Научная статья на тему 'Воспитание общей выносливости методом "Табата" на занятиях физической культуры у студентов'

Воспитание общей выносливости методом "Табата" на занятиях физической культуры у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1496
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТСМЕН / ТРЕНИРОВКИ "ТАБАТА" / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL FITNESS / ENDURANCE / CULTURE UPBRINGING / TRAINING ACTIVITY / ATHLETE / TABATA TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купцова Валентина Григорьевна, Чикенева Ирина Валерьевна

Статья посвящена актуальным проблемам, которые решаются в процессе физкультурного образования студентов на учебных занятиях, направленных на освоение программного материала, позволяющего обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студента к избранной профессии. В настоящее время в социально-общественных отношениях повышаются требования к человеку, к его физическому потенциалу, а именно к выносливости как физическому качеству. Выносливость помогает человеку противостоять длительное время наступающему утомлению, переносить его не снижая качество выполняемой работы. Основным показателем выносливости является время, в период которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. В циклических видах спорта выносливость проявляется как показатель минимального времени в период преодоления заданной дистанции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF GENERAL ENDURANCE BY THE "TABATA" METHOD ON THE PHYSICAL CULTURE CLASSES WITH STUDENTS

The article is devoted to actual problems that are solved in the process of physical education of students in training sessions aimed at mastering the program material, allowing to provide general and professional-applied physical fitness, determining the psychophysical readiness of the student to his chosen profession. At present, in social and social relations, the requirements are raised for a person, for his physical potential, namely for endurance as a physical quality. Endurance helps a person to resist a long time coming fatigue, to endure it without reducing the quality of the work. The main indicator of endurance is time, during which muscular activity of a certain nature and intensity is carried out. In cyclical sports, endurance manifests itself as an indicator of the minimum time during the period of overcoming a given distance.

Текст научной работы на тему «Воспитание общей выносливости методом "Табата" на занятиях физической культуры у студентов»

Педагогика

УДК: 796.015.64:378.1

кандидат педагогических наук, доцент Купцова Валентина Григорьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный университет» (г. Оренбург); кандидат биологических наук, доцент Чикенева Ирина Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ МЕТОДОМ «ТАБАТА» НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам, которые решаются в процессе физкультурного образования студентов на учебных занятиях, направленных на освоение программного материала, позволяющего обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студента к избранной профессии. В настоящее время в социально-общественных отношениях повышаются требования к человеку, к его физическому потенциалу, а именно к выносливости как физическому качеству.

Выносливость помогает человеку противостоять длительное время наступающему утомлению, переносить его не снижая качество выполняемой работы. Основным показателем выносливости является время, в период которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. В циклических видах спорта выносливость проявляется как показатель минимального времени в период преодоления заданной дистанции.

Ключевые слова: физическая культура, физическая подготовленность, выносливость, воспитание культуры, тренировочная деятельность, спортсмен, тренировки «Табата».

Annotation. The article is devoted to actual problems that are solved in the process of physical education of students in training sessions aimed at mastering the program material, allowing to provide general and professionalapplied physical fitness, determining the psychophysical readiness of the student to his chosen profession. At present, in social and social relations, the requirements are raised for a person, for his physical potential, namely for endurance as a physical quality.

Endurance helps a person to resist a long time coming fatigue, to endure it without reducing the quality of the work. The main indicator of endurance is time, during which muscular activity of a certain nature and intensity is carried out. In cyclical sports, endurance manifests itself as an indicator of the minimum time during the period of overcoming a given distance.

Keywords: physical culture, physical fitness, endurance, culture upbringing, training activity, athlete, Tabata training.

Введение. Воспитание физических качеств у студентов на учебных занятиях есть процесс направленного использования средств, методов, приемов физической культуры и спорта. Данный процесс позволяет формировать физическую культуру личности, способствует сохранению здоровья, ориентирует студента на самоподготовку к будущей трудовой деятельности и определяет его активную жизненную позицию в семье и социальной среде.

