Научная статья на тему 'Фомирование долгосрочной инновационной стратегии развития экономики России и механизмы ее реализации'

Фомирование долгосрочной инновационной стратегии развития экономики России и механизмы ее реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фомирование долгосрочной инновационной стратегии развития экономики России и механизмы ее реализации»

В.М. КОЛОМЫЦЕВ

ФОМИРОВАНИЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Одной из важнейших функций государства, наряду с законотворческой, социальной, экологической, оборонной, является стратегически-инновационная функция. Государство призвано обеспечивать устойчивое развитие страны с учетом интересов прошлого, настоящего и будущего поколений, вырабатывать долгосрочную стратегию социально-экономического, инновационно-технологического, экологического и территориального развития, прогнозировать кризисы и обеспечивать выход из них и преодоление их последствий, поддерживать прогрессивные структурные сдвиги и своевременное инновационное обновление экономики. Особенно возрастает значение стратегически-инновационной функции государства в периоды перехода к новым технологическим укладам и технологическим способам производства, когда нужна государственная поддержка для освоения эпохальных и базисных инноваций в партнерстве с предпринимательским сектором, которому затем передаются результаты этого освоения для массового распространения на основе волны улучшающих инноваций.

В период неолиберальных рыночных реформ 1990-х годов стратегически-инновационная функция государства была ослаблена, если не утеряна, что во многом способствовало хаотичности преобразований и углублению кризиса. Переход к оживлению экономики, стабилизация социально-политических условий и укрепление государства создали предпосылки для выработки и последовательной реализации государством долгосрочной перспективы социально-экономического развития, ядром которой является стратегия инновационного прорыва.

Формирование долгосрочной инновационной стратегии вытекает из сформулированных руководством страны главных задач перспективной инновационной политики:

- переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов, что предусмотрено «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденными Президентом РФ 30 марта 2002 г.;

- обеспечение инновационного прорыва, разработка основных направлений политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2020 г. и комплекса мероприятий по реализации этого документа (в соответствии с протоколом совместного заседания Совета Безопасности и президиума Госсовета от 24 февраля 2004 г.), утвержденным Президентом РФ 1 марта 2004 г.;

- стратегические задачи по повышению конкурентоспособности отечественной продукции и обеспечение высоких темпов экономического роста, сформулированных в посланиях Президента РФ Федеральному собранию 2003-2004 гг.

Долгосрочная инновационная стратегия должна исходить из следующих основных положений.

1. Стартовые позиции для реализации инновационной стратегии в России к началу ХХ1 в. можно оценить как весьма неблагоприятные. В результате неолиберальных рыночных реформ и длительных экономического и технологического кризисов резко упала изобретательская и инновационная активность, подорван научно-технический потенциал, критически устарели основные фонды (особенно активная их часть). Многократно сокращено финансирование оборонно-промышленного комплекса, где преобладала высокотехнологичная продукция; значи-

тельная его часть необратимо разрушена. Централизованно-плановый механизм поддержки инноваций демонтирован, новый, адекватный условиям регулируемой рыночной экономики, не создан. В 1990-е годы преобладала тенденция технологической деградации экономики, вымывания наукоемкой продукции. Конкурентоспособность отечественной продукции падала, она вытеснялась с внешнего и внутреннего рынков. Исходя из этого долгосрочная стратегия должна быть нацелена на восстановление, модернизацию и развитие во многом разрушенного за годы кризиса инновационного потенциала, на корректировку реформ и формирование эффективно действующего инновационного механизма, гармонично сочетающего предприимчивость предпринимателей с активной поддержкой государства инновационного обновления основного капитала, технологий и продукции в рамках создаваемой национальной инновационной системы как важнейшего фактора формирования и динамики эффективной регулируемой рыночной экономики.

