Научная статья на тему 'Прогнозирование обрабатывающих машиностроительных производств с учетом их инновационного развития'

Прогнозирование обрабатывающих машиностроительных производств с учетом их инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисов Владимир Николаевич, Буланов Андрей Александрович, Орлова Татьяна Григорьевна, Кондратов Дмитрий Игоревич

В статье рассматриваются вопросы инновационного развития обрабатывающих производств промышленности на примере машиностроения и предлагаются элементы организационно-экономического механизма для повышения конкурентоспособности промышленных отраслей и производств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисов Владимир Николаевич, Буланов Андрей Александрович, Орлова Татьяна Григорьевна, Кондратов Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование обрабатывающих машиностроительных производств с учетом их инновационного развития»

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБРАБАТЫВАЮЩИХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ С УЧЕТОМ ИХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ*

В статье рассматриваются вопросы инновационного развития обрабатывающих производств промышленности на примере машиностроения и предлагаются элементы организационно-экономического механизма для повышения конкурентоспособности промышленных отраслей и производств.

В современной мировой экономике постоянно происходит реструктуризация технологий реального сектора и непроизводственной сферы. Через реструктуризацию, т.е. через процесс приведения структур различных уровней в соответствие с требованиями и возможностями современного технологического прогресса с целью повышения их конкурентоспособности [1, с. 12-13], группы стран, отдельные страны, отрасли экономики занимают соответствующие места в международном разделении труда и мировом технологическом балансе.

Большинство отечественных обрабатывающих производств, в потенциале - производств с высокой долей добавленной стоимости, обладают невысокой конкурентоспособностью. Факторами, отрицательно влияющими на их конкурентоспособность, являются достаточно высокая себестоимость производимой продукции, обусловленная, прежде всего, избыточной ресурсоемкостью (в первую очередь энерго-и материалоемкостью), и отсутствие прогрессивных технологий производства по широкому спектру товаров инвестиционного назначения. Поэтому стратегия развития российского машиностроения на преимущественно инновационной основе должна предусматривать улучшение показателей материалоемкости и энергоемкости производств и продукции путем масштабной модернизации парка машин и оборудования на основе новейших ресурсосберегающих технологий.

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в РФ (Постановление Правительства РФ № Пр-843) и Перечень критических технологий РФ (Постановление Правительства РФ № Пр-842) утверждены Президентом РФ 21.05.2006 г. Реализация этих направлений и как следствие повышение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности в значительной мере зависит от инновационного машиностроения, т.е. совокупности производств обрабатывающей промышленности, способных быстро и мобильно осваивать серийный выпуск конкурентоспособных товаров инвестиционного и потребительского назначения.

Для российского машиностроения в настоящее время характерны неустойчивый рост и неравномерность развития отдельных суботраслей. Производство машин и оборудования составило в 2005 г. 45,3% от уровня 1991 г., транспортных средств и оборудования - 52,2%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования -105,4% соответственно [2, с. 192]. При этом продолжает снижаться доля инвестиций в основной капитал машиностроения в общем объеме инвестиций в основной капитал российской экономики. За период 2002-2005 гг. эта доля снизилась с 2,7 до 2,2% [2, с. 373]. Негативные последствия сохранения подобной ситуации подробно рассмотрены в работах [3, 4], там же обосновываются необходимые объемы инвестиций для их преодоления; макроэкономические последствия анализируются в работах [5, 6]. В настоящей работе предполагается рассмотреть совокупность стимулов для создания

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 07-02-00048а).

и воспроизводства инновационного машиностроения, т. е. организационно-экономический механизм его формирования.

Основными причинами неравномерности развития и неустойчивой динамики роста машиностроительных производств являются сильное давление импорта, неустойчивость внутреннего спроса и отсутствие организационного-экономического механизма воспроизводства инновационного машиностроения. В настоящее время для машиностроения характерна неразвитость механизмов поддержки инноваций и технологического развития.