Результаты научных исследований показывают, что ведущая роль в проявлении выносливости принадлежит факторам энергетического обмена веществ и вегетативным системам организма. Выносливость, как качество проявляется в двух основных формах:

- в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;

- в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

Цель статьи - повысить эффективность воспитания выносливости у студентов на учебных занятиях физической культуры, методом «Табата».

Изложение основного материала статьи. На Всесоюзном симпозиуме в 1971 г. «Биологические и педагогические аспекты выносливости» термин «выносливость» охарактеризовали как способность к продолжению заданной работы во времени. На симпозиуме были даны и формулировки двух основных ее разновидностей: общей выносливости и специальной.

С точки зрения теории спорта, общая выносливость характеризуется, как способность спортсмена длительное время проявлять мышечные усилия, выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности, вовлекая в работу различные мышечные группы. Она может складываться как итоговый результат развития конкретных типов специальной выносливости и определяется функциональными возможностями вегетативных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и других), поэтому ее еще называют общей аэробной. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности человека, выступает как важный компонент его физического здоровья и служит предпосылкой для развития специальной выносливости [4].

Озолин Н.Г. считает, что в целом выносливость характеризуется как способность к длительному выполнению работы на требуемом уровне интенсивности, как способность бороться с утомлением и восстанавливаться после работы.

Уровень развития выносливости спортсмена обусловливается энергетическим потенциалом его организма и тем, насколько он соответствует конкретному виду спорта, а также эффективностью техники и тактики, психическими возможностями спортсмена, обеспечивающими не только высокий уровень мышечной активности в тренировочной и соревновательной деятельности, но и противодействие процессу развития утомления [1].

Биологическую основу общей выносливости составляют аэробные возможности организма человека. Основным показателем, которых является максимальное потребление кислорода (МПК) литров в минуту. Следовательно, потребление кислорода за единицу времени и выработанное количество энергии для выполнения специфической работы напрямую связаны между собой. В свою очередь МПК зависит от биологических факторов: минутного и ударного объема сердца, частоты сердечных сокращений (ЧСС), скорости кровотока, максимальной легочной вентиляции, тканевой утилизации кислорода. Для достижения

максимальных величин сердечной и дыхательной производительности и удержания высокого уровня МПК на протяжении длительного времени необходимы физические нагрузки (тренировка). Средствами воспитания общей выносливости являются упражнения различного характера, позволяющие достичь максимальных величин сердечной и дыхательной производительности и удерживать высокий уровень МПК длительное время. В свою очередь общая выносливость, рассматривается как базовый компонент для развития специальной выносливости. К наиболее простым видам аэробной нагрузки относится оздоровительный бег. Данный вид двигательной активности доступен студентам с различным уровнем физической подготовленности.

В научной литературе специальная выносливость характеризуется, как способность проявлять мышечные усилия в соответствии со спецификой (продолжительностью и характером) выполняемой работы; в спорте, это способность преодолевать всю соревновательную дистанцию с запланированной скоростью. Специалисты Солодов А.С., Иваницкий М.Ф. и другие отмечают, что проявление специальной выносливости зависит от физиологических (анаэробных возможностей) и психических факторов. Анаэробные возможности организма определяются двумя взаимосвязанными биохимическими механизмами: креатинфосфатным (выделение энергии за счет фосфорсодержащих соединений) и гликолитическим (выделение энергии за счет расщепления гликогена мышц) [4].

Научно доказано, что специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровнем развития других двигательных способностей. В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений, различают силовую, скоростную, координационную выносливость. Так же выделяют выносливость к статическим усилиям (гимнастические упражнения). Следовательно, виды выносливости соответствуют характеру мышечной работы (локальная, региональная, глобальна). Данное разделение позволяет анализировать проявление качества, подбирать эффективные средства и методику воспитания выносливости. При воспитании общей выносливости решаются основные задачи: создаются условия для перехода к повышенным тренировочным нагрузкам; осуществляется «перенос» выносливости на избранные (необходимые) формы спортивных упражнений [3, 7].

