Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско - краеведческой деятельности'

Педагогические условия формирования опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско - краеведческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЫТ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TOURIST-LOCAL HISTORY ACTIVITY / EXPERIENCE OF CONSTRUCTIVE INTERACTION OF TEENAGERS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / EXPERIMENTAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулуева Татьяна Владимировна

В статье анализируются педагогические условия формирования опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности, описывается опыт внедрения экспериментальной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческого объединения, мониторинг уровня освоения программы, мотивации подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулуева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF EXPERIENCE OF CONSTRUCTIVE ENGAGEMENT OF ADOLESCENTS IN TOURIST AND LOCAL ACTIVITIES

The article analyzes the pedagogical conditions of formation of the experience of constructive interaction of adolescents in tourism and local lore activities, describes the experience of the introduction of an experimental additional General educational program of tourism and local lore Association, monitoring the level of development of the program, motivation of adolescents.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско - краеведческой деятельности»

Литература:

1. Карташев Н.В. Лечебная педагогика как направление развития современной социальной педагогики. Вестник Брянского государственного университета. №1 (2012): Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Психология. Частные методики. Брянск: РИО БГУ, 2012. 356 с. С. 312.

2. Люблинский С.Л. Хлеб, как молоко матери // Вестник университета. 2016. №3 С. 28-33.

3. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии [Текст] / А.М. Мятлева. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 192 с.

Педагогика

УДК: 374.1

аспирант 3 курса Кулуева Татьяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ В ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье анализируются педагогические условия формирования опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности, описывается опыт внедрения экспериментальной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческого объединения, мониторинг уровня освоения программы, мотивации подростков.

Ключевые слова: туристско-краеведческая деятельность, опыт конструктивного взаимодействия подростков, педагогические условия, опытно-экспериментальная деятельность.

Annotation. The article analyzes the pedagogical conditions of formation of the experience of constructive interaction of adolescents in tourism and local lore activities, describes the experience of the introduction of an experimental additional General educational program of tourism and local lore Association, monitoring the level of development of the program, motivation of adolescents.

Keywords: tourist-local history activity, experience of constructive interaction of teenagers, pedagogical conditions, experimental activity.

Введение. Последние десятилетия современное педагогическое сообщество, в условиях реформирования системы образования, осознало необходимость использования богатейшего потенциала системы дополнительного образования, одним из направлений которого является туристско-краеведческая деятельность. Туристические и краеведческие кружки, объединения, обладающие огромным образовательным и воспитательным потенциалом, занимают особенное место в системе дополнительного образования. Подростки, обучаясь в данных объединениях, осваивают не только специальные спортивно-туристические умения и навыки, изучают родные просторы, но и получают незаменимые и востребованные в наше время коммуникативные навыки: ведения конструктивного диалога, умения слушать и слышать друг друга, педагога, умение работать в группе, коллективе.

В свою очередь педагог, формируя опыт конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности, должен создавать такие педагогические условия, которые бы отвечали требованиям федеральным государственным образовательным стандартам и санитарно-гигиеническим требованиям и тем самым обеспечивали эффективность поставленной задачи.

Изложение основного материала статьи. В Тюльганском районе от Центра дополнительного образования на базе общеобразовательных школ созданы и функционируют различные творческие объединения, секции и кружки. Особое место среди творческих объединений занимают туристско-краеведческие объединения, в которых занимается 200 подростков в возрасте от 10 до 16 лет. На базе самого МБУДО «Центр дополнительного образования» п. Тюльган образовано 2 объединения туристско-краеведческой направленности «Искатели» (39 учащихся) и «Туристята» (40 учащихся). Все объединения занимаются по авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Лесные тропки», срок реализации которой 4 года. Данная программа включает 3 уровня: стартовый, базовый и продвинутый.

Программа эффективно решает проблемы не только социализации подростков в ситуации познания родного края, но и формирования у учащихся устойчивых механизмов коммуникативного взаимодействия со средой - социальной активности, нравственности, патриотизма, толерантности, общей культуры личности.

Туристско-краеведческая деятельность в МБУДО «ЦДО» предусматривает реализацию адекватных социально-педагогических технологий, характеристикой которых являются поддержка, диалогичность, опора на сотрудничество, свобода для принятия самостоятельных решений, сотворчество.

К действенным педагогическим условиям туристско-краеведческой деятельности «Центра дополнительного образования» можно отнести:

1. Обогащение содержательного компонента туристско-краеведческой деятельности многообразием видов деятельности, в том числе и инновационных, посредством которых подросток может осуществить выбор туристско-краеведческих занятий в соответствии с его интересами;

2. Повышение уровня позитивной мотивации и стимула подростка участвовать в туристической и краеведческой деятельности, включающей социально-ориентированную позицию личности;

3. Вовлечение подростка в реализацию авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности, которая обеспечивает формирование опыта конструктивного взаимодействия и позитивного опыта социальной жизнедеятельности подростка.

