interaction of state structures and society as the main factor for the effective functioning of civil society
A.KHUDAYBERDIYEVAa
Tashkent state University of law, Tashkent, 100047, Uzbekistan
взаимодействие государственных структур и общества как главный фактор эффективного функционирования гражданского общества
К.МЕХМОНОВ"
Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, 100047, Узбекистан
Аннотация:статья посвящена взаимодействию институтов гражданского общества с государственными органами. Эффективные формы взаимодействия институтов гражданского общества на государственные органы рассматриваются через призму общественного контроля, средств массовой информации и обращений граждан. Повышение эффективности гражданского общества ведет к одновременному повышению эффективности государства, т. к. государство сосредотачивает свои усилия на выполнении стратегически важных функций, таких как оборона, государственная безопасность и безопасность граждан, внешняя политика, формирование устойчивой финансовой и фискальной политики.
Ключевые слова: гражданское общество, государство, эффективность, общественный контроль, средства массовой информации (СМИ), обращения граждан.
Аннотация:
мацолафуцароликжамиятиинститутларинингдавлаторганларибиланузароуамкорлигигабагишла нган.
Фуцароликжамиятиинститутларинингдавлаторганларигатаъсиринингсамаралишаклларижамо атчиликназорати,
оммавийахборотвоситаларивафуцароларнингмурожаатлариорцаликурибчицилади. Фуцароликжамиятисамарадорлигиниошириш бирвацтнингузидадавлатсамарадорлигиниошириш гаолибкелади, чункидавлатузкучинимудофаа, давлатхавфсизлигивафуцароларнингхавфсизлиги, ташцисиёсат, барцарормолиявийва фискал
сиёсатнишакллантиришкабистратегикауамиятгаэгавазифаларнибажаришгайуналтиради.
Калит сузлар:фуцаролик жамияти, давлат, самарадорлик, жамоат назорати, оммавий ахборот воситалари (ОАВ), фуцаролар мурожаатлари.
Annotation:the article is focused on the interaction of civil society institutions within government organizations. Effective forms of interaction of civil society institutions with government organizations are examined through the prism of public control, mass media and citizens' appeals. Increasing the effectiveness of civil society leads to simultaneous increase in the efficiency of the state. The government focuses its efforts on performing strategically important functions such as defense, state security and citizens' security, foreign policy, formation of the stable financial and fiscal policy.
Keywords: civil society, government, state, efficiency, public control, the media (mass media), citizens' appeals.
Одним из главных, если не определяющих факторов развития гражданского общества, является взаимодействие общества и государства. От того, насколько эффективно взаимодействует государственная власть с обществом, и действенно работает механизм взаимоотношений общества и государства, настолько зависит зрелость гражданского общества. Президент Республики УзбекистанШ.М.Мирзиёев в своем обращении к Парламенту отметил, что «для выполнения задач, предусмотренных на этот год в Стратегии действий по дальнейшему развитию нашей страны, были мобилизованы все силы и возможности государства и общества. Каждое решение, касающееся жизни страны, мы принимаем на основе непосредственного диалога с народом, с учетом мнений общественности. Краеугольным камнем нашей деятельности становится принцип «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу» [1].
Реализация Стратегии связана с установлением равновесия между государственными структурами и субъектами гражданского общества, активным участием субъектов гражданского общества в общественной и политической жизни страны, действенной защитой интересов различных групп населения, активным использованием конституционных методов воздействия на власть и ограничение его правом.