В 1980-1990-х годах в экономике России сложилась и стала доминировать экспортно-сырьевая модель производства ВВП. Сырьевые заделы стали интенсивно эксплуатироваться ввиду их высокой ликвидности, в то время как обрабатывающие производства, особенно высоких переделов, оказались в большей части не востребованы ни частными инвесторами, ни государством. Такая ситуация создалась, прежде всего, под влиянием объективных причин, связанных с низкой конкурентоспособностью большей части обрабатывающих отечественных производств и сложностью и неочевидностью быстрого извлечения из них прибыли.

В самом деле, существует достаточное количество факторов, которые неоднозначно влияют на эффективность функционирования обрабатывающих и, в первую очередь машиностроительных обрабатывающих производств, подверженных сильным флуктуациям спроса. Сюда можно отнести, например, следующие факторы, воздействующие на состояние производств и определяющие перспективу их развития:

- динамику и структуру отраслевых рынков, прежде всего, инвестиционных товаров, потребительских товаров длительного пользования и вооружения и военной техники (фактор спроса);

- продолжающуюся тенденцию смещения промышленных производств (в первую очередь массовых, основанных на достаточно известных технологиях) в новый индустриальный пояс - Китай, Индию, Бразилию (фактор глобализации и усиления специализации мировой экономики);

- сильные позиции основных мировых игроков на отраслевых (внутреннем и внешнем) рынках (фактор конкуренции на рынках);

- различное стартовое состояние технологий, основного и оборотного капитала, труда, инновационных и инвестиционных возможностей машиностроительных отечественных компаний (факторы производства конкурентоспособной продукции);

- различную (по техническому уровню, цене, рыночной инфраструктуре) динамику конкурентоспособности инновационных технологий, товаров, услуг промышленного характера, производств, компаний, отраслей (фактор предложения конкурентоспособной продукции);

- неопределенность перспектив обрабатывающих производств России в мировом технологическом балансе, состояние фундаментальной и поисковой сфер научной деятельности, эффективность сферы НИОКР, предкоммерческих разработок и стартапов, стадий роста и тиражирования новых продуктов (фактор техникотехнологического международного разделения труда);

- состояние институтов поддержки инновационного развития (ГФИР, банки развития, сеть центров трансферта технологий, фонды посевного финансирования, бизнес-инкубаторы и т.п.) и адекватного им организационно-экономического механизма (институционально-правовые факторы);

- эффективность функционирования триады «образование - наука - промышленность» (фактор квалификационной структуры труда).

Совместное воздействие указанных факторов в 1990-х и 2000-х годах привело к снижению общего уровня конкурентоспособности отечественных машинострои-

тельных обрабатывающих производств, о чем свидетельствует изменение структуры машиностроительной продукции по технологическим укладам, %:

Примечание: расчет по 1992 г. сделан на основе формы С-О Госкомстата РФ, расчет по 1998 г. выполнен по данным формы 5-з Госкомстата РФ, по 2004 г. — формы 5-з Росстата.

Из этих данных следует, что произошло замещение высокотехнологичной продукции пятого технологического уклада преимущественно традиционной машинно-технической продукцией второго и третьего технологических укладов при некотором увеличении удельного веса продукции четвертого технологического уклада. Важная причина создавшейся ситуации состоит в том, что часть корпоративного сектора отечественной экономики, торгующего биржевыми товарами, переориентировала свой спрос с отечественной на импортную технику. В результате, в 2005 г. импорт машин, оборудования, транспортных средств составил 43,4 млрд. долл. США, или 44% общего объема импорта РФ. Заметим, что экспорт машиностроительной продукции составляет 5,6% общего экспорта РФ и почти на 30 млрд. долл. США меньше соответствующего объема импорта.

Учет приведенных факторов в долгосрочном прогнозе развития машиностроительных обрабатывающих производств оставляет немного степеней свободы для разработки вариантов качественного обеспечения отечественной техникой воспроизводственного процесса в российской экономике.

