Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХОПЛАЧИВАЕМЫХ ТРУДОВЫХ ОТПУСКОВ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХОПЛАЧИВАЕМЫХ ТРУДОВЫХ ОТПУСКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
398
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
время отдыха / отпуск / дополнительный оплачиваемый отпуск / гарантии / условия труда / категории работников / аттестация рабочих мест / стаж работы / порядок суммирования ежегодных основного и дополнительного отпусков. / rest time / holidays / additional paid holidays / guarantees / working conditions / categories of workers / certification of jobs / work experience / procedure for summing up annual main and additional holidays.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гулнар Саримсакова

в статье анализируются вопросы правового регулирования дополнительных оплачиваемых трудовых отпусков. Уделено внимание специфике предоставления дополнительных оплачиваемых трудовых отпусков, гарантированность работникам более длительного отдыха с учетом характера и особенности их трудовой деятельности, условий труда, климатических условий той территории, на которой трудится работник, и других обстоятельств. Сформулированы теоретические выводы по совершенствованию законодательства в части института времени отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF ADDITIONAL PAID LEAVE

The article analyzes the issues of legal regulation of additional paid leave. Attention is paid to the specifics of the provision of additional paid labor leaves, the guarantee for employees of longer vacations, taking into account the nature and characteristics of their labor activity, working conditions, climatic conditions of the territory in which the worker is working, and other circumstances. Theoretical conclusions have been formulated to improve the legislation regarding the institution of rest time.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХОПЛАЧИВАЕМЫХ ТРУДОВЫХ ОТПУСКОВ»

Review of law sciences

Gulnar Sarimsakova,

Acting associate Associate Professor of Tashkent State University of Law

LEGAL REGULATION OF ADDITIONAL PAID LEAVE

Abstract: The article analyzes the issues of legal regulation of additional paid leave. Attention is paid to the specifics of the provision of additional paid labor leaves, the guarantee for employees of longer vacations, taking into account the nature and characteristics of their labor activity, working conditions, climatic conditions of the territory in which the worker is working, and other circumstances. Theoretical conclusions have been formulated to improve the legislation regarding the institution of rest time.

Keywords: rest time, holidays, additional paid holidays, guarantees, working conditions, categories of workers, certification of jobs, work experience, procedure for summing up annual main and additional holidays.

Гулнар Саримсакова,

и.о.доцента Ташкентского государственного юридического университета

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХОПЛАЧИВАЕМЫХ

ТРУДОВЫХ ОТПУСКОВ

Аннотация:в статье анализируются вопросы правового регулирования дополнительных оплачиваемых трудовых отпусков. Уделено внимание специфике предоставления дополнительных оплачиваемых трудовых отпусков, гарантированность работникам более длительного отдыха с учетом характера и особенности их трудовой деятельности, условий труда, климатических условий той территории, на которой трудится работник, и других обстоятельств. Сформулированы теоретические выводы по совершенствованию законодательства в части института времени отдыха.

Ключевые слова: время отдыха, отпуск, дополнительный оплачиваемый отпуск, гарантии, условия труда, категории работников, аттестация рабочих мест, стаж работы, порядок суммирования ежегодных основного и дополнительного отпусков.

Гулнар Саримсакова,

Ташкент давлат юридик университети доценти в.б.

ХАД ТУЛАНАДИГАН ЙИЛЛИК МЕХНАТ ТАЪТИЛЛАРИНИ ХУДУДИЙ

ТАРТИБГА СОЛИШ

Аннотация: мацолада хац туланадиган цушимча тахлилларни хуцуций тартибга солиш тахлил цилинган. Ходимларга хац туланадиган мехнат таътилларини беришнинг узига хос талабларига, мехнат шароити ноцулай ва узига хос булган ишлар учун ва бошца холатларни хисобга олган холда узоцроц муддатга хац туланадиган таътиллар берилишининг кафолатларига алохида эътибор берилган. Дам олиш институтини такомиллаштиришга оид цонунчиликни такомиллаштиришга царатилган назарий хулосалар шакллантирилган.

