Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО УЗБЕКИСТАНА В УСЛОВИЯХ КОРЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ'

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО УЗБЕКИСТАНА В УСЛОВИЯХ КОРЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
434
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Ключевые слова
гражданское общество / общественные объединения / конституционные основы / социальное партнерство. / civilsociety / public associations / constitutional bases / socialpartnership.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кудрявцев Игорь Владимирович

в статье главное внимание уделено процессам формирования основ гражданского общества в Республике Узбекистан, дальнейшему развитию негосударственных некоммерческих организаций и обеспечению их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL SOCIETY OF UZBEKISTAN IN THE CONDITIONS OF RADICAL TRANSFORMATIONS

Thearticle focuses on formation processes of bases of civil society in the Republic of Uzbekistan, further development of non-state non-profit organizations and ensuring their activity.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО УЗБЕКИСТАНА В УСЛОВИЯХ КОРЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ»

CIVIL SOCIETY OF UZBEKISTAN IN THE CONDITIONS OF RADICAL

TRANSFORMATIONS

I.KUDRYATSEVa

Tashkent State University of Law, Tashkent, 100047, Uzbekistan

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО УЗБЕКИСТАНА В УСЛОВИЯХ КОРЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

И.КУДРЯВЦЕВ

Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, 100047, Узбекистан

ТУБ УЗГАРИШЛАР ШАРОИТИДА УЗБЕКИСТОН ФУ^АРОЛИК

ЖАМИЯТИ

И.КУДРЯВЦЕВа

Аннотация: в статье главное внимание уделено процессам формирования основ гражданского общества в Республике Узбекистан, дальнейшему развитию негосударственных некоммерческих организаций и обеспечению их деятельности.

Ключевые слова:гражданское общество, общественные объединения, конституционные основы, социальное партнерство.

Аннотация:

мазкурмацоладаасосийургуУзбекистонРеспубликасидафуцароликжамиятинишакллантиришасосл аригаберилган,

нодавлатнотижоратташкилотларинингкейингиривожланишватакомиллаштиришфаолиятигаца ратилган.

Калит сузлар: фуцароликжамияти, жамоатчиликбирлашмалари,

конституциявийасослари, ижтимоийшериклик.

Annotation: Thearticle focuses on formation processes of bases of civil society in the Republic of Uzbekistan, further development of non-state non-profit organizations and ensuring their activity.

Keywords:civilsociety, public associations, constitutional bases, socialpartnership.

Как известно, демократическое правовое государство невозможно представить без институтов гражданского общества. Неслучайно Республика Узбекистан с первых лет независимости выбрала путь демократического обновления, формирования сильного гражданского общества. Сегодня в Узбекистане есть понимание того, что динамизм и результативность процессов реформирования, направленного на формирование гражданского общества зависят от реальной активности всех институтов общества, всего населения страны. Задача заключается в том, чтобы создать такой государственно-правовой механизм, который надежно гарантировал бы равные начальные возможности для всех людей, раскрыть и реализовать свои способности каждого, удовлетворить свои потребности.

Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёевв Посланиик парламенту отмечал: «Следует особо отметить, что в реформах, направленных на построение открытого гражданского общества,

обеспечение защиты прав и свобод человека, важная роль принадлежит негосударственным некоммерческим организациям.

В настоящее время в стране насчитывается более 9 тысяч ННО, действуют филиалы и представительства 29 международных и иностранных неправительственных организаций» [1].

В Узбекистане создано большое число общественных формирований граждан, многие из которых имеют свои региональные и местные представительства, обладают комплексом прав и обязанностей, позволяющим им активно участвовать в реформировании общества. С учетом важности проблемы прав человека, решение которой лежит не только на государстве, но и в обществе в целом, стоит задача акцентировать внимание и усилия неправительственных организаций на данную проблему, ориентировать их деятельность на осуществление постоянного общественного мониторинга за соблюдением прав людей со стороны государственных органов и должностных лиц любого уровня.

Гражданское общество - это общество сознательных индивидов, активно участвующих в решении социально-политических задач, где господствует право, исключающие произвол и вмешательство государства, где граждане и государство выступают на основе партнерства. Хотя в Конституции Республики Узбекистан [2] и не дано определение гражданского общества, в ней закреплены правовые основы создания и деятельности институтов гражданского общества, определены принципы их взаимодействия с государством.