2. Ориентация на инерционно-рыночную стратегию, преобладавшая в правительственных программах и прогнозах, закрепляла указанные негативные тенденции. Отсутствие долгосрочной инновационной стратегии, отказ от государственной поддержки базисных инноваций, уравнительное налогообложение, отсутствие реальной защиты интеллектуальной собственности и заботы об использовании отечественных изобретений, технологическая деградация экономики вели к потере конкурентоспособности продукции обрабатывающих отраслей, вытеснению ее с внутреннего и внешнего рынков, углублению сырьевой структуры экономики. Ориентация на опережающее развитие импорта ставит в неблагоприятные условия предпринимателей-инноваторов и изобретателей, предопределяет дальнейшее технологическое отставание и потерю конкурентоспособности российской экономики в условиях развертывающего в мире научно-технологического переворота, угрожает потерей технологической и оборонной безопасности страны, подчинением экономики контролю ТНК, особенно после вступления в ВТО.

3. Преодолеть указанные выше негативные тенденции, перейти на путь инновационного развития страны возможно лишь при реализации стратегии инновационного прорыва, ориентированной на распространение современных направлений НТП, реализацию селективной научно-технической и инновационной политики по узкому кругу стратегических приоритетов, активную поддержку государством базисных инноваций и создание благоприятного инновационного климата.

Теоретической основой этой стратегии является: отказ от неолиберализма, выражающего интересы ТНК постиндустриального общества; ориентация на формирование общества, основанного на знаниях, экономики постиндустриального гуманистически-ноосферного типа; на эффективное выполнение государством своей стратегически-инновационной функции в партнерстве с инновационно активными предпринимателями всех форм собственности; на возрождение России и занятие достойного места в технологической трансформации глобализированной мировой экономики; на обеспечение современной и перспективной безопасности страны.

4. Несмотря на значительные потери в 1990-е годы, Россия сохранила потенциал инновационного прорыва:

- значительный фундаментальный научный задел по ряду перспективных научных направлений;

- немалое число крупных отечественных изобретений, которые могут стать основой создания принципиально новых инновационных продуктов и технологий;

- высокий технологический уровень ряда отраслей оборонно-промышленного комплекса, являющего основой для формирования новых поколений техники, технологий двойного назначения;

- наличие квалифицированных кадров, инновационно ориентированных ученых, конструкторов, инженеров, программистов, менеджеров, способных создавать и эффективно использовать инновационную продукцию;

- значительный объем ресурсов для инновационного обновления, накопленных у предпринимателей, банков, государства, которые могут быть использованы для финансирования инновационно-инвестиционных проектов;

- благоприятная конъюнктура мировых рынков, которая дает возможность накопить и использовать для осуществления инноваций большой объем ресурсов.

Важно объективно оценить и умело использовать эти благоприятные факторы инновационного прорыва, которые могут ослабеть, частично быть потерянными при ориентации на инерционно-рыночный сценарий.

5. Стратегия инновационного прорыва должна быть положена в основу создаваемой национальной инновационной системы, миссия которой - обеспечить переход к инновационному типу развития страны на основе избранных приоритетов, стать стержнем перспективной социально-экономической и научно-технической политики, главным ориентиром в деятельности правительства, исполнительных органов в центре и на местах, лидеров бизнеса.

Инновационный прорыв может быть успешно осуществлен лишь при обоснованном выборе и последовательной реализации сравнительно узкого круга стратегических инновационных приоритетов, рассчитанных на длительную перспективу и периодически корректируемых. Критерии выбора таких приоритетов:

- технологический уровень инновационной продукции (технологии), ее соответствие последним современным поколениям техники, что служит основой перспективной конкурентоспособности этой продукции (технологии) на внутреннем и внешнем рынках;

- технологическая потребность экономики, способность инновационной продукции занять эффективные рыночные ниши в российской и мировой экономике;

- наличие научно-технологического задела для освоения принципиально новой продукции (результатов фундаментальных исследований, отечественных изобретений, технологий двойного назначения, кадрового потенциала);

- уровень эффективности инновационных продуктов и технологий - экономической (коммерческой, бюджетной) и некоммерческой (социальной, экологической, военной и т.п.).

Исходя из технологического уровня и имеющегося задела, в систему инновационно-технологических приоритетов следует включить:

- информационно-коммуникационные сети и системы в области медицины, образования, культуры, экологии, науки;

- принципиально новые возобновляемые энергоресурсы (включая водородную энергетику) и энергосберегающие технологии в производстве, на транспорте, в ЖКХ и бытовом потреблении;

- принципиально новые материалы, композиты и керамика новых поколений;

- новые поколения ресурсосберегающих, экологически чистых производственных технологий во всех отраслях производства и в потреблении;

- новые авиакосмические технологии и средства транспорта, позволяющие модернизировать транспортную сеть страны на более эффективной основе;

- новые поколения оборонной техники, средств поддержания правопорядка и борьбы против терроризма.

