Научная статья на тему 'Полиция стран Бенилюкса: положительный опыт требует изучения'

Полиция стран Бенилюкса: положительный опыт требует изучения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
480
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кислухин Владимир Александрович

Статья посвящена вопросам правового регулирования совместной деятельности полиции государств Бенилюкса в борьбе с преступностью. В статье рассказывается об истории возникновения и развитии экономического союза Бенилюкс, роли полиции Бельгии, Нидерландов и Люксембурга в защите прав и свобод человека. Автором вносятся предложения по изучению опыта полиции стран Бенилюкса и творческом его использовании в деятельности сил правопорядка стран Евразийского союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Police of the Benelux countries: positive experience demands studying

Article is devoted questions of legal regulation of joint activity of police of the states of the Benelux countries in struggle against criminality. In article the Benelux countries, roles of police of Belgium, the Netherlands and Luxembourg in protection of the rights and freedom of the person are told about stories of occurrence and development of the economic union. The author makes offers on studying of experience of police of Benelux countries and its creative use in activity of forces of law and order of the countries of the Euroasian union.

Текст научной работы на тему «Полиция стран Бенилюкса: положительный опыт требует изучения»

ства Независимых Государств. — 1 ggB. — N 1B. — С. 103 — 12B.

21. СЗ РФ. — 2004. — N 31. — Ст. 3215.

22. СЗ РФ. — 1 gg6. — N 17. — Ст. igiB; ^8. — N48. — Ст. 5857; 1 ggg. — N 28. — Ст. 3472; 2001. — N33. — Ст. 3424; 2002. — N 52. — Ст. 5141; 2004. —

N27. — Ст. 2711; N 31. — Ст. 3225; 2005. — N 11. — Ст. g00; N 25. — Ст. 2426; 2006. — N 1. — Ст. 5; N 2. — Ст. 172; N 17. — Ст. 1780; N 31. — Ст. 3437; N43. — Ст. 4412; 2007. — N 1. — Ст. 45; N 22. — Ст. 2563; N 18. — Ст. 2117; N 41. — Ст. 4845; N 50. — Ст. 6247; Ст. 624g.

23. Законность. — 2011. — N 8.

B.A. Кислухин

Кислухин Владимир Александрович — доцент кафедры теории и истории государства и права Вятского государственного гуманитарного университета, кандидат юридических наук, доцент, член Международной полицейской ассоциации

E-mail: pravo@kisluhin.kirov.ru

Полиция стран Бенилюкса: положительный опыт требует изучения

Статья посвящена вопросам правового регулирования совместной деятельности полиции государств Бенилюкса в борьбе с преступностью. В статье рассказывается об истории возникновения и развитии экономического союза Бенилюкс, роли полиции Бельгии, Нидерландов и Люксембурга в защите прав и свобод человека. Автором вносятся предложения по изучению опьыта полиции стран Бенилюкса и творческом его использовании в деятельности сил правопорядка стран Евразийского союза.

Article is devoted questions of legal regulation of joint activity of police of the states of the Benelux countries in struggle against criminality. In article the Benelux countries, roles of police of Belgium, the Netherlands and Luxembourg in protection of the rights and freedom of the person are told about stories of occurrence and development of the economic union. The author makes offers on studying of experience of police of Benelux countries and its creative use in activity of forces of law and order of the countries of the Euroasian union.

С 1 января 2012 года три государства — Россия, Белоруссия, Казахстан — приступили к реализации нового интеграционного проекта — Евразийского Союза (ЕАС).

В перспективе ЕАС будет представлять собой конфедеративное образование с единым экономическим, политическим, военным, таможенным, культурным и правовым пространством и явится связующим звеном между экономиками стран Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона.

По утверждению Владимира Путина, «Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов»1.

Образование мощного конкурентоспособного экономического блока с единым правовым пространством несомненно вызовет потребность в реформировании правоохранительных органов суверенных держав, в создании надгосударственных структур с целью координации действий по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Евразийского Союза.

В этой связи следует, на наш взгляд, обратить внимание на опыт интеграции трех европейских государств, образовавших в 1958 году экономический союз под названием Бенилюкс.

