Научная статья на тему 'Экономизация полицейской деятельности в государствах Союза Бенилюкс'

Экономизация полицейской деятельности в государствах Союза Бенилюкс Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
252
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗ БЕНИЛЮКС / ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ / ЭКОНОМИЗАЦИЯ ПОЛИЦЕЙСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОТРУДНИЧЕСТВО / КООПЕРАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ / BENELUX UNIE / EURASIAN UNION / THE ECONOMIZATION OF POLICING / COLLABORATION / COOPERATION / THE STRATEGIC ADVISORY BOARD / EURASIAN POLICE DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кислухин Владимир Александрович

Предмет работы составляют правовые акты, регулирующие полицейскую службу в государствах Союза Бенилюкс на национальном уровне и в международном масштабе, направленные на экономизацию полицейской деятельности и сотрудничество в сфере борьбы с транснациональной преступностью; использование опыта экономизации полицейской деятельности в государствах создаваемого Евразийского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кислухин Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The economization of policing in the states of the Benelux Unie

The subject of this work are the legal acts regulating the police service in the Benelux countries at the national level and at the international level, aimed at the economization of police work and cooperation in combating transnational crime, using the experience of the economization of policing in the States created the Eurasian Union.

Текст научной работы на тему «Экономизация полицейской деятельности в государствах Союза Бенилюкс»

Кислухин Владимир Александрович Kislukhin Vladimir Alexandrovich

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права и административного процесса

Волго-Вятский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (610000, Киров, ул. Московская, 30)

candidate of sciences (law), associate professor of administrative law and the administrative process Volga-Vyatksky institute (branch) Moscow state university of law named after O.E. Kutafin (30 Moscowska-ya str., Kirov, 610000)

E-mail: pravo@kisluhin.kirov.ru

Экономизация полицейской деятельности в государствах Союза Бенилюкс

The economization of policing in the states of the Benelux Unie

Предмет работы составляют правовые акты, регулирующие полицейскую службу в государствах Союза Бенилюкс на национальном уровне и в международном масштабе, направленные на экономизацию полицейской деятельности и сотрудничество в сфере борьбы с транснациональной преступностью; использование опыта экономизации полицейской деятельности в государствах создаваемого Евразийского Союза.

Ключевые слова: Союз Бенилюкс, Евразийский Союз, экономизация полицейской деятельности, сотрудничество, кооперация, Стратегический консультативный совет, Евразийский полицейский департамент.

The subject of this work are the legal acts regulating the police service in the Benelux countries at the national level and at the international level, aimed at the economization of police work and cooperation in combating transnational crime, using the experience of the economization of policing in the States created the Eurasian Union.

Keywords: Benelux Unie, Eurasian Union, the economization of policing, collaboration, cooperation, the Strategic Advisory Board, Eurasian Police Department.

Реформирование органов полиции (милиции), проводимое в государствах будущего Евразийского Союза, — Белоруссии, России, Казахстане — происходит в сложных условиях глобального экономического кризиса, охватившего большинство стран Европы, Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона, других районов мира. В Российской Федерации кризис проявился в виде сокращения ассигнований по ряду социальных программ, недофинансирования отдельных статей бюджета, расходы по которым должны были быть направлены на обеспечение обороны, безопасности, развитие и совершенствование правоохранительной сферы. В таких условиях Правительство Российской Федерации приняло трудное решение о введении жестких мер экономии бюджетных средств, в том числе направленных на содержание полицейского аппарата, не снимая с органов внутренних дел ответственности за поддержание необходимого уровня безопасности в стране, обеспечения правопорядка, проведения активной борьбы с противоправными явлениями. То есть Правительство России пошло на экономизацию полицейской деятельности.

Экономизация полицейской деятельности — явление обычное даже для самых развитых государств мира с устоявшимися демократическими

традициями. Однако данное явление как самостоятельный правовой процесс в юридической литературе пока не рассматривалось.

Изучение же этого явления правовой жизни представляет определенный интерес для исследователей, имеет научную ценность и является крайне актуальным в условиях затяжного экономического кризиса.

По нашему мнению, экономизация полицейской деятельности — это политика государства, направленная на повышение управляемости структурными подразделениями полиции, совершенствование методов работы, повышение профессионализма полицейских служащих, достижение высоких результатов их труда при одновременном снижении затрат на содержание полицейского аппарата.

Примером успешной экономизации полицейской деятельности в условиях затяжного экономического кризиса могут служить результаты осуществления такого процесса в государствах Союза Бенилюкс. Известно, что в Союз Бенилюкс входят три развитых европейских государства с монархической формой правления и демократическим правовым режимом — Бельгия, Нидерланды, Люксембург, объединившиеся в 1944 году с целью создания таможенного союза, переросшего с годами

Кислухин В.А. Экономизация полицейской деятельности в государствах Союза Бенилюкс

Кислухин В. А. Экономизация полицейской деятельности в государствах Союза Бенилюкс

в авторитетное межгосударственное объединение, оказывающее серьезное политическое, экономическое, юридическое воздействие на все международные отношения.