Взаимодействие между обществом и государством осуществляется рядом правовых и организационных мер. Одним из действенных механизмов взаимодействия является общественный контроль.Об его значении, важности и эфективности Президент Узбекистана Ш.М.Мирзиёев подчеркнул в своем послании к ОлийМажлису Республики Узбекистан 22 декабря 2017года. В целях внедрения действенных и практических механизмов осуществления общественного контроля в государственном и общественном управлении Президент страны Ш.М.Мирзиёев предложил ускорить принятие Закона «Об общественном контроле»и создать общественные советы при всех государственных органах, которые должны обеспечивать открытость деятельности государственных органов и исполнять роль связующего звена с населением» [2]. В 2018 году 14 апреля в Узбекистане принят Закон «Об общественном контроле» [3], который многие годы разрабатывался, обсуждался на всех уровнях государственных органов, в том числе и общественностью. Принятие данного закона является большим шагом в укреплении гражданского общества, одним из регуляторов эффективного взаимодействия общества с государственными органами.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Узбекистан «Об общественном контроле», целью данного закона является регулирование отношений в области организации и осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов и учреждений.
Общественный контроль согласно ст. 3 вышеуказанного Закона осуществляют граждане Республики Узбекистан, органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации, средства массовой информации, общественные советы, комиссии и иные общественные организационные структуры [4].
Общественный контроль выполняет сразу ряд функций, таких как ограничение власти государственных структур, активизация субъектов гражданского общества, а также взаимодействие общества с государственными структурами и между институтами гражданского общества. Поэтому общественный контроль внедряется за рубежом в качестве одного из демократических механизмов. Общественный контроль - системная деятельность уполномоченных институтов гражданского общества и отдельных граждан по установлению соответствия функционирования государственных органов нормативно-правовым стандартам и корректирование выявленных отклонений посредством обращения в уполномоченные государственные органы либо к общественному мнению. Значение общественного контроля заключается в том, чтобы институты гражданского общества контролировали должное выполнение своих обязанностей органами государств, в основном, органами исполнительной власти. Но здесь необходимо обратить внимание на два фактора: необходимо определить объект контроля и объем, т.е. границу контроля, до которого может определяться доступ к институтам гражданского общества. Совершенно очевидно, что гражданское общество не может контролировать стратегические объекты, учреждения, где имеются государственные секреты. Исполнительная власть является частью государственно-властного механизма, построенного на принципе разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями, а значит контролируется с их стороны, и сама осуществляет контроль. Наличие общественно-политического контроля подразумевает существование развитого гражданского
общества, способного контролировать органы исполнительной власти. Контроль за исполнительной властью есть система наблюдений и проверки соответствия функционирования объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов воздействия субъекта на объект, допущенных от установленных требований отклонений, и принятие мер по устранению выявленных недостатков.
В соответствии со ст.4 Закона Республики Узбекистан «Об общественном контроле» объектом общественного контроля является деятельность государственных органов и их должностных лиц по:
учету общественных интересов, общественного мнения в принимаемых нормативно -правовых актах, решениях, а также в государственных, отраслевых и территориальных программах развития;
обеспечению исполнения требований законодательства в сфере защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества;
выполнению возложенных на них задач и функций, затрагивающих социальные и общественные интересы;
оказанию государственных услуг;
реализации соглашений, договоров, проектов и программ, осуществляемых в рамках социального партнерства.
Отмечаются некоторые особенности общественного контроля. Во-первых, в обществе сосредоточены колоссальные интеллектуальные ресурсы. Субъектами гражданского контроля становятся, как правило, наиболее сознательные и образованные его члены. Существует относительная закономерность: чем больше в государственном аппарате выражены тенденции к подмене государственных интересов партикулярными, тем более невостребованными для него остаются интеллектуальные ресурсы общества, которые переходят в сферу гражданского контроля. Существует и другая закономерность: чем порочнее аппарат органов власти, тем больше интеллектуальный ресурс общества, при прочих условиях реализующийся в сфере хозяйственной или иной деятельности, мобилизуется на борьбу с деструктивными факторами государства.
Во-вторых, гражданский контроль - это общественная деятельность, которая не приносит материального дохода и к тому же связана с риском давления со стороны органов власти. Отсутствие материального стимула способствует объединению людей именно на основе твердых убеждений и естественным образом отсеивает любых других. В условиях риска давления со стороны органов власти осуществлять гражданский контроль способны только люди с высокими принципами и высокими моральными качествами.
