УДК 342.951:351.82
DOI 10.24411/2078-5356-2018-10026
Кислухин Владимир Александрович Vladimir A. Kislukhin
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Волго-Вятский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (610000, Киров, ул. Московская, 30)
candidate of sciences (law), associate professor of the department of state and legal disciplines Volga-Vyatksky institute (branch) Moscow state university of law named after O.E. Kutafin (30 Mos-cowskaya st., Kirov, Russian Federation, 610000)
E-mail: [email protected]
Полицейская организация государств Союза Бенилюкс и ее роль в деятельности по обеспечению прав и свобод граждан в условиях борьбы с терроризмом и незаконной миграцией
The Police organization of states Union of Benelux and its role in activities to ensure the rights and freedoms of citizens in the context of combating terrorism and illegal migration
В основе работы лежит проблема обеспечения полицейской организацией государств Союза Бенилюкс безопасности и правопорядка, защиты прав и свобод личности в Бельгии, Нидерландах, Люксембурге в условиях борьбы с терроризмом и неконтролируемой миграцией, исследуются причины и условия, приведшие к совершению террористических актов в этих странах, приводится перечень мер, принятых властями Бенилюкса с целью стабилизации криминальной обстановки, сделаны предложения по использованию положительного опыта работы полиции государств Союза Бенилюкс в деятельности правоохранительных органов государств - членов Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: права и свободы личности, полицейская организация государств Союза Бенилюкс, терроризм, «убийство чести», шариатские суды, исламские патрули, потенциально опасные мигранты, зоны миграционной напряженности, служба интеграции, квадрокоптеры, «Тайзер».
The work is based on the problem of ensuring security and the rule of law by the Police organization of the states of the Union of Benelux, the protection of individual rights and freedoms in Belgium, the Netherlands, Luxembourg in the context of combating terrorism and uncontrolled migration, examines the causes and conditions that led to the commission of terrorist acts in these countries, a list of measures taken by the Benelux authorities to stabilize the criminal situation, proposals were made to use the positive experience of the police of the states of the Union of Benelux in the activities of law enforcement agencies of the states members of the Eurasian economic union.
Keywords: personal rights and freedoms, Benelux Union police organization, terrorism, «honor killings», sharia courts, islamic patrols, potentially dangerous migrants, zones of migration tension, integration service, quadrocopters, «Taser».
В 2018 году исполняется 70 лет с того момента, когда вступила в силу Таможенная конвенция, подписанная в 1944 году в Лондоне правительствами Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, и возникла новая межправительственная организация, объединившая народы трех монархических государств Западной Евро-
пы в торгово-экономическое и политическое содружество - Экономический союз Бенилюкс [1].
За семидесятилетний период своего объединения союзные государства прошли долгий и сложный путь по созданию и укреплению общей экономики, проведению единой внешнеторговой политики, унификации законодательства,
© Кислухин В.А., 2018
координации совместных действий в борьбе с преступностью, укреплению безопасности и правопорядка, защите прав и свобод граждан.
В 2008 году в соответствии с новым соглашением, подписанным в Гааге главами трех государств, Экономический союз Бенилюкс стал носить название «Союз Бенилюкс», что подтверждало не только экономическую направленность его существования, но и служило свидетельством достижений содружества в области защиты окружающей среды, военной, правоохранительной, судебной и иных сферах деятельности.
Последовательно выполняя свою миссию «на основе тесного и эффективного сотрудничества с целью достижения экономического процветания Бенилюкса, повышения благосостояния граждан Бельгии, Нидерландов, Люксембурга» [2], страны содружества сегодня вынуждены прибегать к жестким мерам принуждения, чтобы защитить государственные и общественные устои от противоправных посягательств, обуздать террор и насилие.
Конституции всех трех европейских монархий - Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, - входящих в Союз Бенилюкс, провозглашают права и свободы личности как высшую ценность, соблюдаемую и защищаемую всеми институтами власти от противоправных посягательств. Признавая приоритет прав и свобод личности, каждое из государств Союза обязывается ограничивать на законодательном уровне свои властные полномочия, гарантируя тем самым реальное отношение к свободе слова, праву на жизнь и безопасность, равенство всех перед законом, направляет усилия на обеспечение законности и правопорядка [3].
