сты. «Юридическая легализация — эффективное средство поддержания правопорядка и законности, борьбы со многими видами противоправных деяний, в том числе с организованной преступностью и коррупцией»11. Возможности и пределы легализации отдельных видов преступной деятельности являются предметом отдельного анализа и будут исследованы в другой нашей статье.
В заключение отметим, что будущее теории преступлений и наказаний видится нам в интеграции достижений криминологии, юриспруденции и экономической теории на базе единой модели человеческого поведения (применимой ко всем сферам человеческой активности), плодотворность которой убедительно демонстрируют модели, представленные в данной статье.
Примечания
1. См.: Баранов В.М. Теневое право. Н. Новгород. 2002.
2. См.: Киреев Н.В. Анализ контрактных отношений в институциональной экономической теории // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. № 19. С. 53—59.
3. См.: Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 2004; Калягин Г.В. Экономический анализ криминального
поведения // Экономическая школа: аналитическое приложение. 2006. № 3. С. 91—124.
4. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / пер. с англ. М., 2003.
5. Беккер Г. Преступление и наказание: экономический подход // Истоки / под ред. Я.И. Кузьминова / пер. с англ. Вып. 4. М., 2000. С. 36—64.
6. См.: Калягин Г.В. Указ. соч. С. 92.
7. Беккер Г. Преступление и наказание: экономический подход // Истоки / под ред. Я.И. Кузьминова / пер. с англ. Вып. 4. М., 2000. С. 38.
8. См.: Шеллинг Т. Экономический анализ и организованная преступность // Экономическая теория преступлений и наказаний: реферативный журнал / под ред. Л.М. Тимофеева, Ю.В. Латова; пер. с англ. М., 1999. Вып. 1. С. 32—39.
9. См.: Тимофеев Л.М. Теневые экономические системы современной России: теория — анализ — модели: Учебник для ВУЗов. М., 2008.
10. Эрлих А. Экономика преступлений и наказаний // Экономическая теория преступлений и наказаний: реферативный журнал / под ред. Л.М. Тимофеева, Ю.В. Латова; пер. с англ. Вып. 1. М., 1999. С. 23—26.
11. Конев А.Н. Юридическая легализация (теория, практика, техника): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2012. С. 5.
B.A. Кислухин
Кислухин Владимир Александрович — доцент кафедры административного права Московской государственной юридической академии, кандидат юридических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Правовое регулирование деятельности полиции стран Союза Бенилюкс в борьбе с незаконным оборотом наркотиков
Статья посвящена проблемам правового регулирования деятельности полиции Бельгии, Нидерландов, Люксембурга в борьбе с незаконным оборотом наркотиков в рамках Союза Бенилюкс. Приведены примеры успешной реализации норм национального права и положений международных соглашений в деле профилактики и пресечения преступлений, имеющих трансграничный характер. Внесены предложения об использовании опыта полиции стран Союза Бенилюкс в борьбе с транснациональной преступностью при создании надгосударственных правоохранительных органов Евразийского Союза.
Article is devoted to problems of legal regulation of activity of police of Belgium, the Netherlands, Luxembourg in fight against a drug trafficking within the Union the Benelux
countries. Examples of successful realization of norms of the national right and provisions of the international agreements in prevention and control of offenses, having cross-border character are given. Offers on use of experience of police of the countries of the Union the Benelux countries in fight against transnational crime are made at creation of supranational law enforcement agencies of the Euroasian Union.
В условиях глобализации международных связей, интеграции экономических отношений, усиления миграционных процессов возрастает опасность активизации преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков.
В целях решения проблемы нелегального наркотрафика правительства государств вырабатывают общие подходы и согласовывают свои действия в целях повышения эффективности борьбы с этим мировым злом.
Кислухин В.А. Правовое регулирование деятельности полиции стран Союза Бенилюкс в борьбе с незаконным оборотом наркотиков
Кислухин В.А. Правовое регулирование деятельности полиции стран Союза Бенилюкс в борьбе с незаконным оборотом наркотиков
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации также предусматривает развитие сотрудничества правоохранительных органов России и зарубежных государств в противостоянии вызовам и угрозам, связанным с активизацией деятельности транснациональной преступности, усилением терроризма, экстремизма, появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ1.
Положительным примером кооперации государственных органов разных стран по усилению контроля за оборотом наркотиков может служить деятельность полицейских сил стран Союза Бенилюкс.
БЕНИЛЮКС представляет сочетание первых слогов трех европейских монархий (Королевство Бельгия, Королевство Нидерландов, Великое Герцогство Люксембург), объединившихся в 1944 году для создания таможенно-экономического союза, направленного на свободу перемещения трудовых резервов, капиталовложений, услуг, товаров и либерализацию внешнеторговой деятельности.