В-третьих, общественный контроль - это открытая система, имеющая гибкую структуру, в которой отсутствует излишняя формализация. Критерием значимости любого субъекта гражданского контроля является общественный авторитет, который складывается не из слов, а из дел, имеющих общественную значимость. В отличие от выборных государственных органов власти, субъекты гражданского контроля не избираются на длительный срок. Общественный авторитет появляется в результате сложного и, как правило, длительного процесса, который носит перманентный характер. Любой субъект гражданского контроля, злоупотребивший своей общественной властью, тут же теряет эту власть. Таким образом, гражданский контроль осуществляется и в самой системе гражданского контроля [5].
В современном обществе существуют различные виды контроля за органами государственной власти. В соответствии с критерием времени можно выделить предварительный и последующий контроль. К первому виду относится предварительное обсуждение, согласование принимаемого решения, утверждение решения, без которого оно не может вступить в силу, например, деятельность Конституционного совета во Франции. Второй вид контроля - реакция на уже принятое решение и его неблагоприятные последствия.
Огромную роль в развитии гражданского общества и правового государства играют средства массовой информации (СМИ), поскольку всесторонняя информированность общества о происходящих событиях является одним из важнейших факторов прогресса любого общества. Как отметил Президент страны Ш.М.Мирзиёев: «в настоящее время средства массовой информации являются важным и действенным фактором укрепления демократических принципов в жизни общества. Сегодня в нашей стране действует более 1500 средств массовой информации» [6].
Средства массовой информации, как субъект гражданского общества, является «мостиком», «каналом» поступления информации от общества к государству (его органам и должностным лицам) и, наоборот, информируют общество о делах государства. Они выступают фактором общественного контроля за деятельностью законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Право каждого человека на свободу слова, мысли, мнения и убеждения, а также право на поиск, получение и распространение информации, кроме той, которая направлена против конституционного строя, гарантируются нормами международного права Всеобщей декларации прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах и Конституцией Республики Узбекистан.
На сегодняшний день средства массовой информации в публичной сфере являются важной частью гражданского общества, осуществляя диалог граждан, общества и государства, и рассматриваются как инструмент гласности, открытости, публичной сферы, гражданского общества. Каждая форма СМИ имеет свою знаковую систему: печать или пресса - письменное слово или визуальный образ; радио - устное слово, музыку; телевидение - синтез устного слова, движимого изображения и музыки.
СМИ обязаны выполнять три основные задачи:
1) объективно освещать в прессе, на радио и телевидении важнейшие события в стране и
мире;
2) распространять по инициативе деловых кругов и общественности коммерческую информацию, в частности, рекламу;
3) инициировать позитивные изменения в обществе с целью повышения темпов производства, конкурентоспособности национальной экономики, стабильного политического развития [7].
Решая эти задачи, СМИ выполняют всестороннюю работу в отрасли информатизации общества, формировании и функционировании экономики, политики, социальной сферы и культуры.
Одной из важнейших форм общественного контроля являются журналистские расследования. Благодаря свободе выражения т.е. свободе слова и печати, в странах Западной Европы и США они получили широкое развитие. Главная цель журналистских расследований -это обратить внимание общества, органов власти и должностных лиц на нарушения прав и свобод человека, на негативные социальные, экономические, политические, культурные, экологические и иные события, имеющие большое общественное и государственное значение.
Если рассматривать опыт США, то обращают на себя внимание острые журналистские расследования о коррупции в городах, штатах в федеральных законодательных органах и высших государственных учреждениях США в начале ХХ века. Расследования журналистов переросли в мощное движение, которое получило название макрейкеры - «разгребатели грязи». Журналистское сообщество, осуществлявшее свой контроль, при этом не объединялось в какую -нибудь организацию. Показав свою высокую результативность, журналистские расследования переросли затем в обычную практику СМИ. В XX веке в США постепенно образовалось содружество журналистов, специализирующихся в области журналистских расследований (IRE). Оно объединило значительное число работников этой сферы журналистского труда, обобщающих практику общественной критики.
