Научная статья на тему 'Применение лечебной педагогики для оценки и корректировки состояния здоровья студентов'

Применение лечебной педагогики для оценки и корректировки состояния здоровья студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
70
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА / СТУДЕНТ / РОЖДАЕМОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОДУКТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ / HEALTH / MEDICAL PEDAGOGY / STUDENT / BIRTH RATE / PHYSICAL CULTURE / FUNCTIONAL FOOD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кривов Сергей Иванович, Тимошина Надежда Викторовна, Белевский Владимир Николаевич

В статье рассмотрены проблемы современного состояния здоровья учащихся и студентов. Рассматривается роль лечебной педагогики в процессе формирования будущего специалиста, учителя средней школы или работника предприятия или организации. Даются рекомендации по оценке состояния здоровья по применению продуктов функционального питания для корректировки здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кривов Сергей Иванович, Тимошина Надежда Викторовна, Белевский Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF THERAPEUTIC PEDAGOGY TO ASSESS AND ADJUST THE HEALTH STATUS OF STUDENTS

The article deals with the problems of the current state of health of students. The role of medical pedagogy in the process of formation of a future specialist, high school teacher or employee of an enterprise or organization is considered. The recommendations on the assessment of health status on the use of functional food products for health adjustment are given.

Текст научной работы на тему «Применение лечебной педагогики для оценки и корректировки состояния здоровья студентов»

координацией движений? На этот интересный вопрос найдется ровно столько мнений, сколько и людей на нашей необъятной Земле. Но, можно вполне точно и коротко ответить, что хорошее физическое состояние является ключом к победе с разнообразными недугами, которых, к сожалению, очень много в современности. В особенности, в борьбе с сахарным диабетом, спортивные тренировки и нагрузки, занимают одну из высших ступеней. Спорт является важным звеном в лечении диабета, применение которого требует хороших знаний пациента, постоянного самоконтроля и умения правильно применять эти знания в повседневной жизни. Только в этом случае, физическая активность, помогает стабильно компенсировать отрицательное влияние сахарного диабета на жизнь и состояние здоровья пациента. Своевременная профилактика и борьба с лишним весом, позволяют предотвратить развитие сахарного диабета, и других заболеваний.

Литература:

1. https://www.who.int/ru/ВOЗ Всемирная организация здравоохранения

2. Питерс-Хармел, Э. Сахарный диабет: диагностика и лечение [Текст] / Э. ПитерсХармел, Р. Матур; пер. с англ. под ред. Н. А. Федорова. - Москва: Практика, 2008. - 496 с.

3. http://www.diabetes-ru.org/ Российская Диабетическая Ассоциация

4. Методическая разработка для самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов. Под редакцией проф. Г.В. Порядина, проф. Ж.М. Салмаси, М., РГМУ, 2013

5. Башкирова Н., Богданова О. Большая книга диабетика. Все, что вам необходимо знать о диабете. - М.: АСТ, 2008

6. Rubin R.R., Peyrot M. Quality of life and diabetes. Diabetes Metab Res Rev. 1999 May-Jun;15(3):205-18

7. П.Н.Боднар, Г.П. Михальчишин. Современные подходы к терапии сахарного диабета 2 типа. Внутренняя медицина №3(3) 2007

8. Шишкова Ю.А., Суркова Е.В., Мотовилин О.Г., Майоров А.Ю. Качество жизни при сахарном диабете: определение понятия, современные подходы к оценке, инструменты для исследования. Сахарный диабет №3, 2011; с. 70-75

9. М.Г. Павлова. Обучение и самоконтроль в комплексном лечении сахарного диабета. Международный эндокринологический журнал 5(11) 2007

10. Дедов И.И., Шестакова М.В., Галстян Г.Р., Григорян О.Р., Есаян Р.М., Калашников В.Ю., Кураева Т.Л., Липатов Д.В., Майоров А.Ю., Петеркова В.А., Смирнова О.М., Старостина Е.Г., Суркова Е.В., Сухарева О.Ю., Токмакова А.Ю., Шамхалова М.Ш., ЯрекМартынова И.Р. Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом. Под редакцией И.И. Дедова, М.В. Шестаковой (7-й выпуск). Сахарный диабет. 2015;18(1S):1-112

