Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА (на примере Узбекистана)'

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА (на примере Узбекистана) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
157
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Ключевые слова
государство / демократический климат / Конституция / молодежь / наемные работники / работодатели / общество / правовая культура / правовой механизм / правовая основа / правовая система / права человека / социальная защита / социальное партнёрство / социальные трудовые отношения. / government / democratic climate of society / the Constitution / the youth / hired workers and employers / society / legal culture / legal mechanism / legal basis / legal system / human rights / social protection / social partnership / social labor relations.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Э.Кадыров

в данной статье анализируется взаимосвязь системы социального партнёрства с демократическими процессами и правовой культурой общества. Уделено внимание на то, как они влияют на морально-правовой и демократический климат в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности в соединении её с ответственностью перед обществом, обеспечивает ее права, социальную защищенность, уважение ее достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических и культурных процессов. В статье отражены конституционные гарантии, соответствующие новым общественным потребностям, способным обеспечить оптимальное сочетание динамизма и стабильности, необходимые для успеха важных социально-экономических и политико-правовых реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SYSTEM OF SOCIAL PARTNERSHIP AND LEGAL CULTURE (IN THE CASE OF UZBEKISTAN)

in the article the interrelation of social partnership system with democratic processes and legal culture of a society is analyzed from scientific point of view. The attention is focused on how they influence moral-legal and democratic climate in a society which guarantees the real freedom of personal behavior alongside with the responsibility before a society, provides its rights, social security, respect of its dignity, that is to say it puts the person in the centre of economic, social, political and cultural processes. In the article the constitutional guarantees which meet public requirements, capable to provide an optimum combination of dynamism and the stability that is necessary for the success of important social, economic and political-legal reforms have been revealed. The legal culture that meets the high and modern requirements is being formed and developing in Uzbekistan with rapid speed. It makes serious demands to social partnership. Formation of youth political culture is a major factor in the course of democratization of a society and country modernization. The theme of the article is rather actual and meets the practical use on the basis of legal possibilities in our state.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА (на примере Узбекистана)»

FORMATION OF THE SYSTEM OF SOCIAL PARTNERSHIP AND LEGAL CULTURE (IN THE CASE OF UZBEKISTAN)

E.KADIROVa Tashkent State University of Law, Tashkent, 100047, Uzbekistan a Tashkent State University of Law

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА (на примере Узбекистана)

Э.КАДЫРОВа Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, 100047, Узбекистан

а Ташкентского государственного юридического университета

^УЦУЦИЙ МАДАНИЯТ ВА ИЖТИМОИЙ ^АМКОРЛИК ТИЗИМИНИНГ ШАКЛЛАНИШИ (УЗБЕКИСТОН

МИСОЛИДА)

Э.КАДЫРОВа Тошкент давлат юридик университети, Тошкент, 100047, Узбекистон аТошкент давлат юридик университети

Аннотация :мазкурмацолададемократикжараёнлардаижтимоищамкорликважамиятда%уц уциймаданиятнингузароалоцадорлигимасаласиилмийжщатдантаулилэтилган. Инсоннингицтисодий, ижтимоий,

сиёсийвамаданийжараёнларнингасосиймарказидатуришитадцицигаэътиборцаратилган.

Шунингдек, жамиятнингзарурижтимоий-сиёсийвасиёсий-

ууцуцийислоуотларинингтаращиётщамдабарцарорлигигаимконберувчиконституциявийкафолат ланганянгщуцуциймеханизмлараксэттирилган.

Калит сузлар:демократикжараёнлар, ижтимоищамкорлик, ууцуциймаданият, сиёсий-ууцуцийислоуотлар, конституциявийкафолат, янги^уцуциймеханизмлар.

Аннотация: в данной статье анализируется взаимосвязь системы социального партнёрства с демократическими процессами и правовой культурой общества. Уделено внимание на то, как они влияют на морально-правовой и демократический климат в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности в соединении её с ответственностью перед обществом, обеспечивает ее права, социальную защищенность, уважение ее достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических и культурных процессов.

В статье отражены конституционные гарантии, соответствующие новым общественным потребностям, способным обеспечить оптимальное сочетание динамизма и стабильности, необходимые для успеха важных социально-экономических и политико-правовых реформ.

