Научная статья на тему 'Правовое регулирование деятельности полиции Люксембурга по реализации государственной антинаркотической политики'

Правовое регулирование деятельности полиции Люксембурга по реализации государственной антинаркотической политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
321
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИНЯ ЭРМЕЗИНДА / ХАРТИЯ ВОЛЬНООТПУЩЕНИЯ / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ НАЧАЛЬНИКОВ ПОЛИЦИИ ГОСУДАРСТВ СОЮЗА БЕНИЛЮКС / АНАЛИЗ СЛЮНЫ / COUNTESS ERMESINDE / CHARTER FREEDMEN / DRUG POLICY / STRATEGIC ADVISORY COUNCIL OF CHIEFS OF POLICE UNION BENELUX / ANALYSIS OF SALIVA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кислухин Владимир Александрович

Предмет работы составляют правовые акты, направленные на регулирование полицейской деятельности в Люксембурге в период Средневековья и в настоящее время; дается анализ ситуации, сложившейся в последние годы в Великом Герцогстве Люксембург в связи с проблемой неконтролируемого оборота наркотиков; указана роль полиции в деятельности по борьбе с наркоторговлей и наркоманией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the Luxembourg police to implement the state drug policy

The subject of the work constitute legal acts aimed at regulating policing in Luxembourg during the Middle Ages and now; an analysis of the situation in recent years in the Grand Duchy of Luxembourg in connection with the problem of uncontrolled trafficking; contains the role of the police in combating drug trafficking and drug addiction.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование деятельности полиции Люксембурга по реализации государственной антинаркотической политики»

Кислухин В.А. Правовое регулирование деятельности полиции Люксембурга по реализации государственной антинаркотической политики

УДК 341:351.761.3

Кислухин Владимир Александрович Kislukhin Vladimir Alexandrovich

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права и административного процесса

Волго-Вятский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (610000, Киров, ул. Московская, 30)

candidate of sciences (law), associate professor of administrative law and administrative process Volga-Vyatksky institute (branch) Moscow state university of law named after O.E. Kutafin (30 Moscowskaya str., Kirov, 610000)

E-mail: [email protected]

Правовое регулирование деятельности полиции Люксембурга по реализации государственной антинаркотической политики

Legal regulation of the Luxembourg police to implement the state drug policy

Предмет работы составляют правовые акты, направленные на регулирование полицейской деятельности в Люксембурге в период Средневековья и в настоящее время; дается анализ ситуации, сложившейся в последние годы в Великом Герцогстве Люксембург в связи с проблемой неконтролируемого оборота наркотиков; указана роль полиции в деятельности по борьбе с наркоторговлей и наркоманией.

Ключевые слова: графиня Эрмезинда, Хартия воль-ноотпущения, антинаркотическая политика, Стратегический консультативный совет начальников полиции государств Союза Бенилюкс, анализ слюны.

The subject of the work constitute legal acts aimed at regulating policing in Luxembourg during the Middle Ages and now; an analysis of the situation in recent years in the Grand Duchy of Luxembourg in connection with the problem of uncontrolled trafficking; contains the role of the police in combating drug trafficking and drug addiction.

Keywords: countess Ermesinde, Charter freedmen, drug policy, Strategic advisory council of chiefs of police Union Benelux, analysis of saliva.

Интеграция органов внутренних дел России в мировое полицейское содружество, необходимость регулярного общения отечественных служителей правопорядка со своими зарубежными коллегами в процессе противостояния транснациональной преступности требуют от российских полицейских высокой правовой культуры, профессионализма, широты мышления, готовности понять и оценить нестандартные подходы иностранных блюстителей закона к их правоохранительной деятельности.

Правовые акты, направленные на реформирование органов внутренних дел России, предусматривают поиск и нахождение объективных критериев оценки результатов полицейской службы, изучение и использование современных форм и методов борьбы с правонарушениями, проведение системных исследований иностранного опыта с целью выработки рекомендаций по внедрению передовых технологий в деятельность российской полиции.