11. NicolucciA, KovacsBurnsK, HoltRI, ComaschiM, HermannsN, IshiiH, KokoszkaA, PouwerF, SkovlundSE, StuckeyH, TarkunI, VallisM, WensJ, PeyrotM; DAWN2 StudyGroup. Diabetes Attitudes, Wishes and Needs second study (DAWN2™): crossnational benchmarking of diabetes-related psychosocial outcomes for people with diabetes. DiabetMed. 2013 Jul;30(7):767-77

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук Кривов Сергей Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского (г. Калуга); кандидат педагогических наук Тимошина Надежда Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского (г. Калуга); доцент кафедры физвоспитания Белевский Владимир Николаевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского (г. Калуга)

ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ ОЦЕНКИ И КОРРЕКТИРОВКИ СОСТОЯНИЯ

ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы современного состояния здоровья учащихся и студентов. Рассматривается роль лечебной педагогики в процессе формирования будущего специалиста, учителя средней школы или работника предприятия или организации. Даются рекомендации по оценке состояния здоровья по применению продуктов функционального питания для корректировки здоровья.

Ключевые слова: здоровье, лечебная педагогика, студент, рождаемость, физическая культура, продукты функционального питания.

Annotation. The article deals with the problems of the current state of health of students. The role of medical pedagogy in the process of formation of a future specialist, high school teacher or employee of an enterprise or organization is considered. The recommendations on the assessment of health status on the use of functional food products for health adjustment are given.

Keywords: health, medical pedagogy, student, birth rate, physical culture, functional food.

Введение. Состояние здоровья детей, школьников и студентов сегодня беспокоит всех. Прежде всего, родителей, учителей, работников образования, чиновников и в целом правительство страны. Ведь здоровые дети, здоровая нация, здоровое и процветающее будущее страны.

Различными предприятиями, учреждениями, организациями, фондами, частными лицами предлагается множество рецептов, методов и способов решения данной проблемы. Однако, как известно уникальных и решающих все проблемы методов и методик не существует. В каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход.

Как его найти, где тот «философский камень», который спасет наше будущее. С каждым годом проблема здоровья молодежи становится все острее, хотя всемерно предпринимаются серьезные меры для ее решения, тратятся огромные бюджетные деньги. Однако решение этого важного вопроса постоянно откладывается в силу тех или иных обстоятельств. Все ярче усугубляются причины и все сложнее находить решения.

Формулировка целей статьи. В процессе подготовки и выполнении данного исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. проведение анализа общего состояния здоровья студентов Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, на примере студентов обучающихся в физико-технологическом институте;

2. выявление основных причин низкого уровня здоровья студентов;

3. применение методов лечебной педагогики в решении данной проблемы;

4. разработка способов решения данной проблемы с использованием физических упражнений и продуктов функционального питания.

Изложение основного материала статьи. Государство сегодня всемерно прилагает усилия направленные на оздоровление нации, повышение рождаемости, увеличение продолжительности жизни и, в конце концов, снижение смертности.

Многие ученые бьют тревогу по поводу современного состояния здоровья детей и подростков. В педагогической науке сегодня активно развивается направление - лечебная педагогика. Один из российских ученых педагогов, инициатор данного направления, профессор Карташев Н.В. в статье «Лечебная педагогика как направление развития современной социальной педагогики» пишет: «В настоящее время, когда в России наблюдается устойчивый рост числа больных детей, должен быть сделан поворот к решению проблемы здоровья подрастающего поколения. Существующая в настоящее время как политическая, так и социокультурная ситуация в стране требует коррекции условий, воспроизводящих нездоровый образ жизни ребенка в семье, образовательном учреждении, социуме. Разобщенные и недостаточно эффективно взаимодействующие друг с другом воспитательные подсистемы школы, семьи и социума не всегда стремятся совместно реализовать единые воспитательные цели. Назрела потребность в коренном изменении отношений системы образования, семейного воспитания и социального устройства детского досуга, сориентированных на защиту здоровья и создания здорового образа жизни ребенка. Сложившаяся ситуация императивно выходит на профессиональный уровень подготовки специалистов, родителей, ориентированных на охрану здоровья и создание технологий, гарантирующих здоровый образ жизни растущего человека, применение лечебной педагогики в институтах его социализации» [1].

