Научная статья на тему 'Стратегия абсолютного лидерства в издержках в производстве масличных культур'

Стратегия абсолютного лидерства в издержках в производстве масличных культур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беликина А. В.

В статье аргументирован выбор стратегии абсолютного лидерства в издержках товаропроизводителями маслосемян подсолнечника в Волгоградской области. Рассмотрены рыночные условия, риски при стратегии абсолютного лидерства в издержках. С помощью системы «директ-костинг» рассмотрены пути снижения издержек при производстве маслосемян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Беликина А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия абсолютного лидерства в издержках в производстве масличных культур»

УДК 633.85

стратегия абсолютного лидерства в издержках в производстве масличных культур

Беликина А.В. - ФГБНУ НВНИИСХ

В статье аргументирован выбор стратегии абсолютного лидерства в издержках товаропроизводителями маслосемян подсолнечника в Волгоградской области. Рассмотрены рыночные условия, риски при стратегии абсолютного лидерства в издержках. С помощью системы «директ-костинг» рассмотрены пути снижения издержек при производстве маслосемян.

В статье аргументирован выбор стратег ии абсолютного лидерства в издержках товаропроизводителями маслосемян подсолнечника в Волгоградской области. Рассмотрены рыночные условия, риски при стратегии абсолютного лидерства в издержках. С помощью системы «директ-костинг» рассмотрены пути снижения издержек при производстве маслосемян.

Складывающиеся современные рыночные условия актуализируют разработку стратегии управления развитием производства перспективных и конкурентоспособных отраслей, к которым относится производство масличных культур. В условиях вступления России в ВТО отечественные сельхозтоваропроизводители вынуждены принимать участие в жесткой конкурентной борьбе с иностранными товаропроизводителями сельхозпродукции. По прогнозам, мировой рынок масличных культур имеет тенденцию к расширению и в среднесрочной перспективе прогнозируется 10-кратное увеличение по сравнению с 1964 г. Такой рост обусловлен увеличивающимся глобальным спросом на растительные масла и богатую белком пищу, возникшим вследствие роста доходов, увеличения населения и заботам о безопасности продуктов питания. По мнению российских экспертов некоммерческой организации «Масложировой союз России», баланс масличных культур к 2020 году будет составлять (при нынешней урожайности 1,1 т/га):

- 6-7 млн.т. - для внутреннего потребления;

- 5 млн.т. - для нужд животноводства, птицеводства;

- 5-6 млн.т. - для технических нужд и экспорта (строительные материалы, олеохи-мия и т.д.).

Основная задача современного агропромышленного комплекса - повышение его конкурентоспособности, этому будет способствовать выявление конкурентных преимуществ, свойственных только ему и дающих превосходство над конкурентами в экономической, технической и организационной сферах деятельности, а также стратегическое управле-

ние, способное в долгосрочной перспективе придать устойчивость и стабильность развитию производства для достижения поставленных целей.

Стратегия абсолютного лидерства в издержках при современном уровне производства масличных культур в регионе будет способствовать развитию их производства и укреплению конкурентоспособности.

Обеспечению абсолютного лидерства в издержках в производстве масличных культур будет способствовать интенсивнее создание производственных ресурсов экономически эффективного количества, достижение снижения издержек за счет инновационных технологий производства маслосемян, контроля затрат на всех стадиях производства продукции, снижать транзакционные издержки, работать с проверенными каналами сбыта продукции и пр. Тип стратегий абсолютного лидерства в издержках будет нацелен на то, что хозяйство намеренно добивается самых низких издержек производства маслосе-мян и реализации выращенной продукции. В результате этого подхода к формированию стратегии товаропроизводитель может за счет более низких цен на маслосемена других производителей добиться того, что будет занята большая доля рынка маслосемян. Товаропроизводитель, намеревающийся реализовать такой тип стратегии, должен иметь хорошую организацию производства, обеспечен оборотными средствами, иметь в арсенале инновационные технологии, обеспечен техникой и оборудованием, иметь налаженные каналы сбыта продукции. Для достижения наименьших издержек производства, в хозяйстве должны быть направлены все усилия на снижение себестоимости производимой продукции. Все меры по снижению издержек требуют от руководителей хозяйства четкого управления производством на всех этапах, контроля выполнения работниками своих обязанностей.

