Научная статья на тему 'Стратегии укрепления здоровья школьников через систему образования'

Стратегии укрепления здоровья школьников через систему образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
135
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Короткова М. О., Чирков В. И., Насыбуллина Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии укрепления здоровья школьников через систему образования»

Электронный научно-образовательный вестник "Здоровье и образование в XXI веке" №8, 2006 г. (Т. 8)

СТРАТЕГИИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ Короткова М.О., Чирков В.И., Насыбуллина Г.М.

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Ленинском и Верх-Исетском районах г.Екатеринбурга, ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия Росздрава», Екатеринбург

В современных условиях в сфере укрепления здоровья школьников одной из основных является проблема объединения ресурсов и усилий в этом направлении различных служб и структур на всех уровнях, налаживание их взаимодействия и интегрального сотрудничества. При этом образование должно выполнять системообразующую функцию в создаваемых коалициях, как определяющее стратегию воспитательного воздействия. Цель исследования: изучение эффективности системы образования во взаимодействии с другими ведомствами в области укрепления здоровья школьников на муниципальном уровне и обоснование рекомендаций по её оптимизации. Исследование выполнено в Ленинском районе г.Екатеринбурга и включало анализ состояния здоровья школьников, образа жизни учащихся, родителей и учителей, организации оздоровительной работы в школах, оценку организационно-функциональной структуры укрепления здоровья на муниципальном уровне.

В ходе исследования выявлены наиболее распространенные факторы риска для здоровья учащихся в образовательных учреждениях (ОУ): неудовлетворительное питание, нарушения режима обучения и высокие учебные нагрузки, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия, недостатки в организации физического воспитания, гигиенического обучения. В среде учащихся широко распространены факторы риска в образе жизни: низкая двигательная активность, нарушения режима сна, питания и учебных занятий, широкая приобщенность к потреблению психоактивных веществ, раннее начало половой жизни, низкая медицинская активность. Отмечается существенный недостаток гигиенических знаний, однако сформирована готовность к образованию в области здоровья. Среди учителей высока распространенность хронической патологии и плохого самочувствия, поведенческих факторов риска. Выявлена сопряженность между отношением учителей к собственному здоровью и уровнем знаний, необходимых для его укрепления, с одной стороны, и компетентностью осуществлять гигиеническое воспитание учащихся, с другой.

В 40% школ комплекс оздоровительных мероприятий в рамках школьных программ «Здоровье» реализуется более широко, чем в других ОУ, и сопровождается положительной динамикой по ряду показателей заболеваемости. В этих школах введены дополнительные образовательные программы по гигиеническому воспитанию, организована работа спортивно-оздоровительных центров и комплексов, медицинский контроль качества оздоровительной работы.

Укрепление здоровья школьников на муниципальном уровне обеспечивается путем координации работы различных служб и ведомств (через работу районного Координационного совета и межведомственных комиссий), реализации целевых оздоровительных программ, организации работы районных методических центров на базе школ. Ядром профилактической работы выступает система образования. Межведомственное взаимодействие способствует улучшению материально-технической базы образовательных учреждений, качества школьного питания, увеличению количества спортивных секций, введению образовательных программ по гигиеническому обучению, расширению объёмов летнего оздоровления детей, достижению лучших, в сравнении со средними по городу, показателей, характеризующих состояние здоровья школьников и условия воспитания и обучения. Основные проблемы в организации межведомственного взаимодействия по укреплению здоровья школьников района касаются медицинского и психологического обеспечения ОУ, оздоровления детей, страдающих хроническими заболеваниями, на базе ОУ в течение учебного года, укрепления здоровья персонала. В качестве важнейших стратегий поддержки оздоровительной работы в школах на муниципальном уровне следует считать: развитие сети «Школ содействия здоровью»; подготовку учителей в области «Культура здоровья», повышение уровня общего педагогического мастерства; экспертизу и содействие внедрению эффективных школьных стратегий укрепления здоровья; укрепление материально-техничес-кой базы ОУ; повышение доступности дополнительного образования; обеспечение диспансеризации детей и персонала ОУ; мониторинг качества укрепления здоровья в ОУ и уровня образованности учащихся в области «Культура здоровья».

Материалы VII Международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке»

Стр. [387]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.