Конституция устанавливает следующее:

- общественные объединения граждан (профсоюзы, политические партии, иные объединения граждан) должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке;

- недопустимо создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, посягающих на конституционный строй, суверенитет, целостность и безопасность республики, конституционные права и свободы ее граждан, пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду, здоровье и нравственность народа, а также военизированных объединений, политических партий по национальному и религиозному признакам, тайных обществ и объединений;

- общественные объединения имеют равные правовые возможности для участия в общественной жизни, государство обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов;

- государственные органы и должностные лица не вмешиваются в деятельность общественных объединений, а последние не вмешиваются в деятельность государственных органов и должностных лиц;

- политические партии обязаны представлять ОлийМажлису или уполномоченному органу публичные отчеты об источниках финансирования своей деятельности;

- государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций;

- роспуск, запрещение или ограничение деятельности общественных объединений могут иметь место только на основании решения суда;

- средства массовой информации свободны и действуют в соответствии с законом, цензура не допускается;

- порядок выборов, организация деятельности и объем полномочий органов самоуправления регулируются законом.

В годы независимости был принят ряд законов о правах и гарантиях деятельности органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций, общественных фондов, профессиональных союзов. Вышеназванные конституционные принципы деятельности институтов гражданского общества также получили свою конкретизацию в законах: «Об общественных объединениях», «О негосударственных некоммерческих организациях», «Об общественных фондах», «О политических партиях», «О финансировании политических партий», «Об органах самоуправления граждан», «О профессиональных союзах», «О средствах массовой информации», «О профессиональной деятельности журналистов», «О свободе совести и религиозных организациях» [3] и другие.

Важнейшей задачей на пути построения в Узбекистане демократического правового государства, открытого гражданского общества с развитой рыночной экономикой является создание и развитие самостоятельных, устойчивых, пользующихся поддержкой широких слоев

населения и имеющих глубокие корни в народе многообразных институтов гражданского общества.

Институты гражданского общества - органы самоуправления граждан (махалля), политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, общественные объединения и фонды, негосударственные некоммерческие организации, независимые СМИ - образуют основу гражданского общества, определяют его содержание.

Важнейшей составляющей институтов гражданского общества становятся негосударственные некоммерческие организации. Создание разнообразных ННО — не самоцель. Они должны способствовать развитию институтов гражданского общества, в том числе институтов, которые складывались многие столетия, укреплению и расширению их влияния на население, укреплению многовековых духовно-нравственных устоев, идей толерантности и межконфессионального согласия. Так, например,махалля— это естественно сложившийся традиционный институт самоуправления граждан, способный решать насущные проблемы жителей. Органы самоуправления граждан осуществляют деятельность по утверждению в обществе идей гуманизма и милосердия, взаимопонимания и добрососедства, соблюдению общественного порядка, оказанию материальной помощи нуждающимся, благоустройству территорий, а также содействуют обеспечению занятости.

Лидеры и активисты ННО являются членами свыше 40 постоянно действующих республиканских межведомственных комиссий (советов, рабочих групп), созданных в соответствии с актами Президента Республики Узбекистан и правительства, в частности:

- Республиканская межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми;

- Межведомственный совет по координации работы государственных органов по правовой пропаганде и просвещению;

- Общественный совет при Министерстве обороны;

- Межведомственная рабочая группа по изучению состояния соблюдения прав и свобод человека правоохранительными и другими государственными органами;

- Межведомственная экспертная группа по мониторингу хода реализации Национального плана действий в рамках Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин и др.

Институты гражданского общества призваны способствовать росту гражданской активности, национального самосознания, политической культуры и высокой духовности членов общества, воспитывать в них чувство собственного достоинства, независимого мышления, желание реализовать свой потенциал, строить свое будущее своими руками.

Важнейшим направлением деятельности институтов гражданского общества должна стать защита демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов людей. Развитая структура негосударственных и общественных организаций призвана обеспечивать и поддерживать баланс интересов в обществе, выступать в политической и социальной сфере партнёром государственных структур. По мере своего становления и укрепления авторитета в обществе, гражданские институты должны все больше становиться важнейшим инструментом общественного контроля за деятельностью государственных и властных структур.

Институты гражданского общества в сотрудничестве с независимыми, свободными средствами массовой информации, должны не только выражать, но и формировать общественное мнение и общественное сознание. Без укрепления демократических ценностей в сознании людей демократия сама по себе или усилиями извне не может получить своего развития.