Каждая из стран — участницСоюза Бенилюкс обладает уникальной правовой системой, своеобразным законодательством, часто шокирующим своей радикальностью все мировое сообщество (использование эвтаназии, однополые браки, узаконенная проституция, лояльное отношение к употреблению наркотиков и т. д.). Полицейским служащим в этих государствах приходится трудиться в условиях исключительно либерального законодательства при перманентном сокращении объема их полномочий в случаях пресечения правонарушений.

Необходимо отметить, что власти Нидерландов, Бельгии, Люксембурга уделяют серьезное внимание институту полиции в своих странах.

Полиция относится к числу самых высокооплачиваемых государственных структур в каждой из монархий. Голландские, бельгийские, люксембургские полицейские пользуются у населения заслуженным авторитетом и поддержкой благодаря их качественной профессиональной подготовке, умению налаживать контакты с жителями, неподкупности и честности. Нидерланды, Бельгия, Люксембург входят в число стран с традиционно низким уровнем общеуголовной преступности и практически свободны от коррупции в полицейских рядах.

Правительства государств Союза Бенилюкс, опираясь на помощь полиции в вопросах обеспечения безопасности государства, ведут постоянный мониторинг ее деятельности, принимая меры по своевременному реформированию главного правоохранительного органа в зависимости от складывающихся экономических и социальных отношений в своих странах. В течение недолгого исторического периода институт полиции в каждой из государств Союза Бенилюкс подвергался неоднократному реформированию с целью нахождения оптимального соотношения между численностью личного состава, эффективностью управления структурными подразделениями и достижением высоких показателей в работе этого органа исполнительной власти.

Так, в Королевстве Нидерландов кардинальные перемены в структуре полиции произошли сравнительно недавно — в девяностые годы XX века.

Существовавшая до 1993 года полицейская система Нидерландов сложилась еще во второй половине XIX века и представляла сочетание разнонаправленных правоохранительных структур, состоявших из подразделений государственной и муниципальной полиции, разобщенных между собой и не зависимых друг от друга.

Реформирование завершилось сломом устаревшей полицейской системы страны и созданием новой эффективной на тот момент модели, направленной на создание партнерских отношений между правоохранительными органами и нидерландским обществом.

Одним из результатов проведения правительством полицейской реформы стало принятие в 1993 году Закона «О полиции», который вступил в силу с 1 января 1994 года. Законом были определены организационные формы деятельности, правовой статус главного правоохранительного органа Королевства, права и обязанности полицейских служащих, законодательно закреплена социальная направленность новой полицейской системы.

Закон 1993 года «О полиции» в качестве главных своих целей назвал повышение эффективности деятельности и снижение стоимости содержания аппарата, преобразование государственной и общинной полиции в единую централизованную организацию, определил курс на дальнейшую социализацию института полиции.

За прошедший двадцатилетний период полиция страны добилась значительных успехов в борьбе с национальной преступностью, а на основании принятых на международном уровне правовых актов наладила межгосударственные связи с правоохранительными органами других государств мира.

Так, в рамках подписанного 4 июня 1996 года Меморандума «Зеннинген» голландские полицейские получили возможность принимать активное участие в проведении совместных с бельгийскими и люксембургскими коллегами мероприятий по обеспечению безопасности на автодорогах государств Бенилюкса, пресечению незаконного оборота оружия и наркотиков, нелегальной иммиграции, эффективно бороться с другими преступными проявлениями.

На основании принятого в 2004 году документа под названием «Договор о трансграничном вмешательстве полиции» расширился круг полномочий полицейских трех стран в обеспечении законности, правопорядка и безопасности, защиты прав и свобод граждан, профилактики и пресечении уголовных преступлений. Согласно Договору, полицейские имеют теперь законное право преследовать право нарушителей за пределами своего государства и на основании установленной в Договоре процедуры подвергать таких лиц задержанию в случае совершения этими лицами преступления или побега из мест лишения свободы.

В соответствии с соглашением от 27 июня 2005 года, получившим название «Конвенция о расширении трансграничного сотрудничества, в частности в борьбе с терроризмом, трансграничной преступностью и нелегальной миграцией», полицейские Нидерландов имеют широкие возможности для сотрудничества с правоохранительными органами Австрии, Бельгии, Германии, Испании, Люксембурга, Франции в борьбе с терроризмом, наркотрафиком, похищениями людей, кражами, мошенничеством, незаконной миграцией, футбольным вандализмом.

