Научная статья на тему 'Инновационные процессы в производстве масличных культур - основа для предпринимательской деятельности'

Инновационные процессы в производстве масличных культур - основа для предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАСЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ / РЫНОК / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беликина А. В.

В статье аргументированы направления предпринимательской деятельности в производстве масличных культур в Волгоградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные процессы в производстве масличных культур - основа для предпринимательской деятельности»

УДК 338:633

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРОИЗВОДСТВЕ МАСЛИЧНЫХ КУЛЬТУР -ОСНОВА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.В. Беликина - Нижне-Волжский НИИСХ - филиал ФНЦ агроэкологии РАН

В статье аргументированы направления предпринимательской деятельности в производстве масличных культур в Волгоградской области.

Сельскохозяйственное производство в современных экономических условиях сопряжено в основном с предпринимательской деятельностью - особым видом экономической активности, направленной на извлечение прибыли и основанной на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной идее предпринимателя [6]. Основные особенности аграрного предпринимательства связаны с тем, что сельскохозяйственное производство невозможно без использования земли в качестве основного средства производства [6], и с природно-климатическими условиями регионов, имеющими особенности в разделении труда и специализации производства. Для производства конкурентоспособной отечественной сельхозпродукции, в частности маслосемян, в связи с современными геополитическими изменениями, возникает острая необходимость обеспечения продовольственной безопасности при одновременном импортозамещении с поддержкой и модернизацией всего отечественного АПК и разработкой стратегии [3,5,6] производства масличных культур Данный вид деятельности часто связан с предпринимательством, так как товаропроизводителю необходимо соотносить свои возможности, ресурсы, необходимые для производства той или иной масличной культуры, востребованной на продовольственных рынках.

Предпринимательство в АПК - динамический процесс наращивания и развития материальных и финансовых ресурсов теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, не жалеет времени на создание собственного дела, предлагает покупателям новый товар или услугу. Данный товар или услуга не обязательно должны быть чем-то совершенно новым. Главное в том, чтобы предприниматель сумел придать им новое качество, увеличил их ценность, затратив на это необходимые силы и средства. Для предпринимательства характерны тесная связь с рынком, кооперация и разделение труда, самоокупаемость, отсутствие внешнеэкономического принуждения, свобода выбора способа действий, самостоятельность в принятии решений, использование наряду с личным участием предпринимателя в той или иной степени наемного труда, ориентация на получение прибыли [3]. Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве связана с новациями, имеющими свою специфику. Агроинновация - инновация, затрагивающая непосредственно (или опосредованно, в рамках технологической цепи) процессы, участниками которых являются человек, машина (оборудование, инструмент и пр.) и компонент окружающей среды (животное, растение и т.д.), существование которых в естественной среде (без участия человека) невозможно или возможно только с утратой базовых

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, масличные культуры, рынок, стратегия.

функциональных характеристик. Инновационное развитие экономики сельского хозяйства должно основываться на непрерывном технологическом совершенствовании, производстве высокотехнологической продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Основную часть прибыли товаропроизводители в агропромышленном комплексе должны получать за счет интеллекта новаторов, ученых.

Стратегическое управление в производстве масличных культур дает возможность решать вопросы планирования и внедрения инноваций, которые позволят отрасли развиваться количественно и качественно, т.е. целенаправленно на поиск новых элементов технологий, способствующих повышению экономической эффективности производства масличных культур, освоение новых рынков, снижение издержек производства масличных культур и повышение конкурентоспособности.

Основными задачами развития производства масличных культур выступают наращивание объемов производства масличного сырья, его диверсификация, снижение себестоимости продукции, ориентация на изготовление продукции с повышенной степенью переработки и наращивание экспортного потенциала, что позволит вести товаропроизводителю успешную предпринимательскую деятельность, для которой можно выбрать один из вариантов базовых конкурентных стратегий.