Калит сузлар: дам олиш вацти, таътиллар, хац туланадиган цушимча таътиллар, кафолатлар, мехнат шартлари, ходимлар тоифалари, аттестация, иш жойлари, мехнат стажи, мехнат, йиллик асосий ва цушимча таътилларни жамлаш тартиби.

Преобразования, происходящие в Республике Узбекистан, дальнейшее развитие рыночной экономики, последовательное осуществление, выдвинутого Президентом Ш.М.Мирзиеевым, курса, направленного на дальнейшую демократизацию и обновление общества, реформирование и модернизацию страны, реализацию практических и комплексных мер, предусмотренных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, объективно требуют совершенствования правового регулирования социально-трудовых отношений.

Время отдыха является одним из институтов трудового права. Данный институт содержит в себе нормы, осуществляющие правовое регулирование общественных отношений по предоставлению и использованию различных видов времени отдыха, к которым относятся и трудовые отпуска.

Главным элементом в системе отпусков являются ежегодные трудовые оплачиваемые отпуска. Они предоставляются работникам для отдыха и восстановления работоспособности с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

В современном трудовом законодательстве закреплено два вида ежегодных трудовых оплачиваемых отпусков. Это ежегодныеосновные (основные удлиненные) и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.

Право на ежегодный трудовой отпуск с сохранением места работы и среднего заработка имеют все работники, включая совместителей, независимо от того где они работают и какую работу выполняют. Минимальная продолжительность такого отпуска в Республике Узбекистан составляет пятнадцать рабочих дней. В то же время необходимо отметить, что многие категории работников пользуются правом на удлиненный основной трудовой отпуск. Его продолжительность значительно превышает продолжительность установленного законодательством минимального трудового отпуска.

Трудовое законодательство предусматривает предоставление отдельным категориям работников дополнительных оплачиваемых трудовых отпусков.

Спецификой дополнительных оплачиваемых трудовых отпусков является гарантированность работникам более длительного отдыха с учетом характера и особенности их трудовой деятельности, условий труда, состояния здоровья, природно-климатических условий той территории, на которой трудится работник, и других обстоятельств.

Так,например, такие отпуска предоставляются работникам:

• занятым на работах в неблагоприятных и особых условиях труда;

• выполняющим работу в тяжелых и неблагоприятных природно-климатических условиях;

• в других случаях, предусмотренных законодательством.

Ежегодный дополнительный отпуск за работу с неблагоприятными условиями труда предоставляется работникам, подвергающимся воздействию в процессе труда вредных для здоровья производственных факторов. Продолжительность такого отпуска определяется на основе аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования.

Право на дополнительный трудовой отпуск в соответствии с законодательством имеют и другие работники (например, работающие в неблагоприятных природно-климатических условиях; рядовой и начальствующий состав органов внутренних дел Республики Узбекистан, работники органов прокуратуры).

Следует также обратить внимание на то, что ст.232 Трудового кодекса Республики Узбекистан [1], предусматривает предоставление ежегодного социального дополнительного отпуска женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до двенадцати лет или ребенка-инвалида в возрасте до шестнадцати лет.

Согласно ст.136 ТК помимо случаев, закрепленных законодательством, дополнительные отпуска могут быть предусмотрены коллективными соглашениями, коллективным договором или условиями трудового договора, заключенного с работником. Если дополнительные отпуска были предусмотрены в указанном порядке, то их предоставление работникам столь же обязательно, как и предоставление дополнительных отпусков, закрепленных законодательством.

Для того чтобы уяснить действующий порядок определения минимальной продолжительности дополнительных отпусков за работу в неблагоприятных условиях труда, необходимо иметь четкое представление о работниках, которых следует считать работающими в таких условиях.