На основе прогноза технологических потребностей экономики и уровня социально-экономической эффективности перспективными рыночными нишами для инновационного освоения являются:

- потребительский сектор, и прежде всего продовольствие, медикаменты, продукция легкой промышленности, личный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, социальные услуги. Доходы населения будут расти опережающими темпами, увеличивающийся спрос населения необходимо насыщать конкурентоспособными товарами и услугами, проводить политику импортозамещения;

- инвестиционное оборудование для удовлетворения спроса быстрорастущего объема инвестиций и замены ныне преобладающего импортного оборудования;

- энергосектор, принципиально новые технологии и оборудование для освоения возобновляемых источников энергии, энергосбережения, уменьшения выбросов в окружающую среду;

- оборонно-промышленный комплекс, обеспечивающий достаточный уровень безопасности на основе разработки и освоения новых поколений вооружений и средств защиты;

- транспортный комплекс, модернизация транспортных средств и путей сообщения на новейшей технологической базе.

Чтобы выбранная стратегия инновационного прорыва была осуществлена, необходимо выработать эффективный механизм ее реализации. Основные элементы этого механизма приведены на рис. 1.

1. Что касается первого элемента, то следует сказать, что до сих пор нет ни одного федерального закона, регулирующего этот особо сложный вид хозяйственной деятельности и государственную инновационную политику. Необходимо законодательное закрепление стратегии инновационного прорыва, принятие пакета федеральных законов, формирующих благоприятный инновационной климат, обеспечивающих защиту интеллектуальной собственности, создающих стимулирующие условия для инвесторов и предпринимателей, участвующих в реализации стратегических инновационных приоритетов, включая налоговые и таможенные преференции и страхование инновационных рисков для инвесторов и предприятий, выполняющих государственные инновационноинвестиционные проекты и программы.

2. Долгосрочное прогнозирование, стратегическое планирование и программирование инновационного развития должно включать:

- разработку и периодическую (раз в 4-5 лет) корректировку и продление долгосрочных (на 20-40 и более лет) и среднесрочных (на 10-15 лет) прогнозов научно-технического и инновационного развития России с учетом мировых тенденций;

- определение целей перспективной селективной инновационной политики, выбор, периодическое уточнение и продление стратегии инновационного развития РФ на 20-30 лет и перечня инновационных приоритетов, пользующихся поддержкой государства;

- включение основных положений и приоритетов инновационного развития в долгосрочные стратегические планы (на 10-15 лет) и среднесрочные программы (на 4-5 лет) социально-экономического развития РФ, в текущие индикативные планы и перечни федеральных целевых программ, финансируемых за счет бюджета;

- разработка целевых инновационных программ и важнейших инновационных проектов по каждому из выбранных стратегических приоритетов для обеспечения их реализации в возможно короткий срок и с максимальным эффектом.

3. Приоритетное финансирование и стимулирование реализации инновационных программ и проектов на основе:

- применения преференция для частных инвестиций в инновационные программы и проекты, реализующие государственные инновационные приоритеты;

- формирования федерального инновационного фонда и аналогичных фондов в субъектах Федерации, активного участия Бюджета развития, Стабилизационного фонда и валютных резервов Центробанка в финансировании, гарантировании и страховании инноваций в нерыночном секторе экономики и в стартовом освоении базисных инноваций в рыночном секторе;

- развитие системы венчурных фондов для поддержки малого и среднего инновационного бизнеса;

- создание высокотехнологичной фондовой биржи для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций к крупным инновационным проектам.