В странах Западной Европы особенно в Англии большую роль играли журналистские расследования. Благодаря свободе слова и печати, английская пресса стремилась в XIX-XX вв. и в настоящее время не просто отражать все значимые общественно-политические процессы в стране, а постоянно контролировать деятельность власти. Тем самым печать принуждала власть остерегаться брать взятки, обеспечивать работу закона, способствовать формированию высокой политической культуры общества. В мае 2009 года журналистские расследования вскрыли неблаговидное поведение депутатов парламента Великобритании, которые использовали для своих личных нужд государственные средства, выделенные на расходы, предусмотренные исполнением депутатских обязанностей. Например они вынудили уйти в отставку 21 июня 2009 года спикера Палаты общин Майкла Мартина, должность которого является пожизненной.
Большую роль среди форм общественного контроля над деятельностью власти являются обращения граждан. Они предусматривают, как свидетельствует мировой опыт, право граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. При рассмотрении обращения гражданин, как правило, имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, и обращаться с жалобами на принятое по обращению решение или на действие, равно
как и бездействие, в связи с рассмотрением обращения в административном или судебном порядке. Обращения граждан в органы государственной власти, как правило, в виде рекомендаций, заявлений и жалоб. Именно в них и заключается основное содержание контроля граждан над деятельностью власти. Народные приемные и Виртуальная приемная Президента Республики Узбекистан стали своеобразным демократическим институтом по работе с обращениями граждан. За короткое время в эти приемные обратились более 1,5 миллиона граждан, положительно решены на копившиеся годами проблемы многих людей, что свидетельствует об утверждении в Узбекистане народовластия не на словах, а на деле. Повышение персональной ответственности руководителей на местах за скорейшее исправление допущенных ошибок и недостатков стало важным результатом работы данной системы [8].
Определяющим фактором общественного развития является характер взаимоотношений государства и гражданского общества. Государство и гражданское общество нельзя отождествлять, но и противопоставлять их друг другу также нельзя. Государство во многом определяет состояние и формы активности гражданского общества, оно либо способствует, либо препятствует его развитию. Зрелость гражданского общества определяется эффективностью взаимодействия государства и гражданского общества.
Взаимодействие гражданского общества и государства обусловливается рядом факторов: во-первых, именно государство, в пределах которого существует данное гражданское общество, дает ему должную защиту в том, что относится к благосостоянию граждан и их особенным целям, если они не противоречат праву;
во-вторых, государство предоставляет гарантии соблюдения, обеспечения и защиты прав, свобод и интересов субъектам гражданского;
в-третьих, на государство ложится обязанность осуществления социальных программ, признанных смягчить противоречия между материальными достатками одних и нищетой других;
в-четвертых, государство призвано разрешать противоречия, основанные на отношениях собственности, между стремлением к национальному самосохранению и общим движением к международной интегрированности, между интернационально утвердившимся уровнем потребностей и реальной экономической инфраструктурой, между складывающимся новым образом жизни и ортодоксальными мировоззренческими установками;
в-пятых, своей внешней политикой и оборонной мощью государство обеспечивает суверенитет народа, существование данного гражданского общества, охраняя его от внешних агрессий.