Отсюда возникает актуальная необходимость изучения положительного опыта противодействия преступности в передовых и демократически раз-

витых странах, достигших высоких результатов в обеспечении безопасности населения, реальной защиты прав, свобод и законных интересов своих граждан.

Примером такого государства, в котором органы исполнительной власти, выполняющие правоохранительную функцию, имеют серьезные достижения в борьбе с правонарушениями, обеспечивают на высоком уровне законность и правопорядок в условиях правового государства, является Великое Герцогство Люксембург

Внутренняя политика Великого Герцогства основывается на реализации национальной концепции — так называемой «люксембургской модели», ориентированной на экономическое процветание, общественно-политическую стабильность, инициативу и энергию жителей этого небольшого по территории и численности населения государства.

В международных отношениях, несмотря на свои скромные размеры, Великое Герцогство играет важную роль в современной мировой политике, экономике и праве.

В свете инициатив руководителей России Владимира Путина и Дмитрия Медведева по налаживанию

разносторонних дружеских связей со странами Бенилюкса возрастает интерес отечественных ученых и правоприменителей к Люксембургу, его правовой системе и деятельности главного правоохранительного органа — Великогерцогской полиции.

Основательницей полиции Люксембурга историки считают правившую страной в XIII веке графиню Эрмезинду, которая в августе 1244 года подарила своим подданным грамоту вольности — Хартию вольноотпущения, провозгласив в ней свободу жителей города Люксембурга обладать «волей и безопасностью по отношению к личности и имуществу», вменив в обязанность своим вассалам из числа дворянского сословия и министериалов обеспечение «мира и спокойствия», защиту города от противоправных посягательств [1, р. 51—58].

Благодаря грамотам вольности, подаренным Эрмезиндой городам Люксембургу, Эхтернаху и Тионвиллю, ставшим первыми правовыми актами в стране, направленными на регулирование правоохранительной деятельности, органы местного самоуправления этих городов смогли на свои средства создать вооруженные отряды, выполнявшие полицейские функции, и отряды ополчения — городскую милицию.

В результате мудрого правления графини Эр-мезинды в государстве на полвека воцарились мир и покой, активно развивались культура, экономика и право; силы средневековой полиции и милицейские формирования исправно следили за безопасностью и общественным порядком.

На протяжении последующих столетий Люксембург практически постоянно находился под игом оккупировавших это небольшое государство могущественных европейских держав — Бургундского герцогства, Испании, Австрии, Франции, Германии, Нидерландов, которые насаждали на подвластной территории свое законодательство и свою систему правоохранительных органов.

В современном Люксембурге руководство полицейскими формированиями осуществляет Великий Герцог — Верховный главнокомандующий всеми вооруженными силами государства. Численность Великогерцогской полиции составляет примерно 1,5 тысячи человек.

В соответствии с Законом от 31 мая 1999 года «О создании корпуса Государственной полиции Люксембурга и Главной инспекции полиции» основной миссией полиции Люксембурга является обеспечение внутренней безопасности и законности, забота о поддержании общественного порядка и урегулирование конфликтов (ст. 2 Закона) [2, в. 1801—1824].

Подданные государства с уважением относятся к работе сотрудников полиции, дают положительную оценку их деятельности и выражают доверие к органам правопорядка.

Полиция в свою очередь старается стать для населения страны социальным гарантом, оказывающим всемерную помощь в защите его прав и свобод от противоправных посягательств.

Особенно ощутимыми для государства и общества стали результаты деятельности Великогерцогской полиции в начале XXI века в связи с проблемой потребления наркотиков в стране и как следствие резким ростом преступности.

В этот период в Западную Европу под видом политических беженцев из Марокко, Нигерии, Кот-д’Ивуара, других стран Африки хлынул поток эмигрантов.