Одним из властных институтов, защищающих права и свободы личности от противоправных посягательств, является полиция. В соответствии с законодательством Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, полиция обязана бороться с правонарушениями, уважать и защищать права личности как основу государственного и общественного уклада жизни населения этих стран, приходить на помощь к каждому, кто в этой помощи нуждается [4-6].
В 2006 году с целью координации совместных действий по борьбе с транснациональной преступностью подразделения полиции Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, объединив свои силы и средства, создали единую полицейскую организацию под руководством надго-сударственного органа - Стратегического консультативного совета, функционирующего при Генеральном секретариате Союза Бенилюкс.
Правовой основой создания и функционирования этого органа Бенилюкса послужили такие межгосударственные соглашения, как Меморандум «Сеннинген» от 4 июня 1996 года, Шенген-ские соглашения 1985 и 1990 годов, Договор о трансграничном сотрудничестве от 8 июня 2004 года, Конвенция о расширении трансграничного сотрудничества, в частности, в борьбе с терроризмом, трансграничной преступностью и нелегальной миграцией от 27 июня 2005 года [7].
Сегодня полицейская организация государств Союза Бенилюкс - составная часть правоохранительной системы Королевства Бельгия, Королевства Нидерландов, Великого Герцогства Люксембург, предназначенная для обеспечения общественной безопасности, защиты жизни, здоровья, прав и свобод народов Бенилюкса, обладающая на уровне Союза централизованным органом управления для координации совместных действий по борьбе с преступностью.
Объединение полицейских формирований трех государств Союза Бенилюкс в единую структуру стало крайне актуальным в связи с усилением неконтролируемого притока мигрантов из стран Ближнего Востока, Северной Африки, других регионов мира, где из-за вооруженных конфликтов - так называемой «арабской весны» - сотни тысяч людей остались без крова, средств к существованию, в результате чего были вынуждены покинуть родные места и отправиться в Европу за поиском лучшей доли.
Образование из таких переселенцев крупных мусульманских общин повлекло возникновение ряда серьезных проблем для властей европейских государств, создало реальную угрозу безопасности их мирному населению.
Высокий уровень безработицы среди молодежи, отсутствие социальных контактов между диаспорами окраинных коммун крупных городов и гражданами титульных наций, населяющих центральные кварталы столичных мегаполисов, непонимание сущности европейских демократических ценностей, с которыми пришлось столкнуться переселенцам, идеологическая обработка сознания многих представителей молодого поколения религиозными проповедниками привели к радикализации части мусульманского населения Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и, как следствие, совершению террористических актов, сопровождавшихся гибелью ни в чем не повинных граждан, нападениями на полицейских служащих.
Как показали результаты расследований преступлений, совершенных исламистскими боевиками за прошедшие два года, обнаружились многочисленные изъяны в системе обе-
спечения безопасности стран Бенилюкса. Системный сбой был обусловлен рядом факторов, связанных с недостатками в совместной работе полиции, разведки, специальных служб, в частности, отсутствием постоянного мониторинга за перемещениями так называемых потенциально опасных мигрантов, недостаточной оперативной информированностью о наличии в иммигрантской среде незарегистрированного огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, излишней политкорректностью в отношении мусульманских священников, пропагандирующих джихад, а также невнятной государственной политикой в отношении граждан Бенилюкса, вернувшихся из мест боевых действий в Ираке и Сирии [8].
В ответ на действия террористов властям Бельгии, Нидерландов, Люксембурга пришлось в экстренном порядке принимать дополнительные меры по обеспечению безопасности и правопорядка, разрабатывать и вводить в действие новые нормативные акты, препятствующие распространению радикального ислама среди верующих, проводить в судебном порядке решения о запрете на исполнение таких псевдоисламских обрядов, как «убийство чести», насильственное заключение брака, ношение паранджи, ликвидировать «шариатские суды», занимавшиеся в противовес светским властям разрешением семейных конфликтов и споров о наследовании, вводить запрет на деятельность «исламским патрулей», применявших незаконные варварские меры наказания к так называемым провинившимся мусульманам.
В течение года полицейской организации государств Союза в целом удалось переломить сложившуюся ситуацию в сторону ее нормализации.
В результате принятых мер были усилены оперативные позиции правоохранительных органов среди социально опасного контингента, активизирована профилактическая работа в общинах с преобладанием мусульманского населения, организовано с помощью видеокамер круглосуточное наблюдение за местами скопления больших людских масс (на площадях, рынках, вокзалах, в метрополитенах), а также установлено дополнительное видеонаблюдение вдоль автомагистралей и пограничных переходов с целью выявления по номерным знакам транспортных средств, используемых в преступных целях.
