Научная статья на тему 'Проблемы безопасности в субъектах Бельгийской федерации и роль полиции в их решении'

Проблемы безопасности в субъектах Бельгийской федерации и роль полиции в их решении Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
286
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / СОЮЗ БЕНИЛЮКС / ПОЛИЦИЯ СУБЪЕКТОВ БЕЛЬГИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ТЕОРИЯ «РАЗБИТЫХ ОКОН» / КОУЧИНГ / ТИМБИЛДИНГ / ТЕСТИРОВАНИЕ ПО СЛЮНЕ / ОФИЦЕРЫ СВЯЗИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА / THE THEORY OF «BROKEN WINDOWS» / EURASIAN ECONOMIC UNION / THE BENELUX / THE BELGIAN FEDERATION POLICE SUBJECTS / COACHING / TEAM BUILDING / TESTING SALIVA / LIAISON OFFICERS OF THE STRATEGIC ADVISORY BOARD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кислухин Владимир Александрович

Предмет работы составляют результаты деятельности полиции в субъектах федерации Королевства Бельгия в борьбе с организованной преступностью, включая противодействие незаконному обороту наркотиков; указаны пути выхода из сложной криминогенной ситуации, в которой оказались субъекты Бельгийской федерации в начале XXI века; определена роль полиции Бельгии, других государств Союза Бенилюкс в решении проблем безопасности и правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кислухин Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Security problems in the regions of the Belgian federation and the role of police in their decision

The subject of the work constitute the results of police activities in the regions of the Kingdom of Belgium in the fight against organized crime, including illegal drug trafficking; are way out of a difficult crime situation, in which were the regions of the Belgian Federation at the beginning of the XXI century; defines the role of the police in Belgium and other countries of the Benelux Union in resolving security and law and order.

Текст научной работы на тему «Проблемы безопасности в субъектах Бельгийской федерации и роль полиции в их решении»

УДК 342.951:351.82

Кислухин Владимир Александрович Kislukhin Vladimir Alexandrovich

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права и административного процесса

Волго-Вятский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (610000, Киров, ул. Московская, 30)

candidate of sciences (law), associate professor of administrative law and administrative process Volga-Vyatksky institute (branch) Moscow state university of law named after O.E. Kutafin (30 Moscowska-ya str., Kirov, 610000)

E-mail: pravo@kisluhin.kirov.ru

Проблемы безопасности в субъектах Бельгийской федерации и роль полиции в их решении

Security problems in the regions of the Belgian federation and the role of police in their decision

Предмет работы составляют результаты деятельности полиции в субъектах федерации Королевства Бельгия в борьбе с организованной преступностью, включая противодействие незаконному обороту наркотиков; указаны пути выхода из сложной криминогенной ситуации, в которой оказались субъекты Бельгийской федерации в начале XXI века; определена роль полиции Бельгии, других государств Союза Бенилюкс в решении проблем безопасности и правопорядка.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Союз Бенилюкс, полиция субъектов Бельгийской федерации, теория «разбитых окон», коучинг, тимбилдинг, тестирование по слюне, офицеры связи Стратегического консультативного совета.

The subject of the work constitute the results of police activities in the regions of the Kingdom of Belgium in the fight against organized crime, including illegal drug trafficking; are way out of a difficult crime situation, in which were the regions of the Belgian Federation at the beginning of the XXI century; defines the role of the police in Belgium and other countries of the Benelux Union in resolving security and law and order.

Keywords: Eurasian economic union, the Benelux, the Belgian federation police subjects, the theory of «broken windows», coaching, team building, testing saliva, liaison officers of the Strategic advisory board.

В мае 2014 года руководители трех государств Таможенного союза — России, Казахстана и Белоруссии — подписали исторический договор о создании нового международного интеграционного объединения — Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

По мнению разработчиков соглашения, интеграция финансовых, сырьевых, трудовых потенциалов придаст мощный импульс межгосударственным отношениям, позволит в короткий срок добиться максимального макроэкономического эффекта за счет сокращения издержек при транзите товаров и услуг, стимулирования «здоровой» конкуренции, развития современных технологий, модернизации производства, увеличения заработной платы трудящихся и в конечном счете — роста валового внутреннего продукта Союза, повышения общего уровня благосостояния его населения.