В 2008 году экономическое содружество Бельгии, Нидерландов и Люксембурга получило название «Союз Бенилюкс» (Benelux Unie). Основным направлением деятельности Союза является стимулирование развития здравоохранения, культуры, науки, образования, защита окружающей среды, сотрудничество между органами исполнительной и судебной власти стран-участниц в деле обеспечения правопорядка, правосудия, национальной и межгосударственной безопасности.
Необходимо отметить, что за каждым из государств Союза Бенилюкс сохраняется суверенное право проводить собственную политику в отношении обеспечения безопасности и правопорядка, включая правовое регулирование оборота наркотиков в пределах национальных границ. При этом политика государств Союза по отдельным вопросам не всегда совпадает с теми тенденциями, которым следует все международное сообщество.
Так, в семидесятых годах прошлого века власти Нидерландов легализовали на законодательном уровне употребление «легких» наркотиков — марихуаны и гашиша — в специально отведенных для этого помещениях — коффи-шопах (coffeeshops). Идея использования в небольших количествах продуктов из конопли (каннабиса)заключалась в том, что граждане Нидерландов, употребляющие марихуану и гашиш, должны были, по замыслу сторонников либерализации, ограничиться употреблением только каннабиса и отказаться от приобретения «тяжелых» наркотиков2.
От Нидерландов, как круги от брошенного в воду камня, идея либерализации употребления продуктов конопли распространилась и на соседние государства — Бельгию и Люксембург. Парламенты этих стран в период 2001—2003 годов тоже приняли ряд нормативных актов, направленных на декриминализацию деяний, связанных с употреблением небольшого количества марихуаны и других «легких» наркотиков.
И вот через три с половиной десятилетия после введения в действие законодательства о легализации употребления «легких» наркотиков власти Королевства Нидерландов были вынуждены признать тот факт, что политика либерализации не привела к положительным результатам в борьбе с наркоманией, но породила такие негативные явления, как неконтролируемый наркотрафик и иностранный наркотуризм. Ежегодно более 25 тысяч человек съезжались со всего мира в маленькие Нидерланды с целью употребления наркотиков, приобретения семян конопли и других производных продуктов этого растения, а также для скупки различных психоактивных средств в Нидерландах и перепродажи их в других странах.
Толерантное отношение властей к выращиванию марихуаны в домашних условиях привело к тому, что подпольные селекционеры вывели сорта конопли, содержащие во много раз больше психоактивных компонентов (до 15%), чем у тех же растений, культивируемых в начале семидесятых годов прошлого века. Например, употребление марихуаны и гашиша, полученных из выведенного нидерландскими «коноплеводами» сорта «ЫеСег-ш1е1», вызывает такое же привыкание к наркотикам, угнетение психики, а иногда и гибель в случае передозировки, как и при введении в организм героина или кокаина.
В середине двухтысячных годов в Королевстве сложилась ситуация, когда правоохранительные органы оказались уже не способны осуществлять действенный контроль за поведением тысяч приезжих граждан, желавших принимать помимо «легких» еще и «тяжелые» наркотики растительного и синтетического происхождения.
Ко всему прочему, в стране увеличилось число несчастных случаев, связанных с употреблением наркотиков, отметился устойчивый рост преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения. Жители Нидерландов, обеспокоенные участившимися фактами вооруженных нападений на мирных граждан со стороны одурманенных зельем наркоманов, требовали от властей обеспечить общественное спокойствие, защитить их от преступных элементов, обуздать неконтролируемый наркотуризм.
Соседние с Нидерландами государства, население которых также жестоко страдало из-за трафика всевозможных наркотиков через «прозрачные» границы Шенгенской зоны, предложили властям Нидерландов принять срочные меры по ужесточению законодательства и наведению порядка в этой сфере.
В 2009 году с целью обуздать иностранный наркотуризм, обеспечить безопасность граждан страны парламент Нидерландов принял акт о внесении изменений в Опиумный закон, регулирующий оборот наркотических средств и психотропных веществ. Согласно изменениям, внесенным в Опиумный закон, с 1 января 2013 года право приобретать каннабис в коффи-шопах получили толь-
ко граждане Нидерландов, достигшие 18-летнего возраста. Теперь потребители каннабиса обязаны приобрести в муниципалитете пластиковые карты с идентификационными номерами, интегрированными в национальную информационную систему, и стать членами закрытых частных клубов, в которых они имеют право купить для личного употребления до 5 граммов растительного наркотика. Опиумный закон устанавливает, что количество членов клуба не должно превышать двух тысяч человек, а муниципалитеты имеют возможность принимать дополнительные меры, направленные на ужесточение борьбы с наркотуризмом и наркотрафиком. Кроме того, каждый гражданин Нидерландов, желающий приобрести идентификационную карту, должен явиться в полицейский участок и получить справку о том, что не состоит на учете как лицо, ранее судимое за совершение преступления или находящееся в наркотической зависимости.