Полиция мегаполисов увеличила количество пеших патрулей на городских улицах, приняла на вооружение квадрокоптеры с целью наблюдения за ситуацией с воздуха.
Собранная и проанализированная оперативная информация позволила стражам порядка
провести целенаправленные обыски в местах дислокации террористов и их пособников в Брюсселе, Шарлеруа, Антверпене, Амстердаме, других городах Бенилюкса.
У задержанных были изъяты десятки единиц оружия, килограммы взрывчатых веществ, а также электронные носители с информацией о связях местных террористов с боевиками, воюющими в Сирии и Ираке в составе армии так называемого «Исламского государства», запрещенного в России и других цивилизованных странах.
За прошедший год судебными органами Бенилюкса более трехсот человек, причастных к совершению террористических актов, а также уличенных в финансирования терроризма, были привлечены к уголовной ответственности.
Боевикам из числа граждан Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, воевавших на стороне армии «Исламского государства» и пытавшимся вернуться домой, запрещен въезд на их родину.
Правительства Бельгии, Нидерландов, Люксембурга выделили значительные бюджетные средства на обучение имамов, лояльных по отношению к властям и проповедующих традиционный ислам, а также на подготовку преподавателей, способных вести занятия в школьных классах и университетских аудиториях с преобладанием обучающегося контингента из числа семей иммигрантов.
Муниципалитетами крупных населенных пунктов были созданы и действуют в настоящее время так называемые службы интеграции, в которых мигранты изучают языки коренного населения, проходят курс адаптации к нормам местного законодательства, познают культуру, традиции титульной нации, узнают о системе органов власти и управления.
В свою очередь мэрии городов организуют учебные курсы, на которых чиновники, полицейские служащие, активисты-волонтеры из числа многочисленных общественных объединений, другие члены гражданского общества имеют возможность познакомиться с обычаями, верованиями, национальной кухней новых жителей, а также посетить их молельные заведения.
Служащим полиции вменено в обязанность регулярно бывать в местах проживания мигрантов, исследовать условия быта, проводить профилактические беседы с молодежью, решать проблемы трудоустройства.
Благодаря помощи, оказываемой властями и волонтерами, многим переселенцам удалось повысить свой образовательный уровень, устроиться на работу, приобрести постоянное жилье, наладить быт, занять достойное место
в обществе, а организованные муниципалитетами учебные курсы помогли местным жителям лучше понять проблемы беженцев, способствовали устранению неприязни и раздражения в отношении новых сограждан [9].
Кроме мероприятий по профилактике и пресечению терроризма, проводимых в рамках Союза Бенилюкс, каждое из государств содружества приняло ряд шагов по обеспечению безопасности собственных граждан. Так, в прошедшем году бельгийское правительство выделило сверх ранее утвержденного бюджета страны более 400 млн евро для расширения оперативных возможностей национальной полиции и спецслужб, на закупку специальной техники, предназначенной для обезвреживания взрывных устройств, оплату услуг экспертов.
Другая часть финансовых средств была направлена на разработку национальной информационной системы, способной идентифицировать лиц, причастных к террористической деятельности, проникающих на территорию Бельгии из горячих точек и так называемых зон миграционной напряженности, например Турции и Греции.
После ввода этой системы в действие полиция получит возможность осуществлять сбор биометрических данных, образцов голоса и описания внешности террористов, выявлять подделку в паспортах и других личных документах злоумышленников. С ее помощью сотрудники бельгийской полиции смогут обмениваться информацией с коллегами из других правоохранительных ведомств и получать доступ к базам данных, собранных Интерполом, Европолом, Евроюстом, Фронтексом, Европейским антитеррористическим центром, Шенгенской информационной системой.
В ответ на действия террористов парламентом Бельгии в тридцать шесть нормативных правовых актов были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми усложнился процесс получения бельгийского гражданства, появилась возможность лишения гражданства лиц, осужденных за террористическую деятельность, ужесточились уголовные наказания за подготовку и совершение актов террора.
Внесение изменений в процессуальное законодательство позволило производить обыски в жилищах террористов и их пособников не только в период с 5 часов утра до 21 часа вечера, как это было установлено прежними нормами, а в любое время суток. Срок содержания под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления, после внесения изменений в УПК Бельгии увеличился с 24 до 72 часов [10].