Обосновавшись в Люксембурге, часть из них организовала международную сеть поставки на новую родину наркотиков из различных регионов мира. Вначале эмигранты наводнили это небольшое европейское государство каннабисом, другими психоактивными веществами, завезенными из Марокко и Нидерландов. Затем преступные группировки наладили поставку из Бельгии «экстази» и амфетаминов. Из стран Латинской Америки транзитом через морские порты Испании и Португалии в Люксембург стал поступать кокаин. Из Афганистана через территории Турции, Румынии, Польши и Болгарии — героин.

Попытка полиции Великого Герцогства бороться с бандами наркоторговцев старыми, привычными методами не приносила заметных результатов.

Поставщики «дури» легко обходили пункты пограничного и таможенного контроля, используя изощренные способы сокрытия нелегального товара.

Так, например, кокаин, полученный где-нибудь в Колумбии из листьев коки или кокаиновой пасты, в подпольных лабораториях Латинской Америки в результате химических реакций включался в состав пчелиного воска, пластика или другого безобидного материала, а затем уже в Европе в другой подпольной лаборатории восстанавливался до своего первоначального состояния. Проблемой для полицейских становилось и задержание наркодилера с поличным во время сбыта «продукта».

Места для продажи наркотика дилер выбирал обычно труднодоступные для полиции — в частных квартирах, кафе, барах. Расфасованное по небольшим пакетикам вещество продавец прятал в рот. В случае его задержания наркодилер старался проглотить пакетики, лишив полицейских доказательной базы. Распространители наркотиков втягивали людей, включая молодежь Люксембурга, в потребление «дури», продавая жертвам «продукт» вначале высокого качества, а затем сбывали порошок за ту же цену, но уже с меньшим содержанием психоактивного вещества. В том случае когда наркоман опять приобретал качественный «продукт», прием «дозы» с высоким содержанием наркотика зачастую приводил к гибели потребителя в результате передозировки.

«Подсаженные» на наркотики больные люди совершали нападения на своих беззащитных сограждан, завладевали их сумками, ноутбуками, другими ценностями с целью продать похищенное и на вырученные деньги приобрести «дозу».

По свидетельству начальника столичного комиссариата Патрика Рейнхардта, полиция была вы-

Кислухин В.А. Правовое регулирование деятельности полиции Люксембурга по реализации государственной антинаркотической политики

Кислухин В.А. Правовое регулирование деятельности полиции Люксембурга по реализации государственной антинаркотической политики

нуждена возвращать наркоману героин или другие наркотические вещества потому, что подобные личности, оставшись без наркотика, под воздействием «ломки» в агрессивном состоянии стали бы добывать деньги на покупку зелья любым, даже преступным путем, включая убийство. По словам столичного начальника, в данном случае полицейские выступали не как блюстители закона, а как «сухие прагматики» [3, в. 12—17].

Среди лиц, потреблявших наркотики, резко возросло количество людей, зараженных ВИЧ-инфекцией, различными формами гепатита, сифилисом и другими сопутствующими наркомании заболеваниями.

Правительство Люксембурга на основе анализа сложившейся ситуации вынуждено было принять срочные меры по противодействию незаконному обороту наркотиков в стране, делая упор в антинаркотической политике на национальные силы охраны здоровья, законности, правопорядка и международную помощь. Правительством были разработаны два документа, основанные на нормах национального, европейского и международного права, заложившие основу борьбы за здоровье нации: Национальная стратегия антинаркотической политики и Национальный план действий на период 2010—2014 годы [4]. Национальная стратегия анти-наркотической политики предусматривала решение двух основных задач: сокращение «спроса» на наркотики со стороны потребителей и ликвидацию «предложения» со стороны производителей и распространителей зелья.

Правительство поручило 11 своим министерствам и 13 ведомствам объединить усилия в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, организовать совместно с неправительственными организациями, представителями гражданского общества проведение мероприятий по предупреждению наркомании и лечению наркобольных. Министерство юстиции получило задание подготовить предложения о внесении изменений в законодательство по усилению уголовной и административной ответственности за производство и распространение наркотиков, активизировать деятельность по ресоциализации лиц, отбывающих наказание и готовящихся к освобождению из мест лишения свободы. Координацию действий органов государственной власти и добровольных общественных формирований правительство поручило специально созданной объединенной рабочей группе под председательством Министерства здравоохранения страны.

