Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
Конституция / финансовый контроль / бюджетный процесс / законодательство. / constitution / financial control / budget process / legislation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ш Адилходжаев

в статье рассмотрены конституционно-правовые основы государственного финансового контроля. Автор отмечает, что для проведения эффективного государственного финансового контроля необходима качественная законодательная база. В работе представлен анализ статей Конституции и других законодательных актов, которые послужили основой финансового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ш Адилходжаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CONSTITUTION AND LEGAL OF SLATE FINANCIAL CONTROL

the article considers the constitutional and legal bases of state financial control. The author points a qualitative legislative base is needed for effective state financial control. The are articles of the Constitution, other legislative acts for financial control in paper.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ»

FORMATION OF CONSTITUTION AND LEGAL OF SLATE

FINANCIAL CONTROL

SH.ADILXODJAEVa Tashkent State University of Law, Tashkent, 100047, Uzbekistan a Tashkent State University of Law

ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО

КОНТРОЛЯ

Ш.АДИЛХОДЖАЕВа Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, 100047, Узбекистан

"Ташкентского государственного юридического университета

ДАВЛАТ МОЛИЯ НАЗОРАТИНИНГ КОНСТИТУЦИЯИЙ-^УЦУЦИЙ АСОСЛАРИНИ ШАКИЛЛАНТИРИШ

Ш.АДИЛХОДЖАЕВ" Тошкент давлат юридик университети, Тошкент, 100047, Узбекистон a Тошкент давлат юридик университети

Аннотация: в статье рассмотрены конституционно-правовые основы государственного финансового контроля. Автор отмечает, что для проведения эффективного государственного финансового контроля необходима качественная законодательная база. В работе представлен анализ статей Конституции и других законодательных актов, которые послужили основой финансового контроля.

Ключевые слова: Конституция, финансовый контроль, бюджетный процесс, законодательство.

Abstract: the article considers the constitutional and legal bases of state financial control. The author points a qualitative legislative base is needed for effective state financial control. The are articles of the Constitution, other legislative acts for financial control in paper.

Keywords: constitution, financial control, budget process, legislation.

Аннотация: мацолада давлат молиявий назоратнинг конституциявий ва ууцуций асослари куриб чицилган. Муаллиф самарали давлат молия назорат амалга оширилиш учун сифатли цонунчилик базаси зарурлигини таъкитлади. Ишда Конституциянинг тегишли моддалари, бошца цонун хужжатларни ривожланиши тащили тацдим этилган.

Калит сузлар: Конституция, молия назорат, бюджет жараён, цонунчилик.

В механизме бюджетного контроля законодательная база является одним из самых важных составляющих его осуществления. Деятельность государства в сфере бюджета носит в основном экономический характер, но осуществляется государственными органами в порядке, установленном правом. С обретением независимости Узбекистан особое внимание уделял формированию и развитию правовой базы бюджетной системы страны, неукоснительному выполнению норм бюджетного законодательства и бюджетной дисциплины. Разразившийся в 2008 году мировой финансово-экономический кризис выявил весьма серьезные пробелы

в механизме контроля над государственными финансами, особенно над государственным долгом, что оказалось сложнейшей проблемой для многих государств. Но в Узбекистане в связи с принятием особых мер, с самого начала суверенного развития финансовый кризис не имел глубоких последствий. Особое внимание уделялосьпостоянному и всестороннемуконтролю государственной бюджетной политики, строгомуправовомурегулированию бюджетной деятельности, соблюдению бюджетной дисциплины. Характеризуя роль финансовых институтов в развитии Узбекистана, было отмечено: «Безусловно, все мы понимаем, что успешная реализация экономических реформ и социальных преобразований, прежде всего определяется эффективностью деятельности экономических и финансовых органов. Они призваны не только разрабатывать, но и обеспечивать реализацию стратегических задач по укреплению экономической мощи нашей страны, рассчитанных на ближайшую и долгосрочную перспективу» [1]. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года №УП - 4947 была утверждена Государственная программа по реализации стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах. В разделе 3.1 Стратегии предусмотрено «обеспечение сбалансированности Государственного бюджета на всех уровнях с сохранением социальной направленности расходов, совершенствование межбюджетных отношений, направленное на укрепление доходной части местных бюджетов» [2]. Для реализации данного направления важное значение имеет совершенствование государственного финансового контроля.

В Узбекистане нормативно-правовая база, регламентирующая бюджетный контроль совершенствовалась постепенно. До принятия Бюджетного кодекса Республики Узбекистан нормативно-правовая база бюджетного контроля имел довольно сложную и порой запутанную систему, которая объединяла комплексы однородных норм бюджетного права. Большинство государств, прежде чем принять единый кодифицированный акт, прошли через принятие множество нормативно-правовых документов, регламентирующих бюджетные отношения. Эта система представляла собой совокупность элементов правовых норм, которая складывалась постепенно и отражала реально складывающие и развивающие общественные отношения в сфере бюджетного контроля. Этого мнения придерживались большинство исследователей[3].