Реализации стратегии «Абсолютного лидерства в издержках» будет способствовать создание и привлечение производственных ресурсов для экономически эффективного выпуска продукции, применение инновационных технологий производства маслосемян, контроль затрат на всех стадиях производства продукции, снижение транзакцион-ных издержек, работа с проверенными каналами сбыта продукции и пр. Данный тип стратегии направлен на достижение самых низких издержек в производстве маслосемян и реализации выращенной продукции в сравнении с конкурентами, и захват большей доли рынка. Товаропроизводители, намеревающиеся реализовать такой тип стратегии, должны иметь эффективную организацию производства, инновационные технологии, технику и оборудование, налаженные каналы сбыта продукции, быть обеспеченными оборотными средствами. Достижению наименьших издержек производства будет способствовать снижение себестоимости производимой продукции, хотя нельзя не уделять внимания качеству продукции. Меры по снижению издержек требуют четкого управления производством на всех этапах контроля выполнения работниками своих обязанностей.

Достигнув преимуществ по низким издержкам, хозяйство получает более высокие доходы в сравнении с конкурентами, которых оно превосходит. Низкие издержки служат барьером для входа на рынок маслосемян других субъектов. Получение более высокой прибыли позволяет товаропроизводителю инвестировать дополнительные средства в модернизацию производства масличных культур,

его совершенствование, что позволит в свою очередь удерживать позиции в лидерстве низких издержек в отрасли.

На выбор стратегии «Абсолютного лидерства в издержках» оказывают влияние следующие факторы:

- спрос на маслосемена эластичен по цене и однороден;

- преобладает ценовая конкуренция на масличную продукцию;

- различия товаропроизводителей незначимы для покупателей маслосемян;

- функционирование на рынке более крупных покупателей, которые могут сбивать цены;

- маслосемена - однородная продукция на рынке, покупатель может приобрести её у разных продавцов, товаропроизводителей, посреднических фирм;

- хозяйство имеет доступ к производственным, трудовым ресурсам;

- возможны другие пути снижения себестоимости продукции.

При выборе подхода к формированию стратегии «Абсолютного лидерства в издержках» возникают следующие рыночные риски:

- рост производства маслосемян, следовательно, увеличение их предложения на продовольственных рынках, и, как следствие, снижение цен на маслосемена до уровня издержек;

- появление технологических инновационных разработок, которые не позволяют иметь преимущества в издержках;

- инфляционный рост издержек;

- появление новых дешевых товаров-заменителей маслосемян.

Как показал анализ, на снижение затрат влияет также эффект масштаба производства: при увеличении объема производимых маслосемян производителями удерживаются занимаемые позиции на рынке и влияние на рыночную ситуацию. Установлено, что в результате положительного эффекта масштаба производства масличных культур в Волгоградской области в 2008-2012 гг., себестоимость единицы продукции снижается до уровня 600 руб./ц при достижении объема производства 4744,0 тыс. ц, свыше этого объема производства себестоимость продукции будет иметь тенденцию к росту в результате действия отрицательного эффекта масштаба.

Итак, производство может увеличиваться до оптимального уровня 4744,0 тыс. ц в регионе, при этом издержки на производство маслосемян подсолнечника будут снижаться. В существующих рыночных условиях средние цены на семена подсолнечника в России составили 1147,6 руб./ц [8], а издержки региональных товаропроизводителей составили около 600 руб. за 1 ц, по данным других исследователей в среднем 705 рублей [2]. Себестоимость производства 1 ц семян подсолнечника в Краснодарском крае составляла в аналогичный период 600-610 руб. [7]; в республиках: Адыгея, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия (Алания), Карачаево-Черкесская, Чеченская; Ставропольский край, Ростовская область - 753,7 руб.; в Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской, Пензенской, Самарской, Ульяновской областях - 659,1 руб.; в республиках: Башкортостан, Татарстан - 728,6 руб.; Оренбургская, Курганская, Омская области - 676,5 руб.; Алтайский край - 701,3 руб. В среднем по Российской Федерации - 705 руб. [1]. Таким образом, региональные товаропроизво-

дители имеют меньшие издержки на производство семян подсолнечника по сравнению с товаропроизводителями ЮФО [7]и в целом по России, и могут конкурировать на рынке маслосемян в связи с явным преимуществом.