При достаточно высоких среднегодовых темпах роста промышленного производства и производительности труда, сопоставимых с аналогичными показателями периода интенсивного развития промышленности СССР, за период 1 999-2005 гг. не удалось сформировать условий, обеспечивающих устойчивый рост производства на основе инновационно-технологического обновления производственного аппарата. Достигнутые в этот период темпы роста основных показателей эффективности производственно-экономической деятельности в машиностроении были обеспечены производственным потенциалом, созданным в дореформенный период.

Несмотря на возможность дальнейшего увеличения объемов производства в машиностроении за счет значительного резерва производственных мощностей темпы роста замедлились; эта тенденция остается наиболее вероятной и на ближайшую перспективу.

Первым фактором, определяющим эту тенденцию, является износ производственных мощностей, которые не могут обеспечить дальнейший рост производительности труда и ресурсосбережения. Отсюда - ограничения по росту объемов производства и увеличение издержек производства, снижающее рентабельность и ценовую конкурентоспособность продукции.

Вторым фактором, тормозящим развитие производства в машиностроении, является ограничение спроса из-за недостаточной конкурентоспособности продукции, причина которой - в низкой инновационной активности, обеспечивающей долю инновационной продукции в машиностроении на уровне лишь 8,7% от общего объема производства.

Дальнейшее функционирование отраслей машиностроения неизбежно будет определяться как объемами и структурой спроса на инвестиционные и потребительские товары, вооружение и военную технику, так и конкурентоспособностью их производств и продуктов.

Тем не менее, возможна постановка следующих задач развития машиностроительных обрабатывающих производств:

Технологический уклад

1992 г. 23 44 33

1998 г. 32 47 21

2004 г. 39 49 12

Второй и третий

Четвертый

Пятый

- сохранение традиционных машиностроительных производств, объективно ресурсоемких, и ориентация их на обеспечение воспроизводственного процесса в реальном секторе отечественной экономики и ЖКХ;

- обеспечение с помощью инновационно-активных и высокорентабельных анклавов в экономике передовым отечественным технологиям места в верхней части технологической пирамиды и превращение их в индустриальные кластеры;

- формирование нового инновационного машиностроения, непрерывной цепочки «инновационное производство машиностроения - инновационное производство у потребителя техники».

Решение этих взаимосвязанных задач осуществимо путем сочетания двух стратегий: активизации за счет капиталообразующих инвестиций инерционного варианта развития, который все же сохранил экономику РФ и укрепил так называемые базовые технологии, и одновременно - стратегии инновационного прорыва, призванной создать конкурентоспособный кластер, работающий для многих рынков, помимо сырьевых. В этом смысле будущее у отечественного машиностроения как конкурентоспособного комплекса обрабатывающих производств есть лишь в рамках инвестиционного варианта (см. [7]). В противном случае РФ будет иметь только набор ремонтномеханических и отдельных сборочных производств.

В рамках указанных задач и реализации двух стратегий можно выделить в качестве объектов прогноза в первую очередь следующие суботрасли машиностроения.

Производство энергетического оборудования. Одна из активно действующих подотраслей машиностроения - производство энергетического оборудования для электростанций разного типа. Предприятия этой подотрасли оснащены уникальным оборудованием и могут производить практически любые современные виды генерирующего оборудования. Они имеют портфель экспортных заказов (поставляют продукцию в Китай, Иран, Индию и другие страны) и производят оборудование для потребителей внутри страны, однако этот заказ невелик. Главная проблема этой подотрасли сегодня - отсутствие существенных по объему заказов от российских энергетиков.

Мощный производственный конкурентоспособный блок сформировался в виде Агромашхолдинга и холдинга «Новое содружество» в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении, восстанавливающих фуллайнерство по типажам профильной продукции. Дело в объемах спроса.

Аналогичная ситуация характерна для большинства традиционных отраслей машиностроения, за исключением, пожалуй, станкоинструментальной промышленности. Велики возможности производственных взаимосвязей блоков «машиностроение для ЛПК — лесопромышленный комплекс».