По мнению большинства исследователей, основной целью бюджетного контроля является соблюдение законности на всех стадиях бюджетного процесса для эффективного выполнения государством своих функций и задач[4]. Грачев Е.Ю. считает, что «важнейшая особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые сами, в свою очередь, являются формой определенных экономических отношений» [5]. Соглашаясь с этим мнением, можем добавить, что это определяет сложный, комплексный характер бюджетного контроля как правовой категории, предопределенной одновременно экономической сущностью бюджетных правоотношений и их правовым содержанием.

Осуществление бюджетного контроля регламентировано законодательством Республики Узбекистан, нормы, которого регулируют специфическую область отношений, складывающихся в процессе финансовой деятельности государства и связанных с образованием и использованием государственного бюджета - основного инструмента финансовой политики нашей страны. Бюджетное законодательство, по существу, представляет собой совокупность институтов, специальный раздел финансового законодательства. Бюджетное законодательство Республики Узбекистан включает в себя нормы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе [6]. За последние годы бюджетное законодательство Республики Узбекистан существенно совершенствовалось. С

вступлением в действие Бюджетного кодекса Республики Узбекистан бюджетное законодательство приобрело более системный, кодифицированный характер и стало удобно в применении для всех субъектов бюджетных правоотношений. Однако, чтобы понять эволюцию бюджетного законодательства, необходимо рассмотреть законы и нормативные акты до принятия Бюджетного кодекса Республики Узбекистан. Только тогда можно будет полностью понять логику развития бюджетных отношений и насколько высокий уровень они вышли с принятием Бюджетного кодекса Республики Узбекистан.

Бюджетный контроль в Узбекистане осуществлялся в соответствии с системой бюджетного законодательства, которую можно подразделить на следующие уровни:

1) Конституция Республики Узбекистан;

2) специальные Законы Республики Узбекистан общего характера;

3) указы и постановления Президента Республики Узбекистан;постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан; нормативно-правовые акты Счетной палаты Республики Узбекистан;законодательные акты общего характера;

4) постановления ОлийМажлиса Республики Узбекистан;

5) нормативно-правовые акты Министерства финансов Республики Узбекистан и его совместные акты с другими кредитными и налоговыми органами;

6) решения органов государственной власти на местах.

Прежде всего, следует отметить, что Конституция Республики Узбекистан определяет нормативно-правовой фундамент бюджетного контроля, утверждает основы бюджетного устройства и бюджетной системы государства (ст.122), закрепляет компетенцию представительных и исполнительных органов в области бюджетного регулирования (ст.78, 100). Эти конституционные нормы стали основой для развития системы бюджетного законодательства нашей страны. В частности, согласно ст.122, Государственный бюджет Узбекистана включает республиканский бюджет, бюджет Республики Каракалпакстан и областные бюджеты. В Конституции регламентируется также представление отчета Парламенту Счетной палатой и Председателем Счетной палаты. Поднятие регулирования бюджетных отношений до конституционных норм очень важно. Это доказывает, что в нашей стране формированию государственного бюджета, его должному исполнению и контролю придается первостепенное значение. Следовательно, в механизме правового регулирования бюджетных отношений влияние Конституции на развитие бюджетного процесса является определяющим.

Во-первых, наиболее значимые публичные бюджетные отношения имеют прямое закрепление в Конституции Республики Узбекистан и регулируются посредством прямого действия ее норм.

Во-вторых, конституционное влияние на бюджетный контроль проявляется в том, что бюджетное законодательство регулирует соответствующий круг общественных отношений в строгом соответствии с Конституцией Республики Узбекистан и под конституционным контролем.

В-третьих, положения Конституции могут быть одним из способов преодоления конкуренции правовых норм и разрешения юридических конфликтов. Следует отметить, что финансово-правовые нормы в сфере бюджетного контроля носят сугубо императивный характер и обязательны для исполнения всеми субъектами бюджетного права.

Таким образом, нормы Конституции служат правовой основой бюджетного контроля отражают демократический принцип контроля общественных средств представителями народа посредством специальных финансовых институтов.

В Конституциях зарубежных государств также нашли отражение основные положения бюджетного контроля. Так, согласно Конституции Франции, Правительство представляет проект государственного бюджета для утверждения в Парламент (ст.39), а согласно ст.47 Счетная палата оказывает содействие Парламенту и Правительству в

контроле применения финансовых законов. Согласно Конституциям Японии, США, России, Италии, полномочиями по утверждению бюджета страны и контролю его исполнения наделен Парламент. Счетная палата как специализированный орган, осуществляющий контроль над государственными финансами и информирующий о своей деятельности Парламент, определен Конституциями Австрии, Германии, Испании, Франции, России.