Изучение опыта долговременного динамичного совместного развития Нидерландов, Бельгии и Люксембурга сегодня становится актуальной задачей еще и потому, что позволяет создателям Евразийского Союза интенсифицировать процесс интеграции, выявить очевидные преимущества новой конфедерации, поможет избежать бюрократизации властных структур ЕАС, не допустить повторения ошибок европейской модели, наметить правильные направления в движении к прогрессу.

Именно опыт Бенилюкса позволяет консолидировать усилия государств-участников на построении единого экономического, таможенного пространства внутри небольшой группы стран с наиболее успешно развивающейся экономикой, а не следовать примеру создания громоздкого, аморфного, разнонаправленного, плохо управляемого конгломерата из 27 стран, каким выступает сегодня Европейский Союз.

История Бенилюкса начинается с подписания 25 июля 1921 года документа о создании Бельгийско-Люксембургского экономического союза, отменившего таможенные пошлины и другие препятствия для свободной циркуляции товаров и услуг. Затем последовала череда подписания других соглашений, направленных на совершенствование отношений между тремя развитыми эконо-

Кислухин В.А. Полиция стран Бенилюкса: положительный опыт требует изучения

Кислухин В.А. Полиция стран Бенилюкса: положительный опыт требует изучения

миками Западной Европы — Бельгии, Нидерландов, Люксембурга.

Основной документ — Договор об Экономическом союзе Бенилюкс (Benelux Economic Union) — был подписан 3 февраля 1958 года в Гааге и вступил в силу с 1 ноября 1960 года. Договор объединил три передовые в политическом, экономическом, правовом отношении европейские державы в содружество, основанное на их общем историческом прошлом, многовековых торговых, культурных и языковых связях. Главным и решающим фактором создания Союза явилось желание граждан трех сравнительно небольших по территории и численности населения стран играть более значительную роль в европейской и мировой политике.

Договор об Экономическом союзе определил в качестве главной цели Бенилюкса укрепление сотрудничества в широком европейском контексте, создание единого рынка его участников, свободное движение граждан, товаров, услуг и капитала, координацию экономической, финансовой, военной, социальной политики, укрепление внешнеэкономических связей2.

Спустя 50 лет после подписания указанного выше соглашения возникла необходимость подвести итоги деятельности Союза, зафиксировать в едином правовом акте достигнутые на пути интеграции результаты и сформулировать новые методы и формы сотрудничества стран-участниц.

С этой целью 17 июня 2008 года в Гааге главами правительств Бельгии, Нидерландов и Люксембурга был подписан новый документ — Соглашение, пересматривающее Договор о создании Экономического союза Бенилюкс (Treaty revising the Treaty establishing the Benelux Economic Union)3.

Соглашение стимулирует развитие здравоохранения, культуры, науки, образования, защиту окружающей среды, сотрудничество между органами исполнительной и судебной власти стран-участниц в деле обеспечения правопорядка, правосудия, национальной и межгосударственной безопасности. Экономический союз стал называться просто — Союз Бенилюкс (Benelux Unie), что должно свидетельствовать не только об его экономической направленности, но и об усилиях, осуществляемых в политической, военной, правоохранительной и иных сферах деятельности.

Соглашение содержит правовые нормы, регулирующие отношения стран-участниц в области обеспечения безопасности. Эти нормы права получили название «Правила выполнения служебных полномочий служащими полиции». Правила представляют определенный комплекс прав и обязанностей, которыми наделяются полицейские при проведении мероприятий за пределами границ своих государств4.

Так, сотрудники нидерландской, бельгийской, люксембургской полиции в соответствии с Правилами могут вести совместное патрулирование в любых регионах в пределах границ Бенилюкса, оказывать обоюдную помощь в обеспечении обще-

ственного порядка при проведении многолюдных мероприятий или в случае возникновения межнациональных конфликтов. После уведомления принимающей стороны стражам правопорядка разрешается преследовать за пределами своего государства и подвергать задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступлений или скрывшихся из мест лишения свободы. Полицейские могут также в случае необходимости применять силу и другие меры физического воздействия при задержании преступника. При этом сотрудники должны использовать свою национальную униформу, автотранспорт, технические средства, оружие. Но в том случае, когда задержание подозреваемого не терпит отлагательств, преследование и захват такого лица могут быть осуществлены немедленно без предварительного согласования своих действий с заинтересованным государством, но с последующим направлением информации о произведенных действиях в адрес принимающей стороны.

