Е.Ю. Марахова, И.П. Краснощеченко ИНКЛЮЗИВНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПРИОБЩЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОССИИ
УДК 37.04/338.48
ИНКЛЮЗИВНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПРИОБЩЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОССИИ
Е.Ю. Марахова, И.П. Краснощеченко
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли регионального туризма как социального института приобщения молодежи к истории и культуре и как условия консолидация общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития России. Автор показывает, что туризм позволяет человеку пропускать через себя, видеть, слышать, чувствовать «связь времен». Приобщение к культурному и историческому наследию особо значимо для детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие инклюзивного туризма, создание безбарьерной среды - важное условие социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Ключевые слова: базовые культурные ценности, культурное наследие, национальная безопасность, люди с ограниченными возможностями, безбарьерная среда, инклюзивное общество, инклюзивный туризм.
Современная государственная политика России, направленная на преодоление энтропии и духовно-нравственного кризиса, охватившего страну в конце ХХ столетия и явившегося следствием дезинтеграции и разрушения базовых культурных ценностей, ориентирована на консолидацию общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации [1]. Важным инструментом стабильности общества, интеграции поколений и обеспечения их преемственности является укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России.
Действительно, индивидуальная история каждого человека невидимыми узами связана с историей его семьи, страны и эпохи, в которой ему и его родным довелось жить. Развитие самосознания человека с детского возраста и на каждом новом этапе жизни обращает его к поиску ответа на вопросы «Кто я?», «Откуда Я?», «Чей Я?», «Каково мое предназначение?», «Куда я иду?». Глубина и степень усердия в поиске ответов на них у каждого человека индивидуальны. Ответы на них человек ищет как в себе, так и в истории, в судьбах своих близких и знакомых людей.
Поиск ответов на сложные вопросы самоопределения выдающийся немецкий философ и психолог 20-го столетия Эрих Фромм связал с пятью экзистенциальными потребностями, присущими только людям как носителям самосознания [2]. Эти потребности, по мнению Э. Фромма, никогда не могут быть удовлетворены в полной мере и по сути своей являются двигателями к самосовершенствованию, без удовлетворения которых человек не может ощутить всю полноту своей жизни. К таким потребностям он отнес: потребность в преодолении себя, в принадлежности к сообществу, в «укорененности», или корнях, в самоидентичности, в наличии системы ценностей. Именно эти потребности на протяжении жизни ведут человека к познанию себя, своей индивидуальной истории, истории своего народа и своей страны.
Поскольку приобщение подрастающего поколения к истории страны, создание условий для «открытия» ее многочисленных страниц и мест, где происходили исторические события - важный тренд современной государственной политики, в этой связи многократно возрастает роль краеведения и регионального туризма, позволяющих познавать историю не просто из учебной литературы, а, пропустить через
Казанский вестник молодых ученых. Исторические науки Всемирное культурное наследие
себя, увидеть, услышать, прочувствовать в тех конкретных местах, где события разворачивались, приобщиться к далекому прошлому, почувствовать «связь времен».
Важно, что в современных условиях «открытие» истории России постепенно становится все более доступным не только обычным людям, но и людям с особенностями здоровья. Подписание в 2012 году Российской Федерацией Декларации ООН «О правах инвалидов» [3; 4] и принятие Федерального закона Ф3-273 «Об образовании в РФ» [5] определили вектор движения российского общества по пути создания необходимых условий для социализации инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Началось формирование образовательного пространства качественно нового типа - так называемого - инклюзивного - для всех типов образовательных учреждений, начиная с дошкольной ступени, включая школу, учреждения профессионального образования - среднего и высшего, которое призвано обеспечить доступность образования для всех (в плане приспособления к нуждам детей, подростков с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья, обеспечения их доступа к образованию). Этот процесс, бесспорно, труден, но постепенно происходят изменения к лучшему в состоянии образовательного пространства, под влиянием СМИ, а также широкого обучения субъектов образовательного процесса начинает меняться отношение наших современников к инвалидам и людям с ОВЗ.
Параллельно с созданием инклюзивного образования ведется работа по созданию безбарьерной среды, открывающей доступность инвалидам и людям с ограниченными возможность в самые разные учреждения и места социума - магазины, поликлиники, библиотеки, торговые и культурные центры и пр.
Важной задачей сегодня становится повышение степени доступности культурной среды и имеющегося богатейшего культурного достояния России для инвалидов, а также детей и людей с ограниченными возможностями здоровья. Адаптация имеющихся туристских маршрутов под особенности таких групп потенциальных клиентов, постепенное накопление опыта обслуживания таких клиентов постепенно определили создание качественно нового типа туризма - инклюзивного.
