Научная статья на тему 'РОЛЬ СТРАТЕГИИ В ПРОГРЕССИВНОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА'

РОЛЬ СТРАТЕГИИ В ПРОГРЕССИВНОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
стратегия / государство / цели / функции / категория / развитие. / strategy / state / goals / functions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — C Адилходжаева

в статье обоснована необходимость стратегии для прогрессивного развития государства. Автор дает определение «стратегии государства» и характеризует данную категорию, связывая ее с функциями и целями государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STRATEGY IN THE PROGRESSIVE DEVELOPMENT OF THE STATE

the article substantiates the need for a strategy for the progressive development of the state. The author defines the «strategy of the state» and characterizes this category, linking it to the functions and goals of the state.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СТРАТЕГИИ В ПРОГРЕССИВНОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА»

THE ROLE OF STRATEGY IN THE PROGRESSIVE DEVELOPMENT OF THE

STATE

S.ADILXODJAEVA a Tashkent State University of Law, Tashkent, 100047, Uzbekistan aTashkent State University of Law

РОЛЬ СТРАТЕГИИ В ПРОГРЕССИВНОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

С.АДИЛХОДЖАЕВА a Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, 100047, Узбекистан

"Ташкентского государственного юридического университета

ДАВЛАТНИНГ ПРОГРЕССИВ РИВОЖЛАНИШИДА СТРАТЕГИЯНИНГ РОЛИ

С.АДИЛХОДЖАЕВА" Тошкент давлат юридик университети, Тошкент, 100047, Узбекистон a Тошкент давлат юридик университети

Аннотация: в статье обоснована необходимость стратегии для прогрессивного развития государства. Автор дает определение «стратегии государства» и характеризует данную категорию, связывая ее с функциями и целями государства.

Ключевые слова: стратегия, государство, цели, функции, категория, развитие.

Аннотация: мацолада мамлакат прогрессив ривожланишида давлат стратегиясининг зарурлиги асослаб берилган. Муаллиф давлат стратегияси тушунчасига таъриф берган уамда уни давлатнинг мацсад ва функциялари билан боглаб тащил цилган.

Калит сузлар: стратегия, давлат, мацсадлар, функциялар.

Abstract: the article substantiates the need for a strategy for the progressive development of the state. The author defines the «strategy of the state» and characterizes this category, linking it to the functions and goals of the state.

Keywords: strategy, state, goals, functions,

Узбекистан - государство, расположенное в самом сердце Центральной Азии, граничащее со всеми государствами региона: с Афганистаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменией. Узбекистан занимает стратегически важное значение в развитии региона. За годы суверенного развития была преодолена гипертрофированность сырьевой направленности республики за счет структурных преобразований в экономике, достигнута энергетическая и зерновая независимость страны, значительное индустриальное развитие Узбекистана. Наша страна вошла в число немногочисленных государств мира, производящих автомобили. Было организовано широкомасштабное производство импортозамещающего, на базе местного сырья, производство новых видов продукции с более углубленной степенью переработки местного сырья, привлечение прямых иностранных инвестиций. Ускорение темпов развития малого и частного предпринимательства было достигнуто за счет значительного укрепления, усовершенствования законодательной и нормативно-правовой базы малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств. В результате растет доля малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте, которая составила более 40 процентов, более 75 процентов всех занятых в экономике страны - это представители малого и среднего предпринимательства. Непрерывность экономических реформ, переход к свободным рыночным отношениям происходили одновременно с демократизацией институтов государства, либеральных преобразований в обществе, которые в итоге привели к

раскрытию творческих способностей, инициативности, возродили дух предпринимательства, радикально изменили сознание людей, их отношение к частной собственности. Однако, Узбекистан обладает потенциалом, который был частично задействован, а выйдя на более прогрессивный уровень развития, может консолидировать все Центрально азиатские государства вокруг себя. Для этого необходимо выйти на новый, более высокий уровень экономического развития. Выступая на 27 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев отметил, что «сегодня Узбекистан стремительно развивается, бережно храня мудрость прошлых поколений. Мы осознанно идём на решительные реформы, привержены формированию нового облика страны» [1].