Основным фактором и одновременно условием устойчивого повышения темпов экономического роста в период 2007-2020 гг. является развитие в первую очередь инвестиционных отраслей машиностроения, его структурного ядра на инновационной основе. Исследования последних лет в области мезо- и микроуровня российской обрабатывающей промышленности показали необходимость структурной перестройки обрабатывающих отраслей, прежде всего, инвестиционных и структурообразующих отраслей машиностроения, на принципиально новой основе. Под структурной перестройкой здесь понимается создание с использованием соответствующих стимулов индустриальных кластеров с мощным включением начальных стадий инновационной сферы непосредственно в их структуру. Речь не идет о возрождении прежнего, ресурсоемкого, технологически не сопряженного, машиностроительного комплекса, а о формировании новых, мобильных машино-

строительных производств, выпускающих конкурентоспособные товары и услуги промышленного характера (инновационного машиностроения).

Целесообразность создания индустриальных кластеров, которые включают в себя, кроме смежных производств, имеющих различную отраслевую и корпоративную принадлежность и являющихся компонентами технологической цепочки по выпуску инновационной конечной продукции, необходимо также сформировать научные и конструкторские подразделения, обеспечивающие выпуск научно-технической продукции, как импортозамещающего, так и экспортно-ориентированного характера, что продиктовано реальными оценками состояния производственно-технологического и научного потенциала российской промышленности. Объединение всех этих компонентов в контурах индустриальных кластеров позволит сконцентрировать средства на комплексном технологическом развитии смежных производств и сориентировать в этом направлении деятельность научных подразделений. Включение научных подразделений в состав индустриальных кластеров позволит сохранить кадровых научных сотрудников и повысить престиж научно-исследовательской и конструкторской работы.

При этом в инвестиционных и структурообразующих отраслях машиностроения должно осуществляться взаимодействие производственных и научных подразделений, обеспечивающее системный подход к развитию технологических цепочек по выпуску конечного конкурентоспособного продукта и непрерывность инновационного процесса.

Задачей технико-технологического перевооружения отраслей промышленности должна стать концентрация инвестиционных возможностей на внедрении инновационной техники без заметного наращивания статистических объемов производственных мощностей, т. е. должен происходить дрейф в направлении замещения производств, поддерживаемых за счет лоббирования, новыми инновационно активными предприятиями, способными производить, прежде всего, уникальную машинно-техническую продукцию - основу экономической безопасности страны, а также осуществлять серийную сборку машин и оборудования по современным мировым технологиям. В соответствии с вышеизложенным разработаны и апробированы в прогнозно-аналитических построениях соответствующие методики.

На наш взгляд, инвестиционные ресурсы страны и государственное регулирование в сфере инновационной и инвестиционной деятельности должны быть направлены на создание инновационного машиностроения, т.е. совокупности обрабатывающих производств, серийно тиражирующих достижения инновационной сферы, производящих конкурентоспособные инвестиционное оборудование и потребительские товары длительного пользования. Таким образом, инновационное машиностроение по сути представляет собой индустриальные кластеры в машиностроении.

Особенности прогнозных построений. Инвестиционное обновление активной части основных фондов (ОФ) на инновационной основе в промышленности примерно на 1 0% ежегодно позволит за десять лет полностью обновить производственный аппарат в объемах 2005 г., а к 2020 г. обеспечить их прирост примерно на треть. В этом плане машиностроение должно, прежде всего, обеспечить спрос на замену, модернизацию и удовлетворить отложенный спрос, накопившийся в 1990-е годы.

Объем инвестиций, необходимых для обновления 1 0% активной части ОФ (машин, оборудования, транспортных средств), составляет 348,0 млрд. руб. в год (в ценах 2004 г.) при общем объеме инвестиций в добывающие и обрабатывающие производства в размере 881,2 млрд. руб. (табл. 1).

Увеличение инвестиций в основной капитал отраслей промышленности, осуществляющих инновационно-технологическое перевооружение производства, должно составить к 2015 г. от 15% в топливной промышленности до 150% - в электроэнергетике.

Таблица 1

Прогноз ежегодного прироста спроса на машинно-техническую продукцию для 1 0-процентного обновления ОФ в отраслях промышленности в 2007 г. , млрд. руб. (в ценах 2004 г.)