В Королевстве Нидерландов, известном всему миру самым толерантным среди других государств отношением к мигрантам, также были усилены меры безопасности на всех социально значимых объектах.
Даже на территорию Полицейской академии Нидерландов, которая всегда приветливо открывала двери для гостей, желающих ознакомиться с историей голландской полиции и современным ее состоянием, свободный доступ (начиная с 1 января 2017 года) был закрыт для посторонних лиц под угрозой применения к ним уголовного наказания.
Усиливая меры безопасности, голландская полиция в наступившем году пополнила свой арсенал новым видом оружия - электрошоковым устройством модели «Taser Х2». Оно может быть использовано против агрессивно настроенных лиц, отказывающихся подчиняться законным требованиям стражей порядка, находящихся в состоянии расстроенной психики, наркотического или алкогольного опьянения.
Обладая в отличие от огнестрельного оружия нелетальным действием, «Тайзер» позволяет на короткое время обездвижить правонарушителя и, не причиняя травм, надеть на него наручники.
В настоящее время испытание «Тайзера» проводится пока только в подразделениях городов Зволле, Амерсфорт, Роттердам под контролем опытных инструкторов, откомандированных из Полицейской академии для обучения личного состава правилам обращения с новым видом оружия [11].
В Великом Герцогстве Люксембург власти страны, несмотря на ее небольшую мусульманскую общину, так же как и все соседние государства, были вынуждены принять ряд дополнительных мер по обеспечению безопасности и правопорядка.
Так, с целью идентификации личности абонентов в стране была запрещена продажа анонимных телефонных карт; полицией и спецслужбами получены дополнительные полномочия для совершения действий по прослушиванию телефонных переговоров, ведению электронного контроля за общением абонентов в сети «Интернет»; прокуратуре облегчен доступ к информации о наличии банковских счетов граждан [12].
Однако действия властей, расширяющие полномочия правоохранительных органов и ограничивающие права и свободы граждан, вызывают протест со стороны международных общественных организаций, таких как Himan Rights Watch, Amnesty International, различных нацио-
нальных правозащитных движений, считающих вмешательство в личную жизнь грубым попранием фундаментальных прав и свобод человека, нарушением принципов справедливости, презумпции невиновности и верховенства закона.
Отвечая на претензии правозащитников, органы власти свои действия, ограничивающие права и свободы личности, объясняют вынужденной мерой, направленной, в первую очередь, на обеспечение безопасности населения, необходимостью мониторинга за действиями экстремистов и других радикально настроенных лиц [13].
Таким образом, полиция и другие правоохранительные органы государств Союза Бенилюкс, хотя частично и ограничивают права и свободы своих граждан, но, находясь под постоянным контролем со стороны институтов гражданского общества, ответственно выполняют возложенную на них миссию по обеспечению законности и правопорядка, защищают жителей Бенилюкса от противоправных посягательств.
Взаимодействие полицейских сил трех государств Союза под руководством единого координирующего органа - Стратегического консультативного совета начальников полиции - позволило с учетом допущенных ошибок добиться значительных успехов в борьбе с терроризмом, нелегальной миграцией, торговлей людьми, другими проявлениями транснациональной преступности на территории стран Бенилюкса и соседних с ними регионах Европы.
Криминальная ситуация, складывающаяся сегодня в государствах Союза Бенилюкс, обязывает Россию и ее союзников налаживать связи с целью координации своих действий в борьбе с терроризмом, незаконной миграцией, другими преступлениями транснационального характера, обмениваться опытом борьбы с этими деструктивными явлениями.
Россия в период 90-х годов прошлого столетия уже сталкивалась с неконтролируемой миграцией, актами международного терроризма, но в течение непрерывной и целенаправленной борьбы с этими асоциальными явлениями смогла достойно выйти из тяжелой ситуации.
К сожалению, за последние годы из России в государства Союза Бенилюкс успело переселиться немало боевиков, имеющих преступный опыт террористической деятельности, способных создать экстремистское подполье и дестабилизировать спокойную обстановку в своих новых местах обитания. Например, на сегодняшний день полиция Бельгии располагает списком из 29 лиц - выходцев из республик Северного Кавказа, связанных с деятельно-
стью террористической организации «Имарат Кавказ». В 2016 году 12 человек из этого списка, проживавших в приморском городе Остенде, были осуждены на сроки от 15 месяцев до 10 лет лишения свободы за преступления, связанные с вербовкой боевиков и отправку их в Сирию для ведения военных действий [14].
