает существенный прирост доли отечественного электрооборудования, электронного и оптического оборудования на внутреннем рынке.
В производстве транспортных средств и оборудования замещение растущего спроса в 2012-2013 гг. превысило 80%, что указывает на снижение потенциала импортозамещения на растущем рынке. В 2014 г. при снижении спроса на продукцию отрасли на 1,4% импорт транспортных средств и оборудования снизился на 6%.
Оценка эффективности инвестиционной и инновационной деятельности в машиностроении проведена по показателям эффективности производства. Количественные показатели рассчитаны для производительности труда, ресурсосбережения.
216
Производительность труда рассчитана по выпуску продукции и затратам рабочего времени, измеренного в человеко-часах. По этому показателю отрасли машиностроения существенно опережают другие отрасли обрабатывающей промышленности. Производительность труда увеличивалась на протяжении всего анализируемого периода (рис. 4).
%
оооооооооо
Рис. 4. Динамика производительности труда (руб./чел.-час.) в постоянных ценах: -♦- производство машин и оборудования; -А- транспортное машиностроение; -■- электротехническая промышленность и приборостроение
Снижение показателя наблюдалось только в 2009 г. в период резкого спада спроса и производства. Наиболее высокие темпы роста производительности труда характерны для производства машин и оборудования. По этому показателю отрасль опережает транспортное машиностроение, в котором на сводный показатель в наибольшей степени влияет автомобилестроение. Это позволяет сделать вывод о том, что сборочные производства, за счет которых в 2000-х годах в основном развивалось автомобилестроение, не оказывают существенного влияния на рост производительности труда. Инвестиции, направленные на создание сборочных производств, наименее эффективны по показателю роста производительности труда в машиностроении. В 2014 г. прирост производительности труда составил в производстве машин и оборудования 75%, в электротехнической промышленности и приборостроении - 22%, в транспортном машиностроении - 52%.
217
По одному из важнейших показателей ресурсосбережения -энергоемкости производства - в рассматриваемом периоде наблюдалось снижение (рис. 5). При этом наибольшее снижение энергоемкости было достигнуто в производстве машин и оборудования, а также в транспортном машиностроении. К концу периода по показателю энергоемкости эти отрасли приблизились к наименее энергоемким отраслям - электротехнической промышленности и приборостроению.
%
Рис. 5. Динамика энергоемкости: -♦- производство машин и оборудования; -А- транспортное машиностроение; -■- электротехническая промышленность и приборостроение
Получение количественных оценок эффективности инвестиционной и инновационной деятельности на основе инновационно-насыщенных инвестиций с последующим их включением в систему показателей оценивания эффектов в реальном секторе экономики является конечной целью данной работы. Исходя из необходимости формирования надежной системы оценок эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предлагается рассчитывать интегральные оценки по динамическим и статичным показателям базовых параметров.
Интегральные оценки эффективности инвестиционной и инновационной деятельности поэтому рассчитаны двумя способами: 1) по показателям динамики конкурентоспособности и эффективности производства; 2) по абсолютным показателям конкурентоспособности и эффективности производства в среднего-
218
довом исчислении. Оценка эффективности инвестиционной и инновационной деятельности проведена по двум периодам: 20062010 гг. и 2010-2014 гг.
Специфика развития инновационной сферы в промышленности предопределяет особенности проведения аналитических исследований по отдельным направлениям инвестиционной и инновационной деятельности. Если целью анализа является оценивание интенсивности инвестиционной и инновационной деятельности в определенном временном интервале, большую часть аналитических оценок, в том числе и получаемых с использованием индикаторов, целесообразно определять в среднегодовом исчислении. Такой подход к проведению экономического анализа инновационной деятельности обусловлен необходимостью учитывать временной лаг между начальным этапом инновационных мероприятий и эффектом, полученным от них. Экономический аспект исследований инновационной деятельности, как правило, предполагает сопоставление объемов финансирования - в качестве начального этапа с различными показателями эффективности производственной деятельности - в качестве результатов реализации инновационных мероприятий. Очевидно, что оценка инновационной деятельности по результатам года будет адекватна только для части быстрореализуемых проектов.