Полицейские имеют также право сопровождать на сопредельной территории высших должностных лиц (например, членов правительства), обеспечивать общественный порядок во время движения по дорогам соседних государств различных групп или колонн (к примеру, демонстрантов, футбольных болельщиков).

Во всех случаях полицейский должен ответственно относиться к своим обязанностям, уважать законодательство принимающего государства, иметь при себе служебное удостоверение. За нарушение законов сопредельного государства полицейский служащий несет ответственность в соответствии с правовыми нормами стран Бенилюкса.

Но случаев нарушения законности со стороны полицейских практически не встречается, поскольку строгий отбор, хорошая подготовка и престижная работа в полиции, наряду с высоким денежным содержанием, стимулируют каждого сотрудника полиции к честному и добросовестному выполнению своих служебных обязанностей.

В основе подбора, обучения и расстановки кадров во всех трех странах лежит принцип социализации полиции. Данный принцип заключается в служении полиции обществу и человеку, в оказании населению услуг по обеспечению законности, безопасности и правопорядка, в личной ответственности должностных лиц за состояние оперативной обстановки на вверенном участке работы. Полиция является открытой для общества организацией, способной идти на тесное взаимодействие с населением в борьбе с правонарушениями, готовой отчитаться за свою деятельность перед гражданами.

Действующая система комплектования и подготовки кадров полиции в Бенилюксе весьма эффективна. Об этом свидетельствуют как высокие рейтинги полиции внутри государств, так и мнения, высказанные зарубежными специалистами. В глазах большей части населения служащий полиции является эталоном представителя власти и служит

примером честности и неподкупности для подрастающего поколения.

Принцип социализации устанавливается в положениях полицейского законодательства каждой из стран Бенилюкса.

Так, например, в Нидерландах свою власть полиция получает от населения и в соответствии с Законом от 9 декабря 1993 года «О полиции» реализует ее на основе партнерских отношений с этим населением. Полиция является частью гражданского общества и, занимаясь полицейским обслуживанием населения, обеспечивая его защиту, становится, по существу, социальным органом.

«Полиция выполняет задачи, находящиеся под ведомством компетентной власти, в соответствии с нормами действующего законодательства в целях обеспечения эффективного приведения в действие правовых норм и предоставления помощи тем, кто в ней нуждается», — гласит глава 2 Закона 1993 года «О полиции»5.

Аналогичные нормы содержатся в законах о полиции в Бельгии и Люксембурге.

Так, в Королевстве Бельгия статья 1 Закона от 5 августа 1992 года «О функциях полиции» устанавливает следующее положение: «Службы полиции выполняют свою миссию, находясь в распоряжении ответственной власти, действующей на основе и в силу закона. Деятельность административной и судебной полиции направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, заботу об их соблюдении в условиях демократического общества»6.

В Бельгии стражи порядка пользуются заслуженным авторитетом у населения Королевства. Положительную характеристику полицейским служащим дают и зарубежные исследователи. «Полиция в этой стране, — пишет профессор Д.К. Дас из Университета Западного Иллинойса (США), — это продукт национальной культуры, истории, социологии и традиций... и, вероятно, полиция Бельгии далеко превосходит любые другие полицейские силы в Европе вследствие ее открытости и доступности»7.

О приоритете прав человека говорится и в полицейском законодательстве Люксембурга. В соответствии с Титром I Закона от 5 июля 1999 года «О полиции Люксембурга» «главное предназначение полиции и армии государства — защита граждан от преступных посягательств внутри страны и за рубежом в случае возникновения опасности»8.

Этот же закон устанавливает, что подготовка профессиональных кадров должна быть направлена в первую очередь на защиту прав и свобод подданных Великого герцогства.

