Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
141
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Ключевые слова
стратегия действий / гражданское общество / общественное управление / эффективность. / strategy of actions / civil society / public management / efficiency.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — А Худайбердиева

статье анализируется одно из направлений стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годахСовершенствование государственного и общественного строительства. Автор представил предложения по повышению эффективности общественного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF ACTION AND IMPROVEMENT OF PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM

the article analyzes one of the priority directions of actions on five priority directions of the development of the Republic of Uzbekistan in 2017–2021 Improvement of state and public construction. The author presented proposals to improve the effectiveness of public administration.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

STRATEGY OF ACTION AND IMPROVEMENT OF PUBLIC

ADMINISTRATION SYSTEM

A.XUDAYBERDIEVAa Tashkent State University of Law, Tashkent, 100047, Uzbekistan a Tashkent State University of Law

СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

А.ХУДАЙБЕРДИЕВАа Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, 100047, Узбекистан

а Ташкентского государственного юридического университета

ХДРАКАТЛАР СТРАТЕГИЯСИ ВА ЖАМОАТЧИЛИК БОШЦАРУВИ ТИЗИМИНИ ТАКОМИЛЛАШТИРИШ

А.ХУДАЙБЕРДИЕВАа Тошкент давлат юридик университети, Тошкент, 100047, Узбекистон аТошкент давлат юридик университети

Аннотация:в статье анализируется одно из направлений стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годахСовершенствование государственного и общественного строительства. Автор представил предложения по повышению эффективности общественного управления.

Ключевые слова: стратегия действий, гражданское общество, общественное управление, эффективность.

Аннотация:мацоладаУзбекистонРеспубликасини2017 - 2021

йиллардаривожлантиришнингбештаустуворйуналишларданбири булганДавлатважамиятцурилиштизиминитакомиллаштириштацлилэтилмокда. Муаллифтомониданжамоатчиликбошцарувсамарасиниоширишгадоиртаклифларкелтирилган.

Калит сузлар: Царакатларстратегияси, фуцароликжамияти, жамоатчиликбошцаруви, самарадорлик.

Abstract: the article analyzes one of the priority directions of actions on five priority directions of the development of the Republic of Uzbekistan in 2017-2021 Improvement of state and public construction. The author presented proposals to improve the effectiveness ofpublic administration.

Keywords: strategy of actions, civil society, public management, efficiency.

Построение гражданского общества является особым, наиболее высшим периодом в истории человечества, государства и права. Формирование гражданского общества - это, прежде всего цивилизованная взаимосвязь человека, общества, государства, где приоритетным является человек. Гражданское общество представляет собой опосредующее звено между обществом и государством. Одновременно в функциональном смысле гражданское общество - это средство воздействия общества на государство. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года.

№УП - 4947 была утверждена Государственная программа по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 20172021 годах. По первому из пяти направлений Стратегии действий - совершенствованию государственного и общественного строительства, предусматривается совершенствование системы «Электронное правительство», повышение качества и эффективности государственных услуг, практическую реализацию механизмов общественного контроля, усиление роли институтов гражданского общества и средств массовой информации[1].

Субъекты гражданского общества формально равны, отношения между ними регулируются гражданским правом. В качестве таких субъектов выступают не только и не столько отдельные индивиды, но и социальные группы и ассоциации - общественные объединения, политические партии, профсоюзы, союзы предпринимателей и т.д. Совершенно очевидно, что формирование гражданского общества невозможно без активного участия граждан в общественно-политической жизни государства. Генезис понятия «гражданское общество» вобрал многие ценности человеческой цивилизации.

Главный механизм гражданского общества - саморегуляция. Именно этим свойством определяется сущность гражданского общества. «Одной из фундаментальных задач, решение которых возлагается на гражданское общество, - отмечает Н.Г.Савичева-является умение ограничивать и контролировать власть» [2]. Государство, в свою очередь, должно действовать в интересах гражданского общества как внутри страны, так и вне ее пределов, создавать все условия для его эффективного и свободного функционирования, не допускать фактов нарушения и ограничения прав и свобод человека, а в случае наступления последних - принимать соответствующие меры воздействия в отношении нарушителей.

Гражданское общество - это не государственно-политическая, а, главным образом, социально-экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Не менее важным признаком гражданского общества является его открытость, демократичность, которое представляет собой саморазвивающееся, самоуправляемое общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Оно несовместимо с директивно-распределительной экономикой, навязыванием сверху. Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность являются краеугольным камнем, но вместе с тем и фундаментальными ценностями гражданского общества.

Таким образом, можно выделить такие характерные признаки гражданского общества, как:

- равенство всех форм собственности, свобода использования своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, функционирования негосударственных экономических структур [3];

- взаимодействие граждан относительно свободное, без непосредственного вмешательства государства через различные социальные институты;

- признание и защита прав и свобод человека и гражданина негосударственными способами, самозащита политическими средствами, моральными установками, созданием социальных условий и т.д.;

- свобода личности, ее независимость, демократичность государства;

- самоуправляемость (развивается местное самоуправление), участие граждан в управлении обществом через политические партии, общественные объединения, негосударственные экономические структуры, способность выработать механизм ограничения и контроля за деятельностью государства.

