ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
УДК 342.951:351.82
Кислухин Владимир Александрович Kislukhin Vladimir Alexandrovich
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права и административного процесса
Волго-Вятский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (610000, Киров, ул. Московская, 30)
candidate of sciences (law), associate professor of administrative law and administrative process
Volga-Vyatksky institute (branch) Moscow state university of law named after O.E. Kutafin (30 Mos-cowskaya st., Kirov, 610000)
E-mail: [email protected]
Стратегия и тактика полиции государств Союза Бенилюкс в деятельности по сохранению окружающей среды
Strategy and tactics of the police activity in the Benelux Union for the conservation of the environment
В основе статьи лежит проблема обеспечения национальной безопасности России в сфере охраны окружающей среды от негативного воздействия антропогенного и природного факторов. В качестве положительного примера приводятся результаты правильного выбора полицией государств Союза Бенилюкс стратегии и тактики в деятельности по сохранению биологических ресурсов. Сделаны предложения по созданию Евразийского полицейского департамента по примеру Стратегического консультативного совета при Генеральном секретариате государств Союза Бенилюкс.
Ключевые слова: стратегия, тактика, сохранение окружающей среды, экологический кризис, полиция государств Союза Бенилюкс, специальные надзиратели.
At the heart of the problem is Russia's national security in the field of environmental protection from the negative impact of anthropogenic factors. As a positive example of the results of the correct choice of the Benelux police strategy and tactics in the conservation of biological resources. Made proposals for the establishment of the Eurasian Police Department following the example of the Strategic Advisory Board of the General Secretariat of the Benelux.
Keywords: strategy, tactics, preservation of the environment, environmental crisis, the police of the Benelux Union, special guards.
Сегодня в условиях углубляющегося экологического кризиса на фоне нерешенных проблем мировой экономики правильный выбор стратегии и тактики в деятельности по сохранению окружающей природной среды остается одной из актуальных задач государственного управления. Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, всесторонне продуманные, опирающиеся на реальную обстановку стратегические и тактические решения по защите окружающей среды от негативного воздействия антропогенного и природного факторов во многом позволяют решить насущную проблему сохранения водных и биологических ресурсов, успешно противостоять угрозам экологического кризиса [1, с. 84—88].
Поэтому проблема выбора стратегии и тактики при разработке и реализации наиболее приоритетных и эффективных направлений государственного управления в сфере сохранения биоресурсов и рационального природопользования приобретает чрезвычайно важное теоретическое и практическое значение.
По нашему мнению, термин «стратегия» представляет идеальную модель, содержащую комплекс необходимых и достаточных для принятия органами власти решений по наиболее важным вопросам государственного управления с учетом имеющихся ресурсов и изменяющихся условий окружающей действительности. Такие решения реализуются обычно в
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
81
Кислухин В.А. Стратегия и тактика полиции государств Союза Бенилюкс в деятельности по сохранению окружающей среды
Кислухин В. А. Стратегия и тактика полиции государств Союза Бенилюкс в деятельности по сохранению окружающей среды
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
кризисных и других чрезвычайных ситуациях, используются в целях восстановления разрушенных связей, укрепления и совершенствования отношений в какой-либо области государственной деятельности. Идеология стратегии направлена на разработку вопросов теории и практики преодоления кризисных и других чрезвычайных ситуаций. Она включаетсостав-ление общего стратегического, недетализированного плана мероприятий, рассчитанного на длительный срок выполнения, генеральной целью которого является ликвидация последствий катастроф, кризисов, военных действий, роста преступности, других чрезвычайных ситуаций.
Так, в области экологической безопасности под стратегией может пониматься государственная программа, основанная на комплексном и объективном анализе состояния окружающей среды, определении долгосрочных и краткосрочных тенденций ее изменения, постановке задач, выборе приоритетов, разработке генеральной стратегической цели с расчетом на возможность возникновения внешних и внутренних угроз на пути к достижению намеченной цели. В качестве цели стратегической программы могут быть выбраны, например, предотвращение экологической катастрофы, восстановление нарушенной природной среды, рост числа правонарушений в сфере экологопользования, иные факторы.