Переход государства от одного качественного уровня к другому требует умелой мобилизации имеющего потенциала и ресурсов, определяющею роль при этом играет выбор стратегии. Посредством стратегии осуществляется переход государства на более высокий качественный уровень развития эволюционным путем. С точки зрения юридической науки, стратегия государства непосредственно связана с его целью и функциями, а точнее вбирает их в себя. Роль и значение стратегии государства в каждый исторический период трудно переоценить. Выбор стратегии является ключевым моментом всего процесса реформирования [2]. Не имея общей стратегии, не видя конечной цели, нельзя определить действенные меры социально-экономического реформирования.

Указом Президента Республики Узбекистан «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года. №УП - 4947 была утверждена Государственная программа по реализации стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах. Стратегия действий предусматривает пять приоритетных направлений. Первое - совершенствование государственного и общественного строительства, направленное на дальнейшее усиление роли парламента и политических партий в углублении демократических реформ и модернизации страны, реформирование системы государственного управления, развитие организационно-правовых основ государственной службы, совершенствование системы «Электронное правительство», повышение качества и эффективности государственных услуг, практическую реализацию механизмов общественного контроля, усиление роли институтов гражданского общества и средств массовой информации. Второе - обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы, направленное на укрепление подлинной независимости судебной власти и гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, совершенствование административного, уголовного, гражданского и хозяйственного законодательства, повышение эффективности системы противодействия преступности и профилактики правонарушений, полную реализацию принципа состязательности в судебном процессе, совершенствование системы оказания юридической помощи и правовых услуг. Третье - развитие и либерализация экономики, направленные на дальнейшее укрепление макроэкономической стабильности и сохранение высоких темпов роста экономики, повышение ее конкурентоспособности, модернизацию и интенсивное развитие сельского хозяйства, продолжение институциональных и структурных реформ по сокращению присутствия государства в экономике, дальнейшее усиление защиты прав и приоритетной роли частной собственности, стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства, комплексное и сбалансированное социально-экономическое развитие регионов, районов и городов, активное привлечение иностранных инвестиций в отрасли экономики и регионы страны путем улучшения инвестиционного климата. Четвертое - развитие социальной сферы, направленное на последовательное повышение занятости и реальных доходов населения, совершенствование системы социальной защиты и охраны здоровья граждан, повышение социально-политической активности женщин, реализацию целевых программ по строительству доступного жилья, развитию и модернизации дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктур, развитие сферы образования, культуры, науки, литературы, искусства и спорта, совершенствование государственной

молодежной политики. Пятое - обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики, направленные на укрепление независимости и суверенитета государства, создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства, укрепление международного имиджа страны [3].

Выбор правильного стратегического курса является одной из центральных проблем в государстве, правильное решение которого обеспечивает прогрессивное развитие общества на многие десятилетия. В связи с этим, именно стратегия государства является определяющим фактором в формировании общественных отношений, именно стратегия государства определяет историческое развитие страны и именно от стратегии государства, в конечном итоге, зависят судьбы людей настоящего и грядущего поколений. Считаем уместным представить следующее определение стратегии государства: стратегия государства - это главное перспективное направление страны, реализуемое государственным механизмом посредством системы координированных функций государства, адекватных глобализационным процессам и определяющий эволюционный характер, результативность политических, социальных, экономических процессов в обществе.

Из этого определения следует:

во-первых, стратегия государства - это система продуманных, последовательных, организационных мер государства. Прежде чем претворять их необходимо четко определить стратегическую цель, т.е. результат проводимой стратегии;

во-вторых, стратегия государства реализуется механизмом государства, а это значит, что определяющую роль в проведении, реализации государственной стратегии в жизнь выполняют государственные органы, которые должны быть адекватны проводимой стратегии;

в-третьих, стратегия государства реализуется эволюционным путем, через решения ряда тактических задач, постепенно, вбирая все новое прогрессивное и сохраняя все позитивное и полезное;

в-четвертых, внутренние функции государства должны быть адекватны в современный период интенсивно протекающим глобализационным процессам;

в-пятых, при реализации государственной стратегии необходимо, чтобы народ понимал, знал стратегические цели и задачи государства, осознавал прогрессивность проводимой стратегии [4].