В плане рассмотрения возможностей развития личности туризм способствует активному познанию истории и культуры разных народа и цивилизаций что, в свою очередь, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. Вместе с тем, значение туризма состоит не только в его познавательных возможностях, но и в интеллектуально-воспитательном воздействии на личность, особенно на подрастающее поколение.
Инклюзивный туризм помогает детям с ОВЗ развивать способности к самостоятельности, умения адекватно взаимодействовать с окружающей действительностью. Главной задачей социальной адаптации и абилитации детей с ограниченными возможностями является содействие в преодолении внутренних барьеров и организация общения и взаимодействия с социумом - со сверстниками, взрослыми и обществом в целом, включение детей с ОВЗ в туристические мероприятия и акции способствует развитию коммуникативных умений, позволяет усваивать системы социальных ориентиров, ценностей, норм существующего социального порядка, изменять и обогащать собственное поведение. В процессе общения обычные дети и дети с ОВЗ, сами того не подозревая, формируют новое, более терпимое отношение в первую очередь друг к другу, создают платформу на пути к «новой культуре», где именно они будут являться основными субъектами общества.
Вместе с тем, движение к инклюзивному обществу в целом и инклюзивному туризму в частности происходит нелегко и не так быстро, как хотелось бы. Это связано, во-первых, с необходимостью значительных материальных вложений в формирование соответствующей инфраструктуры, а во-вторых, с необходимостью разработки специальных технологий обслуживания «особых» людей. Дети и люди с ограниченными возможностями здоровья это социальные группы, имеющие разнообразные специфические особенности, организаторам туристического бизнеса и его ис-
Е.Ю. Марахова, И.П. Краснощеченко ИНКЛЮЗИВНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПРИОБЩЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОССИИ
полнителям важно эти особенности знать и учитывать в процессе культурно-экскурсионного обслуживания: при планировании маршрута, в ходе непосредственной работы с ними, адаптируя содержание экскурсионных программ под психологические особенности и физические возможности особых клиентов.
На решение такого противоречия на уровне регионального туризма был направлен социально ориентированный проект «Калужский край - России слава, в нём силу духа я черпаю!», реализованный в Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского (далее - КГУ им. К.Э. Циолковского) совместно с Калужской областной общественной организации работников социальных служб (КАСОПРС) (на основании распоряжения Президента Российской Федерации от 5.04.2016 г. № 68-рп по результатам конкурса, проведённого Союзом женщин России).
Принимавшие участие в осуществлении проекта преподаватели и студенты КГУ им. К.Э. Циолковского рассмотрели вопросы организации инклюзивного туризма для детей с ограниченными возможностями с позиций комплексного подхода и разных наук - юриспруденции, педагогики, психологии, социологии, культурологии, физиологии, дефектологии, логопедии и др.
Участники авторского коллектива - жители Калужской области, история которой связана со становлением российской государственности и со всеми важнейшими этапами ее развития - непосредственно ознакомились с туристскими маршрутами, такими как Этнографический парк-музей «ЭТНОМИР» (Боровский район, Калужская область), «Императорский туристский маршрут Калужской области» (Малояросла-вецкий район, Калужская область), «Диорама «Великое стояние на Угре в 1480 г.» -Полотняный Завод», (Дзержинский район, Калужская область), «Духовные оазисы земли Мещовской» (Мещовский район, Калужская область), Государственный музей Г.К. Жукова (Жуковский район, Калужская область) и др. - проанализировали доступность данных туристских объектов для разных категорий детей-инвалидов и детей с ОВЗ, охарактеризовали их психологические особенности с учетом разных типов нарушений, которые необходимо знать экскурсоводам и организаторам туристического бизнеса при работе с данными категориями клиентов.
Результаты проделанной работы получили отражение в содержании методических рекомендаций для туристских организаций и лиц, содержащих туристские объекты [6], включивших типологию и характеристику психологических особенностей детей-инвалидов и детей, имеющих нарушения здоровья (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, умственного развития), сведения о специфике и содержании экскурсионной работы с данными группами детей в ходе сопровождения на конкретных маршрутах и объектах Калужского края, нормативно-правовую базу создания инклюзивного туризма, методику обследования доступности туристических объектов, а также разработки по проведению экскурсионного сопровождения детей. Подготовленные в ходе реализации социально-ориентированного проекта методические рекомендации были одобрены правительством Калужской области и рекомендованы министром культуры Калужской области к использованию при организации туристического бизнеса (выступление Суслова П.А. на круглом столе по итогам реализации проекта 13.09.2017). Важно подчеркнуть, что работники сферы туризма по результатам данного проекта отметили высокую значимость представленных по результатам проекта методических рекомендаций для осуществления практической работы с детьми-инвалидами.