Рассматривая совершенствование бюджетного законодательства, следует отметить, что до принятия Бюджетного кодекса Республики Узбекистан, к специальным законам регулирующие бюджетные отношения относились Законы Республики Узбекистан «О бюджетной системе», «О казначейском исполнении Государственного бюджета».

Закон Республики Узбекистан «О бюджетной системе» занимал особое место в системе бюджетного законодательства и был основным законодательным актом специального назначения, закрепляющим общие правовые основы, на которых строилось все бюджетное законодательство Республики Узбекистан [7].

Анализируя становление системы законодательства по бюджетному контролю в Республике Узбекистан, мы обратили внимание на следующие особенности. Во-первых, система строит правоотношения, возникающие в рамках бюджетной деятельности государства. Они отличаются организационной сущностью, процессуальным содержанием, двусторонним субъектным составом, регулятивной функциональностью. Во-вторых, обеспечивается бюджетный контроль по двум направлениям: контроль за административным исполнением бюджетного законодательства и контроль за его счетным исполнением. В-третьих, особенность нормативно-правовой базы бюджетного контроля заключается в том, что она служит средством реализации общественных, т.е. публичных, а не частных интересов. В-четвертых, другая особенность нормативно-правовых актов бюджетного контроля состоит в том, что они носят преимущественно императивный характер, обязательный для всех субъектов бюджетных правоотношений. В-пятых, значительная часть нормативно-правовых актов бюджетного контроля составляют компетенционные нормы, т.е. такие, которыми устанавливается компетенция государственных органов в области бюджетного контроля.

Таким образом, становление в Республике Узбекистан бюджетного законодательство шло по нескольким направлениям. В действии была довольно обширная система законодательства, регулирующая бюджетный контроль, состоящая из норм Конституции, законов, указов и постановлений Президента, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан, нормативно-правовых документов Министерства финансов, Счетной палаты, Центрального банка Республики Узбекистан. Всю систему нормативно-правовой базы бюджетного контроля можно было разделить на следующие уровни: к первому уровню относилась Конституция Республики Узбекистан, в частности, по регулированию, принятию и исполнению государственного бюджета; ко второму уровню относились специальные законы, регламентирующие бюджетные отношения; к третьему уровню мы отнесли нормативно-правовые акты Президента, Счетной палаты Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан, регулирующие отношения в сфере бюджетного контроля; к четвертому уровню были отнесены подзаконные акты, издаваемые Министерством финансов, Государственным налоговым комитетом; к пятому уровню отнесены правовые акты местного значения, принятые представительными и исполнительными органами государственной власти на местах. Такая обширная база способствовала развитию бюджетных отношений, но в тоже время в сфере бюджетно-контрольного регулирования по мере развития отношений остро потребовалась произвести кодификацию и инвентаризацию нормативных документов.

Spisok ispolzovannoy literaturi:

1. Doklad Prezidenta Respubliki Uzbekistan Sh.Mirziyoyeva na rasshirennom zasedanii Kabineta Ministrov, posvyashennom itogam sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya strani v 2016 godu i vajneyshim prioritetnim napravleniyam ekonomicheskoy programmi na 2017 god. www//prezident.uz

2. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan «O Strategii deystviy po dalneyshemu razvitiyu Respubliki Uzbekistan» ot 7 fevralya 2017 g. // Narodnoye slovo. 8 fevralya 2017. № 28 (6692).

3. Bursev V.V. Postroyeniye sovremennoy sistemi gosudarstvennogo finansovogo kontrolya // Menedjment v Rossii i za rubejom, - 2001 - №2 - S.34-45; Stankevich G.V., Kasevich Ye.V. Kontrolno-schetniye organi subyektov v sisteme gosudarstvennogo finansovogo kontrolya // Politika i pravo - 2008 - № 8. - S.1900 - 1905.

4. Finansovoye pravo.Uchebnik/ Pod. red. prof. O.N. Gorbunovoy. -M.: Yurist, 1996. - S.100.

5. Gracheva Ye.Yu. Problemi pravovogo regulirovaniya gosudarstvennogo finansovogo kontrolya. - M., 2000. - S. 114.

6. Li A.A. Problemi finansovogo zakonodatelstva. -T.: TGYUI, 2007 - S.36-37.

7. Li A. Finansovoye pravo Respubliki Uzbekistan. - T.: TGYUI, 2003. - S.119; Bilolxujayeva Sh.B. Byudjetnoye pravo Respubliki Uzbekistan. - T.: TGYUI, 2008 - S.129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.