В последующие годы процессы интеграции должны привести к созданию межгосударственного объединения еще более высокого уровня — Ев-

разийского Союза, способного решать не только совместные экономические, политические, социальные задачи, но и обеспечивать безопасность и правопорядок на территории всех государств, вступивших в это содружество [1, с. 47—49.].

В Западной Европе примером такого межгосударственного объединения, созданного семьдесят лет тому назад на основе Таможенного союза Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, но до сегодняшнего дня сохранившего способность к своему дальнейшему развитию и совершенствованию, может служить Союз Бенилюкс.

Характерной особенностью Бенилюкса является высокая степень взаимодействия трех стран в политической, экономической, юридической сферах при сохранении всех атрибутов государственности, индивидуальности культурных традиций, суверенности правовой системы в каждой из стран — участниц Союза.

Сочетание результатов европейской и международной интеграций в симбиозе с национальным

Кислухин В.А. Проблемы безопасности в субъектах Бельгийской федерации и роль полиции в их решении

Кислухин В.А. Проблемы безопасности в субъектах Бельгийской федерации и роль полиции в их решении

законодательством позволяет государствам содружества успешно справляться с такими негативными проявлениями глобализации, как терроризм, нелегальная миграция, торговля людьми, незаконный оборот наркотиков и другими преступными деяниями [2].

Поэтому положительный опыт Бельгии, Нидерландов и Люксембурга по обеспечению безопасности и правопорядка, защите прав и свобод граждан представляет несомненный интерес для исследователей не только в Российской Федерации, но и в других государствах — участниках Евразийского экономического союза, а также за его пределами [3, с. 95—98].

Органом исполнительной власти в государствах Бенилюкса, добившимся высоких результатов в обеспечении безопасности, защите граждан от различных форм организованной преступности, является бельгийская полиция [4, с. 133—143].

Известно, что Королевство Бельгия — конституционная монархия, а по форме административно-территориального устройства — «двойная» федерация, субъектами которой являются три региона (Фламандский регион, Валлонский регион, Брюссельский столичный регион) и три языковых сообщества (Фламандское, Валлонское, Немецкоязычное). В свою очередь Фламандский регион разделен на пять административно-территориальных единиц — провинции Лимбург, Антверпен, Фламандский Брабант, Западную Фландрию, Восточную Фландрию. В состав Валлонского региона входят такие провинции, как Эно, Валлонский Брабант, Намюр, Льеж, Люксембург. Двойственность Бельгийской федерации обусловлена непростой исторической судьбой страны, древностью традиций населяющих ее народов, языковым многообразием подданных Королевства.

Правительство Бельгии координирует работу федеральных органов исполнительной власти, расположенных в столице государства — городе Брюсселе, с соответствующими структурами регионов, правительствами языковых общин, органами исполнительной власти провинций [5].

В условиях правового демократического государства, каким является Королевство Бельгия, серьезную угрозу для страны в целом и каждого административно-территориального образования в отдельности представляет организованная преступность, связанная во многом с незаконным оборотом наркотиков.

В начале XXI века, несмотря на активное противодействие наркотрафику со стороны бельгийской полиции, в стране из года в год неуклонно отмечался рост убийств, грабежей, изнасилований, других преступных деяний, совершенных лицами в состоянии наркотического опьянения, а в медицинских учреждениях увеличивалось число лиц, поступивших на лечение с тяжелыми формами наркотической зависимости.

Особенно широкое распространение наркотики получили среди этнических меньшинств, бездо-

мных граждан, нелегальных иммигрантов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Другую опасность для бельгийского общества представляли семьи, в которых родители регулярно употребляли алкоголь и наркотики, использовали насилие в отношении собственных детей.

Перед правительством Королевства встала трудная задача остановить рост правонарушений, пресечь деятельность наркоторговцев, других преступных элементов, обеспечить правопорядок и безопасность населения.