На учебных занятиях, студенты выполняют упражнения различной направленности и в разных мышечных режимах. Осваивая различные виды (элементы) спорта на занятиях физической культуры, студенту необходимо проявлять, в той или иной степени все виды выносливости. В циклических видах (легкая атлетика, плавание, лыжный спорт и др.) проявляется общая и скоростная выносливость. В аэробике, на ряду с общей выносливостью выделяют координационную и силовую. В связи с введением в учебные программы выполнения Всесоюзного комплекса ГТО, повышаются требования к воспитанию выносливости у студенческой молодежи. Учитывая благоприятные физиологические условия проявления выносливости в данной возрастной группе, следует систематически включать упражнения, направленные на воспитания всех видов выносливости в учебные занятия физической культуры. В научно-методической литературе выделяют следующие виды выносливости: силовая выносливость, способность преодолевать силовое напряжение в течение определенного времени в зависимости от режима (статический и динамический) работы мышц; статическая силовая выносливость, способность сохранять заданную позу, проявляя определенные мышечные усилия. Динамическая силовая выносливость определяется числом повторений упражнений. С возрастом силовая выносливость к статическим и динамическим силовым усилиям возрастает. Под скоростной выносливостью понимают способность к поддержанию предельной и околопредельной интенсивности движений (70- 90% max) в течение длительного времени без снижения эффективности профессиональных действий. Скоростная выносливость проявляется в циклических видах спорта и упражнениях, время выполнения которых в среднем от 20 сек. до 5-7 мин. Координационная выносливость характеризуется способностью выполнять продолжительное время сложные по координационной структуре упражнения. По мнению Озолина Н.Г. различные виды и типы выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной. Высокая выносливость в плавании не гарантирует такую же выносливость в гимнастике. Аэробные возможности организма позволяют улучшить движения в циклических видах и упражнениях (ходьба, бег, лыжные гонки) [2].

Большинство специалистов поддерживают формулировку выносливости, данную известным отечественным физиологом В. С. Фарфелем, он определил выносливость как способность человека противостоять наступающему утомлению, которое является результатом не только мышечной работы, но и умственных напряжений, переживаний.

О состоянии и степени развития выносливости судят по ряду общих и частных показателей. Одним из обязательно учитываемых параметров является время, в пределах которого совершается деятельность. При этом в одних случаях учитывается время, в течение которого удается совершать ее без снижения заданного уровня эффективности, оцениваемой по количественным и качественным критериям, в других - предельно возможное время выполнения работы «до отказа». В практике физического воспитания внешние показатели выносливости чаще всего выступают:

- в упражнениях циклического характера, направленных на преодоление расстояния, минимальное время преодоления протяженной дистанции (например, 1-2 км);

- в серийно повторяемых упражнениях циклического и комбинированного характера суммарное число повторений (или суммарное число движений) в заданное время (например, за 20-30 мин. при «максимальном тесте» в рамках «круговой тренировки»);

- в сложноорганизованных формах двигательной деятельности, таких как спортивная игра и различные виды единоборств это степень сохранения и изменения двигательной активности на протяжении обусловленного времени (с учетом числа эффективных атакующих и оборонительных действий по периодам игры или схватки и т. д.). В совокупности с этими показателями обычно учитываются и другие, это стабильность технически правильного выполнения действий в указанных условиях [5].

Проявление показателей выносливости индивидуально, в его основе лежат функциональные возможности организма, которые определяют продолжительность работы в специфических (различных) условиях. Необходимые данные мы можем получить с помощью специализированных методик оценки отдельных факторов выносливости (физиологических, биохимических, морфологических, биомеханических).

В научно-методической литературе выделяют следующие факторы, влияющие на проявления физической выносливости:

1. Биоэнергетические факторы, которые включают в себя объем энергетических ресурсов и функциональных возможностей систем организма (дыхания, сердечнососудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, а также восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии происходит в результате химических превращений (химическая энергия переходит в физическую). Основными источниками энергообразования являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, а также допустимым объемом метаболических изменений.

2. Факторы функциональной и биохимической экономизации выражаются в уменьшении энерготрат на единицу работы с ростом тренированности, координационного совершенства и рационального распределения сил в процессе состязания, от которых зависит эффективность использования энергетических ресурсов организма.