Первое педагогическое условие апробировалось с помощью экспериментальной программы туристско-краеведческого объединения «Искатели». При этом педагог данного объединения руководствовался принципами деятельностного подхода; удовлетворение и развитие интересов и потребностей учащихся; развитие индивидуальности каждого подростка; творческое сотрудничество подростков совместной

туристско-краеведческой деятельности; гуманизации педагогического сопровождения. Педагог учитывал возрастные и индивидуальные особенности подростков.

С помощью экспериментальной работы нами была апробирована дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лесные тропки» составлена на 4 года и являлась разноуровневой.

Первый год обучения - стартовый уровень, где учащиеся изучают азбуку массового туризма, личное туристское снаряжение, основные и вспомогательные туристические узлы, растительность и рельеф своего района, области, знакомятся с навыками оказания первой доврачебной помощи и другое.

Второй и третий год - базовый: знания и представления о спортивном туризме расширяются, навыки совершенствуются. Подростки учатся вязать узлы, ставить палатку, разбивать бивак, преодолевать искусственные и естественные препятствия; наводить переправы, работать в связках и самостоятельно; ориентироваться по компасу, карте и местным признакам, разбираться в топографических знаках; оказывать первую помощь; занимаются проектной деятельностью.

Четвертый год обучения - продвинутый уровень - судейская подготовка. Подростки обучаются судейскому мастерству по избранному виду спортивного туризма (спортивное ориентирование, туристское мастерство). Учатся работать с документацией (протоколы старта и финиша, сводные протоколы), переводить время в штрафы и т.д.

Содержание каждого модуля программы «Лесные тропки» («Спортивное ориентирование», «Туристические навыки», «Краеведение», «Основы туристской подготовки», «Специальная подготовка туриста-спортсмена», «Общая и специальная физическая подготовка», «Школа безопасности», «Выживание в экстремальных условиях», «Судейская подготовка») имело направленность на формирование опыта конструктивного взаимодействия подростков не только в объединении, но и в последующем социальном становлении.

На протяжении экспериментальной работы в объединении проводились занятия: практические на местности и в спортивном зале, экскурсии, проектные и исследовательские, игровые, тренинговые (тренинги на личностный рост, самооценку, позитивное самоотношение, развитие коммуникативных умений и навыков» и другое), что содержательно расширяло диапазон знаний подростков в туристско-краеведческой деятельности и способствовало накоплению коммуникативного опыта.

Когнитивный критерий выражал уровень повышения знаний подростков при использовании тестов достижений, которые были составлены педагогом в соответствии с предметно-практической направленностью образовательной программы туристско-краеведческого объединения.

В ходе экспериментальной работы число подростков, овладевших знаниями туристско-краеведческой деятельности на высоком уровне возросло с 6,3% до 13,4%; число респондентов со средним уровнем знаний увеличился с 33,3% до 69,4%; уменьшилось количество подростков, владеющих знаниями на низком уровне с 60,4 % до 17,2%.

Второе педагогическое условие проверилось в процессе решения респондентами задач социально-ориентированной направленности: стимулировалась мотивация на освоение норм поведения и конструктивного взаимодействия в туристско-краеведческом объединении; установка на повышение уровня теоретических знаний о туристско-краеведческой деятельности; ориентация на здоровый образ жизни. Особое место отводилось формированию опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности.

Подростки включались в процесс саморефлексии, своевременному осознанию нарушения правил взаимодействия и поведения в коллективе. Педагог, решая образовательные и воспитательные задачи, способствовал пробуждению социального интереса подростков; умению работать в группе, коллективе; стимулировал желание к познанию туристско-краеведческой деятельности и здорового образа жизни.

Появление социально-ориентированной позиции подростков, как главного стержня позитивной мотивации, способствовало использование педагогом воспитательных технологий: КТД, совокупность игровых, тренинговых, проектных, исследовательских и социальных технологий. В процессе туристско-краеведческой деятельности в объединении создавалась неординарная, творческая обстановка, применялись нетрадиционные формы занятий.

Особенно на развитие мотивации подростков повлияли такие формы и виды социального воспитания, как экскурсии и однодневные походы. Подготовка к походам включала распределение обязанностей и поручений между подростками, невыполнение которых могло повлечь за собой отказ педагога от похода. Участниками разрабатывался маршрут путешествия, где отмечались возможные остановки на привал, ночлег. В результате, апробируя данную технологию, было доказано, что активировать можно и работу и каждого подростка, независимо от количества участников.

В ходе формирующего эксперимента нами было установлено, что посредством субъект-ориентированных форм социального воспитания происходит формирование опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности: создается комфортная, доверительная обстановка, педагог становится сотоварищем и координатором деятельности.