В 2017 году в Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского было предложено студентам второго курса, обучающимся на различных направлениях подготовки (педагогическое, технологическое, экономическое и информационное) пройти анкетирование, с целью оценки общего состояния их здоровья. В проведении эксперименте приняли участие: кафедра физического воспитания, ООО НПФ «Мобитек-М», производитель продуктов функционального питания, студенты физико-технологического института.

Всего на первом этапе в эксперименте приняло участие 67 студентов.

Для участников эксперимента был разработан паспорт уровня здоровья (ПУЗ), включающий 23 пункта.

Для оценки общего уровня здоровья, у всех участников был определен индекс Робинсона, позволяющий оценить состояние работы сердечно-сосудистой системы. Учитывая величины давления и пульса было установлено, что только 25% студентов имеют удовлетворительные и хорошие показатели здоровья.

Для оценки обеспечения организма кислородом была получена Проба Штанге, характеризующая общий уровень тренированности человека. По результатам данного теста только 35% студентов показали хороший результат. Большая часть тестируемых имеет только удовлетворительный, и 25% плохой результат (задержка дыхания менее 30 секунд).

В процессе оценки общего состояния здоровья у каждого участника эксперимента также был определен Индекс Кетле (индекс массы мела), измерен жизненный объем легких (ЖЕЛ) и ряд других показателей характеризующих состояние здоровья студентов.

В результате проведенных измерений и оценки состояния был определен уровень здоровья студентов. Результаты измерений приведены в таблице №1.

Таблица 1

Оценка уровня состояния здоровья студентов на начало эксперимента

Группа здоровья Количество баллов Количество студентов Общий %

Суперздоровье Более 6 баллов 0 0

Очень высокий Более 5 баллов 2 3,0

Высокий 4-4,9 балла 13 19,4

Средний 3-3,9 балла 30 44,8

Низкий 2-2,9 балла 15 22,4

Очень низкий 1-1,9 балла 7 10,4

Анализируя полученные данные, нами было выделено три группы студентов:

- группа с высоким показателем здоровья - 15 человек;

- группа со средним показателем здоровья - 30 человек;

- группа с низким показателем здоровья - 22 человека.

В процессе проведения эксперимента по оздоровлению первая группа была определена, как контрольная, т.к. все студенты этой группы занимаются спортом, ведут здоровый образ жизни и имеют хорошие учебные результаты.

Студентам второй группы было предложено записаться на занятия по физической культуре и спорту в секцию плавания университета и отказаться (или всемерно воздерживаться) от вредных привычек (курение, алкоголь).

Занятия плаванием проводились в бассейне университета (под руководством мастера спорта международного класса, доцента Белевского В.Н.) два раза в неделю по 1 часу.

В третью группу попали студенты, имеющие существенные проблемы со здоровьем, освобожденные (по медицинским показателям) от систематических занятий физической культурой и спортом, имеющие хронические заболевания и некоторые страдающие недостатком массы тела или излишним весом.

Студентам третьей группы было предложено не только обратить внимание на регулярные занятия физической культурой, а также на необходимость ведения здорового образа жизни. Вместе с тем студентам третьей группы было предложено ежедневно получать в лаборатории университета продукты обогащенные белком, кальцием и йодом.

Участие всех студентов в данном эксперименте было строго на добровольных началах.

Учитывая данные Института питания РАМН, в России с 1990 -х годов в рационах питания населения на 25-35 % сократилось потребление белков животного происхождения. До 60% населения России недополучают с продуктами питания кальций. Вместе с тем Эндокринологическим научным центром РАМН установлено, что недостаточное потребление йода создает серьезную угрозу для здоровья населения. Сегодня в России более 100 млн. человек испытываю дефицит йода в питании.