Экономичность выполненной работы зависит от техники ее выполнения. В трудовой деятельности в основе экономичности энергозатрат лежит профессионализм (подбор средств, методов, условий и др.). Показатели экономичности деятельности являются важнейшими критериями выносливости человека.

3. Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой. От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

4. Личностно-психические факторы значительно влияют на выносливость человека. К ним относятся: мотивация на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результат, а также волевые качества, такие как целеустремленность, настойчивость, выдержка.

5. Факторы генотипа (наследственности) и среды. Генетический фактор воздействует на развитие общей (аэробной) выносливости и анаэробных возможностей организма [2, 4, 51.

В ходе научных исследований учеными было отмечено, что аэробную выносливость воспитывают упражнения, в процессе которых активно функционирует большинство крупных звеньев опорно-двигательного аппарата.

Общеподготовительные упражнения, необходимые для воспитания общей выносливости, не могут быть сведены к какому-либо виду двигательной деятельности, так как при их выборе одинаковое значение, по мнению Л. П. Матвеева, имеют два признака:

- эффективность упражнения как средства расширения функциональных возможностей сердечнососудистой, дыхательной и других жизненно важных систем организма, от которых зависит общий уровень работоспособности;

- возможность использовать эффект положительного переноса выносливости, развиваемой с помощью упражнений общеподготовительного характера, на специально-подготовительные и соревновательные упражнения.

В качестве средств воспитания «аэробной» выносливости наибольшее распространение в практике общей физической подготовки получили упражнения циклического характера умеренной, большой и переменной интенсивности (кроссовый бег, лыжные кроссы, длительная ходьба, езда на велосипеде и т. п.) [6].

Эффективными средствами развития общей выносливости у студентов являются длительный бег, кроссы, различные игры и игровые задания. Чаще всего используется бег в равномерном темпе с относительно невысокой скоростью, продолжительность которого постепенно возрастает от 20 минут до 60 минут.

Для повышения скоростной выносливости используют: бег на отрезках от 200 до 800 м, бег в гору, эстафеты, преодоление полосы препятствий, челночный бег, игровые упражнения.

Упражнения для развития выносливости целесообразно выполнять в основной части занятия. Для развития аэробных способностей и общей выносливости используют равномерный непрерывный метод: однократное равномерное выполнение упражнений малой и умеренной мощности продолжительностью от 10-20 минут и до одного часа. Для увеличения аэробных возможностей необходимо учитывать интенсивность работы, интервалы отдыха, продолжительность работы, число повторений, сложность выполняемого задания.

- Интенсивность должна быть высокой и частота сердечных сокращений к концу работы приближена к 180 ударов в минуту.

- Продолжительность отдельной нагрузки составляет 1-1,5 минуты, в условиях кислородного долга. При этом наблюдается максимум потребления кислорода в период отдыха.

- Интервалы отдыха не предусматривают полного восстановления ЧСС. Длительность отдыха составляет 40 - 90 минут. В интервалы отдыха рекомендовано выполнять малоинтенсивную работу (ходьба, упражнения на гибкости и т.д.), это позволит быстро восстановиться, выполнить больший объем работы и поддерживать устойчивое состояние.

- Число повторений определяется возможностями организма поддерживать устойчивое состояние, т.е. работа в условиях стабилизации потребления кислорода на достаточно высоком уровне.

Для повышения аэробных возможностей необходима правильная постановка дыхания, следует акцентировать внимание на выдохе, а не на вдохе: тогда поступающий в легкие богатый кислородом воздух смешивается с меньшим количеством остаточного и резервного воздуха, в котором понижено содержание кислорода [9].

При воспитании выносливости необходимо правильно применять средства и методы в учебных занятиях. К основным методам можно отнести: переменный, равномерный, непрерывный и интервальный. Выбор методов будет зависеть от физической подготовленности студентов. Для менее подготовленных физически студентов целесообразно применять равномерный метод и оптимальное сочетание продолжительности и интенсивности нагрузки. Интервальный метод хорошо встраивается в структуру занятия со студентами с хорошим показателем общей выносливости. В современном фитнесе применяется метод «Табата».