С помощью адаптированной методики «Познавательные потребности» В.С. Юркевич и теста «Мотивация достижений», нами были изучены динамика мотивов подростков, интересы, потребность в познании социума средствами туристско-краеведческой деятельности, отношение к социуму, к себе и другим. Выводы проведенного мониторинга мотивационного критерия показывают, что в результате педагогической поддержки число респондентов с высоким уровнем мотивации увеличилось с 17,5% до 32,5%; со среднем уровнем выросло с 28,2% до 51,4%; с низким уровнем мотивации снизилось с 54,3% до 16,1%.

Третье педагогическое условие прошло проверку в процессе включения подростков в освоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, а именно практические занятия, тренировки, проектные и исследовательские работы, тренинги и т.д.

Спортивный туризм (пеший) тесно связан с краеведением и социальным окружением. Подростки вовлекались в социальные акции, совместные проектно-исследовательские работы «Живи родник», «Отечество. Растим патриотов», «Я-гражданин России», «Моя страна - моя Россия», «Краеведческий калейдоскоп», «Очистим речку», «Вспомним наших героев» и другое. В Результате участия в данных мероприятиях подростки изучали родной край, историю, природу, культуру, быт и нрав народа Тюльганского

района, все это выступало важным стимулом творческого участия подростков в познании социально-природной среды, а также служило фактором формирования опыта конструктивного взаимодействия.

Выводы. В рамках апробированной программы «Лесные тропки» проводились практические занятия на местности по различным техническим видам: «Спортивное ориентирование», «Организация бивака», «Ориентирование по местным признакам», «Определение азимута», «Укладка рюкзака», «Вязка туристических узлов», «Костер», а также «Оказание доврачебной помощи», «Выживание в ЧС».

В ходе практических занятий подростки научились: ориентироваться по компасу, карте, местным признакам; разводить костер; укладывать рюкзак; ставить платку; наводить переправы; вязать узлы; переправляться; выживать в экстремальных ситуациях; разбивать бивак и выбирать для него безопасное место; готовить «кашу из одной спички»; собирать ремонтный набор и аптечку; оказывать доврачебную помощь пострадавшим. Учащиеся также получили навыки судейства по спортивному ориентированию и туристскому мастерству.

В результате мониторинга, проведенного с помощью методики М. Вудакова, Д. Френсиса «Анализ собственных ограничений», нами были получены следующие данные: критерий «Развитие навыков решения проблем» вырос на 29,5%, критерий «Способность подростков управлять собой» увеличился на 25,4%, показатель «Личные цели респондентов» конкретизировался на 23%, показатель «Умение применять во взаимодействии творческий подход» возрос на 21%, и критерий «Стремление подростков к самореализации» увеличился на 10%.

Позитивную динамику мы проследили по итогам проведенного мониторинга с помощью методики САТ (модификация Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза). По завершению 3 года обучения мы выявили, что уровень самоактуализации подростков увеличился в 2,5 раза.

Согласно полученным данным в ходе опытно-экспериментальной работы мы проследили положительную динамику в формировании опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности. У подростков формируется позитивная мотивация на приобретение опыта конструктивного взаимодействия.

Подводя итог, мы можем констатировать, что проработанные и выделенные нами педагогические условия способствуют формированию опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности.

Литература:

1. Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 2009. - 211 с.

2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: МПСИ, 2013. - 352 с.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во АСТ: Астрель,

2008. - 672 с.

4. Коротаева, Е.В. Педагогика взаимодействий: теория и практика: Монография - М._Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 164 с.

5. Коротаева, Е. В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа: Монография -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2012. - 276 с.

6. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - Спб.: Питер,

2009. - 320 с.

7. Новикова, Л.И., Воспитание? Воспитание? Воспитание... Воспитание! / Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова. - М., 2012.

10. Парсонс, Т., Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем / Т. Парсонс// Современная западная теоретическая социология. М.: - 2012.

11. Рындак, В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) / В.Г. Рындак - М.: Педагогический вестник, 2013. - 244 с.

12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 720 е.: ил. -(Мастера психологии).

Педагогика

УДК 371.2

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент Деулина Светлана Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент Ромашова Ирина Алексеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие о мотивации иее роли в обучении обучающихся. Также авторы рассмотрели типы мотивации. В статье выявлены условия развития мотивов обучающихся. Авторы провели исследование во втором, седьмом и одиннадцатых классах, и определили основные мотивы посещения занятий школьниками.

Ключевые слова: Мотивация, обучение, педагогика, общество, психология, обучающийся, мотив. Annotation. This article describes the concept of motivation and its role in the learning of students. The authors also considered the types of motivation. The article identifies the conditions for the development of students' motives. The authors conducted a study in the second, seventh and eleventh grades, and identified the main reasons for attending school classes.

Keywords .'Motivation, learning, pedagogy, society, psychology, student, motive.

Введение. Мотивация к обучению в школьном возрасте одна из важнейших задач, стоящая перед педагогом. Ее актуальность обуславливается потребностями современного общества в квалифицированных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.