ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ
В статье приведены прогнозно-аналитические построения, направленные на обоснование модернизации российской экономики на основе инновационной продукции машиностроения. Предлагается решение следующих задач: восстановить инновационную функцию машиностроения, обеспечить инновационно-технологическое развитие производственного аппарата машиностроения, существенно повысить долю отечественной продукции на рынках инвестиционных и потребительских товаров.
Современное машиностроение производит продукцию высокой степени обработки для насыщенных рынков с сильной конкуренцией. При этом без постоянной подпитки инновационными инвестициями, новыми технологиями машиностроительные производства быстро теряют конкурентоспособность. Переориентация отечественного машиностроения за последнюю четверть века с обеспечения машинами и оборудованием воспроизводственного процесса в экономике на удовлетворение текущего спроса на рынке потребителей техники привела к тому, что структура машиностроения пришла в соответствие с экспортно-ориентированной сырьевой моделью экономики РФ.
В составе продукции машиностроения на 20% уменьшилась доля высоких (четвертого и пятого) технологических укладов. В структуре технологий машиностроения преобладают базовые и устаревшие технологии - доля прогрессивных технологий составляет лишь 16-17% [1]. Инвестиции в основной капитал обеспечивали обновление производственного аппарата машиностроения на уровне 4-5% в год, что привело к старению оборудования, уменьшению производственных мощностей и снижению конкурентоспособности. Численность занятых в машиностроении снизилась примерно в 4 раза. Количество рабочих мест уменьшилось более чем на 5 млн. ед. В результате рост спроса экономики на машины и оборудование в середине 2000-х годов не был обеспечен технологическими возможностями отечественного машиностроения, что привело к значительному росту импорта техники (ежегодно на сумму до 100 млрд. долл. США);.
Стартовые позиции. Ни в одной отрасли промышленности внедрение прогрессивных технологий и новой техники не дает столь быстрых и весомых результатов, как в машиностроении. Затраты на внедрение прогрессивных технологий окупаются за полтора-два года, а затраты на новое производственное оборудование - за два-два с половиной года. Вместе с тем отсутствие обновления производственного аппарата инновационно-насыщенными инвестициями, новыми технологиями производства явилось основной причиной утраты конкурентоспособности основными отраслями машиностроения РФ. В российской экономике пока не нашлось «длинных денег» для модернизации машиностроительных производств.
Приведенные оценки потенциала машиностроения (табл. 1 и 2) показывают стартовые позиции машиностроения - существующую реальную базу для развития и модернизации. Отметим при этом, что более половины внутреннего рынка машиностроительной продукции контролируют зарубежные игроки. Это создает потенциальный платежеспособный спрос для отечественных машиностроительных игроков в рамках политики импортозамещения.
Поскольку в машиностроении обновление производственного оборудования осуществляется, главным образом, за счет собственных средств, сокращение спроса на производственное оборудование российского производства является основным фактором ослабления инвестиционной активности на машиностроительных
1 Приводимые количественные оценки, если они не сопровождаются специальной ссылкой, взяты из опубликованных материалов Росстата [2-4] или рассчитаны авторами на их основе.
предприятиях. Возникает замкнутый круг: вынужденная слабая инвестиционная активность машиностроительных предприятий снижает эффективность производства и является тормозом роста конкурентоспособности, что в свою очередь уменьшает доходы предприятий и не позволяет увеличивать инвестиции в обновление производственного оборудования.
Таблица 1
Потенциал российского рынка продукции машиностроения (в фактически действовавших ценах)
Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Выпуск продукции, млрд. руб. Индекс производства, % Импорт, млрд. руб. Индекс импорта, % Экспорт, млрд. руб. Индекс экспорта, % Спрос внутреннего рынка, млрд. руб. Доля импорта в объеме внутреннего рынка, % Доля экспорта в объеме производства, % 2909 113,5 2495 138,0 397 102,8 5007 49,8 13,4 3424 98.2 4142 119,0 673 107,4 6893 59,5 19.2 2738 65,8 2160 49,1 534 80,6 4364 48,7 19,0 3616 124,4 3103 141,8 689 110,5 6030 51,5 19,1 4364 116,1 4549 143,1 679 101,9 8234 55,2 15,6
Рассчитано по данным: Статистический ежегодник. Стат. сб. Росстат. 2011, табл.25.8; Центральная база статистических данных Росстата; Таможенная статистика. ФТС. 2007-2011 гг.[5].