По мнению законодателей, введение карт с указанием идентификационного номера потребителя закроет доступ к наркотикам иностранным гражданам и позволит властям осуществлять полный контроль за потреблением каннабиса гражданами Нидерландов3.
Одновременно в рамках Союза Бенилюкс правительства трех государств, основываясь на ранее заключенных соглашениях, приняли ряд совместных решений об активизации действий полицейских сил в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Первый договор, предусматривающий проведение совместных операций против наркомафии, был подписан еще 4 июня 1996 года министрами юстиции и внутренних дел Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Этот документ, получивший название «Меморандум “Зеннинген”», зафиксировал намерение трех государств объединить свои усилия в борьбе с наркотрафиком и незаконной иммиграцией. Министры от имени своих государств выразили готовность приступить к разработке и принятию нормативных актов, позволяющих силам правопорядка преследовать совершивших преступления лиц на сопредельной территории, производить их задержание и обыск.
Положения, заложенные в Меморандуме «Зеннинген», явились отправной точкой для разработки и подписания 8 июня 2004 года Договора между Бельгией, Нидерландами и Люксембургом о трансграничном вмешательстве полиции. Договор позволил расширить возможности полиции трех стран в обеспечении законности, правопорядка и безопасности, защиты прав и свобод граждан, профилактики и пресечении уголовных преступлений, в том числе связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Теперь в случае оперативной необходимости и в соответствии с направленным в адрес принимающей стороны запросом о возможности трансграничного вмешательства инициатор запроса — трансграничный полицейский — приступает к действиям по пресечению преступления или за-
держанию преступника на территории соседнего с его страной государства. Должностные лица принимающей стороны обязаны оказывать трансграничному полицейскому всемерную помощь, обеспечивать его безопасность и личную охрану.
В случае необходимости осуществления неотложных оперативно-следственных мероприятий за пределами государства (например, при угрозе совершения тяжкого преступления) трансграничный полицейский может немедленно совершить необходимые действия с последующим уведомлением соответствующих компетентных органов принимающей стороны о проделанной работе.
При нахождении на территории сопредельного государства трансграничный полицейский не должен превышать своих полномочий, обязан с уважением относиться к национальному законодательству принимающего государства.
В целях расширения возможностей полицейских сил в борьбе с организованной преступностью 27 июня 2005 года в немецком городе Прюм представителями Австрии, Бельгии, Германии, Испании, Люксембурга, Нидерландов и Франции было подписано соглашение под названием «Конвенция о расширении трансграничного сотрудничества, в частности в борьбе с терроризмом, трансграничной преступностью и нелегальной миграцией». Конвенция положила начало сотрудничеству подразделений полиции семи европейских государств в сфере обеспечения безопасности и правопорядка. Это соглашение, получившее название «Договор Прюм», позволило сконцентрировать силы правопорядка для противодействия актам терроризма, наркотрафика, похищения людей, краж чужого имущества, футбольного вандализма, незаконной иммиграции. Оно обеспечило возможность получать быстро и без лишних проволочек оперативную информацию о преступниках, включая их дактилоскопические (отпечатки пальцев) и генетические характеристики, в частности ускорить поиск по базам данных образцов ДНК разыскиваемого преступника, информировать о транспортных средствах, находящихся в розыске или используемых для совершения преступлений.
Правовые нормы, регулирующие вопросы трансграничного сотрудничества полиции в борьбе с преступностью, вошли и в текст нового договора о Бенилюксе (Treaty revising the Treaty establishing the Benelux Economic Union), подписанного 17 июня 2008 года в Гааге главами правительств Бельгии, Нидерландов и Люксембурга.
Согласно договору координация работы всех структурных подразделений Союза находится в ведении Генерального секретариата Бенилюкса. Генеральный секретариат направляет и координирует усилия различных рабочих групп по обеспечению безопасности в политической, экономической сферах, в области охраны окружающей среды, в межгосударственном использовании офицеров связи, в деле борьбы с транснациональной преступностью, включая незаконный оборот наркотиков.
Кислухин В.А. Правовое регулирование деятельности полиции стран Союза Бенилюкс в борьбе с незаконным оборотом наркотиков
Кислухин В.А. Правовое регулирование деятельности полиции стран Союза Бенилюкс в борьбе с незаконным оборотом наркотиков
В рабочую группу офицеров связи (Officiers de liaison Benelux) входят сотрудники Бенилюкса, которые несут службу при представительствах Бельгии, Нидерландов, Люксембурга в зарубежных странах. Функции офицеров связи заключаются в организации взаимодействия правоохранительных органов с целью достижения наиболее высоких результатов в противостоянии стихийным бедствиям, использовании общих ресурсов, сил и средств в борьбе с преступностью.