Для решения этой задачи правительство разработало Национальный план обеспечения безопасности, включавший широкий комплекс мер, направленных на совершенствование антинарко-тического законодательства, активизацию профилактических мер в системе образования и здравоохранения, реформирование правоохранительных органов, расширение сотрудничества между федеральной властью, региональными и общинными структурами, органами местного самоуправления, гражданским обществом с целью решения проблем наркотрафика, торговли людьми и оружием, борьбы с преступлениями насильственного характера.

В результате реализации Национального плана правительству Бельгии в течение десяти лет удалось создать на научной основе систему профилактики наркомании в учебных заведениях, расширить сеть лечебных учреждений, кризисных центров и центров реабилитации наркозависимых лиц, добиться заметных результатов в ресоциализации наркобольных, подготовить сотни специалистов-профессионалов в сфере борьбы с наркозависимостью, провести реформирование органов внутренних дел и создать новую структуру полицейской службы [6].

Примером сотрудничества федеральной власти с органами субъектов Бельгийской федерации, провинциальными структурами и общественными формированиями в деле обеспечения безопасности граждан может служить деятельность органов исполнительной власти в провинции Антверпен. На ее территории с населением более 1 млн жителей находятся международный аэропорт и один из крупнейших в мире морских портов. Через провинцию пролегают скоростные автомагистрали и железные дороги, связывающие административный центр — город Антверпен со всеми регионами Западной Европы.

В начале XXI века в провинции в результате активизации криминальных группировок резко возросло число убийств, грабежей, краж, вандализма, других противоправных деяний. Преступники вторгались в жилища мирных граждан, похищали их деньги и ценности. Население Антверпена потребовало от властей обеспечить безопасность и навести порядок в провинции.

Кроме того, властям провинции и городскому совету Антверпена пришлось столкнуться с другой, не менее сложной проблемой — масштабной наркотизацией населения.

О том, что значительная часть населения провинции активно употребляет различные наркотики, свидетельствовали и результаты социологических опросов, проведенных среди 2 тысяч студентов университета Антверпена и 41 тысячи учащихся общеобразовательных учебных заведений Фламандского региона.

Общественная организация — Ассоциация по борьбе с проблемами алкогольной и наркотической зависимости (Vereniging voor alcohol — en andere drugproblemen vzw — VAD, проводившая во Фландрии опросы среди молодежи, выяснила, что примерно десятая часть студентов регулярно употребляет разные наркотики. Из числа опрошенных школьников и учащихся колледжей 21,6% подростков признались в том, что когда-либо употребляли наркотики, а 3,5% из них заявили, что наркотики используют регулярно.

Также в процессе социологических опросов внимание исследователей было обращено на активное употребление молодыми людьми широкого спектра каннабиноидов синтетического и (или) растительного происхождения, носящих различные сленговые названия: «спайсы», «дизайнерские наркотики», «смарт-препараты», «юридические максимумы» и т. д.

Исследователями было установлено, что новые психоактивные вещества в количестве более 70 разновидностей производятся главным образом в Китае, поступают они на «черный рынок» в ярких, красочных упаковках под вводящими в заблуждение названиями: «соль для ванн», «освежитель воздуха», «попурри» с предупреждающей надписью: «Не для употребления человеком».

Как выяснилось, в результате использования психостимуляторов у человека возникают такие побочные эффекты, как потливость, озноб, тахикардия, снижение кратковременной памяти, бессонница, головокружение, бред. Высокие дозы вещества вызывают приступы паники и галлюцинации, стремительное повышение кровяного давления и температуры, а в ряде случаев могут привести к летальному исходу.

Особенно опасно употребление психостимуляторов в период полового созревания мальчиков и девочек.

Группу риска составляли также клабберы, то есть постоянные посетители ночных увеселительных заведений («тусовщики») в возрасте от 15 до 30 лет, приобретавшие «спайсы» через Интернет или в ночных клубах.

Психостимуляторы также активно раскупались студентами в период экзаменационных сессий и владельцами почтовых голубей во время проведения голубиных соревнований.