Итак, для выбора и реализации стратегии «Абсолютного лидерства в издержках», необходим непрерывный процесс анализа затрат на производство маслосемян, снижение или исключение неэффективных затрат. Предпринимательская деятельность товаропроизводителя в производстве масличных культур в этом случае будет заключаться в поиске новых инновационных путей снижения издержек в направлениях, связанных с эффективным использованием ресурсов.

Следующий вариант базовой стратегии - «стратегия дифференциации», предусматривающая дифференциацию производимой продукции или услуг, предлагаемых товаропроизводителем для реализации на рынке, которые являются в отрасли уникальными, обладая более высокой ценностью и качеством для потребителей. Стратегия дифференциации основывается на нуждах потребителей и может быть направлена на производство масло-семян с уникальными качественными характеристиками, отличающимися от тех, которыми насыщен потребительский рынок. Например, хозяйство может направить свои усилия на производство семян определенного качества, уровня маслично-сти, семян различных репродукций, оказание консультационных услуг по возделыванию сортов. Получению большего эффекта от стратегии дифференциации будет способствовать увеличение разнообразия деятельности сельхозорганизации по нескольким направлениям, что позволит иметь дополнительные доходы и не зависеть от одного вида продукции. При этом себестоимость повышается, что компенсируется за счет установления более высокой цены, и позволяет производителю уклониться от ценовой конкуренции, «разойтись» с конкурентами по разным рыночным сегментам [5]. Выбирая стратегию дифференциации продукта и услуг, товаропроизводитель должен быть готов к осуществлению непрерывного инновационного процесса в производстве продукции, управлении предприятием и сбытом произведенной продукцией. Источниками конкурентных преимуществ стратегии дифференциации будет являться уникальность производства продукции, услуг.

Стратегия дифференциации предполагает:

- высокое качество маслосемян и его гарантию;

- деловую репутацию сельхозпредприятия;

- широкий ассортимент производимых маслосе-мян;

- технологическое оснащение предприятия, инновации;

- послепродажное обслуживание, консультационные услуги по возделыванию масличных культур;

- квалификацию и опыт специалистов;

- выгодное географическое положение относительно инфраструктуры (элеваторы, транспортные пути);

- степень вертикальной интеграции в отрасли.

Факторами выбора стратегии дифференциации

являются:

- наличие отличительных характеристик и свойств производимой продукции, которые выделяются и ценятся покупателями маслосемян (ма-сличность, репродукция семян, редкие масличные культуры и пр.);

- существование большого числа покупателей, которым необходимы производимые маслосемена с заданными характеристиками, и спрос на производимую масличную продукцию;

- преобладание неценовой конкуренции;

- признаки дифференциации не могут быть получены вне особенных условий производства (определенная технология, специализация хозяйства-производителя).

Рыночные риски, возможные при выборе данного подхода к формированию стратегии:

- уровень цены производимых маслосемян может быть настолько большим, что для покупателей цена может оказаться слишком высокой, и они предпочтут продукцию других производителей, в том числе зарубежных, продукцию поставщиков товаров-заменителей;

- снижение спроса покупателей на дифференцированную продукцию.