Кроме того, целесообразность использования аналитических данных в среднегодовом исчислении диктуется неустойчивой динамикой исходных показателей. Например, финансирование отдельных направлений инновационной деятельности неравномерно распределяется по годам. Поэтому, для динамики показателей-индикаторов во временном диапазоне чаще всего характерны высокие пики в одном году с резким падением в следующем и некоторой стабилизацией на этом уровне в последующие годы. Очевидно, что годовые показатели в этом случае недостаточно информативны. Они демонстрируют неустойчивость динамики, и только. Делать какие-либо выводы или осуществлять сравнительный анализ развития инновационной сферы по таким показателям весьма затруднительно. Использование среднегодовых показателей позволяет преодолеть эти ограничения.
При анализе инновационной деятельности в обрабатывающих отраслях приемлемые оценки получаются при расчете среднегодовых показателей за период 4-5 лет. При этом необходимо, чтобы выбран-
219
ный период отличался стабильностью. Во время кризисов, как правило, меняются как интенсивность, так и приоритеты инвестиционной и инновационной деятельности. Поэтому аналитические исследования кризисных периодов должны проводиться отдельно.
Эффективность инновационной деятельности в машиностроении. Инновационно-технологический потенциал машиностроения в значительной степени определяет интенсивность и эффективность технологического развития отраслей реального сектора экономики. Обеспечивая воспроизводство активной части основных фондов на базе прогрессивных технологий, машиностроение создает условия для инновационно-технологического развития промышленности, и, в свою очередь, предъявляет спрос на прогрессивные виды продукции других отраслей. Межотраслевое взаимодействие формирует спрос на передовые технологии, воплощенные в инвестиционное оборудование и компоненты для его производства, а также на результаты НИОКР. Так происходит мультипликативное распространение передовых технологий. Эффективность технологического мультипликатора в значительной степени определяется теснотой межотраслевых связей, которая, в свою очередь, зависит от конкурентоспособности отечественных предприятий. Импорт промышленной продукции исключает спрос на исследования и разработки, т. е. незадействованными остаются первые стадии инновационного цикла, а также этап промышленного освоения новых технологий, их воплощения в инновационную продукцию.
Освоение передовых технологий порождает инновационные эффекты, непосредственно влияющие на результативность инновационно-технологического развития, составляющую нефинансовый компонент эффективности производства. Таким образом, эффективность инновационной деятельности показывает степень освоения передовых технологий и уровень инновационного потенциала отрасли (производства, предприятия), задействованного в межотраслевом технологическом мультипликаторе.
Интегральный индикатор эффективности. Факторы развития производственного потенциала формируют условия повышения эффективности функционирования отраслей промышленности. Значительная часть этих факторов относится к разряду инновационных. Эффективность воздействия этих факторов зависит от формирования условий для осуществления инновационной деятельности в отраслях и производствах. В свою очередь, эффективность
220
влияния этих факторов определяется динамикой развития производства. В зависимости от полноты статистической базы наблюдений оценку эффективности влияния инновационной деятельности можно проводить по широкому или узкому кругу показателей.
Для оценки эффективности инновационной деятельности по совокупности показателей результативности воздействия инновационного фактора разработан интегральный показатель ю:
п 7=1
где Т — среднегодовой темп роста 7-го показателя результативности воздействия инновационного фактора; п - количество показателей результативности, используемых для формирования интегрального показателя эффективности инновационной деятельности. Если величина показателя больше единицы, то инновационную деятельность можно считать эффективной.
Оценка эффективности инновационной деятельности в машиностроении проведена по среднегодовым темпам роста показателей результативности влияния инновационного фактора (табл. 3, 4). Полученные оценки рассматриваются как эффекты от освоения передовых технологий за фиксированный временной интервал.
Таблица 3
Оценка эффективности инновационной деятельности в машиностроении в 2006-2010 гг.