Ключевые слова: государство, демократический климат, Конституция, молодежь, наемные работники, работодатели, общество, правовая культура, правовой механизм, правовая основа, правовая система, права человека, социальная защита, социальное партнёрство, социальные трудовые отношения.

Abstract: in the article the interrelation of social partnership system with democratic processes and legal culture of a society is analyzed from scientific point of view. The attention is focused on how they influence moral-legal and democratic climate in a society which guarantees the real freedom of personal behavior alongside with the responsibility before a society, provides its rights, social security, respect of its dignity, that is to say it puts the person in the centre of economic, social, political and cultural processes.

In the article the constitutional guarantees which meet public requirements, capable to provide an optimum combination of dynamism and the stability that is necessary for the success of important social, economic and political-legal reforms have been revealed.

The legal culture that meets the high and modern requirements is being formed and developing in Uzbekistan with rapid speed. It makes serious demands to social partnership.

Formation of youth political culture is a major factor in the course of democratization of a society and country modernization.

The theme of the article is rather actual and meets the practical use on the basis of legal possibilities in our state.

Keywords: government, democratic climate of society, the Constitution, the youth, hired workers and employers, society, legal culture, legal mechanism, legal basis, legal system, human rights, social protection, social partnership, social labor relations.

Правовая культура в любом обществе оказывает влияние на развитие государства, правовую систему, правовой механизм и процедуру. Правовая культура, как неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением мировоззрения и менталитета народа. Развитие правовой культуры не обособлено от развития других видов культуры: - социальной, политической, эстетической, нравственной. Это комплексный процесс. Их объединяет общность задачи -создание морально-правового и демократического климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединение с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

Правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере прав человека, характеризующиеся созданием и утверждением ценностей демократии и прав человека. «Человек как личность и как гражданин, обладает фундаментальными правами и свободами, ему от рождения гарантированы разные возможности, а личный жизненный успех зависит от его инициативы и самостоятельности, самоопределения во всех сферах человеческой жизни, способности к новаторству и творческому труду» [1].

Система социального партнёрства непосредственно связана с демократическими процессами и правовой культурой общества. Повышение правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с молодёжью или гражданами, а с другой -надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов. Поэтому для функционирования механизма социального партнёрства в обществе и государстве нужны определенные условия. В Узбекистане после обретения независимости для этого механизма создана правовая основа. Важнейшим элементом этой основы является Конституция, т.к. только Основной Закон, соответствующий новым общественным потребностям, способен обеспечить оптимальное сочетание динамизма и стабильности, необходимое для успеха крупных социально-экономических и политико-правовых реформ. Формирование правовой культуры зависит от развитости конституционных норм.

В этой связи следует подчеркнуть, что Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, в рамках первого раздела (Приоритетные направления совершенствования системы государственного и общественного строительства), в качестве одной из основных задач определено развитие современных форм осуществления общественного контроля, повышение эффективности социального партнерства.

Узбекистан стремится обеспечить целеустремленное продвижение к общепризнанным международным стандартам прав человека в соответствии с богатством духовного потенциала нашей цивилизации [2]. Поэтому при анализе системы социального партнёрства будет правильным исходить из существующего мирового опыта. Система социального партнёрства получила развитие после Второй мировой войны, окончательно утвердившись лишь в 60-70-е годы ХХ столетия, и то не во всех странах. Сегодня наиболее развитая система социального партнёрства существует в европейских странах -Германии, Австрии, Швеции и других. Системы социального партнерства не существует в слаборазвитых странах. В Узбекистане данная система начала формироваться в последние годы.

Социальное партнёрство - это особая система отношений, возникающих между наёмными работниками и работодателями при посреднической роли государства по согласованию экономических интересов в социально-трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов. Систему социального партнёрства называют "треугольником", так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наёмных работников; объединения работодателей; государство. Эта модель гармонизирует с генеральным соглашением, заключаемым в соответствии с Трудовым кодексом Республики Узбекистан между Советом Федерации профессиональных союзов Узбекистана, Торгово-промышленной палатой Узбекистана и Правительством. Генеральное соглашение включает в себя общие направления социально-экономической политики в области занятости, оплаты труда, доходов, уровня жизни населения, социальной защиты, социального обеспечения, а также социального страхования.

Более широкое определение понятию социального партнёрства дано в международном энциклопедическом словаре глобалистики: «социальное партнёрство (в сфере труда) - система взаимоотношений между наёмными работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений»[3].

