STRATEGY OF ACTION AND IMPROVEMENT OF PUBLIC
ADMINISTRATION SYSTEM
A.XUDAYBERDIEVAa Tashkent State University of Law, Tashkent, 100047, Uzbekistan a Tashkent State University of Law
СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
А.ХУДАЙБЕРДИЕВАа Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, 100047, Узбекистан
а Ташкентского государственного юридического университета
ХДРАКАТЛАР СТРАТЕГИЯСИ ВА ЖАМОАТЧИЛИК БОШЦАРУВИ ТИЗИМИНИ ТАКОМИЛЛАШТИРИШ
А.ХУДАЙБЕРДИЕВАа Тошкент давлат юридик университети, Тошкент, 100047, Узбекистон аТошкент давлат юридик университети
Аннотация:в статье анализируется одно из направлений стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годахСовершенствование государственного и общественного строительства. Автор представил предложения по повышению эффективности общественного управления.
Ключевые слова: стратегия действий, гражданское общество, общественное управление, эффективность.
Аннотация:мацоладаУзбекистонРеспубликасини2017 - 2021
йиллардаривожлантиришнингбештаустуворйуналишларданбири булганДавлатважамиятцурилиштизиминитакомиллаштириштацлилэтилмокда. Муаллифтомониданжамоатчиликбошцарувсамарасиниоширишгадоиртаклифларкелтирилган.
Калит сузлар: Царакатларстратегияси, фуцароликжамияти, жамоатчиликбошцаруви, самарадорлик.
Abstract: the article analyzes one of the priority directions of actions on five priority directions of the development of the Republic of Uzbekistan in 2017-2021 Improvement of state and public construction. The author presented proposals to improve the effectiveness ofpublic administration.
Keywords: strategy of actions, civil society, public management, efficiency.
Построение гражданского общества является особым, наиболее высшим периодом в истории человечества, государства и права. Формирование гражданского общества - это, прежде всего цивилизованная взаимосвязь человека, общества, государства, где приоритетным является человек. Гражданское общество представляет собой опосредующее звено между обществом и государством. Одновременно в функциональном смысле гражданское общество - это средство воздействия общества на государство. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года.
№УП - 4947 была утверждена Государственная программа по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 20172021 годах. По первому из пяти направлений Стратегии действий - совершенствованию государственного и общественного строительства, предусматривается совершенствование системы «Электронное правительство», повышение качества и эффективности государственных услуг, практическую реализацию механизмов общественного контроля, усиление роли институтов гражданского общества и средств массовой информации[1].
Субъекты гражданского общества формально равны, отношения между ними регулируются гражданским правом. В качестве таких субъектов выступают не только и не столько отдельные индивиды, но и социальные группы и ассоциации - общественные объединения, политические партии, профсоюзы, союзы предпринимателей и т.д. Совершенно очевидно, что формирование гражданского общества невозможно без активного участия граждан в общественно-политической жизни государства. Генезис понятия «гражданское общество» вобрал многие ценности человеческой цивилизации.
Главный механизм гражданского общества - саморегуляция. Именно этим свойством определяется сущность гражданского общества. «Одной из фундаментальных задач, решение которых возлагается на гражданское общество, - отмечает Н.Г.Савичева-является умение ограничивать и контролировать власть» [2]. Государство, в свою очередь, должно действовать в интересах гражданского общества как внутри страны, так и вне ее пределов, создавать все условия для его эффективного и свободного функционирования, не допускать фактов нарушения и ограничения прав и свобод человека, а в случае наступления последних - принимать соответствующие меры воздействия в отношении нарушителей.
Гражданское общество - это не государственно-политическая, а, главным образом, социально-экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Не менее важным признаком гражданского общества является его открытость, демократичность, которое представляет собой саморазвивающееся, самоуправляемое общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Оно несовместимо с директивно-распределительной экономикой, навязыванием сверху. Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность являются краеугольным камнем, но вместе с тем и фундаментальными ценностями гражданского общества.
Таким образом, можно выделить такие характерные признаки гражданского общества, как:
- равенство всех форм собственности, свобода использования своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, функционирования негосударственных экономических структур [3];
- взаимодействие граждан относительно свободное, без непосредственного вмешательства государства через различные социальные институты;
- признание и защита прав и свобод человека и гражданина негосударственными способами, самозащита политическими средствами, моральными установками, созданием социальных условий и т.д.;
- свобода личности, ее независимость, демократичность государства;
- самоуправляемость (развивается местное самоуправление), участие граждан в управлении обществом через политические партии, общественные объединения, негосударственные экономические структуры, способность выработать механизм ограничения и контроля за деятельностью государства.
В последние годы в Узбекистане произошли существенные социально-политические изменения: развиваются механизмы рыночной экономики; складываются институты демократии и многопартийная система; общество стало более открытым. Узбекистан
уверенно продвигается к гражданскому обществу, но пока находится на стадии его формирования и укрепления. Гражданское общество - это сфера проявления инициатив свободных граждан и добровольно сформировавшихся организаций, огражденных законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти. Исследование отношений различных субъектов гражданского общества актуально по нескольким причинам.