Таблица 2
Инвестиционная деятельность в машиностроении (в фактически действовавших ценах)
Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Инвестиции в основной капитал (ОК), млрд. руб. 159,4 213,9 180,9 209,4
Индекс инвестиций в ОК, % 121,9 114,9 81,7 111,1
Норма инвестиций*, % 6,0 7,2 7,2 6,0
Удельный вес собственных средств в финансировании
инвестиций в ОК, % 64,0 62,5 59,2 56,6
Прямые иностранные инвестиции,
млн. долл. США 548 1348 424 2147
млрд. руб. 13,5 39,6 43,1 65,4
* Соотношение инвестиций в ОК и объема производства.
Рассчитано по данным: Инвестиции в России. Стат. сб. 2008, 2010, 2011; Промышленность России. Стат. сб. 2008, 2010; Центральная база статистических данных Росстата.
Чтобы переломить эту тенденцию и вывести машиностроение на траекторию роста, необходимо, прежде всего, изменить инвестиционную политику в отрасли. Задачей государства и бизнеса должно стать инновационное обновление технологической базы машиностроения и отраслей - потребителей его продукции.
Обновление производственно-технической базы реального сектора окажет существенное влияние на емкость внутреннего рынка инвестиционного оборудования. Увеличение внутреннего спроса будет обусловлено мультипликативными факторами, активизацию которых обеспечит высокий уровень межотраслевых связей отраслей машиностроения, выпускающих инвестиционное оборудование.
Рост объемов производства машин и оборудования для инновационно-технологического перевооружения реального сектора экономики значительно повысит потребность в материальных ресурсах, большая часть которых относится к продукции обрабатывающих отраслей. От того, в какой степени отечественные производители способны обеспечить машиностроительное производство конкурентоспособными материалами, зависит динамика производства в обрабатывающих от-
раслях. Таким образом, машиностроение определяет степень влияния основных факторов развития обрабатывающих производств - технологического обеспечения и в значительной мере формирования спроса на продукцию.
Рис. 1 иллюстрирует типичные примеры эффективности инновационного развития производств в машиностроении. На инновационных предприятиях рентабельность продаж возрастает в 2 раза и более. Конечно, это справедливо для тех случаев, когда покупатель готов приобретать отечественное оборудование.
Кузнечно-
прессовое
оборудование
Электродвигатели
погружные
Химическое
оборудование
Буровое
оборудование
шш4% 15%
.2% 1 1 5%
2% ■ ^ 8%
14%
20%
Рис. 1. Среднегодовой показатель рентабельности продаж основных видов продукции машиностроения за период 2006-2008 гг.:
ШИ инновационные предприятия; Ш прочие предприятия
В настоящее время к конкурентным преимуществам отечественных производителей относятся более низкие цены на продукцию по сравнению с международными компаниями при практически сопоставимых технико-экономических показателях. Также играют роль географическая близость к основным потребителям и долговременные связи с ними.
К числу факторов, негативно влияющих на присутствие отечественных игроков на рынках машиностроительной продукции, относятся флуктуации экономической активности потребителей инвестиционного оборудования, вопросы реализации механизмов долгосрочного финансирования инвестиционных проектов, рост тарифов (транспортных, энергетических и пр.), и все это - при ужесточении конкуренции со стороны зарубежных производителей. В связи с высокой стоимостью инвестиционных проектов существенным конкурентным фактором являются щадящие условия оплаты и возможности обеспечения льготными кредитами. В этом западные конкуренты имеют неоспоримое преимущество перед российскими банками.
На рис. 2 показана экспертно сформированная авторами современная ценовая конкурентоспособность основных отечественных и иностранных производителей [6].
Проблемой, препятствующей повышению конкурентоспособности машиностроения, является дефицит высококвалифицированных кадров, прежде всего, в области производства. В частности, следует отметить высокую долю квалифицированных рабочих и мастеров среднего возраста.
Возможно, следует создать в промышленности в рамках государственночастного партнерства систему Центров подготовки и переподготовки специалистов рабочих и инженерных профилей с соответствующими учебными планами, программами и стажировками, вплоть до индивидуальных, с выдачей сертификатов высокого уровня.
1,5
0,5
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
:
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
ЫЫЫЫ-.