Концепция социального партнёрства имеет широкое распространение в странах с развитой экономикой. Это партнёрство является основой регулирования отношений между лицами наёмного труда и работодателями. Смысл его состоит в проведении политики, которая сводила бы к минимуму, а по возможности и исключала бы возникновение социальных конфликтов в сфере труда. Сохранение социального мира на предприятии является главным содержанием и целью социального партнёрства.

Система социального партнёрства охватывает такие группы отношений, как отношения по установлению условий труда и отношения по урегулированию трудовых конфликтов. Социальное партнёрство находит свое выражение в различных конкретных формах, осуществляется как на основании законодательного установления, так и по усмотрению работодателя. Например, вопросы социального партнёрства в Болгарии, Венгрии, Германии, Италии нашли свое закрепление в Конституциях этих стран, а также в специальных законах. В Германии (кроме Конституции ФРГ) действует Закон «О тарифном договоре» от 9 апреля 1949 года. В Италии вопросы социального партнёрства регулируются также Гражданским кодексом Итальянской Республики от 16 мая 1942 года (книга пятая) и рядом других законов. В США на федеральном уровне действует ряд законов: Федеральный Закон «О трудовых отношениях» 1935 года (Закон Вагнера); Закон об отношениях рабочих и нанимателей 1947 года; Закон «О справедливых условиях труда» 1938 года и др. [4].

Обращаясь к истории социального партнёрства, необходимо отметить, что после появления понятия социального партнёрства в сфере труда возникли предназначенные для защиты прав наёмных работников различные объединения, а именно профсоюзы. Им

приходилось не только противостоять капиталу, но и оказывать давление на государство, заставляя издавать законы, учитывающие не только интересы капитала, но и интересы наёмных работников. Исходя из мысли, что в мире все течет и изменяется, сущность и содержание социального партнёрства тоже приобрели современное понятие. Социальное партнёрство стало условием политической стабильности и социального перемирия в обществе.

В связи с этим недостаточно определять социальное партнёрство как механизм согласования интересов наёмных работников и работодателей, который осуществляется при посреднической роли государства и находит свое проявление в заключении коллективных договоров и соглашений. Это весьма расплывчатое определение, мало что дающее для понимания существа тех отношений, которые реально складываются в сфере социально-трудовых отношений. Главным условием формирования социальных партнёрских отношений при этом является совпадение целей наёмных работников и работодателей, ибо социальное партнерство невозможно без совпадения целей. Наёмные работники и работодатели представляют, по их мнению, одно целое. Они не могут существовать друг без друга. И если даже между ними возникают конфликты, то в интересах обеих сторон найти действенные способы их своевременного и эффективного разрешения.

Анализируя различные мнения по данному вопросу, можно увидеть, что определение понятия "социальное партнёрство" в трудах узбекских ученых не отличается от вышеприведенного. Социальное партнёрство - совместная деятельность представителей различных наций и народностей, а также их объединение для единой цели. Социальное партнёрство является основным фактором обеспечения мира и стабильности в обществе. В обществе, в котором не существует социального партнёрства, усиливаются недоверие, конфликты. В итоге это может привести к негативным последствиям. Социальное партнёрство является особо актуальным там, где усиливается идеологическая борьба за умы граждан. Вопрос социального партнёрства особенно важен для нас, живущих на древней и благодатной земле Узбекистана, где живут представители разных самобытных культур и цивилизаций, что способствовало формированию особого менталитета нашего народа, отличающегося добротой, миролюбием, открытостью, широтой и щедростью души [5].

В Узбекистане о социальном партнёрстве впервые заговорили еще в начале девяностых годов прошлого века. Первый Президент Узбекистана И.Каримов особо отметил: «Обеспечить достойную и свободную жизнь, благополучие людей, живущих на нашей земле, создать все необходимые условия для того, чтобы каждый человек мог реализовать свои права и потенциальное возможности, - вот те важнейшие задачи, которые мы ставим перед собой при реформировании и обновлении нашего общества. Именно поэтому для нас неприемлем возврат к старой тоталитарной, заидеологизированной, командно-распределительной системе с ее уравниловкой и отсутствием здоровой основы для мотивации труда» [6].