Поэтому порядок определения работ с неблагоприятными условиями труда, закрепленный в Трудовом кодексе, требует оценки условий труда и аттестации каждого рабочего места. Аттестация рабочих мест по условиям труда это - комплекс мероприятий, проводимых с целью оценки соответствия условий труда (тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах и их травмоопасности) требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования по вопросам охраны труда, выявления вредного производственного фактора и (или) опасного производственного фактора.

Проведение аттестации рабочих мест осуществляется в соответствии с «Положением о порядке проведения государственной экспертизы условий труда», утвержденным Постановлением Кабинета Министров РУз от 27 апреля 2017 года № 246 [2].

Целью проведения государственная экспертиза является оценка качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда, а также фактических условий труда работников.

Результаты, проведенной государственной экспертизы гарантирует предоставления работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантий и компенсаций. В частности, предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством,

отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами работодателя.

Определенные на основании аттестации перечень рабочих мест и продолжительность дополнительных отпусков являются основанием для внесения этих данных в коллективное соглашение или коллективный договор (а если он не заключен, - в отдельный локальный акт, утвержденный работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом или иным представительным органом работников). Такие дополнительные отпуска считаются отпусками (на что важно обратить внимание), установленными законодательством. Их продолжительность работодатель не вправе уменьшить даже с согласия работника. Уменьшение таких отпусков или их непредоставление работникам, выполняющим работы на указанных рабочих местах, квалифицируется как нарушение их трудового законодательства.

В то же время коллективные соглашения, коллективный договор предприятия либо трудовой договор, заключенный между работником и работодателем, могут предусматривать увеличение продолжительности такого дополнительного отпуска за счет прибыли предприятия.

Кроме того, согласно части второй ст. 137 ТК, коллективными соглашениями, коллективным договором (а если он не заключен - работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом, либо иным представительным органом работников) должны быть регламентированы порядок и условия предоставления ежегодных дополнительных отпусков за работу в неблагоприятных условиях труда.

Условия и порядок предоставления этих дополнительных отпусков могут быть закреплены в специальном разделе коллективного соглашения, коллективного договора, в приложении к ним либо в виде отдельного Положения, утвержденного работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом либо иным представительным органом работников. Таким же Положением должны быть определены условия и порядок предоставления дополнительных отпусков на тех предприятиях, где коллективный договор не заключен и на которые не распространяется коллективное соглашение,

Необходимо учитывать требования законодательства о недопустимости замены в период работы дополнительного отпуска за работу в неблагоприятных условиях труда денежной компенсацией. Выплата такой компенсации производится лишь при прекращении трудового договора [3].

Важно также помнить, что перенос этого дополнительного вида отпуска на следующий рабочий год не допускается.

Условия и порядок предоставления дополнительных отпусков, установленных на предприятии, целесообразно оформлять наглядно и поместить в общедоступном месте, а заинтересованных работников, кроме того, ознакомить с ними под роспись.

Перечень работников, работающих в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 марта 1997 года № 133. Это же постановление предусматривает предельную продолжительность рабочего времени и минимальную продолжительность дополнительного отпуска для лиц, занятых на работах в особо вредных и особо тяжелых условиях труда. Продолжительность дополнительного отпуска этих работников не может быть менее двенадцати рабочих дней.

Статья 138 ТК предусматривает, что Правительство Республики Узбекистан устанавливает также минимальную продолжительность дополнительных отпусков

работникам, выполняющим работы в тяжелых и неблагоприятных природно-климатических условиях, и перечень таких районов. Так в соответствии с «Положением о порядке установления и применения районных коэффициентов к оплате труда, а также минимальной продолжительности ежегодного дополнительного отпуска работникам, занятым на работах в местностях с тяжелыми и неблагоприятными природно-климатическими и бытовыми условиями» (далее - Положение), утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 сентября 2019 года № 743 [4].

Данное Положение регламентирует условия установления организациями, независимо от формы собственности, ежегодных дополнительных отпусков за работу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными природно-климатическими и бытовыми условиями труда.