шжшш
ыыыы
ыыыы
ыыыы
ыыыы
ыыыы
ыыыы
ыыыы
ыыыы
ыыыы
ыыыы
ыыыы
ыыыы
ыыыы
ыыыы
ыыыы
ыыыы
ыыыы
ыыыы
ыыыы
ыыыы
ыыыы
ыыыы
ыыыы
ыыыы
ыыыы
ыыыы
ыыыы
шшшш
Китай
РФ
Западные производители
1
0
Рис. 2. Ценовая конкурентоспособность усредненной единицы продукции машиностроения
Отметим, что у российских предприятий практически не существует ограничений со стороны спроса на продукцию отечественного рынка машиностроения. Сокращение доли российских производителей на внутреннем рынке объясняется ограничениями, связанными с технологическими и кадровыми проблемами предприятий. От того, насколько эффективно будут решаться эти проблемы, зависят позиции российских производителей не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.
Технологические перспективы. Перспективы технологического развития отечественного машиностроения обусловлены необходимостью повышения конкурентоспособности производств его сердцевинных отраслей. Большая часть из разработанных в последние годы технологий машиностроения обеспечивает ресурсосбережение. Здесь наиболее высокие показатели достигнуты в снижении металлоемкости продукции (табл. 3).
Таблица 3
Оценка эффектов новых технологий машиностроения,
% от выборки из общего числа созданных технологий
Технология машиностроения
Вид эффекта Конструк- ционные материалы Заготови- тельное производ- ство Станкостроение и инстру-ментальное производство Специальные виды технологий Технологии фор-мообразо-вания Технологии модификации поверхностей
Энергосбережение 12,5 9,1 5,0 10,0 - -
Металлосбережение 37,5 9,1 25,0 10,0 - -
Снижение трудоемкости 12,5 18,2 20,0 10,0 14,3
Снижение затрат на производство (кроме металла и энергии) 12,5 18,2 15,0 20,0 14,3 10,0
Экологическая безопасность 9,1 10,0 28,6 20,0
Повышение прочности, износостойкости, долговечности 12,5 18,2 35,0 20,0 28,6 50,0
Повышение точности обработки 12,5 9,1 20,0 - 28,6 -
Совокупность машин и оборудования, формирующих основу и перспективу конкурентоспособных технологий в машиностроении и соответственно продуктов для отраслей-потребителей, можно разделить на три множества.
Первое множество (I) образуется преимущественно машиностроительными технологиями, химическими и металлургическими продуктами. Они наиболее близки к первым стадиям полного инновационного цикла, т. е. до этапа коммерциализации достижений научно-технической сферы, фундаментальным технологическим, наиболее общим проблемам повышения конкурентоспособности отечественных производителей, поскольку через них материализуются технологии как способ производства с наибольшим межотраслевым эффектом. Здесь речь идет преимущественно о процессных технологиях и инновациях. Именно от качества технологий производства продукции этого класса в определяющей мере зависит качество товаров других множеств. В этом множестве доминируют фундаментальные и поисковые исследования. Коммерческое тиражирование их результатов осуществляется станкостроением, приборостроением, металлургией и химической промышленностью.
Второе множество (II) объединяет продукты, преимущественно предназначенные для удовлетворения конечного спроса. К ним относятся технически сложные потребительские товары. Их качество определяется качеством товаров первого множества, т.е. технологией, оборудование для которой создается в станкостроении, либо комплектацией ведущих зарубежных производителей.
Наконец, третье множество (III) наиболее многочисленное - это продукты, отличающиеся отраслевой спецификой по многообразию марок и моделей, особенностям комплектования, изготовления готовой продукции. Собственно отраслевые возможности повышения конкурентоспособности этого множества жестко ограничены, особенно временной составляющей, качеством материалов, оборудования, узлов, деталей и, следовательно, технологией производства первого множества. «Коридор» конкурентоспособности производителей этой группы обусловлен конструкционными решениями, производственной и технологической дисциплиной. Парк оборудования для них также создается в станкостроении - это специальные и специализированные станки.
В целом во II и III множествах речь идет о продуктовых технологиях и инновациях.
Модели функционирования. Современная модель функционирования суботраслей машиностроения, производящих товары множеств II и III - это комплектация конечного изделия преимущественно импортными компонентами.