Сильной стороной сельхозпредприятия в стратегии дифференциации является производство той продукции, которую сложно повторить, и организация её производства связана со значительными затратами (технические и технологические новшества, особенно защищенные патентами, авторскими свидетельствами, высокое качество продукции). В этом случае конкурентным преимуществом становится обладание правоохранными документами на возделываемые сортов масличных культур, недоступных другим предприятиям по производству маслосемян, которые вынуждены вести договорную деятельность с оригинаторами сортов, платить роялти, оплачивать консультационные услуги селекционеров, владеющими особенностями сортовых технологий и пр. Стратегия дифференциации защищает от конкурентного соперничества, поскольку иногда предприятие, производящее маслосемена, наделенные как уникальный продукт качествами, присущим только им, входит в число немногих, способных производить данную продукцию, и создает определенный спрос, снижает внимание покупателей к цене, создает барьер для вхождения в отрасль. Стратегия увеличивает чистую прибыль, что сглаживает проблему повышенных издержек и может быть препятствием для достижения большой доли рынка, так как понятие дифференциации подразумевает его уникальность и не может быть массовым. Примером дифференциации в производстве маслосемян может служить производство семян высших репродукций для реализации хозяйствам, возделывающим маслосемена. К примеру, в Волгоградском регионе имеются возможности для производства маслосемян сафлора красильного:

- во-первых, ведется селекционная работа по выведению сортов сафлора, следовательно, получаемые сорта защищены правоохранными документами;

- во-вторых, имеются благоприятные природно-климатические условия в регионе для его произрастания;

- в-третьих, наблюдается рост спроса на рынке масличных культур на семена культуры.

Внедрение технологии возделывания сафлора с использованием семян высших репродукций в ряде хозяйств региона (ООО «Имени Куйбышева» Серафи-мовического района, ООО «ОПХ «Камышинское») и соседних областей (ИП «Гусенко А.Ю.», Саратовской области), в 2012 г. позволило достичь рентабельности его производства 160-184%, и получить чистый доход 1300-1563 руб./га.

Таким образом, производя уникальную продукцию, предприниматель, выбравший стратегию дифференциации продукта, не зависит от одного вида продукции и получает дополнительную прибыль. Выбранная стратегия создает барьер для входа желающим заниматься производством семян масличных культур, так как необходимы земельные ресурсы, квалифицированные кадры, правоохранные документы на сорта масличных культур и пр.

Третий вариант базовой стратегии предусматривает «фокусирование». Стратегия основана на узкой специализации, и определяется как выбор ограниченной по масштабам сферы хозяйственной деятельности с резко очерченным кругом потребителей [5]. Действуя по принципам стратегии фокусирования, сельхозорганизация концентрирует свою деятельность на удовлетворении потребностей относительно небольшой группы потребителей, выпуске продукции определенного назначения, качества, оказании специфических услуг. Стратегия фокусирования в производстве масличных культур отличается от двух рассмотренных стратегий (лидерства в издержках и дифференциации), так как её фундаментом является выбор производства узкого продукта, круга услуг (послепродажного обслуживания, консультационных услуг по производству какой-либо масличной культуры, экспертной услуги при различного вида спорах и пр.) и занятие на рынке маслосырья определенной ниши для узкого круга потребителей (производство маслосемян определенному заказчику для специфических нужд). Концентрируя внимание на производстве определенного вида масличных культур, хозяйство рискует потерять большую долю прибыли, производя другие виды масличных культур.

Факторы выбора стратегии фокусирования:

- потребности в особых видах маслосемян;

- наличие рыночных ниш, обещающих рост потребности и получение дохода на рынке масличных культур, которые не заняты, или спроса на необходимые маслосемена;

- конкуренты-производители масличных культур не рассматривают нишу рынка определенного вида маслосемян в качестве возможного успешного производства и получения дохода из-за дополнительных затрат или возможных рисков, связанных с производством и реализацией;

- производственные ресурсы сельхозпредприятия не дают возможности удовлетворять потребности покупателей всего рынка, а позволяют эффективно обслуживать потребителей определенного вида маслосемян, составляющих рыночную нишу.