Табата является эффективным средством воспитания выносливости. Автор данного метода - японский ученый и спортивный врач Идзуми Табата. В 1996 году доктор Табата с единомышленниками из Токийского

Национального института фитнеса и спорта провел исследования по выяснению результативности коротких интенсивных интервальных тренировок для коррекции веса за счет «сжигания жира», повышения выносливости. Впервые результаты были опубликованы в журнале Medicine and Science in Sports & Exercise и наглядно продемонстрировали эффективность данного метода. Исследования проводились с участием спортсменов в течение шести недель по методике Табата, при этом отмечается увеличение анаэробной мощности на 28%, уровня МПК - на 14% по сравнению с контрольной группой, занимающейся обычными часовыми кардионагрузками. Исследования показали, что потери подкожного жира у тех, кто практиковал Табата, были в 9 раз больше, чем у тех, кто занимался стандартной 45-минутной кардиотренировкой.

К особенностям проведения занятия (тренировки) относится последовательность нарастающей нагрузки. Первично проводится подготовительная часть (разминка), она способствует увеличению частоты сердечных сокращений, ударного и минутного объема сердца, легочной вентиляции и снабжения кислородом работающих мышц, а также учащению дыхания. Происходит психоэмоциональный настрой на работу в основной части занятия. Развитие выносливости методом Табата в основной части осуществляется посредством подбора упражнений на различные мышечные группы. Табата представляет собой интервальную тренировку продолжительностью четыре минуты. Она состоит из 8 сетов (повторений) по следующей схеме: фаза спринта 20 секунд; фаза отдыха 10 секунд. В сеты подбираются упражнения любой формы, простые по исполнению и доступные для повтора, они могут выполняться с дополнительным инвентарем и без него. Важным моментом является многократное повторение упражнений в достаточно быстром темпе (спринтерская работа) 20 секунд, далее отдых 10 секунд и повтор. В фазе отдыха желательно максимально расслабиться, но психологически быть готовым к «переключению» на скоростную работу. Упражнения выполняются в течение четырех минут, по окончанию каждого сета - упражнения стрейчинг (растяжка) или ходьба, что позволяет быстро восстановиться и подготовиться к следующему серийному выполнению. Такая работа позволяет увеличить аэробные и анаэробные возможности организма и целенаправленно воспитывать выносливость.

Особенностью метода является анаэробный режим выполнения упражнений. Данный режим отличается тем, что при отсутствии кислорода в активной фазе действуют АТФ-механизмы, энергообеспечивающие двигательные процессы, к концу фазы подключаются гликотические механизмы.

Для подготовленных студентов данный метод можно использовать в учебных занятиях 2-4 раза в неделю. Для студентов среднего уровня подготовки данный метод можно включить 1-2 раза в неделю, чередуя с другими видовыми занятиями для повышения интереса к физкультурно-спортивной деятельности.

При выполнении метода Табата важным условием является дыхание, дышать нужно в одном ритме, вдох через нос, выдох через рот. Это способствует «сжиганию» подкожного жира, ведь вследствие повышенного содержания кислорода в организме метаболические процессы усиливаются; выполнять упражнения строго по таймеру, равномерное чередование напряжения и расслабления — основа интервальных тренировок [8, 9].

Тренировки Табата - высокоинтенсивные, поэтому они категорически противопоказаны в период восстановления, новичкам и людям, страдающим сердечнососудистыми заболеваниями. Для студентов можно рекомендовать следующие упражнения без инвентаря. 1. Приседания из широкой с. ноги врозь. 2. «Отжимания» из упора лежа (классические или отжимания из упора стоя на коленях, руки на возвышенности). 3. Сгибание ног, в положении сидя - упражнение на «пресс». 4. Выпады со сменой ног в прыжке. 5. Упражнение «Ножницы». 6. Поочередная группировка (из разных и.п.). 7. Быстрый бег на месте. 8. Из уз. стойки - упор присев, упор лежа, упор присев, и.п.9. Из виса, из виса стоя «подтягивание» из разных хватов. 10. Прыжки через скакалку, с двойным вращением скакалки. 11. Из стойки поочередная группировка с подскоками. 12. Кик на подскоках. 13. Бег с высоким подниманием бедра. 14. Прыжки Джек. Все упражнения необходимо выполнять, соблюдая технику двигательного действия и ограничивать амплитуду в движениях.