Согласно приложение № 1 Положения ежегодные дополнительные отпуска предоставляются всем работникам, выполняющим работы в местностях, включенных в Перечень местностей с тяжелыми и неблагоприятными природно-климатическими условиями, в которых применяются надбавки, а также минимальная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска.

Продолжительность дополнительных отпусков, установленных Положением, колеблется от1 до 6 рабочих дней и зависит от основания их предоставления.

Так, в зависимости от районов и местностей с тяжелыми и неблагоприятными природно-климатическими условиями труда минимальная продолжительность дополнительного трудового отпуска устанавливается от 1 до 6 рабочих дней. Например, если в Муйнакском (включая г.Муйнак) и Кунградском районах (кроме г. Кунграда) - 3 рабочих дня, то в г.Учкудук, г. Зарафшан - 6 рабочих дня.

Для работников всех отраслей экономики и территорий за работу в высокогорных районах в зависимости на высоте над уровнем моря - от 1 до 4 рабочих дней.

В коллективных соглашениях и договорах внебюджетных организаций могут предусматриваться условия о применении дополнительных отпусков за работу в отдельных местностях с тяжелыми и неблагоприятными природно-климатическими условиями труда, не указанных в Перечне, с включением данных расходов в налогооблагаемую базу.

Установленный законодательством минимальный ежегодный дополнительный отпуск за работу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными природно-климатическими условиями в размерах, предоставляется при условии, если работник проработал полный рабочий год.

В случае если работник проработал неполный рабочий год, продолжительность дополнительного отпуска за работу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными природно-климатическими условиями труда определяется пропорционально отработанному времени путем деления полного размера дополнительного отпуска на двенадцать и умножения на число полных месяцев работы.

При этом число дней дополнительного отпуска округляется до целого по правилам округления.

Согласно ст. 136 ТК законодательством могут быть предусмотрены, помимо тех, которые закреплены непосредственно в Трудовом кодексе, и иные дополнительные отпуска. В настоящее время действует ряд законодательных актов, предусматривающих предоставление отдельным категориям работников таких отпусков.

Так, право на дополнительный отпуск имеют: лица, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями аварии на Чернобыльской АЭС; инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с Чернобыльской катастрофой из числа лиц (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий аварии в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС а также из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ в пределах зоны отчуждения, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Продолжительность дополнительного отпуска, который должен быть предоставлен названным работникам ежегодно с сохранением заработной платы, составляет 14 календарных дней [5].

Согласно ст.50 Закона Республики Узбекистан «О прокуратуре» работникам органов прокуратуры помимо основного отпуска (30 календарных дней) предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за стаж работы продолжительностью:

• при стаже работы свыше 15 лет - 5 календарных дней;

• при стаже работы свыше 25 лет - 10 календарных дней.

Дополнительные отпуска такой же продолжительности при аналогичных требованиях к стажу работы предоставляются также сотрудникам Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан [6], а также работникам, проходящим службу в Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре РУз [7].

Дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется согласно части восьмой ст.30 Закона РУз от 16.09.2016 г. № ЗРУ-407 «Об органах внутренних дел» [8] сотрудникам этих органов в календарном исчислении после десяти лет службы продолжительностью пять дней, после пятнадцати лет службы - десять дней, после двадцати лет службы -пятнадцать дней.

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 30.05.2002 г. №УП-3079 [9] инвалидам из числа лиц пенсионного возраста, проходившим военную службу на ядерных объектах предоставляются ежегодные дополнительные отпуска с минимальной продолжительностью не менее 12 рабочих дней с сохранением заработной платы.

Согласно Приложению № 13 к «Правилам безопасности при геологоразведочных работах» [10] в геологоразведочных партиях или экспедициях, ведущих подземные горные работы, не обслуживаемые военизированными горноспасательными частями, организуются добровольные вспомогательные горноспасательные команды. Членам таких команд, особо проявившим себя при ликвидации аварии и в профилактической работе, предоставляется дополнительный отпуск до шести дней в год. Особенностью этого дополнительного отпуска является то, что он предоставляется в качестве поощрения членам добровольных вспомогательных горноспасательных команд, особо проявившим себя при выполнении возложенных на них функций.