Как показывают опросы общественного мнения, граждане Люксембурга отмечают хорошую выучку своих полицейских, умение налаживать контакты с людьми. Поэтому более 80% населения Великого герцогства с уважением относятся к работе стражей правопорядка и дают положительную оценку их деятельности9.

В последние годы органы полиции всех трех государств добились весьма высоких результатов в

превенции, раскрытии и расследовании правонарушений. Во многом это связано с реформированием полицейских систем во всех трех странах. Реформы, которые были последовательно осуществлены в период 90-х годов прошлого столетия — начала XXI века, привели к повышению эффективности полицейской службы, искоренению случаев нарушения законности со стороны блюстителей порядка, разработке и принятию современного полицейского законодательства10.

Полиция Бенилюкса, как и любая другая социальная система Союза, динамично эволюционирует вслед за теми новациями, которые проводятся в повседневную жизнь правительствами государств-участников.

Полицейские совместно с сотрудниками других органов власти участвуют в постоянном мониторинге оборота наркотических средств, контролируют исполнение законодательства, легализующего деятельность «жриц любви», ведут борьбу с нелегальной миграцией и торговлей людьми.

В последние годы в результате активных миграционных процессов всего за несколько последних десятилетий страны Бенилюкса прошли путь от моноэтнического к полиэтническому обществу.

Более 20% жителей Нидерландов, Бельгии, Люксембурга — это выходцы из других регионов мира, которые внесли в новую для них среду свои духовные, культурные, религиозные ценности, чем вызвали определенную напряженность в традиционных отношениях, основанных на западноевропейском менталитете. Но, несмотря на возникшие трудности, государства Бенилюкса продолжают являться твердыми приверженцами идеи здорового и активно работающего гражданского общества.

Так, по мнению правительства Нидерландов, мирное сосуществование носителей различных этнических ценностей в условиях богатства и многообразия культур и религий, а также возможность свободно культивировать и пропагандировать в мультикультурном обществе свои ценности представляет собой «один из краеугольных камней голландской демократии, берущей свое начало в верховенстве права и вековых традициях терпи-

мости»1 1 .

Принцип социализации является и основой Профессионального кодекса полиции Нидерландов, который требует от каждого полицейского толерантного отношения к убеждениям, взглядам, привычкам людей, независимо от их расы, цвета кожи, вероисповедания, пола, сексуальной ориентации и возраста12.

По мнению большинства ведущих национальных и зарубежных исследователей, полицейские системы Нидерландов, Бельгии и Люксембурга органично вписываются в общие представления о требованиях, которые предъявляются к структуре, организации деятельности правоохранительных органов по защите конституционных прав и свобод граждан в развитых демократических государствах.

Кислухин В.А. Полиция стран Бенилюкса: положительный опыт требует изучения

Кислухин В.А. Полиция стран Бенилюкса: положительный опыт требует изучения

Конечно же, положительный опыт нидерландской, бельгийской, люксембургской полиции нельзя идеализировать, а тем более, механически копировать применительно к российской действительности. В деятельности полиции Бенилюкса существуют тоже пока еще не разрешенные проблемы, такие как излишняя бюрократизация выполнения процессуальных действий, разрастание административного аппарата и др. В каждом из государств Бенилюкса эти проблемы находят свое решение. Так, в Нидерландах с целью избавиться от излишнего администрирования и других недостатков в работе главного правоохранительного органа принято решение о реформировании системы управления и создании вместо многочисленных структурных подразделений единой национальной полиции. Этот процесс в Нидерландах должен завершиться в 2014 году13.

Опыт реформирования органов правопорядка и совместная деятельность полицейских сил стран Бенилюкса в борьбе с правонарушениями требуют пристального внимания и изучения исследователей, с тем чтобы, критически оценив и творчески осмыслив, использовать все положительное в практической деятельности правоохранительных органов стран — основательниц Евразийского союза: России, Белоруссии и Казахстана.

