Научная статья на тему 'Стратегия деятельностного подхода к формированию опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности'

Стратегия деятельностного подхода к формированию опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЫТ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ / TOURIST-LOCAL HISTORY ACTIVITY / EXPERIENCE OF CONSTRUCTIVE INTERACTION OF TEENAGERS / STRATEGY OF ACTIVITY APPROACH / ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулуева Татьяна Владимировна

В статье описывается стратегия деятельностного подхода в формировании опыта конструктивного взаимодействия подростков средствами туристско-краеведческой деятельности, анализируется динамика формирования исследуемого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулуева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF THE ACTIVITY APPROACH TO THE FORMATION OF THE EXPERIENCE OF CONSTRUCTIVE INTERACTION OF ADOLESCENTS IN TOURIST AND LOCAL LORE ACTIVITIES

The article substantiates the relevance of the strategy of activity approach in the formation of the experience of constructive interaction of adolescents by means of tourism and local lore, the results of the pilot study are involved.

Текст научной работы на тему «Стратегия деятельностного подхода к формированию опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности»

Педагогика

УДК: 374.1

аспирант 3 курса Кулуева Татьяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ОПЫТА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ В ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье описывается стратегия деятельностного подхода в формировании опыта конструктивного взаимодействия подростков средствами туристско-краеведческой деятельности, анализируется динамика формирования исследуемого феномена.

Ключевые слова: деятельностный подход, туристско-краеведческая деятельность, опыт конструктивного взаимодействия подростков.

Annotation. The article substantiates the relevance of the strategy of activity approach in the formation of the experience of constructive interaction of adolescents by means of tourism and local lore, the results of the pilot study are involved.

Keywords: tourist-local history activity, experience of constructive interaction of teenagers, strategy of activity approach, activity approach.

Введение. В условиях модернизации российского образования становится необходимым активное применение на практике новейших подходов к процессам обучения и воспитания. Одним из продуктивных и давно зарекомендовавшим себя является деятельностный подход в образовании, который в настоящее время взят как приоритетный в Федеральном государственном образовательном стандарте [2].

Ведущей идей деятельностного подхода в воспитании подрастающего поколения является связь с деятельностью, как средством становления и развития субъективности учащегося. Так в процессе и результате применения форм, приемов и методов воспитательной работы рождается личность, способная делать выбор, оценивать, программировать такие виды деятельности, которые соответствуют его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации [12].

Большую роль в воспитании подрастающего поколения играют учреждения дополнительного образования. Именно здесь подростки сами выбирают вид деятельности, активно его осваивают, получают знания, умения и навыки. Обучаясь работать в группе, команде, у них развиваются такие качества как, эмпатия, сотворчество, коммуникативные навыки, формируются личностные образования.

Социальный запрос сегодня направлен на ценность реальных сфер поисково - экспедиционной деятельности, таких как краеведение, спорт и туризм, позволяющих вывести подростков из парадоксов информационной цивилизации возможностью получения конструктивного опыта жизнедеятельности.

Методологической основой структурно-функциональной модели формирования опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности является деятельностный подход.

Изложение основного материала статьи. В методологии научного исследования деятельностный подход рассматривается как комплексное педагогическое средство, отражающее три основных структурных составляющих: 1) понятийную (основные понятия, которые используются в процессе изучения, управления и преобразования педагогической практики); 2) содержательную (ведущие идеи и принципы, представляющие собой исходные положения или главные правила осуществления педагогической деятельности; 3) технологическую (методы, приемы и способы деятельности, которые наиболее соответствуют деятельностному подходу) [7].

Деятельностный подход предусматривает последовательные изменения содержания, методов и форм организации туристско-краеведческой деятельности подростков на основе поставленных педагогом задач освоения навыков конструктивного взаимодействия.

Понятийное поле деятельностного подхода определяется совокупностью понятий «туристско-краеведческая деятельность», «опыт конструктивного взаимодействия», «формирование опыта конструктивного взаимодействия подростков».