В ходе проводимых в стране реформ по демократическому обновлению и модернизации страны принят ряд мер, направленных на создание организационно-правовых, материальных условий формирования институтов гражданского общества. В Послании Президента Республики Узбекистан отмечается: «Приняты отдельные указы и постановления о совершенствовании деятельности таких негосударственных некоммерческих организаций, как фонд "Нуроний", Союз молодежи, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, Торгово-промышленная палата, Республиканский совет по координации деятельности органов самоуправления граждан, их поддержки» [11].

Сегодня в нашей стране действует более 1500 средств массовой информации. Ежегодно Творческим союзом журналистов Узбекистана проводится конкурс Национальной премии в

области журналистики «Олтин калам», в котором в 2013 году участвовали более 6500 творческих работ 410 журналистов [8]. В соответствии с Постановлением Президента страны с 1 января 2012 года СМИ Узбекистана предоставлены налоговые льготы и преференции сроком на пять лет; в соответствии с распоряжением Президента страны впервые в правоприменительной практике Узбекистана с марта по декабрь 2013 года проведен правовой эксперимент по апробации проекта Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» [5] на базе органов государственной власти Бухарской и Самаркандской областей. Указанный Закон принят 25 мая 2014 года, и начал действовать с момента опубликования в печати. В Узбекистане осуществляют деятельность 4 политические партии:

- Движение предпринимателей и деловых людей - Либерально-демократическая партия Узбекистана (www .uzlidep.uz);

- Народно-демократическая партия Узбекистана (www.xdp.uz);

- Демократическая партия Узбекистана «Миллийтикланиш» (www.mt.uz);

- Социал-демократическая партия Узбекистана «Адолат» (www.adolat.uz). Политические партии в Узбекистане выражают политическую волю различных слоев и

групп и через своих избранных демократическим путем представителей участвуют в формировании государственной власти» (ст. 60 Конституции Республики Узбекистан) [2].

В то же время дальнейшее усиление роли и значения институтов гражданского общества в процессе демократизации общественной жизни, государственного строительства страны требует выработки и реализации мер и механизмов, направленных на материальную и финансовую поддержку их деятельности, обеспечение их реальной независимости. Таким образом, только свободные, самостоятельные, располагающие достаточными финансовыми ресурсами и независимыми источниками финансирования гражданские институты могут эффективно выполнять возложенные на них задачи.

References:

1. Poslaniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan Sh.Mirziyoyeva Oliy Majlisu //Narodnoye slovo. 24 dekabrya 2017 g.

2. Konstitutsiya Respubliki Uzbekistan. - T.: IPTD «Uzbekistan», 2017.

3. Vedomosti Verxovnogo Soveta Respubliki Uzbekistan, 1991 g., № 4, st.76 s posl. izm. i dop.; 1992 g.; Vedomosti OliyMajlisa Respubliki Uzbekistan, 1999 g., № 5, st. 115 s posl. izm. i dop.; Vedomosti Oliy Majlisa Respubliki Uzbekistan, 2003 g., № 9-10, st. 141 s posl. izm. i dop.; Vedomosti Oliy Majlisa Respubliki Uzbekistan, 1997 g., № 2, st. 36 s posl. izm. i dop.; Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan, 2004 g., № 21, st. 248 s posl. izm. i dop.; Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan, 2013 g., №17, st. 219;Vedomosti Verxovnogo Soveta Respubliki Uzbekistan, 1992 g., № 9, st. 344 s posl. izm. i dop.; Sobraniye Zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan, 2007 g., № 3, st. 20; Vedomosti Oliy Majlisa Respubliki Uzbekistan, 1997 g., № 4-5, st. 110; Vedomosti Oliy Majlisa Respubliki Uzbekistan, 1998 g., № 5-6, st. 99 s posl. izm. i dop.

4. Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan, 2013 g., № 52, st. 688

5. Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan, 2014 g., № 12, st. 209

6. Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan, 2005 g., № 10-11, st. 71, № 45, st.337.

7. Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan, 2013 g., № 51, st. 660

8. Razvitiye institutov grajdanskogo obshyestva v Uzbekistane: sifri i fakti. Nezavisimiy institut po monitoringu formirovaniya grajdanskogo obshyestva. - T., 2013. - S.19 //www.nimfogo.uz

9. Instituti grajdanskogo obshyestva - aktivniye uchastniki demokraticheskix preobrazovaniy. 19 fevralya 2014 // www.fj .uz <http://www.fj .uz>

10. Maxallya // Sbornik normativno-pravovix dokumentov. - T., 2007. 352 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.