Низкие затраты в сравнении с конкурентами на рынке масличной продукции - основная цель стратегического управления, хотя

нельзя не уделять внимания качеству продукции. Достижение преимущества по низким издержкам хозяйство, занятое производством масличных культур, получает более высокие доходы в сравнении, с конкурентами, которых оно превосходит по издержкам. Обладая низкими издержками, хозяйство может получить прибыль, в условиях, когда у конкурентов издержки не позволяют получать доходы. Имея наименьшие издержки на производство мас-лосемян, производитель может выдержать снижение действия крупных покупателей, деятельность которых направлена на снижение рыночных цен на рынке маслосемян. Низкие издержки служат барьером для входа на рынок маслосемян других субъектов, желающих заниматься их производством.

Получение более высоких прибылей позволяет товаропроизводителю вкладывать часть прибыли в инвестиции по модернизации производства масличных культур, что позволит в свою очередь удерживать позиции в абсолютного лидерстве низких издержек в отрасли.

Рыночные условия для выбора подхода абсолютного лидерства в издержках:

- спрос на маслосемена эластичен по цене и однороден;

- преобладает ценовая конкуренция на масличную продукцию;

- различия в товаропроизводителях не значимы для покупателей маслосемян;

- функционирование на рынке крупных покупателей, которые могут снижать цены;

- маслосемена - однородная продукция на рынке, покупатель может приобрести ее у разных продавцов, товаропроизводителей, посреднических фирм;

- предприятие имеет доступ к производственным, трудовым ресурсам, есть другие пути снижения себестоимости продукции.

Рыночные риски, возможные при выборе подхода к формированию стратегии абсолютного лидерства в издержках:

- увлечение производства маслосемян, следовательно, увеличение предложения их на продовольственных рынках, и как следствие снижение цен на маслосемена до уровня издержек;

- появление технологических инновационных разработок, которые не дают преимущество в издержках;

- инфляционный рост издержек;

- появление новых дешевых товаров-заменителей производимых маслосемян.

Рисунок 1 - Зависимость себестоимости от объема производства семян подсолнечника в

Волгоградской области 2008-2012 гг.

Var2 - себестоимость

С помощью программы Statystica 7, построен график изменения себестоимости 1 ц маслосемян в зависимости от объемов производства, ц. Из приведенного графика можно заключить, что себестоимость снижается до 600 руб/ц с ростом объемов производства масличных культур, а при достижении объема производства свыше 4744,0 тыс. ц, себестоимость продукции имеет тенденцию к увеличению. При этом средняя цена за 1 ц маслосемян подсолнечника по данным Государственной службы Российской Федерации статистики составляла 1147,6 руб./ц [1]. Рассматривае-

мая стратегия выбирается при массовом производстве однородной не дорогой продукции и имеет стабильные, налаженные каналы её сбыта.

Таким образом, до уровня производства маслосемян подсолнечника 4744,0 тыс. ц производство маслосемян в регионе может увеличиваться, и при этом издержки на производство маслосемян будут снижаться, а, производители могут влиять на рыночные цены, удерживая абсолютное лидерство в издержках при существующих рыночных условиях. При средних ценах на маслосемена под-

солнечника в России 1147,6 руб/ц, издержки региональных товаропроизводителей составили около 600 рублей за 1ц. Разница между ценой на маслосемена подсолнечника и издержками - 547,6 рублей или 48%. Эффект масштаба производства, при увеличении количества производимых маслосемян удерживаются занимаемые позиции на рынке (ёмкость рынка составляет 13,5%) и уровня влияния на рынке, затраты на единицу продукции уменьшаются. Доля регионального рынка маслосемян подсолнечника определяется как удельный вес розничного товарооборота субъектов, реализующих маслосемена.