Опыт зарубежных коллег может быть востребован в процессе осуществления реформ по созданию эффективных органов управления полицейскими силами, при проведении оперативных мероприятий с целью пресечения деятельности международных преступных группировок, при подготовке полицейских кадров современной формации14.

К сожалению, среди личного состава органов полиции (милиции) в государствах будущего Евразийского союза пока что не до конца изжиты те негативные стороны, которые в ряде случаев проявлялись у сотрудников правоохранительных органов постсоветского периода: низкая правовая культура, неудовлетворительная профессиональная подготовка, слабая дисциплина, коррупция, другие пороки, противоречащие облику настоящего служителя правопорядка. Требуется глубокая модернизация всех сфер деятельности полиции (милиции) с целью полного искоренения этих и других недостатков из деятельности правоохранительных органов Евразийского союза. Пока что из трех государств — основателей Союза наиболее динамично и целенаправленно проводится реформирование сил правопорядка только в Российской Федерации. В двух других республиках этот процесс еще только начинается15.

Поэтому вхождение в состав Евразийского союза обязывает руководителей Белоруссии и Казахстана ускорить процесс реформирования, направить дополнительные усилия на кооперацию пра-

воохранительных органов трех стран и унификацию полицейского законодательства.

Цель реформирования органов правопорядка в государствах Евразийского союза можно будет считать достигнутой только в том случае, когда полиция сможет обеспечить гражданам реальное соблюдение их прав и свобод, защиту от противоправных посягательств, спокойную жизнедеятельность, удовлетворение повседневных нужд и потребностей населения. Для успешного достижения этой цели может быть использован опыт полиции стран Бенилюкса.

Примечания

1. Путин В.В. Евразийский союз — путь к успеху и процветанию // www/top.rbc.ru>Политика>

2. См.: Жирнов В.В. Экономика стран Бениюлюк-са. — М., 1993. — С. 3—5.

3. См.: Benelux // www.en.wikipedia.org>wiki/ Benelux>

4. Vanzelfsprekend is dit aan zeer strikte regels gebonden // www.minbzk.nl >

5. Wet van 9 desember 1993, tot vaststelling van een nievwe Politievet // Staatsblad. — 1993. — 11 des. (Пер. с нидерландс. A.H. Макарова).

6. 5 aout 1992. — Loisur la function de police (Note: Consultation des versins anterieures a partir du 02-04-1998 et mise a jour au 31-12-2010). Sourse: Interier. Function Publique. Justice. Publication: 22-12-1992 numero: 1992000606 page: 27124. Dossier numero: 1992-08-05/ 52. Entree en vigueur: 01-01-1993.

7. Das D.K. Belgian police: a research note // The Police Journal. — England, 1994. — V. LXVII. — № 2. — P. 157—162.

8. Memorial. Journal Officiel de Grand-Duche de Luxembourg. — 1999. — A-№ 87. Recueil de Legislation.

9. См.: Васьков М.Ю. Полицейские системы зарубежных государств: Пособие / М.Ю. Васьков, В.В. Князев. — М., 2008. — Ч. 4. — С. 8—11.

10. See: Ро^П in the Netherlands. Postbus 20011. 2500 EA Den Haag. — 2004. — January. — P. 10—21.

11. Национальный доклад, представленный в соответствии с пунктом 15 а) Приложения к Резолюции 5/1 Совета по правам человека. Нидерланды. Организация Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея // Distr. GENERAL. A/HRC/WG.6/1/NLD/1. 7 March 2008.

12. См.: Кислухин В.А. Профессиональный кодекс на службе у голландской полиции // Следователь. — 2009. — № 8. — С. 53—56.

13. See: Stikvoort J.J., Houcke H. Vorming nationale polotie maarkt vitalisering politieorganisatie mogelijk // Het Tijdschrift voor de Politie. — Jg. 73. — Nr. 6. — P. 6—10 (пер. с нидерландс. А.Н. Макарова).

14. См.: Полиция Бенилюкса и Франции провела акцию по борьбе с наркоторговлей // www.ria.ru> Оборона и безопасность >

15. См.: Милиция // www/wikipedia.org^iki/Ми-лиция>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.