Выбор стратегии деятельностного подхода обусловлен признанием подростка высшей ценностью и субъектом конструктивного взаимодействия; постановку подростка в центр туристско-краеведческой деятельности, которая открывает возможность для формирования опыта конструктивного взаимодействия и тем самым способствует эффективной самореализации, самоопределения и самоутверждения личности [5].

В стратегии деятельностного подхода по формированию опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности ярко выражена вовлеченность подростков в спортивный туризм, проектную и исследовательскую деятельность, в экскурсии, квест-игры и другое, что порождает мотивацию обучения, направленную на постоянные изменения и развитие.

Деятельность педагога по формированию опыта конструктивного взаимодействия подростков заключается в выстраивании позитивной межличностной коммуникации, продуктивного социального взаимодействия; позволяет рассмотреть в каждом подростке уникальную личность с ее индивидуальными особенностями; ориентирует на выбор содержания, специальных методов, приемов, форм туристско-краеведческой направленности; обуславливает организацию педагогического сопровождения конструирования подростками модели конструктивного взаимодействия [4].

Согласно положениям деятельностного подхода содержание процесса формирования опыта конструктивного взаимодействия базируется на следующих составляющих: аксиологический (признание подростками ценности человеческой жизни, эффективного взаимодействия); когнитивный (подростки владеют знаниями о нормах, условиях жизни в обществе, знают нормы и правила сотрудничества, работы в команде); творческий (формирование разнообразными способами, формами, методами туристско-краеведческой деятельности опыта конструктивного взаимодействия); личностной (владение подростками рефлексивной деятельностью, методами самоанализа, саморегуляции).

Идеи деятельностного подхода отражаются в туристско-краеведческой деятельности подростков, которая ориентирована на процесс индивидуализации и дифференциации взаимодействия, на создание эффективных условий для формирования опыта конструктивного взаимодействия.

Содержательная составляющая деятельностного подхода базируется на комплексе идей и адекватных им принципах:

- социальной активности личности - характеризует глубину и полноту связей личности с социумом, уровень превращения личности в субъект общественных отношений. Посредством социальной активности проявляется жизненная позиция подростка, его стремление внести свой вклад в развитие общества, самореализоваться в деятельности как личность [1].

- творческой активности личности характеризуется необходимостью участия в различных видах деятельности (социальное проектирование, исследование, спортивный туризм, конкурсное движение); культивирование позитивного мироощущения, выработку гибкости и конкурентоспособности [11].

- сотрудничества реализуется в наиболее широком аспекте принципа гуманистической направленности. Данный принцип способствует установлению позитивных контактов между подростками, умению работать в группе, команде, выстраивать конструктивный диалог между собой и педагогом.

- природосообразности, который предполагает учет индивидуальных особенностей подростков, преодоление внутриличностных противоречий подросткового возраста; формирование коммуникативно грамотной личности, способной к эффективному взаимодействию; включение экологического аспекта и валеологического компонента, направленного на формирование у подростков здорового образа жизни.

- культуросообразности, который предполагает учет общечеловеческих ценностей в соответствии с нормами и ценностями национальной культуры и региональных традиций.

Авторская технология формирования опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности интегрирует в себе концептуальную основу (проблемное поле, ценностные основания, цель, научно-теоретические основы, принципы и правила, из них вытекающие), процессуальную характеристику относительно этапов (диагностического, формирующего, оценочно-корректировочного, рефлексивного, поддерживающего), ресурсное обеспечение (методическое обеспечение, система практических рекомендаций, программа туристско-краеведческого объединения, диагностический инструментарий).

Концептуальная основа технологии содержит проблемное поле формирования опыта конструктивного взаимодействия подростка в туристско-краеведческой деятельности. Так стоит отметить следующие несоответствия: между потребностью в формировании опыта конструктивного взаимодействия подростка и недостаточной готовностью педагогов к данному процессу; между потребностью общества в подрастающем поколении, имеющим опыт конструктивного взаимодействия и ограниченным уровнем его сформированности.