Другой, не менее важной категорией в государственном управлении при принятии «судьбоносных» решений в условиях чрезвычайных обстоятельств является тактика, которая носит промежуточный, подчиненный общей стратегии характер, выступает в качестве определенного инструмента государственного управления на определенный, более короткий период. Посредством верно избранной тактики стратегия получает возможность достичь в оптимальные промежутки времени и реально воплотить в окружающую действительность свою генеральную цель.
В деятельности государства по противостоянию глобальному экологическому кризису тактика может быть применена для выполнения конкретных положений стратегического плана, в частности, для проведения мероприятий по защите от вредного воздействия хозяйственной деятельности на всю природную среду, конкретный природный объект или биоценоз, а также направлена на борьбу с отдельными видами правонарушений в области защиты окружающей среды и природопользования [2, с. 27—29].
Немаловажное значение в искусстве стратегии отводится стратегу, роль которого могут играть глава государства, правительство или иной орган государственной власти, обладающие необходимыми качествами стратега, наделенные государственно-властными полномочиями и способные довести реализацию стратегического плана до намеченной цели.
В нашей стране принятая в 2009 году Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года пока не привела к формированию системного природоохранного законодательства, не создала эффективного механизма расчетов государства с потребителями биоресурсов [3].
Другой основополагающий документ — Стратегия экологической безопасности — инициирован Президентом России В.В. Путиным еще в ноябре 2013 года и должен был выступить структурной основой экологической политики государства, но до сих пор остается в стадии проекта. Согласно данному проекту расходы на проведение мероприятий по охране окружающей среды в России к 2025 году должны были достичь 1,1 трлн рублей [4].
К сожалению, кризисная ситуация, сложившаяся в нашей стране в последнее время, вынуждает государство идти на серьезные ограничения во всех сферах жизнедеятельности, включая оптимизацию финансовых затрат на обеспечение экологической безопасности, снижение штатной численности сотрудников бюджетных организаций, занятых в природоохранной деятельности, сокращение численности личного состава в силовых структурах.
В такой ситуации органам государства следует принять срочные меры по разработке стратегических и тактических решений, направленных на обеспечение экологической безопасности, использование различных форм эффективного сотрудничества с гражданским обществом; творчески, с учетом национальных особенностей применять зарубежный опыт, накопленный в этой сфере.
Примером достижения позитивных результатов в работе по сохранению природной среды, правильного подхода к выбору стратегии и тактики при применении политических, экономических, административно-правовых методов противодействия угрозам экологической безопасности может служить деятельность правительств государств Союза Бенилюкс.
Во второй половине XX века экология живых систем в Бельгии, Нидерландах, Люксембурге в значительной степени подверглась негативно-
82
Юридическая наука и практика
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
му антропогенному и природному воздействию. Загрязнение морских акваторий, почвы, воды, воздуха, незаконная охота и контрабандная торговля редкими видами диких животных и растений привели к обеднению флоры и фауны, стали основной причиной деградации окружающей среды.
Относительно нетронутыми очагами естественных ландшафтов оставались только буковые и дубовые леса Люксембурга, горные районы бельгийских Арденн, особо охраняемые природные зоны Нидерландов.
В лесных угодьях этих стран еще встречались олени, кабаны, лисицы, ласки, куницы, зайцы-беляки, белки. Среди пернатой дичи в естественных условиях можно было наблюдать куропаток, фазанов, различных видов уток и куликов. Но такие представители европейской фауны, как барсук, рысь, черный аист, рябчик, филин находились уже на грани исчезновения.
Подобное ухудшение среды обитания привело правительства государств Бенилюкса к решению о кардинальном изменении курса в проведении экологической политики, выборе стратегического направления природоохранной деятельности, принятию комплекса тактических решений по преодолению возникших угроз и возвращению нарушенной природной среды в ее естественное состояние.
Прежде всего свою деятельность правительства этих стран направили на разработку современного природоохранного законодательства, увеличение бюджетных ассигнований на фундаментальные научные исследования, экономизацию природопользования, охрану природных богатств и защиту биологических ресурсов от противоправных посягательств.
Важная стратегическая роль в проведении новой экологической политики правительствами Бельгии, Нидерландов, Люксембурга была отведена национальным полицейским силам.