Поэтому необходимо налаживать взаимодействие между органами внутренних дел Российской Федерации и полицией, другими правоохранительными органами государств Союза Бенилюкс, добиваться проведения единой политики, направленной на борьбу с терроризмом, другими преступлениями международного характера.
Кроме того, в связи с созданием с 1 января 2015 года на постсоветском пространстве нового межгосударственного объединения - Евразийского экономического союза (ЕАЭС) -возникает острая необходимость в создании на основе органов власти и управления ЕАЭС структуры, которая по примеру стран Бенилюкса могла бы возглавить и координировать деятельность сил правопорядка России, Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии в борьбе с терроризмом, незаконной миграцией [15].
Примечания
1. Кислухин В.А. Полиция стран Бенилюкса: положительный опыт требует изучения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. № 18. С. 79-82.
2. Бенилюкс. URL: http://www.en.wikipedia.orgwiki/ Benelux (дата обращения: 15.03. 2017).
3. Конституция Королевства Бельгия. URL: http://newrespublika.ru/topic/17899-la-constitution-konstitutciia-korolevstva-belgiia/; Конституция Королевства Нидерландов. URL: http://www.concourt.am/ armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/ nethrlnd/holand-r.htm; Конституция Великого Герцогства Люксембург URL: http://www.concourt.am/ armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/ luxembrg/luxbrg-r.htm (дата обращения: 15.03. 2017).
4. Кислухин В.А., Макаров А.Н. Бельгийская полиция: историко-правовой и теоретико-правовой аспекты деятельности // Право и практика. Научные труды Института Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина в городе Кирове. 2011. № 9. С. 35-43.
5. Кислухин В.А. Великое герцогство Люксембург и его полиция в историко-правовом контексте // Право и практика. Научные труды Института (филиала) МГЮА имени О.Е. Кутафина в г Кирове. 2012. № 10. С. 67-75.
6. Кислухин В.А., Макаров А.Н. О реформе правоохранительной и судебной систем в Королевстве Нидерландов // Российское правосудие. 2008. № 10 (30). С. 86-92.
7. Кислухин В.А. Организация и правовое регулирование деятельности полиции государств Союза Бенилюкс // Проблемы конституционного развития Российской Федерации: сборник статей, посвященных 90-летию со дня рождения проф. Б.С. Крылова / отв. ред. В.И. Фадеев. М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013. С. 549-559.
8. Велев С. Системный сбой: недостатки в работе спецслужб Евросоюза // Борьба с преступностью за рубежом (по материалам иностранной печати). Ежемесячный информационный бюллетень. ВИНИТИ РАН. М., 2016. С. 23-33.
9. Союз Бенилюкс предлагает общую программу работы и годовой план. URL: http://www.benelux. int/nl/nieuws/benelux-unie-stelt-gemeenschappelijk-werkprogramma-en-jaarplan-voor (дата обращения: 15.03. 2017). URL: http://www.volkskrant.nl/buitenland/-belgie-slaat-door-in-strijd-tegen-terrorisme~a4408433/ (дата обращения: 15.03. 2017).
10. Суперскоростные камеры обеспечивают безопасность дорожного движения и борются с терроризмом в Бельгии. URL: http://nos.nl/artikel/2157704-superflitspaal-belgie-voor-verkeersveiligheid-en-tegen-terrorisme.html (дата обращения: 15.03. 2017).
11. Электрошоковое оружие. URL: https://www. politie.nl/themas/stroomstootwapen.html (дата обращения: 15.03.2017).
12. Люксембург активизирует свои усилия, чтобы лучшеоценить угрозу. URL: http://www.wort.lu/fr/politique/ lutte-contre-le-terrorisme-les-efforts-du-luxembourg-pour-mieux-evaluer-la-menace-54e4b0bf0c88b46a8ce53c55 (дата обращения: 15.03.2017).
13. Бельгия в борьбе с терроризмом. URL: http:// www.volkskrant.nl/buitenland/-belgie-slaat-door-in-strijd-tegen-terrorisme~a4408433/ (дата обращения: 15.03.2017).