На включение властями очередной разновидности «спайсов» в список веществ, запрещенных к свободному обращению, производители продукта тут же отвечали заменой «старого» продукта другим аналогичным веществом с минимально измененной химической формулой. Подобным образом

изготовители психостимуляторов пытались «обойти» бельгийское и международное антинаркотиче-ское законодательство, уйти от юридической ответственности, несмотря на очевидность вредного воздействия, которое оказывают данные вещества на здоровье человека. Потребители «спайсов» и других психоактивных веществ оказались в роли морских свинок, над которыми зарубежные изготовители зелья безнаказанно проводили свои жестокие опыты.

Власти провинции и административного центра, руководствуясь теорией «разбитых окон», сформулированной известными американскими криминологами Джорджем Келлингом и Джеймсом Уилсоном, приняли решение немедленно мобилизовать все силовые структуры и совместно с общественными формированиями, гражданами объявить войну преступности, беспорядкам, несоблюдению правонарушителями общепринятых норм поведения, провоцирующих лиц на совершение действий, угрожающих безопасности общества, нарушающих правопорядок в административном центре и провинции.

В результате принятых мер, направленных на уничтожение социальной почвы преступности и реализации идеи, заложенной в теории «разбитых окон», удалось не только сократить количество краж, угонов автотранспорта, случаев насилия в семье, снизить уровень преступности среди молодежи, но и создать обстановку нетерпимости ко всем нарушениям закона, поднять уровень общей культуры населения, приостановить дальнейшую деградацию общества.

Главную роль в обеспечении правопорядка, создании обстановки спокойствия и безопасности сыграла полиция Антверпена. Этот орган провинциальной власти насчитывает около 2600 человек и состоит из профессионально подготовленных, четко выполняющих поставленные перед ними задачи, открытых для общества, пользующихся уважением и доверием населения сотрудников.

В процессе оптимизации численности личного состава полиции часть ее административных функций была упразднена, а на высвободившиеся должности набраны сотрудники, которые были направлены на улицы городов, в сельскую местность в составе пеших или «велосипедных» патрулей для охраны общественного порядка. Тем самым полицейский корпус Антверпена стал органом власти, максимально приближенным к населению, выполняющим социальный заказ по обеспечению безопасности этого населения.

Проводимая руководством полиции кадровая политика направлена на оптимизацию численности персонала, достижение достойного материального вознаграждения за честное и добросовестное выполнение служебных обязанностей, сохранение преемственности знаний и опыта между поколениями полицейских, овладение современными техническими средствами.

Руководители полицейских формирований с целью эффективного управления личным составом

Кислухин В.А. Проблемы безопасности в субъектах Бельгийской федерации и роль полиции в их решении

Кислухин В.А. Проблемы безопасности в субъектах Бельгийской федерации и роль полиции в их решении

активно используют такие современные психотехнологии, как коучинг, предполагающий выработку мотивации на достижение каждым полицейским служащим позитивно сформулированной цели и получение положительных результатов на службе и в быту в оптимально короткие сроки, и тимбилдинг, развивающий навыки группового взаимодействия, сплоченности, взаимной ответственности, формирующий корпоративную культуру полицейского корпуса.

Нацеленная на достижение позитивных результатов местная полиция принимает эффективные меры, препятствующие наркотрафику. Так, в результате полицейских рейдов по местам скопления наркоманов в Антверпене были закрыты 9 ночных клубов, владельцы которых нарушали антинарко-тическое, санитарное законодательство, не были способны обеспечить безопасность посетителей заведений [7].

Также по инициативе полиции власти Фламандского региона вышли с предложением к правительству страны о включении в перечень запрещенных к свободному обороту всех психоактивных веществ, обладающих сходными свойствами, имеющих общее химическое основание. В результате, начиная с 2014 года, вся группа каннабиноидов синтетического и (или) растительного происхождения, содержащая в своей основе общую химическую структуру и негативно влияющая на психическое состояние человека, была запрещена к обороту на территории Королевства.

С целью борьбы с курильщиками каннабиса муниципальные власти Антверпена ввели наказание для лиц, употребляющих марихуану или гашиш на улицах города, в виде штрафа в размере 75 евро даже в том случае, если вес наркотика, обнаруженного у его владельца, не превышал даже трех граммов.