Согласно Договору 2008 года о Бенилюксе голландские стражи порядка вместе с полицейскими немецкой земли Северный Рейн-Вестфалия, коллегами из стран Скандинавии, Прибалтики, государств Вышеградской группы (Польши, Чехии, Сло-

вакии, Венгрии) успешно и целенаправленно ведут борьбу с международными бандами угонщиков автомобилей, торговцами оружием, перевозчиками «живого товара» и наркотиков, другими организованными преступными группировками. За прошедший год в результате регулярно проводимых полицией государств Бенилюкса и других европейских стран совместных мероприятий под названием «Звезда» были задержаны сотни правонарушителей, у которых полицейские изъяли килограммы наркотических средств, десятки единиц оружия и угнанных автомобилей, других ценностей.

И вот через двадцать лет после проведения последних крупных преобразований правительство Нидерландов вновь объявило о реформировании главного правоохранительного органа страны. Созданная в девяностые годы прошлого века структура полицейских органов, включавшая 25 региональных управлений и одно межрегиональное подразделение — Корпус национальной полицейской службы, была признана устаревшей, неэффективной, затратной и не отвечающей велениям времени.

12 июля 2012 года королева Нидерландов Беатрикс подписала новый закон «О полиции», который вступил в силу с 1 января 2013 года.

Согласно данному правовому акту миссия этого органа власти состоит в профилактике правонарушений, поддержании правопорядка, оказании помощи гражданским властям, расследовании преступлений. «Задача полиции, — говорится в статье 3 закона «О полиции», — находясь в подчинении компетентного органа власти, в соответствии с действующим законодательством эффективно обеспечивать правопорядок и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается».

Власти страны в связи с принятием нового закона надеются добиться в результате экономизации полицейской деятельности, повышения уровня безопасности населения, рационального расходования материальных ресурсов, сокращения непроизводительных расходов. По мнению правительства Нидерландов, высокая результативность полицейской службы должна быть достигнута за счет внедрения новых передовых технологий, компьютеризации подразделений, оптимальной расстановки личного состава, повышения профессиональных знаний и применения передового опыта, использования современных научных разработок в социальной сфере, направленных на укрепление доверительных отношений между полицией и населением при снижении затрат на содержание полицейского аппарата.

В соответствии с принятым законом от 12 июля 2012 года структура полицейских органов претерпела существенную реорганизацию (ст. 25). С 1 января 2013 года все полицейские формирования страны вместо расформированных 25 полицейских управлений были объединены в десять региональных корпусов, подчиненных общему руководству. Сокращение количества подразделений позволило повысить управляемость полицейскими органами,

сконцентрировать усилия на выполнении конкретных задач, значительно сократить расходы на содержание бюрократического аппарата.

Корпус национальной полицейской службы как межрегиональный орган, отвечающий за общенациональное оперативное управление, сохранил свою самостоятельность и включил в свой состав вспомогательные департаменты, координирующие деятельность всех полицейских формирований в борьбе с преступностью как внутри страны, так и в международном масштабе. Сотрудники Корпуса национальной полицейской службы, являясь специалистами в области расследования уголовных дел, связанных с терроризмом, наркотрафиком, фальшивомонетничеством, другими тяжкими преступлениями, оказывают квалифицированную помощь в раскрытии подобных преступлений своим коллегам-полицейским, которые трудятся в региональных и районных подразделениях. Оказание такой помощи у нидерландской полиции носит название «проблемно-ориентированный подход».

Со вступлением закона «О полиции» в силу главный правоохранительный орган страны перестал быть «полицией двух боссов», то есть теперь нидерландские полицейские перестали подчиняться одновременно министру внутренних дел и министру юстиции, как это происходило до настоящего времени, поскольку общее руководство всей полицейской системой после 1 января 2013 года перешло от министра внутренних дел к министру безопасности и юстиции. В ведении Министерства внутренних дел остались вопросы логистики, финансового и материально-технического обеспечения, подготовки нормативных актов.

Правительство страны, отвечая на требования населения о повышении качества полицейского обслуживания, предусмотрело разумное сокращение бюрократического аппарата и направило высвободившиеся полицейские силы непосредственно на улицы населенных пунктов, то есть туда, где чаще всего совершаются противоправные действия. А сотрудничество полицейских формирований под руководством надгосударственного органа — Стратегического консультативного совета при Генеральном Секретариате Союза Бенилюкс, а также использование сил и средств национальной жандармерии не позволяют полицейским ссылаться, как это случалось раньше, на «прозрачность» европейских границ и невозможность догнать преступника за пределами государства.