Для проведения антинаркотической политики правительство сформировало «агрегированный» бюджет, объединив финансы министерств и ведомств, задействованных в реализации Национальной стратегии, и увеличив его более чем на 300%.

Одно из главных мест в реализации Национальной стратегии антинаркотической политики и Национального плана действий правительство страны отвело Министерству внутренних дел Люксембурга.

Выполняя поставленную задачу, сотрудники органов внутренних дел Великого Герцогства совместно с представителями Министерства здравоохранения, Министерства образования и семьи организовали проведение учебных курсов, анкетирование, распространение листовок, брошюр в учебных заведениях, больницах, учреждениях пенитенциарной системы, в которых выступали с лекциями о вреде употребления как традиционных, так и «дизайнерских» наркотиков, с пропагандой безопасного секса. Параллельно полицейские занимались выявлением и привлечением к ответственности лиц, распространявших зелье в этих заведениях.

По инициативе парламента в базовый Закон от 19 февраля 1973 года «О продаже лекарственных веществ и борьбе против наркомании» (далее — Закон) были внесены поправки, которые декриминализировали употребление каннабиса в небольших количествах, но усилили меры административной и уголовной ответственности за производство, распространение наркотических средств и психотропных веществ «тяжелого» ряда — героина, кокаина, ЛСД, экстази и других [5, в. 319, 1180]. Соответствующие изменения, увеличившие суммы штрафов и сроки лишения свободы, были внесены и в Кодекс уголовного права и Кодекс уголовного расследования за совершение преступлений, связанных с производством и распространением «тяжелых» наркотиков.

В то же время, новации уголовного законодательства предусмотрели отсрочку исполнения приговора или замену тюремного заключения для лиц, совершивших нетяжкие преступления и пожелавших добровольно излечиться от наркозависимости. В соответствии с Законом судье было предоставлено право заменить наказание в виде лишения свободы обязательным прохождением курса лечения или приостановить исполнение приговора на период лечения лица от наркотической зависимости. По решению судьи мониторинг за поведением правонарушителя может осуществляться с помощью специального браслета, надетого на ногу контролируемого лица, и системы электронного слежения, обеспечивающего ограничение свободы передвижения.

Согласно поправкам, внесенным в Закон, а также в соответствии с указами Великого Герцога, направленными на регулирование отношений в сфере лечения наркозависимых лиц, врачам предоставлено право применять так называемую заместительную терапию, то есть медицинское введение в организм пациента, страдающего от «ломки», наркотических средств — метадона, диацетилморфина (героина), бупренорфина.

Изменения были внесены и в порядок приобретения лекарств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, через аптечные пункты и другие медицинские учреждения. Отныне такие лекарства могут приобретаться только по рецептам, выписанным лечащим врачом. В Люксем-

бурге введен запрет на продажу и использование средств, способных снизить или каким-либо другим образом исказить уровень содержания наркотика в крови или моче человека.

Закон также был дополнен нормами, регулирующими отбывание наказания лицами, осужденными за совершение преступлений в состоянии наркотического опьянения. Для той категории заключенных, которые смогли в тюрьме избавиться от пагубной привычки, встать на путь исправления, после освобождения из мест лишения свободы государство предусмотрело обеспечение их работой и жильем с условием постоянного нахождения под контролем полиции.

По инициативе Национального комитета по социальной защите (Comite National de Defene Sociale — CNDS) в столице и в провинции были открыты центры реабилитации, носящие такие названия, как «комната для потребления», «банк загрузки». Больным, страдающим наркотической зависимостью, в этих центрах предоставляются чистые иглы и шприцы для употребления наркотиков, дневной уход, низкие цены за питание и обслуживание. По мнению властей, наркоманы в этом случае не будут прятаться от полиции, не будут использовать зараженные иглы и шприцы, не будут погибать от передозировки наркотиков.