Темп роста показателя за период , %
Инновационные факторы развития и показатели
Производство машин и оборудования Производство электрооборудования, элек- Производство транспортных
результативности тронного и оптического оборудования средств и оборудования
Технологический уровень про-
изводства:
производительность труда 139,3 106,9 115,9
ресурсосбережение:
материалосбережение 105,8 118,8 101,4
энергосбережение 122,7 191,0 0,96
Конкурентоспособность:
доля отечественной продук- 100,7 101,5 97,2
ции на внутреннем рынке
снижение зависимости от им- 63,4 52,8 37,7
порта комплектующих
доля экспорта в объеме от- 91,3 123,5 119,6
груженной продукции
Интегральный показатель инно- 103,8 104,1 93,2
вационной эффективности
221
Таблица 4
Оценка эффективности инновационной деятельности в машиностроении в 2010 -2014 гг.
Инновационные факторы развития и показатели результативности Темп роста показателя за период, %
Производство машин и оборудования Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования Производство транспортных средств и оборудования
Технологический уровень
производства:
производительность труда 112,8 109,7 119,6
ресурсосбережение:
материалосбережение 83,5 86,3 99,8
энергосбережение 119,0 118,8 150,0
Конкурентоспособность:
доля отечественной продук-
ции на внутреннем рынке 95,7 106,3 107,0
снижение зависимости от
импорта комплектующих 47,9 105,9 119,0
доля экспорта в объеме от-
груженной продукции 100,0 123,8 84,4
Интегральный показатель инно-
вационной эффективности 93,2 108,5 113,3
В производстве машин и оборудования основным фактором, влияющим на эффективности инвестиционной и инновационной деятельности является конкурентоспособность продукции. Если в период 2006-2010 гг. низкая конкурентоспособность компенсировалась высокими темпами роста производительности труда и ресурсосбережения, то в 2010-2014 гг. снижение динамики этих показателей и рост зависимости от импорта комплектующих определили уровень интегрального показателя ниже индикатора эффективности. Снижение динамики показателей эффективности производства является следствием исчерпания инновационных факторов, действующих в предшествующий период, когда началось обновление производственного аппарата. Замедление темпов роста инновационно-насыщенных инвестиций привело к замедлению темпов роста показателей эффективности.
Для производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования характерно повышение эффективности инвестиционной и инновационной деятельности. Причем в наибольшей степени на рост показателя повлияла положительная динамика конкурентоспособности продукции. Особо следует от-
222
метить снижение зависимости от импорта комплектующих и рост значимости экспорта.
Наиболее высокая эффективность инвестиционной и инновационной деятельности, оцененная по показателям технологического уровня производства и конкурентоспособности в 20102014 гг. обеспечена в производстве транспортных средств и оборудования. Основными факторами роста эффективности стали энергоэффективность и локализация производства.
Оценка эффективности инвестиционной и инновационной деятельности в машиностроении по статичным показателям конкурентоспособности и ресурсосбережению проведена с использованием метода линейного масштабирования. Величины показателей, использованные в расчете, даны в среднегодовом исчислении за указанные периоды (табл. 5).
Таблица 5
Оценка эффективности инвестиционной и инновационной деятельности в машиностроении с использованием статичных величин исходных показателей
Показатель 2006-2010 гг. 2010-2014 гг.
Сводная оценка эффективности по показателям произво-
дительности труда и ресурсосбережению
Производство машин и оборудования 0,60 0,63
Производство электрооборудования, электронного и
оптического оборудования 0,95 0,98
Производство транспортных средств и оборудования 0,69 0,97
Сводная оценка по показателям конкурентоспособности
продукции
Производство машин и оборудования 0,41 0,74
Производство электрооборудования, электронного и
оптического оборудования 0,89 0,91
Производство транспортных средств и оборудования 0,86 0,56
Интегральная оценка эффективности
Производство машин и оборудования 0,51 0,69
Производство электрооборудования, электронного и
оптического оборудования 0,92 0,95
Производство транспортных средств и оборудования 0,78 0,77
Наиболее высокая эффективность влияния инвестиционного и инновационного факторов на показатели эффективности производственной деятельности и конкурентоспособность продукции в 2006-2014 гг. наблюдалась в электротехнической промышленности и приборостроении. Для транспортного машиностроения также характерна высокая эффективность, измеренная по данному набору пара-
223
метров, но в конце рассматриваемого периода существенно снизилась оценка по параметрам конкурентоспособности, что, несмотря на существенный рост эффективности по показателям производительности труда и ресурсосбережению, вызвало снижение интегральной оценки. В производстве машин и оборудования в 2010-2014 гг. эффективность увеличилась как по показателям эффективности производства, так и по показателям конкурентоспособности.