По литературным данным, себестоимость производства 1 ц маслосемян подсолнечника составляла в аналогичный период 600-610 рублей. Таким образом, региональные товаропроизводители имеют примерно равные издержки на производство маслосемян с товаропроизводителями Краснодарского края [2].

Эффективному управлению затратам в производстве масличных культур будет способствовать систематический анализ затрат. Изучение формирования издержек, в зависимости от изменения объемов производства, позволит быстро среагировать на изменения во внешней среде и принять решение по изменению ситуации, а производителю удерживать позиции абсолютного лидера в издержках. Расчеты в системе «директ-костинг» или «системе управления себестоимостью» [3, с. 22, 4], показали, что за исследуемый период 2008-2012 гг. в регионе в производстве семян подсолнечника сложилась ситуация, кода при максимальном объеме производства масло-семян 4744,1 тыс. тонн общая величина постоянных расходов составляла 1019249 тыс. рублей, общая величина переменных расходов 2069384 тыс. рублей, а при минимальном объеме производства за исследуемый период

- 2001,3 тыс. ц, постоянные расходы на производство маслосемян составили 1168362 тыс. рубль, общая величина переменных расходов

- 83977 тыс. рублей. Информация, поступающая из внешней среды о рыночных изменениях необходима, но внутренняя информация о формировании издержек на производство требует непрерывного контроля.

Удержанию абсолютного лидерства в издержках будет способствовать анализ степени реагирования издержек производства масло-семян в области на изменение объема производимых маслосемян. С помощью коэффициента реагирования затрат определено, что коэффициент реагирования затрат составлял в 2008 г. - 1,09, 2009 г. - 1,05, 2010 г. - 1,3, 2011 г. - 0,7, 2012 г. - 1,6. [5, с.24-25].

К=ДЪ/Д^ (1)

где К - коэффициент реагирования затрат

на изменения объема производства,

ДЪ - изменения затрат за период, в %;

ДN - изменения объема производства, в %,

По результатам проведенных расчетов, можно заключить, что в регионе за исследуемый период 2008-2012 гг. в производстве мас-лосемян преобладали прогрессивные затраты, исключение составил 2011 г., в котором преобладали дегрессивные затраты. Преобладание прогрессивных затрат, то есть прогрессивные затраты возрастают быстрее, чем объем производства маслосемян. В 2011 г. затраты на производство имели дегрессивный характер, то есть затраты возрастали медленнее, чем объем производства маслосемян. Для обеспечения снижения себестоимости мас-лосемян и повышения доходов сельхозпредприятия, необходимо, чтобы снижение де-грессивных расходов (ГСМ, электроэнергию, транспортные расходы) превышали рост пропорциональных расходов (оплата труда, затраты на оборотные средства и пр.).

Важным элементом анализа постоянных затрат для выявления резервов снижения издержек, является выделение полезных и бесполезных. Разделение затрат связано с неравномерным изменением большинства производственных ресурсов:

Z ^=z +Z6

const полезные бесполезные

(2)

Размер полезных и бесполезных затрат определяем по формуле:

бесполезные

=(N -Naa )* Z / N

v max эффекту * cons^ n

(3)

Полезные расходы на производство: Ъ N / Ъ V N (4)

полезные= эффект/ соп$^ та ^ 1

Подставив имеющиеся данные о затратах на производство маслосемян подсолнечника в 2012 году, определим сумму бесполезных затрат на производство маслосемян в 2012 г. 351724,08 тыс. рублей, а полезных 665974,75 тыс. рублей.

Итак, для выбора и реализации стратегии абсолютного лидерства в издержках, необходим непрерывный процесс анализа затрат на производство маслосемян, с целью снижения издержек на их производство.

Доля рынка Волгоградской области в Российской Федерации за исследуемый период составила около 13,5%. Относительно не высокая ёмкость рынка маслосемян подсолнечника на рынке маслосемян России не может оказывать влияние на колебания цен на продукцию, поэтому для удержания своих позиций на рынке маслосемян аграриям региона целесообразно принимать все меры, нацеленные на снижение издержек.