Законодательное обеспечение инновационной деятельности

Долгосрочное прогнозирование, стратегическое планирование и программирование инновационного развития

Приоритетное финансирование и стимулирование реализации стратегических инновационных приоритетов, страхование рисков

Формирование национальной инновационной системы, ориентированной на технологический прорыв

Оргструктуры, информация и кадры для инноваций

Инновационное партнерство предпринимателей, государства, творческих личностей и гражданского общества

Основные элементы стратегии инновационного прорыва

Следует учитывать, что освоение принципиально новой техники и технологии, базисных инноваций связано со значительными стартовыми затратами и повышенным риском. Инновационные продукты часто на первых порах оказываются убыточными, а значительная часть созданной интеллектуальной собственности не реализуется, не приносит доходов ее авторам, предприятиям, государству, а порой за бесценок скупается зарубежными компаниями. Поэтому государство должно создать режим, компенсирующий часть затрат по освоению принципиально новых товаров и технологий, основанных на отечественных изобретениях и отличающихся высокой конкурентоспособностью, стимулирующий освоение инноваций и реализацию интеллектуальной собственности, обеспечивающий ее реальную защиту и эффективное использование. Необходима также система страхования инновационных рисков - как государственная, так и частная. Это важные составляющие инновационного климата.

4. Ориентация создаваемой национальной инновационной системы на технологический прорыв. Формирование широко разрекламированной национальной инновационной системы усилиями чиновников может свестись к смене вывесок, закреплению ныне преобладающей инерционно-рыночной стратегии. В этом случае польза от такой системы будет минимальной, она сведется к имитации инновационной деятельности, а технологическое отставание страны будет нарастать.

Главным содержанием национальной инновационной системы, а также региональных и межрегиональных (в федеральных округах) и межгосударственных (со странами СНГ) инновационных систем должны стать обеспечение перехода к

инновационному пути развития, стратегического прорыва в распространении и освоении прогрессивных направлений НТП, создание максимально благоприятного климата для такого прорыва как основного фактора повышения конкурентоспособности продукции и ускорения темпов экономического роста. Лишь в этом случае формирование инновационных систем будет оправданным и эффективным.

5. Организационное, информационное и кадровое обеспечение инновационной стратегии - важнейшая предпосылка для ее реализации.

Формируется сеть целевых инновационных оргструктур - холдингов, национальных и международных стратегических технологических альянсов, центров трансфера технологий, территориальных зон инновационного освоения. Необходимы оптимальное сочетание и взаимодействие инновационно активного малого бизнеса, берущего на себя риск пионерного освоения принципиально новых продуктов и технологий при поддержке государства и венчурных фондов, и среднего и крупного бизнеса, осуществляющего массовое производство принципиально новой продукции и освоение новых поколений технологий, инновационное обновление экономики.

Осуществляется подготовка кадров для реализации инновационных программ и проектов, усиливается инновационный аспект во всей системе обучения молодых специалистов, организуются потоки информации о научных открытиях и изобретениях, осуществляемых в стране и за рубежом инновациях, организуются инновационные выставки и ярмарки.

Развертывается реальная интеграция науки и образования, формируется сеть исследовательских университетов, что позволит привлечь молодежь к инновациям, возродить сильные научные, конструкторские и инженерные школы, противостоять тенденции старения кадрового состава науки и инженерного корпуса, сократить «утечку мозгов».

6. Главной предпосылкой и условием успешного осуществления стратегии инновационного прорыва к инновационному пути развития экономики является формирование инновационного партнерства предпринимателей, государства, творческих личностей и гражданского общества. Каждый из участников этого партнерства должен эффективно выполнять присущие ему функции:

- предприниматели - проявлять инновационную инициативу в рыночной конкуренции, осваивать базисные и улучшающие инновации, осуществлять своевременное инновационное обновление основного капитала, поощрять инноваторов;

- государство - определять инновационную стратегию и перечень приоритетов, создавать законодательную базу и благоприятный инновационный климат, финансировать инновации в нерыночном секторе экономики и участвовать в стартовом финансировании базисных инноваций в рыночном секторе, обеспечивать эффективное использование изобретений и защиту интеллектуальной собственности, поддерживать малый инновационный бизнес;

- творческие личности - ученые, инженеры, конструкторы, менеджеры, молодые специалисты - осуществлять поиск новых научно-технических решений, активно участвовать в инновационном процессе;

- гражданское общество и его институты - формировать романтику технического творчества, поддерживать новаторов и распространять их опыт, осуществлять контроль за выполнением государством своей стратегически-инновационной функции, за эффективностью реализации избранных приоритетов, инновационных программ и проектов.

КОЛОМЫЦЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ родился в 1970 г. Соискатель ученой степени кандидата наук Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.