14. Выходцы из Чечни получили сроки в Бельгии за вербовку боевиков в Сирию. URL: http://www. vestikavkaza.ru/news/Vykhodtsy-iz-CHechni-poluchili-sroki-v-Belgii-za-verbovku-boevikov-v-Siriyu-SMI.html (дата обращения: 15.03.2017).
15. Кислухин В.А. Экономизация полицейской деятельности в государствах Союза Бенилюкс // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 24. С. 87-90.
Notes
1. Kislukhin V.A. Benelux Police: Positive experience requires study. Legal science and practice: Journal of the Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia, 2012, no. 18, pp.79-82. (In Russ.)
2. Benelux. URL: http://www.en.wikipedia.orgwiki/ Benelux (accessed 15.03.2017).
3. Constitution of the Kingdom of Belgium. URL: http://newrespublika.ru/topic/17899-la-constitution-kon-stitutciia-korolevstva-belgiia/; Constitution of the Kingdom of the Netherlands. URL: http://www.concourt.am/
armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/ nethrlnd/holand-r.htm; Constitution of the Grand Duchy of Luxembourg. URL: http://www.concourt.am/armenian/ legal_resources/world_constitutions/constit/luxembrg/ luxbrg-r.htm (accessed: 15.03.2017).
4. Kislukhin V.A., MaKarov A.N. Belgian Police: Historical, Legal and Theoretical and Legal Aspects of Activity. Law and Practice. Scientific works of the Institute of the Moscow State Law Academy named after O.E. Kuta-fin in the city of Kirov, 2011, no. 9, pp. 35-43. (In Russ.)
5. Kislukhin V.A. The Grand Duchy of Luxembourg and its police in the historical and legal context. Law and practice. Scientific works of the Institute (branch) of the O.E. Kutafin in the city of Kirov, 2012, no. 10, pp. 67-75. (In Russ.)
6. Kislukhin V.A., Makarov A.N. On the reform of law enforcement and judicial systems in the Kingdom of the Netherlands. Russian justice, 2008, no. 10 (30), pp. 8692. (In Russ.)
7. Kislukhin V.A. Organization and legal regulation of police activities of the states of the Union Benelux. Problems of the constitutional development of the Russian Federation: coll. articles dedicated to the 90th anniversary of the birth of prof. B.S. Krylov / ed. V.I. Fadeev. Moscow: The publishing center of the University named after O.E. Kutafin (MSAL), 2013, pp. 549-559. (In Russ.)
8. Velev S. System failure: shortcomings in the work of the European Union's special services. Combating crime abroad (based on foreign press). Monthly newsletter. AISATI RAS. Moscow, 2016, pp. 23-33. (In Russ.)
9. Benelux Unie stelt Gemeenschappelijk Werkpro-gramma en Jaarplan voor. URL: http://www.benelux.int/ nl/nieuws/benelux-unie-stelt-gemeenschappelijk-werk-programma-en-jaarplan-voor (accessed: 15.03.2017).
10. Superflitspaal België voor verkeersveiligheid en tegen terrorisme. URL: http://nos.nl/artikel/2157704-superflitspaal-belgie-voor-verkeersveiligheid-en-tegen-terrorisme.html (accessed: 15.03.2017).
11. Stroomstootwapen. URL: https://www.politie.nl/ themas/stroomstootwapen.html (accessed: 15.03.2017).
12. Les efforts du Luxembourg pour mieux évaluer la menace. URL: http://www.wort.lu/fr/politique/lutte-contre-le-terrorisme-les-efforts-du-luxembourg-pour-mieux-evaluer-la-menace-54e4b0bf0c88b46a8ce53c55 (accessed: 15.03.2017).
13. 'België slaat door in strijd tegen terrorisme'. URL: http://www.volkskrant.nl/buitenland/-belgie-slaat-door-in-strijd-tegen-terrorisme~a4408433/ (accessed: 15.03.2017).
14. The immigrants from Chechnya received terms in Belgium for recruiting militants to Syria. URL: http://www. vestikavkaza.ru/news/Vykhodtsy-iz-CHechni-poluchili-sroki-v-Belgii-za-verbovku-boevikov-v-Siriyu-SMI.html (accessed: 15.03.2017).
15. Kislukhin V.A. The economicization of police activity in the states of the Benelux Union. Legal science and practice: Journal of the Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia, 2013, no. 24, pp. 87-90. (In Russ.)