Например, два товара - автомобиль и самолет - как ни странно, похожи в том, что для их производства требуется примерно по 600 технологий высокого и среднего уровня. В сборочных производствах автомобилей используется от 10 до 60% импортных частей. В производстве самолета Биреце! 100 (по данным ОАК) чисто российскими являются лишь элементы фюзеляжа, концентратор данных, интерьер кабины пилотов и компоненты основных опор шасси. Двигатель -это совместное производство с Францией, а система кондиционирования - с Германией. Гидравлическая система, топливная система, авионика, система управления, датчики вибрации, колеса, тормоза - импортные (США, ФРГ, Франция, Швейцария).
Такой способ функционирования может вывести производства машиностроения по продуктам множеств II и III и сопряженных с ними производств на средний уровень развития отрасли. Эта стратегия соответствует инерционной модели развития (рис. 3). Но при этом нельзя забывать про продукты I множества, от которых, собственно, и зависит перспективная конкурентоспособность машиностроительных производств, их сопряженность и однородность, наконец, конечная доходность бизнеса (инновационная модель развития). Здесь, по нашему мнению, необходима координация управленческих усилий государственных органов и крупного бизнеса и концентрация финансовых ресурсов для обеспечения устойчивого потока частей из множества I в II и III.
До завершения отладки, экспериментальной проверки соответствующего координирующего и концентрирующего механизма, к сожалению, вряд ли удастся обойтись без технологии «ручного управления», по крайней мере, в ближайшие че-тыре-пять лет. Возможно, следует инициировать разработку ФЦП «Перспективная конкурентоспособность станкостроения и комплектующих его производств» вместо отраслевых программ и стратегий, которые в конечном счете лишь усугубляют неоднородность технологического пространства в машиностроении.
Инновационная 1 1 Инерционная
модель 1 і модель
II
III
Макроэкономический эффект
Межотраслевая
эффективность
| I / Конкурентоспособность \ [
N. машиностроения
Импорт
II
Товарные рынки N I | конечной продукции
III
I
Рис. 3. Эффективность моделей развития машиностроения
К основным продуктам I множества можно отнести следующие: комплексы полупроводниковых тензометрических датчиков группы давления и температуры; комплексы расходомеров и счетчиков жидких, газообразных и сыпучих сред; программно-технические средства; электрические исполнительные механизмы; коммерческие средства учета и регулирования энергоносителей и сред, влияющих на экологию.
Ограничениями для достижения конкурентоспособности являются: слабая микропроцессорная элементная база (не обеспечивает высокого быстродействия, большого объема памяти, необходимого уровня интеллектуальности и функциональных возможностей); высокий удельный вес устаревшего оборудования у производителей.
Важным фактором, сдерживающим рост качества продукции и технологического уровня производства, является отсутствие отечественной контрольноизмерительной аппаратуры, а также высокотехнологичного сварочного и автогенного оборудования и широкого спектра инструмента с технологическими параметрами, обеспечивающими повышение эксплутационных свойств инструмента для современной технологии обработки материалов, высокопроизводительных станков по выпуску высокоточной и ресурсосберегающей продукции машиностроения и комплектных систем компонентов для оборудования.
Повышение конкурентоспособности электрических машин различных мощностей возможно путем применения прогрессивных электротехнических сталей, создания сквозных технологий их производства и переработки, обеспечивающих снижение стоимости и улучшение технических характеристик конечных изделий.
Решение задач множества I конструктивно дополнит реализуемую в машиностроении сборочную концепцию.
Прогноз развития. Модернизационный вариант развития машиностроения формируется, исходя из условия развития спроса на инвестиционное оборудование также по модернизационному сценарию (табл. 4-6).
Таблица 4
Прогноз потенциала российского рынка продукции машиностроения (в ценах 2010 г.) (модернизационный вариант)
Показатель 2010 г. 2012 г. 2020 г. 2030 г. 2040 г.
Выпуск продукции, млрд. руб. Индекс производства, % Импорт, млрд. руб. Индекс импорта, % Экспорт, млрд. руб. Индекс экспорта, % Спрос внутреннего рынка, млрд. руб. Индекс спроса внутреннего рынка, % Доля импорта в объеме внутреннего рынка, % Доля экспорта в объеме производства, % 3616 100 3103 100 689 100 6030 100 51,5 19,1 4419 122,2 5242 168,9 769 111,6 8992 147 59,0 17,4 14826 4,1 р. 8650 278,8 1164 169 22311 3,7 р. 38,8 7,9 28205 7,8 р. 5456 175,8 2908 4,2 р. 30753 5,1 р. 17,7 10,3 39053 10,8 р. 5753 185,4 7420 10,8 р. 37386 6,2 р. 15,4 19,0
Таблица 5
Прогноз инвестиций в основной капитал машиностроения (млрд. руб., в ценах 2010 г.)