В каждой из стран Союза Бенилюкс на основе разработанных стратегических планов была проведена глубокая организационная реформа правоохранительных органов. В результате реформирования полицейских структур сократился бюрократический аппарат, а высвободившиеся штатные единицы были переориентированы на борьбу с преступностью в городах и сельской местности.
При полицейских управлениях созданы специализированные подразделения, в чьи полномочия вошли охрана окружающей среды, выявление лиц, совершивших экологические
правонарушения, привлечение виновных к административной и уголовной ответственности.
Примером правильно выбранной стратегии в противостоянии нарастающей экологической угрозе может служить деятельность бельгийской полиции.
Королевство Бельгия, находясь на перекрестке международных автомобильных, морских, железнодорожных и воздушных путей, практически не имея территорий, свободных от хозяйственной деятельности, смогло разработать серию программ, содержащих комплекс мер по обеспечению национальной безопасности. На основе этих комплексных программ руководство полицейской организации Бельгии планировало на четырехлетний период мероприятия по обеспечению правопорядка в стране, включая действия по защите окружающей среды. Так, разработанный в 2010 году Национальный план безопасности на 2012—2015 годы (Nationaal Veiligheidsplan 2012—2015) предусматривает стратегические меры, направленные на защиту природных комплексов, борьбу с правонарушениями в области защиты окружающей среды [5].
В процессе реформирования правоохранительной системы руководством страны была создана так называемая интегрированная полиция, структурированная на двух уровнях — федеральном и местном.
Согласно законодательству Королевства Бельгии преступные деяния, совершенные против объектов среды обитания, отнесены к правонарушениям, посягающим на чужую собственность.
Поэтому на федеральном уровне руководством полиции защита среды обитания была поручена Управлению по борьбе с преступлениями, направленными против собственности (Directorate of Crime against Goods — DJB).
К полномочиям сотрудников этой службы было отнесено решение следующих тактических задач:
— организация контроля за законностью трансграничного перемещения объектов живой природы в местах международного транзита (морских портах, вокзалах, аэропортах, автомагистралях);
— обеспечение сотрудничества с таможенными органами, федеральной экологической инспекцией при проведении мероприятий по выявлению и пресечению правонарушений экологической направленности;
— подготовка и воспитание кадров для прохождения службы в специализированных под-
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
83
Кислухин В.А. Стратегия и тактика полиции государств Союза Бенилюкс в деятельности по сохранению окружающей среды
Кислухин В. А. Стратегия и тактика полиции государств Союза Бенилюкс в деятельности по сохранению окружающей среды
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
разделениях по охране среды обитания в составе федеральной и местной полиции;
— проведение межведомственных, межгосударственных совещаний с целью информирования коллег о результатах совместных действий по защите окружающей среды, обмена передовыми технологиями в борьбе с экологическими правонарушениями;
— учет лиц, причастных к преступной деятельности в сфере охраны окружающей среды, оперативный обмен информацией между национальными подразделениями и международными службами полиции на основе Информационной базы данных Европейского союза (European Union Trade in Wildlife Information exchange — EU TWIX).
Эта информационная система, основанная Федеральной полицией Бельгии в 2005 году, содержит более 40 тыс. электронных записей о незаконной торговле объектами дикой природы, побегах диких животных из домашнего плена, других фактах незаконной эксплуатации представителей животного мира.
С помощью системы EU TWIX полиция Бельгии имеет возможность обмениваться оперативной информацией с правоохранительными органами 35 стран Европы, проводить мониторинг тенденций в сфере международной торговли редкими видами дикой фауны и флоры.
На региональном уровне решение тактических задач по обеспечению экологической безопасности в трех федеральных округах Бельгии — Фландрии, Валлонии, Брюссельском столичном округе — возложены на специализированные отделы, занимающиеся защитой среды обитания от противоправных посягательств. Аналогичные службы властями страны были созданы при всех провинциальных управлениях местной полиции.
Сотрудники этих подразделений совместно с инспекторами региональных департаментов по охране окружающей среды контролируют работу промышленных и сельскохозяйственных производств, выпускающих опасные для среды обитания продукты; борются с мусорными свалками; запрещают использование технических средств, нарушающих покой граждан; охраняют национальные парки и другие природные объекты; борются с браконьерством; привлекают нарушителей экологического законодательства к административной и уголовной ответственности.