Ядром технологии является теория социального взаимодействия в обществе Г.М. Андреевой, Т. Парсонса; теории деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; концептуальные положения о содержательной сущности процессов познания, опыта и развития личности подростка Л.И. Божович, В.Г. Рындак; теория коллективной деятельности И.П. Иванова, Л.И. Новиковой, которые выступают научно-теоретической базой построения исследуемого процесса в туристско-краеведческой деятельности [1, 3, 4, 7, 9, 10, 11, 12].

Поэтапный подход к процессу координирования и выполнения действий по достижению цели, осмысления педагогом и подростком процедурных и операциональных составляющих технологической деятельности обеспечивает результативность разработанной технологии.

Технология изучаемого феномена состоит из 3 этапов: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. На каждом этапе педагогом ставится цель, планируется использование наиболее эффективных методов и приемов туристско-краеведческой деятельности, прописывается деятельность педагога и обучающегося. А именно: 1) на репродуктивном уровне педагог способствует формированию культуры общения, участвует в системном накоплении опыта конструктивного взаимодействия посредством преподаваемой деятельности. Обучающийся на данном этапе, сталкиваясь с затруднениями в установлении глубоких и тесных эмоционально насыщенных контактов со сверстниками, спокоен, корректен. 2) на втором этапе педагог инициирует активность обучающихся для взаимопомощи, сотрудничества, располагает к диалогу, создает условия для профилактики / снижения уровня агрессии, тревожности, повышения оптимизма. Обучающийся на данном этапе более активен, абстрактно мыслит, эмоции «на каждый день» не осложняют взаимодействие со сверстниками. У подростка не наблюдается негативных оценок и переживаний, он конструктивно взаимодействует с группой и педагогом. 3) на третьем этапе педагог способствует изменению ценностно-смысловой сферы обучающегося. Содействует формированию опыта конструктивного взаимодействия подростка. У обучающегося активизируются процессы саморефлексии, обеспечивающие развитие способности управлять собой. Подросток самостоятельно планирует и реализовывает свои жизненные замыслы, реагируя на вызовы социума. У него сформирован опыт конструктивного взаимодействия: навыки ведения диалога, выхода из конфликтной ситуации, работы в команде и т.д.

В туристско-краеведческой деятельности для подростков создаются благоприятствующие, комфортные условия, в которых они могут полностью проявить себя и накопить опыт социального взаимодействия. Данная деятельность обладает большими возможностями для реализации потребности подростка в коммуникации. Поэтому считаем, что процесс формирования опыта конструктивного взаимодействия подростков будет результативным если в туристско-краеведческой деятельности будет учтен комплекс педагогических условий: 1)насыщение личностными смыслами процесса взаимодействия педагога и учащегося в совместной педагогической деятельности (общее пространство взаимодействия, в котором каждый находит «себя в другом» и «другого в себе», где происходит готовность к равноправному сотрудничеству, подростки получают пример конструктивного взаимодействия, прививают умения и навыки вступления в контакт); 2) вовлечение подростков в разнообразные виды туристско - исследовательской деятельности, такие как приключенческая тропа, экскурсии по достопримечательностям Тюльганского района, проектно-исследовательская деятельность «Я-гражданин России», «Отечество. Растим патриотов»; «Мое Оренбуржье», «Краеведческий калейдоскоп», «Лидер 21 века», а также, волонтерское движение 3) организация рефлексивного опосредования деятельности и значимых ситуаций конструктивного

взаимодействия в ней (развитие способности у подростков к опосредованной рефлексии, оценки собственного поведения и деятельности, что позволит сохранить высокий уровень личностного развития).