Отрасль машиностроения Дополнительная потребность в машинах и оборудовании* В том числе

отечественное производство экспорт импорт машин и оборудования

Машиностроение в целом 238,4 104,1 - 134,3

В том числе:

Энергетическое 106,1 20,1 - 86,0

Металлургическое 20,9 5,9 - 15,0

Горно-шахтное и горно-рудное 18,2 4,6 - 13,6

Химическое и нефтехимическое 15,4 26,6 11,2 -

Станкостроительное и инструментальное 37,0 12,0 - 25,0

Приборостроение 14,9 18,1 3,2 -

Строительно-дорожное 5,4 8,0 2,6 -

Машиностроение для легкой и пище-

вой промышленности 20,5 8,8 - 11,7

* В ценах производителя.

Рост инвестиций в основной капитал промышленности зависит от структуры ОФ и в среднем составит к 2015 г. 1 47,2% по отношению к величине средних объемов инвестиций за период 2002-2004 гг.

Дополнительный спрос на инновационную машинно-техническую продукцию для обновления основных фондов в первый год прогнозного периода может быть удовлетворен отечественной инвестиционной техникой на 43,7%. Соответственно 56,3% составит импорт оборудования. Следует обратить внимание на то, что производство отечественной инвестиционной техники в таком объеме может быть обеспечено только в том случае, если рост ее производства в начале прогнозного периода составит от 20 до 30%.

При достаточном финансировании такие темпы прироста вполне возможны, учитывая, что загрузка производственных мощностей в машиностроении составляет примерно 35%, а в энергетической, станкостроительной и инструментальной промышленности - около 20%. В 2000 г., к примеру, при благоприятной для отечественного производителя ценовой конъюнктуре в химическом и нефтяном машиностроении рост производства составил 42%, а в приборостроении - 36%, значительный рост производства наблюдался и в других отраслях машиностроения. Из этого следует, что прогнозируемые объемы производства инвестиционной техники могут быть достигнуты уже в начале прогнозируемого периода.

Спрос на инвестиционное оборудование для химической промышленности, а также спрос на продукцию приборостроения и строительно-дорожную технику может быть удовлетворен за счет отечественного производства. Выпуск продукции в этих отраслях при заданных темпах роста превысит необходимый минимум (10% обновления активной части ОФ) и позволит увеличить объем экспорта продукции.

В период 2008-2012 гг. производство отечественного инвестиционного оборудования должно увеличиваться ежегодно на 10-20%, и после 2012 г. - на 4-6%. Имеется в виду, что возможности его увеличения за счет повышения коэффициента использования производственных мощностей, не будут полностью реализованы в 2008 г., что потребует поддерживать высокие темпы роста производства примерно до 2009 г. В дальнейшем рост производства будет обусловлен ростом производительности труда за счет использования инновационных технологий, осваиваемых в ходе обновления ОФ. Однако темпы наращивания инновационных мощностей в большинстве от-

раслей машиностроения не позволят достичь к 2010 г. 10-процентных темпов прироста производства инновационных продуктов. В разных отраслях переход к росту производства за счет инновационных технологий будет определяться рядом производственных, инвестиционных и технологических факторов и может занять от двух до пяти лет. Тем не менее к 2010 г. оснащение отраслей промышленности инвестиционной техникой отечественного производства увеличится на 40%, импорт оборудования сократится на 31% (табл. 2).

Таблица 2

Прогноз ежегодного прироста спроса на машинно-техническую продукцию для 10-процентного обновления ОФ в отраслях промышленности в 2010 г., млрд. руб. (в ценах 2004 г.)

Отрасль машиностроения Дополнительная потребность в машинах и оборудовании* В том числе

отечественное производство импорт машин и оборудования

Машиностроение в целом 238,4 145,7 92,7

В том числе:

Энергетическое 106,1 27,8 78,3

Металлургическое 20,9 9,1 11,8

Горно-шахтное и горно-рудное 18,2 7,6 10,6

Химическое и нефтехимическое 15,4 36,6 -

Станкостроительное и инструментальное 37,0 16,5 20,5

Приборостроение 14,9 25,1 -

Строительно-дорожное 5,4 11,0 -

Машиностроение для легкой и пищевой

промышленности 20,5 12,0 8,5

* В ценах производителя.