Они же наблюдают за условиями содержания млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, других представителей дикой фауны в зоопарках, цирках, зверинцах, магазинах и рынках.
В Нидерландахочаги нетронутой среды обитания можно встретить в особо охраняемых природных зонах (национальных парках, заповедниках), существующих за счет государственного бюджета и финансовой помощи, оказываемой частными компаниями и физическими лицами. Целью правительства Нидерландов является расширение особо охраняемых природных зон (к 2018 году до 700 тыс. гектаров при общей площади европейской части Королевства в 41 528 кв. км).
Забота об окружающей среде в этой стране возложена на три органа исполнительной власти — Министерство экономики, гражданскую Национальную полицию, Королевскую военную полицию. В настоящее время гражданская полиция Нидерландов находится в процессе ее реформирования, который, согласно Плану организации Национальной полиции (Inrichtingsplan Nationale Politie), составленному в декабре 2011 года Министерством безопасности и юстиции, завершится в 2017 году [6].
План определяет стратегию организации новой мобильной полицейской системы, способной эффективно бороться с преступностью, обеспечить общественный порядок, защитить окружающую среду от противоправных посягательств.
В Нидерландах, помимо полиции, общественную безопасность обеспечивают должностные лица, называемые специальными надзирателями. В настоящее время около 30 тысяч специальных надзирателей проходят службу по контракту в 1100 различных ведомствах Нидерландов, включая Национальную полицию и Королевскую военную полицию, таможню, налоговую службу, органы социального обеспечения, образования, общественного транспорта, природоохранные учреждения, муниципалитеты.
Эти должностные лица наделены в соответствии с их ведомственной принадлежностью широкими официальными полномочиями. Они носят униформу, имеют знаки различия, состоят на государственной и муниципальной службе. В полиции специальные надзиратели могут выполнять следственные, технические или административные функции, самостоятельно расследовать уголовные дела, применять средства принуждения: дубинки, перцовый аэрозоль, огнестрельное оружие,наручники.
Специальные надзиратели, которые намерены заняться природоохранной деятельностью, проходят обучение в Центре подготовки полиции, других учебных заведениях. Они изучают право, экономику, биологию, другие науки, по-
84
Юридическая наука и практика
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
зволяющие им проводить расследование экологических преступлений.
После прохождения подготовки и сдачи экзаменов новые стражи порядка приносят присягу и получают сертификат, позволяющий им в течение пяти лет под руководством главы регионального управления полиции заниматься деятельностью, указанной в полученном сертификате.
В Великом Герцогстве Люксембург стратегия государственного управления по обеспечению экологической безопасности регулируется Кодексом об охране окружающей среды, Законом «О реорганизации водных и лесных ресурсов», в которых определены задачи органов государственной власти и структур местного самоуправления по сохранению объектов природы и защите ихот правонарушителей [7].
В составе Великогерцогской полиции создано подразделение под названием «Специальная полицейская служба» (Service de Police Speciale — SRPS), в компетенцию которой, помимо контроля за гигиеной в местах торговли, общественного питания, пресечения фактов нелегального трудоустройства, входит охрана биологических ресурсов Великого Герцогства.
К сожалению, принимаемые меры по защите среды обитания от противоправных посягательств в каждом из государств Союза Бенилюкс не всегда бывают успешными.
Дело в том, что экологические преступления часто носят скрытый, глубоко законспирированный, трудно выявляемый характер. Лицам, совершающим экологические преступления, из-за прозрачности границ Шенгенской зоны удается скрыться от полицейского преследования, долгое время оставаться неизвестными для полиции и судебных органов. В то же время прибыль, полученная преступниками, например в результате торговли редкими видами дикой природы, достигает до 15 млрд евро в год, что может быть сравнимо с доходами, полученными в результате наркотрафика или контрабанды оружием.