Таким образом, в соответствии с требованиями по реализации новых подходов в государственной и социальной политике важной задачей сегодня становится повышение степени доступности имеющегося культурного достояния России для детей и людей с ограниченными возможностями здоровья, адаптация имеющихся туристических маршрутов под специфические особенности разных групп клиентов. Важным направлением здесь является разработка и развитие психолого-педагогических и ме-
Казанский вестник молодых ученых. Исторические науки Всемирное культурное наследие
тодологических основ инклюзивного туризма, что, в свою очередь, призвано содействовать успешной интеграции детей-инвалидов и с детей с ОВЗ в социо-культурное пространство России, повышению результативности процесса формирования культурной идентичности и самосознания молодых граждан российского государства [7].
Литература
1. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493.
2. Фромм Э. Фромм, Бегство от свободы, Минск, «Попурри», 1999.
3. «О правах инвалидов». Декларация ООН. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года.
4. Федеральный закон от 25.04.2012г. «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
6. Методические рекомендации для туристских организаций и лиц, содержащих туристские объекты. -Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2017. 44 с.
7. Марахова Е.Ю., Заурдина С.Я., Краснощеченко И.П. Потенциальные возможности инклюзивного туризма в социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ//Трудоустройство и занятость людей с ОВЗ в соответствии со статьей 27 Конвенции ООН о правах инвалидов: опыт России, Германии, беларуси и др.стран. Сборник материалов МНПК224-25 октября 2017.г. Калуга, 2017. 350 с. С. 298-305.
Авторы публикации
Марахова Е.Ю., студент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия. Краснощеченко Ирина Петровна, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и организационной психологии, Директор института психологии Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия.
THE INCLUSIVE REGIONAL TOURISM AS AN INSTITUTION OF INCLUSION OF CHILDREN WITH DISABILITIES TO THE HISTORY AND CULTURE OF RUSSIA" E. Marahova, I. Krasnoshechenko [email protected] Tsiolkovskiy Kaluga State University
Abstract. The article is devoted to the role of regional tourism as a tool to engage young people on the history and culture and how the terms of consolidation of society for solving problems of national security and sustainable development of Russia. The author shows that tourism allows people not just to learn history from textbooks, and to pass through it self, to see, to hear, to feel "connection of times". Introduction to cultural and historical heritage is especially significant for children with disabilities. The development of inclusive tourism, creation of barrier-free environment - an important condition for socialization of children with disabilities.
Keywords: basic cultural values, cultural heritage, national security, people with disabilities, barrier-free environment, inclusive society, inclusive tourism.
References
1. O gosudarstvennoi programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiiskoi Federatsii na 2016-2020 gody". Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 № 1493.
2. Fromm E. Fromm, Begstvo ot svobody, Minsk, «Popurri», 1999.
3. «O pravakh invalidov». Deklaratsiya OON. Prinyata rezolyutsiei 61/106 General'noi Assamblei ot 13 dekabrya 2006 goda.
4. Federal'nyi zakon ot 25.04.2012g. «O ratifikatsii Konventsii o pravakh invalidov».
5. Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» ot 29 dekabrya 2012 goda N 273-FZ.
6. Metodicheskie rekomendatsii dlya turistskikh organizatsii i lits, soderzhashchikh turistskie ob"-ekty. Kaluga: KGU im. K.E. Tsiolkovskogo, 2017. 44 s.
7. Marakhova E.Yu., Zaurdina S.Ya., Krasnoshchechenko I.P. Potentsial'nye vozmozhnosti inklyuzivnogo turizma v sotsializatsii detei-invalidov i detei s OVZ//Trudoustroistvo i zanyatost' lyudei s OVZ v sootvetstvii so stat'ei 27 Konventsii OON o pravakh invalidov: opyt Rossii, Germanii, belarusi i dr.stran. Sbornik materialov MNPK224-25 oktyabrya 2017.g. Kaluga, 2017 350 s. S. 298-305.
Authors of the publication E. Marakhova, student of the K. Tsiolkovsky Kaluga State University, Kaluga, Russia.
Irina Krasnoschechenko, Doctor of Psychology, Professor of the Department of Social and Organizational Psychology, Director of the Institute of Psychology of K. Tsiolkovsky Kaluga State University, Kaluga, Russia.
Дата поступления 10.01.2018.