Стратегия государства выступает в качестве интегрирующего системообразующего фактора деятельности государства, объединяющего цель государства и функции государства. Стратегия придает деятельности системный характер, так как единственным критерием определения принадлежности того или иного элемента к определенной деятельности является его участие в стратегии, приводящее к достижению поставленной цели. Определение эффективности проводимой стратегии государством является сравнение результатов с моделью общественных отношений, которая была целью. Введение в теорию государства и права категории «стратегия государства» обусловлено необходимостью учесть еще один значимый процесс, проходящий в мире и усиливающийся в последнее десятилетие - всеобщая глобализация. Глобализация - процесс объективный и непрерывный. Профессор Парижского института политических исследований писал: «1) глобализация - это исторический процесс, развивающийся на протяжении многих столетий; 2) глобализация означает гомонизацию мира, жизнь по единым обычаям, по единым принципам, приверженность к единым ценностям, следования единым традициям и нормам поведения, стремление к унификации правил; 3) глобализация - это признание взаимозависимости, главным следствием которой является подрыв, разрушение национальной государственности, государственного суверенитета под напором транснациональных управленческих структур» [5].

В современный период функции государства должны быть адекватны глобализационным процессам, и одновременно, отвечать интересам государства. Так, экономическую функцию государства необходимо сопоставить с мировыми экономическими процессами. Без интеграции государства в мировое хозяйство и без привлечения зарубежных инвестиций страна в современных условиях не будет экономически развиваться - и это абсолютно очевидно. Однако, для интеграции с экономически развитыми государствами необходимо больше внимание уделять развитию: 1) корпораций, а значит правилам их регулирования корпоративного права; 2) рынка ценных бумаг, его прозрачности, ликвидности ценных бумаг; 3) информативных коммуникаций в глобальном масштабе, что обеспечит постоянную связь с крупными мировыми биржами - Нью-Йоркской, Токийской и др. С другой стороны, экономика страны не должна полностью зависеть от изменений на мировом рынке, и что особенно важно - быть застрахована от чрезмерных воздействий международных, иностранных корпораций, чтобы не потерпеть крах, как это уже было в государствах Юго-Восточной Азии. Из изложенного очевидно, что экономическую функцию государства необходимо реализовывать координировано с мировыми глобализационными процессами.

Современный мир многолик. На фоне всеобщей глобализации существуют различные политические, экономические, идеологические, религиозно-этнические интересы. Но при всем многообразии интересов современного мира есть истина, которая понятна всем - по шкале общечеловеческих ценностей самое дорогое - это человеческая жизнь. Общегуманитарные глобализационные процессы нацелены именно на стабильность, охрану жизни и здоровья людей. К таким процессам относятся активизирующая в последнее время антитеррористические меры мирового сообщества.

Еще раз хотелось остановиться на социальной функции, которая доминирует в стратегии действий, т.к. от успешного выполнения этой функции зависит благосостояние населения, стабильность и безопасность, т.е. государство, уделяя большое внимание на социальную функцию, тем самым косвенно выполняет и функцию укрепления стабильности в обществе.

«На протяжении столетий люди стремились к свободе и равенству, как к одним из первичных целей человеческой жизни, но полная свобода для сильных и талантливых несовместима с правом на достойную жизнь для слабых и менее одаренных. Без наличия свободы, хотя бы в небольшой степени, нет выбора, и поэтому нет возможности оставаться человеком в нашем понимании. Но свобода может быть ограничена ради социального благосостояния, чтобы накормить голодных, приютить обездоленных» [6].

Стратегия государства определяет вектор движения каждого государства при быстро развивающем процессе глобализации, непрерывно протекающем в мире. Стратегия государства определяет именно тот стержень государства, который является фактором идентификации государства. Стратегия государства включает в себя стратегию различных регионов и областей страны. Стратегия государства координирует функции государства, образует единую, динамичную систему, включая функции, цели и задачи государства, а также методы их реализации.

References:

1. Mirziyoyev Sh. Vistupleniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan na 72-y sessii Generalnoy Assamblei OON 19 sentyabrya 2017 goda // <http://prezident.uz/ru/lists/view>

2. Adilxodjayeva S.M. Globalizatsiya i strategiya gosudarstva. - T.: TDYI, 2007, - S.130.

3. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan «O strategii deystviy po dalneyshemu razvitiyu Respubliki Uzbekistan» ot 7 fevralya 2017 g. // Narodnoye slovo. 8 fevralya 2017. - № 28 (6692).

4. Adilxodjayeva S.M. Evolyutsiya politiko-pravovix idey liberalizma, problemi ix realizatsii na sovremennom etape: voprosi teorii i praktiki. - Dissert. na soisk.uch. step.dokt.yur. nauk. - T.: Akademiya MVD, 2003.

5. BadieB. Lafinllesterritories. Paris, 1995.

6. Berlin I. Stremleniye k idealu // Voprosbi filosofii. - 2000, - №5. - S.58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.