(модернизационный вариант)
Показатель 2012 г. 2012-2020 гг. 2021-2030 гг. 2031-2040 гг.
Затраты на инновационно-технологическое развитие производственного аппарата (включая расходы на монтаж и пуско-наладочные работы) в среднегодовом исчислении 75,3 145,7 188,7 264,3
в целом за период - 1311,0 1886,5 2643,0
Инвестиции в основной капитал при мобилизационном варианте развития в среднегодовом исчислении 156,9 303,5 393,0 550,6
в целом за период - 2732 3930 5506
Инвестиции в основной капитал при существующем варианте функционирования в среднегодовом исчислении 700 2584 3652,6 5117,3
в целом за период - 23259 36526 51173
Справочно: Среднегодовые коэффициенты обновления оборудования, % 10 10 10 10
Среднегодовые коэффициенты выбытия оборудования, % 3,5 3,5 6,0 8,0
Таблица 6
Прогноз технологического потенциала машиностроения (модернизационный вариант)
Показатель 2010 г. 2012 г. 2020 г. 2030 г. 2040 г.
Удельный вес конкурентоспособных производственных мощностей, % 68 68 80 98 98
Рост производительности труда, % 100 105 200 336 785
Рост производственных мощностей, % 100 104 194 200 200
Средний возраст производственного оборудования, лет 18,4 17,2 9,8 7,8 6,8
Удельный вес оборудования не старше 5 лет, % 21,1 22,9 43,7 45,9 47,9
Удельный вес оборудования старше 20 лет, % 60,8 60,2 16,2 _ _
Среднегодовые темпы роста активной части основных фондов, % 102 107 107 104 102
Основные количественные ориентиры (см. табл. 4-6) базируются на следующих опорных точках и временных этапах.
Восстановление, импортозамещение и развитие. До 2020 г. необходимы восстановление объема производственных мощностей, снижение издержек производства за счет существующих ресурсосберегающих технологий и достижение на этой основе ценовой конкурентоспособности. Для этого необходимо привести в действие механизм «принуждения» к инновациям и инвестициям, хотя бы в рамках ФЦП «Перспективная конкурентоспособность машиностроения» и ручного управления. Росту рентабельности производства может способствовать оптимизация управленческих и коммерческих расходов.
Модернизация машиностроения возможна только на основе комплексного развития его науко- и инновационноемкого структурообразующего ядра, а также производств, являющихся потребителями металлообрабатывающего оборудования и средств автоматизации и контроля производства. Очевидно, что для развития машиностроительных производств необходим устойчивый спрос по цепочке: «конечный спрос - машиностроение - станкостроение». Других реалистичных путей развития отрасли не существует.
В настоящее время сформировались условия для роста производства машиннотехнической продукции, которые обеспечены конечным спросом (рис. 4):
- во-первых, это цепочка «оборонно-промышленный комплекс (ОПК) - станкостроение и отрасли, его комплектующие»;
- во-вторых, цепочка «отрасли топливно-сырьевого сектора и энергетика - тяжелое машиностроение - станкостроение»;
- в-третьих, цепочка «транспортное машиностроение - станкостроение» и «АПК -тракторное и сельскохозяйственное машиностроение - станкостроение».
Реализация этих направлений, особенно второй и третьей цепочек, во многом зависит от уровня импортозамещения машинно-технической продукции. В свою очередь импортозамещение может быть обеспечено только при значительном росте конкурентоспособности в современных условиях, в которых развитым станкостроением обладают примерно 30 стран мира.
Импортозамещение требует: 1) восстановления объема производственных мощностей на высоком технологическом уровне; 2) снижения издержек производства за счет существующих ресурсосберегающих технологий; 3) достижения на этой основе ценовой конкурентоспособности.