Влияние гражданского общества на правовое государство выражается, в свою очередь, в следующем:
наличии форм прямой и представительной демократии (ст.32 Конституции Республики Узбекистан);
наличии взаимных прав и взаимной ответственности государства и граждан Республики Узбекистан;
праве граждан ознакомиться с документами, решениями и иными материалами государственных органов, общественных объединений и должностных лиц, затрагивающими их права и интересы (ст.30 Конституции Республики Узбекистан); обращаться с жалобами за защитой своих интересов и прав в компетентные органы;
праве граждан требовать отчет о проделанной работе представительных органов и других органов государственной власти;
возможности проведения митингов, собраний и демонстраций (ст.33 Конституции Республики Узбекистан), объединяться в профсоюзы, политические партии и другие общественные объединения, участвовать в массовых движениях (ст.34 Конституции Республики Узбекистан).
В целях более широкого вовлечения субъектов гражданского общества в государственное управление, процесс законотворчества и представления субъектов гражданского общества в парламенте, считаем правильным создание Палаты гражданского общества («Фу^аролик жамият палатаси»), которое формировалось бы из субъектов гражданского общества на общественных началах. Уместным было бы в состав Общественной палаты включить также видных ученых и деятелей науки, имеющих многолетний стаж работы в своей области знаний, а также молодых ученых, которые проводят научно-практические исследования, специалистов различных сфер, имеющих хорошую практическую базу и опыт, представителей общественных объединений и организаций. Основными задачами Общественной палаты должны стать общественная экспертиза
законопроектов, разработка предложений по совершенствованию законодательства, изучение и анализ социально-экономических, политико-правовых, духовно-нравственных вопросов и т.п.
Таким образом, взаимодействие институтов гражданского общества с государственными органами, с одной стороны, содействует в повышении ответственности и открытости государственных органов, а с другой стороны, активизирует само гражданское общество. Поэтому чем больше функциональных связей между обществом и государственными органами, тем эффективнее гражданское общество.
References:
1. Poslaniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan Sh.MirziyoyevaOliyMajlisu // http://www.prezident.uz/ru/lists/view/1371.
2. Poslaniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan Sh.MirziyoyevaOliyMajlisu // http://www.prezident.uz/ru/lists/view/1371.
3. Zakon Respubliki Uzbekistan «Ob obshyestvennom kontrole» №ZRU-474 ot 12.04.2018g. // IPS «NORMA».
4. Zakon Respubliki Uzbekistan «Ob obshyestvennom kontrole» №ZRU-474 ot 12.04.2018g. // IPS «NORMA».
5. Kozlov A. A. Suщnost i ponyatiye grajdanskogo kontrolya // Rossiyskoye pravo v Internete. - 2006. - № 2.
6. Poslaniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan Sh.MirziyoyevaOliyMajlisu // http://www.prezident.uz/ru/lists/view/1371.
7. http://www.virtual.ks.ua/students/4442-media-the-nature-purpose-functions-rights-and-responsibilities.html 15.08.2016g.
8. Poslaniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan Sh.MirziyoyevaOliyMajlisu // http://www.prezident.uz/ru/lists/view/1371.
9. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan №UP-4947 ot 7 fevralya 2017 g. «O Strategii deystviy po dalneyshemu razvitiyu Respubliki Uzbekistan» // IPS «NORMA».
10. Zakon Respubliki Uzbekistan «O sredstvax massovoy informatsii» (v novoy redaksii) №ZRU-78 ot 15 yanvarya 2007 g. // IPS «NORMA».
11. Zakon Respubliki Uzbekistan «O garantiyax i svobode dostupa k informatsii» №400-I ot 24 aprelya 1997 g. s izmeneniyami i dopolneniyami ot 15 dekabrya 2000 g. N 175-II, ot 29 dekabrya 2015 g. N ZRU-396. // IPS «NORMA».
12. Zakon Respubliki Uzbekistan «O prinsipax i garantiyax svobodi informatsii» 12 dekabrya 2002 g. №439-II s izmeneniyami ot 29 dekabrya 2015 g. №ZRU 396. // IPS «NORMA».
13. Zakon Respubliki Uzbekistan «Ob obrashyeniyax fizicheskix i yuridicheskix lits» (v novoy redaksii) ot 03.12.2014g.№ZRU-378. // IPS «NORMA».