Право на дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска имеют все работники предприятий городского электрического транспорта при непрерывном стаже работы на одном предприятии свыше трех лет по два дня за каждый последующий год, но не более шести дней [11].

В соответствии с частью первой ст.232 ТК РУз женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до двенадцати лет или ребенка - инвалида в возрасте до 16 лет, предоставляется ежегодно дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее трех рабочих дней. Этот отпуск характеризуется рядом особенностей. С одной стороны, часть первая ст.232 ГК РУз относит этот отпуск к числу дополнительных отпусков, а значит, как и все другие дополнительные отпуска, данный отпуск предоставляется ежегодно и суммируется с основным минимальным или основным удлиненным трудовым отпуском. С другой стороны, ст.149 ТК РУз предусматривает, что данный отпуск является социальным. Из этого следует, что его предоставление должно осуществляться с соблюдением правил, установленных для социальных отпусков (недопустимости замены такого отпуска денежной компенсацией, недопустимость переноса данного отпуска на следующий рабочий год и др.).

Как уже отмечалось кроме дополнительных отпусков, которые предусмотрены Трудовым кодексом и другими законодательными актами, при наличии необходимых средств, коллективными соглашениями, коллективным договором или непосредственно трудовым договором всем работникам предприятия (отрасли) или отдельным работникам (работнику) могут быть предусмотрены и другие виды дополнительных отпусков. Так, например, на многих предприятиях работникам устанавливается дополнительный отпуск за непрерывный стаж работы в определенной отрасли или на конкретном предприятии. В таком же порядке устанавливаются дополнительные отпуска свыше установленной законодательством минимальной их продолжительности за работу в неблагоприятных условиях труда и другие виды дополнительных отпусков.

Важно подчеркнуть, что трудовое законодательство Республики Узбекистан устанавливает минимальный уровень трудовых прав и гарантий, которые должны предоставляться работнику всеми работодателями. С одной стороны, это означает, что в коллективных соглашениях, коллективных договорах, локальных актах, принимаемых работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом либо другим представительным органом работников, трудовых договорах, могут предусматриваться дополнительные, по сравнению с законодательством, трудовые права и гарантии. Например, на практике достаточно широкое распространение получило предоставление работникам дополнительных (помимо тех, которые установлены законодательством) ежегодных оплачиваемых отпусков за счет стажа работы на данном предприятии или в данной отрасли, краткосрочных оплачиваемых отпусков по семейным обстоятельствам (в связи со свадьбой, рождением ребенка, смертью близкого родственника и др.). С другой стороны, закрепление в законодательстве обязательного уровня трудовых прав и гарантий означает обязательность их предоставления работнику. Условия договоров и соглашений о труде ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством недействительны. Так если в трудовом договоре было предусмотрено, что работнику будет предоставляться ежегодный трудовой отпуск меньшей продолжительности, чем тот, который гарантирован ему законодательством, то такое условие трудового договора является недействительным, то есть не имеет юридической силы, несмотря на то, что работник по незнанию подписал этот договор. Работодатель обязан будет предоставлять работнику ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск не менее той продолжительности, которая установлена законодательством.

Таким образом, конституционное право на отдых обеспечивается действующим трудовым законодательством, за нарушение которого предусмотрена ответственность в административном порядке (ст. 49 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан [12].