На диагностическом этапе было выявлено исходное состояние уровня сформированности опыта конструктивного взаимодействия подростков (по методике Д.Френсиса «Анализ собственных ограничений» были получены следующие результаты: отсутствие навыком конструктивного решения у 62,2%, неумение управлять собой (52,4%); размытые личностные ценности (37,7%), отсутствие опыта включения креативности (31,8%) и неуверенность во взаимодействии с ровесниками и взрослыми (30,5%). В группу личных ограничений 12% респондентов вошло стремление к саморазвитию. По методике САТ (Л.Я. Гозмана и М.В. Кроза) был выявлен низкий уровень самоактуализации - 23,3%. По методике «Цветопись» (А.Н. Лутошкина), выявили низкий уровень сформированности опыта конструктивного взаимодействия); произведена оценка педагогических условий в туристско-краеведческой деятельности.

На формирующем этапе реализовывалась стратегия деятельностного подхода и авторская технология, обеспечивающие формирование опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности. Также на этом этапе были применены различные формы и методы работы с подростками: экскурсии, практические занятия на местности, квест-игры, мини-соревнования и соревнования муниципального и регионального уровня по спортивному туризму, проектная и исследовательская деятельность, тренинги и упражнения из веревочного курса на сплочение.

На оценочно-корректировочном этапе выявлялась динамика уровней сформированности опыта конструктивного взаимодействия подростков (по первой методике «Анализ собственных ограничений»: развитие навыков решения проблем возросло на 28,9%, способность респондентов управлять собой возросла на 26,1%, личные цели подростков конкретизировались на 23%, умение применять во взаимодействии творческий подход увеличилось на 21,1%, стремление подростков к самореализации увеличилось на 10,2%. По второй методике уровень самоактуализации личности после 3 года обучения возрос в 2,6 раза). На данном этапе была проанализирована насыщенность деятельности и форм туристско-краеведческой деятельности.

На рефлексивном этапе происходило осмысление педагогической деятельности по формированию опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности. Выстроена динамика результатов формирования опыта конструктивного взаимодействия подростков и выявлены наиболее эффективные формы, методы и виды туристско-краеведческой деятельности.

На поддерживающем этапе происходило педагогическое сопровождение творческой активности и самоорганизации подростков. Учащиеся был предоставлен целый спектр разнообразных форм деятельности для самореализации и самоутверждения: конкурсы по туристическому мастерству, спортивному ориентированию, исследовательской и проектной деятельности, волонтерскому движению. Подростки проходили тренинги личностного роста, тренинги конструктивного взаимодействия, осваивали способы саморегуляции.

Выводы. Таким образом, стратегия деятельностного подхода в туристско-краеведческой деятельности является праксеологической основой результативности данного феномена. Разработанная технология формирования опыта конструктивного взаимодействия в туристско-краеведческой деятельности способствует освоению навыков конструктивного взаимодействия, проектированию собственного маршрута формирования опыта конструктивного взаимодействия подростков.

Литература:

1. Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 2009. - 211 с.

2. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - №4.

3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: МПСИ, 2013. - 352 с.

4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во АСТ: Астрель,

2008. - 672 с.

5. Коротаева, Е.В. Педагогика взаимодействий: теория и практика: Монография - М._Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 164 с.

6. Коротаева, Е. В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа: Монография -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2012. - 276 с.

7. Леонтьев, A.A. Методологические проблемы деятельностного подхода / A.A. Леонтьев // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. М., 2015. - С. 5-14.

8. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - Спб.: Питер,

2009. - 320 с.

9. Новикова, Л.И., Воспитание? Воспитание? Воспитание... Воспитание! / Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова. - М., 2012.

10. Парсонс, Т., Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем / Т. Парсонс // Современная западная теоретическая социология. М.: - 2012.

11. Рындак, В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) / В.Г. Рындак - М.: Педагогический вестник, 2013. - 244 с.

12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 720 е.: ил. -(Мастера психологии).