В соответствии с новым законом «О полиции» Министерство безопасности и юстиции правительства Нидерландов разработало объемный документ под названием «План развития национальной полиции». В плане на 300 станицах текста предусмотрено проведение в течение пяти лет (с 2013 по 2017 годы) комплекса мероприятий, направленных на создание принципиально новой полицейской организации, совершенствование системы управления, усиление мер по обеспечению национальной безопасности, подготовку и воспитание кадров,

Кислухин В.А. Экономизация полицейской деятельности в государствах Союза Бенилюкс

Кислухин В. А. Экономизация полицейской деятельности в государствах Союза Бенилюкс

укрепление международного сотрудничества, надлежащее финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений. Согласно Плану в результате экономизации полициейской деятельности затраты бюджета на содержание полиции Нидерландов должны сократится за 5 лет не менее чем на 230 млн евро.

В Королевстве Бельгия экономизация полицейской деятельности началась, так же как и в Нидерландах, в девяностые годы прошлого века, и этот процесс продолжается в настоящее время. Поводом для проведения экономизации стала цепь событий в стране, связанная с неудовлетворительной работой полиции в процессе расследования ряда «резонансных» преступлений, общими низкими результатами деятельности при больших затратах государства на содержание полицейского аппарата. В результате народного возмущения, вызванного неспособностью властей противостоять преступности, правительство Бельгии вынуждено было уйти в отставку. Свои посты потеряли и руководители почти всех правоохранительных структур государства.

7 декабря 1998 года уже при новом правительстве в Бельгии был принят закон «О функциях полиции», которым была закреплена двухуровневая система управления бельгийской полицией.

Жандармерия, муниципальная полиция, судебная полиция были упразднены как самостоятельные структуры, а сотрудники этих ведомств зачислены в состав реформированной двухуровневой структуры управления: федеральной полиции и местной полиции.

В процессе экономизации количество руководящих должностных лиц было сокращено на 40%, что позволило ограничить ассигнования на оплату управленческих кадров.

В настоящее время общая численность служащих федеральной полиции максимально оптимизирована и составляет немногим более 12 тысяч человек. В местной полиции несет службу около 30 тысяч сотрудников.

В Великом Герцогстве Люксембург до 2009 года полиция и жандармерия находились в подчинении Министерства внутренних дел, затем — Министерства юстиции. С целью экономизации деятельности двух органов власти, выполнявших сходные задачи по обеспечению правопорядка, с 2009 года полиция и жандармерия были объединены в один орган — полицию Нидерландов, которая окончательно влилась в структуру МВД Люксембурга. В настоящее время численность объединенной полиции составляет около полутора тысяч человек. Высшее руководство над ней осуществляет Великий Герцог — Верховный главнокомандующий всеми вооруженными силами государства.

В соответствии с Законом от 31 мая 1999 года «О создании корпуса Государственной поли-

ции Люксембурга и Главной инспекции полиции» (с изм. и доп.) основной миссией полиции Люксембурга является обеспечение внутренней безопасности и законности, забота о поддержании общественного порядка и урегулирование конфликтов (ст. 2 Закона).

В структуру полиции Великого Герцогства входят служба уголовного розыска, дорожная и воздушная полиция, специальные подразделения, Школа полиции (ст. 9 Закона).

Территория Великого герцогства разделена на шесть региональных полицейских округов, руководство которыми осуществляют главное управление, центральные службы и региональные службы (ст. 6, 11 Закона).

Несмотря на переживаемые страной экономические трудности, правительство Люксембурга продолжает курс на поддержание общественной безопасности на высоком уровне, на проведение структурных реформ в полиции при сокращении расходов на содержание бюрократического аппарата.

Таким образом, меры по экономизации полицейской деятельности, реформированию полицейских систем, проводимые правительствами государств Союза Бенилюкс и направленные на снижение бюджетных трат на содержание бюрократического аппарата, разумное сокращение штатной численности не помешали полиции этих стран вести эффективную и целенаправленную борьбу с преступностью как внутри своих государств, так и на международном уровне.

Опыт экономизации полицейской деятельности, накопленный в государствах Бенилюкса, может быть востребован при создании межгосударственного правоохранительного органа в рамках строящегося Евразийского Союза. Такой орган управления под названием «Евразийский полицейский департамент» по примеру Стратегического консультативного совета при Генеральном Секретариате Союза Бенилюкс мог бы успешно координировать деятельность полиции (милиции) Белоруссии, России, Казахстана в борьбе с транснациональной преступностью, создавать наиболее эффективные модели охраны правопорядка и обеспечения безопасности в будущем евроазиатском содружестве государств, способствовать сокращению расходов национальных бюджетов на содержание полицейских аппаратов.

Примечания

1. Policing in the Netherlands. Postbus. 20011. 2500 EA Den Haag, 2009.

2. Lamine L. Samen veilig. Houtekiet. Antwerpen/Baarn, 2001.

3. Benelux // http://www.en.wikipedia.org>wiki/Benelux> (дата обращения: 20.09.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.