В ТК РУз отсутствует легальное определение дополнительных оплачиваемых отпусков. В связи с этим полагаем, что дополнительный оплачиваемый отпуск - определенный период времени, суммируемого с основным ежегодным оплачиваемым отпуском, предусмотренным графиком отпусков, предоставляемым работникам с сохранением места работы (должности) и среднего заработка для непрерывного отдыха по основаниям, установленным в соответствии с Трудовым кодексом РУз, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, являющееся одной из гарантий, направленной на обеспечение предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

References

1. P.2 Postanovleniya Kabineta Ministrov RUz ot 18.03.1991 g. № 62//Sobraniye postanovleniy Pravitelstva RUz.1991. №3.St. 7

2. Natsionalnaya baza dannix zakonodatelstva, 05.03.2019 g., № 03/19/526/2701; 15.03.2019 g.,

1. № 03/19/530/2769, 21.03.2019 g., № 03/19/531/2799, 03.05.2019 g., № 03/19/534/3046, 11.05.2019 g.,

2. № 03/19/536/3114, 24.05.2019 g., № 03/19/542/317, 29.05.2019 g., № 03/19/543/3201, 09.07.2019 g.,

3. № 03/19/548/3395, 29.08.2019 g., № 03/19/558/3662, 31.08.2019 g., № 03/19/560/3677, 11.09.2019 g.,

4. № 03/19/566/3734, 13.09.2019 g., №03/19/567/3737; 30.10.2019 g., № 03/19/575/3972, 01.11.2019 g.,

5. № 03/19/577/3975, 06.11.2019 g., № 03/19/579/3994, 13.11.2019 g., № 03/19/583/4016; 04.12.2019 g.,

6. № 03/19/586/4106, 25.12.2019 g., № 03/19/597/4193; 23.01.2020 g., № 03/20/603/0071)

3. Trudovoy kodeks Respubliki Uzbekistan // Natsionalnaya baza dannix zakonodatelstva, 11.05.2019 g., № 03/19/536/3114, 24.05.2019 g., № 03/19/542/317, 04.12.2019 g., № 03/19/586/4106.

4. «Polojeniye o poryadke provedeniya gosudarstvennoy ekspertizi usloviy truda», utverjdenniy Postanovleniyem Kabineta Ministrov RUz ot 27 aprelya 2017 goda № 246//Natsionalnaya baza dannix zakonodatelstva, 31.12.2018 g., № 09/18/1066/2428; 07.03.2019 g., № 09/19/195/2712, 11.08.2019 g., № 09/19/661/3571.

5. Postanovleniye Kabineta Ministrov Respubliki Uzbekistan ot 6 sentyabrya 2019 g. № 743 «O dopolnitelnix merax po regulirovaniyu trudovix otnosheniy na rinke truda» //Natsionalnaya baza dannix zakonodatelstva, 07.09.2019 g., № 09/19/743/3710.

6. «Perechen polojeniy, denejnix kompensatsiy i lgot projivayushim v Respublike Uzbekistan grajdanam, postradavshim vsledstviye Chernobilskoy katastrofi» (Utverjden Postanovleniyem Prezidiuma Verxovnogo Soveta RUz i Kabineta Ministrov RUz ot 06.04.1992 g. № 170//Sobraniye postanovleniy Pravitelstva RUz. 1992. № 4. St.10; 1994.№ 1. St.1; 1997. № 2.St.5; 2001. № 3. St.13; Sobraniye zakonodatelstva RUz. 2001. № 11. St.66; 2003. №24. St. 241; 2005. № 5-6.St.32.).

7. P.54 «Polojeniya o Departamente po borbe s ekonomicheskimi prestupleniyami pri Generalnoy prokurature Respubliki Uzbekistan». - utverjdeno Ukazom Prezidenta Respubliki Uzbekistan «O merax po korennomu povisheniyu effektivnosti ispolzovaniya byudjetnix sredstv i sovershenstvovaniyu mexanizmov borbi s ekonomicheskimi prestupleniyami» ot 23 maya 2018 g., № UP-5446// Natsionalnaya baza dannix zakonodatelstva, 24.05.2018 g., № 06/18/5446/1251; 11.01.2019 g., № 06/19/5624/2471, 16.03.2019 g., № 06/19/5690/2772.