Рис. 4. Схема развития машиностроения
Станкостроение, приборостроение, электротехника будут развиваться преимущественно в связке с отраслями ОПК. Именно в рамках этой технологической цепочки возможно решение большей части задач по повышению конкурентоспособности производств множества I, в том числе обеспечение технологической сопряженности и однородности переделов различных машиностроительных производств.
Спрос на остальную номенклатуру продукции этих отраслей в значительной степени будет удовлетворяться за счет импорта. В наибольшей степени подготовлены к росту производства импортозамещающей продукции в период до 2020 г. отрасли тяжелого и энергетического машиностроения, поскольку в этих отраслях сохранились наиболее высокий уровень конкурентоспособных производственных мощностей и значительная часть научного потенциала. Следовательно, суботрасли станкостроения должны быть готовы к росту спроса на станочное оборудование со стороны тяжелого и транспортного машиностроения. По нашим оценкам, оптимальное развитие основных «игроков» в тяжелом машиностроении осуществимо в рамках программ долгосрочного кредитования, без привлечения государственных финансовых ресурсов.
К значительному развитию производства подготовлены также отрасли транспортного и сельскохозяйственного машиностроения с использованием фактора сборочных производств. Этот же фактор будет определяющим в развитии машиностроительных производств, выпускающих товары для домашних хозяйств.
Основной результат этапа восстановления и импортозамещения - устойчивый рост отечественного производства на базе технологической однородности оборудования, узлов, деталей, материалов и импорта на фоне роста экономики и доходов домашних хозяйств.
Эффективное развитие на базе новых технологий. В период 2021-2030 гг. рост производственных мощностей минимизирован, а развитие машиностроения будет основано на широком внедрении и использовании новейших технологий, доля которых в структуре технологий машиностроения должна составлять не менее 40%. Это обеспечит возможность производства сложной конечной продукции. Основной результат этапа - существенный рост производительности труда и нормализация пропорций между собственным производством и импортом на внутреннем рынке.
Конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. В период 2031-2040 гг. будет достигнута оптимальная возрастная и технологическая структура производственного оборудования и обеспечена конкурентоспособность инвестиционного машиностроения. Уровень развития машиностроения сформирует восприимчивость и адаптацию к неизбежным структурным сдвигам в экономике. Должно сложиться инновационное отечественное машиностроение - технологическая основа национальной безопасности страны и полноправный «игрок» в лице крупных корпораций на мировом рынке инвестиционных товаров.
Характеристика развития до 2040 г. При реализации модернизационного варианта развития отраслей машиностроения заложенные в прогноз темпы обновления позволят существенно увеличить объем выпускаемой продукции уже в среднесрочном периоде. Однако темпы роста производства до 2020 г. будут недостаточны для удовлетворения растущего спроса на инвестиционное оборудование: прирост производства обеспечит до 40% прироста спроса. Это приведет к существенному росту объемов импорта и увеличит его долю на внутреннем рынке по сравнению с базисным периодом.
К 2030 г. рост производства и уровень конкурентоспособности будут в состоянии многократно увеличить объемы выпуска продукции и существенный рост экспорта. Поскольку темпы роста производства будут опережать темпы роста спроса, прирост реализации инвестиционного оборудования российского производства на внутреннем рынке превысит прирост спроса, т. е. последует импортозамещение. Следует ожидать снижения объемов импорта. Доля импортного оборудования в объеме внутреннего рынка снизится значительно (без учета комплектующих частей в рамках международной кооперации).
Рост производства обеспечат в основном инновационно-технологические факторы: увеличение производительности оборудования и рост производительности труда. Кроме того, увеличение выпуска, обусловленное ростом конкурентоспособности продукции, усилит позиции российских предприятий на внутреннем рынке и будет способствовать росту экспорта. Преимущества модернизационного варианта развития отразятся на эффективности производственной деятельности предприятий. Увеличение доли прогрессивного оборудования, способствующее достижению высокого уровня ресурсосбережения, позволит существенно снизить удельные затраты на производство, что, наряду с ростом массы прибыли, обеспечит приемлемую рентабельность производства.
Развитие машиностроения в средне- и долгосрочной перспективе (до 2030 г.) определят динамика инвестиций в обновление основного капитала в отраслях реального сектора экономики и конкурентоспособность отечественной инвестиционной техники на внутреннем российском рынке. Инвестиционная активность в отраслях - потребителях машин и оборудования сформирует спрос российского внутреннего рынка.