В обязанности рабочей группы по борьбе с наркотрафиком (Politique des Drogues) входит профилактика и пресечение правонарушений в сфере распространения наркотиков и других противоправных деяний, связанных с наркотической зависимостью.
Разработка стратегии правоохранительной деятельности стран Бенилюкса на длительный период (до четырех лет) возложена на Стратегический консультативный совет начальников полиции. Стратегический консультативный совет является высшим органом управления в сфере полицейского сотрудничества, состоит из руководителей полиции Бельгии, Нидерландов и Люксембурга и собирается для решения вопросов своей деятельности два раза в год. В полномочия Совета входит подготовка нормативных актов в сфере правового регулирования полицейской службы, разработка совместных планов, координация действий при проведении оперативных мероприятий, обмен информацией, внедрение передовых методов работы с использованием современных технологий, проведение единой кадровой политики в сфере обучения и воспитания стражей порядка стран Союза.
С целью активизации приграничной кооперации в правоохранительной сфере и в области охраны окружающей среды 9 декабря 2008 года главы правительств стран Бенилюкса и министр Федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия (ФРГ) подписали совместное политическое заявление о развитии сотрудничества между полицейскими службами четырех стран в борьбе с преступностью, а также о сотрудничестве в сферах продовольственной, радиологической,экологической и ветеринарной безопасности.
Теперь на основании заключенных межгосударственных соглашений и в соответствии с национальным законодательством каждого из государств у полиции стран Союза Бенилюкс появилась реальная возможность активно и целенаправленно вести борьбу с трансграничной преступностью. Примеров эффективного сотрудничества полицейских формирований Бельгии, Нидерландов и Люксембурга с полицией стран Западной Европы накопилось уже немало.
Так, в период с 29 ноября по 2 декабря 2012 года в ходе одной из операций по борьбе с незаконным оборотом наркотиков под условным наименованием «Звезда» полицейские осуществили проверку
транспорта на автомагистралях и железных дорогах, связывающих страны Бенилюкса и соседнюю Францию. В процессе операции были задержаны за незаконное хранение наркотических средств 63 человека, за употребление «тяжелых» наркотиков — 19 человек. Во время обысков у наркодилеров изъяты крупные партии марихуаны, гашиша, а также около килограмма «тяжелых» наркотиков (героина, кокаина, амфетамина) и 105 граммов галлюциногенных грибов. В процессе операции у задержанных полицией лиц были обнаружены находящийся в розыске автомобиль, украденные номерные знаки, 8 единиц боевого огнестрельного оружия.
Регулярное проведение совместных оперативно-разыскных мероприятий полицейскими формированиями стран Бенилюкса со своими коллегами из Австрии, Германии, Испании, Франции, других стран привело к резкому сокращению потока наркотиков из Нидерландов, а в самом Королевстве целенаправленные действия властей способствовали ликвидации наркотуризма и установлению общественного спокойствия в стране.
Опыт полиции Нидерландов и других государств Союза Бенилюкс в борьбе с незаконным оборотом наркотиков может быть востребован и в условиях построения Евразийского Союза. Пока что в соответствии с Декларацией о Евразийской интеграции политическое устройство будущего Евразийского Союза предусматривает формирование надгосударственных органов только в сфере политики, экономики, вооруженных сил, образования, культуры и науки. Но рано или поздно перед отцами-основате-лями новой евроазиатской конфедерации встанет вопрос об объединении усилий России, Беларуси и Казахстана в борьбе с транснациональной преступностью. В этом случае пример организации полиции стран Союза Бенилюкс в борьбе с наркотрафиком и другими преступными проявлениями, основанный на межгосударственных соглашениях, помог бы политическим лидерам Евразийского Союза не допустить ошибок политического, экономического, правового характера и использовать полицейские (милицейские) силы своих государств для защиты прав и свобод граждан от противоправных посягательств с наибольшей эффективностью.
Примечания
1. См.: Утверждении Стратегии государственной анти-наркотической политики Российской Федерации до 2020 года: указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690 // Российская газета. 2010. 15 июня.
2. See: Veldhuis M., Loeffen W. De bestuurlijke aanpak: partners in crime // het Tijdschrift voor de Politie. Jg. 74/nr. 7/12. Blz. 23—27.
3. See: Benelux. URL: http://www.en.wikipedia.org>wiki / Benelux> (дата обращения: 29.12.12).