В приборостроении, химическом и строительно-дорожном машиностроении произойдет полное импортозамещение инвестиционной техники, и экспорт продукции этих отраслей может быть увеличен на 21 ,3 млрд. руб. по сравнению с 2007 г.

В 2011-2015 гг. рост производства в отраслях машиностроения будет определяться, главным образом, инновационно-технологическими факторами.

К 2015 г. прирост производства инвестиционного оборудования в целом составит 98% ежегодной дополнительной потребности для 10-процентного обновления ОФ отраслей промышленности. Однако возможность наиболее значительного им-портозамещения будет обеспечена только по продукции химического машиностроения, приборостроения и строительно-дорожной технике. Рост производства в этих отраслях позволит увеличить возможность экспорта продукции более чем в 3 раза. Импорт оборудования составит более половины от потребности в электроэнергетике, около половины - в металлургии и горно-добывающих отраслях, около 40% - в станкостроении (табл. 3).

В период 2016-2020 гг. обновление и наращивание (до трети) объемов основного капитала будет происходить в основном на инновационной основе (табл. 4). Ведущую роль в этом будут играть отечественное станкостроение, а также обрабатывающие машиностроительные производства, выпускающие технику для строительства, ТЭК и сельского хозяйства.

В третье десятилетие XXI в. доля обновленных под спрос отраслевых рынков и государства производственных мощностей машиностроения в суммарном выпуске машиностроительной продукции увеличится до 8,9-9,1% по сравнению с 3,3% в 2005 г. Спрос на машинно-техническую продукцию составит около 500 млрд. руб. Производственные мощности будут в состоянии произвести продукцию для внут-

реннего рынка и экспорта стоимостью до 440 млрд. руб. Импорт машин и оборудования может достичь вследствие укрепления международной кооперации и специализации 1 60-1 70 млрд. руб.

Таблица 3

Прогноз ежегодного прироста спроса на машинно-техническую продукцию для 10-процентного обновления ОФ в отраслях промышленности в 2015 г., млрд. руб. (в ценах 2004 г.)

Отрасль машиностроения Дополнительная потребность в машинах и оборудовании* В том числе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отечественное производство экспорт импорт машин и оборудования

Машиностроение в целом 238,4 234,6 81,5 85,3

В том числе:

Энергетическое 106,1 44,7 - 61,4

Металлургическое 20,9 14,5 - 6,4

Горно-шахтное и горно-рудное 18,2 12,2 - 6,0

Химическое и нефтехимическое 15,4 59,0 43,6 -

Станкостроительное и инструмен-

тальное 37,0 26,6 - 10,4

Приборостроение 14,9 40,5 25,6 -

Строительно-дорожное 5,4 17,7 12,3 -

Машиностроение для легкой и пище-

вой промышленности 20,5 19,4 - 1,1

* В ценах производителя.

Таблица 4

Прогноз ежегодного прироста спроса на машинно-техническую продукцию для 1 0-процентного обновления ОФ в отраслях промышленности в 2020 г., млрд. руб. (в ценах 2004 г.)

Отрасль машиностроения Дополнительная потребность в машинах и оборудовании* В том числе

отечественное производство импорт машин и оборудования

Машиностроение в целом 316,6 311,5 113,3

В том числе:

Энергетическое 140,9 59,4 81,5

Металлургическое 27,8 19,3 8,5

Горно-шахтное и горно-рудное 24,2 16,2 8,0

Химическое и нефтехимическое 20,5 78,4 -

Станкостроительное и инструментальное 49,1 35,3 13,8

Приборостроение 19,8 53,8 -

Строительно-дорожное 7,2 23,5 -

Машиностроение для легкой и пищевой

промышленности 27,2 25,8 1,5

* В ценах производителя.

В этих условиях возрастает значение инновационной политики, ориентированной на снятие барьеров экономического роста в отраслях и на рынках, т. е. стимулирование экономического роста предполагает не только улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционной активности, но и реализацию политики повышения конкурентоспособности машиностроительных производств на инновационной основе.