В процессе реформирования узбекской экономики менялось и отношение к социальному партнёрству. Идеология социального партнёрства стала активно пропагандироваться государством. Было отмечено, что социально ориентированное рыночное хозяйство не может возникнуть в Узбекистане, и тем более развиваться без отлаженной системы социального партнёрства. Социальное партнёрство должно было обеспечить гражданский мир в условиях переходного периода. Поэтому реформирование узбекской экономики сопровождалось интенсивной работой по выработке необходимых правовых актов, чтобы обеспечить возможность формирования системы социального партнёрства.

В Конституции Республики Узбекистан, были определены основные принципы формирования социального партнёрства. В 1996 году вступил в силу новый Трудовой

кодекс Республики Узбекистан. На основе этих правовых источников 1 января 2015 года был принят и вступил в силу Закон Республики Узбекистан «О социальном партнёрстве».

Упомянутый закон детально регулирует отношения в области социального партнёрства, а также определил, что социальное партнёрство является взаимодействием государственных органов с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества в разработке и реализации программ социально-экономического развития страны, в том числе отраслевых, территориальных программ, а также нормативно-правовых актов и иных решений, затрагивающих права и законные интересы граждан. Закон создает необходимые правовые предпосылки для активизации деятельности и взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в социальной сфере [7].

Правовая культура, отвечающая высоким современным стандартам, формируется и развивается в Узбекистане интенсивными темпами. Это выдвигает серьёзные требования к социальному партнёрству. На сегодняшний день из более, чем 6 миллионов членов профсоюзов, более 50 процентов составляет молодежь. Исходя из этого, Федерацией профсоюзов ведется широкомасштабная работа по усилению социальной защиты молодых специалистов. В частности, в Генеральное соглашение, подписанное между Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Советом Федерации профсоюзов и Торгово-промышленной палатой по социально-экономическим вопросам, отраслевые и территориальные соглашения, а также коллективные договоры включены отдельные разделы, дополнительные льготы и гарантии по усилению защиты социально-экономических интересов молодёжи. Например, в коллективные договора включены такие льготы, как создание Совета мастеров и молодых специалистов, выделение беспроцентных ссуд молодым сотрудникам, оплата учебных контрактов студентам, прикрепление молодых специалистов к опытным и уважаемым на предприятиях работникам, создание достойных условий труда для повышения профессионального опыта молодёжи, учреждение профсоюзных стипендий, подготовка талантливых молодых специалистов к управленческим должностям и другое.

Благодаря этим льготам за последние 3 года социальным партнёрством профсоюзов и работодателей, на приобретение товаров длительного пользования и строительство жилья более 10 тысячам молодых семей выделены беспроцентные ссуды, а также обеспечивается частичная оплата контрактов студентам ВУЗов. Талантливым студентам из малообеспеченных семей учреждены профсоюзные стипендии [8].

Вместе с тем, в Узбекистане до сих пор в области развития социального партнерства существуют серьезные проблемы.

Основная проблема - отсутствие сильных и мощных профсоюзов, заявляющих о себе как о реальной силе, с которой государству нельзя не считаться. Существующие профсоюзы в настоящее время недостаточно активны, часто занимают откровенно инертные позиции. Очень неразвиты профсоюзы на малых и средних предприятиях. Непродуманные реорганизации, в частности укрупнение профорганизаций, приводят к потере связи профсоюзов с местными организациями и рядовыми членами.

Вторая серьезная проблема неразвитости и отсутствия должного эффекта социального партнерства — несовершенство механизма реализации договорных условий. Комиссии часто являются исключительно совещательными органами, не имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений.

Таким образом, в совершенствовании социального партнерства в Узбекистане можно обозначить два направления:

1) разработка новых стратегий в деятельности профсоюзов и объединений предпринимателей;

2) повышение эффективности деятельности профсоюзов.