В городском полицейском управлении было создано специальное подразделение в количестве 40 человек во главе с комиссаром, в обязанности которого вошли поиск и задержание лиц, занимающихся распространением и употреблением каннабиноидов и других наркотиков [8].

Острой проблемой для полиции Антверпена стала проблема широкого распространения героина, поскольку тысячи наркотуристов ежедневно устремлялись из соседней Франции в Антверпен и другие города Фландрии с целью употребления «тяжелого» наркотика, поскольку стоимость героина на «черном» рынке во Фландрии была ниже, а качество выше, чем во Французской республике.

В этих условиях для пресечения незаконного оборота наркотиков, обуздания наркотуризма правоохранительные органы государств Союза Бенилюкс совместно с полицейскими формированиями соседних Франции и Германии организовали на автомагистралях, железных дорогах, в морских гаванях и аэропортах регулярное проведение оперативно-разыскных мероприятий, в ходе которых у лиц, занимавшихся незаконным распространением наркотиков, другой преступной деятель-

ностью, конфисковывались килограммы и тонны наркотических средств, психотропных веществ, изымались десятки единиц незарегистрированного огнестрельного оружия, находящиеся в угоне автомобили, а также автотранспорт, используемый для наркотрафика и наркотуризма.

Проведение таких крупномасштабных евроре-гиональных операций стало возможным в результате заключения между правительствами Бенилюкса Договора о трансграничном вмешательстве полиции от 8 июня 2004 года и создании руководящего надгосударственного органа при Генеральном секретариате Союза Бенилюкс — Стратегического консультативного совета, состоящего из глав полицейских ведомств трех стран, а также при непосредственном участии офицеров связи, обеспечивающих координацию всех полицейских формирований в процессе осуществления оперативных мероприятий [9].

В результате совместных действий сотрудников полиции Антверпена и их коллег из голландского города Роттердама за последние три месяца удалось обезвредить 13 транснациональных преступных группировок, поставлявших наркотики из стран Карибского бассейна в порты Бельгии и Нидерландов, изъять почти 13 тонн героина, 1500 кг кокаина, 5,5 кг каннабиса, около 2 тысяч таблеток экстази на общую сумму 360 тысяч евро.

Для наиболее эффективного поиска укрытых в морских контейнерах контрабандных грузов, наркотиков и других запрещенных к свободному обороту веществ власти города оснастили полицию Антверпена мощными сканирующими устройствами, способными обнаруживать тайники в самых укромных местах.

На улицах городов, в местах массового скопления людей были установлены видеокамеры, позволяющие задержать наркодилеров, грабителей, других преступных элементов по «горячим следам».

Полиция была также обеспечена компактными детекторами для тестирования слюны на наличие наркотиков в организме водителей автотранспортных средств и других участников дорожного движения.

В отличие от используемой в прежние годы громоздкой и затратной процедуры тестирования по моче или крови человека новый метод тестирования по слюне позволил в условиях интенсивного дорожного движения более оперативно, проще и дешевле проводить исследование на наличие в организме широкого спектра наркотиков: опиатов, каннабиноидов, бензодиазепинов, амфетамина, метамфетаминов и других средств.

Процедура тестирования и стандарты выявления каждого конкретного наркотика в организме были установлены Законом о дорожном движении от 31 июля 2009 года (вступил в силу с 1 октября

2009 года) и Королевским указом от 17 сентября

2010 года. Новая технология упростила процедуру контроля, способствовала увеличению количество проверок на дорогах, обеспечив при этом надежность результатов тестирования.

Положительный результат тестирования по слюне на наличие психоактивного вещества в организме человека стал служить юридическим фактом, являться основанием для запрета управления транспортным средством в течение 12 часов и быть использованным в суде в качестве доказательства вины водителя в употреблении наркотика.

По примеру Антверпена власти провинций Валлонского региона и Брюссельского столичного региона путем введения дополнительных мер по обеспечению безопасности также добились снижения уровня преступности, сокращения числа больных, зарегистрированных в органах здравоохранения в качестве наркозависимых лиц.