Таким образом, товаропроизводители маслосемян подсолнечника будут следовать принципам абсолютного лидерства в издерж-

ках, так как на региональном рынке функционируют множество товаропроизводителей маслосемян подсолнечника и из-за высоких

цен на маслосемена они могут получить более высокую прибыль в короткое время, чем занимаясь другими видами деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. www.gks.ru

2.http://vniimk.ru/files/text/Maslichnie_kultu-ri/148-149/d5f4caeae8fcbb3b37d0a7b2fcada383.pdf

3. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М.: ИНФРА-М, 1996

- С. 22.

4. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М.: ИНФРА-М, 1996 - с 24-25.

УДК 635.657

к ВОПРОСУ о ПЕРЕРАБОТКЕ НУТА В МУКУ

Павленко В. Н., д. с.-х. н. - ФГОУ ВПО ВолГАУ

Мукомольную промышленность считают важным звеном агропромышленного комплекса, поскольку она обеспечивает производство основных продуктов питания людей. Для хлебопекарной промышленности повышение белковой ценности хлебобулочных изделий является одной из важнейших задач. Очень эффективным является включение в рецептуру и состав хлеба пищевых по природе высокобелковых добавок, у которых содержанием лизина и метионина выше, чем в муке зерновых культур. К перспективному сырью, с этой точки зрения, относятся бобы нута.

Нут, поставляемый для продовольственных целей, должен соответствовать ГОСТ 8758-76, а по медико-биологическим требованиям и санитарным нормам качества продовольственного сырья и пищевых продуктов - СанПиН 1.3.2.1078-01.

Содержание белка в семенах нута варьируется от 20,1 до 32,4 %, который представлен в основном глобулинами (60-90 %) и альбуминами (10-20 %).

Биологическая ценность культуры определяется не только количеством белка, но и его качеством. Качество белка зависит от массовой доли в нем аминокислот и их сбалансированности. Как большинство бобовых культур, нут богат незаменимыми аминокислотами, но испытывает дефицит по серосодержащим аминокислотам. По биологической ценности нут превосходит чечевицу и горох, уступая только сое. Поэтому в изделиях с нутом повышается не только содержание белка, но и улучшается его качество. В белках нута высокое содержание лизина, метионина, треонина, триптофана. Таким образом, бобовая культура нут является весьма ценной для пищевой отрасли.

При помоле нута мука должна быть сформирована только за счет эндосперма, его крахмалистой части.

Для обеспечения постоянных режимов технологических операций, зерно перед размолом проходит сложную подготовку, которая предусматривает стабилизацию разнообразных свойств зерна на неизменном уровне.

Для достижения высоких результатов помола по выходу и качеству нутовой муки к партиям зерна, предназначенным для помо-

ла, предъявляют определенные требования: исходная влажность зерна должна быть не выше 13 %, содержание сорной примеси ограничивается на уровне 2 %, зерновой примеси - не более 5 %, зерен, пораженных фузарио-зом, - не выше 1 %. Уделяют большое внимание тщательной очистке зерна от примесей, гидротермической обработке (ГТО) с целью придания зерну оптимальных технологических свойств. Как основной вариант ГТО используют холодное кондиционирование.

Компоненты помольной партии различной исходной характеристики подготавливать к помолу рекомендуется раздельно.

В размольном отделении осуществляют операции измельчения и сортирования продуктов по крупности и добротности. Для обеспечения избирательного измельчения крахмалистой части эндосперма эти операции повторяются многократно. Этот процесс более эффективен при направлении на каждую систему измельчения однородных по размерам и добротности продуктов. Перед измельчением обязательно проводят доувлажнение зерна и отволаживание.

Крупность помола относится к важнейшим технологическим свойствам муки. Физико-химические и биохимические процессы, протекающие в муке, существенно зависят от степени ее измельчения.

Сортирование проводят в рассевах, на них же извлекают конечный продукт - муку.

Для получения 2-3 сортов муки и более проводят операцию их формирования путем объединения ряда потоков муки с различных технологических систем.

Нутовая мука, которую добавляют (в коли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.