Поэтому в конце прошлого века руководители трех государств Бенилюкса приняли стратегическое решение об объединении усилий своих национальных полицейских сил, что в дальнейшем позволило полицейским формированиям в процессе проведения совместных мероприятий эффективно бороться с нелегальной иммиграцией, незаконным оборотом наркотиков, оружия, экологическими преступлениями, другими правонарушениями, совершенными как на территории Союза Бенилюкс, так и за его предела-
ми, на условиях межгосударственных соглашений, заключенных с соседними странами.
Наднациональным органом, на который возложена координация совместных действий полиции Бельгии, Нидерландов, Люксембурга в борьбе с транснациональной преступностью, выступает Стратегический консультативный совет при Генеральном секретариате Союза Бенилюкс [8].
Проблемы защиты окружающей среды, стоящие перед полицией стран Бенилюкса, остры и во многом характерны для государств Евразийского экономического союза — России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии.
Поэтому опыт защиты среды обитания, накопленный в странах Бенилюкса, может быть востребован при создании межгосударственного правоохранительного органа в рамках созданного 1 января 2015 года Евразийского экономического союза [9].
Такой стратегический орган управления под названием «Евразийский полицейский департамент» по примеру Стратегического консультативного совета при Генеральном секретариате Союза Бенилюкс мог бы успешно координировать деятельность полиции (милиции) Белоруссии, России, Казахстана, Армении, Киргизии в борьбе с транснациональной преступностью, создавать наиболее эффективные модели охраны правопорядка и безопасной среды обитания в евроазиатском содружестве государств.
Примечания
1. Кислухин В.А., Макаров А.Н. Правовые аспекты экологической безопасности Королевства Нидерландов // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2008. № 1 (8).
2. Кислухин В.А., Макаров А.Н. Голландия: борьба за сохранность биологических ресурсов страны // Биологические ресурсы: в 2 ч.: сборник научныхтру-дов. Киров, 2010. Ч. 1: Охотоведение.
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
4. Латухина К. Природные ценности. Владимир Путин поручил ускорить принятие стратегии экологической безопасности. URL: http://www.rg.ru/2013/11/11/ putin-site.html
5. Национальный план безопасности на 2012— 2015 годы. URL: http://www.polfed-fedpol.be/org/pdf/ p50-inforevue012012-nl.pdf
6. План организации Национальной полиции.
URL: http://www.rijksoverheid.nl/documenten-en-publi-
caties/kamerstukken/2012/12/07/i n rich tings pl a n-nationale-politie.html
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
85
Кислухин В.А. Стратегия и тактика полиции государств Союза Бенилюкс в деятельности по сохранению окружающей среды
Кислухин В. А. Стратегия и тактика полиции государств Союза Бенилюкс в деятельности по сохранению окружающей среды
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
7. Полиция Великого Герцогства Люксембург. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/672267
8. Бенилюкс. URL: //http://www.en.wikipedia.org>wi ki/Benelux
9. Евразийский экономический союз. URL://http:// ria.ru/spravka/20140529/1009667833.html
Notes
1. Kislukhin V.A., Makarov, A.N. Legal aspects of ecological security of the Kingdom of the Netherlands // Legal science and practice: journal Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal of Russia. 2008. № 1 (8).
2. Kislukhin V.A., Makarov A.N. Netherlands: the struggle for the preservation of biological resources of the country // Biological resources: at 2 pm.: collection of scientific works. Kirov, 2010. Part 1: Hunting study.
3. The National security strategy of the Russian Federation until 2020: approved by Decree of the President
of the Russian Federation dated May 12, 2009 № 537. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
4. Latukhina K. Natural values. Vladimir Putin instructed to expedite the adoption of the strategy of environmental safety. URL: http://www.rg.ru/2013/11/11/ putin-site.html
5. The National security plan for 2012—2015. URL: // http://www.polfed-fedpol.be/org/pdf/p50-inforevue0120 12-nl.pdf
6. Plan for the organization of the National Police.
URL: http://www.rijksoverheid.nl/documenten-en-publi-
caties/kamerstukken/2012/12/07/inrichtingsplan-natio-nale-politie.html
7. Police Grand Duchy of Luxembourg. URL: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/672267
8. Benelux. URL: // http://www.en.wikipedia.org>wiki/ Benelux
9. Eurasian economic union. URL://http://ria.ru/ spravka/20140529/1009667833. html
86
Юридическая наука и практика