Инвестиционная активность отраслей машиностроения, инициирующая рост конкурентоспособности, обеспечит устойчивые позиции отечественных производителей на внутреннем и мировом рынках к 2040 г.
Инвестиционную активность отраслей машиностроения определяет инвестиционный потенциал - максимально возможный объем собственных средств предприятия, который может быть израсходован на обновление основного капитала. В нача-
ле прогнозируемого периода в формировании инвестиционного потенциала будут, по-видимому, преобладать амортизационные отчисления, доля которых составит 90%. В дальнейшем при модернизационном варианте развития, несмотря на существенный рост амортизационных отчислений, вызванный вводом в эксплуатацию нового производственного оборудования, доля амортизационных отчислений в составе источников финансирования инвестиций будет снижаться. К 2030 г. она, скорее всего, не превысит 30%. При инерционном варианте доля амортизационных отчислений снизится незначительно.
Сравнительный анализ вариантов прогноза. Варианты прогноза построены, исходя из условия однонаправленности векторов развития отраслей реального сектора экономики. Таким образом, модернизационный вариант прогноза развития отраслей машиностроения предполагает развитие отраслей - потребителей инвестиционного оборудования также по модернизационному варианту. Аналогичным образом строится инерционный вариант прогноза, исходя из предположения об инерционном росте спроса. Этот принцип предотвращает определенные риски реализации инвестиционных программ, так как при реализации программ обновления производственного аппарата 1% увеличения темпов обновления (при постоянных темпах выбытия) обеспечивает 15-20% прироста спроса на инвестиционное оборудование. В большей степени эти риски связаны с инерционным вариантом прогноза, так как при инерционном развитии машиностроения более высокие темпы развития других отраслей реального сектора могут привести к очень быстрому росту импорта оборудования. В этом случае неизбежной будет полная потеря конкурентоспособности на внутреннем рынке.
Риски модернизационного варианта связаны со снижением спроса на инвестиционное оборудование из-за замедления темпов обновления в отраслях-потребителях. Однако эти риски могут возникнуть только в конце прогнозируемого периода, так как в среднесрочной перспективе возможное снижение спроса будет компенсироваться потенциалом импортозамещения. В настоящее время объем импорта на российском рынке так велик, что колебания спроса отечественного рынка для конкурентоспособных российских предприятий не опасны. При любом варианте развития главным фактором, определяющим положение товаропроизводителя на российском рынке, будет конкурентоспособность. При модернизацион-ном варианте развития в среднесрочном периоде основными конкурентами российских предприятий будут зарубежные компании. В долгосрочном периоде наиболее жесткая конкуренция развернется не только между импортом и отечественным производством, но и между отдельными российскими предприятиями. Существенные преимущества на рынке инвестиционного оборудования будут иметь те компании, которые смогут достаточно быстрыми темпами реализовывать наиболее масштабные программы инновационно-технологического перевооружения.
Модернизационный вариант обновления производственного аппарата обеспечит: а) изменение объема и структуры производственного оборудования с увеличением в нем доли прогрессивного оборудования; б) рост производительности оборудования; в) рост конкурентоспособности выпускаемой продукции; г) ресурсосбережение. Увеличение производственных мощностей и доли прогрессивного оборудования будет способствовать существенному росту выпуска продукции.
В прогнозируемом периоде при разных векторах развития следует ожидать различного воздействия аналогичных факторов на функционирование отрасли (табл. 7). Рост производства по обоим вариантам прогноза будет поддерживаться высоким спросом на инвестиционное оборудование, инициированным процессом масштабного обновления основных фондов в реальном секторе экономики.
Таблица 7
Доминирующие факторы (+), влияющие на развитие машиностроения
Фактор Модернизационный вариант Инерционный вариант
Позитивные:
мультипликативный спрос на инвестиционное оборудование + +
высокий уровень конкурентоспособности + -
потенциал импортозамещения + -
Негативные:
снижение конкурентоспособности - +
рост спроса на импортное оборудование - +
Влияние фактора конкурентоспособности, способствующего расширению сегмента российского инвестиционного оборудования на внутреннем рынке, ощутимо только при модернизационном варианте.