Комплекс мер инновационной политики может включать три основных блока:

1 ) общесистемные меры, направленные на снятие институциональных барьеров и инфраструктурных ограничений, стимулирование инноваций, спроса на новую

технику и технологии, расширение финансовых ресурсов бизнеса, формирование национальной инновационной системы, развитие конкуренции и системы профессионального образования различного уровня;

2) программно-целевые мероприятия на основе реализации комплекса федеральных и ведомственных целевых программ, направленных, прежде всего, на технологическое обновление производств и развитие инноваций;

3) меры по повышению конкурентоспособности приоритетных секторов промышленности, основанные на государственно-частном партнерстве.

Эти комплексные меры могут быть успешно реализованы лишь с учетом регионального фактора: задействования наряду с федеральным центром и корпоративным бизнесом управленческих структур и представителей среднего бизнеса регионов.

Рассмотрим системное решение задачи обеспечения конкурентоспособности отечественного машиностроения на инновационной основе за счет обновления парка машин и оборудования в рамках государственно-частного партнерства. Для этого предлагается создать в ряде регионов с высокой концентрацией машиностроительных производств сеть инновационно-внедренческих структур, предназначенных для усовершенствования базовых технологических и конструкторских решений в области обработки конструкционных материалов, из которых по блочному принципу могут быть сформированы системы машин и оборудования различной конфигурации для замещения или модернизации устаревших и неэффективных фондов предприятий.

Межрегиональную сеть целесообразно создавать, используя следующие общесистемные принципы:

- сочетание единой технологической политики и ориентации на конкретные потребности в повышении эффективности производства самого широкого круга потенциальных потребителей в каждом регионе - от крупных производителей машиностроительной продукции до предприятий малого и среднего бизнеса;

- комплексный подход при создании и коммерциализации систем технологического оборудования - предусматривается разработка и организация производства всех основных составляющих: технологий, конструктивных схем соответствующих технологических машин, интеллектуальных систем управления оборудованием и высокоэффективных приводов нового поколения. Параметры предлагаемых к включению в проект технологий и реализующих их технологических комплексов должны полностью отвечать «критериям конкурентоспособности»: все технологии являются энергосберегающими, обеспечивают высокую скорость, прецизионность и чистоту обработки и повышают производительность оборудования;

- приоритет экономических рыночных критериев: деятельность создаваемых структур должна быть направлена на получение прагматичного экономического результата - в условиях ужесточающейся конкуренции сделать инвестиции в технологические инновации в машиностроении экономически привлекательными;

- сочетание высокого научно-технического уровня разработок с созданием конкурентоспособной инновационной продукции (в виде высокоэффективных автоматизированных систем машин и оборудования), востребованной рынком.

В качестве возможного варианта организационно-правовой формы реализации подобного проекта предлагается создание межрегионального инновационно-технологического центра, а также разработка и реализация межрегиональной инвестиционной программы «Инновационное перевооружение российского машиностроения и создание на этой основе инновационного машиностроения» по оснащению создаваемых в регионах - участниках инновационно-внедренческих структур.

Межрегиональная инвестиционная программа (МИП), должна представлять собой скоординированный комплекс мер, направленных на экономическое, инфор-

мационное, организационно-распорядительное и законодательное обеспечение инновационной деятельности в регионах с учетом инновационной политики федерации, интересов хозяйствующих субъектов науки и производства регионов, а также приоритетов их развития.

Основной целью МИП является создание условий для реализации инновационной политики в машиностроении. Она должна представлять собой совокупность взаимосвязанных инвестиционных и инновационных научно-технических проектов и должна быть построена по принципу непрерывной методической комплектности.

По своей структуре и финансово-экономическим показателям МИП должна соответствовать требованиям, предъявляемым к федеральным целевым программам, которые также финансируются на основе государственно-частного партнерства и которые по своей эффективности должны быть на уровне общемировых машиностроительных программ.