Недостаток данных компонентов здорового питания является причиной задержки физического и умственного развития молодых людей, а также причина множества хронических заболеваний [2].

Перед началом эксперимента со студентами (с каждой группой в отдельности) были проведены занятия, на которых преподаватели определили необходимость оценки состояния здоровья, как важнейшей составляющей для каждого участника эксперимента.

В течение года дважды проводилась оценка уровня здоровья студентов экспериментальных групп. Уровень физического состояния студентов контрольной группы был оценен только по окончании эксперимента.

При расчете итоговых показателей нами также были учтены изменения в составе третьей группы. В течение года двое студентов группы были отчислены и на окончание эксперимента учтены результаты только 65 человек.

В таблице №2 представлены результаты оценки состояния здоровья студентов по окончании эксперимента.

Таблица 2

Оценка уровня состояния здоровья студентов по окончании эксперимента

Группа здоровья Количество баллов Количество студентов Общий %

Суперздоровье Более 6 баллов 0 0

Очень высокий Более 5 баллов 3 4,6

Высокий 4-4,9 балла 15 23,1

Средний 3-3,9 балла 34 52,4

Низкий 2-2,9 балла 11 16,9

Очень низкий 1-1,9 балла 2 3,0

В результате проведенного исследования удалось улучшить общее состояние здоровья ряда студентов. Практически удалось вывести студентов из группы («риска») с очень низким уровнем здоровья. Сократилась группа с низким уровнем здоровья. Общий результат студентов имеющих средний и высокий показатель здоровья возрос с 67,2% до начала эксперимента до 77,6% в конце. Безусловно, этот результат можно считать удовлетворительным, а эксперимент удачным.

Вместе с тем, для оздоровления студентов следует рекомендовать, использованную в эксперименте продукцию ООО НПФ «Мобитек-М», прошедшую клинико-нутрициологические исследования в Научном центре здоровья детей и подростков РАМН. По результатам исследований продукция фирмы рекомендована для питания детей и подростков [2].

В начале 2018 года в Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского на кафедре Инженерных и технологических дисциплин (совместно с ООО НПФ «Мобитек-М») был разработан патент на производство обогащенного хлеба применявшегося в данном эксперименте.

Аналогичные исследования (с использование продуктов ООО НПФ «Мобитек-М») были также проведены в Ставропольском крае и показали положительную динамику улучшения здоровья детей, подростков и студентов местных вузов.

Выводы. В результате проведенных на кафедре физического воспитания и в Физико-технологическом институте Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского исследований состояния здоровья студентов можно сделать следующие выводы:

1. учитывая гиподинамический образ жизни молодежи, необходимо активно развивать у студентов мотивационные потребности к занятиям физической культурой и спортом;

2. в университете требуется качественное улучшение материально-технической базы: оснащение залов современными тренажерами, в первую очередь - кардио-тренажерами (беговые дорожки, велотренажеры, эллипсоиды и т.д.);

3. при проведении занятий со студентами необходимо уходить от узкопрофильного преподавания физической культуры. Больше внимания уделять циклическим видам физических упражнения (бег, лыжи, плавание и другие), так как циклические упражнения способствуют существенному росту функциональных возможностей системы кровообращения, уровня физической работоспособности, обеспечивают развитие аэробных возможностей и общей выносливости организма человека. Для более разностороннего влияния на организм целесообразно временное переключение с одного вида циклических упражнений на другой или же использование их в сочетании;

4. активнее применять методики оздоравливающего питания и шире использовать продукты функционального питания с целью корректировки общего физического состояния здоровья студентов;

5. активнее использовать результаты, полученные в процессе проведения данного эксперимента, а также результаты исследований лечебной педагогики при формировании здорового образа жизни студентов.

Литература:

1. Карташев Н.В. Лечебная педагогика как направление развития современной социальной педагогики. Вестник Брянского государственного университета. №1 (2012): Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Психология. Частные методики. Брянск: РИО БГУ, 2012. 356 с. С. 312.