Рыночные риски, возможные при выборе стратегии фокусирования:

- рыночная ниша, которую наполняют производители, занимающиеся производством масло-семян, составляющих её основу, становится привлекательной, что приводит к его переполнению продукцией конкурентов;

- желание заработать на узкоспециализированном товаре, становиться велико, предложение маслосемян насыщенно, различия в ценах предприятий, действующих на этом рынке, настолько велики, что покупатели отказываются от маслосе-мян, обладающих узкими, специфическими свойствами, ранее необходимыми для потребителя;

- конкуренты из-за имеющихся более сильных конкурентных преимуществ по производству данного вида продукции могут проникнуть на выбран-

ный целевой рынок и завоевать более высокий уровень специализации в производстве данного вида маслосемян.

Примером перспективной предпринимательской деятельности по реализации стратегии фокусирования является возделывание маслосемян масличного рыжика для производства биотоплива. Сегодня, по оценкам экспертов потребность на рынке возрастает и составляет потребность в сыром масле в объеме 40-50 тыс. т в год. Рентабельность возделывания рыжика в нашей области в разных природно-климатических зонах варьирует от 95 до 197,9%. В области имеются необходимые ресурсы для занятия ниши или фокусирования на производстве масличного рыжика с высокой рентабельностью его производства.

Итак, реализация стратегии фокусирования возможна при производстве отдельных альтернативных подсолнечнику и другим традиционным масличным культурам, востребованных на рынке масличных культур.

Таким образом, можно заключить, что для успешной предпринимательской деятельности в производстве маслосемян в Волгоградской области возможно выбрать одну из трех базовых стратегий, которые определяются рыночными факторами в регионе:

- в стратегии «Абсолютного лидерства в издержках» предпринимательская деятельность будет заключаться в поиске новых инновационных путей снижения издержек в направлениях, связанных с эффективным использованием ресурсов;

- в рамках стратегии дифференциации перспективными видами деятельности в производстве масличных культур в регионе могут стать выбравшее стратегию дифференциации продукта, и не зависеть от одного вида продукции, получая дополнительную прибыль;

- реализация стратегии фокусирования возможна при производстве отдельных альтернативных традиционным масличным культурам, востребо-

ванных на рынке масличных культур.

Литература:

1. Абакумов И.Б. Формирование специализированных зон производства маслосемян в Российской Федерации: автореф. Дис. ...канд. экон. наук: 08.00.05. И.Б. Абакумов.

- Москва, 2014. - 26 с.

2. Абдулрагимов И.А. Инструменты интенсификации импортозамещения в АПК Российской Федерации / И.А. Абдулрагимов // Вопросы экономики и права. - 2015. -№ 3. - С 54.

3. Агеев, А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры/ А.И. Агеев; - М.: Наука, 1991. - 85 с.

4. Васильев К.А. Особенности развития предпринимательства в АПК / К.А. Васильев // Достижения науки и техники в АПК. - 2013. - №1. - С 55-56.

5. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. - С. 139.

6. Муфтиев Р.Г. О правовом регулировании предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе /Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 101.

- C. 219-222.

5. Суханова, И.Ф. Импортозамещение как фактор роста региональной экономики // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экон. Экол. 2014. -№ 2 (23). - С. 26-27.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» http://www.rg.ru/2014/07/03/ strategia-dok.html. Дата обращения: 20.10.2015 г.

7. http://vniimk.ru /files /text / Maslichnie_kulturi / 148-149/ d5f4caeae8fcbb3b37d0a7b2fcada383.pdf Дата обращения: 15.10.2015 г.

8. www.gks.ru Дата обращения: 15.10.2014 г.

INNOVATIVE PROCESSES IN THE PRODUCTION OF

OIL-YIELDING CROPS AS THE BASIS FOR ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Belikina, A. V. - Lower-Volga NIISKH, affiliate of FSC of Agroecology RAS

The article substantiates directions of entrepreneurial activity in the production of oil-yielding crops in Volgograd Province.

Keywords: entrepreneurial activity, oil-yielding crops, market, strategy.

" i&kA

в

г . îf® - ïSitfesHi , ; ;

m S

ц 9 ГЩ f ж

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.