8. P.56 «Polojeniya o proxojdenii slujbi v Byuro prinuditelnogo ispolneniya pri Generalnoy prokurature Respubliki Uzbekistan». - utverjdeno Postanovleniyem Prezidenta RUz ot 30.05.2017. №PP-3016 //. Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan, 2017 g., № 22, st. 425, № 25, st. 531; Natsionalnaya baza dannix zakonodatelstva, 15.02.2018 g., № 06/18/5343/0703; 10.05.2018 g., № 06/18/5438/1189; 11.05.2018 g., № 07/18/3699/1184,

23.11.2018 g., № 06/18/5580/2202; 27.11.2019 g., № 06/19/5883/4074, 14.12.2019 g., № 06/19/5894/4161.

9. Zakon RUz ot 16.09.2016 g. № ZRU-407 «Ob organax vnutrennix del» // Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan, 2016 g., № 38, st. 438; 2017 g., № 24, st. 487, № 37, st. 978, Natsionalnaya baza dannix zakonodatelstva, 24.05.2019 g., № 03/19/542/317, 2019 g., № 2, st. 47, 05.09.2019 g., № 03/19/563/3685, 11.09.2019 g., № 03/19/566/3734;

30.10.2019 g., № 03/19/575/3972; 25.12.2019 g., № 03/19/597/4193).

10. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 30.05.2002 g. №UP-3079 «O sotsialnoy podderjke lits pensionnogo vozrasta, proxodivshix voyennuyu slujbu na yadernix poligonax i drugix radiatsionno-yadernix ob'yektax» // Vedomosti Oliy Majlisa Respubliki Uzbekistan, 2002 g., № 4-5, st. 97; 2003 g., № 3-4, st. 56; Natsionalnaya baza dannix zakonodatelstva, 14.12.2019 g., № 06/19/5894/4161.

11. «Pravila bezopasnosti pri geologorazvedochnix rabotax» // Utverjdeni Gosgortexnadzorom RUz 12.12.1996 g. i Goskomitetom RUz po geologii i mineralnim resursam 25.11.1996. № 84 i zaregistrirovani Ministerstvom yustitsii RUz 29.01.1997 g.№ 304 s izmeneniyami i dopolneniyami, vnesennimi Postanovleniyem ot 21.12.2010 g. Gosudarstvennoy inspektsiyey po nadzoru za geologicheskim izucheniyem nedr, bezopasnim vedeniyem rabot v promishlennosti, gornom dele i kommunalno-bitovom sektore pri \kabinete Ministrov RUz i Gosudarstvennogo komiteta RUz po geologii i mineralnim resursam, zaregistrirovannimi Ministerstvom yustitsii RUz 13.01.2011. №304-1//sobraniye zakonodatelstva RUz.2011. № 1-2.St.21.

12. P.2 Postanovleniya Kabineta Ministrov RUz ot 18.03.1991 g. № 62 // Sobraniye postanovleniy Pravitelstva RUz. 1991. №3. St. 7.

7. 11. Natsionalnaya baza dannix zakonodatelstva, 05.03.2019 g., № 03/19/526/2701; 15.03.2019 g.,

8. № 03/19/530/2769, 21.03.2019 g., № 03/19/531/2799, 03.05.2019 g., № 03/19/534/3046, 11.05.2019 g.,

9. № 03/19/536/3114, 24.05.2019 g., № 03/19/542/317, 29.05.2019 g., № 03/19/543/3201, 09.07.2019 g.,

10. № 03/19/548/3395, 29.08.2019 g., № 03/19/558/3662, 31.08.2019 g., № 03/19/560/3677, 11.09.2019 g.,

11. № 03/19/566/3734, 13.09.2019 g., №03/19/567/3737; 30.10.2019 g., № 03/19/575/3972, 01.11.2019 g.,

12. № 03/19/577/3975, 06.11.2019 g., № 03/19/579/3994, 13.11.2019 g., № 03/19/583/4016; 04.12.2019 g.,

13. № 03/19/586/4106, 25.12.2019 g., № 03/19/597/4193; 23.01.2020 g., № 03/20/603/0071)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.