Достижение позитивного результата по обеспечению безопасности в регионах и общинах Королевства стало возможным благодаря международному сотрудничеству, скоординированным усилиям со стороны федеральных, общинных, региональных, провинциальных, муниципальных властей, институтов гражданского общества, использованию современных передовых методик лечения наркобольных граждан в сочетании с жесткой репрессивной политикой в отношении лиц, занимающихся изготовлением и сбытом наркотических средств и психотропных веществ.

В настоящее время в Российской Федерации, других государствах Евразийского экономического союза так же, как в недавнем прошлом в государствах Союза Бенилюкс, остро стоит вопрос обеспечения безопасности, профилактики и пресечения правонарушений, связанных, в том числе, с незаконным оборотом наркотиков.

К сожалению, основатели Евразийского экономического союза при разработке системы органов управления не предусмотрели создание структуры, отвечающей за обеспечение безопасности, как это было сделано в Бенилюксе. Поэтому опыт Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, обеспечивших защиту прав и свобод граждан Бенилюкса от противоправных посягательств, может быть творчески осмыслен и разумно использован при создании наднационального правоохранительного органа ЕАЭС под названием Евразийский полицейский департамент.

Примечания

1. Кислухин В.А. Современные тенденции в развитии и организации полицейского управления в государствах Союза Бенилюкс и странах Евразийского Союза // Право и практика. 2013. № 2 (1 2).

2. Бенилюкс // http://www.en.wikipedia.org>wiki/ Benelux

3. Кислухин В.А. Правовое регулирование деятельности полиции стран Союза Бенилюкс в борьбе с незаконным оборотом наркотиков // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 21.

4. Кислухин В.А., Макаров А.Н. Бельгийская полиция: историко-правовой аспект // Полиция и общество: формы и методы работы по укреплению авторитета полиции среди населения: сборник докладов на XIII конференции национальных секций IPA стран Центральной и Восточной Европы. Пятигорск, 201 2. № 9.

5. Бельгия. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Belgium

6. Законодательство в сфере незаконного оборота

наркотиков. URL: http://www.vad.be/alcohol-en-andere-

drugs/wetgeving/illegale-drugs.aspx

7. Федеральная полиция. URL: http://www.polfed-

fedpol.be/#; Местная полиция. URL: http://www.

lokalepolitie.be/portal/nl/home.html

8. Уровень преступности в 2013 году: новый импульс. URL: http://www.politieantwerpen.be/news/press-item/crimi naliteitscijfers-2013-een-nieuw-elan.

9. Барт де Вевер защищает Антверпен от наркотиков. URL: http://www.knack.be/nieuws/belgie/bart-de-wever-ver dedigt-antwerps-drugsbeleid/article-normal-105047.html

Notes

1. Kislukhin V.A. Current trends in the development and organization of the police department in the states of the Union and the Benelux countries of the Eurasian Union // The law and practice. 2013. № 2 (12).

2. Benelux. URL: http://www.en.wikipedia.org>wiki/ Bene lux

3. Kislukhin V.A. Legal regulation of the Police Union Benelux countries in the fight against drug trafficking // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2013. № 21.

4. Kislukhin V.A., Makarov A.N. Belgian police: historical and legal aspect // The police and society: the forms and methods of work to strengthen the authority of the police among the population: proceedings XIII conference on national sections IPA countries of Central and Eastern Europe. Pyatigorsk, 2012. № 9.

5. Belgium. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Belgium

6. Wetgeving over illegale drugs. URL: http://www.vad.be/ alcohol-en-andere-drugs/wetgeving/illegale-drugs.aspx

7. The Federale police: http://www.polfed-fedpol.be/#; Locale politie. URL: http://www.lokalepolitie.be/portal/nl/ home.html

8. Criminaliteitscijfers 2013: een nieuw ^an. URL: http:// www.politieantwerpen.be/news/press-item/criminaliteitsci-jfers-2013-een-nieuw-elan.

9. Bart De Wever verdedigt Antwerps drugsbeleid. URL: http://www.knack.be/nieuws/belgie/bart-de-wever-verde-digt-antwerps-drugsbeleid/article-normal-105047.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кислухин В.А. Проблемы безопасности в субъектах Бельгийской федерации и роль полиции в их решении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.