В реализации первого направления можно выделить следующие пути:

- оказание новых услуг и создание соответствующих служб. Речь идет о сборе и предоставлении информации, облегчающей совещательные процедуры между профсоюзами и соответствующими отраслевыми объединениями предпринимателей (о применяющихся или возможных дополнительных выплатах, наличии рабочих мест, содержании компьютерных программ обучения по различным работам и видам деятельности, возможных профессиональных контактах);

- вовлечение новых членов, т.е. распространение влияния профсоюзов, прежде всего на молодежь, женщин, работников малых и средних предприятий и неформального сектора который (в ряде регионов охватывает до 80% всех трудящихся), объединение в соответствующие организационные структуры предпринимателей, особенно владельцев малых и средних предприятий, предприятий неформального сектора;

- расширение международного сотрудничества профсоюзов и организаций работодателей в развитии международных связей, включая участие в мировых и региональных форумах, конференциях и семинарах, в налаживании прямых контактов с коллегами из других стран, в частности занятых в транснациональных компаниях, что поможет обмену полезным опытом, укреплению связи и солидарности участников профсоюзного движения и созданию международной интегрированной сервисной сети, представляющей услуги в области обучения, юридических консультаций и стратегического планирования для постоянно растущего круга предпринимателей;

- формирование новых объединений.

На основании изложенного, можно заключить, что сейчас стоит задача сформировать правовые знания, установку и правосознание, на основе которых получило бы развитие реальное партнёрство в трудовых коллективах, среди работодателей и работников. Опыт промышленно развитых стран показывает, что повышение правовой культуры общества, особенно молодёжи, становление системы регулирования социально-трудовых отношений на основе социального партнёрства - это процессы взаимосвязанные и взаимодополняющие.

Как показывает практика, социальное партнёрство может стать реальностью в случае освоения достижений логико-правового мышления граждан, когда экономика на подъёме или хотя бы имеются предпосылки для ее роста в ближайшее время. Сегодня мы наблюдаем, что в Узбекистане экономика развивается ускоренными темпами. Значит, следующей задачей является повышение правовой культуры населения путем проведения агитационной работы по разъяснению сущности и содержания нового закона.

Spisok ispolzovannoy literaturi:

1. Krupenya Ye.M. Politiko-pravovaya aktivnost lichnosti. - M.: Universitetskaya kniga, 2009. - S. 8.

2. Konstitutsiya Respubliki Uzbekistan. - T.: IPTD Uzbekistan, 2014. - S. 76.

3. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan «O Strategii deystviy po dalneyshemu razvitiyu Respubliki Uzbekistan» 7 fevralya 2017 god. PF-4947 // Narodnoye slovo, - 2017. - 8 fevralya.

4. Rasporyajeniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan «O merax po dalneyshey realizatsii po pyati prioritetnim napravleniyam razvitiya Respubliki Uzbekistan v 2017-2021 godax» ot 15 avgusta 2017 goda.R-50-24. O Strategii deystviy po dalneyshemu razvitiyu Respubliki Uzbekistan.

5. Globalistika: Mejdunarodniy mejdissiplinarniy ensiklopedicheskiy slovar: - M.: YELIMA, ID «Piter», 2006. - S. 827.

6. Globalistika: Mejdunarodniy mejdissiplinarniy ensiklopedicheskiy slovar: - M.: YELIMA, ID «Piter», 2006. - S. 827.

7. Ma'naviyat: asosiy tushunchalar izohli lug'ati. - T.: G'afurG'ulom nomidagi nashriyot-matbaa ijodiy uyi, 2013. - B. 90.

8. Karimov I.A. Uzbekistan na poroge XXI veka: ugrozi bezopasnosti, usloviya i garantii progressa. - M.: Izdatelskiy dom "DROFA", 1997. - S. 204.

9. Zakon Respubliki Uzbekistan «O sotsialnom partnerstve». //Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan, 2014 g. -№39. - S. 488.

10. www.kasaba.uz

11. Konstitutsiya Respubliki Uzbekistan. - T.: IPTD Uzbekistan, 2014. - S. 76.

12. Karimov I.A. Uzbekistan na poroge XXI veka: ugrozi bezopasnosti, usloviya i garantii progressa. - M.: Izdatelskiy dom "DROFA", 1997. - S. 204.

13. Zakon Respubliki Uzbekistan «O sotsialnom partnyorstve». / Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan. - 2014. - № 39. - S. 488.

14. Globalistika: Mejdunarodniy mejdissiplinarniy ensiklopedicheskiy slovar. - M.: YELIMA, ID «Piter», 2006. - S. 827.

15. Krupenya Ye.M. Politiko-pravovaya aktivnost lichnosti. - M.: Universitetskaya kniga, 2009. - S. 312.

16. Ma'naviyat: asosiy tushunchalar izohli lug'ati. - T.: G'afur G'ulom nomidagi nashriyot-matbaa ijodiy

uyi, 2013. - B. 90.

17. www.kasaba.uz.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.