Участниками выполнения МИП могут быть федеральные министерства экономического блока, администрации регионов России, предприятия и организации федеральных регионов - разработчики новых инновационных технологий и образцов оборудования и инструмента и заказчики работ, бюджетные и частные инвесторы и, возможно, межрегиональный машиностроительный инновационный центр (ММИЦ).

Основной целью создания ММИЦ является формирование и выполнение МИП и координация деятельности региональных структур центра. Он должен обеспечивать комплексность и непрерывность всего инновационного цикла по разработке, созданию и внедрению высокоэффективного металлообрабатывающего оборудования, начиная с разработки Межрегиональной инвестиционной программы, выполнения НИР и ОКР и кончая решением вопросов сбыта и получения максимального экономического эффекта. Создание такого Центра обеспечит реализацию комплекса задач по техническому перевооружению производств различных машиностроительных отраслей промышленности, по повышению конкурентоспособности региональных товаров и услуг.

Мировой опыт показывает, что непременным условием результативности крупных инвестиционных проектов инновационной направленности является партнерство государства, отвечающего за динамику и качество экономического роста, бизнеса, рассчитывающего получить прибыль на вложенный капитал, научного сообщества, заинтересованного во внедрении разработок, и регионов, в которых расположены участники проекта и которые заинтересованы в создании новых рабочих мест, решении экологических проблем и расширении региональной базы налогообложения.

Поэтому в рамках МИП следует предусмотреть использование трех источников финансирования: федерального бюджета (через систему ФЦП и Инвестиционного фонда РФ), региональных бюджетов (в том числе, через региональные программы и венчурные фонды), и внебюджетных источников - средств, привлекаемых хозяйствующими субъектами, которые участвуют в проекте, коммерческих банков и отдельных предприятий (в том числе, через дополнительную эмиссию акций).

Собственно говоря, деятельность ММИЦ по разработке и созданию высокоэффективного металлообрабатывающего оборудования на основе наукоемких технологий представляет собой реализацию механизма формирования инновационного машиностроения, базирующегося на взаимовыгодном сотрудничестве государства, регионов и частного бизнеса. Результатами его функционирования должны быть:

- приоритетное развитие перспективных инновационных технологий, направленных на повышение эффективности использования энергетических и природных ресурсов страны, включая уникальные технологии, созданные в обороннопромышленном комплексе;

- организация серийного производства высокоэффективного металлообрабатывающего оборудования на основе наукоемких технологий и поставка (на коммерческой основе) его на российские машиностроительные предприятия, а также на зарубежные рынки;

- организация серийного или разового производства уникальных машиностроительных высокоточных деталей и узлов по заказам судостроительной, атомной, нефтегазовой и других отраслей промышленности.

На этой основе должна осуществляться масштабная модернизация машиностроительной продукции и соответствующих производств.

Основным результатом выполнения МИП будет насыщение отечественного рынка наукоемкой конкурентоспособной продукцией в виде комплексных металлообрабатывающих центров и высокоточных деталей и узлов.

Литература

1. Борисов В.Н. Машиностроение в воспроизводственном процессе. М.: МАКС Пресс, 2000.

2. Россия в цифрах. 2006. Крат. стат. сб. М.: Росстат, 2006.

3. Борисов В.Н., Почукаева О.В. Ориентиры инновационного роста // Проблемы прогнозирования. 2005. № 5.

4. Борисов В.Н., Почукаева О.В. Характеристика состояния и прогноз развития основных отраслей комплекса гражданского машиностроения // В кн.: Инновационно-технологическое развитие экономики России: проблемы, факторы, стратегии, прогнозы / Под ред. В.В. Ивантера. М.: МАКС Пресс, 2005.

5. Белоусов А.Р. Эволюция системы воспроизводства российской экономики: от кризиса к развитию. М.: МАКС Пресс, 2006.

6. Фролов И.Э. Наукоемкий сектор промышленности РФ: экономико-технологический механизм ускоренного развития. М.: МАКС Пресс, 2004.

7. Колл. авт. Долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007-2030 гг. (по вариантам) // Проблемы прогнозирования. 2007. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.