Интегральные показатели, рассчитанные на основе частных оценок эффективности инновационной деятельности, характеризуют восприимчивость отрасли к освоению прогрессивных технологий, эффекты трансформации нововведений в воплощенные технологии и интенсивность функционирования технологического мультипликатора.
Результаты эффективности инвестиционной и инновационной деятельности, полученные на основе динамических и статических оценок конкурентоспособности и эффективности производства, хорошо корреспондируют с показателем доли валовой добавленной стоимости в выпуске машиностроительной продукции (рис. 6).
Приборостроение
Авиакосмическое машиностроение
Производство машин и оборудования
Электротехническая промышленность
Железнодорожное машиностроение
Автомобилестроение
шШШШшш
33
28
39
33
29
Рис. 6. Доля валовой добавленной стоимости в выпуске в 2008-2014 гг. (среднегодовой показатель), %
Инновационно-технологическое обновление производственного аппарата отраслей реального сектора экономики и осуществление курса на модернизацию экономики создают предпосылки для интенсивного роста объемов производства в отраслях машиностроения. Инвестиционное обеспечение инновационной деятельности в этих отраслях способствует проявлению мультипликативного эффекта в смежных отраслях промышленности, преж-
224
де всего в металлургии. Емкость внутреннего рынка не ограничивает возможности роста ни в одной из отраслей машиностроения, так как в настоящее время потребность российских предприятий в инвестиционной технике в значительной степени обеспечивается импортным оборудованием. По некоторым видам энергетического, металлургического и химического оборудования доля импорта составляет до 70%. В станкостроении этот показатель еще выше. Поэтому российские производители имеют возможность значительно увеличить объемы производства в процессе импортозамещения.
Технологические прорывы отличаются высокой капиталоемкостью и достаточно продолжительным временем их коммерческого освоения. Поэтому лишь непрерывность процесса (с учетом нормативных сроков эксплуатации) модернизации основного капитала отраслей-потребителей при постоянном потоке техники из машиностроения обеспечит устойчивость процесса модернизации российской экономики в целом.
Литература и информационные источники
1. Почукаева О.В. Инновационно-технологическое развитие машиностроения: монография / Отв. ред. Борисов В.Н. М.: МАКС Пресс, 2012. 472 с.
2. Борисов В.Н., Почукаева О.В., Балагурова Е.А., Орлова Т.Г., Почукаев К.Г. Прогнозирование инновационного машиностроения: монография / Отв. ред. Панфилов В.С. М.: МАКС Пресс, 2015. 180 с.
3. Почукаева О.В. Инновационные факторы развития российской обрабатывающей промышленности // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. М.: МАКС-Пресс, 2012. С. 257-279.
4. Борисов ВН., Почукаева О.В. Инновационное развитие машиностроения //Проблемы прогнозирования. 2013. № 1. С. 38-51.
5. Балагурова Е.А., Борисов В.Н., Орлова Т.Г., Почукаев К.Г. Учет инновационной функции машиностроения в прогнозно-аналитических построениях модернизационного развития // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. М.: МАКС Пресс, 2014. С. 264-278.
6. Инвестиции в России. Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2001-2004.
7. Инвестиции в России. Стат. сб. М.: Росстат, 2005-2013.
8. Индикаторы инновационной деятельности: 2004. Стат. сб. М.: Росстат России, ГУ-ВШЭ, 2004. 486 с.
9. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Стат. сб. М.: Росстат, ГУ-ВШЭ, 2009. 486 с.
10. Индикаторы инновационной деятельности: 2011. Стат. сб. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2011. 430 с.
11. Индикаторы инновационной деятельности: 2013. Стат. сб. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2013. 472 с.
12. Таможенная статистика внешней торговли РФ. Годовой сб. М.: ФТСРоссии. 2004-2015 гг.
13. Российский статистический ежегодник. Стат. сб. М.: Росстат, 2005-2015.
14. Ф.П-1 Росстата. 2005-2014.
225