Учитывая разную подготовленность студентов, необходимо делить их на отделения, для регламентации темпа, интенсивности выполнения упражнений. Тем самым, появляется возможность постепенно увеличивать нагрузку, воспитывать выносливость и поддерживать интерес к учебным занятиям.

Выводы. При воспитании выносливости на учебных занятиях к основным методам можно отнести: переменный, равномерный, непрерывный и интервальный. Их выбор обусловлен физической подготовленностью студентов. На первом курсе целесообразно применять равномерный метод и оптимальное сочетание продолжительности и интенсивности нагрузки.

Метод «Табата» относится к современным направлениям в фитнесе и является «модным» у молодежи. Метод позволяет за небольшой временной отрезок увеличить аэробные и анаэробные возможности организма и целенаправленно воспитывать выносливость. К особенностям проведения занятия (тренировки) относится последовательность нарастающей нагрузки и техника дыхания. Тренировки Табата - высокоинтенсивные, многие студенты физически не готовы к предлагаемым нагрузкам, в связи с этим, целесообразно включать в основную часть занятия блоки из простых упражнений с меньшим повтором. Данный метод противопоказан в период восстановления, студентам с низким уровнем физической подготовленности и страдающим сердечнососудистыми заболеваниями. Существуют различные тесты для определения уровня выносливости: Гарвардский степ-тест. Функциональная проба по Квергу. Степ-тест по Бургеру.

Литература:

1. Беляева, A.A. Методики развития аэробной выносливости у спортсменов в дисциплине «Классическая аэробика» / A.A. Беляева — Международный студенческий научный вестник, 2015.

2. Каганов, Л.С. Развиваем выносливость // Физкультура и спорт. - М.: Знание. - 1990. - № 5. - С. 3-98.

3. Лебедев, KA. Использование различных средств повышения выносливости при подготовке молодых бегунов на средние и длинные дистанции // Физическая культура. - 2001. - № 2. - С. 28-29.

4. Лях, В.И. Выносливость: основы измерения и методики развития // Физическая культура. - 1998. -№ 1. - С. 7-14.

5. Матвеев, A.K Методика физического воспитания с основами теории: учеб.пособ. / A.K Матвеев, С.Б. Мельников - М.: Просвещение, 2001. - 191 с.

6. Набатникова, М.Я. Основные упражнения подготовки юных спортсменов: учеб. пособ. / под. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 280 с.

7. Осипов, A.!. Развитие выносливости на занятиях физической культуры в вузах: учебно-методическое пособие / A.!. Осипов, ДА. Шубин. Красноярск: СФУ, 2014. - 48 с.

8. Сокунова, С.Ф. Контроль за уровнем выносливости спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 8. - С. 56-59.

9. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2003. - 480.

Педагогика

УДК 37; 502(07)

кандидат философских наук, доцент Курбатова Алла Сергеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); доктор биологических наук, профессор Ягин Валерий Васильевич

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); преподаватель Вершинина Анна Юрьевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ КАК ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью поиска путей повешения уровня экологической безопасности, формирования экологической культуры населения планеты, в том числе и России, стране, стремящийся к реализации концепции устойчивого развития. Цель статьи проанализировать педагогические условия повышения эффективности развития экологической культуры в образовательной среде школы, определить трудности и перспективы этой работы. Ведущим подходом к исследованию проблемы стал теоретический анализ монографических, учебно-методических, психолого-педагогических трудов российских авторов, публикаций в периодической печати, кроме того были привлечены данные опроса 90 учителей начального образования, выявляющего субъективную оценку степени комфортности образовательной среды. В статье доказывается, что экологию школы нельзя назвать в полной мере комфортной и отвечающей требованиям всестороннего развития.

Проведенное исследование может быть полезным для лиц принимающих управленческие решения в сфере образования, учителей практиков, всех заинтересованных проблемами экологического воспитания граждан.