В последние годы в Узбекистане произошли существенные социально-политические изменения: развиваются механизмы рыночной экономики; складываются институты демократии и многопартийная система; общество стало более открытым. Узбекистан

уверенно продвигается к гражданскому обществу, но пока находится на стадии его формирования и укрепления. Гражданское общество - это сфера проявления инициатив свободных граждан и добровольно сформировавшихся организаций, огражденных законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти. Исследование отношений различных субъектов гражданского общества актуально по нескольким причинам.

Во-первых, тоталитарные политические режимы в Узбекистане в бытность советской власти для консолидации своей власти пресекали любые проявления гражданского общества. Плюрализм заменялся однопартийной системой, автономия -всепроникающим контролем, активность граждан -мобилизацией на достижение абстрактных идеалов. В конце ХХ века Узбекистан встал на путь формирования демократического общества. «Только в гражданском обществе индивид обретает статус субъекта свободы, освобождаясь от статуса быть заложником чужой политической воли, объектом манипулирования»[4].

Во-вторых, общество становится гражданским на определенном этапе своего развития. Политические и административные ресурсы нашего государства таковы, что без повышения уровня политической культуры населения поступательное продвижение к правовому государству невозможно. Гражданское общество в рамках системного подхода рассматривается как субъект формулирования объёмов гражданских прав и свобод, необходимых для воспроизводства населения, развития предпринимательства и обеспечения социальной ответственности бизнеса. Оно организуется благодаря разделению сфер влияния между государством и гражданином. Необходим научный анализ, который позволит определить результативность коммуникаций органов власти, направленных на формирование политической грамотности населения.

В-третьих, общественное мнение, являясь своеобразным способом функционирования общественного сознания, может служить индикатором духовно-практического отношения нашего общества и конкретной социальной группы к актуальным вопросам, способам их решения. По таким его характеристикам как компетентность, направленность, можно установить, какова доля населения, активно воспринимающего социальные проблемы.

Активизация гражданского общества, проявившаяся в последнее время, стала результатом масштабных общесоциальных изменений. В Узбекистане сложились социальные группы, для которых существенно выросла значимость ценности человеческого достоинства и ощущения себя субъектом общественной жизни. На первый план вышли проблемы соблюдения законов всеми субъектами социума и гражданских прав. Эти изменения должны быть осознаны и оценены отечественными политическими структурами, органами государственной власти и управления.

Налицо насущная необходимость адекватных перемен в методах работы органов власти как в рамках государственного управления, так и в диалоге с гражданским обществом. Без этого вряд ли станет возможным восстановление коммуникаций между властью и обществом, взаимное доверие. Без них невозможно эффективное управление. Исходя из требований современного периода по повышению эффективности общественного управления и основываясь на полученные результаты исследования, представляем следующие предложения.

В целях более широкого вовлечения субъектов гражданского общества в государственное управление, процесс законотворчества и представления субъектов гражданского общества в парламенте, считаем правильным создание Палаты гражданского общества («Фукоролик жамият палатаси»), которое формировалось бы из субъектов гражданского общества на общественных началах.

Принятие Закона «Об общественном контроле», в котором определились бы субъекты и объекты общественного контроля. На наш взгляд, будет правильным, если субъекты гражданского общества будут контролировать, сферы коммунального обслуживания, благоустройства территорий городов, махаллей. Следует также обратить внимание на то, чтобы субъектами и объектами общественного контроля не были одни и те же организации. Необходимо также отразить в законе конкретные методы общественного контроля. Также необходимо усилить и расширить эффективность взаимодействия между государственными органами и субъектами гражданского общества посредством системы «электронного правительства»,увеличить переченьоп-Нпе государственных услуг. Тем самым на деле будут созданы эффективные рычаги и механизмы взаимодействия субъектов гражданского общества, граждан с государственными органами.

Таким образом, Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах, призвана укрепить гражданское общество и повысить эффективность государственного управления.

В заключении, считаем уместным привести мнение одного из американских мыслителей Дж.Мэдисона, который в своих статьях в «Федералисте» подчеркивал роль гражданского общества как противовес произволу государства. Он считал, что гарантией от тирании большинства служит наличие в обществе различных групп с разнонаправленными интересами [5]. В этом смысле гражданское общество стоит на страже прав и интересов человека, обеспечивает противостояние произволу государственных органов и его должностных лиц, укрепляет социальное партнерство между частным сектором и государством, активно участвует в государственном и общественном строительстве путем обсуждения и внесения предложений по совершенствованию тех или иных вопросов политико-правового, социально-экономического и духовного характера. Чем активнее и сильнее субъекты гражданского общества, тем эффективнее происходит взаимодействие гражданского общества с государством.

Spisok ispolzovannoy literaturi:

1. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan «O Strategii deystviy po dalneyshemu razvitiyu Respubliki Uzbekistan» ot 7 fevralya 2017 g. №UP-4947 // IPS Norma.

2. Savicheva N.G. Grajdanskoye obshestvo v sinergeticheskom aspekte. // <http://www.prof.msu.ru>.

3. Bobilev A.I. Obshestvo, grajdanskoye obshestvo, lichnost, gosudarstvo, pravo. Ix vzaimodeystviye na sovremennom etape // Pravo i politika 2001. - №3. - S.72.

4. Grajdanskoye obshestvo: istoki i sovremennost. Red. prof. Kalnoy I.I -. Spb.: Yuridicheskiy sentr Press, 2000. - S. 22.

5. A.Gamiltona, D.Medisona i D.Djeya. Federalist: Polit.esse. Sbornik. - M., 1993

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.