Прогноз структуры российского рынка инвестиционного оборудования. Основным фактором роста импорта в начальном периоде будет недостаток прогрессивных производственных мощностей на российских предприятиях и как следствие низкая технологическая и ценовая конкурентоспособность. В долгосрочном периоде модернизационный вектор развития будет способствовать формированию структуры рынка, в которой импортная составляющая будет обеспечивать не более трети совокупного спроса на инвестиционное оборудование (рис. 5). Такая структура рынка отвечает нормам технологической безопасности, обеспечивает воспроизводство технико-технологического потенциала экономики и способствует формированию условий для развития научно-производственного потенциала.
Рис. 5. Модернизационная структура российского рынка инвестиционного оборудования в долгосрочном периоде
При инерционном варианте развития темпы обновления производственного аппарата отраслей машиностроения не смогут обеспечить спрос внутреннего рынка инвестиционного оборудования ни по объему, ни по уровню конкурентоспособности. Поэтому даже при инерционном росте спроса реального сектора на производственное оборудование на протяжении всего прогнозируемого периода продолжится монотонный рост доли импортной продукции на российском внутреннем рынке. Если прогнозируемые объемные показатели выпуска продукции и могли бы обеспечить примерно половину спроса внутреннего рынка, то по другим направле-
ниям работы на рынке инвестиционного оборудования, например по предоставлению льготных условий оплаты, конкурентоспособными окажутся лишь ведущие предприятия отрасли. При инерционном варианте можно ожидать снижения числа предприятий и существенного увеличения импортного оборудования на российском внутреннем рынке (рис. 6).
Рис. 6. Инерционная структура российского рынка инвестиционного оборудования в долгосрочном периоде
Масштаб роста удельного веса импорта на российском рынке инвестиционного оборудования по инерционному варианту, главным образом, будет зависеть от вектора развития отраслей-потребителей. При минимальных темпах обновления производственного аппарата в отраслях-потребителях доля импорта в средне- и долгосрочном периодах будет составлять 55-60%. При развитии отраслей-потребителей более высокими темпами импортное оборудование будет доминировать на российском рынке, и его доля едва ли будет составлять меньше 75-80%. Таким образом, инерционный вектор ведет к снижению востребованности российского инвестиционного оборудования, что неизбежно вызовет снижение объемов производства, соответствующее снижение инвестиционной активности и приведет к деградации отраслей машиностроения.
* * *
Инновационно-технологическое обновление производственного аппарата отраслей реального сектора экономики и осуществление курса на модернизацию экономики создают предпосылки для интенсивного роста объемов производства в отраслях машиностроения. При должном уровне инвестирования этих отраслей возникнет мультипликативный эффект в смежных отраслях промышленности, прежде всего в металлургии. Емкость внутреннего рынка не ограничивает возможности роста ни в одной из отраслей машиностроения, так как в настоящее время потребность российских предприятий в инвестиционной технике в значительной степени обеспечивается импортным оборудованием. По некоторым видам оборудования доля импорта составляет до 70%. Поэтому российские производители имеют возможность значительно увеличить объемы производства за счет импорто-замещения (до 2020 г.). В самом деле, отечественная конкурентоспособная продукция должна иметь, по крайней мере, равные шансы по сравнению с зарубежными аналогами.
Лишь непрерывность процесса модернизации основного капитала отраслей-потребителей при постоянном потоке техники в них из машиностроения придаст устойчивость процессу модернизации экономики РФ в целом.
При восстановлении значимости инновационного и инвестиционного факторов воспроизводства, укрупнении отечественных «игроков», повышении значимости квалифицированных кадров нижнего и среднего звена можно реально ожидать стабильного повышения конкурентоспособности отраслей машиностроения.
Литература
1. Борисов В.Н., Почукаева О.В. Инновационно-технологическое развитие машиностроения как фактор инновационного совершенствования обрабатывающей промышленности. // Проблемы прогнозирования. 2009. № 4.
2. Инвестиции в России. Стат. сб. М.: Росстат, 2005-2011.
3. Промышленность России. Стат. сб. М.: Росстат, 2005-2010.
4. Российский статистический ежегодник. Стат. сб. М.: Росстат, 2005-2011.
5. Таможенная статистика внешней торговли РФ. Годовой сборник. М.: ФТС России, 2004-2010.
6. Борисов В.Н., Балагурова Е.А. Конкурентоспособность как фактор устойчивости технологического развития //Научные труды: ИНПРАН. М.: МАКС-Пресс, 2011.