2. Люблинский С.Л. Хлеб, как молоко матери // Вестник университета. 2016. №3 С. 28-33.

3. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии [Текст] / А.М. Мятлева. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 192 с.

Педагогика

УДК: 374.1

аспирант 3 курса Кулуева Татьяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ В ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье анализируются педагогические условия формирования опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности, описывается опыт внедрения экспериментальной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческого объединения, мониторинг уровня освоения программы, мотивации подростков.

Ключевые слова: туристско-краеведческая деятельность, опыт конструктивного взаимодействия подростков, педагогические условия, опытно-экспериментальная деятельность.

Annotation. The article analyzes the pedagogical conditions of formation of the experience of constructive interaction of adolescents in tourism and local lore activities, describes the experience of the introduction of an experimental additional General educational program of tourism and local lore Association, monitoring the level of development of the program, motivation of adolescents.

Keywords: tourist-local history activity, experience of constructive interaction of teenagers, pedagogical conditions, experimental activity.

Введение. Последние десятилетия современное педагогическое сообщество, в условиях реформирования системы образования, осознало необходимость использования богатейшего потенциала системы дополнительного образования, одним из направлений которого является туристско-краеведческая деятельность. Туристические и краеведческие кружки, объединения, обладающие огромным образовательным и воспитательным потенциалом, занимают особенное место в системе дополнительного образования. Подростки, обучаясь в данных объединениях, осваивают не только специальные спортивно-туристические умения и навыки, изучают родные просторы, но и получают незаменимые и востребованные в наше время коммуникативные навыки: ведения конструктивного диалога, умения слушать и слышать друг друга, педагога, умение работать в группе, коллективе.

В свою очередь педагог, формируя опыт конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности, должен создавать такие педагогические условия, которые бы отвечали требованиям федеральным государственным образовательным стандартам и санитарно-гигиеническим требованиям и тем самым обеспечивали эффективность поставленной задачи.

Изложение основного материала статьи. В Тюльганском районе от Центра дополнительного образования на базе общеобразовательных школ созданы и функционируют различные творческие объединения, секции и кружки. Особое место среди творческих объединений занимают туристско-краеведческие объединения, в которых занимается 200 подростков в возрасте от 10 до 16 лет. На базе самого МБУДО «Центр дополнительного образования» п. Тюльган образовано 2 объединения туристско-краеведческой направленности «Искатели» (39 учащихся) и «Туристята» (40 учащихся). Все объединения занимаются по авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Лесные тропки», срок реализации которой 4 года. Данная программа включает 3 уровня: стартовый, базовый и продвинутый.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программа эффективно решает проблемы не только социализации подростков в ситуации познания родного края, но и формирования у учащихся устойчивых механизмов коммуникативного взаимодействия со средой - социальной активности, нравственности, патриотизма, толерантности, общей культуры личности.

Туристско-краеведческая деятельность в МБУДО «ЦДО» предусматривает реализацию адекватных социально-педагогических технологий, характеристикой которых являются поддержка, диалогичность, опора на сотрудничество, свобода для принятия самостоятельных решений, сотворчество.

К действенным педагогическим условиям туристско-краеведческой деятельности «Центра дополнительного образования» можно отнести:

1. Обогащение содержательного компонента туристско-краеведческой деятельности многообразием видов деятельности, в том числе и инновационных, посредством которых подросток может осуществить выбор туристско-краеведческих занятий в соответствии с его интересами;

2. Повышение уровня позитивной мотивации и стимула подростка участвовать в туристической и краеведческой деятельности, включающей социально-ориентированную позицию личности;

3. Вовлечение подростка в реализацию авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности, которая обеспечивает формирование опыта конструктивного взаимодействия и позитивного опыта социальной жизнедеятельности подростка.

Первое педагогическое условие апробировалось с помощью экспериментальной программы туристско-краеведческого объединения «Искатели». При этом педагог данного объединения руководствовался принципами деятельностного подхода; удовлетворение и развитие интересов и потребностей учащихся; развитие индивидуальности каждого подростка; творческое сотрудничество подростков совместной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.