Педагогика

УДК: 796.015.64:378.1

кандидат педагогических наук, доцент Купцова Валентина Григорьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный университет» (г. Оренбург); кандидат биологических наук, доцент Чикенева Ирина Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ МЕТОДОМ «ТАБАТА» НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам, которые решаются в процессе физкультурного образования студентов на учебных занятиях, направленных на освоение программного материала, позволяющего обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студента к избранной профессии. В настоящее время в социально-общественных отношениях повышаются требования к человеку, к его физическому потенциалу, а именно к выносливости как физическому качеству.

Выносливость помогает человеку противостоять длительное время наступающему утомлению, переносить его не снижая качество выполняемой работы. Основным показателем выносливости является время, в период которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. В циклических видах спорта выносливость проявляется как показатель минимального времени в период преодоления заданной дистанции.

Ключевые слова: физическая культура, физическая подготовленность, выносливость, воспитание культуры, тренировочная деятельность, спортсмен, тренировки «Табата».

Annotation. The article is devoted to actual problems that are solved in the process of physical education of students in training sessions aimed at mastering the program material, allowing to provide general and professionalapplied physical fitness, determining the psychophysical readiness of the student to his chosen profession. At present, in social and social relations, the requirements are raised for a person, for his physical potential, namely for endurance as a physical quality.

Endurance helps a person to resist a long time coming fatigue, to endure it without reducing the quality of the work. The main indicator of endurance is time, during which muscular activity of a certain nature and intensity is carried out. In cyclical sports, endurance manifests itself as an indicator of the minimum time during the period of overcoming a given distance.

Keywords: physical culture, physical fitness, endurance, culture upbringing, training activity, athlete, Tabata training.

Введение. Воспитание физических качеств у студентов на учебных занятиях есть процесс направленного использования средств, методов, приемов физической культуры и спорта. Данный процесс позволяет формировать физическую культуру личности, способствует сохранению здоровья, ориентирует студента на самоподготовку к будущей трудовой деятельности и определяет его активную жизненную позицию в семье и социальной среде.

Результаты научных исследований показывают, что ведущая роль в проявлении выносливости принадлежит факторам энергетического обмена веществ и вегетативным системам организма. Выносливость, как качество проявляется в двух основных формах:

- в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;

- в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

Цель статьи - повысить эффективность воспитания выносливости у студентов на учебных занятиях физической культуры, методом «Табата».

Изложение основного материала статьи. На Всесоюзном симпозиуме в 1971 г. «Биологические и педагогические аспекты выносливости» термин «выносливость» охарактеризовали как способность к продолжению заданной работы во времени. На симпозиуме были даны и формулировки двух основных ее разновидностей: общей выносливости и специальной.

С точки зрения теории спорта, общая выносливость характеризуется, как способность спортсмена длительное время проявлять мышечные усилия, выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности, вовлекая в работу различные мышечные группы. Она может складываться как итоговый результат развития конкретных типов специальной выносливости и определяется функциональными возможностями вегетативных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и других), поэтому ее еще называют общей аэробной. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности человека, выступает как важный компонент его физического здоровья и служит предпосылкой для развития специальной выносливости [4].

Озолин Н.Г. считает, что в целом выносливость характеризуется как способность к длительному выполнению работы на требуемом уровне интенсивности, как способность бороться с утомлением и восстанавливаться после работы.

Уровень развития выносливости спортсмена обусловливается энергетическим потенциалом его организма и тем, насколько он соответствует конкретному виду спорта, а также эффективностью техники и тактики, психическими возможностями спортсмена, обеспечивающими не только высокий уровень мышечной активности в тренировочной и соревновательной деятельности, но и противодействие процессу развития утомления [1].

Биологическую основу общей выносливости составляют аэробные возможности организма человека. Основным показателем, которых является максимальное потребление кислорода (МПК) литров в минуту. Следовательно, потребление кислорода за единицу времени и выработанное количество энергии для выполнения специфической работы напрямую связаны между собой. В свою очередь МПК зависит от биологических факторов: минутного и ударного объема сердца, частоты сердечных сокращений (ЧСС), скорости кровотока, максимальной легочной вентиляции, тканевой утилизации кислорода. Для достижения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.