Интернационализация незаконного оборота наркотиков потребовала от полиции Люксембурга кооперации с зарубежными правоохранительными органами в применении адекватных мер воздействия на международную уголовную среду.

В целях пресечения деятельности транснациональных преступных группировок МВД Великого Герцогства совместно с Министерством иностранных дел Люксембурга наладило сотрудничество со своими коллегами в государствах Союза Бенилюкс и стражами правопорядка соседних стран — Франции и Германии.

Так, согласно Договору о Бенилюксе от 17 июня 2008 года и в соответствии с решениями, принимаемыми Стратегическим консультативным советом начальников полиции государств Союза Бенилюкс, полицейские Люксембурга, Нидерландов, Бельгии проводят регулярные совместные оперативно-разыскные мероприятия по противодействию наркотрафику и другим преступлениям международного характера.

Например, во время проведения недавней международной операции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков полицейскими Люксембурга, Нидерландов и Бельгии совместно с коллегами из Франции были проверены десятки тысяч единиц автотранспорта, задержаны сотни наркокурьеров.

Проверки осуществлялись на всех магистралях Бенилюкса и Франции, включая железнодорожный транспорт, аэровокзалы, автобаны и провинциальные дороги с целью ограничения наркотуризма, выявления и пресечения незаконного оборота наркотиков. В результате было установлено свыше 120 фактов незаконной транспортировки наркотиков.

Материалы по данным фактам направлены в судебные органы для привлечения виновных лиц к уголовной и административной ответственности. В ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий в населенных пунктах стран Бенилюкса обнаружено 8 наркопритонов, у содержателей которых изъято более 700 г гашиша, 4 кг марихуаны, десятки упаковок героина, 170 г кокаина, около 30 г наркотиков амфетаминового ряда, 66 г галлюциногенных грибов. В процессе проведения полицейской операции у преступников были обнаружены 31 единица огнестрельного, холодного оружия и кастет. На нарушителей закона судами наложены административные штрафы на общую сумму 3 294 евро, 8 человек взяты под стражу [6].

Полицейские Люксембурга используют в своей работе новые нетрадиционные способы выявления лиц, употребляющих наркотики.

Так, по примеру коллег из немецкой земли Саар, полиция Великого Герцогства стала применять в своей работе детекторное устройство, позволяющее определить содержание наркотика в крови водителя путем анализа его слюны. Если полицейский заметил, что водитель ведет себя неадекватно, он вначале тестирует проверяемого на выраженность рефлексов, равновесие, реакцию зрачков. В том случае, если водитель не смог пройти самое простое тестирование, следует проведение анализа на содержание наркотика в слюне. Для этого у водителя берется слюна на ватный тампон и вкладывается в стержень, который вводится с детекторное устройство.

Датчик устройства способен обнаружить присутствие в организме как синтетических наркотиков (например, амфетаминов или экстази), так и наркотиков растительного происхождения (марихуаны, героина, кокаина и др.).

Если тест на содержание наркотика в слюне дал положительный результат, проводится дополнительное исследование на содержание наркотика в моче и крови.

Тест слюны не является самостоятельным доказательством в суде, а служит лишь в качестве одного из инструментов, с помощью которого осуществляется профилактика аварий и обеспечивается безопасность дорожного движения. В том случае если проверяемый отказывается проходить тест по слюне, его доставляют в полицейский участок, где водителю предлагают провести анализ мочи и крови на содержание наркотиков.

Тестирование по слюне помогает выявить наркотическое опьянение в течение 5—8 часов после приема наркотика внутрь организма. Анализ мочи и крови позволяет обнаружить следы наркотика через неделю после его употребления.

Отказ от прохождения процедуры тестирования служит основанием к изъятию у водителя удостоверения на право управления автотранспортом [7].