Во-первых, тоталитарные политические режимы в Узбекистане в бытность советской власти для консолидации своей власти пресекали любые проявления гражданского общества. Плюрализм заменялся однопартийной системой, автономия -всепроникающим контролем, активность граждан -мобилизацией на достижение абстрактных идеалов. В конце ХХ века Узбекистан встал на путь формирования демократического общества. «Только в гражданском обществе индивид обретает статус субъекта свободы, освобождаясь от статуса быть заложником чужой политической воли, объектом манипулирования»[4].
Во-вторых, общество становится гражданским на определенном этапе своего развития. Политические и административные ресурсы нашего государства таковы, что без повышения уровня политической культуры населения поступательное продвижение к правовому государству невозможно. Гражданское общество в рамках системного подхода рассматривается как субъект формулирования объёмов гражданских прав и свобод, необходимых для воспроизводства населения, развития предпринимательства и обеспечения социальной ответственности бизнеса. Оно организуется благодаря разделению сфер влияния между государством и гражданином. Необходим научный анализ, который позволит определить результативность коммуникаций органов власти, направленных на формирование политической грамотности населения.
В-третьих, общественное мнение, являясь своеобразным способом функционирования общественного сознания, может служить индикатором духовно-практического отношения нашего общества и конкретной социальной группы к актуальным вопросам, способам их решения. По таким его характеристикам как компетентность, направленность, можно установить, какова доля населения, активно воспринимающего социальные проблемы.
Активизация гражданского общества, проявившаяся в последнее время, стала результатом масштабных общесоциальных изменений. В Узбекистане сложились социальные группы, для которых существенно выросла значимость ценности человеческого достоинства и ощущения себя субъектом общественной жизни. На первый план вышли проблемы соблюдения законов всеми субъектами социума и гражданских прав. Эти изменения должны быть осознаны и оценены отечественными политическими структурами, органами государственной власти и управления.
Налицо насущная необходимость адекватных перемен в методах работы органов власти как в рамках государственного управления, так и в диалоге с гражданским обществом. Без этого вряд ли станет возможным восстановление коммуникаций между властью и обществом, взаимное доверие. Без них невозможно эффективное управление. Исходя из требований современного периода по повышению эффективности общественного управления и основываясь на полученные результаты исследования, представляем следующие предложения.
В целях более широкого вовлечения субъектов гражданского общества в государственное управление, процесс законотворчества и представления субъектов гражданского общества в парламенте, считаем правильным создание Палаты гражданского общества («Фукоролик жамият палатаси»), которое формировалось бы из субъектов гражданского общества на общественных началах.
Принятие Закона «Об общественном контроле», в котором определились бы субъекты и объекты общественного контроля. На наш взгляд, будет правильным, если субъекты гражданского общества будут контролировать, сферы коммунального обслуживания, благоустройства территорий городов, махаллей. Следует также обратить внимание на то, чтобы субъектами и объектами общественного контроля не были одни и те же организации. Необходимо также отразить в законе конкретные методы общественного контроля. Также необходимо усилить и расширить эффективность взаимодействия между государственными органами и субъектами гражданского общества посредством системы «электронного правительства»,увеличить переченьоп-Нпе государственных услуг. Тем самым на деле будут созданы эффективные рычаги и механизмы взаимодействия субъектов гражданского общества, граждан с государственными органами.
Таким образом, Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах, призвана укрепить гражданское общество и повысить эффективность государственного управления.
В заключении, считаем уместным привести мнение одного из американских мыслителей Дж.Мэдисона, который в своих статьях в «Федералисте» подчеркивал роль гражданского общества как противовес произволу государства. Он считал, что гарантией от тирании большинства служит наличие в обществе различных групп с разнонаправленными интересами [5]. В этом смысле гражданское общество стоит на страже прав и интересов человека, обеспечивает противостояние произволу государственных органов и его должностных лиц, укрепляет социальное партнерство между частным сектором и государством, активно участвует в государственном и общественном строительстве путем обсуждения и внесения предложений по совершенствованию тех или иных вопросов политико-правового, социально-экономического и духовного характера. Чем активнее и сильнее субъекты гражданского общества, тем эффективнее происходит взаимодействие гражданского общества с государством.
Spisok ispolzovannoy literaturi:
1. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan «O Strategii deystviy po dalneyshemu razvitiyu Respubliki Uzbekistan» ot 7 fevralya 2017 g. №UP-4947 // IPS Norma.
2. Savicheva N.G. Grajdanskoye obshestvo v sinergeticheskom aspekte. // <http://www.prof.msu.ru>.
3. Bobilev A.I. Obshestvo, grajdanskoye obshestvo, lichnost, gosudarstvo, pravo. Ix vzaimodeystviye na sovremennom etape // Pravo i politika 2001. - №3. - S.72.
4. Grajdanskoye obshestvo: istoki i sovremennost. Red. prof. Kalnoy I.I -. Spb.: Yuridicheskiy sentr Press, 2000. - S. 22.
5. A.Gamiltona, D.Medisona i D.Djeya. Federalist: Polit.esse. Sbornik. - M., 1993