Ключевые слова: экологическая безопасность, эколого-развивающая среда, экологическая культура, экологическое мировоззрение, экологическое поведение, экологическое сознание, экология школы.

Annotation. The relevance of the article is due to the need to find ways of hanging the level of environmental safety, the formation of the ecological culture of the population of the planet, including Russia, a country seeking to implement the concept of sustainable development. The purpose of the article is to analyze the pedagogical conditions for improving the development of environmental culture in the educational environment of the school, to identify the difficulties and prospects for this work. The leading approach to the study of problems was the theoretical analysis of monographic, educational, psychological and pedagogical works of Russian authors, publications in periodicals, besides data from a survey of 90 primary education teachers, revealing a subjective assessment of the degree of comfort of the educational environment. The article proves that the ecology of the school cannot be called fully comfortable and meets the requirements of all-round development.

The study can be useful for those who make management decisions in the field of education, teachers, practitioners, and all those interested in the problems of environmental education of citizens.

Keywords: ecological safety, ecological-developing environment, ecological culture, ecological outlook, ecological behavior, ecological consciousness, school ecology.

Введение. Широкоформатное поле обсуждения экологических вопросов начало формироваться еще в конце 60-х годов прошлого века, за это время написаны сотни учебников, тысячи диссертаций и монографий, сотни тысяч статей. Почти в каждом исследовании говорится о необходимости перехода на новую модель развития, иначе наступит экологическая катастрофа планетарного масштаба [2], эта новая модель получила название «концепция устойчивого развития».

В 1992г. на конференции в Рио-де-Жанейро озвучиваются пути решения экологических проблем, затем ООН предлагает всем странам заняться разработкой концепции перехода к устойчивому развитию, в результате в 1996 г. в РФ такая концепция принимается. Однако экологические проблемы в нашей стране, к сожалению, нельзя назвать решенными. Более того, приходится констатировать, что до сих пор «население ... не осознает масштабов экологической опасности и в основном остается равнодушным к окружающей природной среде»[15], это многократно обостряет проблему экологической безопасности.

Методологическую базу исследования сформировали труды: Н.А. Агаджанян, Г.И. Аквилева, О.С. Анисимов, Н.Н. Болгар, И.В. Вагнер, А.А. Вахрушев, Н.Ф. Виноградова, Э.В. Гирусов, С.Н. Глазычев, Е.А. Гринева, Л.Х. Давлетшина, Н.Н. Демидова, М.А. Дереполенко, С.Д. Дерябо, Е. Н. Дзятковская, О.М. Дорошко, Б.В. Ерофеев, А.Н. Захлебный И.Д. Зверев, С.А. Иванов, Л.С. Квасцова, В.Г. Кезин, З.А. Клепинина, Н.И. Кокшаров, А.Н. Кочергин, С.Б. Лавров, Б.Т. Лихачев, Н.М. Мамедов, А.В Миронов, Н.И. Моисеев, В.В. Николина, В.И. Панов, В.В. Пустовойтов, Н.Ф. Реймерс, В.А. Ситаров, З.Е. Сыдыкова, В.Л. Толбина, Н.А. Фролова, И. В. Цветкова, К.И. Шилин, В.А. Ясвин и др.

Изложение основного материала статьи. Анализ вариантов дефиниции «экологическая безопасность» позволил выделить три позиции, определяемые различиями в методологических подходах, которых придерживаются авторы (Г.А. Атаманов, О.И. Балашова, А.Н. Грешневиков, Е.Л. Егорова, И.Б. Мулин, А.М. Никандров, С.Н. Русин, Г.С. Ферару и др.). В первом подходе делается акцент на защиту человека от различных угроз и природных катастроф, спровоцированных «местью природы»; во втором - подчеркивается необходимость защищать природу от вредного воздействия человеческой деятельности; третья позиция, на наш взгляд, наиболее верная, говорит о безопасности, как о поиске баланса между природой и потребностями человека, т.е. как о «достижении условий и уровня сбалансированного сосуществования окружающей среды и деятельности человека»[12, с.12]. Таким образом, экологическую безопасность можно рассматривать и как отсутствие угроз (как со стороны человека, так и со стороны природы), и как способность противостоять

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.