В результате выполнения органами власти Люксембурга Национального плана действий, активной гражданской позиции добровольных обществен-

Кислухин В.А. Правовое регулирование деятельности полиции Люксембурга по реализации государственной антинаркотической политики

Кислухин В.А. Правовое регулирование деятельности полиции Люксембурга по реализации государственной антинаркотической политики

ных формирований количество преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, заметно сократилось. Снизилось в десятки раз количество людей, погибших в результате передозировки наркотиков. Уменьшилось число неблагополучных семей, в которых родители-наркоманы воспитывают малолетних детей.

По мнению главного комиссара полицейского управления столичного района «Оберштадт» Патрика Номмеша, снижение уровня преступности во многом связано с сокращением масштабов незаконного оборота наркотиков. Такого результата удалось добиться благодаря регулярному патрулированию улиц столицы Люксембурга и других городов пешими нарядами, усилением видеоконтроля, максимальной приближенностью полиции к населению [8, в. 44—45].

Как показывают предварительные результаты выполнения Национального плана действий, за период реализации антинаркотической политики рабочей группе удалось накопить значительный объем информации и создать национальную базу данных о наркообороте в стране, включающую сведения о распространенности различных видов наркотиков, состоянии заболеваемости населения в результате употребления наркотических средств и психотропных веществ. Такая постоянно обновляемая база данных стала основой для проведения необходимых научно-исследовательских работ в этой сфере, увеличила возможности для объективной оценки результатов проводимых органами власти мероприятий, поспособствовала принятию конкретных и взвешенных политических решений в области борьбы с наркоторговлей и наркоманией.

К сожалению, несмотря на достигнутые полицией успехи, опасность наркотизации населения Люксембурга полностью не исчезла. На сегодняшний день на учете в органах здравоохранения состоит более 2 500 наркозависимых лиц. В тюрьмах Люксембурга остается большое число заключенных с аддиктивным поведением и не отказавших-

ся от внутривенного употребления наркотиков. Не уменьшается число лиц, потерявших жилье, работу, семью в результате их пагубного пристрастия к зелью.

Поэтому, несмотря на достигнутые успехи, перед полицией Люксембурга стоят сложные задачи по дальнейшей реализации Национальной стратегии антинаркотической политики и выполнению Национального плана действий.

А накопленный опыт, передовые методы работы Великогерцогской полиции при творческом подходе и с учетом российской специфики могут быть успешно использованы в деятельности отечественных сил правопорядка.

Примечания / Notes

1. Ermesinde et I’affranchissement de la ville de Luxembourg // Sous ladirection de M. Margue. Publications du CLU-DEM, t. 7. Luxembourg, 1994.

2. Loi du 31 mai 1999 portant creation d’un corps de police grand-ducale et d’une inspection generale de la police. «Memorial». Journal Officiel de Grand-Duche de Luxembourg. 5 juillet 1999. A-№ 87. Recueil de Legislation.

3. CaregariL. Die Schiedsrichter // Ons Stad. Luxemburg, 2013. № 104.

4. National drug report. Grand Duchy of Luxembourg. New developments, trends and in-depth information on selected issues. URL: http://www.sante.public.lu/publications/rest-er-bonne-sante/drogues-illicites-dependances/etat-phe-nomene-drogue-gdl-rapport-annuel-relis/etat-phenomene-drogue-gdl-rapport-annuel-relis-2013-fr-en.pdf

5. Offcial gazette A 1973; Offcial gazette A 2001, (Adoption: 27/04/2001).

6. Benelux. URL: http://www.en.wikipedia.org>wiki/Ben-elux

7. Luxemburg — Ab den 1. Mai wird diegrobherzogli-che Polizei eine neue Metthode anverden, um Rauschmit-tlkonsum bei Autofahrern nachzuweizen. URL: http://www. tageblatt.lu/nachrichten/luxemburg/story/Bitte-etwas-Speichel-12006915

8. Sсhmit R. Taschendiebstahle, Drogen, Bettelei // Ons Stad. Luxembourg, 2013. № 104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.